ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПРАВЛЕНИЯ И ПЕРЕВОСПИТАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ……………………………………….5
1.1 Характеристика средств воспитания……………………………………….5
1.2. Психологические аспекты исправления и перевоспитания осужденных………………………………………………………………………7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ………………………………………………………………..13
2.1. Установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим)………………………..............................................................................13
2.2. Воспитательная работа…………………………………………….………18
2.3. Общественно полезный труд……………………………………………....20
2.4. Получение общего образования…………………………………………....23
2.5. Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных в местах лишения свободы……………………………………….26
2.6. Общественное воздействие на осужденных……………………………....28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПРИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..…33
Исправление осужденных считается главной составляющей уголовно-исполнительного право. Впервые законодательством был раскрыт такой термин, как «исправление осужденных» в статье 9 Уголовно-исправительного кодекса Российской Федерации, в которой исправление осужденных представлено как становление и побуждение осужденных к уважительному отношению к людям, традициям, обществу, правилам, труду и порядку в человеческом обществе, а также к правозаконному поведению. Раскрытие тезиса «исправление осужденных» дало возможность законодательству сделать еще на шаг вперед в развитии.
К основным средствам и методам исправления осужденных относятся:
- побуждение к уважительному отношению к каждому человеку;
- побуждение к уважительному отношению к труду;
- побуждение к уважительному отношению к обществу;
- побуждение к уважительному отношению к нормам общества, а также к традициям и правилам;
- побуждение к правозаконному поведению;
- компенсация причиненного вреда, потерпевшему.
Законодательством установлено, что суммарно эти показатели, побуждающие осужденного, приводят к достижению цели наказания, которое применено к осужденному. В свою очередь данные качества, которыми характеризуется личность осужденного, считаются главными человеческими параметрами, благодаря которым отражается способность человека в выборе деятельности, обусловленной сложившимися обстоятельствами.
Таким образом, в данном случае под исправлением понимают, главным образом, исправление в юридическом смысле. Еще одной целью наказания является необходимость достигнуть того чтобы после отбытия своего наказания осужденный больше не совершал нового преступления. Именно этим и определяется актуальность данной работы, потому что исправление осужденных несет в себе значительную социальную значимость.
Основные проблемы в области применения средств исправления осужденных описаны в трудах российских правоведов. Формирование личности осужденного, по мнению М.С. Рыбака, заключается не только в достижении цели исправления, но и в возвращении осужденного к самодостаточной социально-нормативной жизнедеятельности в обществе. По мнению М.С. Рыбака, исправление – это неустойчивое явление, даже если оно прошло благополучно, так как исправление не может гарантировать выполнения главной задачи, которая заключается в предотвращении совершения новых преступлений осужденным.
О.Г.Перминов считал, что исправление и ресоциализация осужденных является приоритетной целью исполнения наказания. Преимущественно следует сделать акцент на работах И. Ускачева, В.Б. Малинина, И.Л. Трунова, В.А. Кузьмина, Л.Б. Смирнова, В.М. Захцер, С. Шатова, М.Г. Гуссейнова, которые посвящены вопросам режима в воспитательных колониях и правовому регулированию средств исправления.
Целью данной курсовой работы является непосредственное исследование основных средств исправления осужденных.
Объект исследования – основные средства исправления осужденных.
Предмет исследования – применение основных средств исправления осужденных и их результативность.
Исходя из цели, были сформулированы задачи исследования:
- изучить и проанализировать основные средства и методы исправления осужденных;
- изучить порядок исполнения и отбывания наказания (режим).
При написании данной работы были использованы научные труды отечественных и зарубежных авторов, научно-популярная и учебная литература, а также нормативно-правовые акты.
Делая выводы, следует обратить внимание, что при применении наказаний в виде исправительных работ, обязательных работ, лишения свободы, ареста, ограничения свободы, ограничения по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части к осужденными применяются на равных условиях с карой и воспитательные и педагогические принципы, как меры исправительного воздействия.
Исправление осужденных – это развитие в них добросовестного отношения к другим гражданам, труду, обществу, нормам, правилам и традициям социальной среды и побуждение к законопослушному поведению. [16, c. 18]
Исправительное воздействие – это частный вид воспитательного процесса, который осуществляется в процессе исполнения приведенных выше наказаний. К мерам исправительного воздействия относятся:
1) общественно-полезный труд;
2) воспитательная работа;
3) общеобразовательная и профессиональная подготовка;
4) общественное воздействие;
5) часть режима, в которой отсутствуют элементы кары. [16, c. 22]
При осуществлении наказания в виде лишения свободы происходит сочетание его с мерами исправительного воздействия, то есть кара или ограничение в правах комбинируются с воспитательной работой, общественно-полезным трудом, обучением в школе, общественным воздействием, получением специальности.
Мы выяснили, что общественно-полезный труд осужденных является одним из элементов, который применяется для исправления осужденных, и считается основой для исправления.
Именно труд помогает выработать такие личностные черты, как осмысленное отношение к вверенному делу, бережное отношение к любым видам собственности, чувство общественности, организованность, трудолюбие, старательность и другие.
Воспитательная работа с осужденными направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, труду нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. [3, c. 305]
Она включает в себя комплекс мероприятий, которые обеспечивают нравственное, трудовое, правовое, физическое и другое воспитание осужденных.
Таким образом, можно сделать вывод, что:
1. Применение к осужденным мер исправительного воздействия – это особый вид воспитательного процесса, осуществляемый в процессе исполнения уголовных наказаний с целью исправления осужденного.
2. Исправительное воздействие осуществляется не только администрацией учреждений и органами, которые исполняют наказания, но и преподавателями школ, профессионально-технических училищ, общественностью.
3. Реализация мер исправительного воздействия только отчасти координируется уголовно-исполнительным законодательством, а процесс их применения в основном опирается на положениях психологии, педагогики и основ воспитания.
1) Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 31 июля 1957 г. // Советская юстиция. – 1992. – №2. – ч.I, ч. II.
2) Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).[WWW-документ] URL http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (2016. - 20 ноябрь).
3) Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 15.11.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Юридический консультант. - 2016. – 15 февраля - № 2 (249). – Ст. 122.
4) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы": Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. -1993. - №9. – Ст. 14-22.
5) "Об оперативно-розыскной деятельности": Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (действующая редакция, 2016) [WWW-документ] URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (2016. - 27 ноябрь).
6) "Об образовании в Российской Федерации": Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016) [WWW-документ] URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (2016. - 12 декабря).
7) "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания": Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (действующая редакция, 2016) // Юридический консультант. -2016. – 15 февраля - № 2 (249). С. 32 -34.
8) "Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении": Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1237 (ред. от 18.08.2008) // СЗ РФ. -1994. - №23. – ч.I, ч. II. - С. 13-20
9) "Об организации получения осужденными основного общего и среднего (полного) общего образования в вечерней (сменной) общеобразовательной школе воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.11.2005 N 7201): Приказ Минюста РФ от 21.11.2005 N 223 // [Электрон. ресурс]. Гарант: Справочно-правовая система. Версия F1, обновлен, на 03.01.2017.
10) Положение об организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. N 61/70) // [Электрон. ресурс]. Гарант: Справочно-правовая система. Версия F1, обновлен, на 07.01.2017.
11) Елеонский, В.А. Основные средства исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы/ В.А. Елеонский - М.: Новый Юристъ, 2010.- 590 с.
12) Игнатьев, А.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник/ А.А. Игнатьев – М.: Новый Юристъ. 2011. - 304с.
13) Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. А.И. Зубкова. – М.: Норма, 2009. – 193 с.
14) Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.В.Степашина. М.: Юристъ, 2011. – 204 с.
15) Коновалова, И.А. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций /И.А. Коновалова. – М.: МИЭМП, 2006. – 43 с.
16) Перминов, О.Г. Уголовно – исполнительное право РФ: Учебное пособие /О.Г. Перминов. – Пенза: ИИЦ ПГУ, 2005. – 148 с.
17) Перминов, О. Г. Уголовно-исполнительное право / О. Г. Перминов. - М.: Былина, 2011. - 240с.
18) Пономарев, П.Г. Эффективность правовых норм, регулирующих применение основных средств исправления и перевоспитания осужденных к лишению свободы / П.Г. Пономарев. - М.: Статут, 2012.- 327 с.
19) Станиславич, М.Я. Уголовно-исполнительное право / М.Я. Станиславич. - М.: Новый юрист, 2012. - 347 с.
20) Степанчикова, С.А. Уголовно-исполнительное право: Учебный курс (учебно-методический комплекс). Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения / С.А. Степанчикова // [WWW-документ] URL www.bankr.ru (2016. – 13 декабря).
21) Уголовно – исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX начала XX века/ Под ред. проф. А.И. Зубкова. – М.: Норма, 2013. – 530 с.
22) Уголовно – исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. – М.: Эксмо, 2010. – 768 с.
23) Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.С. Михлина. – М.: Юрайт, 2009. – 422 с.
24) Шиханцев, Г.Г. Юридическая психология /Г.Г. Шиханцев. - М.: ИНФРА-М, 2009.- 875 с.
25) Шебенин, В.Г. Об опыте работы ВУЗов в учреждениях уголовно-исполнительной системы.- Сетевой электронный научный журнал «Системотехника» / В.Г. Шебенин // [WWW-документ] URL http://systech.miem.edu.ru/ (2016. - 15 декабря).