Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры учащихся начальных классов
1.1 Сущностная характеристика формирования экологической культуры личности
1.2 Современные подходы к проблеме формирования
экологической культуры младших школьников
Глава 2. Педагогические технологии формирования экологической культуры школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»
2.1 Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры учеников
2.2 Применение электронных средств учебного назначения на уроках предмета «Окружающий мир»
Приложения
Актуальность исследования. На современном этапе развития общества остро стоит проблема духовного развития личности. В последнее десятилетие особую тревогу вызывает проблема взаимодействия природы и человека. Это обусловлено реальной экологической опасностью, которая является следствием вмешательства человека в природу.
Формирование отношения к окружающей среде и природе как её части не может происходить стихийно, поскольку это приводит к безответственности по отношению к природе.
Основная цель воспитания экологической культуры школьников - формирование ответственного и правильного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Концептуальные основы начального естественно-научного образования разработаны А.А.Вахрушевым, Н.Ф.Виноградовым, З.А.Клепининой, Л.Ф.Мельчаковым, А.В.Мироновым, Л.В.Моисеевой, А.А.Плешаковым; методика формирования природоведческих понятий - П.А.Завитаевым и др. Существенное значение для нашего исследования имеют диссертационные работы последних лет в области экологического образования в школе, выполненные Л.Е.Легостаевой, И.Т.Гайсиным, З.А.Хусаиновым, Т.И.Петровой, И.Ф.Токаревой, И.Ю.Солдаткиной, О.Ю.Бабайцевой, Н.В.Шигаповой и др., которые анализировали различные аспекты формирования экологических знаний, их мировоззренческую и культурную направленность, дисциплинарные связи, преемственность системы непрерывного экологического образования. Часто у выпускников школ преобладает потребительское отношение к природе: у них слабо развито восприятие экологических проблем как лично значимых, не сформирована потребность практического участия в реальной природоохранительной деятельности, отсутствуют, системные экологокраеведческие знания. Одной из причин неудовлетворительного состояния школьного экологического образования является недооценка использования экологических понятий, как одного из основных путей формирования экологической культуры учащихся в практике школ.
При изучении курса «Окружающий мир» возникает противоречие между достижениями информационных технологий и их недостаточным использованием при формировании экологической культуры младших школьников.
Изучение опыта работы школ, данные анкетирования школьников, свидетельствуют о том, что они мало бывают на природе, не умеют распознавать объекты флоры и фауны в естественной природной обстановке. Дефицит общения с природой негативно влияет на развивающуюся личность, порождает антигуманные формы взаимодействия детей с природным окружением. Отдельные практические мероприятия не всегда включаются в целостную систему и дают малый эффект.
На уроках « Окружающего мира» обозначилась проблема, что у школьников недостаточно развиты знания и умения по формированию экологической культуры.
Все приведенное выше обусловило выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры детей в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир».
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС НОО акцентируется на формировании универсальных учебных действий, достижении личностных и метапредметных результатов, что определяет специфику деятельности обучающегося, в ходе которой он должен не только узнать что- либо, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. В процессе разработки проектов идёт внедрение в учебный процесс и внеурочную деятельность метапредметных инструментов, позволяющих учить детей способам работы с информацией в ходе решения поставленных в проектах проблем, проявлять себя индивидуально или в группе, пробовать свои силы, прикладывать свои знания, приносить пользу, показывать публично достигнутый результат.
В современных условиях формирование экологической культуры детей в начальной школе становится особенно актуальным. Оно должно быть направлено на формирование познавательной самостоятельности и активности обучающихся, способности классного коллектива к самоорганизации.
Цель исследования - выявить условия формирования экологической культуры, разработать и теоретически обосновать педагогическую технологию, способствующую формированию экологической культуры младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
Объект исследования-процесс формирования экологической культуры детей при изучении курса «Окружающий мир».
Предметом исследования является методика формирования экологической культуры младших школьников при изучении курса «Окружающий мир». Цель, объект и предмет исследования определили постановку гипотезы исследования: формирование экологической культуры младших школьников будет успешным, если:
- выявлены и учтены содержание, структура, принципы, особенности сформированности экологической культуры младших школьников;
- определены условия и стимулы формирования у младших школьников экологической культуры;
- процесс формирования экологической культуры осуществляется в контексте формирования общей культуры и на основе уровней сформированности экокультуры.
Сформулированная цель и выдвинутая нами гипотеза дали возможность определить задачи исследования, решаемые в ходе педагогического эксперимента:
- теоретически и практически обосновать формирование экологической культуры учащихся в начальных классах;
- исследовать существующий уровень сформированности экологической культуры учащихся при изучении курса «Окружающий мир»;
- провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности реализации педагогических условий формирования экологической культуры учащихся.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез, анализ, обобщение научной литературы;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, групповые и индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент;
- статистические методы: обработка экспериментальных данных.
Этапы исследования охватывают период с 2014 по 2016 гг.
Первый этап (2014 г.) - определялись методологические, научно-педагогические позиции в соответствии с темой исследования, выявлялась проблема, формулировалась гипотеза, определялись цели и задачи исследования, разрабатывались и совершенствовались новые педагогические приёмы.
На втором этапе (2015 г.) осуществлялись разработка и апробация методической модели. Определялись организационно-педагогические условия её успешного внедрения в образовательный процесс, разрабатывалось его научно-методическое обеспечение. Проверялись основные положения формирующего эксперимента, разрабатывалась и в ходе апробации корректировалась программа действий, уточнялась гипотеза.
На третьем этапе (2016 г.) осуществлялись анализ, научно-теоретическое обобщение и интерпретация полученных в ходе эксперимента данных. Осуществлялось оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлены условия формирования экологической культуры младших школьников (методическое обеспечение, технология, материальная база)
- теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена личностно ориентированная технология формирования экологической культуры младших школьников;
- создано учебно-методическое обеспечение (практические задания, теоретический материал, оценочный инструментарий) формирования экологической культуры у младших школьников в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертационного исследования нашли применение в учебном процессе общеобразовательной средней школы. Могут найти применение при подготовке учителей, методистов, работающих с учащимися начальных классов в средних общеобразовательных школах.
Апробация результатов исследования проходила в урочной и внеурочной деятельности преподавания «Окружающего мира» во время педагогической, производственной практики и исследовательской работы на базе гимназии №155 Ново-Савиновского района г. Казани.