Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №52051

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

педагогика

Объем работы100
Год сдачи2016
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
339
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры учащихся начальных классов
1.1 Сущностная характеристика формирования экологической культуры личности
1.2 Современные подходы к проблеме формирования
экологической культуры младших школьников
Глава 2. Педагогические технологии формирования экологической культуры школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»
2.1 Роль педагогических технологий в формировании экологической культуры учеников
2.2 Применение электронных средств учебного назначения на уроках предмета «Окружающий мир»
Приложения


Актуальность исследования. На современном этапе развития общества остро стоит проблема духовного развития личности. В последнее десятилетие особую тревогу вызывает проблема взаимодействия природы и человека. Это обусловлено реальной экологической опасностью, которая является следствием вмешательства человека в природу.
Формирование отношения к окружающей среде и природе как её части не может происходить стихийно, поскольку это приводит к безответственности по отношению к природе.
Основная цель воспитания экологической культуры школьников - формирование ответственного и правильного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Концептуальные основы начального естественно-научного образования разработаны А.А.Вахрушевым, Н.Ф.Виноградовым, З.А.Клепининой, Л.Ф.Мельчаковым, А.В.Мироновым, Л.В.Моисеевой, А.А.Плешаковым; методика формирования природоведческих понятий - П.А.Завитаевым и др. Существенное значение для нашего исследования имеют диссертационные работы последних лет в области экологического образования в школе, выполненные Л.Е.Легостаевой, И.Т.Гайсиным, З.А.Хусаиновым, Т.И.Петровой, И.Ф.Токаревой, И.Ю.Солдаткиной, О.Ю.Бабайцевой, Н.В.Шигаповой и др., которые анализировали различные аспекты формирования экологических знаний, их мировоззренческую и культурную направленность, дисциплинарные связи, преемственность системы непрерывного экологического образования. Часто у выпускников школ преобладает потребительское отношение к природе: у них слабо развито восприятие экологических проблем как лично значимых, не сформирована потребность практического участия в реальной природоохранительной деятельности, отсутствуют, системные экологокраеведческие знания. Одной из причин неудовлетворительного состояния школьного экологического образования является недооценка использования экологических понятий, как одного из основных путей формирования экологической культуры учащихся в практике школ.
При изучении курса «Окружающий мир» возникает противоречие между достижениями информационных технологий и их недостаточным использованием при формировании экологической культуры младших школьников.
Изучение опыта работы школ, данные анкетирования школьников, свидетельствуют о том, что они мало бывают на природе, не умеют распознавать объекты флоры и фауны в естественной природной обстановке. Дефицит общения с природой негативно влияет на развивающуюся личность, порождает антигуманные формы взаимодействия детей с природным окружением. Отдельные практические мероприятия не всегда включаются в целостную систему и дают малый эффект.
На уроках « Окружающего мира» обозначилась проблема, что у школьников недостаточно развиты знания и умения по формированию экологической культуры.
Все приведенное выше обусловило выбор темы исследования: «Формирование экологической культуры детей в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир».
Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения привело к перестройке организационной и методической деятельности на уровне образовательного процесса. Особое внимание в ФГОС НОО акцентируется на формировании универсальных учебных действий, достижении личностных и метапредметных результатов, что определяет специфику деятельности обучающегося, в ходе которой он должен не только узнать что- либо, но и научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. В процессе разработки проектов идёт внедрение в учебный процесс и внеурочную деятельность метапредметных инструментов, позволяющих учить детей способам работы с информацией в ходе решения поставленных в проектах проблем, проявлять себя индивидуально или в группе, пробовать свои силы, прикладывать свои знания, приносить пользу, показывать публично достигнутый результат.
В современных условиях формирование экологической культуры детей в начальной школе становится особенно актуальным. Оно должно быть направлено на формирование познавательной самостоятельности и активности обучающихся, способности классного коллектива к самоорганизации.
Цель исследования - выявить условия формирования экологической культуры, разработать и теоретически обосновать педагогическую технологию, способствующую формированию экологической культуры младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
Объект исследования-процесс формирования экологической культуры детей при изучении курса «Окружающий мир».
Предметом исследования является методика формирования экологической культуры младших школьников при изучении курса «Окружающий мир». Цель, объект и предмет исследования определили постановку гипотезы исследования: формирование экологической культуры младших школьников будет успешным, если:
- выявлены и учтены содержание, структура, принципы, особенности сформированности экологической культуры младших школьников;
- определены условия и стимулы формирования у младших школьников экологической культуры;
- процесс формирования экологической культуры осуществляется в контексте формирования общей культуры и на основе уровней сформированности экокультуры.
Сформулированная цель и выдвинутая нами гипотеза дали возможность определить задачи исследования, решаемые в ходе педагогического эксперимента:
- теоретически и практически обосновать формирование экологической культуры учащихся в начальных классах;
- исследовать существующий уровень сформированности экологической культуры учащихся при изучении курса «Окружающий мир»;
- провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности реализации педагогических условий формирования экологической культуры учащихся.
Методы исследования:
- теоретические методы исследования: изучение педагогической и методической литературы по проблеме исследования, синтез, анализ, обобщение научной литературы;
- эмпирические методы: педагогическое наблюдение, групповые и индивидуальные беседы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент;
- статистические методы: обработка экспериментальных данных.
Этапы исследования охватывают период с 2014 по 2016 гг.
Первый этап (2014 г.) - определялись методологические, научно-педагогические позиции в соответствии с темой исследования, выявлялась проблема, формулировалась гипотеза, определялись цели и задачи исследования, разрабатывались и совершенствовались новые педагогические приёмы.
На втором этапе (2015 г.) осуществлялись разработка и апробация методической модели. Определялись организационно-педагогические условия её успешного внедрения в образовательный процесс, разрабатывалось его научно-методическое обеспечение. Проверялись основные положения формирующего эксперимента, разрабатывалась и в ходе апробации корректировалась программа действий, уточнялась гипотеза.
На третьем этапе (2016 г.) осуществлялись анализ, научно-теоретическое обобщение и интерпретация полученных в ходе эксперимента данных. Осуществлялось оформление результатов исследования.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- выявлены условия формирования экологической культуры младших школьников (методическое обеспечение, технология, материальная база)
- теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена личностно ориентированная технология формирования экологической культуры младших школьников;
- создано учебно-методическое обеспечение (практические задания, теоретический материал, оценочный инструментарий) формирования экологической культуры у младших школьников в начальной школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертационного исследования нашли применение в учебном процессе общеобразовательной средней школы. Могут найти применение при подготовке учителей, методистов, работающих с учащимися начальных классов в средних общеобразовательных школах.
Апробация результатов исследования проходила в урочной и внеурочной деятельности преподавания «Окружающего мира» во время педагогической, производственной практики и исследовательской работы на базе гимназии №155 Ново-Савиновского района г. Казани.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ