Введение 3
1. Теоретические основы налогообложения доходов физических лиц
1.1. Экономическая сущность налогообложения доходов физических лиц 5
1.2. История возникновения и развития налогообложения доходов физических лиц 13
1.3. Механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в России 24
2. Анализ действующей практики налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации 32
2.1. Анализ формирования налоговой базы и структуры начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемого налоговыми агентами 32
2.2. Анализ декларирования доходов физических лиц 44
2.3. Анализ поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации 52
3. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации 62
3.1. Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и возможности его использования в России 62
3.2. Пути развития налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации 72
Заключение 87
Список использованных источников 90
Приложения
Налоговая система является важнейшим элементом рыночной экономики. В современном обществе налоги — это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части федерального, региональных и местных бюджетов любой развитой страны. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, а также на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития страны. Среди налогов, уплачиваемых в бюджет Российской Федерации, одним из значимых по суммам поступлений в бюджет является налог на доходы физических лиц. Данный налог носит социальный характер и воздействует на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни.
Налог на доходы физических лиц является важнейшим источником формирования бюджета. Он выступает валовой частью внутреннего продукта, формируемого в процессе производства при помощи человеческого труда, капиталов и природных ресурсов. Налоговые отчисления производят участники экономического процесса, то есть физические лица, получающие доход. Изъятие в пользу общества установленной доли валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса является сутью любого налога.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем, что налог на доходы физических лиц является одним из значимых налогов в мировой практике налогообложения, уплачиваемым с личных доходов населения. Данный налог стоит в центре внимания любой налоговой системы и является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть экономическую сущность налогообложения доходов физических лиц;
- изучить историю возникновения и развития налогообложения доходов физических лиц;
- рассмотреть механизм исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в России;
- провести анализ формирование налоговой базы и структуры начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами;
- проанализировать декларирование доходов физических лиц в Российской Федерации;
- проанализировать поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации;
- изучить зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и определить возможности его использования в России;
- выявить основные пути развития налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации.
При написании работы использованы законодательные и нормативно-правовые акты по налогообложению, труды зарубежных и отечественных ученых, специалистов в области теории и практики налогообложения физических лиц, социальной политики государства, материалы периодических изданий, научных конференций, а также статистическая информация с официальных источников.
Налог на доходы физических лиц занимает особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами. Он является разновидностью налога, отличительной особенностью которого является взимание его с доходов физических лиц в консолидированный бюджет РФ. Сущность налога на доходы физических лиц проявляется через его функции: фискальную, регулирующую и контрольную. С помощью фискальной функции происходит отчуждение части доходов граждан для содержания армии, государственного аппарата, а также той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников дохода. Регулирующая функция через налоги на доходы физических лиц целенаправленно воздействует на уровень личного потребления, платежеспособный спрос и сбережения населения. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налога в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налогообложение доходов физических лиц. Все эти функции показывают, каким образом реализуется общественное назначение налогов, выявляют их внутреннее содержание и социально-экономическую сущность.
Налог на доходы физических лиц относится к числу федеральных налогов. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. За исчисление и уплату налога на доходы физических лиц в основном отвечают налоговые агенты - организации, учреждения и индивидуальные предприниматели. Это связано с тем, что основная доля доходов по налогу на доходы физических лиц в бюджет поступает именно от налоговых агентов. Они призваны исполнять налоговое законодательство в интересах государства, упрощая при этом процессы уплаты налогов, снижая издержки по администрированию налога на доходы физических лиц. Правильность и своевременность исчисления и уплаты налога являются основной обязанностью налогового агента как налогоплательщика налога на доходы физических лиц.
Проанализировав налоговую базу и структуру начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами по форе 2-НДФЛ нами было выявлено, что за 2013-2015 годы в целом по России наблюдается снижение сумм доходов физических лиц, а также наблюдается увеличение сумм налога, не удержанная налоговыми агентами.
Также было выявлено, что наибольшую долю среди всех видов доходов занимают доходы в виде вознаграждения, полученных налогоплательщиком за выполнение трудовых или иных обязанностей, который за анализируемый период составляли более 60%. Наибольшая сумма налога на доходы физических лиц, исчисленная налоговым агентом приходится на ставку 13%, доля которого составляет более 90%.Такая же тенденция наблюдается и по Республике Татарстан.
В настоящее время предусмотрена отчетность по форме №7-НДФЛ «Отчет о налоговой базе и структуре начисления по расчету сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом. Отчет формируется на основании расчетов сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ.
Наблюдается нестабильная динамика по продекларированным суммам доходов физических лиц налоговыми агентами по различным налоговым ставкам. Наибольшие суммы приходятся на доходы физических лиц, облагаемых по ставке 13%. Так, за 2013-2015 годы наблюдается ежегодное увеличение сумм налоговой базы по налогу на доходы физических лиц по ставке 13%. Кроме того, следует отметить тот факт, что кроме декларирования доходов физических лиц налоговыми агентами, существует также самостоятельный способ декларирования доходов и налоговые вычетов. Ежегодно увеличивается общая сумма дохода, заявленная налогоплательщиками, в представленных налоговых декларациях.
Нами были проанализированы поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации как в целом по России, так и по федеральным округам, а также более подробно по Приволжскому федеральному округу. Доля налога на доходы физических лиц в налоговых доходах консолидированного бюджета Российской Федерации за анализируемый период составляют более 20%. Таким образом, налог на доходы физических лиц составляет значительную часть бюджета Российской Федерации. На величину поступление подоходного налога в бюджет оказывают влияние такие экономические факторы, как среднедушевой денежный доход населения (прямое влияние), среднегодовая заработная плата (прямое влияние), среднегодовой численность населения, занятого в экономике (косвенное влияние) и индекс роста потребительских цен (косвенное влияние).
В ходе исследования налогообложения доходов физических лиц нами были выявлены следующие проблемы:
- несоответствие налога на доходы физических лиц требованиям справедливого налогообложения;
- предоставляемые налоговые вычеты, не обеспечивают социальное равенство;
- отсутствие семейного налогообложения.
Для решения рассматриваемых проблем налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации необходимы следующие мероприятия.
1. Следует ввести необлагаемый минимум по налогу на доходы физических лиц, который должен соответствовать уровню прожиточного минимума. Необлагаемый минимум должен является инструментом социальной поддержки граждан с низким уровнем дохода.
2. Необходимо увеличить социальный налоговый вычет на обучение детей, так как фактические расходы на обучение детей не соответствуют действующему размеру социального налогового вычета на обучение детей.
3. Опираясь на опыт Франции необходимо в перспективе ввести семейное налогообложение.
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Юрайт-Издат., 2017.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации офиц. текст. - М.: Экзамен, 2017.
3. Семейный кодекс Российской Федерации: офиц. Текст. - М.: Экзамен, 2017.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации офиц. текст. - М.: Экзамен, 2017.
5. О действующих налоговых ставках НДФЛ [Электронный ресурс]: Письмо Минфина РФ от 29.01.2014 г. №03-04-05/3291 // Информационно-правовая система «Консультант плюс». - Последнее обновление 30.04.2017.
6. О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц [Электронный ресурс] Приказ Министерства по налогам и сборам РФ от 27.07.2004. №: САЭ-3-04/440 // Информационно-правовая система «Консультант плюс». - Последнее обновление 30.04.2017.
7. Абдурахманов О.К. Налоговые системы зарубежных стран: монография / Абдурахманов О. К. - М.: Палеотип, 2006.
8. Акимова В.М. Налог на доходы физических лиц. Комментарий (постатейный) к главе 23 НК РФ / Акимова В.М. - М.: ООО ИИА «Налог Инфо», ООО «СТАТУС-КВО 97», 2008.
9. Алексеенко М.М. Взгляд на развитие учения о налоге / Алексеенко М.М. // Харьков. 1870.
10. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение / Алиев Б.Х. - М.: Финансы и статистика, 2013.
11. Барулин С.В. Теория и история налогообложения / Барулин С.В. - М.: Экономистъ, 2008.
12. Болдырев Г.И. Подоходный налог на Западе и в России / Болдырев Г.И. // Ленинград, 2014.
13. Быков С.С. Классификация налоговых льгот как условие и этап оценки их эффективности / Быков С. С. // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2013. - № 5.
14. Габдурахманов И.С. Прогрессирует ли НДФЛ в своей плоскости? / Габдурахманов И.С. - 2013 г.
15. Гейц Н.В. Налоги и сборы, уплачиваемые физическими лицами Гейц Н.В. - М. - 2006.
16. Дадашев А.З. Лобанов А.В. Налоговое администрирование в РФ / Дадашев А.З. // - М: Книжный мир 2010.
17. Джебко В.И. К вопросу об установлении необлагаемого минимума в РФ / Джебко В.И. // Молодежь и наука: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2013.
18. Доренко К.С. Социальная политика США, стран ЕС и России и на современном этапе: приоритеты, принципы, правовое обеспечение / К.С. Доренко // Право и управление. XXI век. - М.: 2012.
19. Евневич М.А. Особенности российских интегрированных бизнес-групп и управление ими / Евневич М.А. // Российский экономический интернет-журнал. - 2006. - № 4.
20. Евневич М.А. Интегрированные бизнес-группы в современной России: уточнение определения и классификация для целей управления / Евневич М.А. // Вестник СПбГУ, (Экономика). - 2007. - № 1.
21. Евневич М.А. Консолидированная группа налогоплательщиков как институт холдингового типа / Евневич М.А. // Вестник СПбГУ, сер. 5 (Экономика). - 2013. - №3.
22. Ермакова Е.А. Роль налога на доходы физических лиц в формировании доходов местных бюджетов Российской Федерации / Е.А. Ермакова // Финансы и кредит. - 2013. - № 47.
23. Иванов А.П., Бунина Е.М. Инвестиционная активность и доходы населения / Иванов А.П., Бунина Е.М. //Финансы. -2006. - №1.
24. Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А., Петухова Р.А. Налоги и налогообложение. Схемы и таблицы. / Иванова Н.Г., Вайс Е.А., Кацюба И.А., Петухова Р.А // СПб. Питер. 2001.
25. Кашин В.А., Абрамов М.Д. О налоговых системах Ирландии и Швеции /
Кашин В.А., Абрамов М.Д. // Налоги и налогообложение. - 2008. - №12.
26. Кашин И.С. О применении главы 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ / Кашин И.С. // Налоговый вестник. - 2004. - № 4.
27. Князева В.Г., Черника Д.Г. Налоговые системы зарубежных стран / Князева В.Г., Черника Д.Г. - М.: 1997.
28. Котова Е.В. Проблемы формирования предпринимателями профессиональных вычетов по НДФЛ / Котова Е.В. // Предприниматель без образования юридического лица. ПБОЮЛ. - 2006. - №2.
29. Кочнев С.М., Федоренко А.О., Федоренко О.В. Анализ эффективности налогового администрирования и разработка предложений по ее повышению / Кочнев С.М., Федоренко А.О., Федоренко О.В. // ГОУ ВПО УГТУ-УПИ. 2008.
30. Кузьменко В.В., Бескоровайная Н.С., Таран И.Л. Перспективы реализации социальной функции налогов / Кузьменко В.В., Бескоровайная Н.С., Таран И.Л. // Финансы и кредит. - 2007. - №9.
31. Куликов Н.И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Куликов Н.И., Куликова М.А., Назарчук Н.П. - Тамбов: 2013.
32. Лебедева Е.К. Статья «НДФЛ: история и современность» / Лебедева Е.К. 2015.
33. Маслова Т.В. Прямое налогообложение как инструмент налогового регулирования / Маслова Т.В. // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2006. - № 4.
34. Мишустин М.В. Повышение качества и эффективности налогового администрирования / Мишустин М.В. // Журнал «Российский налоговый курьер». 28.06.2015.
35. Осипова Е.С. Прогрессивное налогообложение доходов как условие социальной справедливости / Е.С. Осипова // "Налоги" (журнал). 2016.
36. Пансков, В.Г. Взаимоотношения государства и налогоплательщиков/ В.Г. Пансков // Финансы. - 2011. - №12.
37. Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов / Пушкарева В.М. // Учеб. пособие. — М.: 1996.
38. Свистун С.П., Новиков А.А. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц в современной России / Свистун С.П., Новикова А.А. // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. - 2015. - № 11.
39. Соболев М.Н. Очерки финансовой науки / Соболев М.Н. 2014.
40. Сошникова, А.В. Налог на доходы физических лиц в системе государственного регулирования экономики / А. В. Сошникова // Финансовый журнал. Издательство: Научно-исследовательский финансовый институт. - М.: 2011.
41. Савина О.Н. Семейное налогообложение как инструмент усиления социализации налоговой политики на современном этапе / Савина О.Н // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 20.
42. Улюкаев А.Н. Российские экономические реформы во второй половине 90-х годов: политические и финансово-экономические проблемы / Улюкаев А.Н. - М.: ИЭПП. 1999.
43. Шипилова П.С. Реализация социальной функции налогообложения в современных условиях / Шипилова П.С. // Вестник Саратовского Государственного социально-экономического Университета: 2009.
44. Эеберг К.Т. Современные налоги на Западе / Эеберг К.Т. // Петроград: 1923.
45. Ягумова З.Н., Тлостанова К.К. Перспективы совершенствования налога на доходы физических лиц / Ягумова З.Н., Тлостанова К.К. // Молодой ученый. 2017.
46. Корпоративный менеджмент [Электронный ресурс]: Сборник методической и аналитической информации, 2017. - Режим доступа: www.cfin.ru
47. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс] Организация экономического сотрудничества и развития, 2015. - Официальный сайт министерства экономического развития Российской Федерации, 2017. - Режим доступа: www.economy.gov.ru
48. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчеты о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей за 2013 - 2015 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа: http:///www.nalog.m
49. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на доходы физических лиц, удерживаемому налоговыми агентами за 2013 - 2015 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа: http:///www.nalog.ru
50. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Отчет о
декларировании доходов физическими лицами за 2013 - 2015 года. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы, 2017. - Режим доступа: http:///www.nalog.ru
51. Министерство финансов России [Электронный ресурс]: Основные
направления налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов. - Официальный сайт министерства финансов России, 2017. - Режим доступа: www.minfin.ru
52. Федеральное казначейство [Электронный ресурс]: Отчет об исполнении
консолидированного бюджета Российской Федерации за 2012-2015. -
Официальный сайт Федерального казначейства, 2017. - Режим доступа: www.roskazna.ru
53. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Россия в цифрах. Краткий статистический сборник. 2016. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2017. - Режим доступа: http://www. gks.ru/