Повседневность воспитанников Казанского Императорского университета (1862-1917 гг.)
|
Введение 2
Повседневность студентов Казанского Императорского университета в период царствования Александра II 12
Повседневность студентов Казанского Императорского университета в период правления Александра III 28
Повседневность студентов Казанского Императорского университета в период правления Николая 2 43
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 61
Приложение
Повседневность студентов Казанского Императорского университета в период царствования Александра II 12
Повседневность студентов Казанского Императорского университета в период правления Александра III 28
Повседневность студентов Казанского Императорского университета в период правления Николая 2 43
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 61
Приложение
Студенчество конца XIX начала XX века представляло особую, постоянно меняющуюся социальную группу, «маргинальную, по всем граням своего бытия» , но при этом сыгравшую значительную роль в общественной жизни Российской империи. Интерес к изучению истории университетов и студенчества конца XIX начала XX века всегда был и остается актуальным в исторической науке. Если в советское время студенчество рассматривалось больше с точки зрения политической истории и изучались лишь аспекты, связанные с народническим и революционным движением молодежи, то в постсоветское время студенчество рассматривается, как отдельная социальная группа, с присущей только ей духовно-культурной жизнью, материально-бытовым положением и социальным поведением. Теперь студент выступает, как компонент повседневности, «важной и неотъемлемой части человеческой истории и культуры» , что представляет особый интерес для современных исследователей. Изучение истории повседневности приобретает все большую популярность в исторической науке. В центре внимания исследователей становится «изучение стереотипов мышления, идеалов, ментальности, установок и картин мира» человека и различных социальных групп в определенную историческую эпоху. До сих пор студенчество остается отдельной особенной социальной группой, обладающей определенным общественным статусом и положением, со своей спецификой, характерными чертами и образом жизни, изучение которых в историческом контексте делает наше исследование актуальным.
Цель исследования: изучить повседневность студенчества Казанского Императорского университета с 1862 по 1917 год.
Задачи исследования:
1. Проанализировать правовое положение студентов Казанского Императорского университета в периоды правления Александра II, Александра III и Николая II;
2. Выявить особенности социокультурного развития студенчества Казанского императорского университета конца XIX начала XX века;
3. Рассмотреть бытовое и материальное положение студентов Казанского Императорского университета в конце XIX начале XX века. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1862 по
1917 год. Это обусловлено тем, что с 1862 гг. в Казанский Императорский университет назначается новый попечитель, Ф.Ф. Стендер и в это же время завершается разработка нового Университетского устава. Крайние хронологические рамки обусловливаются 1917 годом, так как в результате двух революций в стране произошла смена власти и университет прекратил свое существование как императорский.
Объект исследования: студенчество Казанского Императорского университета.
Предмет исследования: повседневность студентов Казанского Императорского университета конца XIX начала XX века.
Методология исследования. В основу анализа повседневности студенчества Казанского императорского университета положены принципы историзма, объективности и системности. Основными специальными методами исторического исследования стали:
- Историко-сравнительный (метод использовался для выявления особенностей условий жизни, материального и правового положения студенчества в периоды правлений Александра II, Александра III и Николая II);
- Системно-структурный метод (метод использовался для определения данной социальной группы, как части системы университетской корпорации Казанского Императорского университета и взаимоотношений внутри неё);
- Историко-генетический (метод использовался в процессе исследования изменения численности и состава студенчества, выявления особенностей социо-культурной среды учащихся конца XIX начала XX века.).
Источниковую базу исследования можно разделить на три вида письменных источников: законодательные акты, делопроизводственные источники и, воспоминания и мемуары.
Обширный комплекс источников представляют законодательные документы. Они издавались в виде специальных сборников постановлений. В этих сборниках были прописаны указы императора, касающиеся регулирования учебных заведений и уставы университетов. В нашем исследовании были использованы Уставы 1863 и 1884 года, которые являлись основными законодательными актами, регулировавшими права и обязанности преподавательского состава, университетского совета, ректора и студентов. Правовое положение университета очень часто менялось, по причине частых студенческих выступлений и протестов, из-за этого нередко пункты устава подвергались корректировке, поэтому помимо основных законодательных источников, нами были рассмотрены, предложенные в начале XX века проекты нового устава и Временные правила 1905 года , которые действовали в Казанском университете вплоть до 1917 года. Эти законодательные документы регулировали учебную повседневность студентов, а с 1880-х годов контролировали и вне учебную деятельность учащихся. В них прописывались условия приема в университет, сроки и стоимость обучения, права и обязанности учащейся молодежи.
Еще одну группу источников представляют делопроизводственные документы. В основном они представлены архивными материалами. В нашей работе была использована документация Национального Архива Республики Татарстан (НА РТ), а именно материалы фонда 977 и фонд 92 «Казанский университет». Документы фонда сгруппированы в такие описи как Совет, Правление, Историко-филологический факультет, Физикоматематический факультет, Юридический факультет и Медицинский факультет.
Делопроизводственная документация была представлена не только архивными документами, но и протоколами заседаний Совета университета и факультетов, распорядительными документами и годовыми отчетами.
В протоколах заседаний Совета прописывались корректировки и изменения учебного процесса: расписание занятий учащихся, форма взаимодействия профессоров и студентов. Оригиналы протоколов хранятся в Национальном Архиве РТ.
Годовые отчеты дают понять основную информацию, о деятельности университета за тот или иной год, содержат статистические данные о составе университета: количественном, социальном и национальном происхождении студенчества.
Основными источниками в изучении учебной повседневности, материально-бытового положения и других форм время препровождения студенчества Казанского императорского университета конца XIX начала XX века послужили мемуары и воспоминания выпускников университета. Однако основное количество мемуаров затрагивают повседневность студенчества с 1860-х годов по 1890-е годы и весьма скудное количество воспоминаний и мемуаров об Университете сохранилось с 1900 по 1917 год.
Возможно это обусловлено тем, что университет в конце XIX века играл определяющую роль в жизни молодого поколения. Вся их повседневная жизнь протекала в стенах университета, приоритетным было занятие студентами науками и участие в университетском управлении. А в начале XX века главным для студента являлись его политическая и общественная позиции и все основное время посвящалось участию во всевозможных землячествах и кружках.
Жизнь 1860-х - 1890-х годов ярко отражена в воспоминаниях и мемуарах Смоленского С.В, Овсянникова А., Разумовского В.И, Агафонова Н.Я. Смоленский в воспоминаниях относит себя к представителям «шестидесятников» и ярко описывает многие явления, происходившие в студенческой среде в это время. Рассказывает о внеучебной деятельности, а именно где студенты предпочитали проводить свое время по выходным, какие заведения любили посещать, а также какой литературой интересовались учащиеся.
Овсянников же в своих воспоминаниях акцентирует внимание на том как проходил учебный процесс в Казанском университете. О том какие преподаватели считались самыми уважаемыми и любимыми в среде студентов и каких наоборот не очень любили, описывает то как складывались отношения между преподавателями и учащейся молодежью. Но и не обходит стороной материально-бытовую составляющую повседневности студенчества.
Интересными для исследования представляются воспоминания Модестова В.И. Работая профессором некоторое время в Казанском университете, он в своих мемуарах описал самых выдающихся на тот момент профессоров Казанского университета, то как они проводили свои лекционные и практические занятия со студентами.
О том какие острые социальные проблемы существовали в жизни студентов описывается в воспоминаниях Разумовского В.И. 60 - 90-е годы были временем поистине сложными в жизни студенчества, не хватало денежных средств, нормальных жилищных условий, стипендии, поэтому многим студентам приходилась искать дополнительный заработок.
Интересна монография Агафонава Н.А, где приводятся воспоминания «Памяти А.С. Гациского» , о пребывании его в стенах университета. Студенческой повседневности в начале XX века посвящены воспоминания В.В. Хлебникова.
Историографическая база исследования весьма обширна. Основными трудами по истории студенчества Казанского Университета послужили юбилейные издания истории Казанского университета. К ним в первую очередь необходимо отнести труд М.К. Корбута «Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина за 125 лет (1804/05-1929/30): в 2 т» и юбилейное издание в честь двухсотлетия университета монографию «История Казанского университета» под редакцией Ермолаева И.П.
Одним из самых значительных юбилейных изданий был труд в 2-х томах М.К. Кобрута, посвященный 125-летию Казанского университета. Несмотря на то, что книга соответствовала советской идеологии, в ней впервые проводится анализ контингента учащихся и рассматривалась повседневная жизнь и чаяния студенчества, и конечно приоритетным было изучение протестного движения учащихся Казанского университета в конце XIX начале XX века.
В юбилейном издании под редакцией Ермолаева, посвященном двухсотлетию университета исследуется правовое положение студенчества и профессорского состава, проводится анализ уставов 1863 и 1884 года, затрагивается повседневность учащихся и преподавателей.
В книге «Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани» Казанский университет рассматривается с точки зрения социо-культурной истории. В ней главные акценты сосредоточены на воссоздании повседневного мира alma-mater. В труде исследуются повседневность и стиль жизни профессоров и студентов, взаимоотношения между ними, университет как корпорация, с присущими только ему символами и мифами.
Некоторые аспекты учебной и внеучебной повседневности студенчества, формы взаимодействия преподавателей и студентов исследуются в монографии Бушуевой Л.А. «Повседневность университетского профессора Казани. 1863-1917 гг.».
Обобщенными трудами по истории студенчества конца XIX начала XX века являются монографии Иванова А.Е. «Студенчество России конца XIX- начала XX века: социально-историческая судьба» и дополненная монография «Мир российского студенчества. Конец XIX - начало XX века».
В них представлена общая структура студенчества по социальному и национальному составу, рассматривается правовое и материально-бытовое положение, исследуется групповое сознание и политические убеждения студентов конца XIX начала XX века.
Во второй половине XIX века университеты все больше и больше начинают пополняться студентами разночинцами. Эту интересную и разнообразную по своему происхождению, разнородную социальную группу, в своей монографии изучает Г.Н. Вульфсон. Историк акцентирует внимание на том, как формировалось разночинное население и какое место оно занимало в истории XIX века, называя их «новыми людьми» Г.Н. Вульфсон говорит о их тяжелом материальном положении, что роднило их с простым народом и побуждало одних разночинцев к политической активности и революционным настроениям, а другие, которых автор относит к новой интеллигенции, с либеральными и демократическими взглядами, «ратовали за просвещение простого народа, борьбу с невежеством и бескультурьем».
Исследование национальной составляющей Казанского Императорского университета проводится Михайловой С.М и Коршуновой О.Н в монографии «Казанский университет между Востоком и Западом». В книге затрагиваются причины этнополитичности Казанского Императорского университета, проводится статистика национальной составляющей студенчества конца XIX начала XX века.
Во второй половине XIX века популярным среди студентов и простого народа было посещение публичных лекций профессоров Казанского университета. Причинам возникновения чтений публичных лекций и распространению их известности в Казани, посвящено исследование Бурмистровой.
Революционное движение студенчества рассматривается и анализируется в монографии «Студенчество и революционное движение в России последняя четверть XIX века» Щетининой Г.И. Автор книги приводит статистические данные о составе студенчества, об их принадлежности к той или иной революционной организации, дается анализ социального и правового положения учащихся как в столичных университетах, так и в провинциальных. Щетининой Г.И. принадлежит так же монография «Университеты в России и устав 1884 года». В которой автор исследуют причины принятия устава 1884 года, его реализацию в университетах, и общественно-политические последствия.
Социо-культурное пространство Казани второй половины XIX-начала XX века рассматривается в монографии «Культура повседневности провинциального города Казань и казанцы в XIX-XX веках». Автор выделяет студенческую повседневность в контексте истории городской культуры Казани. В книге описываются праздничная культура, отдых и стиль жизни городского населения, выявляются особенности и характерные черты провинциальной Казани.
Структура исследования
Исследовательская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения. В первом разделе анализируется социальный, национальный состав учащихся, правовое положение при Уставе 1863 года, рассматривается материально-бытовое положение студенчества в период правления Александра II. Второй раздел посвящен динамике контингента студентов в период царствования Александра III, изменению правового статуса учащихся и анализу учебной и внеучебной повседневности молодежи. В третьем разделе помимо изучения численности, правового положения учебной и внеучебной повседневности студенчества, затрагивается сложившаяся в государстве острая политическая ситуация в период правления Николая II и её влияние на студенчество и университет.
Цель исследования: изучить повседневность студенчества Казанского Императорского университета с 1862 по 1917 год.
Задачи исследования:
1. Проанализировать правовое положение студентов Казанского Императорского университета в периоды правления Александра II, Александра III и Николая II;
2. Выявить особенности социокультурного развития студенчества Казанского императорского университета конца XIX начала XX века;
3. Рассмотреть бытовое и материальное положение студентов Казанского Императорского университета в конце XIX начале XX века. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1862 по
1917 год. Это обусловлено тем, что с 1862 гг. в Казанский Императорский университет назначается новый попечитель, Ф.Ф. Стендер и в это же время завершается разработка нового Университетского устава. Крайние хронологические рамки обусловливаются 1917 годом, так как в результате двух революций в стране произошла смена власти и университет прекратил свое существование как императорский.
Объект исследования: студенчество Казанского Императорского университета.
Предмет исследования: повседневность студентов Казанского Императорского университета конца XIX начала XX века.
Методология исследования. В основу анализа повседневности студенчества Казанского императорского университета положены принципы историзма, объективности и системности. Основными специальными методами исторического исследования стали:
- Историко-сравнительный (метод использовался для выявления особенностей условий жизни, материального и правового положения студенчества в периоды правлений Александра II, Александра III и Николая II);
- Системно-структурный метод (метод использовался для определения данной социальной группы, как части системы университетской корпорации Казанского Императорского университета и взаимоотношений внутри неё);
- Историко-генетический (метод использовался в процессе исследования изменения численности и состава студенчества, выявления особенностей социо-культурной среды учащихся конца XIX начала XX века.).
Источниковую базу исследования можно разделить на три вида письменных источников: законодательные акты, делопроизводственные источники и, воспоминания и мемуары.
Обширный комплекс источников представляют законодательные документы. Они издавались в виде специальных сборников постановлений. В этих сборниках были прописаны указы императора, касающиеся регулирования учебных заведений и уставы университетов. В нашем исследовании были использованы Уставы 1863 и 1884 года, которые являлись основными законодательными актами, регулировавшими права и обязанности преподавательского состава, университетского совета, ректора и студентов. Правовое положение университета очень часто менялось, по причине частых студенческих выступлений и протестов, из-за этого нередко пункты устава подвергались корректировке, поэтому помимо основных законодательных источников, нами были рассмотрены, предложенные в начале XX века проекты нового устава и Временные правила 1905 года , которые действовали в Казанском университете вплоть до 1917 года. Эти законодательные документы регулировали учебную повседневность студентов, а с 1880-х годов контролировали и вне учебную деятельность учащихся. В них прописывались условия приема в университет, сроки и стоимость обучения, права и обязанности учащейся молодежи.
Еще одну группу источников представляют делопроизводственные документы. В основном они представлены архивными материалами. В нашей работе была использована документация Национального Архива Республики Татарстан (НА РТ), а именно материалы фонда 977 и фонд 92 «Казанский университет». Документы фонда сгруппированы в такие описи как Совет, Правление, Историко-филологический факультет, Физикоматематический факультет, Юридический факультет и Медицинский факультет.
Делопроизводственная документация была представлена не только архивными документами, но и протоколами заседаний Совета университета и факультетов, распорядительными документами и годовыми отчетами.
В протоколах заседаний Совета прописывались корректировки и изменения учебного процесса: расписание занятий учащихся, форма взаимодействия профессоров и студентов. Оригиналы протоколов хранятся в Национальном Архиве РТ.
Годовые отчеты дают понять основную информацию, о деятельности университета за тот или иной год, содержат статистические данные о составе университета: количественном, социальном и национальном происхождении студенчества.
Основными источниками в изучении учебной повседневности, материально-бытового положения и других форм время препровождения студенчества Казанского императорского университета конца XIX начала XX века послужили мемуары и воспоминания выпускников университета. Однако основное количество мемуаров затрагивают повседневность студенчества с 1860-х годов по 1890-е годы и весьма скудное количество воспоминаний и мемуаров об Университете сохранилось с 1900 по 1917 год.
Возможно это обусловлено тем, что университет в конце XIX века играл определяющую роль в жизни молодого поколения. Вся их повседневная жизнь протекала в стенах университета, приоритетным было занятие студентами науками и участие в университетском управлении. А в начале XX века главным для студента являлись его политическая и общественная позиции и все основное время посвящалось участию во всевозможных землячествах и кружках.
Жизнь 1860-х - 1890-х годов ярко отражена в воспоминаниях и мемуарах Смоленского С.В, Овсянникова А., Разумовского В.И, Агафонова Н.Я. Смоленский в воспоминаниях относит себя к представителям «шестидесятников» и ярко описывает многие явления, происходившие в студенческой среде в это время. Рассказывает о внеучебной деятельности, а именно где студенты предпочитали проводить свое время по выходным, какие заведения любили посещать, а также какой литературой интересовались учащиеся.
Овсянников же в своих воспоминаниях акцентирует внимание на том как проходил учебный процесс в Казанском университете. О том какие преподаватели считались самыми уважаемыми и любимыми в среде студентов и каких наоборот не очень любили, описывает то как складывались отношения между преподавателями и учащейся молодежью. Но и не обходит стороной материально-бытовую составляющую повседневности студенчества.
Интересными для исследования представляются воспоминания Модестова В.И. Работая профессором некоторое время в Казанском университете, он в своих мемуарах описал самых выдающихся на тот момент профессоров Казанского университета, то как они проводили свои лекционные и практические занятия со студентами.
О том какие острые социальные проблемы существовали в жизни студентов описывается в воспоминаниях Разумовского В.И. 60 - 90-е годы были временем поистине сложными в жизни студенчества, не хватало денежных средств, нормальных жилищных условий, стипендии, поэтому многим студентам приходилась искать дополнительный заработок.
Интересна монография Агафонава Н.А, где приводятся воспоминания «Памяти А.С. Гациского» , о пребывании его в стенах университета. Студенческой повседневности в начале XX века посвящены воспоминания В.В. Хлебникова.
Историографическая база исследования весьма обширна. Основными трудами по истории студенчества Казанского Университета послужили юбилейные издания истории Казанского университета. К ним в первую очередь необходимо отнести труд М.К. Корбута «Казанский государственный университет имени В.И. Ульянова-Ленина за 125 лет (1804/05-1929/30): в 2 т» и юбилейное издание в честь двухсотлетия университета монографию «История Казанского университета» под редакцией Ермолаева И.П.
Одним из самых значительных юбилейных изданий был труд в 2-х томах М.К. Кобрута, посвященный 125-летию Казанского университета. Несмотря на то, что книга соответствовала советской идеологии, в ней впервые проводится анализ контингента учащихся и рассматривалась повседневная жизнь и чаяния студенчества, и конечно приоритетным было изучение протестного движения учащихся Казанского университета в конце XIX начале XX века.
В юбилейном издании под редакцией Ермолаева, посвященном двухсотлетию университета исследуется правовое положение студенчества и профессорского состава, проводится анализ уставов 1863 и 1884 года, затрагивается повседневность учащихся и преподавателей.
В книге «Terra Universitatis: два века университетской культуры в Казани» Казанский университет рассматривается с точки зрения социо-культурной истории. В ней главные акценты сосредоточены на воссоздании повседневного мира alma-mater. В труде исследуются повседневность и стиль жизни профессоров и студентов, взаимоотношения между ними, университет как корпорация, с присущими только ему символами и мифами.
Некоторые аспекты учебной и внеучебной повседневности студенчества, формы взаимодействия преподавателей и студентов исследуются в монографии Бушуевой Л.А. «Повседневность университетского профессора Казани. 1863-1917 гг.».
Обобщенными трудами по истории студенчества конца XIX начала XX века являются монографии Иванова А.Е. «Студенчество России конца XIX- начала XX века: социально-историческая судьба» и дополненная монография «Мир российского студенчества. Конец XIX - начало XX века».
В них представлена общая структура студенчества по социальному и национальному составу, рассматривается правовое и материально-бытовое положение, исследуется групповое сознание и политические убеждения студентов конца XIX начала XX века.
Во второй половине XIX века университеты все больше и больше начинают пополняться студентами разночинцами. Эту интересную и разнообразную по своему происхождению, разнородную социальную группу, в своей монографии изучает Г.Н. Вульфсон. Историк акцентирует внимание на том, как формировалось разночинное население и какое место оно занимало в истории XIX века, называя их «новыми людьми» Г.Н. Вульфсон говорит о их тяжелом материальном положении, что роднило их с простым народом и побуждало одних разночинцев к политической активности и революционным настроениям, а другие, которых автор относит к новой интеллигенции, с либеральными и демократическими взглядами, «ратовали за просвещение простого народа, борьбу с невежеством и бескультурьем».
Исследование национальной составляющей Казанского Императорского университета проводится Михайловой С.М и Коршуновой О.Н в монографии «Казанский университет между Востоком и Западом». В книге затрагиваются причины этнополитичности Казанского Императорского университета, проводится статистика национальной составляющей студенчества конца XIX начала XX века.
Во второй половине XIX века популярным среди студентов и простого народа было посещение публичных лекций профессоров Казанского университета. Причинам возникновения чтений публичных лекций и распространению их известности в Казани, посвящено исследование Бурмистровой.
Революционное движение студенчества рассматривается и анализируется в монографии «Студенчество и революционное движение в России последняя четверть XIX века» Щетининой Г.И. Автор книги приводит статистические данные о составе студенчества, об их принадлежности к той или иной революционной организации, дается анализ социального и правового положения учащихся как в столичных университетах, так и в провинциальных. Щетининой Г.И. принадлежит так же монография «Университеты в России и устав 1884 года». В которой автор исследуют причины принятия устава 1884 года, его реализацию в университетах, и общественно-политические последствия.
Социо-культурное пространство Казани второй половины XIX-начала XX века рассматривается в монографии «Культура повседневности провинциального города Казань и казанцы в XIX-XX веках». Автор выделяет студенческую повседневность в контексте истории городской культуры Казани. В книге описываются праздничная культура, отдых и стиль жизни городского населения, выявляются особенности и характерные черты провинциальной Казани.
Структура исследования
Исследовательская работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка источников и литературы, приложения. В первом разделе анализируется социальный, национальный состав учащихся, правовое положение при Уставе 1863 года, рассматривается материально-бытовое положение студенчества в период правления Александра II. Второй раздел посвящен динамике контингента студентов в период царствования Александра III, изменению правового статуса учащихся и анализу учебной и внеучебной повседневности молодежи. В третьем разделе помимо изучения численности, правового положения учебной и внеучебной повседневности студенчества, затрагивается сложившаяся в государстве острая политическая ситуация в период правления Николая II и её влияние на студенчество и университет.
Студенчество Казанского Императорского университета конца XIX начала XX века - это немногочисленная, в сравнении со столичными университетами, открытая, социальная группа, характеризующаяся определенным правовым, материальным и бытовым положением, развивающаяся и изменяющаяся в условиях взаимодействия с университетской корпорацией и социо-культурной средой университета и города.
Изучив повседневность студенчества Казанского Императорского университета с 1862 по 1917 год, можно сделать следующие выводы:
1. Контингент студенчества университета формировался из разных сословий и национальностей. Именно Казанскому Императорскому университету были характерны полиэтничность и всесословность студенческого состава. Первое во многом определялось обширным охватом учебного округа, а второе умеренной стоимостью обучения и недорогим проживанием, что привлекало в университет не только выпускников классических гимназий, но и выпускников семинарий и реальных училищ. До конца XIX века сословный состав учащихся оставался преимущественно чиновниче-дворянским, конкуренцию которому в начале XX века составили студенты-разночинцы. Помимо них в университете обучались выходцы из купечества, духовенства и крестьянства. Не смотря на разнообразие сословного состава, в среде учащихся происходил процесс демократизации сословий. Поступивший в университет молодой человек стремился доказать свою принадлежность, к новой социо-культурной среде, где каждый обладал равными возможностями, свободными от сословных предрассудков. Полиэтничность студенческого контингента, характеризовалась пестрым многонациональным составом учащихся. В университете обучалось преимущественно русское население. Но помимо него, в Казанском Императорском университете получали образование: поляки, малоросы, татары, башкиры, выходцы из средней азии и евреи. Для последних, при поступлении в высшее образовательное учреждение вводились процентные нормы, не позволяющие превышать определенное число обучающихся в университетах лиц иудейского вероисповедания. Изначально в Казанском университете нормы составляли 5 процентов от общего числа студентов, но в условиях часто меняющейся политики императоров, по отношению к университетам, они варьировались от 5 до 10 процентов. Помимо сословной демократизации, в университете начинается процесс избавления от гендерных предрассудков. Начиная с открытия акушерских курсов при медицинском факультете в 1862 году, и заканчивая законом 1915 года о слушании лекций при медицинском и физико-математических факультетах, женщины становятся полноправными студентами Казанского Императорского университета.
2. Правовое положение студентов полностью регламентировалось университетскими уставами и отдельными для каждого университета правилами для студентов. Уставом регулировались плата за обучение, сроки учебного курса, поощрительные меры и обязанности учащихся. В период действия устава 1863 года студенты не были жестко ограничены в своей учебной и внеучебной деятельности, могли принимать участие в управлении университетом, подавать коллективные жалобы и прошения. После вступления в силу устава 1884 года, ситуация в корне изменилась, ограничивалась университетская автономия и вводился полицейский надзор за студентами. Частная и публичная жизнь учащихся находилась под негласным наблюдением. Запрет на публичные собрания, нелегальные библиотеки, кружки и землячества были актом государства в предотвращении студенческих волнений. Только подобные меры со стороны власти вызывали обратную реакцию среди студентов. Попытки пересмотра устава 1884 года и разработки нового предпринимались в период правления Николая II, но в следствии политических событий начала XX века так и остались неосуществленными проектами.
3. Социализация студенчества, умственное и культурное обогащение, происходило в результате взаимодействия учащихся с преподавателями и сокурсниками, в совместной и индивидуальной, учебной и внеучебной деятельности. Учебная повседневность студенчества проходила в слушании лекций, ответах на семинарских занятиях, участиях в диспутах, проведении лабораторных и практических работ. Студент мог расширить свой кругозор, посетив публичные лекции профессоров Казанского университета, которые во второй половине XIX века приобрели большую популярность. В конце XIX начале XX века студенты получили разрешение создавать свои научные и творческие кружки, кружки взаимопомощи, деятельность которых контролировалась министерством народного просвещения и инспекцией университета. В целом образование в Казанском Императорском университете к концу XIX века становится академическим, повышается уровень значимости науки для общества. Основными решающими факторами успешного обучения в университете становятся исследовательские и интеллектуальные способности студента. По причине постоянной нехватки профессорско-преподавательского состава, приоритетным было обучение будущего члена университетской корпорации, причем желающего остаться при университете. Несмотря на это, взаимоотношения преподавателей и студентов были весьма противоречивыми. Их социальные представления часто разнились, преподаватели считали , что в науке нет места политике, а студенты в свою очередь грезили о переустройстве мира. Но надо отметить, что не всех студентов волновала судьба мира и в отличии от студентов “политиков”, студенты “академики” все свое свободное время посвящали научной и исследовательской деятельности. Характерной особенностью студента XIX века было стремление узнавать и познавать. Исследовательские способности, мышление, мироввоззрение, картина мира студентов формировались благодаря научным и литературным произведениям. Свободное от учебы время проводилось в библиотеках. Знание книг и трудов В.Г. Белинского, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского, Ф.М, Достоевского, Чарльза Дарвина, Карла Маркса, Фридриха Энгельса было обязательным для уважающего себя студента.
Социо-культурный облик студенчества формировался и вне стен университета. Учащиеся преобщались к культурной жизни провинциальной Казани. Посещали театр, гуляли в парках, катались на лодках по Кабану, принимали участие в городских празднествах. Были частыми посетителями питейных заведений и публичных домов.
4. Материально-бытовое положение студенчества второй половины XIX начала XX века было крайне тяжелым. Закрытие пансиона при университете, увеличение числа разночинцев в университетской среде, рост конкуренции на рынке интеллектуального труда стали основными причинами назревавших острых социальных проблем. Основная масса студенчества ютилась в «скитах» и полуподвальные комнатушках, питалась в дешевых столовых и кухмистерских. В попытках улучшить свое материальное положение студенты давали частные уроки и подчас брались за любую предлагаемую им работу: от переписывания лекций и докладов до уборки городских дворов. Государством и правлением университета осуществлялась поддержка бедного контингента учащихся в виде освобождения от платы за обучение, выдачи пособий и стипендий. С 1903 года при университете было открыто общежитие. Разрешались общества и кассы вспомоществования. Но не смотря на все предпринятые государством меры, материально-бытовое положение студентов всю вторую половину XIX века вплоть до 1917 года оставалось в крайне бедственном состоянии.
Изучив повседневность студенчества Казанского Императорского университета с 1862 по 1917 год, можно сделать следующие выводы:
1. Контингент студенчества университета формировался из разных сословий и национальностей. Именно Казанскому Императорскому университету были характерны полиэтничность и всесословность студенческого состава. Первое во многом определялось обширным охватом учебного округа, а второе умеренной стоимостью обучения и недорогим проживанием, что привлекало в университет не только выпускников классических гимназий, но и выпускников семинарий и реальных училищ. До конца XIX века сословный состав учащихся оставался преимущественно чиновниче-дворянским, конкуренцию которому в начале XX века составили студенты-разночинцы. Помимо них в университете обучались выходцы из купечества, духовенства и крестьянства. Не смотря на разнообразие сословного состава, в среде учащихся происходил процесс демократизации сословий. Поступивший в университет молодой человек стремился доказать свою принадлежность, к новой социо-культурной среде, где каждый обладал равными возможностями, свободными от сословных предрассудков. Полиэтничность студенческого контингента, характеризовалась пестрым многонациональным составом учащихся. В университете обучалось преимущественно русское население. Но помимо него, в Казанском Императорском университете получали образование: поляки, малоросы, татары, башкиры, выходцы из средней азии и евреи. Для последних, при поступлении в высшее образовательное учреждение вводились процентные нормы, не позволяющие превышать определенное число обучающихся в университетах лиц иудейского вероисповедания. Изначально в Казанском университете нормы составляли 5 процентов от общего числа студентов, но в условиях часто меняющейся политики императоров, по отношению к университетам, они варьировались от 5 до 10 процентов. Помимо сословной демократизации, в университете начинается процесс избавления от гендерных предрассудков. Начиная с открытия акушерских курсов при медицинском факультете в 1862 году, и заканчивая законом 1915 года о слушании лекций при медицинском и физико-математических факультетах, женщины становятся полноправными студентами Казанского Императорского университета.
2. Правовое положение студентов полностью регламентировалось университетскими уставами и отдельными для каждого университета правилами для студентов. Уставом регулировались плата за обучение, сроки учебного курса, поощрительные меры и обязанности учащихся. В период действия устава 1863 года студенты не были жестко ограничены в своей учебной и внеучебной деятельности, могли принимать участие в управлении университетом, подавать коллективные жалобы и прошения. После вступления в силу устава 1884 года, ситуация в корне изменилась, ограничивалась университетская автономия и вводился полицейский надзор за студентами. Частная и публичная жизнь учащихся находилась под негласным наблюдением. Запрет на публичные собрания, нелегальные библиотеки, кружки и землячества были актом государства в предотвращении студенческих волнений. Только подобные меры со стороны власти вызывали обратную реакцию среди студентов. Попытки пересмотра устава 1884 года и разработки нового предпринимались в период правления Николая II, но в следствии политических событий начала XX века так и остались неосуществленными проектами.
3. Социализация студенчества, умственное и культурное обогащение, происходило в результате взаимодействия учащихся с преподавателями и сокурсниками, в совместной и индивидуальной, учебной и внеучебной деятельности. Учебная повседневность студенчества проходила в слушании лекций, ответах на семинарских занятиях, участиях в диспутах, проведении лабораторных и практических работ. Студент мог расширить свой кругозор, посетив публичные лекции профессоров Казанского университета, которые во второй половине XIX века приобрели большую популярность. В конце XIX начале XX века студенты получили разрешение создавать свои научные и творческие кружки, кружки взаимопомощи, деятельность которых контролировалась министерством народного просвещения и инспекцией университета. В целом образование в Казанском Императорском университете к концу XIX века становится академическим, повышается уровень значимости науки для общества. Основными решающими факторами успешного обучения в университете становятся исследовательские и интеллектуальные способности студента. По причине постоянной нехватки профессорско-преподавательского состава, приоритетным было обучение будущего члена университетской корпорации, причем желающего остаться при университете. Несмотря на это, взаимоотношения преподавателей и студентов были весьма противоречивыми. Их социальные представления часто разнились, преподаватели считали , что в науке нет места политике, а студенты в свою очередь грезили о переустройстве мира. Но надо отметить, что не всех студентов волновала судьба мира и в отличии от студентов “политиков”, студенты “академики” все свое свободное время посвящали научной и исследовательской деятельности. Характерной особенностью студента XIX века было стремление узнавать и познавать. Исследовательские способности, мышление, мироввоззрение, картина мира студентов формировались благодаря научным и литературным произведениям. Свободное от учебы время проводилось в библиотеках. Знание книг и трудов В.Г. Белинского, Л.Н. Толстого, Н.Г. Чернышевского, Ф.М, Достоевского, Чарльза Дарвина, Карла Маркса, Фридриха Энгельса было обязательным для уважающего себя студента.
Социо-культурный облик студенчества формировался и вне стен университета. Учащиеся преобщались к культурной жизни провинциальной Казани. Посещали театр, гуляли в парках, катались на лодках по Кабану, принимали участие в городских празднествах. Были частыми посетителями питейных заведений и публичных домов.
4. Материально-бытовое положение студенчества второй половины XIX начала XX века было крайне тяжелым. Закрытие пансиона при университете, увеличение числа разночинцев в университетской среде, рост конкуренции на рынке интеллектуального труда стали основными причинами назревавших острых социальных проблем. Основная масса студенчества ютилась в «скитах» и полуподвальные комнатушках, питалась в дешевых столовых и кухмистерских. В попытках улучшить свое материальное положение студенты давали частные уроки и подчас брались за любую предлагаемую им работу: от переписывания лекций и докладов до уборки городских дворов. Государством и правлением университета осуществлялась поддержка бедного контингента учащихся в виде освобождения от платы за обучение, выдачи пособий и стипендий. С 1903 года при университете было открыто общежитие. Разрешались общества и кассы вспомоществования. Но не смотря на все предпринятые государством меры, материально-бытовое положение студентов всю вторую половину XIX века вплоть до 1917 года оставалось в крайне бедственном состоянии.
Подобные работы
- Развитие исторического образования в университетах России во второй половине XVIII - начале XX в.
Диссертации (РГБ), история . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СТАНОВЛЕНИЕ УЕЗДНЫХ УЧИЛИЩ КАЗАНСКОЙ ГУБЕРНИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



