Введение 3
Глава 1. Управление муниципальной собственностью: теоретические основы изучения 7
1.1. Сущность и основные характеристики управления муниципальной собственностью 7
1.2. Методы оценки эффективности управления муниципальной собственностью 14
Глава 2. Анализ эффективности управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа 31
2.1. Характеристика и анализ системы управления муниципальной собственностью 31
2.2. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью 50
Глава 3. Проблемы в управлении муниципальной собственностью в городах-миллионниках Приволжского Федерального округа и пути повышения эффективности управления 60
3.1. Проблемы в управлении муниципальной собственностью 60
3.2. Мероприятия, направленные на повышение эффективности
управления муниципальной собственностью 63
Заключение 68
Библиографический список 72
Приложение
Актуальность темы работы заключается в том, что соотношение между рыночным механизмом хозяйствования и инструментами муниципального регулирования наряду с историческими особенностями и традициями, характером задач, решаемых в каждый конкретный отрезок времени в каждой стране, во многом зависит от доли муниципального сектора экономики и эффективности использования его экономического потенциала.
Муниципальный сектор экономики России и ее регионов в результате преобразований муниципальной собственности, ускоренной и не всегда обоснованной приватизации значительно ослаблен. В муниципальном секторе производится в настоящее время не более 30 % ВВП.
В последние годы все более заметен интерес ученых и практиков к проблеме эффективности использования муниципальной собственности. Повышение актуальности данной проблемы обусловлено неэффективным использованием муниципальных земель, которые часто сдаются или, что еще хуже, продаются по минимальным ценам. Муниципальное имущество находится в изношенном состоянии, часто непригодном для использования и нуждающимся в капитальном ремонте.
Муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Именно поэтому вопросы формирования эффективного управления и распоряжения муниципальной собственностью являются приоритетными для муниципальных образований. Для вновь созданных муниципальных образований особую актуальность приобретает проблема скорейшего и полноценного нормативно-правового обеспечения деятельности органов местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом.
В связи с этим самыми существенными аспектами управления муниципальной собственностью можно считать:
а) аспекты в отношении механизма присваивания, которые сводятся к регулированию отношений владения, распоряжения и пользования муниципальным имуществом независимо от его ведомственной принадлежности;
б) собственно управленческие аспекты, что включает управление объектами муниципальной собственности (имуществом), в том числе оперативное.
Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что эффективное управление муниципальной собственностью является условием социально-экономического развития муниципального образования и представляет одну из важнейших задач органов местного самоуправления. Поэтому возникает необходимость изучения методологии управления муниципальной собственностью, который предполагает рассмотрение методологических основ оценки эффективности управления муниципальной собственностью и определение направлений повышения эффективности ее использования.
Степень разработанности проблемы. Проблема муниципальной собственности сложна и многогранна. Она привлекает к себе внимание многих ученых, специалистов-практиков и местных политиков. Она находит свое отражение в многочисленных монографиях, научных и практических публикациях.
В российской экономической науке муниципальная собственность как объект теоретического анализа длительное время оставалась «в тени» других экономических проблем. Активно ею стали заниматься лишь в последнее десятилетие двадцатого века.
В ряде работ российских и зарубежных ученых - Васильева В. П., Каллагов Т.Э, Чепрунов Р.Ю., Шугрина Е.С - содержатся положения, которые имеют большое значение для исследования муниципальной собственности.
Исследованию сущности муниципальной собственности и выявлению ее роли в экономике посвящены работы российских ученых
Различные аспекты процесса регулирования отношений муниципальной собственности нашли отражение в трудах Вербина О.Л., Зайнашева З.Г., Плевако С., Рой О.М.
Также в процессе исследования использовались труды российских ученых-теоретиков и практиков по проблемам государственного и муниципального управления. Среди них: Ковешников Е.М., Радченко А.И., Селютина Е.Н., Сергеев А.А., Туровский Р.Ф.
Объектом исследования является муниципальная собственность.
Предметом - процесс управления муниципальной собственностью.
Цель дипломного исследования - изучить процесс управления муниципальной собственностью, выявить проблемы в этой сфере, разработать предложения, направленные на повышение эффективности этого процесса в городах-миллионниках Приволжского федерального округа РФ.
Цель обусловила постановку следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы управления муниципальной собственностью;
- изучить методы оценки эффективности управления муниципальной собственностью;
- провести анализ эффективности управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Приволжского федерального округа РФ;
- выявить проблемы в этой сфере и определить пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью в городах- миллионниках Приволжского федерального округа РФ.
Теоретической и эмпирической базой работы послужили законодательная база, справочные, статистические материалы.
В процессе подготовки работы был использован логический метод (метод воспроизведения исторически развивающегося объекта как итога, результата определенного процесса, в ходе которого сформировались необходимые условия его дальнейшего существования и развития в качестве устойчивого системного образования), системный метод исследования (направление методологии исследования, в основе которого лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы), правовой и сравнительный.
Структура работы. Настоящая работа состоит из введения, трех глав основного текста, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается актуальность темы, определены цель, задачи, объект, предмет исследования, методы исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические основы управления муниципальной собственностью.
Во второй главе проведен анализ эффективности управления муниципальной собственностью в городах-миллионниках Приволжского Федерального Округа.
В третьей главе представлены проблемы в управлении муниципальной собственностью в городах-миллионниках Приволжского Федерального округа и пути их решения.
В заключении приводятся результаты исследования.
Муниципальная собственность занимает важное место в составе экономической основы местного самоуправления. Главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Управляют муниципальной собственностью органы местного самоуправления.
Посредством муниципальной собственности органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие муниципального образования, структуру экономики, деловой и инвестиционный климат, а в конечном счете - на решение многообразных задач, связанных с улучшением качества жизни населения, образующего местное сообщество.
Органы местного самоуправления, определяя порядок управления муниципальной собственностью, должны ставить своей целью достижение наивысшего уровня благоустройства муниципального образования и социального благосостояния населения при минимальных затратах (трудовых, материальных, финансовых).
Основной задачей управления муниципальной собственности является извлечение доходов, получение финансовых средств, участвующих в формировании доходной части бюджета. При этом акцент должен быть сделан на обеспечении социально-экономических интересов горожан.
Проведенный анализ результативности функционирования муниципальной собственности, определил наличие современных тенденций реализации муниципальной собственности, свидетельствующих о низкой эффективности функционирования муниципальной собственности и необходимости повышения эффективности управления муниципальной собственностью.
Систематизируя полученные общетеоретические выводы, аналитические данные и практический материал в сфере управления муниципальной собственностью, были разработаны методические основы оценки эффективности управления муниципальной собственностью: предложены показатели измерения эффективности использования муниципальной собственности, сформирована система показателей оценки эффективности управления муниципальной собственностью.
Учитывая основные направления реализации муниципальной собственности - экономическое и социальное, а также цель управления - повышение качества жизни населения муниципального образования, в качестве основных признаков эффективности управления муниципальной собственностью выступают следующие критерии:
- максимизацию результата (прибыли) при обоснованности затрат на управление - критерий, отражающий экономическую, или коммерческую, эффективность использования объектов муниципального имущества;
- максимизацию результата при соответствии функционально-целевым нормативам - критерий, отражающий эффективность использования муниципальной собственности с точки зрения социальной, или функциональной, значимости муниципальной собственности.
На основе предложенной методики оценки эффективности управления муниципальной собственностью может быть разработана система мониторинга эффективности. Внедрение системы мониторинга эффективности в общую систему прогнозирования, планирования и реализации комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования, позволит ей выполнять следующие управленческие функции:
- оценку эффективности использования муниципального имущества;
- корректировку функционально-целевых нормативов и целевых показателей использования муниципального имущества;
- информационно-аналитическое обеспечение управленческой деятельности органов власти;
- разработку мероприятий направленных на повышения эффективности использования муниципального имущества;
- контроль эффективности использования муниципального имущества;
- обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти с частным сектором экономики.
Также предложены и другие пути повышения эффективности управления муниципальной собственностью. Одно из направлений повышения эффективности управления собственностью связано с общим совершенствованием руководства на основе применения концепции «добросовестного руководства» в управлении муниципальной собственностью.
Следующее направление повышения эффективности системы управления муниципальным имуществом - это совершенствование организации процесса управления на основе конвергенции принципов и механизмов государственного и частного управления. Учитывая основные положения «новой концепции управления в публичном секторе», автор предлагает целенаправленную разработку и активное использование в управлении муниципальной собственностью механизмов и структур, основанных на конвергенции принципов государственного и частного управления, таких как муниципальные агентства, аутсорсинг, обратная аренда, концессии, соглашения о партнерстве и т.д.
Сформулированные в работе выводы и рекомендации могут быть использованы следующим образом:
1. по методике оценки эффективности управления муниципальной собственностью:
- при формировании состава и структуры муниципальной собственности, разработке комплексных программ социально-экономического развития муниципального образования;
- при формировании и реализации стратегии управления имуществом в рамках конкретного муниципального предприятия или организации;
2. по расчету показателей эффективности использования муниципального имущества
- при разработке целевых показателей результативности муниципальной собственности. Универсальность предложенной методики носит относительный характер. Вместе с развитием отношений собственности возможны изменения частных показателей оценки эффективности управления муниципальной собственностью. Универсальность предложенной методики носит относительный характер. Вместе с развитием отношений собственности возможны изменения частных показателей оценки эффективности управления муниципальной собственностью.
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Изд-во юрид. лит., 1993. - 64
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009 г., с изм. от 18.07.2009 г.) / принят Государственной Думой / 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. - 1994. - №32.-ст. 3301.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) / Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - 8 октября.
5. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. от
07.05.2009 г., с изм. от 18.07.2009 г.) / принят Государственной Думой / 30 ноября 2001 г. // СЗ РФ. - 2002. - №4. - ст. 251.
6. Постановление Правительства РФ «О Федеральной целевой программе муниципальной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления» от 15.12.1999 г. № 51 (с изм. и доп. от 24 августа 2014 г.) // СЗ РФ. - 1999. - ст. 3382.
7. Постановление Правительства РФ «О концепции управления государственным имуществом и приватизацией в Российской федерации» от
09.09.1999 г. № 1024 (в ред. от 27.09.2000 г.) // СЗ РФ. - 1999. - №39. - ст. 4626.
8. Закон РТ от 28 июля 2004 №45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан" (в ред. Законов РТ от 11.06.2016 №44-ЗРТ) / Принят Государственным Советом РТ. - 2004 г. - 1 июля.
9. Устав муниципального образования города Казани (с
изменениями на: 25.02.2017) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/429055375 (Дата обращения: 15.05.2017 г.)
10. Об Уставе города Нижнего Новгорода (с изменениями на 27 мая 2015 года) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/944924844 (Дата обращения: 15.05.2017 г.)
11. Устав городского округа Самара Самарской области (с изменениями на 17 ноября 2014 года) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/945015475 (Дата обращения: 15.05.2017 г.)
Литература
12. Активные города: новые организационные технологии и
международные сотрудничество для стратегии развития // Городское управление. - 2013. - № 9. - 432 с.
13. Алексеев О.Н. Стратегическое управление в муниципальном и муниципальном секторе / О.Н. Алексеев // Городское управление. - 2013. - № 4,5. - 136 с.
14. Алексеев Ю.П. Основы местного самоуправления / Ю.П. Алексеев. - М.: Юрайт, 2013. - 342 с.
15. Белкин А.А., Бурмистров А.С. Институт местного самоуправления в документах Конституционного Суда Российской Федерации (2012-2012 гг.) /А.А. Белкин // Известия вузов. Правоведение. -
2013. - №1. - 423 с.
16. Берг О.В. Основные проблемы структуры органов и должностных лиц местного самоуправления/ О.В. Берг // Муниципальная служба. - 2013. - № 4.
17. Васильева В.П. При помощи администраций и советов МСУ: муниципальная собственность - важный элемент материальной базы органов МСУ / В.П. Васильева // Управа. - 2014.
18. Вербина О. Л. О роли органов местного самоуправления в реализации конституционного права граждан на защиту от безработицы и содействие занятости / О.Л. Вербина // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2015. - № 2. - С. 3-6.
19. Игнатов, В.Г., Бутов В.И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика / В.Г. Игнатов // Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2013. -164 с.
20. Зайнашева З. Г. О проблемах формирования кадрового потенциала муниципальной и муниципальной службы в современных условиях / О.Г. Зайнашева // Муниципальная академия. - 2015. - № 1. - С. 3943.
21. Зарукина Е. Муниципальная инвестиционная политика: недвижимое имущество и социальная сфера как объект привлечения капитала / Е. Зарукина // Муниципальная власть. - 2012. - № 3.
22. Каллагов Т. Э. Особенности правового регулирования муниципальной службы в условиях реформирования местного самоуправления в Российской Федерации / Т.Э. Каллагов // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. - 2014. - № 2. - С. 36-38.
23. Кабакова С.Ю. Земельная политика и городское самоуправление /
С.Ю. Кабакова // Городское самоуправление. - 2012. - № 2.
24. Кресникова Н. Правовые аспекты и экономическая сущность оборота земель в рыночной системе / Н. Кресникова // Право и экономика. -2012. - № 4.
25. Ковешников Е.М. Государство и местное самоуправление в России: теоретико-правовые основы взаимодействия / Е.М. Ковешников. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2013. - 532 с.
26. Ковешников Е.М. Муниципальное право: Краткий учебный курс /
Е.М. Ковешников. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2012. - 134 с.
27. Кутафин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право Российской Федерации: 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2012. - 535 с.
28. Минаков Н. Стратегия муниципального развития // Муниципальный мир. - 2013. - № 3.
29. Модин Н.А. Система земельных платежей в Российской Федерации // Российская юстиция. - 2012. - N 11.
30. Кресникова Н.И. Рекомендации по совершенствованию земельного законодательства РФ / Н.И. Кресникова, А.А. Никонова // Земельный вестник России. - 2012. - № 3-4.
31. Правовые аспекты и экономическая сущность оборота земель в рыночной системе (в порядке обсуждения), экономика землепользования // Земельный вестник России. - 2013. - № 3-4.
32. Муниципальное право: под ред. проф. Н.С. Бондаря. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 368 с.
33. Плевако С. Об эффективности местного управления / С. Плевако // Муниципальный мир. - 2013. - № 3.
34. Попов Р. М. Об особенностях признания прав муниципальной собственности на некоторые виды выморочного имущества /Р.М. Попов // Практика муниципального управления. - 2015. - № 3. - С. 94-98.
35. Правовые основы управления городскими территориями: Сб. Материалов. - Обнинск, 2012. - 653 с.
36. Прудников А.С. Муниципальное право России: Курс лекций /
А.С. Прудников, В.А. Кудин, А.М. Лимонов, Н.А. Лимонова. - М., 2012. - 536 с.
37. Радченко, А.И. Основы муниципального и муниципального управления: системный подход / А.И. Радченко // Ростов н/Д, 2012. - №12. - 463 с.
38. Россия в цифрах. 2015: Крат. стат. сб. / Росстат. - M., 2015. - 573 с.
39. Сергеев А.А. Система правовых основ местного самоуправления / А.А. Сергеев. - Воронеж, 2013. - 263 с.
40. Сергеев А.А., Скрынников Б.М. Законы субъектов Российской Федерации в системе правовых основ местного самоуправления / А.А. Сергеев // Журнал российского права. - 2013. - № 9. - С. 63-65.
41. Сивицкий В.А. Вопросы местного самоуправления в решениях
Конституционного Суда Российской Федерации: обзор практики
конституционного судопроизводства / В.А Сивицкий // Юридический мир.
2013. - № 7. - 436 с.
42. Солодухина А. В. Репин Д. В. В поисках решения загадки
структуры капитала: поведенческий подход / А.В. Солодухина //
Корпоративные финансы. - 2014. - № 1. - С. 103-118.
43. Стратегический выбор города: научное обоснование и механизм реализации / Под ред. В. Рохчина, С.Жилкина. - СПб, 2013. - 353 с.
44. Стратегическое планирование в российских муниципалитетах. - М., 2012. - 344 с.
45. Стратегическое планирование // Муниципальная экономика.
2012. - № 4. - 352 с.
46. Рой О. М. Бюджетная недостаточность местного самоуправления в условиях централизации власти / О.М. Рой // Муниципальная академия. -
2014. - № 3. - С. 3-7.
47. Селютина Е. Н. К вопросу об укреплении экономической основы местного самоуправления / Е. Н. Селютина, П. Ю. Ржищев // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2015. - № 2. - С. 10-12.
48. Сыров А. Н. Повышение состоятельности органов местного самоуправления поселений через эффективное управление муниципальным имуществом / А.Н. Сыров // Практика муниципального управления. - 2015. - № 4. - С. 25-30.
49. Туровский Р. Ф. Российское местное самоуправление: агент муниципальной власти в ловушке недофинансирования и гражданской пассивности / Р.Ф. Туровский // Полис. Политические исследования. - 2015. - № 2. - С. 35-51.
50. Усманова Р. М. Обыкновения и муниципально-правовое регулирование / Р.М. Усманова // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2015. - № 2. - С. 30-32.
51. Чепрунов Р. Ю. Правовые и институциональные аспекты централизма и децентрализма в реформировании местного самоуправления в России / Р.Ю. Чепрунов // Муниципальное право. - 2014. - № 4. - С. 20-28.
52. Шугрина Е. С. Анализ зависимости качественного состава представительных органов от параметров регионального законодательства РФ / Е.С. Шугрина // Муниципальная служба. - 2014. - № 4. - С. 15-22.
53. Шугрина Е. С. Новый этап муниципальной реформы или контрреформирование контрреформ? / Е.С. Шугрина // Муниципальная власть и местное самоуправление. - 2015. - № 4. - С. 68-71.
Электронные ресурсы
54. Исполнительный комитет МО г. Казани [Электронный ресурс]. - Официальный портал органов мэрии Казани, 2007-2017 гг. - URL: http://www.kzn.ru (Дата обращения: 2.06.2017 г.).
55. Комитет земельных и имущественных отношений ИКМО г.
Казани [Электронный ресурс]. - Официальный портал органов мэрии Казани, 2007-2017 гг. - URL: http://kzio.kzn.ru/structure/104 (Дата обращения: 4.06.2017 г.).
56. Комитет по управлению городским имуществом и земельными ресурсами администрации города Нижнего Новгорода [Электронный ресурс]. - Официальный городской портал, 2011-2017 гг. - URL: http:// кИр://нижнийновгород.рф (Дата обращения: 2.06.2017 г.).
57. Департамент управления имуществом городского округа Самара [Электронный ресурс]. - Официальный городской портал, 2014-2017 гг. - URL: http://samadm.ru/authority/the department for property management/
(Дата обращения: 2.06.2017 г.).