Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь между религиозной Я - концепцией, когнитивной сложностью и антиципационной состоятельностью

Работа №52016

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
313
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения религиозной Я-концепции и
когнитивной сложности 6
1.1. Индивидуальные психологические особенности: понятия свойства
личности, черты личности, характер личности 6
1.2 Понятие когнитивные стили личности 11
1.3 Особенности Я-концепции религиозной личности и антиципационной
состоятельности 19
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи между
религиозностью, когнитивной сложностью и антиципационной состоятельностью 34
2.1 Организация и методы исследования 34
2.2 Описание первичных данных, полученных в экспериментальной работе... 38
2.3 Корреляционный анализ взаимосвязи между религиозностью, когнитивной
сложностью и антиципационной состоятельностью 47
Заключение 52
Список литературы 54
Приложения

Актуальность исследования психологических особенностей религиозной Я-концепции связана, прежде всего, с повышением интереса к проблеме религиозного поведения в социуме в условиях постоянно изменяющегося мира и все более усложняющегося состояния общества, связанное с религиозным поведением. И это не могло не отразиться навозросшем в последнее время количестве психологических исследований религиозной Я - концепции как зарубежных ученых (З. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм, Э. Эриксон, У. Джемс, Дж. Леуба, Э. Старбак, Т. Флурпуа, П. Жане, Г. Олпорт, А.Маслоу, В. Франки, М. Вебер, В.Зомбарт, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, А.Н. Рэдклифф-Браун, Г. Зиммель, Т. Парсонс, М. Мосс, Л. Леви-Брюль), так и отечественных (Е.А. Аринина, Ю.Ф. Борункова, Б.С. Братусь, В.И. Гараджа, Ю.М. Зенько, В.В. Зпакова, Л.Ы. Красникова, В.Н. Нечипуренко, К.И. Никонова, Е.В. Орёл (Рязанова), В.Н. Павленко, М. Г. Писманика, К.К. Платонова, И.Н. Полонской, М.А. Поповой, С.И. Самыгина, Ю.В. Тищенко, Е.А. Торчинова, Д.М. Угриновича, И.П. Яблокова и др.).
На сегодняшний день недостаточно разработаны как проблемы религиозной Я - концепции личности, так и проблемы понимания когнитивных стилей, что в свою очередь приводит к огромным противоречиям по данной проблематике. Данный вопрос требует дальнейшего исследования психологических особенностей религиозной Я - концепции личности, взятых в конкретно-исторической ситуации, а также вопрос о причинно - следственных факторах, в частности, вопрос о когнитивных стилях, как возможных детерминантах развития религиозной Я - концепции.
Способы, при содействии которых личность конструирует и интерпретирует свой окружающий мир и самого себя, носят личностный характер. Одним из наиболее значимых для понимания сути религиозной Я - концепции являются когнитивные стили, которые являются более или менее устойчивыми способами применения когнитивных навыков. Второй составляющей является антиципационная состоятельность, умение управлять
Изучение религиозной Я-концепции и когнитивных стилей личности с позиции психологии личности, когнитивной психологии и социальной психологии на сегодняшней день является перспективной.
Несмотря на большое количество работ, посвященных самосознанию и религиозности, взаимосвязь когнитивных стилей и религиозной Я-концепции не была предметом специального рассмотрения. Наличие этой проблемы обуславливает актуальность данного исследования.
Цель - выявить взаимосвязь религиозной Я-концепции и когнитивных стилей, прогностической компетентностью.
Объект исследования - особенности религиозной Я-концепции.
Предмет исследования - взаимосвязь религиозной Я-концепции и когнитивного стиля личности.
Гипотеза исследования: особенности религиозной Я-концепции обуславливают когнитивный стиль личности.
Проверка выдвинутых нами гипотез исследования предполагает ряд логических обусловленных шагов, которые мы можем в то же время выдвинуть как задачи исследования:
- теоретическое изучение религиозной Я-концепции и когнитивной сложности;
- раскрыть когнитивные стили личности;
- изучить особенности Я-концепции религиозной личности и антиципационной состоятельности;
- выявить различные аспекты религиозной активности и религиозного поведения;
- изучить эмоциональные состояния фрустрации и когнитивные стили;
- выявить уровень прогностической компетентности;
- провести математический анализ и выявить взаимосвязь между показателями.
Методами данного исследования являются методика выявления антиципационной состоятельности В.Д. Менделевича, методика изучения религиозной активности, разработанный С.Ю. Смирновым, методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, использованная для выявления фрустрационной устойчивости и когнитивных стилей, религиозное поведение изучалось с помощью методики «The centrality of religiosity scale», разработанный Хубером, взаимосвязь выявлялась с помощью линейной корреляции Пирсона. Выборку экспериментального исследования составили 50 студентов, в возрасте от 18 до 25 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования могут быть использованы практическими психологами для разработки тренинговых занятий, психологических консультаций и коррекционных занятий.
Структура ВКР. Основными структурными элементами выпускной квалификационной работы являются: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, включающий 33 источника, из них 26 отечественных и 7 зарубежных, 9 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность исследования психологических особенностей религиозной Я-концепции заключается, прежде всего, в повышении интереса к проблеме религиозного поведения в обществе в условиях постоянно изменяющегося мира и все более усложняющегося состояния социума связанное с религиозным поведением. И это не могло не отразиться на возросшем в последнее время количестве психологических исследований религиозной Я-концепции.
В ходе теоретического анализа было выявлено, что религиозная Я- концепция это основа духовного становления личности. Религиозная Я- концепция показывает восприятие реальности духовного мира.
Способы, при содействии которых личность конструирует и толкует свой окружающий мир и самого себя, носят личностный характер. Одним из наиболее значимых для понимания сути религиозной Я-концепции являются когнитивные стили, которые являются более или менее устойчивыми способами применения когнитивных навыков. Вторым проявлением религиозной Я-концепции является антиципационная состоятельность, умение управлять своим поведением, предвидеть оценки окружающих, корригировать неадекватное представление о себе и точно оценивать себя.
В ходе эмпирического исследования было выявлено, что религиозное поведение и религиозная активность находятся на среднем уровне, который характеризуется тем, что испытуемые редко интересуются религиозными вопросами, только участвуют в редких случаях, время от времени, в религиозных обрядах.
Участники исследования характеризуются тем, что эмоциональное состояние при фрустрационной ситуации направлено на препятствие. Испытуемые в своих ответах указывают на наличие препятствия, помехи или другие фрустраторы в разрешении возникшей ситуации. Тип направления реакции «экстрапунитивный» характерен для большинства участников исследования, которые содержат в ответах упреки и обвинение других, враждебность и агрессивность в процессе разрешения возникшей ситуацией.
Антиципационная состоятельность, которая характеризуется как предугадывание, предвосхищение, представление о событии или предмете, появляющееся до акта их восприятия, ожидание наступления события. Представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия в данной группе является высоким.
Выявлена взаимосвязь между интропунитивным типом реакции и религиозным поведением, активностью личности и религиозным опытом, также религиозной активностью и типом реакции с фиксацией на удовлетворение потребности. Обнаружена взаимосвязь между личностно-ситуативной антиципацией и импунитивным направлением реакции, также имеется прямая взаимосвязь между временной антиципацией и типом реакции самозащиты.
В процессе проверки выдвинутой гипотезы была обнаружена обратная взаимосвязь между религиозным мотивом и экстрапунитивным направлением реакции.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза подтверждена.



1. Берберян А.С., Дорошина И.Г. Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия. Материалы II международной научно-практической конференции 15-16 мая 2012 года. - Пенза - Шадринск - Ереван: «Социосфера», 2012. - 300 с.
2. Бернс, Р. Я - концепция и Я - образы. Самосознание и защитные механизмы личности. - Самара: «Бахрах», 2003. - 656 с.
3. Бодалев А. А. Личность и общение - М: Прогресс, 2000 - 325 с.
4. Васильев Л.Л. Таинственные явления человеческой психики.-2010. -150 с.
5. Ворожейкина Л.И. Анализ типпов религиозной Я-концепции. Фундаментальные исследования. - 2014. - № 9-5. С. 1101-1108
6. Глок Ч. Индивид и его религия / Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии. - М., 2003, - С.334-339
7. Глок Ч. Религия и общество в напряжении. / Ч. Глок, Р. Старк: Чикаго., 1965. - 112 с.
8. Городилова Е.Н. Самоактуализация и ее связь с интегральной индивидуальностью. Пермь: ПГПУ, 2002. - 247 с.
9. Гусева Т.И., Каратьян Т.В. Психология личности: конспект лекций. ЭКСМО; 2008 г. - 160 с.
10. Казанцева Д.Б. Личность и социальное развитие. Материалы международной научно-практической конференции 28-29 марта 2013 года. - Прага :Vedeckovydavatelskecentrnm «Sociosfera-CZ», 2013 - 123 с.
11. Коржова Е.Ю., Семенова Г.В., Волохонская М.С. Психология личности. / Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. Е.Ю. Коржова, Г.В. Семенова, М.С. Волохонская. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - СПб: АНО «ИПП», 2009. - 178 с.
12. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011. - 675 с.
13. Мотков О. И. Психология самосознания личности. Практическое пособие. - М., 1993. 67 с.
14. Олпорт Г. Личность в психологии. -СПб.: «Ювента», 1998. - 345 с. - Ч. III. Предрассудки и личность. - С. 151-216.
15. Педагогическое образование и наука / Научно-методический журнал, учредитель: Международная академия наук педагогического образования. -М: 2008. - 112 с.
16. Психология человека в современном мире. Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С. Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.: в 6-и т. Т. 6. / под ред.
А. Л. Журавлев, В. А. Барабанщиков, М. И. Воловикова. - М.: «Институт психологии РАН», 2009. - 416 с.
17. Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т., Т.1 /
А. Ребер; пер. с англ. Чеботарева Е.Ю. - М.: ВЕЧЕ, 2008. - 344 с.
18. Ротенберг В. Образ я и поведение Иерусалим: МАХАНАИМ, 2000. - 66с.
19. Столин В.В. Самосознание личности. - М:, МГУ, 1983. -284 с.
20. Столяренко Л. Д. Основы психологии - Ростова на Дону: «Феникс», 2011. - 671 с.
21. Угринович, Д.М. Психология религии /Д. М. Угринович - М.: Политиздат. 1986.-352 с.
22. Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004. - 384 с.
23. Шильштейн Е.С. Я в системе личностных конструктов: статус, функции и уровни презентации. Кандидатская диссертация. - М., 2000. - 188 с.
24. Академик [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psvchologv■academic■ru/3019/Я-концепция
25. Бесплатная электронная библиотека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://knigi.dissers.rU/books/1/19111-6.php
26. Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://ru■wikipedia■org/wiki/Когнитивный стиль
27. Когнитивные стили [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xreferat.eom/77/6233-1 -ko gnitivnye-stili.html
28. Познавательные стили [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://intooo.narod.ru/5.htm
29. Психологическая характеристика основных когнитивных стилей [Электронный ресурс]. - Режим достvпа:http://bibliofond■ru/view■aspx?id=473613
30. Характер как свойство личности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://otherreferats.allbest.ru/psvchology/00086665 0.html
31. 25. Psychogood [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psyehogood.ru/eudids-136-1.html
32. Safepsychology [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.safepsyehology.ru/peofs-800-4.html
33. Studfiles [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.studfiles. ru/preview/1907521/page: 3/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ