Долговое финансирование дефицита бюджетов субъектов Российской Федерации, его последствия
|
Перечень сокращений, символов и обозначений 3
Введение 4
1. Теоретические и правовые основы долгового финансирования дефицитов
бюджетов субъектов Российской Федерации 9
1.1. Дефицит бюджета: экономическая природа и классификация 9
1.2. Государственные (муниципальные) заимствования как источник
финансирования дефицита бюджета, их последствия 22
1.3. Виды долговых обязательств субъектов Российской Федерации, их
характеристика 31
2. Анализ долгового финансирования дефицита бюджета субъектов
Российской Федерации 40
2.1. Анализ финансовых показателей субъектов Российской Федерации 40
2.2. Анализ источников финансирования дефицита бюджета субъектов
Российской Федерации 53
2.3. Оценка качества управления долговыми обязательствами субъектов
Российской Федерации 64
3. Улучшение финансового положения субъектов Российской Федерации как
условие достижения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации 75
3.1. Оценка влияния финансового положения субъектов Российской Федерации
на их политику заимствований 75
3.2. Перспективы повышения финансовых возможностей субъектов
Российской Федерации посредством заимствований 84
Заключение 98
Список использованной литературы 1043
Приложения
Введение 4
1. Теоретические и правовые основы долгового финансирования дефицитов
бюджетов субъектов Российской Федерации 9
1.1. Дефицит бюджета: экономическая природа и классификация 9
1.2. Государственные (муниципальные) заимствования как источник
финансирования дефицита бюджета, их последствия 22
1.3. Виды долговых обязательств субъектов Российской Федерации, их
характеристика 31
2. Анализ долгового финансирования дефицита бюджета субъектов
Российской Федерации 40
2.1. Анализ финансовых показателей субъектов Российской Федерации 40
2.2. Анализ источников финансирования дефицита бюджета субъектов
Российской Федерации 53
2.3. Оценка качества управления долговыми обязательствами субъектов
Российской Федерации 64
3. Улучшение финансового положения субъектов Российской Федерации как
условие достижения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации 75
3.1. Оценка влияния финансового положения субъектов Российской Федерации
на их политику заимствований 75
3.2. Перспективы повышения финансовых возможностей субъектов
Российской Федерации посредством заимствований 84
Заключение 98
Список использованной литературы 1043
Приложения
Актуальность темы исследования. Особая значимость и роль бюджета как основы социально-экономического развития всего государства предопределяют особый научный интерес к проблеме регулирования бюджетных правоотношений и требуют тщательного исследования данного финансово-правового института. В настоящее время в числе наиболее актуальных проблем функционирования государственных и муниципальных финансов остается проблема бюджетного дефицита и государственного долга.
Научные исследования в области государственных финансов свидетельствуют о том, что недостаточность бюджетных средств характерна для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Наличие дефицита бюджетов вынуждает органы власти привлекать средства из источников финансирования дефицита бюджета. Основным инструментом, используемым публично-правовыми образованиями для решения этой задачи, являются заимствования.
Вместе с тем, использование механизма заимствований в целях финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований власти сопряжено с рядом нерешенных вопросов. Прежде всего это связано с противоречивостью бюджетного законодательства в части возникновения и расходования бюджетных обязательств, отсутствием единых стандартов определения эффективности использования привлекаемых субъектами дополнительных ресурсов и неэффективностью механизмов заимствований для финансирования дефицитов бюджетов. В этой связи исследование процессов формирования механизма
заимствований, как важнейшего направления совершенствования бюджетной политики, является весьма актуальным.
Наиболее остро проблема дефицита бюджета стоит на региональном уровне. Рост расходов бюджетов субъектов РФ, обусловленный возложенными «майскими» указами Президента РФ, при сохранении доходных полномочий регионов привел к увеличению размера дефицита бюджетов субъектов РФ. В связи с этим, анализ источников финансирования дефицитов бюджетов на региональном уровне представляет особый интерес.
Степень разработанности темы исследования. В российской экономической науке теоретические и прикладные аспекты развития региональных финансов получили освещение в работах И.В. Бабич, А.М. Бабич, А.М. Балтиной, И.В. Балынина, И.Н. Мысляевой, М. В. Романовского, С.Н. Солдаткина и другими. Вопросами сбалансированности бюджета и государственного долга занимались Д.Ю.Сорокин, И.А. Зарипов, А. О. Седина и другие.
В настоящее время отечественная наука постоянно обращается к работам зарубежных исследователей, которые раскрывают различные аспекты теоретических основ бюджетной и долговой- политики, а также становления и развития рынка муниципальных займов Дж. М. Кейнса, Р. А. Масгрейва, Ф.Маршалла, В. Ойкена, А. Пигу, П. Самуэльсона, И. Фишера, У. Ф: Шарпа и других.
Высоко оценивая научные и практические результаты, полученные в работах указанных ученных, необходимо отметить, что вопросы обеспечения сбалансированности бюджетов остаются не до конца изученными в нашей стране.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в установлении роли заимствований в финансировании дефицитов региональных бюджетов и разработке предложений по совершенствованию долговой политики субъектов РФ.
Исходя из цели работы, установлены следующие задачи:
- исследовать экономическую природу, классификацию и причины возникновения дефицитов бюджетов;
- рассмотреть содержание понятия «долговое финансирование дефицита бюджета, выявить особенности долгового финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ;
- разработать принципы долгового финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ;
- проанализировать состав и структуру источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ на примере регионов России, входящих в Приволжский федеральный округ, с целью определения роли государственных заимствований в обеспечении сбалансированности региональных бюджетов;
- на основе использования различных показателей оценить качество управления долговыми обязательствами субъектов РФ, на примере регионов России, входящих в Приволжский федеральный округ;
-установить зависимость объемов заимствований субъектов РФ от уровня их социально-экономического развития;
- проанализировать перспективы повышения финансовых возможностей регионов России за счет заимствований.
Объектом исследования выступает дефицит бюджета субъекта РФ.
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе привлечения субъектами РФ заимствований для финансирования дефицита бюджета.
Теоретическая и методологическая основа. Методологической и теоретической основой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, теологические концепции разных исторических периодов в области финансов, в том числе долговых, в области экономической теории, региональной экономики, государственного регулирования экономики, формирования и совершенствования институциональных форм, механизмов и технологий в сфере долговых отношений. При проведении теоретического анализа региональных заимствований были использованы научные разработки и положения, сформулированные сотрудниками Института экономики РАН, Института системного анализа РАН, аналитические материалы Счетной палаты РФ.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, приемы анализа и синтеза, обобщения, статистический и логический методы оценки. Применение указанных методов позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе управления долговыми обязательствами субъектов РФ.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования представлена следующими положениями:
1. Сформулировано авторское определение долгового финансирования дефицита бюджета как способа финансирования дефицита бюджета субъекта РФ путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, привлечения бюджетных кредитов, кредитов кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
2. Предложены принципы долгового финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ, в числе которых:
- принцип безусловного исполнения долговых обязательств субъекта Российской Федерации;
- принцип минимизации рисков заимствований субъекта РФ;
- принцип информационной открытости;
- принцип непрерывной оптимизации структуры долга субъекта РФ.
3. На основе применения моделей с фиксированными эффектами и со случайными индивидуальными эффектами доказано, что наибольшее влияние на динамику дефицита и объем заимствований субъектов РФ оказывают объем валового регионального продукта и инвестиции в основной капитал.
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, заключения, трех глав с параграфами, списка использованной литературы и приложений.
Научные исследования в области государственных финансов свидетельствуют о том, что недостаточность бюджетных средств характерна для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Наличие дефицита бюджетов вынуждает органы власти привлекать средства из источников финансирования дефицита бюджета. Основным инструментом, используемым публично-правовыми образованиями для решения этой задачи, являются заимствования.
Вместе с тем, использование механизма заимствований в целях финансового обеспечения расходных обязательств публично-правовых образований власти сопряжено с рядом нерешенных вопросов. Прежде всего это связано с противоречивостью бюджетного законодательства в части возникновения и расходования бюджетных обязательств, отсутствием единых стандартов определения эффективности использования привлекаемых субъектами дополнительных ресурсов и неэффективностью механизмов заимствований для финансирования дефицитов бюджетов. В этой связи исследование процессов формирования механизма
заимствований, как важнейшего направления совершенствования бюджетной политики, является весьма актуальным.
Наиболее остро проблема дефицита бюджета стоит на региональном уровне. Рост расходов бюджетов субъектов РФ, обусловленный возложенными «майскими» указами Президента РФ, при сохранении доходных полномочий регионов привел к увеличению размера дефицита бюджетов субъектов РФ. В связи с этим, анализ источников финансирования дефицитов бюджетов на региональном уровне представляет особый интерес.
Степень разработанности темы исследования. В российской экономической науке теоретические и прикладные аспекты развития региональных финансов получили освещение в работах И.В. Бабич, А.М. Бабич, А.М. Балтиной, И.В. Балынина, И.Н. Мысляевой, М. В. Романовского, С.Н. Солдаткина и другими. Вопросами сбалансированности бюджета и государственного долга занимались Д.Ю.Сорокин, И.А. Зарипов, А. О. Седина и другие.
В настоящее время отечественная наука постоянно обращается к работам зарубежных исследователей, которые раскрывают различные аспекты теоретических основ бюджетной и долговой- политики, а также становления и развития рынка муниципальных займов Дж. М. Кейнса, Р. А. Масгрейва, Ф.Маршалла, В. Ойкена, А. Пигу, П. Самуэльсона, И. Фишера, У. Ф: Шарпа и других.
Высоко оценивая научные и практические результаты, полученные в работах указанных ученных, необходимо отметить, что вопросы обеспечения сбалансированности бюджетов остаются не до конца изученными в нашей стране.
Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в установлении роли заимствований в финансировании дефицитов региональных бюджетов и разработке предложений по совершенствованию долговой политики субъектов РФ.
Исходя из цели работы, установлены следующие задачи:
- исследовать экономическую природу, классификацию и причины возникновения дефицитов бюджетов;
- рассмотреть содержание понятия «долговое финансирование дефицита бюджета, выявить особенности долгового финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ;
- разработать принципы долгового финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ;
- проанализировать состав и структуру источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ на примере регионов России, входящих в Приволжский федеральный округ, с целью определения роли государственных заимствований в обеспечении сбалансированности региональных бюджетов;
- на основе использования различных показателей оценить качество управления долговыми обязательствами субъектов РФ, на примере регионов России, входящих в Приволжский федеральный округ;
-установить зависимость объемов заимствований субъектов РФ от уровня их социально-экономического развития;
- проанализировать перспективы повышения финансовых возможностей регионов России за счет заимствований.
Объектом исследования выступает дефицит бюджета субъекта РФ.
Предметом исследования являются финансовые отношения, возникающие в процессе привлечения субъектами РФ заимствований для финансирования дефицита бюджета.
Теоретическая и методологическая основа. Методологической и теоретической основой исследования стали труды зарубежных и российских ученых и специалистов, теологические концепции разных исторических периодов в области финансов, в том числе долговых, в области экономической теории, региональной экономики, государственного регулирования экономики, формирования и совершенствования институциональных форм, механизмов и технологий в сфере долговых отношений. При проведении теоретического анализа региональных заимствований были использованы научные разработки и положения, сформулированные сотрудниками Института экономики РАН, Института системного анализа РАН, аналитические материалы Счетной палаты РФ.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод познания, приемы анализа и синтеза, обобщения, статистический и логический методы оценки. Применение указанных методов позволило обеспечить обоснованность проведенного анализа, теоретических выводов и разработанных предложений.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость диссертации заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и рекомендации могут быть использованы в процессе управления долговыми обязательствами субъектов РФ.
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования представлена следующими положениями:
1. Сформулировано авторское определение долгового финансирования дефицита бюджета как способа финансирования дефицита бюджета субъекта РФ путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, привлечения бюджетных кредитов, кредитов кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
2. Предложены принципы долгового финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ, в числе которых:
- принцип безусловного исполнения долговых обязательств субъекта Российской Федерации;
- принцип минимизации рисков заимствований субъекта РФ;
- принцип информационной открытости;
- принцип непрерывной оптимизации структуры долга субъекта РФ.
3. На основе применения моделей с фиксированными эффектами и со случайными индивидуальными эффектами доказано, что наибольшее влияние на динамику дефицита и объем заимствований субъектов РФ оказывают объем валового регионального продукта и инвестиции в основной капитал.
Структура диссертационной работы: работа состоит из введения, заключения, трех глав с параграфами, списка использованной литературы и приложений.
Особая значимость и роль бюджета как основы социально-экономического развития всего государства предопределяют особый научный интерес к проблеме регулирования бюджетных правоотношений и требуют тщательного исследования данного финансово-правового института. В настоящее время в числе наиболее актуальных проблем функционирования государственных и муниципальных финансов остается проблема бюджетного дефицита и государственного долга. Увеличение количества субъектов с дефицитным бюджетом и увеличение объемов дефицита бюджетов субъектов РФ в рассматриваемом в периоде заставляет регионы финансировать свои бюджетные дефициты в большем объеме. Это приводит к увеличению использования различных инструментов его финансирования. В связи с чем, выбор наиболее оптимального набора инструментов является важным компонентом грамотной бюджетной политики субъекта РФ.
Бюджетный дефицит - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. В России непосредственное финансово-правовое регулирование сбалансированности бюджета на сегодняшний день регулируется разделом IV БК РФ «Сбалансированность бюджетов», в соответствии с которым закрепляются понятие дефицита бюджета и источники его финансирования.
Источники финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ можно подразделить на источники, в результате которых не увеличивается государственный долг субъектов РФ, и источники, применение которых приводит к возникновению задолженности, и, соответственно, к увеличению дефицитов бюджетов субъектов РФ. Использование последней группы источников в экономической литературе именуют долговым финансированием дефицита бюджета.
На основе обобщения и анализа теоретических взглядов на сущность долгового финансирования дефицита бюджета субъекта РФ предложенное авторское понимание его сущности как способа финансирования дефицита бюджета субъекта РФ путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, привлечения бюджетных кредитов, кредитов кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Основным недостатком долгового финансирования дефицита бюджета субъекта РФ является рост государственного долга. Мы согласны с экономистами, которые отмечают, что само по себе наличие государственного долга не является серьезной проблемой для публично- правового образования. Принципиальным является мониторинг его размера и недопущение превышения его поровых значений. В этой связи мы считаем, что должны быть определены принципы долгового финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Однако, в настоящее время в экономической литературе этому вопросу не уделяется должного внимания. Мы считаем, что к принципам долгового финансирования дефицита бюджета субъекта РФ можно отнести принципы:
- принцип безусловного исполнения долговых обязательств субъекта Российской Федерации;
- принцип минимизации рисков заимствований субъекта РФ;
- принцип информационной открытости;
- принцип непрерывной оптимизации структуры долга субъекта РФ.
Долговые обязательства субъектов РФ представляют собой обязательства, формируемые из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других обязательств в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятыми на себя субъектом РФ. Для осуществления политики заимствований субъект РФ должен отвечать определенным законодательным требованиям, а также особые требования предъявляются к эмиссии ценных бумаг, связанные дефицитом бюджета, расходами на обслуживание государственного долга, наличием кредитного рейтинга и пр.
В современном мире значительно повышается важность государственных заимствований, обеспечивающих бесперебойность обеспечения возрастающих государственных функций. Это обусловлено тем, что в современной рыночной модели социальной системы происходит постоянное усиление затратных направлений бюджетных расходов, когда объем бюджета государства достигает такого уровня, который становится предельным по отношению к возможностям его налогового обеспечения.
Главной проблемой Приволжского федерального округа являются территориальные диспропорции в социально-экономическом и финансовом положении каждого субъекта Приволжского федерального округа. Об этом свидетельствуют данные проведенного анализа бюджетной обеспеченности, динамики и структуры ВРП, финансового результата и инвестиций в основной капитал. Наиболее развитым субъектом Приволжского федерального округа по вышеперечисленным показателям является Республика Татарстан, значительно отстает от остальных - Республика Марий Эл.
Анализ динамики и структуры источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов Приволжского федерального округа и города Москвы, показал, что большая часть регионов привлекает к покрытию дефицита бюджета заемные средства, которые в структуре источников финансирования составляют в среднем 70-80%, а в некоторых субъектах РФ даже эта величина доходит до 95%. Причем эти регионы не только с низким уровнем финансовых показателей, но и вполне благополучные субъекты ПФО.
Данные мониторинга состояния долга субъектов РФ свидетельствуют о необходимости уделять повышенное внимание проблеме долговой нагрузки на региональные бюджеты, связанной с активным использованием рядом заемщиков кредитов из федерального бюджета. Факты допущенных субъектами сбоев при исполнении обязательств по бюджетным кредитам должны учитываться при регистрации Минфином России условий эмиссии и обращения облигационных займов этих субъектов РФ.
На основе применения моделей с фиксированными эффектами и со случайными индивидуальными эффектами доказано, что наибольшее влияние на динамику дефицита и объем заимствований субъектов РФ оказывают объем валового регионального продукта и инвестиции в основной капитал. Проверенные нами предположения о зависимости степени сбалансированности регионального бюджета, а также объемов займов, осуществляемых для погашения дефицита, от основных характеристик экономики субъектов подтвердили значимость последних для определения характера итогового сальдо бюджета. Таким образом, в целях обеспечения сбалансированности бюджета субъекта можно руководствоваться выявленными объясняющими переменными, контролируя их динамику и воздействуя на их значения.
Итак, осуществление государственных заимствований в субъекте Российской Федерации должно осуществляться так, чтобы и в будущем была возможна заемная деятельность органов власти субъектов Российской Федерации, причем в таких объемах и на таких условиях, которые выгодны данной территории.
От эффективной долговой политики в выигрыше окажутся и публичноправовое образование, осуществляющее заимствования, и инвесторы, поскольку ценные бумаги являются низко рискованными и ликвидными. А наличие инвестиционного кредитного рейтинга позволит обеспечить приток дополнительных инвестиций на территорию субъекта Российской Федерации, в том числе и иностранных, повысит конкурентоспособность данного региона. В этой связи представляется актуальной выработка мероприятий, повышающих эффективность его управления и укрепляющих текущие конкурентные позиции субъектов РФ, по следующим ключевым направлениям:
- поддержание объема и оптимальной структуры регионального долга в пределах, установленных федеральным и региональным законодательством;
- сокращение дефицита бюджета;
- разработка тактики активного управления долгом, применимой для отечественной экономической ситуации;
- создание Агентства по управлению субфедеральным долгом;
- принятие единого правового документа по управлению субфедеральным долгом.
Бюджетный дефицит - отрицательное бюджетное сальдо, характеризует превышение расходов бюджета и чистого кредитования над суммой доходов и полученных официальных трансфертов, определяемых в соответствии с установленными принципами формирования государственных финансов и классификации доходов и расходов. В России непосредственное финансово-правовое регулирование сбалансированности бюджета на сегодняшний день регулируется разделом IV БК РФ «Сбалансированность бюджетов», в соответствии с которым закрепляются понятие дефицита бюджета и источники его финансирования.
Источники финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ можно подразделить на источники, в результате которых не увеличивается государственный долг субъектов РФ, и источники, применение которых приводит к возникновению задолженности, и, соответственно, к увеличению дефицитов бюджетов субъектов РФ. Использование последней группы источников в экономической литературе именуют долговым финансированием дефицита бюджета.
На основе обобщения и анализа теоретических взглядов на сущность долгового финансирования дефицита бюджета субъекта РФ предложенное авторское понимание его сущности как способа финансирования дефицита бюджета субъекта РФ путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта РФ, привлечения бюджетных кредитов, кредитов кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций.
Основным недостатком долгового финансирования дефицита бюджета субъекта РФ является рост государственного долга. Мы согласны с экономистами, которые отмечают, что само по себе наличие государственного долга не является серьезной проблемой для публично- правового образования. Принципиальным является мониторинг его размера и недопущение превышения его поровых значений. В этой связи мы считаем, что должны быть определены принципы долгового финансирования дефицита бюджета субъекта РФ. Однако, в настоящее время в экономической литературе этому вопросу не уделяется должного внимания. Мы считаем, что к принципам долгового финансирования дефицита бюджета субъекта РФ можно отнести принципы:
- принцип безусловного исполнения долговых обязательств субъекта Российской Федерации;
- принцип минимизации рисков заимствований субъекта РФ;
- принцип информационной открытости;
- принцип непрерывной оптимизации структуры долга субъекта РФ.
Долговые обязательства субъектов РФ представляют собой обязательства, формируемые из государственных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, других обязательств в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятыми на себя субъектом РФ. Для осуществления политики заимствований субъект РФ должен отвечать определенным законодательным требованиям, а также особые требования предъявляются к эмиссии ценных бумаг, связанные дефицитом бюджета, расходами на обслуживание государственного долга, наличием кредитного рейтинга и пр.
В современном мире значительно повышается важность государственных заимствований, обеспечивающих бесперебойность обеспечения возрастающих государственных функций. Это обусловлено тем, что в современной рыночной модели социальной системы происходит постоянное усиление затратных направлений бюджетных расходов, когда объем бюджета государства достигает такого уровня, который становится предельным по отношению к возможностям его налогового обеспечения.
Главной проблемой Приволжского федерального округа являются территориальные диспропорции в социально-экономическом и финансовом положении каждого субъекта Приволжского федерального округа. Об этом свидетельствуют данные проведенного анализа бюджетной обеспеченности, динамики и структуры ВРП, финансового результата и инвестиций в основной капитал. Наиболее развитым субъектом Приволжского федерального округа по вышеперечисленным показателям является Республика Татарстан, значительно отстает от остальных - Республика Марий Эл.
Анализ динамики и структуры источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов Приволжского федерального округа и города Москвы, показал, что большая часть регионов привлекает к покрытию дефицита бюджета заемные средства, которые в структуре источников финансирования составляют в среднем 70-80%, а в некоторых субъектах РФ даже эта величина доходит до 95%. Причем эти регионы не только с низким уровнем финансовых показателей, но и вполне благополучные субъекты ПФО.
Данные мониторинга состояния долга субъектов РФ свидетельствуют о необходимости уделять повышенное внимание проблеме долговой нагрузки на региональные бюджеты, связанной с активным использованием рядом заемщиков кредитов из федерального бюджета. Факты допущенных субъектами сбоев при исполнении обязательств по бюджетным кредитам должны учитываться при регистрации Минфином России условий эмиссии и обращения облигационных займов этих субъектов РФ.
На основе применения моделей с фиксированными эффектами и со случайными индивидуальными эффектами доказано, что наибольшее влияние на динамику дефицита и объем заимствований субъектов РФ оказывают объем валового регионального продукта и инвестиции в основной капитал. Проверенные нами предположения о зависимости степени сбалансированности регионального бюджета, а также объемов займов, осуществляемых для погашения дефицита, от основных характеристик экономики субъектов подтвердили значимость последних для определения характера итогового сальдо бюджета. Таким образом, в целях обеспечения сбалансированности бюджета субъекта можно руководствоваться выявленными объясняющими переменными, контролируя их динамику и воздействуя на их значения.
Итак, осуществление государственных заимствований в субъекте Российской Федерации должно осуществляться так, чтобы и в будущем была возможна заемная деятельность органов власти субъектов Российской Федерации, причем в таких объемах и на таких условиях, которые выгодны данной территории.
От эффективной долговой политики в выигрыше окажутся и публичноправовое образование, осуществляющее заимствования, и инвесторы, поскольку ценные бумаги являются низко рискованными и ликвидными. А наличие инвестиционного кредитного рейтинга позволит обеспечить приток дополнительных инвестиций на территорию субъекта Российской Федерации, в том числе и иностранных, повысит конкурентоспособность данного региона. В этой связи представляется актуальной выработка мероприятий, повышающих эффективность его управления и укрепляющих текущие конкурентные позиции субъектов РФ, по следующим ключевым направлениям:
- поддержание объема и оптимальной структуры регионального долга в пределах, установленных федеральным и региональным законодательством;
- сокращение дефицита бюджета;
- разработка тактики активного управления долгом, применимой для отечественной экономической ситуации;
- создание Агентства по управлению субфедеральным долгом;
- принятие единого правового документа по управлению субфедеральным долгом.
Подобные работы
- ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ЕГО ФИНАНСИРОВАНИЕ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Государственные гарантии субъектов Российской Федерации, эффективность их использования
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - ДОЛГОВАЯ ПОЛИТИКА СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Государственный долг субъекта РФ и управление им
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - Государственный долг субъекта РФ и управление им
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Государственный долг Российской Федерации и управление им
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ
ДОХОДОВ И РАСХОДОВ БЮДЖЕТА РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2018



