Трансляционное стратегическое управление предприятием на базе существующих практик в странах мира (на примере Японии)
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения стратегического управления предприятием 10
1.1. Понятие и сущность стратегического управления предприятием 10
1.2. Модели стратегического управления предприятием 24
1.3. Концепция трансляционного исследования в системе стратегического управления 45
Глава 2. Сравнительный анализ Российской и Японской модели стратегического управления 54
2.1. Оценка современной модели стратегического управления предприятием в России 54
2.2. Особенности формирования и функционирования модели стратегического
управления японским предприятием 72
2.3. Сравнительный анализ российской и японской модели стратегического
управления предприятием 88
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления российскими компаниями 97
3.1. Формирование методических рекомендаций по внедрению
трансляционного стратегического управления предприятием в России 97
3.2. Формирование и внедрение японского опыта стратегического управления в
российских компаниях 109
3.3. Практические аспекты реализации предлагаемых мер по
совершенствованию стратегического управления компанией 120
Заключение 132
Список использованных источников 139
Приложения
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения стратегического управления предприятием 10
1.1. Понятие и сущность стратегического управления предприятием 10
1.2. Модели стратегического управления предприятием 24
1.3. Концепция трансляционного исследования в системе стратегического управления 45
Глава 2. Сравнительный анализ Российской и Японской модели стратегического управления 54
2.1. Оценка современной модели стратегического управления предприятием в России 54
2.2. Особенности формирования и функционирования модели стратегического
управления японским предприятием 72
2.3. Сравнительный анализ российской и японской модели стратегического
управления предприятием 88
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления российскими компаниями 97
3.1. Формирование методических рекомендаций по внедрению
трансляционного стратегического управления предприятием в России 97
3.2. Формирование и внедрение японского опыта стратегического управления в
российских компаниях 109
3.3. Практические аспекты реализации предлагаемых мер по
совершенствованию стратегического управления компанией 120
Заключение 132
Список использованных источников 139
Приложения
В условиях инновационно-ориентированной рыночной экономики на российских предприятиях возникает проблема гибкого оперативного реагирования на нестабильность рыночной среды, с одной стороны, и формирования долговременной конкурентной политики и стратегии развития предприятий, с другой. В этой связи особое значение приобретают теоретико-методологические и практические продвижения в области как самого стратегического управления предприятиями, так и его системного обеспечения. Система стратегического управления выступает одним из наиболее действенных способов, призванных повысить эффективность управления современным предприятием.
Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Становление «прозрачного» мирового рынка, когда можно получить практически мгновенный доступ к информации о любых товарах, у любых поставщиков в любых регионах мира, вызывает резкий рост конкуренции между предприятиями. Жесткая, инерционная организация управления предприятием не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Но главное не только в усилении конкуренции, но и в том, что она приобретает новые формы. Главным условием победы в конкурентной борьбе является способность долговременного предвидения и последовательной реализации различных инноваций в ассортименте продукции и услуг, в технологии, в управлении. Для того чтобы выжить и развиваться в этой среде предприятиям необходимо прибегать к постоянной «самореорганизации» как форме адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка, условиям современной экономики инновационного типа.
Важнейшим направлением такой «самореорганизации» выступает становление практики стратегического управления предприятием. Значимость практики стратегического управления определяется, прежде всего, тем, что обычные методы повышения производительности и конкурентоспособности - рационализация и автоматизация производственных процессов - часто уже не приводят к качественным улучшениям, которые требуются предприятиям для динамичного развития в рыночной среде.
Для дальнейшего повышения эффективности использования всех видов экономических ресурсов развития предприятий обязательным становится формирование хозяйствующими субъектами системы стратегического управления, адекватной рыночным механизмам и раскрывающей перед субъектами рынка более широкие возможности для выбора правильных, разносторонне мотивированных решений по всем направлениям деятельности. Выбор стратегии управления предприятиями в наши дни можно считать жизненно важным как для самих хозяйствующих субъектов, так и для территориальных образований, в рамках которых они функционируют.
Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические вопросы и концептуальные взгляды на формирование процесса стратегического управления организациями рассматривались во множестве исследований, в числе которых стоит особо выделить:
- труды зарубежных исследователей, в частности таких учёных как Акофф Р., Альберт М., Альстрэнд Б., Ансофф И., Карлофф Б., Куин Дж.Б., Лэмпэл Д., Мескон М., Минцберг Г., Моклер Р. Дж., Портер М., Стрикленд А.Дж., Томпсон А.А., Тренев Н.Н., Хасби Д., Хедоури Ф., Чандлер А.Д. и др.
- труды российских учёных, в том числе работы Алексеевой М.М., Анисимова O.C., Виссемы Х., Виханского О.С., Герчиковой И.Н., Глухова В.В., Градова А. П., Зайцева Л.Г., Карлика А.Е., Катькало В. С., Кукор Б.Л., Кузнецовой С.А., Марковой В.Д., Пермичева Н. Ф., Пивоварова И.С., Пивоварова С.Э., Платонова В.В., Рогова М.В., Тихоновой М.В., Тумаровой Т.Г., Фатхутдинова Р.А., Эпштейна М.З. и др.
Применение инструментов стратегического управления в отдельных отраслях экономики рассматривалось в работах таких авторов как Башкатова Ю.И., Бойко Н.Е., Брагина З.В., Воробьев В.В., Ершов В.Н., Казанцева Г.Г., Петрова Т.В., Колмыков А. М., Решетько Н.И., Ромашова Е.А., Рохчин В.Е., Смирнов А.В. и др.
Также необходимо отметить то, что на сегодняшний день существует потребность в комплексном исследовании, посвящённом изучению проблем стратегического развития российских предприятий и также выработки научно-практических и методических рекомендаций по совершенствованию процессов стратегического управления ими.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию методов трансляционного стратегического управления предприятием на базе существующих практик мира (на примере Японии).
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи, определяющие структуру диссертации:
- проанализировать понятие и сущность стратегического управления предприятием;
- определить существующие модели стратегического управления
предприятием;
- раскрыть и обозначить концепцию трансляционного исследования в системе стратегического управления;
- дать оценку современной модели стратегического управления
предприятием в России;
- проанализировать особенности формирования и функционирования модели стратегического управления японским предприятием;
- провести сравнительный анализ российской и японской модели стратегического управления предприятием;
- сформировать методические рекомендации по внедрению трансляционного стратегического управления предприятием в России;
- проанализировать и сформировать предложения по формированию и внедрению японского опыта стратегического управления в российских компаниях;
- уточнить практические аспекты реализации предлагаемых мер по совершенствованию стратегического управления компанией.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система стратегического управления на российских и японских предприятиях.
Предметом исследования являются организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в ходе стратегического управления предприятиями в России и Японии.
Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в стратегическом анализе и управлении, раскрывающие вопросы формирования системы и структуры стратегического управления компанией.
При решении конкретных задач использовались такие методы научного познания как: целеполагание, сравнение, анализ, группировка, алгоритмизация, моделирование, а также метод логического обобщения и системного подхода к изучению экономических явлений.
Нормативная и информационная база исследования.
Информационную основу работы составляют статьи и монографии российских и зарубежных ученых в области стратегического управления, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и системы анализа рынков и компаний «СПАРК», нормативно-правовые акты.
В диссертационном исследовании использовалась также информация, полученная в ходе мониторинга и обработки информации интернет ресурсов, отражающая результаты исследований и экспертных оценок в рамках
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:
1. Дана новая экономическая категория - понятие «Трансляционное стратегическое управление предприятием».
2. Выявлены и доказаны особенности формирования и функционирования модели стратегического управления в результате сравнительного анализа российской и японской модели стратегического управления предприятиями.
В процессе исследования получены следующие основные результаты:
1. В ходе исследования содержательных аспектов понятия «стратегия»,
изучения нескольких десятков источников, были систематизированы основные подходы к трактовке данного понятия: нормативный, процессный, комплексный, синтетический, абстрактный, системный. Уточнено, что характерными чертами стратегии предприятия являются:
- особый временной характер устанавливаемых задач и предпринимаемых мер;
- направленность их на средне- и долгосрочный горизонт планирования;
- наличие взаимосвязанной иерархии целей и задач, исходящей от наиболее общих приоритетов предприятия к конкретным мерам и количественным индикаторам их достижения;
- многоаспектность и комплексность (целостность) стратегии;
- чёткая направленность;
- повышение конкурентоспособности компании в текущих рыночных условиях;
- последовательность реализации взаимосвязанных мероприятий и задач.
2. В результате исследования основных подходов к стратегическому управлению предприятиями, выделены ключевые этапы формирования стратегии их развития:
- аналитический (процесс стратегического анализа);
- процесс целеполагания;
- контроль и мотивация;
- оценка результата.
3. Выработано системное представление о стратегии предприятия, обоснованной в своей постановке структуризацией проблем и включающей задачи, реализация которых помогает достичь стратегических целевых приоритетов развития.
4. Раскрыта концепция трансляционного исследования применительно к стратегическому управлению предприятием. Построена модель трансляционного цикла.
5. В результате обобщения массива исследований и публикаций о российском опыте развития корпоративного стратегического управления, автором выделены основные его этапы.
6. В результате проведенного анализа отечественной и зарубежной литературы проведен сравнительный анализ управления инцидентами в российской и японской модели управления.
7. Проведен сравнительный анализ российской и японской модели стратегического управления. По итогам анализа сформирована сравнительная таблица, в которой отражены сходства и различия двух моделей.
8. В ходе исследования обоснованы основные направления совершенствования и развития трансляционного управления с учётом основных проблем и опыта ведущих предприятий зарубежных стран.
9. Разработаны практические аспекты реализации предлагаемых мер по совершенствованию стратегического управления компанией на примере ООО «Эйдос-Медицина».
10. Предложены рекомендации руководству российских предприятий на основе опыта Японии.
Практическая значимость исследования.
Степень достоверности, апробация и внедрение результатов исследований. Степень достоверности результатов проведенных исследований подтверждается глубокой проработкой первоисточников (как отечественных, так и зарубежных) по теме диссертации, представительностью и достоверностью исходных данных, применением современных методов анализа, корректностью выполненных расчетов.
Структура и объем работы. Структура диссертации определена целью, задачами и логикой диссертационного исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 121 источников. Общий объем диссертации составляет 139 страниц, содержит 13 рисунков и 19 таблиц.
Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Становление «прозрачного» мирового рынка, когда можно получить практически мгновенный доступ к информации о любых товарах, у любых поставщиков в любых регионах мира, вызывает резкий рост конкуренции между предприятиями. Жесткая, инерционная организация управления предприятием не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Но главное не только в усилении конкуренции, но и в том, что она приобретает новые формы. Главным условием победы в конкурентной борьбе является способность долговременного предвидения и последовательной реализации различных инноваций в ассортименте продукции и услуг, в технологии, в управлении. Для того чтобы выжить и развиваться в этой среде предприятиям необходимо прибегать к постоянной «самореорганизации» как форме адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка, условиям современной экономики инновационного типа.
Важнейшим направлением такой «самореорганизации» выступает становление практики стратегического управления предприятием. Значимость практики стратегического управления определяется, прежде всего, тем, что обычные методы повышения производительности и конкурентоспособности - рационализация и автоматизация производственных процессов - часто уже не приводят к качественным улучшениям, которые требуются предприятиям для динамичного развития в рыночной среде.
Для дальнейшего повышения эффективности использования всех видов экономических ресурсов развития предприятий обязательным становится формирование хозяйствующими субъектами системы стратегического управления, адекватной рыночным механизмам и раскрывающей перед субъектами рынка более широкие возможности для выбора правильных, разносторонне мотивированных решений по всем направлениям деятельности. Выбор стратегии управления предприятиями в наши дни можно считать жизненно важным как для самих хозяйствующих субъектов, так и для территориальных образований, в рамках которых они функционируют.
Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические вопросы и концептуальные взгляды на формирование процесса стратегического управления организациями рассматривались во множестве исследований, в числе которых стоит особо выделить:
- труды зарубежных исследователей, в частности таких учёных как Акофф Р., Альберт М., Альстрэнд Б., Ансофф И., Карлофф Б., Куин Дж.Б., Лэмпэл Д., Мескон М., Минцберг Г., Моклер Р. Дж., Портер М., Стрикленд А.Дж., Томпсон А.А., Тренев Н.Н., Хасби Д., Хедоури Ф., Чандлер А.Д. и др.
- труды российских учёных, в том числе работы Алексеевой М.М., Анисимова O.C., Виссемы Х., Виханского О.С., Герчиковой И.Н., Глухова В.В., Градова А. П., Зайцева Л.Г., Карлика А.Е., Катькало В. С., Кукор Б.Л., Кузнецовой С.А., Марковой В.Д., Пермичева Н. Ф., Пивоварова И.С., Пивоварова С.Э., Платонова В.В., Рогова М.В., Тихоновой М.В., Тумаровой Т.Г., Фатхутдинова Р.А., Эпштейна М.З. и др.
Применение инструментов стратегического управления в отдельных отраслях экономики рассматривалось в работах таких авторов как Башкатова Ю.И., Бойко Н.Е., Брагина З.В., Воробьев В.В., Ершов В.Н., Казанцева Г.Г., Петрова Т.В., Колмыков А. М., Решетько Н.И., Ромашова Е.А., Рохчин В.Е., Смирнов А.В. и др.
Также необходимо отметить то, что на сегодняшний день существует потребность в комплексном исследовании, посвящённом изучению проблем стратегического развития российских предприятий и также выработки научно-практических и методических рекомендаций по совершенствованию процессов стратегического управления ими.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию методов трансляционного стратегического управления предприятием на базе существующих практик мира (на примере Японии).
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи, определяющие структуру диссертации:
- проанализировать понятие и сущность стратегического управления предприятием;
- определить существующие модели стратегического управления
предприятием;
- раскрыть и обозначить концепцию трансляционного исследования в системе стратегического управления;
- дать оценку современной модели стратегического управления
предприятием в России;
- проанализировать особенности формирования и функционирования модели стратегического управления японским предприятием;
- провести сравнительный анализ российской и японской модели стратегического управления предприятием;
- сформировать методические рекомендации по внедрению трансляционного стратегического управления предприятием в России;
- проанализировать и сформировать предложения по формированию и внедрению японского опыта стратегического управления в российских компаниях;
- уточнить практические аспекты реализации предлагаемых мер по совершенствованию стратегического управления компанией.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система стратегического управления на российских и японских предприятиях.
Предметом исследования являются организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в ходе стратегического управления предприятиями в России и Японии.
Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в стратегическом анализе и управлении, раскрывающие вопросы формирования системы и структуры стратегического управления компанией.
При решении конкретных задач использовались такие методы научного познания как: целеполагание, сравнение, анализ, группировка, алгоритмизация, моделирование, а также метод логического обобщения и системного подхода к изучению экономических явлений.
Нормативная и информационная база исследования.
Информационную основу работы составляют статьи и монографии российских и зарубежных ученых в области стратегического управления, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и системы анализа рынков и компаний «СПАРК», нормативно-правовые акты.
В диссертационном исследовании использовалась также информация, полученная в ходе мониторинга и обработки информации интернет ресурсов, отражающая результаты исследований и экспертных оценок в рамках
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:
1. Дана новая экономическая категория - понятие «Трансляционное стратегическое управление предприятием».
2. Выявлены и доказаны особенности формирования и функционирования модели стратегического управления в результате сравнительного анализа российской и японской модели стратегического управления предприятиями.
В процессе исследования получены следующие основные результаты:
1. В ходе исследования содержательных аспектов понятия «стратегия»,
изучения нескольких десятков источников, были систематизированы основные подходы к трактовке данного понятия: нормативный, процессный, комплексный, синтетический, абстрактный, системный. Уточнено, что характерными чертами стратегии предприятия являются:
- особый временной характер устанавливаемых задач и предпринимаемых мер;
- направленность их на средне- и долгосрочный горизонт планирования;
- наличие взаимосвязанной иерархии целей и задач, исходящей от наиболее общих приоритетов предприятия к конкретным мерам и количественным индикаторам их достижения;
- многоаспектность и комплексность (целостность) стратегии;
- чёткая направленность;
- повышение конкурентоспособности компании в текущих рыночных условиях;
- последовательность реализации взаимосвязанных мероприятий и задач.
2. В результате исследования основных подходов к стратегическому управлению предприятиями, выделены ключевые этапы формирования стратегии их развития:
- аналитический (процесс стратегического анализа);
- процесс целеполагания;
- контроль и мотивация;
- оценка результата.
3. Выработано системное представление о стратегии предприятия, обоснованной в своей постановке структуризацией проблем и включающей задачи, реализация которых помогает достичь стратегических целевых приоритетов развития.
4. Раскрыта концепция трансляционного исследования применительно к стратегическому управлению предприятием. Построена модель трансляционного цикла.
5. В результате обобщения массива исследований и публикаций о российском опыте развития корпоративного стратегического управления, автором выделены основные его этапы.
6. В результате проведенного анализа отечественной и зарубежной литературы проведен сравнительный анализ управления инцидентами в российской и японской модели управления.
7. Проведен сравнительный анализ российской и японской модели стратегического управления. По итогам анализа сформирована сравнительная таблица, в которой отражены сходства и различия двух моделей.
8. В ходе исследования обоснованы основные направления совершенствования и развития трансляционного управления с учётом основных проблем и опыта ведущих предприятий зарубежных стран.
9. Разработаны практические аспекты реализации предлагаемых мер по совершенствованию стратегического управления компанией на примере ООО «Эйдос-Медицина».
10. Предложены рекомендации руководству российских предприятий на основе опыта Японии.
Практическая значимость исследования.
Степень достоверности, апробация и внедрение результатов исследований. Степень достоверности результатов проведенных исследований подтверждается глубокой проработкой первоисточников (как отечественных, так и зарубежных) по теме диссертации, представительностью и достоверностью исходных данных, применением современных методов анализа, корректностью выполненных расчетов.
Структура и объем работы. Структура диссертации определена целью, задачами и логикой диссертационного исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 121 источников. Общий объем диссертации составляет 139 страниц, содержит 13 рисунков и 19 таблиц.
В результате проведённого исследования сделаны следующие выводы.
1. В ходе анализа определяющих характеристик и сущности понятия «стратегия», выделены основные подходы к трактовке данного термина, в том числе:
- Нормативный подход, в соответствии с которым стратегия рассматривается как документ (набор правил, паттерн) стратегического развития предприятия на долгосрочный период, включающий конкретные задачи, цели, а также способы их достижения за определённый временной промежуток. Данный подход является одним из самых популярных, как среди российских, так и среди зарубежных исследователей
- Процессный подход, в соответствии с которым стратегия рассматривается в виде некой последовательности действий, этапности достижения долгосрочных целей и задач компании, процесса осуществления запланированных мероприятий и ориентиров.
- Комплексный подход, в рамках которого стратегия предстаёт в виде совокупности или набора взаимосвязанных действий, направленных на достижение текущих и перспективных задач предприятия.
- Синтетический подход. В рамках этого подхода авторами в понятие «стратегия» вкладывается многоплановый смысл, и оно рассматривается как полифункциональное понятие.
- Абстрактный подход. Стратегия, согласно трактовкам в рамках данного подхода, не выражается конкретной категорией, а рассматривается как нечто не обязательно имеющее обязательно документированного выражения, либо чёткого понимания субъектами её реализации.
- Системный подход. В его рамках стратегия рассматривается как полноценная система, включающая совокупность взаимосвязанных между собой составляющих (ресурсов, инструментов, субъектов реализации, объектов воздействия, методов и технологий), функционирующих для достижения долгосрочных целей предприятия.
Все имеющиеся подходы к раскрытию термина «стратегия» формируются под влиянием множества факторов: методических воззрений авторов; периода времени, когда данное определение трактовалось; экономических условий; направленности на тот или иной объект управления и др.
2. На основе проведённого анализа в исследовании предложена трактовка понятия «стратегия» как системы, реализованной в виде документа и общего понимания сотрудниками компании его предназначения, включающей долгосрочные задачи качественного и количественного характера, а также устанавливающая способы, инструменты, механизмы, технологии достижения этих задач субъектами реализации стратегии, направленные на достижение стратегической цели предприятия.
Выделены ключевые составляющие и характерные черты стратегии предприятия:
- особый временной характер устанавливаемых задач и
предпринимаемых мер;
- направленность их на средне- и долгосрочный горизонт планирования;
- наличие взаимосвязанной иерархии целей и задач, исходящей от наиболее общих приоритетов предприятия к конкретным мерам и количественным индикаторам их достижения;
- многоаспектность и комплексность (целостность) стратегии;
- чёткая направленность - повышение конкурентоспособности компании в текущих рыночных условиях;
- последовательность реализации взаимосвязанных мероприятий и задач.
3. В результате исследования основных подходов к стратегическому управлению предприятиями, выделены ключевые этапы формирования стратегии их развития:
- аналитический (процесс стратегического анализа);
- процесс целеполагания;
- контроль и мотивация;
- оценка результата.
4. Раскрыта концепция трансляционного исследования применительно к стратегическому управлению предприятием. Построена модель трансляционного цикла.
Сделан вывод о том, что нестабильность рыночных условий постоянно требуют совершенствовать инструменты и технологии управления организациями с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Но и для динамично развивающейся организации остается проблема: создание цельной стратегической концепции, связывающей все области компетенции предприятия, генерировать стратегические решения и проектировать результат. Она должна быть простой и понятной всем участникам стратегического процесса, чтобы служить основой интеграции различных этапов разработки стратегии и управления изменениями.
Данная проблема может быть решена посредством формирования концепции организации, сфокусированной на стратегию, путем адаптации и использования трансляционных исследований.
5. Выделены следующие основные этапы развития корпоративного стратегического управления в России:
Этап 1. (Период 1987-1992 г.г.) - Первоначальное «накопление» российского капитала.
Этап 2. (Период 1992-1994 г.г.) - Законодательное оформление приватизации, как формирование правовой собственности держателей неформального контроля.
Этап 3. (Период 1994 - 1998 г.г.) - Денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации.
Этап 4. (Период 1998г. - до текущего времени) - Финансовый кризис 1998 года не сломал систему, а лишь изменил акценты.
6. На основе проведенного сравнительного анализа автором выделены преимущества и недостатки существующих моделей стратегического управления.
7. Проведен сравнительный анализ российской и японской модели стратегического управления. По итогам анализа сформирована сравнительная таблица, в которой отражены сходства и различия двух моделей. Помимо множества перечисленных различий, система управления в российских и японских организациях обладает несколькими схожими особенностями. Так, например, иерархичность системы управления, увеличение оплаты труда согласно его стажу, качеству выполнения работы и квалификации, установленная заработная плата - важнейшие черты управленческих систем обеих стран.
8. В ходе исследования обоснованы основные направления совершенствования и развития трансляционного управления с учётом основных проблем и опыта ведущих предприятий зарубежных стран.
Трансляционное управление предполагает под собой механизм превращения фундаментальных знаний в практические. Механизм оперативного превращения знаний в действия показывает потенциал и конкурентоспособность компании. Одним из способов внедрения инновационных идей в деятельность компании является создание корпоративных акселераторов.
Для удержания своих лидерских позиций в постоянно меняющейся внешней среде корпорациям приходится подстраиваться под возникающие условия, изменять методы производства, выводить новые продукты на рынок, предлагать новые услуги. До середины 1990-х гг. корпорации при внедрении новых технологий опирались преимущественно на результаты собственных исследований и разработок.
Данная модель оставалась доминирующей, несмотря на развитие венчурного рынка и формирование еще в конце 1940-1950-х гг. в США и Западной Европе большого количества различных механизмов работы (бизнесинкубаторы, технопарки) с малыми и средними компаниями, разрабатывающими инновации. Однако в последние 20 лет наблюдается тенденция к сокращению циклов разработки и периода вывода новых продуктов на рынок. В таких условиях жесткая иерархическая структура большинства крупных компаний не позволяет эффективно разрабатывать внутри корпорации инновационные решения в требуемом объеме.
Для решения данной проблемы они расширяют границы поиска и применяют более гибкую модель «открытых инноваций», которая подразумевает активное взаимодействие компаний с внешними разработчиками технологий.
9. Разработаны практические аспекты реализации предлагаемых мер по совершенствованию стратегического управления компанией на примере ООО «Эйдос Медицина». Анализ деятельности компании выявил следующие возможности внедрения совершенствования системы управления с учетом японского опыта стратегического управления:
1) Обучение. Представляется целесообразным использовать в деятельности компании ООО «Эйдос-Медицина» элементы японской системы подготовки на рабочем месте. По нашему мнению, на многих современных российских предприятиях уделяется излишнее внимание проверке специальных профессиональных знаний кандидатов на работу и особенно наличию у них значительного опыта работы в других организациях.
При этом на немногих предприятиях имеются собственные программы обучения сотрудников. В японских компаниях, напротив, не требуют от образовательных учреждений специальной подготовки и учитывают при приеме на работу, главным образом, общий кругозор работников и их способность вписаться в коллектив. Предприятия сами обучают своих сотрудников необходимым навыкам.
На наш взгляд, компании ООО «Эйдос-медицина» следует шире внедрять собственные системы внутрифирменного обучения, чтобы не упускать перспективных потенциальных сотрудников, не имеющих узкоспециализированных знаний, а также с целью обеспечения профессионального роста работников.
2) Оплата труда. По нашему мнению, руководству ООО «Эйдос- Медицина», а также других российских компаний необходимо обратить особое внимание на новую японскую систему оплаты труда.
Создание мотивационной среды на японских предприятиях заключается прежде всего во внедрении стимулирующих методов оплаты труда. Тогда как на большинстве российских предприятий оплата труда сотрудников не носит мотивирующего характера. Она включает в себя такие формы оплаты, как оклад, премии, неэффективные формы тарифного стимулирования, и не зависит от квалификации сотрудника, его фактического трудового вклада и результатов деятельности предприятия.
Представляется, что компании ООО «Эйдос-Медицина» целесообразно заимствовать наиболее рациональные методы японской системы оплаты труда, оказывающие мотивирующее воздействие на поведение людей в организации.
К таким методам можно отнести «плавающие» оклады, распределение доходов работника на основе экспертной оценки, бестарифную оплату труда, подробно рассматриваемую в работе. Экономическая рациональность, присущая данным методам, обусловливает желательность их использования в российских организациях.
3) Наем сотрудников. В России не применяется понятие «пожизненный наем», однако для многих российских работников характерна продолжительная работа на одном предприятии, иногда даже в течение всей трудовой деятельности. Это связано, прежде всего, с низкой миграцией населения, ограниченным числом предприятий во многих российских регионах и родственными связями работников. Вместе с тем следует отметить, что в Японии пожизненный наем существует не столько по причине ограниченной миграции населения, но, главным образом, благодаря реальному обеспечению заинтересованности работников максимальное время работать на одном предприятии.
По нашему мнению, для того чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для долгосрочной занятости сотрудников.
Например, кроме того, в условиях долгосрочного найма на ООО «Эйдос- Медицина» целесообразно внедрять систему кадровой ротации. Работники российских предприятий вынуждены в течение многих лет работать на одном рабочем месте, что снижает их интерес к работе, подавляет инициативу и препятствует профессиональному росту.
Введение системы ротации позволит работникам компании не только избежать однообразной работы в течение длительного периода, но и будет способствовать их профессиональному росту, а также позволит им получить представление о различных аспектах деятельности предприятия и действовать именно в интересах всей компании.
10. На основе проведенного исследования разработаны рекомендации руководству российских компаний. Однако стоит отметить, что эффективное производство базируется не на тотальном заимствовании зарубежных систем ведения управления, а на адаптации их некоторых положительных элементов к специфическим качествам психологических и социально-культурных факторов страны. Только соблюдая эти правила можно добиться положительного результата в модернизации системы управления, эффективности и продуктивности её работы.
1. В ходе анализа определяющих характеристик и сущности понятия «стратегия», выделены основные подходы к трактовке данного термина, в том числе:
- Нормативный подход, в соответствии с которым стратегия рассматривается как документ (набор правил, паттерн) стратегического развития предприятия на долгосрочный период, включающий конкретные задачи, цели, а также способы их достижения за определённый временной промежуток. Данный подход является одним из самых популярных, как среди российских, так и среди зарубежных исследователей
- Процессный подход, в соответствии с которым стратегия рассматривается в виде некой последовательности действий, этапности достижения долгосрочных целей и задач компании, процесса осуществления запланированных мероприятий и ориентиров.
- Комплексный подход, в рамках которого стратегия предстаёт в виде совокупности или набора взаимосвязанных действий, направленных на достижение текущих и перспективных задач предприятия.
- Синтетический подход. В рамках этого подхода авторами в понятие «стратегия» вкладывается многоплановый смысл, и оно рассматривается как полифункциональное понятие.
- Абстрактный подход. Стратегия, согласно трактовкам в рамках данного подхода, не выражается конкретной категорией, а рассматривается как нечто не обязательно имеющее обязательно документированного выражения, либо чёткого понимания субъектами её реализации.
- Системный подход. В его рамках стратегия рассматривается как полноценная система, включающая совокупность взаимосвязанных между собой составляющих (ресурсов, инструментов, субъектов реализации, объектов воздействия, методов и технологий), функционирующих для достижения долгосрочных целей предприятия.
Все имеющиеся подходы к раскрытию термина «стратегия» формируются под влиянием множества факторов: методических воззрений авторов; периода времени, когда данное определение трактовалось; экономических условий; направленности на тот или иной объект управления и др.
2. На основе проведённого анализа в исследовании предложена трактовка понятия «стратегия» как системы, реализованной в виде документа и общего понимания сотрудниками компании его предназначения, включающей долгосрочные задачи качественного и количественного характера, а также устанавливающая способы, инструменты, механизмы, технологии достижения этих задач субъектами реализации стратегии, направленные на достижение стратегической цели предприятия.
Выделены ключевые составляющие и характерные черты стратегии предприятия:
- особый временной характер устанавливаемых задач и
предпринимаемых мер;
- направленность их на средне- и долгосрочный горизонт планирования;
- наличие взаимосвязанной иерархии целей и задач, исходящей от наиболее общих приоритетов предприятия к конкретным мерам и количественным индикаторам их достижения;
- многоаспектность и комплексность (целостность) стратегии;
- чёткая направленность - повышение конкурентоспособности компании в текущих рыночных условиях;
- последовательность реализации взаимосвязанных мероприятий и задач.
3. В результате исследования основных подходов к стратегическому управлению предприятиями, выделены ключевые этапы формирования стратегии их развития:
- аналитический (процесс стратегического анализа);
- процесс целеполагания;
- контроль и мотивация;
- оценка результата.
4. Раскрыта концепция трансляционного исследования применительно к стратегическому управлению предприятием. Построена модель трансляционного цикла.
Сделан вывод о том, что нестабильность рыночных условий постоянно требуют совершенствовать инструменты и технологии управления организациями с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Но и для динамично развивающейся организации остается проблема: создание цельной стратегической концепции, связывающей все области компетенции предприятия, генерировать стратегические решения и проектировать результат. Она должна быть простой и понятной всем участникам стратегического процесса, чтобы служить основой интеграции различных этапов разработки стратегии и управления изменениями.
Данная проблема может быть решена посредством формирования концепции организации, сфокусированной на стратегию, путем адаптации и использования трансляционных исследований.
5. Выделены следующие основные этапы развития корпоративного стратегического управления в России:
Этап 1. (Период 1987-1992 г.г.) - Первоначальное «накопление» российского капитала.
Этап 2. (Период 1992-1994 г.г.) - Законодательное оформление приватизации, как формирование правовой собственности держателей неформального контроля.
Этап 3. (Период 1994 - 1998 г.г.) - Денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации.
Этап 4. (Период 1998г. - до текущего времени) - Финансовый кризис 1998 года не сломал систему, а лишь изменил акценты.
6. На основе проведенного сравнительного анализа автором выделены преимущества и недостатки существующих моделей стратегического управления.
7. Проведен сравнительный анализ российской и японской модели стратегического управления. По итогам анализа сформирована сравнительная таблица, в которой отражены сходства и различия двух моделей. Помимо множества перечисленных различий, система управления в российских и японских организациях обладает несколькими схожими особенностями. Так, например, иерархичность системы управления, увеличение оплаты труда согласно его стажу, качеству выполнения работы и квалификации, установленная заработная плата - важнейшие черты управленческих систем обеих стран.
8. В ходе исследования обоснованы основные направления совершенствования и развития трансляционного управления с учётом основных проблем и опыта ведущих предприятий зарубежных стран.
Трансляционное управление предполагает под собой механизм превращения фундаментальных знаний в практические. Механизм оперативного превращения знаний в действия показывает потенциал и конкурентоспособность компании. Одним из способов внедрения инновационных идей в деятельность компании является создание корпоративных акселераторов.
Для удержания своих лидерских позиций в постоянно меняющейся внешней среде корпорациям приходится подстраиваться под возникающие условия, изменять методы производства, выводить новые продукты на рынок, предлагать новые услуги. До середины 1990-х гг. корпорации при внедрении новых технологий опирались преимущественно на результаты собственных исследований и разработок.
Данная модель оставалась доминирующей, несмотря на развитие венчурного рынка и формирование еще в конце 1940-1950-х гг. в США и Западной Европе большого количества различных механизмов работы (бизнесинкубаторы, технопарки) с малыми и средними компаниями, разрабатывающими инновации. Однако в последние 20 лет наблюдается тенденция к сокращению циклов разработки и периода вывода новых продуктов на рынок. В таких условиях жесткая иерархическая структура большинства крупных компаний не позволяет эффективно разрабатывать внутри корпорации инновационные решения в требуемом объеме.
Для решения данной проблемы они расширяют границы поиска и применяют более гибкую модель «открытых инноваций», которая подразумевает активное взаимодействие компаний с внешними разработчиками технологий.
9. Разработаны практические аспекты реализации предлагаемых мер по совершенствованию стратегического управления компанией на примере ООО «Эйдос Медицина». Анализ деятельности компании выявил следующие возможности внедрения совершенствования системы управления с учетом японского опыта стратегического управления:
1) Обучение. Представляется целесообразным использовать в деятельности компании ООО «Эйдос-Медицина» элементы японской системы подготовки на рабочем месте. По нашему мнению, на многих современных российских предприятиях уделяется излишнее внимание проверке специальных профессиональных знаний кандидатов на работу и особенно наличию у них значительного опыта работы в других организациях.
При этом на немногих предприятиях имеются собственные программы обучения сотрудников. В японских компаниях, напротив, не требуют от образовательных учреждений специальной подготовки и учитывают при приеме на работу, главным образом, общий кругозор работников и их способность вписаться в коллектив. Предприятия сами обучают своих сотрудников необходимым навыкам.
На наш взгляд, компании ООО «Эйдос-медицина» следует шире внедрять собственные системы внутрифирменного обучения, чтобы не упускать перспективных потенциальных сотрудников, не имеющих узкоспециализированных знаний, а также с целью обеспечения профессионального роста работников.
2) Оплата труда. По нашему мнению, руководству ООО «Эйдос- Медицина», а также других российских компаний необходимо обратить особое внимание на новую японскую систему оплаты труда.
Создание мотивационной среды на японских предприятиях заключается прежде всего во внедрении стимулирующих методов оплаты труда. Тогда как на большинстве российских предприятий оплата труда сотрудников не носит мотивирующего характера. Она включает в себя такие формы оплаты, как оклад, премии, неэффективные формы тарифного стимулирования, и не зависит от квалификации сотрудника, его фактического трудового вклада и результатов деятельности предприятия.
Представляется, что компании ООО «Эйдос-Медицина» целесообразно заимствовать наиболее рациональные методы японской системы оплаты труда, оказывающие мотивирующее воздействие на поведение людей в организации.
К таким методам можно отнести «плавающие» оклады, распределение доходов работника на основе экспертной оценки, бестарифную оплату труда, подробно рассматриваемую в работе. Экономическая рациональность, присущая данным методам, обусловливает желательность их использования в российских организациях.
3) Наем сотрудников. В России не применяется понятие «пожизненный наем», однако для многих российских работников характерна продолжительная работа на одном предприятии, иногда даже в течение всей трудовой деятельности. Это связано, прежде всего, с низкой миграцией населения, ограниченным числом предприятий во многих российских регионах и родственными связями работников. Вместе с тем следует отметить, что в Японии пожизненный наем существует не столько по причине ограниченной миграции населения, но, главным образом, благодаря реальному обеспечению заинтересованности работников максимальное время работать на одном предприятии.
По нашему мнению, для того чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для долгосрочной занятости сотрудников.
Например, кроме того, в условиях долгосрочного найма на ООО «Эйдос- Медицина» целесообразно внедрять систему кадровой ротации. Работники российских предприятий вынуждены в течение многих лет работать на одном рабочем месте, что снижает их интерес к работе, подавляет инициативу и препятствует профессиональному росту.
Введение системы ротации позволит работникам компании не только избежать однообразной работы в течение длительного периода, но и будет способствовать их профессиональному росту, а также позволит им получить представление о различных аспектах деятельности предприятия и действовать именно в интересах всей компании.
10. На основе проведенного исследования разработаны рекомендации руководству российских компаний. Однако стоит отметить, что эффективное производство базируется не на тотальном заимствовании зарубежных систем ведения управления, а на адаптации их некоторых положительных элементов к специфическим качествам психологических и социально-культурных факторов страны. Только соблюдая эти правила можно добиться положительного результата в модернизации системы управления, эффективности и продуктивности её работы.



