Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения стратегического управления предприятием 10
1.1. Понятие и сущность стратегического управления предприятием 10
1.2. Модели стратегического управления предприятием 24
1.3. Концепция трансляционного исследования в системе стратегического управления 45
Глава 2. Сравнительный анализ Российской и Японской модели стратегического управления 54
2.1. Оценка современной модели стратегического управления предприятием в России 54
2.2. Особенности формирования и функционирования модели стратегического
управления японским предприятием 72
2.3. Сравнительный анализ российской и японской модели стратегического
управления предприятием 88
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию системы стратегического управления российскими компаниями 97
3.1. Формирование методических рекомендаций по внедрению
трансляционного стратегического управления предприятием в России 97
3.2. Формирование и внедрение японского опыта стратегического управления в
российских компаниях 109
3.3. Практические аспекты реализации предлагаемых мер по
совершенствованию стратегического управления компанией 120
Заключение 132
Список использованных источников 139
Приложения
В условиях инновационно-ориентированной рыночной экономики на российских предприятиях возникает проблема гибкого оперативного реагирования на нестабильность рыночной среды, с одной стороны, и формирования долговременной конкурентной политики и стратегии развития предприятий, с другой. В этой связи особое значение приобретают теоретико-методологические и практические продвижения в области как самого стратегического управления предприятиями, так и его системного обеспечения. Система стратегического управления выступает одним из наиболее действенных способов, призванных повысить эффективность управления современным предприятием.
Современные предприятия различных отраслей функционируют в условиях высокой сложности, неопределенности и динамичности окружающей социально-экономической среды. Становление «прозрачного» мирового рынка, когда можно получить практически мгновенный доступ к информации о любых товарах, у любых поставщиков в любых регионах мира, вызывает резкий рост конкуренции между предприятиями. Жесткая, инерционная организация управления предприятием не позволяет мгновенно реагировать на изменение требований рынка. Но главное не только в усилении конкуренции, но и в том, что она приобретает новые формы. Главным условием победы в конкурентной борьбе является способность долговременного предвидения и последовательной реализации различных инноваций в ассортименте продукции и услуг, в технологии, в управлении. Для того чтобы выжить и развиваться в этой среде предприятиям необходимо прибегать к постоянной «самореорганизации» как форме адаптации к быстро меняющимся требованиям рынка, условиям современной экономики инновационного типа.
Важнейшим направлением такой «самореорганизации» выступает становление практики стратегического управления предприятием. Значимость практики стратегического управления определяется, прежде всего, тем, что обычные методы повышения производительности и конкурентоспособности - рационализация и автоматизация производственных процессов - часто уже не приводят к качественным улучшениям, которые требуются предприятиям для динамичного развития в рыночной среде.
Для дальнейшего повышения эффективности использования всех видов экономических ресурсов развития предприятий обязательным становится формирование хозяйствующими субъектами системы стратегического управления, адекватной рыночным механизмам и раскрывающей перед субъектами рынка более широкие возможности для выбора правильных, разносторонне мотивированных решений по всем направлениям деятельности. Выбор стратегии управления предприятиями в наши дни можно считать жизненно важным как для самих хозяйствующих субъектов, так и для территориальных образований, в рамках которых они функционируют.
Степень научной разработанности проблемы. Общетеоретические вопросы и концептуальные взгляды на формирование процесса стратегического управления организациями рассматривались во множестве исследований, в числе которых стоит особо выделить:
- труды зарубежных исследователей, в частности таких учёных как Акофф Р., Альберт М., Альстрэнд Б., Ансофф И., Карлофф Б., Куин Дж.Б., Лэмпэл Д., Мескон М., Минцберг Г., Моклер Р. Дж., Портер М., Стрикленд А.Дж., Томпсон А.А., Тренев Н.Н., Хасби Д., Хедоури Ф., Чандлер А.Д. и др.
- труды российских учёных, в том числе работы Алексеевой М.М., Анисимова O.C., Виссемы Х., Виханского О.С., Герчиковой И.Н., Глухова В.В., Градова А. П., Зайцева Л.Г., Карлика А.Е., Катькало В. С., Кукор Б.Л., Кузнецовой С.А., Марковой В.Д., Пермичева Н. Ф., Пивоварова И.С., Пивоварова С.Э., Платонова В.В., Рогова М.В., Тихоновой М.В., Тумаровой Т.Г., Фатхутдинова Р.А., Эпштейна М.З. и др.
Применение инструментов стратегического управления в отдельных отраслях экономики рассматривалось в работах таких авторов как Башкатова Ю.И., Бойко Н.Е., Брагина З.В., Воробьев В.В., Ершов В.Н., Казанцева Г.Г., Петрова Т.В., Колмыков А. М., Решетько Н.И., Ромашова Е.А., Рохчин В.Е., Смирнов А.В. и др.
Также необходимо отметить то, что на сегодняшний день существует потребность в комплексном исследовании, посвящённом изучению проблем стратегического развития российских предприятий и также выработки научно-практических и методических рекомендаций по совершенствованию процессов стратегического управления ими.
Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию методов трансляционного стратегического управления предприятием на базе существующих практик мира (на примере Японии).
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи, определяющие структуру диссертации:
- проанализировать понятие и сущность стратегического управления предприятием;
- определить существующие модели стратегического управления
предприятием;
- раскрыть и обозначить концепцию трансляционного исследования в системе стратегического управления;
- дать оценку современной модели стратегического управления
предприятием в России;
- проанализировать особенности формирования и функционирования модели стратегического управления японским предприятием;
- провести сравнительный анализ российской и японской модели стратегического управления предприятием;
- сформировать методические рекомендации по внедрению трансляционного стратегического управления предприятием в России;
- проанализировать и сформировать предложения по формированию и внедрению японского опыта стратегического управления в российских компаниях;
- уточнить практические аспекты реализации предлагаемых мер по совершенствованию стратегического управления компанией.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является система стратегического управления на российских и японских предприятиях.
Предметом исследования являются организационно-экономические и управленческие отношения, возникающие в ходе стратегического управления предприятиями в России и Японии.
Методология и методы исследования. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в стратегическом анализе и управлении, раскрывающие вопросы формирования системы и структуры стратегического управления компанией.
При решении конкретных задач использовались такие методы научного познания как: целеполагание, сравнение, анализ, группировка, алгоритмизация, моделирование, а также метод логического обобщения и системного подхода к изучению экономических явлений.
Нормативная и информационная база исследования.
Информационную основу работы составляют статьи и монографии российских и зарубежных ученых в области стратегического управления, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и системы анализа рынков и компаний «СПАРК», нормативно-правовые акты.
В диссертационном исследовании использовалась также информация, полученная в ходе мониторинга и обработки информации интернет ресурсов, отражающая результаты исследований и экспертных оценок в рамках
Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:
1. Дана новая экономическая категория - понятие «Трансляционное стратегическое управление предприятием».
2. Выявлены и доказаны особенности формирования и функционирования модели стратегического управления в результате сравнительного анализа российской и японской модели стратегического управления предприятиями.
В процессе исследования получены следующие основные результаты:
1. В ходе исследования содержательных аспектов понятия «стратегия»,
изучения нескольких десятков источников, были систематизированы основные подходы к трактовке данного понятия: нормативный, процессный, комплексный, синтетический, абстрактный, системный. Уточнено, что характерными чертами стратегии предприятия являются:
- особый временной характер устанавливаемых задач и предпринимаемых мер;
- направленность их на средне- и долгосрочный горизонт планирования;
- наличие взаимосвязанной иерархии целей и задач, исходящей от наиболее общих приоритетов предприятия к конкретным мерам и количественным индикаторам их достижения;
- многоаспектность и комплексность (целостность) стратегии;
- чёткая направленность;
- повышение конкурентоспособности компании в текущих рыночных условиях;
- последовательность реализации взаимосвязанных мероприятий и задач.
2. В результате исследования основных подходов к стратегическому управлению предприятиями, выделены ключевые этапы формирования стратегии их развития:
- аналитический (процесс стратегического анализа);
- процесс целеполагания;
- контроль и мотивация;
- оценка результата.
3. Выработано системное представление о стратегии предприятия, обоснованной в своей постановке структуризацией проблем и включающей задачи, реализация которых помогает достичь стратегических целевых приоритетов развития.
4. Раскрыта концепция трансляционного исследования применительно к стратегическому управлению предприятием. Построена модель трансляционного цикла.
5. В результате обобщения массива исследований и публикаций о российском опыте развития корпоративного стратегического управления, автором выделены основные его этапы.
6. В результате проведенного анализа отечественной и зарубежной литературы проведен сравнительный анализ управления инцидентами в российской и японской модели управления.
7. Проведен сравнительный анализ российской и японской модели стратегического управления. По итогам анализа сформирована сравнительная таблица, в которой отражены сходства и различия двух моделей.
8. В ходе исследования обоснованы основные направления совершенствования и развития трансляционного управления с учётом основных проблем и опыта ведущих предприятий зарубежных стран.
9. Разработаны практические аспекты реализации предлагаемых мер по совершенствованию стратегического управления компанией на примере ООО «Эйдос-Медицина».
10. Предложены рекомендации руководству российских предприятий на основе опыта Японии.
Практическая значимость исследования.
Степень достоверности, апробация и внедрение результатов исследований. Степень достоверности результатов проведенных исследований подтверждается глубокой проработкой первоисточников (как отечественных, так и зарубежных) по теме диссертации, представительностью и достоверностью исходных данных, применением современных методов анализа, корректностью выполненных расчетов.
Структура и объем работы. Структура диссертации определена целью, задачами и логикой диссертационного исследования, состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 121 источников. Общий объем диссертации составляет 139 страниц, содержит 13 рисунков и 19 таблиц.
В результате проведённого исследования сделаны следующие выводы.
1. В ходе анализа определяющих характеристик и сущности понятия «стратегия», выделены основные подходы к трактовке данного термина, в том числе:
- Нормативный подход, в соответствии с которым стратегия рассматривается как документ (набор правил, паттерн) стратегического развития предприятия на долгосрочный период, включающий конкретные задачи, цели, а также способы их достижения за определённый временной промежуток. Данный подход является одним из самых популярных, как среди российских, так и среди зарубежных исследователей
- Процессный подход, в соответствии с которым стратегия рассматривается в виде некой последовательности действий, этапности достижения долгосрочных целей и задач компании, процесса осуществления запланированных мероприятий и ориентиров.
- Комплексный подход, в рамках которого стратегия предстаёт в виде совокупности или набора взаимосвязанных действий, направленных на достижение текущих и перспективных задач предприятия.
- Синтетический подход. В рамках этого подхода авторами в понятие «стратегия» вкладывается многоплановый смысл, и оно рассматривается как полифункциональное понятие.
- Абстрактный подход. Стратегия, согласно трактовкам в рамках данного подхода, не выражается конкретной категорией, а рассматривается как нечто не обязательно имеющее обязательно документированного выражения, либо чёткого понимания субъектами её реализации.
- Системный подход. В его рамках стратегия рассматривается как полноценная система, включающая совокупность взаимосвязанных между собой составляющих (ресурсов, инструментов, субъектов реализации, объектов воздействия, методов и технологий), функционирующих для достижения долгосрочных целей предприятия.
Все имеющиеся подходы к раскрытию термина «стратегия» формируются под влиянием множества факторов: методических воззрений авторов; периода времени, когда данное определение трактовалось; экономических условий; направленности на тот или иной объект управления и др.
2. На основе проведённого анализа в исследовании предложена трактовка понятия «стратегия» как системы, реализованной в виде документа и общего понимания сотрудниками компании его предназначения, включающей долгосрочные задачи качественного и количественного характера, а также устанавливающая способы, инструменты, механизмы, технологии достижения этих задач субъектами реализации стратегии, направленные на достижение стратегической цели предприятия.
Выделены ключевые составляющие и характерные черты стратегии предприятия:
- особый временной характер устанавливаемых задач и
предпринимаемых мер;
- направленность их на средне- и долгосрочный горизонт планирования;
- наличие взаимосвязанной иерархии целей и задач, исходящей от наиболее общих приоритетов предприятия к конкретным мерам и количественным индикаторам их достижения;
- многоаспектность и комплексность (целостность) стратегии;
- чёткая направленность - повышение конкурентоспособности компании в текущих рыночных условиях;
- последовательность реализации взаимосвязанных мероприятий и задач.
3. В результате исследования основных подходов к стратегическому управлению предприятиями, выделены ключевые этапы формирования стратегии их развития:
- аналитический (процесс стратегического анализа);
- процесс целеполагания;
- контроль и мотивация;
- оценка результата.
4. Раскрыта концепция трансляционного исследования применительно к стратегическому управлению предприятием. Построена модель трансляционного цикла.
Сделан вывод о том, что нестабильность рыночных условий постоянно требуют совершенствовать инструменты и технологии управления организациями с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности. Но и для динамично развивающейся организации остается проблема: создание цельной стратегической концепции, связывающей все области компетенции предприятия, генерировать стратегические решения и проектировать результат. Она должна быть простой и понятной всем участникам стратегического процесса, чтобы служить основой интеграции различных этапов разработки стратегии и управления изменениями.
Данная проблема может быть решена посредством формирования концепции организации, сфокусированной на стратегию, путем адаптации и использования трансляционных исследований.
5. Выделены следующие основные этапы развития корпоративного стратегического управления в России:
Этап 1. (Период 1987-1992 г.г.) - Первоначальное «накопление» российского капитала.
Этап 2. (Период 1992-1994 г.г.) - Законодательное оформление приватизации, как формирование правовой собственности держателей неформального контроля.
Этап 3. (Период 1994 - 1998 г.г.) - Денежная приватизация в условиях принятия законов об акционерных обществах, о рынке ценных бумаг, Гражданского кодекса РФ, уточнения законодательства о приватизации.
Этап 4. (Период 1998г. - до текущего времени) - Финансовый кризис 1998 года не сломал систему, а лишь изменил акценты.
6. На основе проведенного сравнительного анализа автором выделены преимущества и недостатки существующих моделей стратегического управления.
7. Проведен сравнительный анализ российской и японской модели стратегического управления. По итогам анализа сформирована сравнительная таблица, в которой отражены сходства и различия двух моделей. Помимо множества перечисленных различий, система управления в российских и японских организациях обладает несколькими схожими особенностями. Так, например, иерархичность системы управления, увеличение оплаты труда согласно его стажу, качеству выполнения работы и квалификации, установленная заработная плата - важнейшие черты управленческих систем обеих стран.
8. В ходе исследования обоснованы основные направления совершенствования и развития трансляционного управления с учётом основных проблем и опыта ведущих предприятий зарубежных стран.
Трансляционное управление предполагает под собой механизм превращения фундаментальных знаний в практические. Механизм оперативного превращения знаний в действия показывает потенциал и конкурентоспособность компании. Одним из способов внедрения инновационных идей в деятельность компании является создание корпоративных акселераторов.
Для удержания своих лидерских позиций в постоянно меняющейся внешней среде корпорациям приходится подстраиваться под возникающие условия, изменять методы производства, выводить новые продукты на рынок, предлагать новые услуги. До середины 1990-х гг. корпорации при внедрении новых технологий опирались преимущественно на результаты собственных исследований и разработок.
Данная модель оставалась доминирующей, несмотря на развитие венчурного рынка и формирование еще в конце 1940-1950-х гг. в США и Западной Европе большого количества различных механизмов работы (бизнесинкубаторы, технопарки) с малыми и средними компаниями, разрабатывающими инновации. Однако в последние 20 лет наблюдается тенденция к сокращению циклов разработки и периода вывода новых продуктов на рынок. В таких условиях жесткая иерархическая структура большинства крупных компаний не позволяет эффективно разрабатывать внутри корпорации инновационные решения в требуемом объеме.
Для решения данной проблемы они расширяют границы поиска и применяют более гибкую модель «открытых инноваций», которая подразумевает активное взаимодействие компаний с внешними разработчиками технологий.
9. Разработаны практические аспекты реализации предлагаемых мер по совершенствованию стратегического управления компанией на примере ООО «Эйдос Медицина». Анализ деятельности компании выявил следующие возможности внедрения совершенствования системы управления с учетом японского опыта стратегического управления:
1) Обучение. Представляется целесообразным использовать в деятельности компании ООО «Эйдос-Медицина» элементы японской системы подготовки на рабочем месте. По нашему мнению, на многих современных российских предприятиях уделяется излишнее внимание проверке специальных профессиональных знаний кандидатов на работу и особенно наличию у них значительного опыта работы в других организациях.
При этом на немногих предприятиях имеются собственные программы обучения сотрудников. В японских компаниях, напротив, не требуют от образовательных учреждений специальной подготовки и учитывают при приеме на работу, главным образом, общий кругозор работников и их способность вписаться в коллектив. Предприятия сами обучают своих сотрудников необходимым навыкам.
На наш взгляд, компании ООО «Эйдос-медицина» следует шире внедрять собственные системы внутрифирменного обучения, чтобы не упускать перспективных потенциальных сотрудников, не имеющих узкоспециализированных знаний, а также с целью обеспечения профессионального роста работников.
2) Оплата труда. По нашему мнению, руководству ООО «Эйдос- Медицина», а также других российских компаний необходимо обратить особое внимание на новую японскую систему оплаты труда.
Создание мотивационной среды на японских предприятиях заключается прежде всего во внедрении стимулирующих методов оплаты труда. Тогда как на большинстве российских предприятий оплата труда сотрудников не носит мотивирующего характера. Она включает в себя такие формы оплаты, как оклад, премии, неэффективные формы тарифного стимулирования, и не зависит от квалификации сотрудника, его фактического трудового вклада и результатов деятельности предприятия.
Представляется, что компании ООО «Эйдос-Медицина» целесообразно заимствовать наиболее рациональные методы японской системы оплаты труда, оказывающие мотивирующее воздействие на поведение людей в организации.
К таким методам можно отнести «плавающие» оклады, распределение доходов работника на основе экспертной оценки, бестарифную оплату труда, подробно рассматриваемую в работе. Экономическая рациональность, присущая данным методам, обусловливает желательность их использования в российских организациях.
3) Наем сотрудников. В России не применяется понятие «пожизненный наем», однако для многих российских работников характерна продолжительная работа на одном предприятии, иногда даже в течение всей трудовой деятельности. Это связано, прежде всего, с низкой миграцией населения, ограниченным числом предприятий во многих российских регионах и родственными связями работников. Вместе с тем следует отметить, что в Японии пожизненный наем существует не столько по причине ограниченной миграции населения, но, главным образом, благодаря реальному обеспечению заинтересованности работников максимальное время работать на одном предприятии.
По нашему мнению, для того чтобы российские предприятия эффективно функционировали, их руководителям необходимо создавать условия для долгосрочной занятости сотрудников.
Например, кроме того, в условиях долгосрочного найма на ООО «Эйдос- Медицина» целесообразно внедрять систему кадровой ротации. Работники российских предприятий вынуждены в течение многих лет работать на одном рабочем месте, что снижает их интерес к работе, подавляет инициативу и препятствует профессиональному росту.
Введение системы ротации позволит работникам компании не только избежать однообразной работы в течение длительного периода, но и будет способствовать их профессиональному росту, а также позволит им получить представление о различных аспектах деятельности предприятия и действовать именно в интересах всей компании.
10. На основе проведенного исследования разработаны рекомендации руководству российских компаний. Однако стоит отметить, что эффективное производство базируется не на тотальном заимствовании зарубежных систем ведения управления, а на адаптации их некоторых положительных элементов к специфическим качествам психологических и социально-культурных факторов страны. Только соблюдая эти правила можно добиться положительного результата в модернизации системы управления, эффективности и продуктивности её работы.
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145- ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015) // «Собрание законодательства РФ», 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
2. 2) Федеральный закон от 28.09.2010 № 244-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об инновационном центре «Сколково» // «Собрание законодательства РФ», 04.10.2010, N 40, ст. 4970.
3. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 №316 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» // «Собрание законодательства РФ», 05.05.2014, N 18 (часть II), ст. 2162.
4. Постановление Правительства РФ от 26.08.1995 N 827 (ред. от 10.07.1998) «О Федеральном фонде производственных инноваций» // «Собрание законодательства РФ», 04.09.1995, N 36, ст. 3540.
5. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 02.01.2012, N 1, с. 216.
Монографии, диссертации
6. Анисимов O.C. Методологический словарь для стратегов. Т.2. - М.,2014.
7. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах / Р. Акофф. - М.: Советское радио, 2015.; Акофф Р. о менеджменте / Р. Акофф; пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой - Спб.: Питер, 2016. - 448с.
8. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб: ПитерКом, 2016., с 159 - 160.
9. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах / Р. Акофф. - М.: Советское радио, 1972.; Акофф Р. Акофф о менеджменте / Р. Акофф; пер. с англ. под ред. Л. А. Волковой - Спб.: Питер, 2014. - 448с.
10. Анисимов O.C. Методологический словарь для стратегов. Т.2. - М.,2015.
11. Абрютина М.С. Финансовый анализ: учеб. пособие. М.: Дело и сервис, 2015. 192 с.; Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: критерии и методы оценки в рыночной экономике: учеб. пособие. М.: Дело и сервис, 2015. 400с.
12. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебнометодическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2015. - 248с.;
13. Воловиков Б. П. Воловиков, Б. П. Формирование концепции стратегического развития пред- приятия на основе систем искусственного интеллекта / Б. П. Воловиков. - М.: Инфра-М; 2014. - 191с.;
14. Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания / Пер. с англ. - М.: Издательство «Финпресс», 2014. - 272с.
15. Глухов В.В. Менеджмент / Учебник для вузов. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2015. — 608с.
16. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2015. - 325с.
17. Герчикова Е.З. Стратегический маркетинговый подход к
управлению инновационной деятельностью промышленных предприятий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика.
Управление. Право. 2015. Т. 10. № 1. С. 58-62.
18. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: НИЦ «Инфра-М», 2015. - 624 с.
19. Ильич Д.В. Особенности применения проектного подхода к стратегическому управлению на промышленных предприятиях России // Российский экономический интернет-журнал. 2015. № 4. С. 99.
20. Евенко Л. Стратегия в акционерном обществе / Л. Евенко // Журнал для акционеров. - 2015. - 378с.
21. Катькало В. С. Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления: монография / В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. . 3-е изд. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2015. . 548 с.
22. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Организация, ориентированная на
стратегию. -М.: ЗАО «Олимп-Бизнес, 2014. - 416с.
23. Карлофф Б. Деловая стратегия: концепция, содержание, символы / Б. Карлофф. - М.: Экономика, 2015. - 435с.
24. Косинова Н. Н. Развитие системы стратегического управления предприятиями промышленности : диссертация ... доктора экономических наук : 08.00.05 / Косинова Наталья Николаевна;- Ростов-на- Дону.
25. Кустов А.Ю., Кукор Б.Л. Задачи организации стратегического планирования // Журнал правовых и экономических исследований, 2015 № 2, с. 108 - 112.
26. Москвин, С. Н. Управление стратегическими организационными изменениями в условиях экономики, основанной на знаниях / С. Н. Москвин. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2015. - 99с.
27. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: «Дело», 2015.
28. Минцберг Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж. Б. Куин, С. Гошал; пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. - Спб.: Питер, 2015. - 688 с.; Минцберг Г. Школы стратегий / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Д. Лэмпэл. - СПб.: Питер, 2015.
29. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского - СПб.: «Питер», 2015. - 336 с.
30. Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции [Текст] / К. А. Волкова, И. П. Дежкина, Ф. К. Казакова, И. А. Сергеева 2015.
31. Карлик, А. Е. Развитие информационной поддержки планирования на промышленном пред- приятии / А.Е. Карлик, Л.С. Белоусова, Е.А. Мигунова // Экономическое возрождение России. 2015. № 4 ( 38 ), с. 120 - 128.
32. Таутина, М.С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие / М.С. Абрютина, А.В. Грачев. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Дело и Сервис», 2015. - 172с.
33. Тренев Н. Н. Стратегическое управление / Н. Н. Тренев. - М.: ПРИОР, 2015. - 243с.
34. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализация стратегии // А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - М.: ЮНИТИ,2015. - 546с.
35. Томпсон А. А. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации для анализа / А. А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд. - М.; Спб.; Киев: Вильямс,2014. - 373с.
36. Портер М. Конкуренция: уч. пос.: пер. с англ. / М. Портер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2016 - 401с.
37. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. М.: Де- ло, 2016. - 448с.
38. Ansoff I. Corporate Strategy. McGrow Hill. 1965.
39. Andrews K. R. 1971. The Concept of Corporate Strategy. Dow Jones- Irwin: Homewood, IL.
40. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning: preconceiving roles for planning, plans, planners. - New York: Free Press, 1994.
41. Chandler A. D., Jr. 2001. Strategy and Structure: Chapters in the History of American Enterprise. MIT Press: Cambridge, MA.; Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. 2007.
42. Chandler A.D. Strategy and Structure: A Chapter in the History of Industrial Enterprises. Cambridge,Mass, MIT Press, 2001.
Статьи и материалы периодической печати
43. Акулов В. Б., Рудаков М. Н. Фундамент российского менеджмента // ЭКО. 2015. №1. С. 35 - 48.
44. Айрапетова А. Г., Истомин А.С., Попов К.И. Критерии оценки эффективности управления промышленным производством / А.Г. Айрапетова, А.С. Истомин, К.И. Попов // Известия Санкт- Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94), С. 71 - 74.
45. Ветрова Е.Н. Современные проблемы управления конкурентоспособностью в промышленности: учеб. пособие / Е. Н. Ветрова. - СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2015. - С. 4.
46. Верхоглазенко В.Н. Стратегическое корпоративное планирование: проблемы и перспективы (анализ отечественного опыта стратегического планирования развития корпорации) // Консультант директора. М.: Инфра-М. — 2016. — N 6. — С. 10-16.
47. Венчурный бизнес: новые подходы // Кэтрин Кемпбелл, 2015.
48. Геращенко, И.П. Эволюционный подход к понятию стратегии развития предприятия. // Российское предпринимательство. - 2015. № 5.
49. Друкер П., "Эффективный руководитель", Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2016, 550с.
50. В. С. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка // Российский журнал менеджмента. № 1. 2015, с. 7 - 30.
51. Карлик А.Е., Платонов В.В. Ресурсно-ориентированный подход в
междисциплинарной перспективе //Финансы и бизнес. - 2015 - № 4. С. 4 -12; Карлик А.Е., Платонов В.В. Аналитическая структура ресурсно
ориентированного подхода. Часть 1// Проблемы теории и практики управления.
2015. № 6-7. С. 26-37.
52. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. - Пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2014.
53. Клейнер Г. Б. (ред.) 1998. Стратегии бизнеса. М.: КОНСЭКО; Клейнер Г. Б., Тамбовцев В. Л., Качалов Р. М. 1997. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика.
54. Килин А.П. «Советский период» в контексте формирования национальной модели управления // История управленческой мысли и бизнеса: Национальные модели управления: вчера-сегодня-завтра X Международная конференция; Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, Экономический факультет, 29-30 июня, 1 июля 2009 г.: Материалы конференции / Под ред. В.И. Маршева М.: ТЕИС, 2015. С. 74-87.
55. Кара-Мурза С.Г. Россия и Запад: Парадигмы цивилизаций. М.: Культура. Академический проспект, 2015. 232с.
56. Каору И. «Японские методы управления качеством».- М. Дека, 2016 - 222с.
57. Коротков Э. М. Концепция российского менеджмента / Э.М. Коротков. -М.: «ДеКа», 2015, С. 254-255.
58. Оучи У.Г. “Методы организации производства : японский и американский подход”. - М. Дека, 2015. - 380с.
59. Т.Б. Сагдеева/Подходы к оценке эффективности стратегического управления предприятиями в отечественной и зарубежной практике//Экономика, 2015г. - 324с.
60. Куликов Г.В. «Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности». - М.: Экономика, 2015. - 247с.
61. Куликов Г.В. “Японский менеджмент и теория международной конкурентоспособности”. - М.: Экономика, 2015. - 247с.
62. Масааки Имаи, «Гемба Кайдзен. Путь к снижению затрат и повышению качества», Альпина Паблишер, Москва, 2015., 326 с.
63. Морозова В.Д., Маргания О.Л. Методология стратегического управления на корпоративном предприятии / В.Д. Морозова, О.Л. Маргания // Вестник Российской академии естественных наук, 2015, 16(1), с. 66-69
64. Прохоров А.П. Русская модель управления. М.: ЗАО «Журнал Эксперт», 2014. 376 с.
65. Фишер Г. Еще раз о причинах «японского экономического чуда».- «Российский экономический журнал», 2015, №8,с. 69-73.
66. Шеметов П. В. Менеджмент: управление организационными системами : учеб. пособие / П.В. Шеметов, Л.Е. Чередникова, С.В. Петухова. — М.: «Омега-Л», 2014
67. Andrews K. R. 1971. The Concept of Corporate Strategy. Dow Jones- Irwin: Homewood, IL.; Learned E. A., Christensen C. R., Andrews K. R., Guth W. D. (eds). 1965. Business Policy: Texts and Cases. Richard D. Irwin: Homewood, IL.
68. Hamel G., Prahald C. K. Competing for the future // Harvard Business Review. 1994. July-August.
69. Mintzberg H. The Rise and Fall of Strategic Planning: preconceiving roles for planning, plans, planners. - New York: Free Press, 2015.
70. Chandler A. D., Jr. 2014. Strategy and Structure: Chapters in the History of American Enterprise. MIT Press: Cambridge, MA,2014.
71. Chandler A. D., Jr. 2013. Scale and Scope: The Dynamics of Industrial Capitalism. Belknap, Harvard University press: Cambridge, MA.
72. Koch R. 2015. Strategy: How to Create and Deliver a Useful Strategy. Prentice Hall: London.
73. Porter M. E. 2015. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. Free press: N. Y.; Портер Е. Майкл Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. - 454с.
74. A Brief History of the 7-S ("McKinsey 7-S") Model // Tom Peters. [Электронный ресурс]. Режим доступа - http://tompeters.com/2011/03/a-brief- history-of-the-7-s-mckinsey-7-s-model/
75. A Guidebook for Project and Program Management for Enterprise Innovation", 2015, Project Management Association of Japan (PMAJ).
76. Elg, M., Gremyr, I., Hellstrom, A., & Witell, L.. The role of quality managers in contemporary organisations. Total Quality Management & Business Excellence, 22(8), 795. Retrieved October 22, 2016, from ABI/INFORM Global.
77. Kocakulah, M., Austill, A., & Schenk, D.. (2011, July). Lean production practices: crandon production system, a case study. Cost Management, 25(4), р.38- 48. Retrieved October 22, 2015, from ABI/INFORM.
78. Cooper K., & Keith M.G. Why Lean is not working in the print industry, and what should be Doing with it. GATFWorld: 2015, Forecast, 19(01), 21-22.
79. George, Michael L. Lean Six Sigma. New York, NY: McGraw-Hill Companies, Inc., 2015.
80. Columbia, K.Quality tools to help you develop a world-class culture.
81. Thinking and acting Lean. Printing World. Tonbrigde: Nov 20, 2015.
Электронные ресурсы
82. Мирошниченко М.А.//система управления организации на основе концепции «организация, сфокусированная на стратегию» Научный журнал КубГАУ, №61(07), 2015 г.
83. Официальный сайт Сколковского института науки и технологий
.Режим доступа : http://sip.skoltech.ru/ . свободный (дата обращения
10.01.2017г.).
84. Обзор «Рейтинг крупнейших компаний России RAEX600». URL :
http: //raexpert. ru/docbank//b4e/538/5e1/af8773c8f63d182573aa777.pdf (дата
обращения 23.02.2017г.).
85. Официальный сайт HBR - Россия :http://hbr- russia.ru/liderstvo/psikhologiya/a17082/
86. Пронников В. А., Ладанов И. Д. Японцы: Режим доступа : http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000006/index.shtml (дата обращения 25.02.2017г).
87. Кузнецова Н. В., История управленческой мысли в Японии http://www.mevriz.ru/articles/2002/4/1009.html
88. Радыгин А. Корпоративное управление в России: ограничения и перспективы // Вопросы экономики. - 2015. - №1, с. 101-124.
89. Стратегия развития ПАО Сбербанк до2015-2018гг. https://www.sberbank.ru/common/img/uploaded/files/SberbankDevelopmentStrategy For2014-2018.pdf
90. Жилина Н.Н., Баркалова С.В., Смирнов А.В. Стратегия предприятия: сущность, роль, функции // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL:
http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27730 (дата обращения: 20.01.2017).
91. Жуковский Р.А. Особенности системы управления в японских компаниях // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 3. Ч. 2 [Электронный ресурс]. URL: http://ekonomika.snauka.ru/2014/03/4714 (дата обращения: 26.02.2017).
92. Шляхто Е.В. Трансляционные исследования как модель развития
современной медицинской науки. режим доступа:
http://www.almazovcentre.ru/wpcontent/uploads/%D0%A2%D1%80%D0%B0%D0 %BD%D 1 %81 %D0%BB%D 1 %8F%D 1 %86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B D%D0%B0%D 1 %8F-
%D0%9C%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%BD%D0%B0- %E2%84%961 -
%D0%A4%D0%B5%D0%B2%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C-2014.pdf (дата обращения 02.01.2017г.).
93. Strategi Management insight URL:
https://www.strategicmanagementinsight.com/swot-analyses/toyota-swot- analysis.html (дата обращения 25.02.2017г.).
94. Martin, J. R., W. K. Schelb, R. C. Snyder, and J. C. Sparling. 1992.
Comparing the practices of U.S. and Japanese companies: The implications for management accounting. Режим доступа:
http://maaw.info/ArticleSummaries/ArtSumMartin92.htm (дата обращения
20.02.2017) .
95. The Boston Consalting Group Review. Режим доступа :http://www.bcg.ru/documents/file216693.pdf (дата обращения 20.02.2017г) обращения 20.02.2017г).
96. Tolstoy Startup Camp. URL: https://events.yandex.ru/events/
tolstoycamp/ (дата обращения 23.04.2017).
97. Запущен акселератор в сфере дополненной реальности // Rusbase.
Режим доступа: http://rusbase.com/news/akselerator-vr/ (дата обращения
16.04.2017) .
98. Kaspersky Lab announces global security accelerator in partnership with
venture industry leaders // Kaspersky Lab. Режим доступа : http://www.kaspersky.com/about/news/business/2015/ Kaspersky-Lab-announces- global-security-accelerator-in-partnershipwith-venture-industry-leaders (дата
обращения 16.04.2017).
99. «РТ-Информ», ФРИИ и «Ай-Теко» запускают акселератор в области информационной безопасности // Ростех. Режим доступа: http://rostec.ru/news/4517336 (дата обращения: 17.04.2017).
100. QIWI Universe. Режим доступа: http://universe.qiwi.com/ (дата обращения: 17.04.2017).
101. AlfaCamp. Режим доступа : http://alfacamp.alfabank.ru (дата
обращения: 18.04.2017).
102. MEGA Accelerator. Режим доступа: http://mega-accelerator.com (дата обращения: 18.04.2017).
103. InspirAsia Accelerator. Режим доступа: http://inspirasia.capsula.io (дата обращения: 18.04.2017).
104. Официальный сайт ФРИИ. Режим доступа : http://www.iidf.ru (дата обращения: 17.04.2017).
105. Официальный сайт GenerationS. Режим доступа : http://generation- startup.ru/ (дата обращения: 07.04.2017).
106. Стукало Дмитрий. Проблемы внедрения бережливого производства на отечественных предприятиях // Сайт Управление производством - [Режим доступа] - URL: http://www.up-pro.ru / specprojects / all / problemy _ vnedrenija _ berezhlivogo _ proizvodstva.html
107. Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) // Сайт Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ): Режим доступа : http://www.icss.ac.ru/ (дата обращения 25.04.2017г.).
108. Экологический рейтинг различных стран. Режим доступа: http://zelife.ru/ekogid/ratings/267-countriesecorating.html
109. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании; Пер. с англ. - 5-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2014. - 471с.
110. Масааки Имаи. Кайдзен. Ключ к успеху японских компаний; Пер. с англ. - 5-е изд. - М.: Альпина Паблишерз, 2015. - 341 с Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ): URL: http://www.icss.ac.ru/
111. Институт комплексных стратегических исследований (ИКСИ) // Сайт Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ): URL: http://www.icss.ac.ru/
112. Блог о производственном менеджменте «Leaninfo.ru» URL: http: //www.leaninfo .ru/
113. Межрегиональное общественное объединение «Союз Бережливых». - [Режим доступа] - URL: http://leanunion.ru/
114. Деловой портал «Управление производством». - [Режим доступа] - URL: http://www.up-pro.ru/
115. ITeam-портал - Технология корпоративного управления. - [Режим доступа] - URL: http://www.iteam.ru/
116. Стандарты и качество. // Научно - технический и экономический журнал «Стандарты и качество». - [Режим доступа] - URL: http://ria-stk.ru/
117. Управляй будущим. Практические инструменты повышения результативности бизнеса // Электронный журнал 42 (75). - [Режим доступа] - URL: http: //content.mail .ru/arch/61046/9953341.html
118. Ассоциация Деминга. // Сайт Ассоциация Деминга. - [Режим доступа] - URL: http://www.deming.ru/
119. Лин - форум // Сайт Лин-форум. - [Режим доступа] - URL: http: //www.leanforum.ru/
120. EquipNet.ru // Сайт EquipNet.ru. - [Режим доступа] - URL: http: //www.equipnet.ru/
121. Рабунец П. Бережливое производство в России и мире. Lean-карта. // Сайт Leaninfo.ru: URL: http://www.leaninfo.ru/2009/07/lean-map/
122. Поиск книг Google // Сайт Google: - [Режим доступа] - URL: http://books.google.com/books/
123. Томас Фабрицио, Дон Тэппинг. 5S для офиса: как организовать эффективное рабочее место/ Пер. с англ. - М.: Институтом комплексных стратегических исследований, 2015. - 412с.
124. Рабунец П. Бережливое производство в России и мире. Lean-карта. // Сайт Leaninfo.ru: URL: http://www.leaninfo.ru/2009/07/lean-map/
125. Официальный сайт компании. Режим доступа: http://eidos-
medicine.com/about.html (дата обращения 25.04.2017г.).