КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по изучению произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 7
1.1. Развитие произносительной стороны речи у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности произносительной стороны речи у слабослышащих
школьников 14
Выводы по главе I 22
Глава II. Выявление специфики сформированности произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 24
2.2. Сравнительный анализ результатов произносительной стороны
речи у слабослышащих школьников 26
Выводы по главе II 44
Глава III. Коррекционная работа по совершенствованию
произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 46
3.1. Содержание программы по совершенствованию произносительной
стороны речи у слабослышащих школьников 46
3.2. Оценка эффективности программы по совершенствованию
произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 49
Выводы по главе III 79
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложения 87
Глава I. Теоретический анализ литературы по изучению произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 7
1.1. Развитие произносительной стороны речи у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности произносительной стороны речи у слабослышащих
школьников 14
Выводы по главе I 22
Глава II. Выявление специфики сформированности произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 24
2.2. Сравнительный анализ результатов произносительной стороны
речи у слабослышащих школьников 26
Выводы по главе II 44
Глава III. Коррекционная работа по совершенствованию
произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 46
3.1. Содержание программы по совершенствованию произносительной
стороны речи у слабослышащих школьников 46
3.2. Оценка эффективности программы по совершенствованию
произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 49
Выводы по главе III 79
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложения 87
Актуальность исследования. Одну из важных и наиболее сложных проблем сурдопедагогики составляет совершенствование произносительной стороны речи у слабослышащих школьников. Важность этой проблемы определяется той ролью, которая принадлежит устной речи для осуществления взаимодействия с окружающими слышащими людьми, налаживания взаимодействия, интеграции и социализации лиц с нарушениями слуха в общество слышащих. Внятность и членораздельность устной речи составляет необходимое условие для того, чтобы устная речь неслышащего по своему фонетическому оформлению была доступна пониманию окружающих.
Проблема формирования произносительной стороны рассматривается в исследованиях Р.И. Аванесова [1], В.И. Бельтюкова [6], Л.В. Бондарко [9], Л.А. Гараниной [15], Н.И. Жинкина [20], А.И. Максакова [30], С.Н. Цейтлин [41] и др. Р.М. Боскис [10], Э.И. Леонгард [27], Ф.Ф. Рау [34], Я.Х. Яхнина [45] и др. отмечают что, в зависимости от степени понижения слуха происходит то или иное искажение произносительной стороны речи. У детей с нарушением слуха наблюдаются искажения, пропуск, замена, иногда перестановка звуков. Типичным для слабослышащего является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими. Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками. Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи. Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения.
Как отмечает Ф.Ф. Рау [34], от качества фонетического оформления речи слабослышащего ребенка зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она может служить базой владения
языком, выполнять роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь ребенка с нарушением слуха была фонетически внятной. Для того же, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.
Проблема произносительной стороны речи при нарушениях слуха достаточно подробно изучалась, однако вопросы изучения особенностей произносительной стороны речи слабослышащих школьников в полной мере не были изучены.
Цель исследования -выявление состояния произносительной стороны речи у слабослышащих школьников и определение основных направлений коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Объект исследования - произносительная сторона речи у
слабослышащих школьников.
Предмет исследования-коррекционная работа по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Гипотеза исследования. Специфика произносительной стороны речи выражается в нарушениях таких его компонентов: звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляционная моторика, просодическая сторона. Специально организованные коррекционно-развивающие логопедические занятия позволят способствовать умению воспринимать и понимать речь окружающих, умению правильно и внятно излагать свои высказывания.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучения произносительной
стороны речи у слабослышащих школьников.
2. Выявить состояние произносительной стороны речи у
слабослышащих школьников.
3. Разработать и апробировать программу коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
4. Оценить эффективность коррекционной работы по
совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы исследования:
1. анализ литературы по теме исследования;
2. сбор анамнестических данных;
3. методики исследования:
- методика исследования речевого дыхания и методика исследования артикуляционной моторики Е.Ф. Архиповой;
- методика исследования звукопроизношения В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко;
- методика исследования просодической стороны речи О.И. Лазаренко;
- методика исследования анатомического строения артикуляционного аппарата.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть применены логопедами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в коррекционной работе совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Апробация: результаты исследования были представлены на
Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (КФУ, 2017), на итоговой научно-образовательной конференции на секции «Развивающие технологии дефектологического воздействия» (КФУ, 2017), на Международной студенческой научно¬практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют» (БГПУ, 2017).
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 45 источников, из 37 диаграмм , из 4 приложений.
Проблема формирования произносительной стороны рассматривается в исследованиях Р.И. Аванесова [1], В.И. Бельтюкова [6], Л.В. Бондарко [9], Л.А. Гараниной [15], Н.И. Жинкина [20], А.И. Максакова [30], С.Н. Цейтлин [41] и др. Р.М. Боскис [10], Э.И. Леонгард [27], Ф.Ф. Рау [34], Я.Х. Яхнина [45] и др. отмечают что, в зависимости от степени понижения слуха происходит то или иное искажение произносительной стороны речи. У детей с нарушением слуха наблюдаются искажения, пропуск, замена, иногда перестановка звуков. Типичным для слабослышащего является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими. Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками. Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи. Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения.
Как отмечает Ф.Ф. Рау [34], от качества фонетического оформления речи слабослышащего ребенка зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она может служить базой владения
языком, выполнять роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь ребенка с нарушением слуха была фонетически внятной. Для того же, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.
Проблема произносительной стороны речи при нарушениях слуха достаточно подробно изучалась, однако вопросы изучения особенностей произносительной стороны речи слабослышащих школьников в полной мере не были изучены.
Цель исследования -выявление состояния произносительной стороны речи у слабослышащих школьников и определение основных направлений коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Объект исследования - произносительная сторона речи у
слабослышащих школьников.
Предмет исследования-коррекционная работа по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Гипотеза исследования. Специфика произносительной стороны речи выражается в нарушениях таких его компонентов: звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляционная моторика, просодическая сторона. Специально организованные коррекционно-развивающие логопедические занятия позволят способствовать умению воспринимать и понимать речь окружающих, умению правильно и внятно излагать свои высказывания.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучения произносительной
стороны речи у слабослышащих школьников.
2. Выявить состояние произносительной стороны речи у
слабослышащих школьников.
3. Разработать и апробировать программу коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
4. Оценить эффективность коррекционной работы по
совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы исследования:
1. анализ литературы по теме исследования;
2. сбор анамнестических данных;
3. методики исследования:
- методика исследования речевого дыхания и методика исследования артикуляционной моторики Е.Ф. Архиповой;
- методика исследования звукопроизношения В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко;
- методика исследования просодической стороны речи О.И. Лазаренко;
- методика исследования анатомического строения артикуляционного аппарата.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть применены логопедами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в коррекционной работе совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Апробация: результаты исследования были представлены на
Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (КФУ, 2017), на итоговой научно-образовательной конференции на секции «Развивающие технологии дефектологического воздействия» (КФУ, 2017), на Международной студенческой научно¬практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют» (БГПУ, 2017).
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 45 источников, из 37 диаграмм , из 4 приложений.
Одну из важных и наиболее сложных проблем сурдопедагогики составляет совершенствование произносительной стороны речи у слабослышащих школьников. Важность этой проблемы определяется той ролью, которая принадлежит устной речи для осуществления взаимодействия с окружающими слышащими людьми, налаживания взаимодействия, интеграции и социализации лиц с нарушениями слуха в общество слышащих. Внятность и членораздельность устной речи составляет необходимое условие для того, чтобы устная речь неслышащего по своему фонетическому оформлению была доступна пониманию окружающих.
Данные, полученные в результате теоретического анализа, проблемы формирования устной речи неслышащих учащихся свидетельствуют о том, что представленные в специальной литературе исследования, а также современное научно-методическое обеспечение специальных
(коррекционных) школ не решают в полной мере проблемы повышения качества произносительной стороны у слабослышащих школьников.
Отметим, что в первой главе мы рассмотрели развитие произносительной стороны речи в онтогенезе, особенностей произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Специфика произносительной стороны речи у слабослышащих школьников выражается в нарушениях звукопроизношения, речевого дыхания, артикуляционной моторики, просодической стороны. Нарушения звукопроизношения носят смешанный характер: неправильное
воспроизведение некоторых фонем и их сочетание, смешение фонем. Нарушения речевого дыхания проявляются в слабости и непродолжительности дыхания, неравномерности амплитуды и ритма дыхательных движений, частые перерывы между вдохом и выдохом. Нарушения голоса выражаются в недоразвитии тембра, монотонность, маловыразительность, бедность эмоциональной окраски голоса. Нарушения
просодической стороны речи заключаются в замедленном темпе речи, бедности интонации, нарушении ритмической структуры слов.
На основании констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы: школьники не использовали устную речь, свои ответы и желания выражали жестами и мимикой. Большинство слабослышащих школьников не знали некоторых общеупотребительных слов. При незнании определенных слов некоторые школьники отказывались повторять за экспериментатором, потому что стеснялись своих ошибок. Из-за нарушения слухового анализатора было снижено слуховое внимание и слуховое восприятие. Школьники не воспринимали вопросы экспериментатора, поэтому очень часто приходилось повторять. Когда не могли расслышать слова некоторые школьники пытались считывать с губ. Они часто отвлекались, плохо концентрировали внимание. Не все учащиеся смогли воспроизводить речевой материал нормальным, громким и тихим голосом, испытывали затруднения при воспроизведении речевого материала более высоким или низким голосом.
Содержание коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников включала в себя следующие разделы: 1) артикуляционная гимнастика; 2) дыхательная гимнастика; 3) работа над звукопроизношением; 4) развитие просодической стороны речи.
Контрольный эксперимент выявил у многих слабослышащих школьников, принимавщих участие в эксперименте качественно более высокие показатели артикуляционного аппарата речевого дыхания, артикуляционной моторики, звукопроизношения, просодической стороны речи. Однако, необходима дальнейшая разработка методических приемов, направленных на совершенствование произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Таким образом, создание коррекционной программы для совершенствования произносительной стороны речи у слабослышащих школьников способствовал умению воспринимать и понимать речь окружающих, умению правильно излагать свои высказывания и повысила эффективность работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Данные, полученные в результате теоретического анализа, проблемы формирования устной речи неслышащих учащихся свидетельствуют о том, что представленные в специальной литературе исследования, а также современное научно-методическое обеспечение специальных
(коррекционных) школ не решают в полной мере проблемы повышения качества произносительной стороны у слабослышащих школьников.
Отметим, что в первой главе мы рассмотрели развитие произносительной стороны речи в онтогенезе, особенностей произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Специфика произносительной стороны речи у слабослышащих школьников выражается в нарушениях звукопроизношения, речевого дыхания, артикуляционной моторики, просодической стороны. Нарушения звукопроизношения носят смешанный характер: неправильное
воспроизведение некоторых фонем и их сочетание, смешение фонем. Нарушения речевого дыхания проявляются в слабости и непродолжительности дыхания, неравномерности амплитуды и ритма дыхательных движений, частые перерывы между вдохом и выдохом. Нарушения голоса выражаются в недоразвитии тембра, монотонность, маловыразительность, бедность эмоциональной окраски голоса. Нарушения
просодической стороны речи заключаются в замедленном темпе речи, бедности интонации, нарушении ритмической структуры слов.
На основании констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы: школьники не использовали устную речь, свои ответы и желания выражали жестами и мимикой. Большинство слабослышащих школьников не знали некоторых общеупотребительных слов. При незнании определенных слов некоторые школьники отказывались повторять за экспериментатором, потому что стеснялись своих ошибок. Из-за нарушения слухового анализатора было снижено слуховое внимание и слуховое восприятие. Школьники не воспринимали вопросы экспериментатора, поэтому очень часто приходилось повторять. Когда не могли расслышать слова некоторые школьники пытались считывать с губ. Они часто отвлекались, плохо концентрировали внимание. Не все учащиеся смогли воспроизводить речевой материал нормальным, громким и тихим голосом, испытывали затруднения при воспроизведении речевого материала более высоким или низким голосом.
Содержание коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников включала в себя следующие разделы: 1) артикуляционная гимнастика; 2) дыхательная гимнастика; 3) работа над звукопроизношением; 4) развитие просодической стороны речи.
Контрольный эксперимент выявил у многих слабослышащих школьников, принимавщих участие в эксперименте качественно более высокие показатели артикуляционного аппарата речевого дыхания, артикуляционной моторики, звукопроизношения, просодической стороны речи. Однако, необходима дальнейшая разработка методических приемов, направленных на совершенствование произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Таким образом, создание коррекционной программы для совершенствования произносительной стороны речи у слабослышащих школьников способствовал умению воспринимать и понимать речь окружающих, умению правильно излагать свои высказывания и повысила эффективность работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.



