Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №51945

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы109
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
314
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретический анализ литературы по изучению произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 7
1.1. Развитие произносительной стороны речи у детей в онтогенезе 7
1.2. Особенности произносительной стороны речи у слабослышащих
школьников 14
Выводы по главе I 22
Глава II. Выявление специфики сформированности произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 24
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 24
2.2. Сравнительный анализ результатов произносительной стороны
речи у слабослышащих школьников 26
Выводы по главе II 44
Глава III. Коррекционная работа по совершенствованию
произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 46
3.1. Содержание программы по совершенствованию произносительной
стороны речи у слабослышащих школьников 46
3.2. Оценка эффективности программы по совершенствованию
произносительной стороны речи у слабослышащих школьников 49
Выводы по главе III 79
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Приложения 87


Актуальность исследования. Одну из важных и наиболее сложных проблем сурдопедагогики составляет совершенствование произносительной стороны речи у слабослышащих школьников. Важность этой проблемы определяется той ролью, которая принадлежит устной речи для осуществления взаимодействия с окружающими слышащими людьми, налаживания взаимодействия, интеграции и социализации лиц с нарушениями слуха в общество слышащих. Внятность и членораздельность устной речи составляет необходимое условие для того, чтобы устная речь неслышащего по своему фонетическому оформлению была доступна пониманию окружающих.
Проблема формирования произносительной стороны рассматривается в исследованиях Р.И. Аванесова [1], В.И. Бельтюкова [6], Л.В. Бондарко [9], Л.А. Гараниной [15], Н.И. Жинкина [20], А.И. Максакова [30], С.Н. Цейтлин [41] и др. Р.М. Боскис [10], Э.И. Леонгард [27], Ф.Ф. Рау [34], Я.Х. Яхнина [45] и др. отмечают что, в зависимости от степени понижения слуха происходит то или иное искажение произносительной стороны речи. У детей с нарушением слуха наблюдаются искажения, пропуск, замена, иногда перестановка звуков. Типичным для слабослышащего является смешение звонких звуков с глухими, шипящих со свистящими, твердых с мягкими. Кроме того, смешиваются слова, сходные по слоговому ритму, или слова, отличные только некоторыми звуками. Естественно, что, чем сложнее указанный дефект, тем больше страдает благозвучность и внятность речи. Чем сложнее звук, тем позже и труднее устанавливается у ребенка его правильное произношение и тем многообразнее будут дефекты произношения.
Как отмечает Ф.Ф. Рау [34], от качества фонетического оформления речи слабослышащего ребенка зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и насколько она может служить базой владения
языком, выполнять роль орудия мышления. Для целей общения с окружающими важно, чтобы речь ребенка с нарушением слуха была фонетически внятной. Для того же, чтобы устная речь надежнее выполняла роль носителя языка, роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально членораздельным и возможно полнее отображать фонетическую систему языка.
Проблема произносительной стороны речи при нарушениях слуха достаточно подробно изучалась, однако вопросы изучения особенностей произносительной стороны речи слабослышащих школьников в полной мере не были изучены.
Цель исследования -выявление состояния произносительной стороны речи у слабослышащих школьников и определение основных направлений коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Объект исследования - произносительная сторона речи у
слабослышащих школьников.
Предмет исследования-коррекционная работа по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Гипотеза исследования. Специфика произносительной стороны речи выражается в нарушениях таких его компонентов: звукопроизношение, речевое дыхание, артикуляционная моторика, просодическая сторона. Специально организованные коррекционно-развивающие логопедические занятия позволят способствовать умению воспринимать и понимать речь окружающих, умению правильно и внятно излагать свои высказывания.
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по изучения произносительной
стороны речи у слабослышащих школьников.
2. Выявить состояние произносительной стороны речи у
слабослышащих школьников.
3. Разработать и апробировать программу коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
4. Оценить эффективность коррекционной работы по
совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
С целью решения поставленных задач использовались разнообразные методы исследования:
1. анализ литературы по теме исследования;
2. сбор анамнестических данных;
3. методики исследования:
- методика исследования речевого дыхания и методика исследования артикуляционной моторики Е.Ф. Архиповой;
- методика исследования звукопроизношения В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко;
- методика исследования просодической стороны речи О.И. Лазаренко;
- методика исследования анатомического строения артикуляционного аппарата.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть применены логопедами специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в коррекционной работе совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Апробация: результаты исследования были представлены на
Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» (КФУ, 2017), на итоговой научно-образовательной конференции на секции «Развивающие технологии дефектологического воздействия» (КФУ, 2017), на Международной студенческой научно¬практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют» (БГПУ, 2017).
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 45 источников, из 37 диаграмм , из 4 приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Одну из важных и наиболее сложных проблем сурдопедагогики составляет совершенствование произносительной стороны речи у слабослышащих школьников. Важность этой проблемы определяется той ролью, которая принадлежит устной речи для осуществления взаимодействия с окружающими слышащими людьми, налаживания взаимодействия, интеграции и социализации лиц с нарушениями слуха в общество слышащих. Внятность и членораздельность устной речи составляет необходимое условие для того, чтобы устная речь неслышащего по своему фонетическому оформлению была доступна пониманию окружающих.
Данные, полученные в результате теоретического анализа, проблемы формирования устной речи неслышащих учащихся свидетельствуют о том, что представленные в специальной литературе исследования, а также современное научно-методическое обеспечение специальных
(коррекционных) школ не решают в полной мере проблемы повышения качества произносительной стороны у слабослышащих школьников.
Отметим, что в первой главе мы рассмотрели развитие произносительной стороны речи в онтогенезе, особенностей произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Специфика произносительной стороны речи у слабослышащих школьников выражается в нарушениях звукопроизношения, речевого дыхания, артикуляционной моторики, просодической стороны. Нарушения звукопроизношения носят смешанный характер: неправильное
воспроизведение некоторых фонем и их сочетание, смешение фонем. Нарушения речевого дыхания проявляются в слабости и непродолжительности дыхания, неравномерности амплитуды и ритма дыхательных движений, частые перерывы между вдохом и выдохом. Нарушения голоса выражаются в недоразвитии тембра, монотонность, маловыразительность, бедность эмоциональной окраски голоса. Нарушения
просодической стороны речи заключаются в замедленном темпе речи, бедности интонации, нарушении ритмической структуры слов.
На основании констатирующего эксперимента можно сделать следующие выводы: школьники не использовали устную речь, свои ответы и желания выражали жестами и мимикой. Большинство слабослышащих школьников не знали некоторых общеупотребительных слов. При незнании определенных слов некоторые школьники отказывались повторять за экспериментатором, потому что стеснялись своих ошибок. Из-за нарушения слухового анализатора было снижено слуховое внимание и слуховое восприятие. Школьники не воспринимали вопросы экспериментатора, поэтому очень часто приходилось повторять. Когда не могли расслышать слова некоторые школьники пытались считывать с губ. Они часто отвлекались, плохо концентрировали внимание. Не все учащиеся смогли воспроизводить речевой материал нормальным, громким и тихим голосом, испытывали затруднения при воспроизведении речевого материала более высоким или низким голосом.
Содержание коррекционной работы по совершенствованию произносительной стороны речи у слабослышащих школьников включала в себя следующие разделы: 1) артикуляционная гимнастика; 2) дыхательная гимнастика; 3) работа над звукопроизношением; 4) развитие просодической стороны речи.
Контрольный эксперимент выявил у многих слабослышащих школьников, принимавщих участие в эксперименте качественно более высокие показатели артикуляционного аппарата речевого дыхания, артикуляционной моторики, звукопроизношения, просодической стороны речи. Однако, необходима дальнейшая разработка методических приемов, направленных на совершенствование произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.
Таким образом, создание коррекционной программы для совершенствования произносительной стороны речи у слабослышащих школьников способствовал умению воспринимать и понимать речь окружающих, умению правильно излагать свои высказывания и повысила эффективность работы по преодолению нарушений произносительной стороны речи у слабослышащих школьников.



1. Аванесов Р.И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. - М.: Просвещение, 2002. - 234 с.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному
языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Издательский центр
«Академия», 2010. - 400 с.
3. Антипова А.М. Направления исследований по интонации в современной лингвистики / А.М. Антипова // Вопросы языкознания. - 2006. - №1.-С.34-39.
4. Багрова И.Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух / И.Г. Багрова. - М. : Просвещение, 2013. - 243 с.
5. Базжина Т.В. Становление речи и усвоение языка ребенком / Т.В. Базжина // Становление речи и усвоение языка ребенком. - М.: Изд. Московского университета, 2015. - 240 с.
6. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи / В.И. Бельютюков. -М.: Просвещение, 1964. -91с.
7. Бельтюков В.И. Закономерности овладения произношением слышащими детьми / В.И. Бельтюков, А.Д. Салахова // Дефектология. - 2009. -№ 5.-С.34-39.
8. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.Г. Богданова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 224 с.
9. Бондарко Л.В. Звуковой строй речи современного русского языка / Л.В. Бондарко. - М.: Просвещение, 2007. - 345 с.
10. Боскис Р.М. Особенности овладения тугоухими детьми звуковым составом слова / Р.М. Боскис // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. -М.: Учпедгиз, 2013. -Вып. 1. - С.123-130.
11. Брызгунова Е.А. Звуки и интонация русской речи / Е.А. Брызгунова. -М. : Русский язык, 2013. - 280 с.
12. Быков Л.М Методика преподавания русского языка в школе для глухих детей: учебное пособие для студентов / Л.М. Быков, Е.А. Горбунова, Т.С. Зыкова, Л.П. Носкова.-М.: ВЛАДОС, 2012. - 123 с.
13. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко. - М.: Владос, 2012. - 345 с.
14. Винарская Е.Н. Нейролингвистический анализ звуковой стороны речи / Е.Н. Винарская // Язык и человек. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С.55-62.
15. Гаранина Л.А. Произносительная сторона речи: практический курс / Л.А. Гаранина, Е. Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2013. - 104 с.
16. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. М. : Просвещение, 1991. - 367 с.
17. Гойхман О.Я. Основы речевой коммуникации: учебник для вузов / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА, 2007. - 272 с.
18. Громова О.Е. Формирование начального детского лексикона / О.Е. Громова//Логопед. -2014. -№ 1. - С. 41-47.
19. Донская Н.Ю. Исследование слуха и речи слабослышащих детей, обучающихся в массовой школе / Н.Ю. Донская // Обучение и воспитание детей с недостатками в физическом и умственном развитии. Всесоюзные педагогические чтения. - М.: Изд-во «Педагогика». - 2010. - С. 51-52.
20. Жинкин Н.И. Общие контуры механизма речи / Н.И. Жинкин. - М.: Просвещение, 1998. -256 с.
21. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся (I-VI классы 2-го. отделения) / А.Г. Зикеев. - М.: Просвещение, 2006. - С. 12-40.
22. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого общения / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2006. - 332 с.
23. Каплинская К.П. Использование слухового восприятия в работе над исправлением недостатков произношения у тугоухих детей / К.П. Каплинская // Учебно-воспитательная работа в специальных школах. - М.: Учпедгиз, 2007. - Вып. 6. - С. 54-73.
24. Козлянинова И.П. Речевой голос и его воспитание / И.П. Козлянинова, Э.М. Черали. -М.: Просвещение, 2015. -268 с.
25. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для слабослышащих детей: учеб. пособие для вузов / К.В. Комаров. - М.: Изд. дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 234 с.
26. Кузьмичева Е.П. Обучение глухих детей восприятию и воспроизведению устной речи / Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина. - М.: Академия, 2011. - 232 с
27. Леонгард Э.И. Устная речь глухих и слабослышащих детей / Э.И. Леонгард. - М.: Просвещение, 2015. - 234 с.
28. Линникова Н.И. Особенности речи слабослышащего ребенка, обучавшегося в массовой школе / Н.И. Линникова // Опыт обучения слабослышащих детей. Педагогические чтения / под ред. А.Г. Зикеева, К.Г. Коровина, Л.И. Тиграновой. -М.: Просвещение. - 2014. - С. 33-40.
29. Львов М.Р. Основы теории речи: уч. пос. для студ. пед. вузов / М.Р. Львов. - М.: Академия, 2010. - 247 с.
30. Максаков А.И. Восприятие детьми дефектов произношения звуков в своей и чужой речи / А.И. Максаков. - М. : Просвещение, 2000. - 134 с.
31. Панов М.В. Русская фонетика / М.В. Панов. - М.:
Просвещение,1997. - 345 с.
32. Парамонова Л.Г. Методические указания по выявлению и
коррекции дефектов звукопроизношения и связанных с ними нарушений письма у слабослышащих учащихся I отделения / Л.Г. Парамонова. - Л.:
Лен. отделение Наука, 1991. - С.6-10.
33. Петрянкина В.И. Интонация / В.И. Петрянкина // Современный русский язык: учебник / под ред. Л.А. Новикова. - СПб.: Изд-во «Лань», 2009. - С. 122-147.
34. Pay Ф.Ф. Формирование устной речи у глухих детей / Ф.Ф. Рау - М.: Педагогика, 2011. - 168 с.
35. Светозарова Н.Д. К вопросу о функциях интонации / Н.Д. Светозарова // Звуковой строй языка. - М.: Наука, 1999. - С. 252-255.
36. Слезина Н.Ф. Формирование произношения у глухих
школьников / Н.Ф. Слезина. - М.: Просвещение, 2014. - 216 с.
37. Соловьева И.И. О психическом развитии глухих и нормально слышащих детей / И.И. Соловьева. - М. : Просвещение, 2012. - 372 с.
38. Тонкова-Ямпольская Р.В. Развитие речевой интонации у детей первых двух лет жизни / Р.В. Тонкова-Ямпольская // Вопросы психологии. - 1998. -№3. - С. 24-29.
39. Торсуева И.Г. Современная проблематика интонационных исследований / И.Г. Торсуева // Вопросы языкознания. - 1994. - № 1. - С. 116-126.
40. Феклистова С.Н. Развитие слухового восприятия и обучение произношению учащихся с нарушением слуха: учебно-методическое пособие / С.Н. Феклистова. - Мн.: БГПУ, 2008. - 66 с.
41. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
42. Шелгунова Н.И. Работа над произношением в школе для слабослышащих детей / Н.И. Шелгунова. - М.: Просвещение, 2009. - 189 с.
43. Шестакова Н.А. Для чего ребенку фонематический слух? / Н.А. Шестакова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 9. - с.34-38.
44. Янушко Е. Развитие речевого дыхания / Е. Янушко //
Практическая психология и логопедия. - 2009. - № 3. - С. 39-51.
45. Яхнина Е.3. Пути совершенствования произносительной стороны речи у глухих школьников / Я.Х Яхтина // Дефектология. - 2005. - № 1. - С.12-19.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ