ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ ВЫТИНАНКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10
1.1. Ретроспективный анализ художественно-эстетического воспитания
учащихся средствами техники вытинанка в учреждении дополнительного образования 10
1.2. Особенности художественно-эстетического воспитания учащихся в
учреждении дополнительного образования 20
1.3. Потенциал техники вытинанка в процессе художественно-эстетического
воспитания в учреждении дополнительного образования 27
Выводы по главе I 46
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ ТЕХНИКИ ВЫТИНАНКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 47
2.1. Диагностика сформированности художественно-эстетической воспитанности учащихся 47
2.2. Реализация системы работы по художественно-эстетическому
воспитанию средствами техники вытинанка в учреждении дополнительного образования 57
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по художественно-эстетическому воспитанию учащихся средствами техники вытинанка в учреждении дополнительного образования 69
Выводы по главе II 80
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие личности ребенка.
Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые могли бы способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию. В связи с этим для формирующейся личности особую важность приобретают: готовность к продуктивной творческой деятельности, социальная адаптация, способность легко ориентироваться в решении творческих задач, национальное самосознание. В соответствии с этими требованиями возникает острая необходимость поиска новых подходов к преподаванию искусства в образовательных учреждениях. В настоящее время стало возможным строить учебно-воспитательную работу в учреждении с учетом многовекового наследия всех народов России и мира, реализовывать на практике «связь времен», связь и целостность изобразительного искусства, музыкального и устного фольклора, народного и декоративно-прикладного искусства, по иному оценить вклад народов России в мировую культуру. Художественно-эстетическое воспитание и образование должно помочь учащемуся освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.
Творческая деятельность определяется как деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие новизной и общественной значимостью, то есть в результате творчества создается что- то новое, до этого еще не существующее.
Одним из самых удивительных видов прикладного искусства является вытинанка, то есть ажурная резьба по бумаге.
В учреждении дополнительного образования учатся в основном учащиеся среднего школьного возраста. Особенно важно приобщать культуре, искусству учащихся в подростковом возрасте и именно в этот возрастной период начинает формироваться самосознание, закладываются основы мировоззрения, развивается способность к культурной самоидентификации. Учащийся способен осознать своеобразие культуры, поэтому при правильном педагогическом руководстве можно воспитать его не просто созерцателем культуры, но и носителем, творцом, что и является, на наш взгляд, одной из главных задач, т.к., во-первых, такой подход направлен на развитие художественно-эстетической культуры личности школьника, во-вторых, способствует сохранности, обогащению и передаче последующим поколениям накопленного народом культурного наследия.
Художественные вырезки из бумаги - творения времени, поэтому их содержание не может быть застывшим, не развивающимся, даже когда мастер традиционно вырезает только орнаменты. Обычно вытинанка воспринимается как вид народного искусства, а знакомство с ней происходит именно как с проявлением народного творчества, интересуются ей чаще этнографы и искусствоведы, но именно через технику вытинанка происходит художественное и эстетическое развитие учащихся. Техника вырезания ножницами, пожалуй, наиболее древняя. При использовании самых простых средств (ножницы и бумага) она требует наибольшего мастерства, виртуозности, пространственного воображения и художественного вкуса. Кроме того, так как технически невозможно качественно вырезать одинаковый узор ножницами из стопки тонкой бумаги более чем в четыре листа, каждая вытинанка является оригинальной.
На современном этапе эстетическое воспитание детей осуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективных несоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождения закладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетического отношения к действительности и искусству. Вместе с тем эти задатки и возможности в полной мере могут быть реализованы только в условиях целенаправленного, организованного художественно-эстетического образования и воспитания.
Разработке вопросов, связанных с использованием учебно-воспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства в школьной практике, уделяют внимание В.В. Алексеева, И.П. Глинская, Б.М. Неменский, В.Н. Петров, М.С. Чернявская, Б.П. Юсов и другие ученые.
Следует отметить, что в психолого-педагогической литературе уделено внимание и вопросам педагогического воздействия на художественно-эстетическое воспитание учащихся отдельных видов народного декоративно-прикладного искусства (мозаика, резьба, чеканка, декоративная роспись), им посвящают свои исследования Ю.П. Желтоухова, А.С. Меликтесян, Л.С. Нерсисян, Д.Г. Пилипенко.
Однако вопросы художественно-эстетического воспитания учащихся средствами техники вытинанка не получили достаточного освещения, не разработана целостная система обучения технике вытинанка в практике дополнительного образования.
Наше изучение состояния указанного вопроса в художественных школах показали: значительная часть учащихся слабо осведомлена о технике вытинанка и мало знакома с творчеством умельцев традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая; учителя нуждаются в научнообоснованных методических рекомендациях по использованию в практике дополнительного образования искусства вытинанка.
Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили тему исследования: «Художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами техники вытинанка в учреждении дополнительного образования».
Объект исследования — художественно-эстетическое воспитание учащихся в учреждении дополнительного образования.
Предмет исследования — художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами техники вытинанка в учреждении дополнительного образования.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность техники вытинанка в художественно-эстетическом воспитании учащихся в учреждении дополнительного образования.
Гипотеза исследования — художественно-эстетическое воспитание учащихся средствами техники вытинанка будет наиболее эффективным, если:
1) осуществить диагностику сформированности художественно-эстетического мировоззрения и вкуса учащихся в учреждении дополнительного образования; 2) организовывать специальные занятия по развитию художественно-творческих способностей учащихся в процессе занятий по декоративно-прикладному искусству; 3) обеспечить мониторинг сформированности художественно-эстетического воспитания учащихся средствами техники вытинанка в учреждении дополнительного образования.
Проблема, объект, предмет и гипотеза определили постановку следующих задач:
1) провести ретроспективный анализ художественно-эстетического воспитания;
2) выявить особенности художественно-эстетического воспитания учащихся средствами техники вытинанка в учреждении дополнительного образования;
3) определить содержание, формы и методы художественно-эстетического воспитания учащихся средствами техники вытинанка в учреждении дополнительного образования;
4) экспериментально проверить эффективность внедрения техники вытинанка в процессе художественно-эстетического воспитания учащихся в учреждении дополнительного образования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
-теоретические (изучение и анализ педагогической, психологической и искусствоведческой литературы, раскрывающей различные аспекты обучения, воспитания и развития учащихся, сбор информации по теме художественно-эстетического воспитания учащихся средствами техники вытинанка);
-экспериментальные (подготовка и проведение занятий по технике вытинанка);
-эмпирические (наблюдение, беседы, оценка результатов творчества).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что дан теоретический анализ изученности проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся средствами техники вытинанка в учреждении дополнительного образования, обосновываются новые теоретические концепции, идеи в области художественно-эстетического воспитания учащихся, раскрываются сущностные характеристики, особенности и выразительные средства техники вытинанка. Разработана программа по художественно-эстетическому воспитанию учащихся средствами техники вытинанка в учреждении дополнительного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
1) апробирована программа по художественно-эстетическому воспитанию учащихся средствами техники вытинанка в учреждении дополнительного образования; 2) разработаны и внедрены тематический план уроков для 4-го класса ДХШ, содержание уроков, планы конспекты уроков; 3) разработаны методические рекомендации по художественно-эстетическому воспитанию учащихся средствами техники вытинанка для педагогов дополнительного образования.
Материалы ВКР могут быть использованы педагогами высших, средних специальных учебных заведений, преподавателями учреждений дополнительного образования, учителями общеобразовательных школ при преподавании дисциплин художественного цикла: «Композиция», «История искусств», «Декоративно-прикладного искусства» и уроков изобразительного искусства.
Методологическую основу работы составили современные положения о становлении базиса культуры учащегося, личностно-ориентированном воспитании, гармонизации системы отношений человека с миром (Л.С. Выготский, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик, Б.М. Неменский, Е.М. Торошилова, А.Н. Утехина); результаты педагогических исследований по формированию у учащихся художественного вкуса, эстетического осознания прекрасного (Н.А. Вершинина, Н.М. Зубарева, Т.С. Комарова, Р.А. Мирошкина и др.).
При исследовании основ приобщения учащихся к народному декоративно-прикладному искусству основополагающими явились психологические исследования возрастных особенностей восприятия искусства и его воздействия на личность учащегося (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.). и педагогические исследования проблем восприятия искусства применительно к детям различного возраста (В.В. Алексеева, И.П. Волков, А.А. Дмитриева, А.И. Пеленков, В.Н. Полунина, Н.Н. Фомина, Б.П. Юсов и др.).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, которые в свою очередь подразделяются каждая на три параграфа, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обосновывается проблема исследования, указываются цель, объект, предмет, методы исследования и формулируется гипотеза.
В первой главе раскрывается содержание и особенности художественно-эстетического воспитания в учреждениях дополнительного образования, определены направления художественно-эстетического воспитания средствами техники вытинанка.
Вторая глава посвящена описанию опытно-экспериментальной работы, его результатов и определению эффективности предлагаемой системы работы педагога в учреждениях дополнительного образования.
Для оценивания эффективности разработанной методики художественно-эстетического воспитания (средствами техники вытинанка) разработаны и апробированы критерии, определены уровни сформированности художественно-эстетической воспитанности.
В заключении обобщаются результаты дипломного исследования, даются выводы о достижении поставленной цели. В библиографии представлен список литературы, использованной при написании данной работы.
Проблема эстетического воспитания учащихся в учреждениях дополнительного образования довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.
Вопросы эстетического воспитания подрастающего поколения относятся к числу непреходяще актуальных проблем в педагогической теории и на практике, так как каждый этап развития общества, формируя свой идеал, предъявляет к человеку свои, новые требования или модифицирует прежние, переориентируя человека в его оценках действительности.
Одним из важнейших направлений (и одновременно, средством) эстетического воспитания является художественно-эстетическое воспитание, которое призвано, с одной стороны, расширять и углублять знания учащихся в области истории и теории искусства, а с другой, развивать их способности к художественному творчеству. Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это воспитание посредством искусства эстетических эмоций и чувств, художественно-эстетической культуры личности, развитие сущностных сил и художественно-творческих способностей человека, утверждение эстетико-гуманистического отношения к окружающей действительности и искусству. (Такое определение данного понятия было сформулировано нами по результатам теоретического анализа, в ходе которого выяснилось, что имеющиеся в педагогической литературе определения художественно-эстетического воспитания даны слишком широко и не совсем конкретно). Можно сказать, что художественно-эстетическое воспитание (в системе эстетического) имеет важное значение в развитии личности, формировании личностных взглядов, убеждений, мировоззрений человека вообще, и подрастающего поколения, в частности. То есть, ориентация на педагогическую задачу художественно-эстетического воспитания школьников открывает большие возможности для дальнейшего развития личности.
Эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса, так как за ним стоит не только развитие эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения. Все эти качества в человеке развиваются под воздействием различных факторов. Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, - все, что может быть прекрасным. Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством эстетического воспитания. Воздействие эстетических явлений жизни и искусства на личность может проходить как целенаправленно, так и спонтанно. Это не случайно. Анализируя литературу, мы сделали вывод, что декоративно-прикладное творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания. Исследование показало, что и познавательный интерес к ручному творчеству у учащихся довольно велик, а наличие интереса - это первое из условий успешного воспитания.
Кроме того, материал по творчеству обладает большим эмоциональным потенциалом, а сила эмоционального воздействия является путем проникновения в сознание и средством формирования эстетических качеств личности.
Подробное изучение содержания искусства техники вытинанка, его видов и стилей, позволило обнаружить, что при его использовании в доступной (в соответствии с возрастными психолого-физиологическими особенностями) учащимся художественно-эстетической деятельности позволяет с успехом решать задачи художественно-эстетического воспитания, развития культуры и национального самосознания школьников.
Особенности бумаги как конструкционного и художественно-декоративного материала позволяют учащимся выполнять из нее изделия разнообразного назначения, различной сложности и трудоемкости, а преподавателю организовывать индивидуальный и коллективный труд детей и ставить перед ними интересные в познавательном и воспитательном отношении задачи.
Подготовка к вырезанию и вырезание различных деталей изделий, их разверток и выкроек помогают последовательно развивать пространственные представления и воображение, совершенствовать глазомер, координацию движений, так как вытинанка - это полет фантазии. Делая кропотливую работу, требующую внимания и аккуратности, создается атмосфера быть усидчивыми, терпеливыми. Привлекает еще и то, что результат труда виден сразу.
Еще одно преимущество вырезания из бумаги заключается в развитии мелких мышц рук, что способствует формированию красивого почерка.
Мы изучили личность учащегося и особенности техники вытинанка, как средства художественно-эстетического воспитания.
Вместе с тем, проведенное нами эмпирическое исследование по изучению проблемы художественно-эстетического воспитания учащихся в практике дополнительного образования, которое включило в себя рассмотрение существующих спецкурсов и программ по художественно-эстетическому воспитанию, посещение занятий художественно-эстетического цикла, проведенные наблюдения, беседы, анкетирование учащихся четвертых классов, показало, что богатый воспитательный потенциал китайского народного искусства — техники вытинанка в должной мере ни в опыте педагогов дополнительного образования, ни в существующих учебных программах не используется, познания современных учащихся в области культуры и искусства имеют очень низкий уровень; от этого, в свою очередь, страдает и общий уровень художественно-эстетической воспитанности учащихся.
Так или иначе, но каждый старается наполнить смыслом свою работу. Технология, последовательность действий превращаются в сюжет сказки или рассказ. И, когда изменяется действие в сказке, может и измениться и композиция, а другой раз и само произведение.
Доступность и лёгкость в исполнении делают технику вытинанка удобной в использовании при работе над созданием композиций. Она расширяет и углубляет соприкосновения и взаимоотношения с миром. Именно вытинанка является одним из первых видов искусства, через который можно привить уважение к традициям и любви к природе.
Через приобщение к народному искусству, а в данном случае к одному из его видов - вытинанке - происходит знакомство с символическим опытом человечества. И вытинанка помогает почувствовать действие одного из главных законов бытия, по которому происходит слияние идеи, материи и красоты.
Как показала контрольная диагностика, проведенная в конце формирующего эксперимента, предложенная система художественно-эстетического воспитания учащихся средствами техники вытинанка способствует общему художественно-эстетическому развитию учащихся, повышению уровня художественно-эстетической образованности и развитию художественно-творческих способностей учащихся, что является важным для воспитания творческой личности как ведущей воспитательной задачи в современной школе.
Таким образом, наша гипотеза, заявленная в начале работы, подтвердилась. Художественно-эстетическое воспитание учащихся будет наиболее эффективным, если: организовывать специальные занятия по развитию художественно-творческих способностей учащихся средствами техники вытинанка; диагностировать уровень сформированности художественно-эстетического мировоззрения и вкуса учащихся средствами техники вытинанка. Опытные педагоги, зная это, способны посредством творчества воспитать подлинные эстетические качества личности: вкус, способность оценивать, понимать и творить прекрасное.
На наш взгляд, реализуя полноценное эстетическое воспитание и развитие учащегося, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.
1. Агафонова, Н. В. Декоративное искусство: Учебник для вузов/
Н.В.Агафонова. - М.: КолосС, 2003. - 320с.
2. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать/ Ю.П.Азаров. - М.: Просвещение, 1985. - 127с.
3. Андреев, А.Л. Место искусства в познании мира/ А.Л.Андреев. - М.: Политиздат, 1980. - 256с.
4. Андреев, А.Л. Художественное мышление как эстетическая категория/ А.Л.Андреев. - М.: Знание, I98I. - 164с.
5. Антонова, Л.А. Место эстетического вкуса в структуре общественного сознания/ Л.А.Антонова// Некоторые проблемы социологии культуры: сб./ изд.Саратовск.ун-та. - Саратов, 1972. - С.75-89.
6. Аринина, Н.Л. Личность в системе художественной культуры/ Н.Л.Аринина// Художественная культура: проблемы и суждения: сб. - М: Знание, 1982. - С.22-37.
7. Арнольдов, А.И. Культура и современность/ А.И. Арнольдов. - М: Мысль,1973.- 160 с.
8. Борев, Ю.Б. Эстетика/ Ю.Б.Борев. - М.:Высш. Шк., 2002. - 511с.
9. Брожик, В.А. Эстетика на каждый день/ В.А.Брожик. - М.: Знание, 1990. - 208с.
10. Бунин, В.Р. О художественном воспитании/ В.Р.Бунин. - Л.: Знание, 1970.
11. Буров, А.И. Творчество, жизнь, искусство/ А.И.Буров, Г.Гачев. - М.: Дет. лит., 1990. - 143с.
12. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок/ Н.А.Ветлугина — М.: Астрель, 1972. - 156с.
13. Ганцкая, О. А. Народное искусство Польши/ О.А.Ганцкая. - М.: Наука, 1970. - 183с.
14. Гольдентрихт, С.С. О природе эстетического творчества/
С.С.Гольдентрихт. - М.: МГУ, 1977. - 260с.
15. Горяева, Н. А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека/ Н.А.Горяева. - Методическое пособие. - М.: Просвещение, 2006. - 156с.
16. Григорович, Л.А. Развитие творческого воображения/ Л.А. Григорович — М.: Наука, 1997. - 175с.
17. Гурьян, О. Е. Ножницы художницы/ О.Е.Гурьян, Е.Е.Лебедева. - М.: Детгиз, 1960. - 54 с.
18. Гусев, Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие/ Е.О.Гусев - Л.: Наука,1978. - 94с.
19. Джидарьян, И.А. Эстетическая потребность/И.А.Джидарьян. - М.: Наука, 1986. - 191с.
20. Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание/ Н.В.Ермолаева/ Электронный ресурс: http://festivan.1september.ru/articles/513024.htm
21. Жуков, Н.Н. Заметки художника / Н.Н.Жуков// Сб. Эстетическое воспитание в семье. - Под ред. В. А. Разумного. - М: Искусство, 1963. - С. 119.
22.Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у подростка/ И.Д.Запорожец М.: Просвещение, 1985. - 186с.
23. Коваленко, В.И. Ажурные вырезки из бумаги/ В.И.Коваленко, А.В.Трампас, Н.Л.Федористова. - Витебск: Издательство УО«ВГУ им. П. М. Машерова», 2003. - 132 с.
24. Коган, Л.Н. Художественный вкус/ Л.Н.Коган. -М.: Мысль, 1966. - 213с.
25. Лихачев, Б.Т. Методологические основы педагогики / Б.Т.Лихачев. - Самара: Бахрах, 1998. - 234с.
26. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания/ Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 176с.
27. Лыкова, И.А. Формирование эстетического отношения к декоративноприкладному искусству у детей/ И.А.Лыкова. - Автореф. дис. канд. пед. наук. - М.: 1994. - 16 с.
28. Мансуров Р.Д., Еманова Ю.Г. Арт-технологии в области компьютерной гра-фики - ИСКУССТВО И ХУДОЖЕ-СТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ВЗАИ-МОДЕЙСТВИЯ. - Материалы V Между-народной научно-практической конфе-ренции (Казань, 16 ноября 2016 года). - Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 2016. - 349 с. - С.101-105
29. Мансуров Р.Д., Еманова Ю.Г. Инноваци-онные арт-технологии в подготовке спе-циалистов в области дизайна - Сохранение художественно-исторической среды современного города как духовного фактора культуры: материалы II Международной научно- практической конференции (Ка-зань, 16 - 18 ноября 2016 года) / Отв.ред. Р.Ф. Салахов, Л.Х. Кадыйрова, С.Д. Бородина. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. - 350 с. - С.64-68
30. Неменский, Б. М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания/ Б.М.Неменский. - Кн. для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 255с.
31. Новиков, А.М. Методология художественной деятельности/ А.М.Новиков. - М.: Издательство «Эгвес», 2008. - 72 с.
32.Ожерельева, О.К. Преемственность в эстетическом воспитании детей. / О.К.Ожерельева. - 2002. - №6. - с.58-63.
33. Русакова, М. А. Аппликация/ М.А.Русакова. - М.: Просвещение, 1982. - 129с.
34. Сивотялова, О. Бумажные вырезки мира/ О.Сивотялова. - Альманах Вильнюс, 1997. -104 с.
35. Соболев, Д. Г. Художественная работа из бересты и бумаги/ Д.Г.Соболев. М.: Ленинград. - 1951. - 31 с.
36. Соколова-Кубай, Н.Н. Узоры из бумаги. Белорусская вытинанка/ Н.Н.Соколова-Кубай. - М.: Культура и традиции, 2006. - 75с.
37. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения/ К.Д.Ушинский. - М.: Наука, 1974. - 287с.
38. Шацкая, В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе/ В.Н.Шацкая. - М.: Педагогика, 1987. - 184с.
39.Энциклопедия технологий и методик/ В.В.Патлах. - Пенза: Наш Дом, 1993-2007.
40.Эстетика: проблемы и споры: Методол. основы дискуссий в эстетике. - М.: Искусство, 1985. - 175 с.