Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» 8
Параграф 1. Международные исследования PISA (Programme for International Student Assessment) по оценке математической грамотности учащихся 8
Параграф 2. Концепция развития математического образования в российской федерации и Федеральный государственный образовательный стандарт предметной области «Математика и информатика» 16
Параграф 3. Компоненты математической грамотности 33
Выводы по Главе 1 40
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ 43
Параграф 1. Характеристика и возможности виртуальной среды учебно-методического комплекса «Живая математика» 43
Параграф 2. Экспериментальные исследования формирования математической грамотности с использованием виртуальной среды учебно - методического комплекса «Живая математика» в 5 классах 67
Выводы по Главе 2 97
Заключение 99
Список используемой литературы 102
Актуальность исследования. В настоящее время в международных исследованиях PISA (Programme for International Student Assessment), проводимых трехлетними циклами, начиная с 2000 года, Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (OECD) основное внимание уделяется проверке математической грамотности и выявлению тенденций в развитии математического образования в мире. Результаты каждого крупного международного исследования наподобие PISA, PIRLS и TIMSS предоставляет информацию для систем образования разных стран, и оказывают влияние на разработку новых школьных программ и стандартов.
За годы участия России в программе PISA за период с 2003 года, т.е. года формирования шкалы математической грамотности, наблюдается повышение результатов российских учащихся на 26 баллов. Однако лидерами в мире по математике и естественным наукам среди четвероклассников и восьмиклассников традиционно являются страны Юго-Восточной Азии, причем с большим отрывом от остальных. Средний балл 29 стран статистически значимо выше среднего балла России в результатах PISA -2012 по математической грамотности, среди них такие страны, как Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Тайвань.
Данная тенденция диктует необходимость сохранения занимаемых позиций и обеспечения формирования математической грамотности учащихся российских общеобразовательных учреждений, так как ее основы закладываются в процессе подготовки в школе и позволяют в перспективе эффективно решать жизненные и профессиональные задачи.
Изложенное позволяет выявить противоречие между социальным и государственным заказом на формирование и развитие математической грамотности российских учащихся и недостаточной степенью разработанности и использования современных информационно-педагогических технологий, направленных на улучшение процесса формирования математической грамотности учащихся в российской школе.
Выявленное противоречие обусловило научную задачу исследования, сущность которой заключается в необходимости разработки теоретического, методического и технологического обеспечения формирования математической грамотности у учащихся 5 классов, так как именно с этого класса начинается вторая ступень основного общего образования.
В соответствии с научной задачей определена тема исследования: «Формирование математической грамотности учащихся 5 классов с использованием виртуальной среды учебно-методического комплекса «Живая математика».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования виртуальной среды учебно-методического комплекса «Живая математика» для формирования математической грамотности учащихся 5 классов основной школы.
Объектом исследования является математическое образование учащихся в основной школе.
Предмет исследования - формирование математической грамотности учащихся 5 классов с использованием виртуальной среды учебно-методического комплекса «Живая математика».
Гипотеза диссертационного исследования. Процесс формирования математической грамотности учащихся 5 классов с использованием виртуальной среды учебно-методического комплекса «Живая математика» может быть эффективным, если:
— определен компонентный состав математической грамотности и уровни её сформированности;
— выявлены возможности виртуальной среды учебно - методического комплекса «Живая математика», способствующие формированию математической грамотности учащихся 5 классов;
— разработан комплекс уроков, направленный на поэтапный процесс формирования математической грамотности учащихся 5 классов.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, целью, предметом и объектом исследования определены следующие задачи, которые необходимо решить в ходе научного исследования:
1. Определить сущность и структурные характеристики математической грамотности учащихся.
2. Проанализировать результаты международных исследований PISA по оценке математической грамотности учащихся, Концепцию развития математического образования в Российской федерации и Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предметной области «Математика и информатика».
3. Выявить возможности виртуальной среды учебно-методического комплекса «Живая математика» по формированию математической грамотности учащихся 5 классов.
4. Экспериментально проверить эффективность использования виртуальной среды учебно-методического комплекса «Живая математика» в 5 классах для формирования математической грамотности.
Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили:
— системно-деятельностный подход (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев и др.);
— компетентностный подход (В.И.Байденко, Э.Ф.Зеер, А.В.Хуторской и др.);
— документы и нормативные акты в области образования: Концепция развития математического образования в Российской федерации, Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897, результаты международных исследований PISA.
Методы исследования: для проверки положений гипотезы и решения поставленных в исследовании задач использовались методы исследования: теоретические (анализ и синтез, сопоставление, обобщение, метод аналогий и др.); эмпирические (анкетирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, педагогический эксперимент и др.), а также методы математической статистики.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №26» города Набережные Челны с углубленным изучением отдельных предметов.
Научная новизна исследования:
1. Уточнены структура и содержание понятия «математическая грамотность» как готовности и способности обучаемого к распознаванию задачи окружающей действительности, которая решается средствами математики; её формулированию на языке математики; её решению с применением математических фактов и методов; анализу методов решения; интерпретации полученных результатов с учетом данных задачи; формулировке и записи результатов решения. В основе математической грамотности лежит синтез двух компонентов: фундаментальные математические идеи и математическая компетентность. Выделены 3 уровня (низкий, средний, высокий) математической компетентности учащегося 5 класса.
2. Выявлены возможности виртуальной образовательной среды УМК «Живая математика» для формирования математической грамотности учащегося 5 класса, а именно: в альбоме «Демонстрационные модели» представлено свыше динамических чертежей, показывающих дидактические возможности «Живой Математики», работая с подобными материалами, ученики усваивают новые понятия, отрабатывают навыки их использования в различных конфигурациях, решают задачи на развитие геометрической интуиции и геометрического воображения, имея инструментом деятельности лишь компьютерную мышь; блок «Дополнительные материалы» содержит примеры использования программы в рамках школьной и внешкольной геометрии и включает 6 альбомов: «Задания и проекты для школьников 5-6 классов», «Возможности программы в десяти примерах», «Инструменты», «Динамическая геометрия», «Примеры из различных областей математики», «Новые возможности»; для школьников 5-6 классов имеется около 200 занимательных практико-ориентированных заданий, которые решаются с применением математических методов
3. На основе принципа фундаментальности математического образования разработан комплекс уроков по математике для учащихся 5 классов с использованием виртуальной среды УМК «Живая математика», ориентированный на формирование и развитие математической грамотности школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработан комплекс уроков по математике на основе требований ФГОС, с использованием виртуальной образовательной среды УМК «Живая математика», способствующие формированию математической грамотности учащихся. Разработанный комплекс может быть использован в процессе обучения математике учащихся 5 классов других школ.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Обсуждение основных положений диссертационного исследования, а также хода экспериментальной работы и результатов исследования проводились на: интернет-конференции «Инновационные информационно - педагогические технологии (г. Москва, 2014г.); Международной научно - практической конференции «Сохранение и развитие языков и культур в поликультурном и поликонфессиональном обществе: мировой опыт и современные технологии» (Казань, 2015г.), на заседаниях и методических семинарах кафедры образовательных и информационных систем в филологии Казанского федерального университета и др.
В настоящее время в международных исследованиях PISA основное внимание уделяется проверке математической грамотности и выявлению тенденций в развитии математического образования в мире.
За годы участия России в программе PISA за период с 2003 года наблюдается повышение результатов российских учащихся на 26 баллов. Однако лидерами являются страны Юго-Восточной Азии, причем с большим отрывом от остальных. Средний балл 29 стран статистически значимо выше среднего балла России в результатах PISA -2012 по математической грамотности, среди них такие страны, как Шанхай (Китай), Сингапур, Гонконг (Китай), Тайвань.
Данная тенденция диктует необходимость сохранения занимаемых позиций и обеспечения формирования математической грамотности учащихся российских общеобразовательных учреждений.
В теоретической части исследования были рассмотрены следующие важные моменты:
1. Проанализированы результаты международных исследований PISATO оценке математической грамотности, Концепция математического образования в Российской Федерации и ФГОС ООО предметной области «Математика и информатика»
2. Уточнены структура и содержание понятия «математическая грамотность». В основе математической грамотности лежит синтез двух компонентов: фундаментальные математические идеи и математическая компетентность. Выделены 3 уровня (низкий, средний, высокий) математической компетентности учащегося 5 класса.
3. Выявлены возможности виртуальной образовательной среды УМК «Живая математика» для формирования математической грамотности учащегося 5 класса.
На основе принципа фундаментальности математического образования разработан комплекс уроков по математике для учащихся 5 классов с использованием виртуальной среды УМК «Живая математика», ориентированный на формирование и развитие математической грамотности школьников.
Педагогический эксперимент исследования проходил на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия №26» города Набережные Челны с углубленным изучением отдельных предметов и включал в себя три этапа: констатирующий (2014 г.), формирующий (2014 - 2015 гг.), контрольный (2015 - 2016 гг.). За 2 года в исследовании приняли участие 106 учеников 5 классов.
Главной целью констатирующего этапа педагогического эксперимента было определение начального уровня математической грамотности учащихся КГ и ЭГ. Для этого была разработана «входная» контрольная работа по математике.
Исходя из полученных результатов, были сформулированы задачи формирующего этапа: 1) организовывать учебную деятельность на основе широкого применения УМК «Живая математика» на уроках математики; 2) подобрать, адаптировать и структурировать учебный материал в соответствии с постоянно возрастающим уровнем математической грамотности учащихся;
С этой целью были разработаны и проведены уроки математики с использованием УМК «Живая математика» для 5 класса общей продолжительностью 76 учебных часов.
Использовались традиционные методы обучения математике, к которым можно отнести беседу, лекцию учителя, а также нетрадиционную практическую работу учащегося в программе «Живая математика».
Целью контрольного этапа была проверка гипотезы о том, что использование УМК «Живая математика» способствует формированию математической грамотности учащихся 5 классов. Для достижения данной цели, была проведена выходная контрольная работа по математике в 5 классе. Результаты выходной контрольной работы сравнивались с результатами входной контрольной работы.
Данные, полученные в результате обработки результатов педагогического эксперимента, подтверждают гипотезу и можно сделать вывод, что использование виртуальной среды УМК «Живая математика» способствует формированию математической грамотности учащихся 5 класса.
1. Александров, А. Д. Выпуклые многогранники / А. Д. Александров. - М.; Л.: Гостехиздат, 1950. - 428 с.
2. Блинков А. Д. Математика: интеллектуальные марафоны, турниры, бои: 5- 11 классы: книга для учителя/ А. Д. Блинков и др., общ. Ред. И. Л. Соловейчик. - М.: Первое сентября, 2003. - 256 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте/ Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1998. - 327 с.
4. Вавилов В. В. Задачи по математике. Начало анализа: Справочное пособие/ В. В. Вавилов, И. И. Мельников, С. Н. Олехник, П. И. Пасеченко - М: , Наука. Гл. ред. Физ. мат. лит. ,1990-608с
5. Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества / Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 32-38
6. Виленкин Н. Я. Математика: учеб. для 5 кл. 6-е изд./ Н. Я. Виленкин. - М.: Мнемозина, 1998.- 384 с
7. Выготский Л.Н. Вопросы детской психологии/ Л.Н. Выготский - М.: Просвещение, 1997. - 326 с.
8. Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: смысл, Эксмо, 2004. - 512 с.
9. Г амаюнов. В. Н. Тайна геометрических чертежей / Гамаюнов. В. Н. - Квант, 1976, №1. С. 9-11
10. Гончарова М. А. Развитие у детей математических представлений, воображения и мышления. - М.: Антал, 1995. - 315с
11. Г рес П. В. Математика для гуманитариев. Уч. пособие/ П. В. Г рес. - М.: Логос, 2004. - 160 с.
12. Гусев, В.А. Теория и методика обучения математике: психологопедагогические основы / В.А. Гусев. - М.: Бином, 2013. - 456 с.
13. Демидова С. И. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике/ Демидова С. И., Денищева Л. О. -М: ,Просвищение-1985г. -192с.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей/ В.Н. Дружинин - СПб, 1999. - 537 с
15. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода/ О.Б. Епишева.- М.: «Просвещение», 2003 г.
16. Ершова, А.П., Голобородько, В.В.Самостоятельные и контрольные работы по математике для 5 класса / А.П. Ершова, В.В. Голобородько - М.:Илекса,2003,-160с.
17. Ершова А.П., Голобородько, В.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике для 6 класса/ А.П. Ершова, В.В. Голобородько - М.:Илекса,2003,-160с.
18. Жохов, В.И., Крайнева Л.Б. математика,5 /карточки для проведения контрольных работ. - М.:Вербум-М
19. Жохов, В.И., Крайнева, Л.Б математика,6/карточки для проведения контрольных работ. - М.:Вербум-М
20. Жохов В. И. Преподавание математики в 5 - 6 классах: Методические рекомендации для учителей к учебнику Н. Я. Виленкина В. И. Жохова, А. С. Чеснокова/ В. И. Жохов. - М.: Вербум-М, 2000.- 176 с.
21. Жук Н.Н. Завтрашний день нашей - каким он будет?/ Н.Н. Жук // Директор школы 2007, №5
22. Зайчева С. А. Решение составных задач на уроках математики/ С. А. Зайцева, И. И. Целищева. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
23. Зайцев В. В. Элементарная математика/ В. В. Зайцев, В. В. Рыжков, М. И. Сканави - М; , Наука 1976г. , 591с.
24. Козлова В. В. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4-е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с.
25. Ковалева Г. С. Основные подходы к сравнительной оценке качества математического и естественнонаучного образования в странах мира (по материалам международного исследования TIMSS) / Под ред. Г. С. Ковалевой. - М.: Российская академия образования, 1996
26. Ковалёва Г. С. PISA - 2003: Результаты международного исследования / Г. С. Ковалёва.- Школьные технологии 2005, № 1 - 2.
27. Козловский, С.Н. Методика обучения математике: Учебное пособие /
С.Н. Козловский. - СПб.: Лань, 2015. - 512 c
28. Колмогоров, А.Н. Математика / А.Н. Колмогоров // БСЭ. - 2-е изд. - М., 1954. - Т. 25. - С. 464-483.
29. Королев, Ю.И. Начертательная геометрия и графика: Учебное пособиеСтандарт третьего поколения / Ю.И. Королев, С.Ю. Устюжанина. - СПб.: Питер, 2013. - 192 с.
30. Краевский В. В. Общие основы педагогики : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. - М. : Академия,
2008. - 256 с.
31. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников/ В.А.. Крутецкий - М.: Издат. Институт практической психологии; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 1998.-416с
32. Кузнецов В. И. К вопросу о решении математических задач/ В. И. Кузнецов// Начальная школа. - 1999. - №5. - С. 27 - 33.
33. Левенберг Л. Ш. Рисунки, схемы и чертежи в начальном курсе математики. Из опыта работы/ Л. Ш. Левенберг под ред. М. И. Моро. - М.: Просвещение, 1978. - 126 с
34. Лернер И.Я / Дидактические основы методов обучения. / Лернер И.Я. М.: 1981. - 186 с.
35. Лысенко, Ф.Ф. Математика. 5 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация/ Лысенко, Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. - Издательство: Легион, 2011
36. Лысенко Ф.Ф. Математика. 6 класс. Тематические тесты. Промежуточная аттестация/ Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Издательство: Легион, 2011
37. Никольский С.М. Математика: Школьная энциклопедия / Гл. ред. С.М. Никольский. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1996. - 527 с.
38. Перельман Я.И. Как сделать изучение геометрии интересным и жизнен- ным?/Я.И. Перельман/ Математика в школе. - 2008. - № 3. - С.71
39. Пичугин Л. Ф. Воспитание учащихся при обучении математике: Книга для учителя. Из опыта работы/ сост. Л. Ф. Пичугин.- М.: Просвещение, 1987 - 175 с.
40. Попов М.А. / Контрольные и самостоятельные работы по математике 5 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 5 класс» /М.А. Попов - 5-е изд., перераб.-М.:Издательство «Экзамен»
41. Попов. М.А. / Контрольные и самостоятельные работы по математике 6 класс: к учебнику Н.Я. Виленкина и др. «Математика 6 класс» /М.А. Попов - 5-е изд., перераб.-М.:Издательство «Экзамен»
42. Салмина Н. П. Знак и символ в обучении/ Н. П. Салмина. - М., 1998. - 305 с.
43. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: уч. пособие/ Г. К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.
44. Смирнова, С. И. Использование чертежа при решении простых задач/
С. И. Смирнова// Начальная школа. - 1998. - № 5. - С. 53 - 58.
45. Симонов А. Я. Система тренировочных задач и упражнений по математике/ А. Я. Симонов, Д. С. Бакаев, А. Г. Эпельман - М. :Просвещение, 1991г. -208с.
46. Рыжик В.И. Г еометрия и практика/В.И. Рыжик//Математика в школе. -
2006. - № 6. - С. 9
47. Тамберг Ю. Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие/ Тамберг Ю. Г. - СПб.: Издательство "Михаил Сизов", 2002. - 320с
48. Шадрина, И.В. Теория и методика математического развития: Учебник и практикум для СПО / И.В. Шадрина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 279 с.
49. Фридман, Л. М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе/ Л. М. Фридман. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
50. Эльконин Д.Б.Избранные психологические труды/ Эльконин Д.Б. - М., 1989. - 287с.
Электронные источники
51. Г ончарова И.В. Интенсификация учебной деятельности по математике в 5 классе [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL:
http: //dlib .rsl .ru/01000197550
52. Женетль С.Н. Информационно-категориальный подход к обучению математике в 5 классе в условиях реализации принципа преемственности [Электронный ресурс]. - Электронные данные.-Режим доступа: URL: http://dlib.rsl.ru/01002746281
53. Концепция математического образования в Российской Федерации [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: ЬР:р://минобрнауки.рф/документы/3894
54. Манвелов Н.С. Проектирование системы заданий по математике на развитие самоконтроля у учащихся V - VI классов [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://dlib.rsl.ru/01002853214
55. Международные исследования PISA [Электронный ресурс]. - Международные исследования PISA (Programme for International Student Assessment) по оценке математической грамотности учащихся.- Режим доступа: URL: http://www.oecd.org/pisa
56. Мендыгалиева А.К. Осуществление преемственности математического образования при реализации ФГОС в начальной и основной школе[Электронный ресурс].- Режим доступа: URL:
http: //rucont.ru/efd/213356
57. Никулина Е.В. Проектирование учебного процесса по курсу "Математика-5" [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://dlib.rsl.ru/01000341339
58. Сафонова Е.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при коррекционно-развивающем обучении математике в 5-6 классах [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://dlib.rsl.ru/01002637040
59. ФГОС ООО [Электронный ресурс].- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - Режим доступа: URL: http: //минобрнауки.рф/документы/938
60. Шабанов Т.Н. Проектирование и реализация процесса развития творчества учащихся при обучении математике в инновационном образовательном учреждении [Электронный ресурс].- Режим доступа: URL: http://dlib.rsl.ru/01000283330