ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 6
1.1 Самостоятельная работа 6
1.2 Значение самостоятельных работ в обучении младших
школьников 15
2.1 Организация самостоятельной работы в процессе обучения
информатике в начальной школе 24
2.2 Разработка сборника задач для изучении темы «Работа с
Microsoft Office» 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Важнейшим требованием общества к современной школе является воспитание личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, остро мыслить, формировать и отстаивать свою точку зрения, свои взгляды, регулярно и непрестанно пополнять, и освежать свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в реальной жизни.
Основная цель дисциплины основ информатики - обучение учащихся работе на компьютере, причем применение его как средства для развития учащегося. То есть превращение компьютера из объекта исследования (как устроен, из чего состоит) в предмет, с помощью которого можно обнаруживать решение поставленных задач, а также обретать свежие знания. Формы и методы организации обучения для достижения установленных целей могут быть различными. Одним из них является организация самостоятельной работы учащихся.
Стратегическая направленность развития образования в современном обществе - умственное и нравственное формирование человека на основе вовлечения его во всевозможную самостоятельную рациональную деятельность в различных сферах знания.
На сегодняшний день можно констатировать наличие немаловажных видоизменений условий организации обучения в образовательных учреждениях: реализуется переход от обучения в закрытой образовательной среде к системе открытого и беспрерывного образования; информационно-коммуникационные технологии
становятся неотъемлемой частью информационного образовательного пространства; самообразование, самообучение утверждаются в качестве ведущих конфигураций образования.
Опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучаемых получает особую значимость в системе основных факторов, устанавливающих качество современного образования.
Современный учитель обязан быть готовым реализовывать обучение и воспитание обучающихся в условиях вырабатывающегося информационного образовательного пространства на основе информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), применять приемы, методы и средства обучения, мотивирующие учащихся к самостоятельному обучению с использованием ИКТ.
Решение этих задач невозможно без увеличения роли самостоятельной работы школьников над учебным материалом, формирования у них навыков организации самостоятельной учебной деятельности.
Организация самостоятельной работы, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Формирование активности и самостоятельности нужно рассматривать как составную часть воспитания учащихся.
Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, точка зрения, духовность невозможно передать от преподавателя к учащемуся, используя только словесную форму обучения. Этот процесс содержит в себе ознакомление, восприятие, самостоятельную переработку, осмысление и принятие этих умений и понятий.
Целью выпускной квалификационной работы: выполнить анализ организации самостоятельной работы на уроках информатики в начальной школе и разработать сборник задач по теме «Работа с Microsoft Office».
Объект исследования - процесс обучения информатике.
Предмет исследования - самостоятельная работа учащихся в процессе обучения информатике.
Задачи исследования:
проанализировать педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
раскрыть сущность самостоятельной работы;
рассмотреть классификацию видов самостоятельной работы;
рассмотреть организацию самостоятельной работы в процессе обучения информатике;
рассмотреть организацию самостоятельной работы учащихся в процессе изучения темы «Работа с Microsoft Office»;
разработать задания для самостоятельной работы по теме «Работа с Microsoft Office».
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть применены для подготовки будущих учителей, а также для усовершенствования процесса обучения информатике.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:
Самостоятельная работа - это такая работа, которая выполняется без прямого участия учителя, но по его заданию, в специально выделенное для этого время, при этом учащиеся, умышленно стремятся добиться установленные цели, используя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
В дидактической и методической литературе при классификации самостоятельных работ учитывается характер познавательной деятельности учащегося и её структура, степень самостоятельности и творчества обучающегося, уровни самостоятельной плодотворной деятельности, слитность звеньев (этапов) учебного процесса, а также цельность процессуальной и логико-содержательной сторон деятельности.
По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на занятиях по информатике выделяют четыре уровня самостоятельности: организация примитивной работы учащихся по самообучению; рекомендации по самообучению всем учащимся, но выполнение их не обязательно для всех; обобщающие беседы по самостоятельно изученному материалу; персональная работа, с учащимися
дифференцируемая с учетом познавательных интересов и потребностей и профессиональной ориентации каждого. Психолого-педагогические условия организации самостоятельной работы: включение в
образовательный процесс дидактических средств, оптимизирующих деятельность учителей и школьников; приумножение роли контрольно¬диагностических процедур для роста результативности самостоятельной работы; воспитание активно-поискового уровня самостоятельности школьников через использование дидактических средств образовательного процесса; учет персональных стилей учебной деятельности. Тема «Работа с Microsoft Office» отвечает образовательным запросам учащихся и направлена на практическое освоение технологии. Такое обучение затрагивает рефлексивно-личностную и рефлексивно-коммуникативную сферы школьников и способствует активному овладению важнейших понятий и принципов информатики. Самостоятельная работа позволяет учащимся более полно выражать свой творческий потенциал и осуществлять собственные идеи в изучаемой области знаний, создаёт предпосылки по применению освоенных приёмов работы с документами, а также содействует возникновению дальнейшей мотивации, направленной на освоение IT- профессий, предусматривающих использование офисных технологий.
Для результативной организации самостоятельной работы школьника учитель должен уметь спланировать познавательный процесс учащегося и грамотно выбрать способ решения задачи, при этом большое значение уделяется выбору учебного материала. Предметом диагностики и контроля в теме «Работа с Microsoft Office» являются образовательные продукты учащихся (созданные презентации, рисунки, таблицы и др.). Таким образом, задачи, установленные в работе, нами выполнены. Мы проанализировали педагогическую и методическую литературу по теме исследования, раскрыли сущность самостоятельной работы, разобрали классификации видов самостоятельной работы, рассмотрели организацию самостоятельной работы в процессе обучения информатике, рассмотрели организацию самостоятельной работы учащихся в процессе изучения темы «Работа с Microsoft Office», разработали задания для самостоятельной работы при изучении темы «Работа с Microsoft Office».
1. Елькина, О. Ю. Продуктивный опыт младших школьников: состояние и перспективы развития. Книга для учителя [Электронный ресурс] : монография. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА, 2012. - 146 с.
2. Математика для воспитателей: Учебник / Н.И. Фрейлах. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 136 с.
3. Основы общей теории и методики обучения информатике [Электронный ресурс] : учебное пособие / под ред. А.А. Кузнецова. - 2-е изд. (эл.). - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. - 207 с
4. Гусева, Е. Н. Информатика [Электронный ресурс] : Учеб. пособ. / Е. Н. Гусева и др. - 3-е изд., стереотип. - М. : Флинта, 2011. - 260 с
5. Баранова, Е. К. Основы информатики и защиты информации [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Е. К. Баранова. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2013. - 183 с.
6. Преподавание информационных технологий в школе [Электронный ресурс] : методическое пособие / О.Б. Богомолова.—2-е изд.,2015. - 422с.
7. Горностаева, З.Я. Проблема самостоятельной познавательной
деятельности / З.Я. Горностаева // Открытая школа. - 1998. - № 2. - 24 с. С
8. .Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - М. : Учпедгиз, 1961. - 239 с.
9. .Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М. : Логос,
2000. - 480 с.
10. . Информатика и ИКТ. 2 класс: методическое пособие / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 332 с.
11. . Информатика и ИКТ. 8-11 классы : методическое пособие / Н.Д. Угринович. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 187 с.
12. . Информатика и ИКТ. Методическое пособие для учителя 3-4 класс / М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова. - М. : БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2012. - ... с.
13. . Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 93 с.
14. . Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса в 2 ч. / А.В. Могилев, В.Н. Могилева, М.С. Цветкова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. . с.
15. . Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса часть 2 / М.А. Плаксин, Н.Г. Иванова, О.Л. Русакова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 125 с.
16. . Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса / Л.Л. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. - 192 с.
17. . Информатика и ИКТ: учебник для 6 класса / Л.Л. Босова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. -208 с.
18. . Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 165 с.
19. . Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / Н.Д. Угринович. - 3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 295 с.
20. . Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. - классы [Текст]: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М. : БИНОМ. - Лаборатория знаний, 2010. - 584 с.
21. Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Т.А. Рудниченко, А.Л. Семенов. - М.: Просвещение, 2011.- 55 с.
22. . Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова. - М. : МарТ, 2005. - с. 302
23. . Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников Педагогика / М.Д. Виноградова, И.В. Первин. - М. : Просвещение, 1977. - 159 с.
24. . Основное общее образование: федеральный государственный
образовательный стандарт: сборник нормативных материалов / - М. : Вентана-Граф, 2012. - 160 с.
25. . Офисные технологии: текстовые документы и мультимедийные презентации : Учебная программа / под ред. Т.Б. Корневой. - Томск: НОУ «Открытый молодежный университет», ОЦ «Школьный университет», 2010. - 20 с.
26. . Пидкасистый, П.И. Педагогика /П.И. Пидкасистый. - М. : изд-ие 1980. - 640 с.
27. . Пидкасистый, П.И. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы / П.И. Пидкасистый, Б.В. Горячев. - М. : изд-ие 1991. - 621 с.
28. . Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М. : изд-ие 1980. - 240 с.
29. . Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. - М. : ВЛАДОС., 2008. - 405 с.
30. . Подласый, И.П. Педагогика/ И.П. Подласый. - М. : изд-ие , 2004. - 576 с.
31. . Пользователь персонального компьютера: практические задания: методическое пособие/ В. П. Жуланова, Е. О. Казадаева, О. Л. Колпаков [и др.] - 2-е изд., стереотипное. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2004. - 77 с.
32. . Преподавание базового курса информатики в средней школе [Текст]: методическое пособие / И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина.- М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 540 с.
33. .Санжиева, Т.Б. Краткий словарь современной педагогики / Т.Б. Санжиева. - Улан-Удэ : Издательство Бурятского госуниверситета,
2001. - 104 с.
34. . Стандарты второго поколения. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения / сост. Е.С. Савинов. - М. : Просвещение, 2010 - 204 с.
35. . Стандарты второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 7-9 классы: проект [Текст] / - М. : Просвещение, 2010. - 32 с.
36. . Харламов, И.В. Педагогика Учеб. Пособие / И.В. Харламов - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Гардарики, 1999. - 519 с.
37. . Шпаргалка по педагогике (для педагогов): ответы на
экзаменационные билеты / Е.В. Беликова [и др.] - М. : Аллель, 2011. - 64 с.
38. Информатика: Учебник / Каймин В. А. - 6-е изд. - М.: НИЦ ИНФРА- М, 2015. - 285 с
39. Борисов, Р.С. Информатика (базовый курс) [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Р.С. Борисов, А.В. Лобан. - М.: Российская академия правосудия, 2014. - 302 с.
40. Начальное образование, 2014, №1 (60) январь-февраль