Введение 4
Глава 1. Теоретике - методические основы ключевых показателей эффективности 9
1.1. Основные характеристики и понятия KPI 9
1.2. Методические разработки KPI 14
1.3. Подходы, используемые при оценке эффективности деятельности
коммерческого банка 20
Глава 2. Практические основы применения KPI коммерческих банков 29
2.1 Ключевые показатели эффективности деятельности российских банков 29
2.2. Анализ по основным показателям KPI на примере российских банков 36
2.3. Анализ KPI розничного и корпоративного бизнеса ПАО «АК БАРС»
Банк 40
Глава 3. Рекомендации повышения результативности коммерческого банка по средствам ключевых показателей эффективности 45
3.1. Пути повышения показателей эффективности российских кредитных
организаций 45
3.2. Разработка карт эффективности розничного и корпоративного бизнеса на
2017 год ПАО «АК БАРС» Банк 51
3.3. На основе корреляционно-регрессионного анализа спрогнозирован KPI
коммерческих банков до 2018 года 55
Заключение 80
Список использованных источников 83
Приложения 89
Актуальность темы исследования. Современный этап развития банковской системы характеризуется некоторой стабилизацией и умеренным развитием после нескольких пережитых системных кризисов. Коммерческие банки выполняют разнообразные функции и вступают в сложные взаимоотношения между собой и другими субъектами экономики, осуществляя кредитные, расчетные, вкладные и иные операции. Вместе с тем, банковская деятельность подвержена многочисленным рискам, недооценка которых может привести к сбоям в работе и банкротству кредитных организаций, нанесению ущерба их клиентам и акционерам.
На данном этапе банки начинают все более взвешенно подходить к оценке всех рисков, в том числе к риску активных межбанковских операций, к которым относятся: межбанковское кредитование, открытие депозитных счетов в других банках, операции с ценными бумагами других банков и т.д. С другой стороны, клиенты банков, как юридические, так и физические лица, сейчас стали, более ответственно и обдуманно относится к обслуживающему банку. Все эти факторы обуславливают актуальность развития и совершенствования методик анализа эффективности финансового состояния банков.
Анализ эффективности состояния банка в современных условиях является основой принятия управленческих решений в банке и установления доверительных и взаимовыгодных отношений между банками и их клиентами.
Сегодня, когда изменилась экономическая ситуация в стране, и в первую очередь условия функционирования коммерческих банков, достижение их целей становится возможным в основном за счет изменения устойчивости банка. А поскольку финансовая деятельность является специализацией банков, роль финансового анализа в финансовой устойчивости ими трудно
переоценить. Коммерческие банки являются важнейшим звеном рыночной экономики. В процессе их деятельности опосредуется большая часть денежного оборота в государстве, происходит формирование источников капитала для расширенного воспроизводства путем перераспределения временно свободных денежных средств всех участников
воспроизводственного процесса - государства, хозяйствующих субъектов, населения. При этом коммерческие банки способствуют переливу капиталов из наименее эффективных отраслей и предприятий национальной экономики в наиболее конкурентоспособные.
Актуальность темы объясняется тем, что коммерческие банки, мобилизуя временно свободные средства на рынке кредитных ресурсов, с их помощью удовлетворяют потребность народного хозяйства в оборотных средствах, способствуют превращению денег в капитал, обеспечивают потребности населения в потребительском кредите. От их четкой и грамотной деятельности зависит как эффективность функционирования банковской системы, так и российской экономики вообще. Поэтому разработка эффективного механизма анализа их деятельности, имеющего целью выявление, на возможно более ранних стадиях проблем в деятельности коммерческого банка, жизненно необходим для финансовой и социальной стабильности нашего государства.
Однако теоретические вопросы финансового анализа в банках остаются до настоящего времени недостаточно разработанными четко не выявлены место и роли финансового анализа в управлении коммерческим банком, поэтому выбранная тема актуальна с позиций практического применения его в деятельности банков.
Степень разработанности научной проблемы. Проблемы развития ключевых показателей эффективности коммерческого банка в научной литературе достаточно исследуемый вопрос. Фундаментальные основы его сущности и функционирования исследованы такими ученными, как: Лозовский Л.Ш., Ефремова Т.Ф., Ушаков Д.Н., Прохоров А.М., Стародубцева Е.Б.
Среди зарубежных авторов, работы которых посвящены вопросам совершенствования эффективности коммерческих банков с учетом определения роли ключевых показателей эффективности, следует выделить: Райзберг Б.А., Букато В.И., Каплан Р., Нортон Д., Катькало В.С., Матлин А.М., Портер М.
Постоянно возрастающий интерес к проблемам ключевых показателей эффективности коммерческого банка, а также их недостаточная научная разработанность определили цель и задачи магистерской диссертации.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в разработке теоретико - методических основ коммерческого банка, обеспечивающих его эффективность.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1) уточнить понятие «ключевые показатели эффективности»;
2) систематизировать и дополнить методику оценки KPI;
3) разработать карты эффективности для повышения эффективности коммерческих банков по направлению бизнеса;
4) с использованием экономико-математического моделирования спрогнозирован показатели и разработаны рекомендации по повышению эффективности.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1. С использованием существующих подходов ученных экономистов уточнено понятие «ключевые показатели эффективности».
2. Для изучения эффективности коммерческого банка систематизирована методика разработки KPI на основании современных авторов и дополнены методики разработки KPI.
3. Разработаны карты эффективности розничного и корпоративного бизнеса на 2017 год ПАО «АК БАРС» Банк.
4. С использованием инструментов корреляционно -
регрессионного анализа спрогнозирован KPI коммерческих банков до 2018 года.
Объектом исследования является коммерческие банки Российской Федерации.
Предметом исследования является финансово-экономические отношения, возникающие в процессе обеспечения эффективной банковской деятельности.
Методологической основой исследования составили методы чтения финансовых отчетов, среди которых можно выделить: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Теоретической основой работы явились классические и современные научные разработки отечественных и зарубежных специалистов, исследующих проблемы анализа и оценки эффективности деятельности коммерческих банков.
Информационно-эмпирической базой исследования послужили публикуемые данные Банка России, справочные материалы (Росстат), Банка России, ресурсов сети Интернет.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы и обобщения, полученные в результате исследования, обогащают теорию ключевых показателей эффективности. Они могут быть использованы в учебном процессе в реализации программ подготовки бакалавров и магистров экономики.
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что применение новых технологий (преобразований) позволит банку расширить ассортимент услуг, увеличить круг постоянных клиентов, получать более высокий уровень прибыли, что приведет к повышению общего уровня эффективности организации и управления деятельностью банка. Что в дальнейшем благотворно скажется на развитии банковского сектора экономике страны в целом.
Структура исследования определена целью, задачами и логикой изложения работы. Работа включает в себя введение, три глав, заключение, список использованной литературы, иллюстрирована таблицами и рисунками.
Коммерческие банки - активный элемент рыночной экономики. Банки аккумулируют средства юридических и физических лиц и размещают их от своего имени на условиях платности, возвратности и срочности, а также осуществляют расчетно-кассовые, комиссионно-посреднические, трастовые операции, операции с ценными бумагами, кредитными картами, валютой, лизинг, факторинг, страхование, брокерские услуги.
Все многообразие банковской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: по виду, или назначению, формам собственности, числу собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.
Одним из наиболее известных методов оценки эффективности деятельности банка является метод KPI. Он заключается в исследовании банковского бизнеса с позиции соответствия достигнутых результатов деятельности банка его стратегическим целям и задачам. KPI позволяет провести глубокий анализ всех сторон деятельности банка с точки зрения их подчиненности стратегии развития банковского бизнеса, интересам акционеров, менеджеров и других связанных групп, а также соответствия полученных результатов, финансовых и нефинансовых, поставленным целям и задачам, имеющемуся потенциалу развития.
Особенность системы показателей эффективности KPI состоит в том, что все они ориентированы на стратегические цели и задачи банка, а также взаимосвязаны и сгруппированы по определенным признакам, и только достижение всей совокупности критериев позволит говорить об эффективности деятельности коммерческого банка.
В работе изучены теоретические основы эффективности деятельности банков. Были рассмотрены методики, влияющие на эффективность коммерческого банка. На сегодняшний день все более актуальным становится переход на более современные формы оценки эффективности не только отдельного банка, но и банковской системы в целом. Одним из инновационных подходов к оценке эффективности деятельности коммерческого банка принято считать систему показателей KPI, которая определяется банком самостоятельно в зависимости от целей и задач, поставленных перед ним. Основывается система показателей KPI на стратегической карте банка (BSC).
Были оценены KPI банковского сектора Российской Федерации, а именно основные параметры сектора: рентабельность собственного капитала, активы, ликвидность, объем прибыли/убытков по прибыльным/убыточным кредитным организациям. Также были рассмотрены показатели KPI по направлениям в разрезе системно-значимых, крупных и мелких банков.
Были спрогнозированы KPI российских коммерческих банков (ПАО «Сбербанк», ПАО «АК БАРС» Банк, Банк Казани) на ближайшую перспективу по показателям рентабельности активов, доли рынка по активам, операционные издержки и текучесть персонала. В результате анализа по трем банкам становится, очевидно, что на фоне неблагоприятной внешнеэкономической ситуации, продолжают стабильно функционировать системно-значимые банки. Идет на спад рентабельность активов крупного и мелкого банка, это означает, что банки не эффективно используют активы.
Проведенный корреляционно-регрессионный анализ, основанный на экспертных мнениях, показал, что банковский сектор будет развиваться умеренными темпами, устойчивые позиции будут занимать системно-значимые банки в банковском секторе Российской Федерации, по сравнению с крупными и малыми банками.
Понятие эффективности деятельности коммерческого банка многоаспектно, и в качестве критериев эффективности банка можно рассматривать как сами финансовые результаты его деятельности, так и результативность, а также всю совокупность показателей финансового состояния достигнутых банком с учетом их ценностной или целевой значимости. Поэтому эффективность деятельности коммерческого банка это
83 не только результаты его деятельности, но и система управления, построенная на формировании научно обоснованной стратегии деятельности банка и контроле за ее реализацией.
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая. - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2009.
2. Федеральный закон «О Центральном банке РФ (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016г. №362- ФЗ).
3. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 03.02.1996 № 17-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28.04.2009г. №73- ФЗ).
4. Федеральный закон «О кредитных историях» от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ.
5. Абрамова М. А. Финансы, денежное обращение и кредит / Абрамова М. А. - М.: Дело, 2011.
6. Абдикеев Н.М. Проектирование интеллектуальных систем в
экономике. М.: Экзамен, 2014. — 526 с.
7. Алленых М.А. Банковская система как институт рыночной
экономики // Банковские услуги. — 2016. № 8. — С. 5-6.
8. Балабанов И.Т. Банки и банковское дело - Спб: Питер, 2011.- 654 с.
9. Банковское дело / Под ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. — М.: Финансы и статистика, 2010. — 460 с.
10. Батракова Л.Г. Экономический анализ деятельности коммерческого банка.изд. 2-е, перераб. и доп.: Учебник для вузов. - М.: Логос, 2011. - 368 с.
11. Белоглазова Г.Н., Л.П. Кроливецкая. Банковское дело: учебник. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 592 с.
12. Букато В.И. Банки и банковские операции в России - М: Финансы и статистика. - 2015. - 586 с.
13. Варламов Т.П. Деньги, кредит, банки - М: Экзамен, 2011. - 365 с.
14. Вешкин Ю.Г., Авагян Г.П. Экономический анализ деятельности коммерческого банка: учебное пособие. - М.: Магистр, 2012. - 350 с.
15. Вишняков И.В. Система методов оценки коммерческих банков на базе обязательных нормативов Центрального банка РФ // Экономическая наука современной России. 2011. - № 2. С. 57-73
16. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Финансы и кредит» / Е.П. Жарковская. - 6¬е изд.; испр. - М.: Омега-Л, 2013. - 476с.
17. Жуков Е.Ф. Банки и небанковские кредитные организации и их операции: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, 2010. - 528с.
18. Иванова В.В. Деньги, кредит, банки - М: Проспект, 2012.- 621с.
19. Караваева И. В. Банковское дело.- М.: Юристъ, 2012.- 476с.
20. Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка - М: Юристь, 2014.- 765 с.
21. Лаврушин О.И. Банковское дело: современная система
кредитования: учебное пособие. - М. : КНОРУС, 2010. - 264 с.
22. Молчанов А.В. Коммерческий банк в современной России - М: Финансы и статистика, 2011.- 521с.
23. Суржко А. В. О развитии банковской системы России // Финансы и кредит, № 4, 2010. - 29с.
24. Тавасиев А. М. Банковское дело: Учебное пособие для студентов вузов/ А. М. Тавасиев, Москвин В.А., Эриашвили Н.Д. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2009. - 287с.
25. Шеремет А.Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2011. - 367 с.
26. Щербакова Г.В. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам) - М.: Вершина, 2010. - 464с.
27. Каплан Р., Нортон Д. Награда за блестящую реализацию стратегии. Связь стратегии и операционной деятельности - гарантия конкурентного преимущества. М.: Олимп-Бизнес, 2011.
28. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издательский дом С.-Петербургского гос. ун-та, 2009.
29. Клочков А.К. KPI и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. М.: Эксмо, 2010.
30. Матлин А.М. Проблемы формирования ресурсной базы коммерческих банков // Управление в кредитной организации. 2011. N 5. С. 42 - 54.
31. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2011.
32. Тысячникова Н.А. Задачи внутреннего контроля в сфере стратегического планирования // Внутренний контроль в кредитной организации. 2010. N4.
33. Тысячникова Н.А. Оценка и контроль внутреннего финансового результата // Внутренний контроль в кредитной организации. 2012. N 3.
34. Тысячникова Н.А. Роль внутреннего аудита в системе стратегического развития кредитной организации // Внутренний контроль в кредитной организации. 2011. N 3.
35. Тысячникова Н.А. Стратегия развития банков: формальность или объективная необходимость // Банковское дело. 2013. N 9.
36. Тысячникова Н.А., Юденков Ю.Н. Стратегическое планирование в коммерческих банках: концепция, организация, методология. М.: КноРус; ЦИПСиР, 2013.
37. Тысячниковой Н.А. Стратегический риск: особенности
управления и возможности минимизации//Риск-менеджмент в кредитной организации. 2012. N 3).
38. Тютюнник А.В., Машонская К.И. Система сбалансированных показателей в банке - миф или необходимость? // Управление в кредитной организации. 2009. N 3.
39. Юденков Ю.Н. Внутренние риски корпоративного управления в кредитных организациях // Бухгалтерия и банки. 2007. N N 10 - 11 (октябрь - ноябрь).
40. Юденков Ю.Н. Интернет-технологии в банковском бизнесе: перспективы и риски. Учебно-практическое пособие. М.: КНОРУС, 2010.
41. Юденков Ю.Н. Контроль реализации внутрибанковских проектов // Внутренний контроль в кредитной организации. 2010. N 4.
42. Рейтинг банков http://analizbankov.ru/
43. https://www.cbr.ru/
44. Банковское дело. Учебник под ред. О.И. Лаврушина. М.: Кнорус. 2014.
45. Банковское дело: Учебник/Под ред. д-ра экон. наук проф. Г.Г. Коробковой.- М.: Экономистъ, 2015.
46. Банковское дело: учебное пособие для подготовки к
государственному экзамену / С.Е. Дубова, Н.В. Степанова, А.С. Кутузова,
О.В. Горюкова. Иван. Гос. Хим.-технол. Ун-т. — Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2014.
47. Банковское дело: Учебник. Под ред. О.И. Лаврушина. — М.: Финансы и. статистика, 2012.
48. Батракова Л.Г.Экономический анализ деятельности
коммерческого банка: Учебник для вузов - М.: Логос, 2015.
49. .Виноградова Т.Н. Банковские операции: Учеб.пос../ Виноградова Т.Н. - РнД.: «Феникс», 2013.
50. Горелая Н.В. Основы банковского дела: учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2014.
51. Маршал Джон Ф., Бансал Викул К.. Финансовая инженерия: полное руководство по финансовым нововведениям. - М: ИНФРА-М, 2014.
52. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник/под ред. Л.Н. Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2008.
53. Миловидов В.Д. Современное банковское дело. Опыт США. - М.: Приор, 2013. - с. 180.
54. Миллер Р.Л. Современные деньги и банковское дело. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 856 с.
55. Пашенцев Д.А. Банковское право: Учебное пособие - М.: ЮРКОМПАНИ, 2015.
56. Печникова А.В. Банковские операции. - М., 2015.
57. Перекрестова Л.В. Финансы и кредит: Учеб.пос. / Перекрестова Л.В. - М.: изд. центр«Академия», 2014.
58. Пещанская И.В. Краткосрочный кредит: теорияи практика / Пещанская И.В. - М.: изд-во «Экзамен»,2013.
59. Плотников В.А. Современное понимание потребительского поведения // Предпринимательство и реформы в России: Сб. науч. тр. - СПб.: ОЦЭиМ, 2002. - С. 101-102.
60. Романова Т.К. Кредитный рынок как факторрегионального развития / Романова Т.К. // Деньги и кредит - 2014 - №1.
61. Романовский М.В Финансы и кредит: Учебник/Романовский М.В.- М.: Юрайт -Издат, 2013.
62. Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращениеи кредит: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп./Сенчагов В.К.-М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2013.
63. Соколова О.В. Банки, финансы, кредит: Учеб./Соколова О.В. - М.:Юристъ,2012.
64. Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. - М.: ИПЦ Вазар-Ферро 2015.
65. Шмонин А.В.Банковские технологии и преступность: монография- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
66. Шустов А.А. Инновационная деятельность в банковской сфере. Электронные инновации // Молодой ученый. — 2013. — №9. — С. 269-275.
67. Ахмадуллина А.А. Ключевые показатели эффективности деятельности российских банков. Сборник научных трудов. Выпуск №18. Журнал «Высшая школа», 2016.
68. Ахмадуллина А.А. Пути повышения показателей эффективности российских кредитных организаций. Сборник научных трудов. Выпуск №18. Журнал «Высшая школа», 2016.
69. Хорошев С.С. Реакция на кризис / ХорошевС.С. // Банковское дело. - 2013 - №10.
70. Яни П.С. Незаконное получение кредита / ЯниП.С. // «Законодательство». - 2012. - №5.
71. Электронные ресурсы.
72. Денежное обращение и кредит 2015 г. -
Режимдоступа: http: //www.cbr.ru/analytics/fin_r/fin_mark_2015 .pdf/дата обращения 14.08.2016).
73. Обзор финансового рынка. Годовой обзор за 2015 год - Режим
доступа: http: //www.cbr.ru/analytics/fin_r/fin_mark_2015 ^Ддата обращения
04.09.2016).