Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации системы управления социально-экономическим развитием города
1.1. Понятие, сущность города (муниципалитета) и его место в экономике региона 7
1.2. Содержание муниципальной системы управления социально-экономическим развитием 17
1.3. Международный опыт организации системы управления
социально-экономическим развитием города 23
Глава 2. Анализ системы управления социально-экономическим развития г. Казань
2.1. Анализ социально-экономического положения г. Казань и его место в экономике Республики Татарстан 33
2.2. Организация системы управления социально-экономическим развитием г. Казань 50
2.3. Нормативно-правовые основы организации системы управления социально-экономическим развитием на муниципальном уровне 65
Глава 3. Основные направления совершенствования организации системы управления социально-экономическим развитием на муниципальном уровне
3.1. Методологические рекомендации по совершенствованию
управления социально-экономическим развитием города 72
3.2. Рекомендации совершенствования системы управления социально-экономическим развитием города 80
Заключение 84
Библиографический список 86
Сегодня город стал основным местом обитания людей. 50,5 % населения планеты живет в городах, а в России в городах и поселках городского типа проживает примерно 74 процентов населения страны. Город относится к сложным слабоструктурированным социально-экономическим системам с большим количеством непосредственных и обратных взаимосвязей, обладающих нелинейным характером. Поведение такой системы сложно прогнозируемо и не всегда согласуется с нашим жизненным навыком и интуицией.
Экономический рост - это важнейшая макроэкономическая категория, являющаяся показателем не только абсолютного увеличения объемов общественного производства, но и способности экономической системы удовлетворять потребности, повышать качество жизни. Именно поэтому экономический рост включается в число основных целей общества наряду с экономической свободой, экономической эффективностью и т.д.
Экономический рост занимает центральное место в экономике любой страны. Это связано с тем, что экономический рост определяет уровень экономического развития страны, степень удовлетворения потребностей и уровень жизни, так же экономический рост определяет место страны среди других стран мира, ее конкурентоспособность, возможности влияния на мировое экономическое и политическое развитие.
Крупные города выступают центрами развития регионов, влияя на их сбалансированное развитие, которое рассматривается как один из факторов поступательного экономического роста страны. Проявляется устойчивая закономерность современного этапа постиндустриального развития- формируются требования к качеству и разнообразию услуг общественного сектора экономики со стороны многочисленных потребителей.
Тема данной исследовательской работы актуальна, т.к. города находятся в постоянном развитии. Устойчивое развитие города - это развитие, которое соответствует потребностям настоящего без ущерба будущим поколениям.
Концепция устойчивого развития зиждется на трех принципах:
1) Обеспечение сбалансированности экономики и экологии, т.е. достижение такой степени развития, когда люди в производственной или иной экономической деятельности перестают разрушать среду обитания.
2) Обеспечение сбалансированности экономической и социальной сфер, что означает максимальное использование в интересах населения тех ресурсов, которые дает экономическое развитие.
3) Решение задач, связанных с развитием, не только в интересах ныне живущих, но и будущих поколений, имеющих равные права на ресурсы.
Цель выпускной квалификационной работы содержится в обобщении теоретических основ по организации управления социально-экономическим развитием города и разработке рекомендаций по совершенствованию организации управления на уровне города.
В соответствии с поставленной целью в работе сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие «город», его виды и типы;
- рассмотреть механизмы и методы организации системы управления социально-экономическим развитием города в России и за рубежом;
-проанализировать существующую систему управления социально-экономическим развитием города, на примере г.Казань;
- дать характеристику существующей нормативно-правовой базы по управлению социально-экономическим развитием города и наметить основные направления по ее совершенствованию;
- разработать методические рекомендации по повышению эффективности организации управления социально-экономическим развитием города.
Объектом исследования является город Казань и система управления его социально-экономическим развитием.
Предмет исследования - организация процесса управления социально - экономическим развитием современного города.
Степень разработанности проблемы.
Общетеоретические вопросы развития города в западной экономической науке рассматриваются в работах экономистов А. Вебера, А. Леша, Ле Корбюзье, Дж. Фридмана, А. О'Салливана и др., положивших начало научному направлению «Urbaneconomics». В советской науке основоположником теории городского развития является Л.А. Велихов, отдельные задачи и аспекты развития города рассмотрены в трудах Н.Т. Агафонова, Н.А. Аитова, Н.И. Блажко, М.В. Борщевского, С. В. Григорьева, А.В. Грузинова, А.Э. Гутнова, Г.М. Лаппо, В.В. Финагина и др.
В современной науке значительный вклад в формирование критериев для выделения городов внесли ученые Н.И. Горин, В.Н. Лексин, В.В. Любовный, А.А. Нещадин, А.Н. Швецов, и др. Разработкой стратегии развития подобных городов занимаются Е.Е. Горяченко, М.Н. Пушкарев, и др.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обосновывается актуальность, рассматривается степень изученности данной темы, устанавливается цель, задачи, определяется предмет и объект исследования.
В первой теоретико-методологическом главе рассматриваются теоретические основы темы, а именно дается определение понятия «город», «развитие города», изучается понятие и виды города.
Вторая глава содержит анализ системы управления социально-экономическим развитием. В этом же разделе изучаются роль нормативно-правовой базы.
В третьей главе даются рекомендации по совершенствованию управления социально-экономическим развитием города.
Заключение содержит итоговые выводы по исследованию в соответствии с поставленными во введении задачами.
В заключение данной дипломной работы можно сделать вывод, что города играют ключевую роль в экономике, именно на их территории в большинстве своем сосредоточены финансовые и товарные рынки, здесь формируются решения, определяющие весь ход экономической жизни. Экономически активная территория города является своеобразным посредником между потребителями, производителями и органами государственного регулирования.
Социально-экономическое развитие города - это центральная функция органов власти города, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных изменений. Выход из этого состояния может оказаться весьма болезненным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издержками, если администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые.
Город является элементом самых различных территориальных систем. Это во многом определяет трудности управления городом, связанные с его сущностью как сложной системы, функционирующей в территориальных социально- экономических системах более высокого порядка. При управлении городом необходимо учитывать соотношение его саморазвития и внешних воздействий.
Делая выводы, можно сказать, что в Казани сохраняется в целом благоприятная социально-экономическая обстановка. Демографическая ситуация в Казани придерживается высокого уровня рождаемости. Возможно это связано с тем, что проводится политика государства и социальная программа «Материнский капитал». Также сохраняется открытость экономики для западных стран. Кроме того, уровень жизни в Казани выше, чем по России в целом, среднемесячная заработная плата за 2016 г. на 22% выше чем по России. Наша столица по-прежнему остается инвестиционно-привлекательным регионом, особенно в преддверии чемпионата мира по футболу в 2017 г.
Управление социально-экономическим развитием Казани осуществляется на трех уровнях. На каждом из уровней существует определенный объем полномочий и функций. В результате согласования трех уровней управления формируются взаимосвязанные нормативные базы, регулирующие управление социально-экономическим развитием г. Казани.
Таким образом, в данной дипломной работе была анализирована система управления социально-экономическим развитием города.. Решены поставленные задачи и предложены рекомендации по повышению эффективности организации управления социально-экономическим развитием города.
1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
2. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», Законом Республики Татарстан от 16.03.2015 N 12-ЗРТ «О стратегическом планировании в Республике Татарстан»
3. Федеральный закон Республики Татарстан от 17.06.2015 N 40 -ЗРТ «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан до 2030 года»
4. Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ
6. Федеральный Закон РФ от 23 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» N 115-ФЗ
7. Решение Казанской городской Думы от 24.10.2011 N 2-8 «О Программе социально-экономического развития муниципального образования г. Казани на 2011 - 2015 годы»
8. Решение Казанской городской Думы от 04.03.2015 г. N 30-41 «О внесении изменений в Устав муниципального образования города Казани»
9. Решение городской казанской думы Республики Татарстан от 28.12.2007 г. № 23-26.» О генеральном плане муниципального образования города Казани».
10. Решение Казанской городской Думы от 29.11.2013 г. № 4-27 «О прогнозном плане (программе) приватизации муниципальной собственности г. Казани на 2014-2016 г.»
11. Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 4 октября 2016 года № 3950
12. Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 30.06.2009 N 5243 «Об утверждении Положения о порядке оценки соответствия качества фактически предоставляемых муниципальных услуг стандартам, в том числе в рамках сбора соответствующей информации от получателей муниципальных услуг»
13. Постановление Исполнительного комитета от 20.03.2013 № 2912 «Об утверждении программы развития МУП «Метротранс» на 2013-2017 г.»
14. Постановление от 16.05.2014 г. № 2631 «О муниципальной
программе по укреплению гражданского согласия в г. Казани на 2014-2018 г.»
15. Постановление от 24.06.2014 г. № 3537 «О Муниципальной
программе «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании городе Казани на 2014-2016 г.».
16. Постановление Мэра г.Казани от 29.12.2014 №332 «О мерах по реализации антикоррупционной политики в г.Казани»
17. Постановление Исполнительного комитета г.Казани от 04.04.2017 №986 «О внесении изменений в постановление Исполнительного комитета г.Казани от 21.02.2011 №738»
18. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
19. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 07.05.1998 г. № 73-ФЗ.
20. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ
21. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31
июля 1998 г. № 146-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс». Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ.
22. Акмаева Р.И. Стратегическое планирование и стратегический менеджмент: учеб. пособие. М.: ФиС, 2006. 208 с.
23. Актуальные вопросы развития местного самоуправления в россии и за рубежом : сб. ст. / под ред. а. в. Мадьяровой, Э. Марквардта, н. М. Миронова и л. в. Шапиро. М., 2009. с. 107.
24. Алисов А.Н., Гапоненко А.Л., Мельков С.Б., Николаев В.А. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города - М.: 2002. 20 с.
25. Барабашев Г.В. Местное самоуправление во Франции. М., 2006. С. 6-7.
26. Большаков А.Г. Становление института местного самоуправления как составная часть реформы российской государственности (на примере Республики Татарстан) // Власть и общество в постсоветской России: новые практики и институты. / Отв. ред. М.Н. Афанасьев. Серия Новая перспектива, выпуск XII . М., 2012. 146-166.
27. Большой юридический словарь. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. М.: Инфра-М, 2003
28. Былов В.Г. Экономические аспекты региональной политики в странах Европы: опыт для России. М., 1996. С. 19-20.
29. Воронин А.Г., Лапин В.А., Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством.- М., 1997. 154 с.
30. Грищенко С. В.Статистический анализ уровня социально-экономического развития муниципальных районов // Экономический анализ: теория и практика. - 2012. - № 22. - С. 15-22.
31. Дж Бэйтер, Б.С. Жихаревич, Н.А. Лебедева Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта / СПб., 2004. С. 16,18,24
32. Н.Ф. Глазовский Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровни. Зарубежный опыт и проблемы России. М., 2002. С. 91-92.
33. Круглова Н.Ю. Стратегический менеджмент: учебник для вузов / Н.Ю. Круглова, М.И.
34. Ресин В.И. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход) / В.И. Ресин, Ю.С. Попков. М. : УРСС, 2000. - 328 с.
35. Смит Т. Опросы и консультации в управлении городом // Муниципальная власть. 2005. № 2. С. 138.
36. Сульдина Г.А. Реализация государственного управления социально-экономическим развитием регионана основе сравнительного анализа: методический подход.// «Актуальные проблемы экономики и права». 2012. №
3. С.151-157.
37. Супян В.Б. Американская экономика: новые реальности и приоритеты XXI века. М., 2001. С. 138
38. Бернардинер Б.М. Социально-политическая философия Жан-Жака Руссо. URL: http: //works. doklad.ru/view/4ou8GWFG-Fo/3. html
39. Валерий Кафидов. Современные методологические подходы к стратегическому управлению и развитию городов различных типов.
URL:http: //bookz.ru/authors/valerii-kafidov/
40. Гладышев, А.Г. Управление социальным развитием города
URL: http: // www. rt-online. ru, свободный.
41. Молчанов И.Н., Молчанова Н.П. Методологический подход к разработке концепций территориального социально-экономического развития// Муниципальная экономика и управление [Электронный журнал]. 2012. №1(2).
URL: http://municipal.uapa.ru/ru-ru/issue/2012/01/01
42. Официальный сайт: http://www.bibliofond.ru/
43. http://cyberleninka.ru
44. Официальный сайт:http://megalektsii.ru/s67092t3.html
45. Официальный сайт: http://tatstat.gks.ru/
46. Официальный сайт:https://admtyumen.ru/files/upload.pdf