Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «культура»,
«поведение», «культура поведения» 8
1.2. Особенности процесса формирования культуры поведения у младших школьников 14
1.3. Формы и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста 25
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования культуры поведения у младших школьников
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Исследование уровня развития культуры поведения у детей младшего
школьного возраста (констатирующий эксперимент) 43
2.3. Реализация программы формирования культуры поведения у детей
младшего школьного возраста (формирующий эксперимент) 58
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 65
Выводы по 2 главе 102
Заключение 104
Список литературы 107
Приложение
Актуальность исследования. Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения.
Снижение культуры поведения в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общения, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения — всё это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения детей сегодня является важной педагогической задачей.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, культуру поведения и общения. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, некультурности, агрессивности. Как известно, фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом. Поэтому актуальность проблемы формирования культуры поведения младших школьников выдвигается сегодня обществом на первый план.
Особую роль в формировании культуры поведения играет школа, которая входит в состав микросреды общества с присущим ей образом жизни и уровнем культуры. Ошибки обучения и воспитания существенно влияют на уровень культуры поведения младшего школьника. Следовательно, педагогам необходимо проводить целенаправленную работу по формированию культурно-нравственного уровня подрастающего поколения.
В научно-педагогической литературе (А.И. Шемшурина [34], Е.О. Галицких [15], В.А. Крутецкий [22] и др.) неоднократно отмечалось усложнение задач культурно-нравственного становления и развития школьников в связи с изменением социальной среды. Возрастающий объем информации, коренные изменения, произошедшие в последние годы в системе образования, связанные с усилением внимания к личности обучающегося как основной социальной ценности, социальные, экономические и другие проблемы современного общества оказывают существенное влияние на личностное развитие и поведение подрастающего поколения.
Вопросы культурно-нравственного воспитания школьников нашли свое отражение в исследованиях последних десятилетий Л.Н. Бересневой [4], Бушелевой [10], Н.И. Дереклеевой [19], С.В. Петериной [28], Н.Е. Щурковой [36] и другие.
Итак, именно перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Именно на школу ложится главный и сегодня чрезвычайно сложный труд — подготовить воспитанников к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки, сделать всё возможное, чтобы выпускники нашли себя в тех обстоятельствах существования, которое предлагает им наше время.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью получения учащимися целостного представления о культуре поведения и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования культуры поведения у младших школьников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование культуры поведения у младших школьников.
Объект: процесс формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
Предмет: содержание, формы и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования культуры поведения у младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики культуры поведения;
- учитывать возрастные особенности формирования культуры поведения у младших школьников;
- организовать комплекс формирующих мероприятий на основе специальной программы «Учимся быть культурными».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «поведение», «культура», «культура поведения».
2) Определить возрастные особенности формирования культуры поведения у младших школьников.
3) Разработать и апробировать программу формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста «Учимся быть культурными».
4) В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования культуры поведения у младших школьников.
Методологическую основу данного исследования составили: исследования и концептуальные подходы к изучению проблем культурно-нравственного воспитания школьников (Е.О. Галицких, А.С. Макаренко, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, М.Г. Яновская); психолого-педагогические исследования школьного возраста и его особенностей (Л.И. Божович, А.В. Мудрик, В.А. Сахаров, В.А. Сухомлинский); исследование базировалось на положениях о специфике педагогических технологий начального обучения (Н.А. Виноградова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, обобщение, сравнение;
- эмпирические: анкетирование, опросные методики.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала гимназия №40 г. Казани. В эксперименте приняли участие 47 детей младшего школьного возраста, из которых 22 школьника 2В класса участники экспериментальной группы и 25 учащихся 2Б класса представители контрольной группы.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования у них культуры поведения.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробировании содержания занятий программы «Учимся быть культурными» с младшими школьниками, содействующих более эффективному формированию культуры поведения.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что разработанная программа «Учимся быть культурными» может использоваться педагогами-психологами и социальными педагогами в практике образовательных учреждений начального образования.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет нам говорить о том, что проблема формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста является актуальной и значимой. В ходе теоретического и практического осмысления проблемы, мы пришли к следующим выводам:
1) В нашей работе мы придерживаемся определения С.В. Петериной, где культура поведения — это «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности».
2) В содержании культуры поведения можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки.
3) Также мы раскрыли особенности формирования культуры поведения у младших школьников:
а) необходимость формирования культурно-гигиенических навыков (соблюдение режима дня, опрятность в одежде, выполнение правил личной гигиены).
б) важность культуры общения (формирование у учащихся вежливого и деликатного обращения со взрослыми и сверстниками, объяснение необходимости оказывать помощь ближнему, развитие у школьников таких качеств, как выдержанность, скромность и общительность).
в) соблюдение школьниками культуры деятельности (развитие самостоятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе).
4) Мы рассмотрели основные методы формирования культуры поведения, используемые в работе с начальными классами: методы формирования сознания личности (убеждение, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (упражнение, поручение); методы стимулирования поведения деятельности (поощрение и наказание), а также такой метод, как игра (сюжетно-ролевая, двигательная, дидактическая) и форму, такую как классный час.
5) На констатирующем этапе было замечено, что уровень культуры поведения у младших школьников не соответствует столь высокому уровню.
6) Для повышения культуры поведения у младших школьников была разработана и реализована комплексная программа «Учимся быть культурными». Программа реализовывалась по 3 направлениям: культурно- гигиенические навыки, культура деятельности, культура общения.
7) На контрольном этапе мы экспериментально проверили эффективность программы «Учимся быть культурными». Так, гипотеза подтвердилась на уровне p<0.01 по: программе наблюдения за культурой поведения ребенка А.М. Щетининой, методике «Твой вежливый словарь» и тесту «Оценка за вежливость, деликатность, предупредительность и скромность». Также гипотеза подтвердилась, но на более низком уровне (p<0.05) по: анкетированию сформированности культурно-гигиенических навыков с детьми младших классов и карте проявлений самостоятельности. Но гипотеза не подтвердилась по анкетированию сформированности культурно-гигиенических навыков с родителями младших школьников, при этом в отдельно взятых шкалах произошёл сдвиг в экспериментальной группе (шкала «Умывание» на уровне p<0.05, шкала «Одевание» на уровне p<0.01), но при сравнении с контрольной группой после эксперимента влияние именно нашей программы по формированию культуры поведения у младших школьников не подтвердилось. В этой же методике другие две шкалы (шкала «Приём пищи», шкала «Сон») не выявили подвижек в экспериментальной группе. Также подводя итог по наблюдению по методике обследования детей для определения навыков культуры общения Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной особых изменений не произошло, уровень также и остался в средних и высоких значениях.
1) Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач.школа. — 2005. — №11. — С. 68-71.
2) Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика. — 2005. — №2. — С. 67-68.
3) Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога) / В.С. Безрукова. — Екатеринбург: Издательство Дома учителя, 2000. — 937 с.
4) Береснева Л.Н. Основы нравственного воспитания детей и юношества в русской педагогической журналистике второй половины XIX нач XX вв: дис. канд. пед. наук / Л.Н. Береснева. — Киров: ВятГГУ, 2005. — 273 с.
5) Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. — 528 с.
6) Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. — М.: Просвещение, 2000. — 464 с.
7) Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (вопросы теории) / Н.И. Болдырев. — М.: Педагогика, 2000. — 224 с.
8) Брунер Дж. Культура образования / Дж. Брунер; пер. Л.В. Трубицыной, А.В. Соловьева. — М.: Просвещение, 2006. — 213 с.
9) Буре Р.С., Островская А.Ф. Воспитатель и дети / Р.С. Буре, А.Ф. Островская. — М.: Просвещение, 2006. — 143 с.
10) Бушелева Б.В. О культуре поведения. //Диалоги о воспитании: Книга для родителей. Под редакцией В.Н. Столетова; Сост. О.Г Свердлова. 3-е изд. Доп. — М.: Педагогика, 1985. — 228 с.
11) Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. — 576 с.
12) Величко О.Ю. Методы и формы стимулирования нравственных проявлений младших школьников в процессе этического воспитания / О.Ю. Величко // Этическое воспитание. — 2007. — N 3. — С. 54-57.
13) Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. — М.: НМЦ СПО, 1999. — 538 с.
14) Власова С.В. Духовно-нравственная культура младшего школьника: анализ состояния: методические рекомендации для педагогов / С.В. Власова. — Самара: СГПУ, 2009. — 242 с.
15) Галицких Е.О. От сердца к сердцу: мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: методич. пособие / Е.О. Галицких. — СПб.: Паритет, 2003. — 160 с.
16) Громова Т.В. Младший школьный возраст: системный эффект нравственного воспитания / Т.В. Громова // Воспитание и доп. образование. — 2010. — N 1. — С. 22-26.
17) Данилюк А. Я. Духовно-нравственное воспитание российских школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика. — 2009. — N 4. — С. 55-64.
18) Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А.Я. Данилюк // Педагогика. — 2008. — N 9. — С. 88-93.
19) Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1-4 классы / Н.И. Дереклеева. — М.: ВАКО, 2005. — 256 с.
20) Ильин Е.Н. Искусство общения / Е.Н. Ильин. — М.: Педагогика, 1982. — 112 с.
21) Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. 176 с.
22) Крутецкий В.А. Психология: учебник для учащихся пед. училищ / В.А. Крутецкий. — М.: Просвещение, 1989. — 352 с.
23) Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников / И.Н. Курочкина. — М.: Владос, 2003. — 224 с.
24) Купина Н.А., Богуславская Н.Е. Веселый этикет. Нравственное воспитание, развитие коммуникативных способностей ребенка, сюжетно-ролевые игры / Н.А. Купина, Н.Е. Богуславская. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2002. — 155 с.
25) Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека / В.С. Леднев // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2002.— №6. — С. 3-6.
26) Лещенко Н.В. Особенности нравственного развития младших школьников / Н.В. Лещенко // Интеграция образования. — 2007. — N 3 / 4.— С. 119-122.
27) Мартьянова А.И. Нравственное воспитание: содержание и формы / А.И. Мартьянова // Начальная школа. — 2007. — N 7. — С. 21-29.
28) Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 1986. — 96 с.
29) Петрова В.И. Азбука нравственного образования. 2 класс / В.И. Петрова, И.С. Хомякова, Т.Д. Стульник // Воспитание школьников. — 2007.— N 1. — С. 40-43.
30) Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский.
— М.: Академия, 2002. - 144 с.
31) Соколова В.В. Культура речи и культура общения / В.В. Соколова.
— М.: Просвещение, 1995. — 192 с.
32) Хорунженко К.М. Культурология: Энциклопедический словарь / К.М. Хорунженко. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1997. — 640 с.
33) Шемшурина А. И. Нравственное воспитание школьников / А. И. Шемшурина // Этическое воспитание. — 2008. — N 5. — С. 5-40.
34) Шемшурина А.И. Основы этической культуры. Книга для учителя / А.И. Шемшурина. — М.: Просвещение, 1998. — 204 с.
35) Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.
36) Щуркова Н.Е. Этика школьной жизни / Н.Е. Щуркова. — М.: Педагогическое общество России, 2000. — 192 с.
37) Яновская М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного
воспитания: книга для учителя / М.Г. Яновская. — М.: Просвещение, 1995.— 371 с.
38) Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова.
— 2-е изд., перераб. — М.: издат. дом «Большая Российская
энциклопедия», 2002. — 1457 с.
39) Культурология. XX век. Энциклопедия. Т.1 / гл. ред. и сост. С.Я. Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 447 с.
40) Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
41) Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. — М.: Советская энциклопедия, 1983. — 840 с.