ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «культура»,
«поведение», «культура поведения» 8
1.2. Особенности процесса формирования культуры поведения у младших школьников 14
1.3. Формы и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста 25
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования культуры поведения у младших школьников
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Исследование уровня развития культуры поведения у детей младшего
школьного возраста (констатирующий эксперимент) 43
2.3. Реализация программы формирования культуры поведения у детей
младшего школьного возраста (формирующий эксперимент) 58
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 65
Выводы по 2 главе 102
Заключение 104
Список литературы 107
Приложение
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста
1.1. Сущностно-содержательная характеристика понятий «культура»,
«поведение», «культура поведения» 8
1.2. Особенности процесса формирования культуры поведения у младших школьников 14
1.3. Формы и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста 25
Выводы по 1 главе 35
Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности форм и методов формирования культуры поведения у младших школьников
2.1. Организация и методики исследования 37
2.2. Исследование уровня развития культуры поведения у детей младшего
школьного возраста (констатирующий эксперимент) 43
2.3. Реализация программы формирования культуры поведения у детей
младшего школьного возраста (формирующий эксперимент) 58
2.4. Результаты проверки эффективности экспериментальной работы 65
Выводы по 2 главе 102
Заключение 104
Список литературы 107
Приложение
Актуальность исследования. Проблема формирования культуры поведения подрастающего поколения является одной из главных на современном этапе развития человечества. Снижение культурно-нравственного уровня общества в целом ведет к необходимости создания новых подходов и путей формирования культуры поведения личности, особенно в контексте общечеловеческих ценностей и норм поведения.
Снижение культуры поведения в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общения, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения — всё это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения детей сегодня является важной педагогической задачей.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, культуру поведения и общения. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, некультурности, агрессивности. Как известно, фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом. Поэтому актуальность проблемы формирования культуры поведения младших школьников выдвигается сегодня обществом на первый план.
Особую роль в формировании культуры поведения играет школа, которая входит в состав микросреды общества с присущим ей образом жизни и уровнем культуры. Ошибки обучения и воспитания существенно влияют на уровень культуры поведения младшего школьника. Следовательно, педагогам необходимо проводить целенаправленную работу по формированию культурно-нравственного уровня подрастающего поколения.
В научно-педагогической литературе (А.И. Шемшурина [34], Е.О. Галицких [15], В.А. Крутецкий [22] и др.) неоднократно отмечалось усложнение задач культурно-нравственного становления и развития школьников в связи с изменением социальной среды. Возрастающий объем информации, коренные изменения, произошедшие в последние годы в системе образования, связанные с усилением внимания к личности обучающегося как основной социальной ценности, социальные, экономические и другие проблемы современного общества оказывают существенное влияние на личностное развитие и поведение подрастающего поколения.
Вопросы культурно-нравственного воспитания школьников нашли свое отражение в исследованиях последних десятилетий Л.Н. Бересневой [4], Бушелевой [10], Н.И. Дереклеевой [19], С.В. Петериной [28], Н.Е. Щурковой [36] и другие.
Итак, именно перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Именно на школу ложится главный и сегодня чрезвычайно сложный труд — подготовить воспитанников к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки, сделать всё возможное, чтобы выпускники нашли себя в тех обстоятельствах существования, которое предлагает им наше время.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью получения учащимися целостного представления о культуре поведения и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования культуры поведения у младших школьников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование культуры поведения у младших школьников.
Объект: процесс формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
Предмет: содержание, формы и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования культуры поведения у младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики культуры поведения;
- учитывать возрастные особенности формирования культуры поведения у младших школьников;
- организовать комплекс формирующих мероприятий на основе специальной программы «Учимся быть культурными».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «поведение», «культура», «культура поведения».
2) Определить возрастные особенности формирования культуры поведения у младших школьников.
3) Разработать и апробировать программу формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста «Учимся быть культурными».
4) В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования культуры поведения у младших школьников.
Методологическую основу данного исследования составили: исследования и концептуальные подходы к изучению проблем культурно-нравственного воспитания школьников (Е.О. Галицких, А.С. Макаренко, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, М.Г. Яновская); психолого-педагогические исследования школьного возраста и его особенностей (Л.И. Божович, А.В. Мудрик, В.А. Сахаров, В.А. Сухомлинский); исследование базировалось на положениях о специфике педагогических технологий начального обучения (Н.А. Виноградова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, обобщение, сравнение;
- эмпирические: анкетирование, опросные методики.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала гимназия №40 г. Казани. В эксперименте приняли участие 47 детей младшего школьного возраста, из которых 22 школьника 2В класса участники экспериментальной группы и 25 учащихся 2Б класса представители контрольной группы.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования у них культуры поведения.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробировании содержания занятий программы «Учимся быть культурными» с младшими школьниками, содействующих более эффективному формированию культуры поведения.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что разработанная программа «Учимся быть культурными» может использоваться педагогами-психологами и социальными педагогами в практике образовательных учреждений начального образования.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Снижение культуры поведения в нашей стране, тенденция к распространению жаргона и просторечия во всех сферах общения, употребление вульгаризмов, нецензурных выражений, рост эмоционального общения — всё это свидетельствует о том, что повышение культуры поведения детей сегодня является важной педагогической задачей.
Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность, культуру поведения и общения. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, некультурности, агрессивности. Как известно, фундамент культуры поведения закладывается в младшем школьном возрасте, что определяет дальнейшее гармоничное развитие личности и общества в целом. Поэтому актуальность проблемы формирования культуры поведения младших школьников выдвигается сегодня обществом на первый план.
Особую роль в формировании культуры поведения играет школа, которая входит в состав микросреды общества с присущим ей образом жизни и уровнем культуры. Ошибки обучения и воспитания существенно влияют на уровень культуры поведения младшего школьника. Следовательно, педагогам необходимо проводить целенаправленную работу по формированию культурно-нравственного уровня подрастающего поколения.
В научно-педагогической литературе (А.И. Шемшурина [34], Е.О. Галицких [15], В.А. Крутецкий [22] и др.) неоднократно отмечалось усложнение задач культурно-нравственного становления и развития школьников в связи с изменением социальной среды. Возрастающий объем информации, коренные изменения, произошедшие в последние годы в системе образования, связанные с усилением внимания к личности обучающегося как основной социальной ценности, социальные, экономические и другие проблемы современного общества оказывают существенное влияние на личностное развитие и поведение подрастающего поколения.
Вопросы культурно-нравственного воспитания школьников нашли свое отражение в исследованиях последних десятилетий Л.Н. Бересневой [4], Бушелевой [10], Н.И. Дереклеевой [19], С.В. Петериной [28], Н.Е. Щурковой [36] и другие.
Итак, именно перед школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих людей. Именно на школу ложится главный и сегодня чрезвычайно сложный труд — подготовить воспитанников к самостоятельным шагам в меняющемся обществе, дать им необходимые знания о социуме и верные жизненные установки, сделать всё возможное, чтобы выпускники нашли себя в тех обстоятельствах существования, которое предлагает им наше время.
Анализ состояния данной проблемы в педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между необходимостью получения учащимися целостного представления о культуре поведения и недостаточной разработанностью содержания, форм и методов формирования культуры поведения у младших школьников.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста?
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективное формирование культуры поведения у младших школьников.
Объект: процесс формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
Предмет: содержание, формы и методы формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования основывается на предположении о том, что эффективность процесса формирования культуры поведения у младших школьников может повыситься, если:
- опираться на сущностные характеристики культуры поведения;
- учитывать возрастные особенности формирования культуры поведения у младших школьников;
- организовать комплекс формирующих мероприятий на основе специальной программы «Учимся быть культурными».
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели, объекта и предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «поведение», «культура», «культура поведения».
2) Определить возрастные особенности формирования культуры поведения у младших школьников.
3) Разработать и апробировать программу формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста «Учимся быть культурными».
4) В опытно-экспериментальной работе проверить эффективность разработанной программы формирования культуры поведения у младших школьников.
Методологическую основу данного исследования составили: исследования и концептуальные подходы к изучению проблем культурно-нравственного воспитания школьников (Е.О. Галицких, А.С. Макаренко, Б.М. Теплов, К.Д. Ушинский, М.Г. Яновская); психолого-педагогические исследования школьного возраста и его особенностей (Л.И. Божович, А.В. Мудрик, В.А. Сахаров, В.А. Сухомлинский); исследование базировалось на положениях о специфике педагогических технологий начального обучения (Н.А. Виноградова, В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин).
В соответствии с целью и задачами исследования нами были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ психологической и педагогической литературы, обобщение, сравнение;
- эмпирические: анкетирование, опросные методики.
Опытно-экспериментальной базой исследования стала гимназия №40 г. Казани. В эксперименте приняли участие 47 детей младшего школьного возраста, из которых 22 школьника 2В класса участники экспериментальной группы и 25 учащихся 2Б класса представители контрольной группы.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно-экспериментального исследования.
На втором (опытно-экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы педагогического взаимодействия с детьми младшего школьного возраста с целью формирования у них культуры поведения.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в разработке и апробировании содержания занятий программы «Учимся быть культурными» с младшими школьниками, содействующих более эффективному формированию культуры поведения.
Практическая значимость проведённого исследования заключается в том, что разработанная программа «Учимся быть культурными» может использоваться педагогами-психологами и социальными педагогами в практике образовательных учреждений начального образования.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволяет нам говорить о том, что проблема формирования культуры поведения у детей младшего школьного возраста является актуальной и значимой. В ходе теоретического и практического осмысления проблемы, мы пришли к следующим выводам:
1) В нашей работе мы придерживаемся определения С.В. Петериной, где культура поведения — это «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности».
2) В содержании культуры поведения можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки.
3) Также мы раскрыли особенности формирования культуры поведения у младших школьников:
а) необходимость формирования культурно-гигиенических навыков (соблюдение режима дня, опрятность в одежде, выполнение правил личной гигиены).
б) важность культуры общения (формирование у учащихся вежливого и деликатного обращения со взрослыми и сверстниками, объяснение необходимости оказывать помощь ближнему, развитие у школьников таких качеств, как выдержанность, скромность и общительность).
в) соблюдение школьниками культуры деятельности (развитие самостоятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе).
4) Мы рассмотрели основные методы формирования культуры поведения, используемые в работе с начальными классами: методы формирования сознания личности (убеждение, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (упражнение, поручение); методы стимулирования поведения деятельности (поощрение и наказание), а также такой метод, как игра (сюжетно-ролевая, двигательная, дидактическая) и форму, такую как классный час.
5) На констатирующем этапе было замечено, что уровень культуры поведения у младших школьников не соответствует столь высокому уровню.
6) Для повышения культуры поведения у младших школьников была разработана и реализована комплексная программа «Учимся быть культурными». Программа реализовывалась по 3 направлениям: культурно- гигиенические навыки, культура деятельности, культура общения.
7) На контрольном этапе мы экспериментально проверили эффективность программы «Учимся быть культурными». Так, гипотеза подтвердилась на уровне p<0.01 по: программе наблюдения за культурой поведения ребенка А.М. Щетининой, методике «Твой вежливый словарь» и тесту «Оценка за вежливость, деликатность, предупредительность и скромность». Также гипотеза подтвердилась, но на более низком уровне (p<0.05) по: анкетированию сформированности культурно-гигиенических навыков с детьми младших классов и карте проявлений самостоятельности. Но гипотеза не подтвердилась по анкетированию сформированности культурно-гигиенических навыков с родителями младших школьников, при этом в отдельно взятых шкалах произошёл сдвиг в экспериментальной группе (шкала «Умывание» на уровне p<0.05, шкала «Одевание» на уровне p<0.01), но при сравнении с контрольной группой после эксперимента влияние именно нашей программы по формированию культуры поведения у младших школьников не подтвердилось. В этой же методике другие две шкалы (шкала «Приём пищи», шкала «Сон») не выявили подвижек в экспериментальной группе. Также подводя итог по наблюдению по методике обследования детей для определения навыков культуры общения Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной особых изменений не произошло, уровень также и остался в средних и высоких значениях.
1) В нашей работе мы придерживаемся определения С.В. Петериной, где культура поведения — это «совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности».
2) В содержании культуры поведения можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки.
3) Также мы раскрыли особенности формирования культуры поведения у младших школьников:
а) необходимость формирования культурно-гигиенических навыков (соблюдение режима дня, опрятность в одежде, выполнение правил личной гигиены).
б) важность культуры общения (формирование у учащихся вежливого и деликатного обращения со взрослыми и сверстниками, объяснение необходимости оказывать помощь ближнему, развитие у школьников таких качеств, как выдержанность, скромность и общительность).
в) соблюдение школьниками культуры деятельности (развитие самостоятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе).
4) Мы рассмотрели основные методы формирования культуры поведения, используемые в работе с начальными классами: методы формирования сознания личности (убеждение, этическая беседа, пример); методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (упражнение, поручение); методы стимулирования поведения деятельности (поощрение и наказание), а также такой метод, как игра (сюжетно-ролевая, двигательная, дидактическая) и форму, такую как классный час.
5) На констатирующем этапе было замечено, что уровень культуры поведения у младших школьников не соответствует столь высокому уровню.
6) Для повышения культуры поведения у младших школьников была разработана и реализована комплексная программа «Учимся быть культурными». Программа реализовывалась по 3 направлениям: культурно- гигиенические навыки, культура деятельности, культура общения.
7) На контрольном этапе мы экспериментально проверили эффективность программы «Учимся быть культурными». Так, гипотеза подтвердилась на уровне p<0.01 по: программе наблюдения за культурой поведения ребенка А.М. Щетининой, методике «Твой вежливый словарь» и тесту «Оценка за вежливость, деликатность, предупредительность и скромность». Также гипотеза подтвердилась, но на более низком уровне (p<0.05) по: анкетированию сформированности культурно-гигиенических навыков с детьми младших классов и карте проявлений самостоятельности. Но гипотеза не подтвердилась по анкетированию сформированности культурно-гигиенических навыков с родителями младших школьников, при этом в отдельно взятых шкалах произошёл сдвиг в экспериментальной группе (шкала «Умывание» на уровне p<0.05, шкала «Одевание» на уровне p<0.01), но при сравнении с контрольной группой после эксперимента влияние именно нашей программы по формированию культуры поведения у младших школьников не подтвердилось. В этой же методике другие две шкалы (шкала «Приём пищи», шкала «Сон») не выявили подвижек в экспериментальной группе. Также подводя итог по наблюдению по методике обследования детей для определения навыков культуры общения Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной особых изменений не произошло, уровень также и остался в средних и высоких значениях.
Подобные работы
- Формирование культурного поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Формирование культуры поведения у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Формирование культуры поведения у младших школьников во внеурочной деятельности
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016



