Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нарушение социальных норм подростками: гендерный аспект

Работа №51849

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2017
Стоимость4980 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
345
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы нарушения социальных норм подростками 6
1.1. Феномен нормы в работах отечественных ученых 6
1.2. Причины нарушения социальных норм мальчиками и девочками 11
1.3. Рефлексия как решающее условие освоения норм подростками 38
Выводы по главе 1 51
Глава 2.Эмпирическое исследование взаимосвязи между склонностью к нарушению социальных норм и особенностями рефлексии нормативной ситуации подростками в зависимости от пола 52
2.1. Организация и методы 52
2.2. Анализ склонности к нарушению социальных норм мальчиками и девочками 54
2.3. Особенности рефлексии нормативной ситуации подростками в зависимости от пола 61
Выводы по главе II 68
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Приложения

Актуальность исследования. В настоящее время актуальна проблема нормативной регуляции поведения различных социальных групп. В нашей жизни, в нашем поведении, и деятельности практически все регулируют социальные нормы. Именно социальные нормы (наряду с другими факторами) определяют репертуар поведенческих действий для личности.
На сегодняшний день изучение формирования нормативного поведения человека имеет большую значимость в научной сфере. Исходя из анализа научных работ мы видим, что чаще всего предметом внимания ученых становится понимание социальной нормы, ее освоение человеком, формирование субъекта в конкретной ситуации (И. В. Бестужев-Лада, М. И. Бобнева, Э. Голднер, В. Д. Плахов, Дж. Хоманс)[5],[11],[36],[54].
Анализ работ отечественных и зарубежных ученых позволяет выделить следующие характеристики нормы: независимость от индивидуального сознания и низкую осознанность; участвует в регуляции поведения и накладывает определенные социальные ожидания на поведение человека; организует поведение в определенном направлении; позволяет прогнозировать будущее.
Мало изучен сам процесс освоения норм человеком, который характеризует пространство социального взаимодействия. Это немаловажно, ведь ребенок начинает осваивать норму еще в стенах школы, взаимодействуя с ее окружением, которая является одним из институтов социализации ребенка в обществе. Взаимодействуя с социальным пространством школы, ребенок сталкивается с принятыми в данной среде нормами, и как ученик, он должен учитывать данную систему норм и осваивать ее, тем самым выстраивая свое поведение. Такого рода социальная система, в которой реализуется поведение учащихся, выступает как пространство социализации их личности.
Цель исследования: изучение особенностей нарушения социальных норм подростками различного пола.
Объект исследования: понимание социальных норм подростками различного пола.
Предмет исследования: нарушение социальных норм подростками различного пола.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что чаще всего к нарушению социальных норм более склонны подростки мужского пола. Способность к предвосхищению последствий своего поведения моежт иметь гендерные отличия.
Методологическая база исследования:
Теоретические и психологические основы девиантного поведения (Э.Дюркгейма, В.Франкла, Р.К. Мертона). Теория социальной аномии Э.Дюркгейма. Теория нормативной ситуации (Н. Е. Веракса). Психологическая классификация видов отклоняющегося поведения Ю.А.Клейберга. Концепция "агрессивного поведения подростков как форма самоутверждения" (А. Бандура, А. Басс, М. Лазарус).
В соответствии с целью, предметом и гипотезой нами определены задачи нашего исследования:
1. Рассмотреть и проанализировать литературу по проблеме понимания социальных норм подростками различного пола;
2. Подобрать диагностический материал по выявлению понимания и рефлексии социальных норм подростками различного пола.
3. Выявить особенности нарушения социальных норм подростками различного пола.
Методы исследования.
В данном исследовании для решения задач и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. анализ отечественной и зарубежной психологической научно¬
методической литературы по теме исследования;
эмпирические методы:
наблюдение;
«Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл);
• методика «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» (Ульянова В.П.).
Практическая значимость определяется тем, результаты данного исследования могут быть использованы при разработке методических и коррекционных программ, тренинговых программ, которые будут связаны с изучением процесса социализации, социально-психологического климата учеников в учебной группе.
Апробация работы: результаты исследования были апробированы на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского федерального университета в секции «Психология девиантного поведения» 2016 г.; на XI Международной научно-образовательной конференции «Актуальные проблемы дефектологии и клинической психологии: теория и практика» 25 апреля 2017 г; Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского) федерального университета в секции «Психология девиантного поведения» 2017 г.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 98 источников. Работа иллюстрирована 1 таблицей и 6 рисунками. Общий объем работы 70 страниц машинописного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Норму невозможно выделить до тех пор, пока не будет определена нормативная ситуация, применительно к которой и существует эта норма. Объективно существующая норма персонифицируется в нормативной ситуации субъектом и поэтому не осознается им. Таким образом, феномен нормы имеет следующие характеристики: она объективна и независима от индивидуального, она оказывает координирующее воздействие, а также обозначается ориентиром действия, помогающим предвидеть конечный результат активности субъектов, включенных в нормативную ситуацию.
2. Одно из важнейших новообразований подросткового возраста является рефлексия, которая делает возможным понимание подростком самого себя, своего внутреннего мира, внутреннего мира окружающих людей, и делающее подростка способным к полноценной саморегуляции. Развитие рефлексии является необходимым условием, при котором формируется социально активная личность. Подростковая рефлексия являет собой важную основу для формирования самосознания, самоотношения человека, его самовоспитания.
3. Подводя итог, можно сказать, что основная причина социальных гендерных отличий - социальные нормы. Начиная с самого малого возраста человеку закладываются стандарты поведения, которые характерны для его гендера. Отклонение от этих стандартов наказывается обществом неодобрением, и наоборот, следование и подражание стандартам - поощряется. Кроме того, процесс социализации несёт в себе дифференциальное подражание - явление, при котором человек уже сам начинает применять к себе санкции в случае отклонения от гендерно - ролевых стереотипов.
4. Полученные результаты по данным методикам свидетельствуют об агрессивной направленности девочек во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о склонности подростков к реализации делинквентного поведения. В то же время при анализе особенностей рефлексии компонентов нормативной ситуации с нарушением нормы, обнаружена неплохая способность к предвидению последствий поведения. Девушки выделяют жертву, сочувствуют ей и выказывают отрицательную оценку действиям нарушителя.
5. Таким образом по результатам методики «Склонность к отклоняющемуся поведению» мы можем сделать вывод, что девушки более склонны к агрессии и отклоняющемуся поведению.
6. Что же касается методики «Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы», то мы можем сделать вывод, что мальчики имеющие низкий уровень в предвидении нормативной ситуации, не вовлекаются в анализ рефлексии позиции жертвы, нарушителя, нормы или правила, исхода ситуации с нарушением нормы. Из этого следует, что ими не не дифференцируется ни предметный (жертва, нарушитель нормы) ни идеальный (норма, правило) компонент нормативной ситуации.
7. Примечательно, что у девочек наблюдается выраженная склонность к отклоняющемуся поведению (методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орёл) наряду с высокой способностью к предвосхищению последствий поведения в ситуации с нарушением нормы («Предвосхищение исхода ситуации с нарушением нормы» (Ульянова В.П.). Это означает, что девочки склонны к совершению делинквентных поступков, и в тоже время они осознают все стороны нормативного и морально-нравственного аспекта данных поступков. То есть ими осознается само понятие нормы в той или иной ситуации, они понимают, где граница правонарушения, и одновременно осознанно девочки могут нарушать эту границу. Вероятно, это связано с тем, что у девочек лабильная нервная система.



1. Алексеев Н. Г. Способность к рефлексии как существенный момент интеллектуальной культуры современного специалиста // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста, 1984.
- № 4. - С. 26-31.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М.: Аспект Пресс, 1996. - 376 с.
3. Андреева Г. М. Современная социальная психология. — М., 1981. — 361 с.
4. Асеев В. Г., Шкаратан О. И. Социальные нормы и социальное планирование. М.: Профиздат, 1984. 136 с.
5. Бобнева М. И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Просвещение, 1978. - 311с.
6. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4. С. 23-34.
7. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1983. — 272 с.
8. Веракса Н. Е. Нормативная ситуация как фактор психического развития детей // Ежегодник Российского психологического общества.
— СПб.: 2003. т. 2. — С. 93—96.
9. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. 432 с.
10. Гегель Г. Ф. Энциклопедия философских наук. Философия духа. М.: Мысль, 1977. Т.3. 218 с.
11. Голднер Э. Анализ организации // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М.: Прогресс, 1965. С. 45-47.
12. Гурьева В.А.,Гиндикин В.Я. Психопатология подросткового возраста. ТГУ 1994
13. Гуткина Н. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий. — В кн.: Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982. С. 100—108.
14. Давыдов В. В. О двух основных путях развития мышления школьников. — В кн.: Материалы IV Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. Тбилиси, 1971. С. 686—687.
15. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии, 1992. - №3. - С. 111-131.
16.Захарова А. В., Боцманова М. Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности. — В кн.: Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. С. 152— 162.
17.Зейгарник Б.В. Опосредствование и саморегуляция в норме и патологии.— Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1981. С. 9—14.
18. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - 424с.
19. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал, 2003. — № 5. — С. 45 — 57.
20. Карпов А. В., Скитяева И. М. Психология рефлексии . — М.: Институт психологии РАН, 2002. — 304 с
21. Клейберг Ю. А. Социальные нормы и отклонения. — 2-е изд., доп. — М.: Сфера, 1997. — 140 с.
22. Корзинкина Н. А. Особенности поведения подростка в ситуации социального взаимодействия с заданной нормой: Дисс.. канд. психол. наук. — М, 2004. — 153 с.
23. Кулюткин Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий. — В кн.: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. М., 1979. С. 22—28.
24. Лактионов А. Н. О рефлексивном компоненте мнемического действия.
— В кн.: Категории, принципы и методы психологии. М., 1983. С. 455.
25. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2004. 352 с.
26. Локк Дж. Сочинения: в 3 т. Опыт о человеческом разумении. (Философское наследие). М.: Мысль, 1985. . Т. 1. С. 78-572.
27. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии. — В кн.: Проблема общения в психологии. М., 1981. С. 3—18.
28. Мамардашвили М. К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1994. № 1. С. 73-84.
29. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М.: АСТ, Хранитель, 2006. — 880 с.
30. Момов В. Норма и мотив поведения // Вопросы философии. 1972. № 8. С. 107-117.
31. Муканов М. М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традициональной культуры. — В сб.: Исследование речемысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979. С. 54—74.
32. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Академия, 2004. - 456с.
33. Новикова Е. Р. Особенности рефлексивных механизмов мышления у школьников подросткового возраста. — Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1984. № 4. С. 71—72.
34. ПащенкоА. К. Развитие нормативного поведения младших
школьников: Дис. ... кандид. психол. наук. М., 2010.
35. Пеньков Е. М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. Некоторые вопросы методологии и теории. М.: Мысль, 1972. 198 с.
36. Плахов В.Д. Норма и отклонение в обществе. Философско-
теоретическое введение в социальную этологию. — СПб.: Алетейя, 2011. — 256 с.
37. Плахов В. Д. Социальные нормы: философские основы общей теории. М.: Мысль, 1985. 254 с.
38. Пономарев Я. А. Методологическое введение в психологию. — М., 1983. — 205 с.
39. Прихожан А. М., Толстых Н. Н. Подросток в учебнике и в жизни: кризис тринадцати лет // На пороге взросления: еб. материалов III Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития. М.: МГППУ, 2011. C.14-22.
40. Пушкина В.Н. Проблемы эвристики. - М., 1969. — 272 с.
41. Рефлексия в науке и обучении. — Новосибирск, 1984.
42. Ручка А. А. Социальные ценности и нормы. Киев: Наукова Думка, 1976. — 130 с.
43. Семёнов И. Н. Взаимодействие отечественной и зарубежной психологии рефлексии: история и современность // Психология. Жур. Высш. шк. психологии. 2008. Т. 5. № 1. С. 64-75.
44. Слободчиков В. И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: автореф. дисс.докт. психол. н. — М., 1994. — С. 18
45. Слободчиков В. И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопросы психологии, 1986. - №6. - С. 14-22. 16
46. Слободчиков В. И. Становление рефлексивного сознания в ранней юности: проблемы рефлексии. - Новосибирск: Знание, 1987.
47. Смирнова Е. В., Сопиков А. П. Рассуждение о рассуждениях (рефлексивность сознания личности). — В кн.: Социальная психология личности. Л., 1973. С. 140—149.
48. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 2010. - 137с.
49. Степанов С. Ю., Семенов И. Н. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач // Вопросы психологии, 1982. - №1. -С. 99-104.
50. Степанов С. Ю., Семенов И. И., Новикова Е. Р. Типы и функции рефлексии в организации принятия решения оператором. — В кн.: Проблемы инженерной психологии. Вып. 2. Л., 1984. С. 127—129.
51. Тихомиров О. К. Психология мышления. — М., 1984. — 272 с
52. Фельдштейн Д. И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. М.: Ин-т практ. псих., 1996. С. 223-233.
53. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства.- М: Московский психолого-социальный институт, 1997. - 160с.
54. Хоманс Дж. Социальное поведение как обмен // Современная зарубежная социальная психология. М.: МГУ, 1984. С. 82-91.
55. Шарден П. Т. Ступень рефлексии // Феномен человека. М., 1987. - 150 с.
56. Шибутани Т. Социальная психология.- Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 342с.
57. Щедровицкий Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. — В кн.: Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 12—28.
58.Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды / Под. ред. В.В.Давыдова, В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1989.
59.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996.
60. Dorner P. Self-reflection and problem-solving. In: Human and artificial intelligence. — Berlin, 1978. P. 101—107.
61. Andrew Gelman and Gary King. 1994. “A Unified Method of Evaluating Electoral Systems and Redistricting Plans.” American Journal of Political Science, 38: 514-554.
62. Aronson E. The Return of the Repressed: Dissonance Theory Makes a Comeback Psychological Inquiry. 3: 303-311.
63. Bandura, A. (1977). Self-reinforcement: The power of positive personal control. In P. G. Zimbardo & F. L. Ruch (Eds.), Psychology and life (9th ed.). Glenview, IL: Scott Foresman.
64. Bem, D. J. (1989). Parapsychological data: A continuing projective test.
Review of Stanley Krippner (Ed.) Advances in Parapsychological Research (Vol. 5.) Contemporary Psychology, 34, 649-650.
65. Berndt, Thomas J.; Heller, Kirby A. Gender stereotypes and social inferences: A developmental study. Journal of Personality and Social Psychology, Vol 50(5), May 1986, 889-898
66. Berndt, T. J., & Heller, K. A. (1986). Gender stereotypes and social inferences: A developmental study. Journal of Personality and Social Psychology, 50, 889 - 898.
67. Bussey, Kay; Bandura, Albert. Psychological Review, Vol 106(4), Oct 1999, 676-713.
68. Eagly, A. H. (1987). Sex differences in social behavior: A social-role interpretation. Hillsdale, New Jersey: Lawrence Erlbaum.
69. Eagly, Alice H.; Crowley, Maureen. Gender and helping behavior: A meta- analytic review of the social psychological literature. Psychological Bulletin, Vol 100(3), Nov 1986, 283-308.
70. Eisenberg, N., & Lennon, R. (1983). Sex differences in empathy and related capacities. Psychological Bulletin, 94(1), 100-131.
71. Emmerich, W., Goldman, K. S., Kirsh, B., and Sharabany, R. (1977). Evidence for a transitional phase in the development of gender constancy. Child Dev. 48: 930-936.
72. Gardner D F, Frable W J. 1989. "Primary lymphangioma of the thyroid gland." Archives of pathology & laboratory medicine 113 (9): 1084-5.
73. Gerard, Harold B. Deutsch, Morton; A study of normative and informational social influences upon individual judgment. The Journal of Abnormal and Social Psychology, Vol 51(3), Nov 1955, 629-636.
74. Horeau A, Kagan HB. [Determination of configurations by "partial resolution". 3. Steroidal alcohols]. Tetrahedron. 20: 2431-41. PMID 5879220
75.Iches W., Knowles E. S Personality, roles and social behavior .N. Y.;
Heidelberg, Berlin: Springer-Verlag, 1982. 362 p.
76. Journal of Applied Psychology 2014, Vol. 99, No. 6, 1129 -1145.
77. Kalin, R., & Tilby, P. J. The development and validation of a sex role ideology scale. Psychological Reports 1978, 42 731-738.
78. Kohlberg, L. (1966) ‘A cognitive-developmental analysis of children’s sex-role concepts and attitudes’, in E. Maccoby (ed.) The development of sex differences, London, Tavistock.
79. Levant, Ronald F.; Hall, Rosalie J.; Rankin, Thomas J. Male Role Norms Inventory-Short Form (MRNI-SF): Development, confirmatory factor analytic investigation of structure, and measurement invariance across gender. Journal of Counseling Psychology, Vol 60(2), Apr 2013, 228-238.
80. Lytton, Hugh, Romney, David M. Psychological Bulletin, Vol 109(2), Mar 1991, 267-296.
81. Martin, C. L, & Halverson, C. F., Jr. (1981). A schematic processing model of sex typing and stereotyping in children. Child Development, 52, 1119-1134.
82. Martin, C.L., & Halverson, C.F. (1983). Gender constancy: A methodological and theoretical analysis. Sex Roles, 9, 775-790.
83. Martin, C. L, & Halverson, C. F., Jr. (1983 a). The effects of sex-typing schemas on young children's memory. Child Development, 54, 563-574.
84. Miller W. Lower class culture as a generating milieu of gang delinquency.
Journal of Social Issues, 1958. 14. Р. 5-19.
85. Mischel W, Ebbesen EB. Attention in delay of gratification Journal of Personality and Social Psychology. 16: 329-337.
86.O'Leary, V. E. & Donoghue, J. M. (1978). Latitudes of masculinity: Reactions to sex-role deviance in men. Journal of Social Issues, 17-28
87. Perry, David G.; Bussey, Kay. The social learning theory of sex differences: Imitation is alive and well. Journal of Personality and Social Psychology, Vol 37(10), Oct 1979, 1699-1712.
88. Perry R. et al. (1989). Long-term efficacy of haloperidol in autistic children: Continuous versus discontinuous drug administration. Journal of the American Academy of Child and Adolescent Psychiatry 28 pp. 87-92
89. Pleck, J. H., Sonenstein, F. L., & Ku, L. C. (1993b). Masculinity ideology: Its impact on adolescent males’ heterosexual relationships. Journal ofSocial Issues, 49(3), 11-29.
90. Reither F. Self-reflective cognitive processes: Its characteristics and effects.
— In: XXII International Congress of Psychology. V. I. Leipzig, 1980. P. 229.
91. Reno RR, Cialdini RB, Kallgren CA. The Transsituational Influence of Social Norms Journal of Personality and Social Psychology. 64: 104-112.
92.Serbin, L. A., Powlishta, K. K., & Gulko, J. (1993). The development of sex-typing in middle childhood. Monographs of the Society for Research in Child Development, 58, 955-963
93.Shakin-Eshleman, S.H., Spitalnik, S.L., and Kasturi, L. (1996) The aminoacid at the X position of an Asn-X-Ser sequon is an important determinant of N-linked core-glycosylation efficiency. J. Biol. Chem., 271 ,6363-6366.
94.Smetana, Judith G.; Letourneau, Karen J. Development of gender constancy and children's sex-typed free play behavior. Developmental Psychology, Vol 20(4), Jul 1984, 691-696.
95.Smith, M., & Smith, R. A. (1982). The formation of spherical wear debris in Mode II fatigue cracks. Wear, 76(0), 105-128.
96.Steriker, А. В., & Kurdek, L. A. (1982). Dimensions and correlates of third through eighth graders' sex-role self-concepts. Sex Roles, 8, 915-929.
97. The Psychology of Sex Differences by Eleanor E. Maccoby, Carol N.
Jacklin. Review by: Miriam M. Johnson. The School Review. Vol. 84, No. 4 (Aug., 1976), pp. 625-629
98. Williams, J. E., & Best, D. L. (1990a). Measuring sex stereotypes: A thirty-nation study (rev. ed.). Beverly Hills: Sage.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ