Налогообложение индивидуального предпринимательства
|
Введение 4
1. Теоретические и правовые основы индивидуальных предпринимателей как
субъектов налоговых отношений 8
1.1. Место индивидуального предпринимателя в системе налоговых отношений 8
1.2 Режимы налогообложения индивидуального предпринимательства 21
1.3. Индивидуальные предприниматели в системе налогового администрирования 41
2. Анализ налогообложения индивидуальных предпринимателей в России 51
2.1. Анализ применения общей системы налогообложения индивидуального
предпринимательства 51
2.2. Анализ применения специальных налоговых режимов индивидуального
предпринимательства 62
2.3. Анализ организации налогового администрирования индивидуального
предпринимательства 76
3. Совершенствование налоговой среды индивидуального предпринимательства 84
3.1. Совершенствование налогового администрирования и контроля
налогообложения индивидуальных предпринимателей 91
3.2. Моделирование патентной системы налогообложения 94
Заключение 105
Список использованных источников 110
1. Теоретические и правовые основы индивидуальных предпринимателей как
субъектов налоговых отношений 8
1.1. Место индивидуального предпринимателя в системе налоговых отношений 8
1.2 Режимы налогообложения индивидуального предпринимательства 21
1.3. Индивидуальные предприниматели в системе налогового администрирования 41
2. Анализ налогообложения индивидуальных предпринимателей в России 51
2.1. Анализ применения общей системы налогообложения индивидуального
предпринимательства 51
2.2. Анализ применения специальных налоговых режимов индивидуального
предпринимательства 62
2.3. Анализ организации налогового администрирования индивидуального
предпринимательства 76
3. Совершенствование налоговой среды индивидуального предпринимательства 84
3.1. Совершенствование налогового администрирования и контроля
налогообложения индивидуальных предпринимателей 91
3.2. Моделирование патентной системы налогообложения 94
Заключение 105
Список использованных источников 110
Совершенствование системы налогообложения субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации на основе её объективной оценки является чрезвычайно актуальным. Для развития субъектов малого предпринимательства важно наличие научно обоснованного, эффективного механизма налогообложения.
Субъекты экономической деятельности, в том числе субъекты малого предпринимательства (СМП), не могут развивать свою материально -техническую базу, повышать рентабельность в связи с объективно завышенными налоговыми обязательствами. Одной из самых актуальных тем последнего времени в многочисленных изданиях и публикациях стало совершенствование системы налогообложения, призванной способствовать развитию СМП, а вместе с тем и стабильной экономической жизни общества.
В странах, как с развитой рыночной экономикой, так и с развивающейся экономикой, малое и среднее предпринимательство обосновало свою социальную значимость как сферы применения массового человеческого потенциала, предпринимательской инициативы, профессиональной реализации в целях удовлетворения рыночных потребностей и повышения уровня и качества жизни населения.
В нормативных и программных документах Президента и Правительства РФ постоянно рассматриваются как общие проблемы стимулирования малого и среднего предпринимательства, так и конкретные направления совершенствования его налогообложения. Впрочем дальнейшего концептуального осмысления и теоретического обоснования требуют вопросы государственной поддержки малого бизнеса путем развития стимулирующей функции специальных налоговых режимов, процессы выбора режима и перехода от одного режима к другому в соответствии с отраслевыми, территориальными, административными, социальными приоритетами. Массовое и повсеместное использование специальных налоговых режимов деятельности субъектов малого предпринимательства должно сопровождаться разработкой конкретных рекомендаций по его совершенствованию.
Фундаментальные положения теории налогообложения, содержащиеся в трудах У. Петти, Дж. Милля, А. Смита, Ф. Кенэ, А. Д. Рикардо, Жан Батист Сей, Дж. М. Кейнса, Джеймс Мида, А. Бернса, Г. Стайна, А. Лэффера, М. Фридмена, И. Фишера и Н. Калдора, позволили определить место специальных налоговых режимов в налоговой системе. Теоретические исследования и методологические разработки проблем налогообложения хозяйствующих субъектов представлены в трудах отечественных специалистов, таких как Кюрджиев С.П, Брызгалин А.В., Врублевская О.В., Галанов В.А., Гусев В.В., Дадашев А.З., Лапуста М.Г., Лушин С.И., Малис Н.И., Пансков В.Г., Паскачев А.Б., Пепеляев С.Г., Подпорин Ю.В., Романовский О.В., Рубе В.А., Скворцов О.В., Черник Д.Г., Шаталов С.Д., Шестоперов О.М. и др.
Вопросам исследования действующего механизма налогообложения СМП, последствий изменений налогового законодательства, эффективности систем налогообложения посвящены труды таких видных ученых и специалистов, как Артеменко Д.А, Дернберг Р.Л., Карп М.В., Кашин В.А., Клюкович З.А., Павлова Л.П., Игонина Л.Л., Филобокова Л.Ю., Мамбетова А.А., Пономарев А.И., Самсонов Н.Ф., Сергеев И.В., Черник Д.Г., Юткина Т.Ф. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса отражены в работах Белокрыловой О.С., Блинова А.О., Игнатовой Т.В., Лапусты М.Г., Макинтайра Р., Мишуровой И.В., Палагиной А.Н., Сергеевой Т.Ю.
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований в данной сфере экономической науки, современная экономическая ситуация в России обусловливает необходимость дальнейшего изучения специфики специальных режимов налогообложения как инструментов стимулирования малого бизнеса.
Цель исследования - раскрыть теоретические особенности и практику налогообложения индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы индивидуальных предпринимателей как субъектов налоговых отношений;
- провести анализ налогообложения индивидуальных предпринимателей в России;
- разработать рекомендации по совершенствованию налоговой среды индивидуального предпринимательства в РФ.
Объектом исследования являются налоговые отношения между государством и индивидуальными предпринимателями.
Предметом исследования являются содержание и методы применения различных налоговых режимов деятельности субъектов малого предпринимательства.
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции и фундаментальные положения, нашедшие свое отражение в монографиях, научных трудах, и практико-ориентированных разработках зарубежных и отечественных авторов, публикациях научных и исследовательских центров, нормативно-правовых документах РФ и ее субъектов, ученых и специалистов в области теории налогообложения, теории предпринимательства, экономической теории, работы отечественных и зарубежных ученых в области налогового регулирования сектора СМП.
Обоснованность и адекватность выводов и разработок автора обеспечены применением совокупности подходов и методов применения налоговых режимов: системный и структурно-функциональный подход, метод сравнительного сопоставления, научной абстракции; эти инструментальные приемы как: анализ микроэкономической динамики, ситуационный, эволюционный и динамический анализ, методы экономико-статистический группировок и экспертных оценок, графическая и табличная интерпретация фактологического материала.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные акты РФ, различные нормативно-правовые документы, исходящие от органов власти, в частности от Президента и Правительства РФ, данные Росстата, Федеральной налоговой службы РФ, национальные и региональные программы и проекты, а также материалы, которые публикуются в отечественной и зарубежной литературе, связанные с проблематикой налогообложения СМП, фактический материал и различные сведения, получаемые из научных и периодических изданий, а также материалы по аналитике и различные отчеты регионального характера, экспертные оценки научно-исследовательских центров.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности базовой доходности систем налогообложения, разработке подходов к изменению базовой доходности в рамках патентной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей в целях ее дальнейшего развития в России.
Практическая значимость результатов исследования состоит в прикладном характере методических разработок по совершенствованию механизма патентного налогообложения СМП; в конкретных предложениях по корректировке действующего законодательства, регламентирующего налогообложение малого бизнеса на региональном и местном уровнях; в рекомендациях по повышению эффективности использования органами местного самоуправления предоставленных им возможностей в области налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Структура исследования представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Субъекты экономической деятельности, в том числе субъекты малого предпринимательства (СМП), не могут развивать свою материально -техническую базу, повышать рентабельность в связи с объективно завышенными налоговыми обязательствами. Одной из самых актуальных тем последнего времени в многочисленных изданиях и публикациях стало совершенствование системы налогообложения, призванной способствовать развитию СМП, а вместе с тем и стабильной экономической жизни общества.
В странах, как с развитой рыночной экономикой, так и с развивающейся экономикой, малое и среднее предпринимательство обосновало свою социальную значимость как сферы применения массового человеческого потенциала, предпринимательской инициативы, профессиональной реализации в целях удовлетворения рыночных потребностей и повышения уровня и качества жизни населения.
В нормативных и программных документах Президента и Правительства РФ постоянно рассматриваются как общие проблемы стимулирования малого и среднего предпринимательства, так и конкретные направления совершенствования его налогообложения. Впрочем дальнейшего концептуального осмысления и теоретического обоснования требуют вопросы государственной поддержки малого бизнеса путем развития стимулирующей функции специальных налоговых режимов, процессы выбора режима и перехода от одного режима к другому в соответствии с отраслевыми, территориальными, административными, социальными приоритетами. Массовое и повсеместное использование специальных налоговых режимов деятельности субъектов малого предпринимательства должно сопровождаться разработкой конкретных рекомендаций по его совершенствованию.
Фундаментальные положения теории налогообложения, содержащиеся в трудах У. Петти, Дж. Милля, А. Смита, Ф. Кенэ, А. Д. Рикардо, Жан Батист Сей, Дж. М. Кейнса, Джеймс Мида, А. Бернса, Г. Стайна, А. Лэффера, М. Фридмена, И. Фишера и Н. Калдора, позволили определить место специальных налоговых режимов в налоговой системе. Теоретические исследования и методологические разработки проблем налогообложения хозяйствующих субъектов представлены в трудах отечественных специалистов, таких как Кюрджиев С.П, Брызгалин А.В., Врублевская О.В., Галанов В.А., Гусев В.В., Дадашев А.З., Лапуста М.Г., Лушин С.И., Малис Н.И., Пансков В.Г., Паскачев А.Б., Пепеляев С.Г., Подпорин Ю.В., Романовский О.В., Рубе В.А., Скворцов О.В., Черник Д.Г., Шаталов С.Д., Шестоперов О.М. и др.
Вопросам исследования действующего механизма налогообложения СМП, последствий изменений налогового законодательства, эффективности систем налогообложения посвящены труды таких видных ученых и специалистов, как Артеменко Д.А, Дернберг Р.Л., Карп М.В., Кашин В.А., Клюкович З.А., Павлова Л.П., Игонина Л.Л., Филобокова Л.Ю., Мамбетова А.А., Пономарев А.И., Самсонов Н.Ф., Сергеев И.В., Черник Д.Г., Юткина Т.Ф. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса отражены в работах Белокрыловой О.С., Блинова А.О., Игнатовой Т.В., Лапусты М.Г., Макинтайра Р., Мишуровой И.В., Палагиной А.Н., Сергеевой Т.Ю.
Вместе с тем, несмотря на большое количество исследований в данной сфере экономической науки, современная экономическая ситуация в России обусловливает необходимость дальнейшего изучения специфики специальных режимов налогообложения как инструментов стимулирования малого бизнеса.
Цель исследования - раскрыть теоретические особенности и практику налогообложения индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи работы:
- рассмотреть теоретические основы индивидуальных предпринимателей как субъектов налоговых отношений;
- провести анализ налогообложения индивидуальных предпринимателей в России;
- разработать рекомендации по совершенствованию налоговой среды индивидуального предпринимательства в РФ.
Объектом исследования являются налоговые отношения между государством и индивидуальными предпринимателями.
Предметом исследования являются содержание и методы применения различных налоговых режимов деятельности субъектов малого предпринимательства.
Теоретико-методологической основой исследования послужили концепции и фундаментальные положения, нашедшие свое отражение в монографиях, научных трудах, и практико-ориентированных разработках зарубежных и отечественных авторов, публикациях научных и исследовательских центров, нормативно-правовых документах РФ и ее субъектов, ученых и специалистов в области теории налогообложения, теории предпринимательства, экономической теории, работы отечественных и зарубежных ученых в области налогового регулирования сектора СМП.
Обоснованность и адекватность выводов и разработок автора обеспечены применением совокупности подходов и методов применения налоговых режимов: системный и структурно-функциональный подход, метод сравнительного сопоставления, научной абстракции; эти инструментальные приемы как: анализ микроэкономической динамики, ситуационный, эволюционный и динамический анализ, методы экономико-статистический группировок и экспертных оценок, графическая и табличная интерпретация фактологического материала.
Информационно-эмпирическую базу исследования составили законодательные акты РФ, различные нормативно-правовые документы, исходящие от органов власти, в частности от Президента и Правительства РФ, данные Росстата, Федеральной налоговой службы РФ, национальные и региональные программы и проекты, а также материалы, которые публикуются в отечественной и зарубежной литературе, связанные с проблематикой налогообложения СМП, фактический материал и различные сведения, получаемые из научных и периодических изданий, а также материалы по аналитике и различные отчеты регионального характера, экспертные оценки научно-исследовательских центров.
Научная новизна исследования заключается в раскрытии сущности базовой доходности систем налогообложения, разработке подходов к изменению базовой доходности в рамках патентной системы налогообложения индивидуальных предпринимателей в целях ее дальнейшего развития в России.
Практическая значимость результатов исследования состоит в прикладном характере методических разработок по совершенствованию механизма патентного налогообложения СМП; в конкретных предложениях по корректировке действующего законодательства, регламентирующего налогообложение малого бизнеса на региональном и местном уровнях; в рекомендациях по повышению эффективности использования органами местного самоуправления предоставленных им возможностей в области налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Структура исследования представлена введением, основной частью из трех глав, заключением, списком использованной литературы и приложениями.
Всех субъектов индивидуального предпринимательства следует рассматривать как самостоятельные субъекты налоговых отношений, отличающихся от юридических лиц и физических лиц. В Налоговом кодексе РФ, однако, их обособление отсутствует, они не выделены в качестве самостоятельных субъектов в налоговых отношениях. Исходя из этого полагаем, что внесение соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ позволило бы упростить представление об индивидуальном предпринимателе как участнике налоговых отношений.
Исследование эволюции становления налоговой системы в сфере индивидуального предпринимательства свидетельствует о многообразии форм налогообложения предпринимательской деятельности, в которой акцент делался на обложении сельхозтовароизводителей. Опыт налогообложения данного сегмента показал, что сосредоточение на фискальных целях способно нанести удар по предпринимателям. Исходя из этого, полагаем, что в сложившихся экономических условиях, а так же сокращении числа индивидуальных предпринимателей, цель налоговой системы состоит не в сдерживании процессов развития индивидуальной предпринимательской деятельности населения, а, наоборот, в ее поддержке.
Рассмотренные особенности специальных налоговых режимов предоставляют индивидуальным предпринимателям возможность выбора налогового режима, отвечающего особенностями осуществления предпринимательской деятельности и при условии внимательного анализа их возможно эффективное налоговое планирование, позволяющее оптимизировать налоговые платежи субъектов индивидуального предпринимательства, уплачиваемые в бюджетную систему страны.
Универсального способа определения самого выгодного налогового режима нет. Во-первых, несопоставимы базы расчета налогов. Во-вторых, для сопоставления необходимо знать структуру себестоимости. Выгода того или иного режима зависит от рентабельности деятельности, для чего мы отнесем условно в первую категорию производство и торговлю, отличающиеся высокой долей затрат в выручке, во вторую категорию - аренду и услуги, отличающиеся высокой долей прибыли. В-третьих, на совокупную налоговую нагрузку влияет величина социальных взносов с заработной платы. В 2013 г. ставки взносов дифференцированы в зависимости от категорий страхователей, их налоговых режимов и видов деятельности и составят от 0 до 30 %.
Отметим, индивидуальные предприниматели являются объектом воздействия мер налогового администрирования, включающих регистрацию и учет налогоплательщиков, проведение контрольных мероприятий в отношении них. Особенностей налогового администрирования индивидуальных предпринимателей в практике регулирования налоговых отношений в настоящее время так же выделено (за исключением особого порядка регистрации физических лиц в качестве ИП, отличного от регистрации юридических лиц).
По итогам изученного материала научный вклад автора состоит в следующем: уточнено понятие налогового администрирования индивидуального предпринимательства мы будем понимать совокупность организационных действий государственных органов по формированию эффективной налоговой среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей государства по устойчивому наполнению бюджетной системы налоговыми платежами и созданию благоприятных налоговых условий для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей.
Действующие системы налогообложения приводят к сокращению числа индивидуальных предпринимателей в регионах. Так, за 2011 -2014 годы в Республике Татарстан количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 30 024 ед., или на 25,9%. За 2011-2014 гг. доходы малых предприятий РТ увеличились на 62,5%, или на 139 352,4 млн. руб. Расходы малого бизнеса РТ растут большими темпами, чем доходы. За период расходы увеличились на 77,1%, или на 128 064,4 млн. руб. Объемы поступлений налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства за рассматриваемый период возросли на 40,4%, или 114 153,7 млн. руб. Темп роста налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей за 2011 -2014 гг. составил 35,5%. Наибольшая роль индивидуального предпринимателя в общем объеме налоговых поступлений в бюджет наблюдается в таких отраслях, как: розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования - 58,4%, а также сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях - 19,4% и производство пищевых продуктов, включая напитки - 12,9%.
Большинство индивидуальных предпринимателей применяют специальный налоговый режим - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, однако их количество с каждым годом снижается. На втором месте по популярности специальный режим «Упрощенная система налогообложения». Большинство индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, выбрали режим объекта налогообложения - доходы. За период наблюдается снижение количества ИП, применяющих ОСН на 1543 ед., или 10,1%. Основным недостатком общей системы налогообложения для индивидуального предпринимателя является существенная налоговая нагрузка по сравнению со специальными режимами.
Число индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, несмотря на все достоинства режима, с каждым годом снижается в 2011 -2013 гг. Сумма исчисленного налога по УСН, уплаченного индивидуальными предпринимателями РТ с каждым годом возрастает: на 21% в 2012 году, на 18,5% в 2013 году, на 10,9% в 2014 году. Основным проблемным аспектом применения режима УСН является отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения УСН, наличие убытков не освобождает от уплаты минимального размера налога
Количество индивидуальных предпринимателей, применяющих систему ЕСХН за 4 последних года значительно сократилось с 13 632 ед. в 2011 году до 2 177 ед. в 2014 году, или в 6,3 раза. Сумма исчисленного единого сельскохозяйственного налога в 2011-2012 гг. составляла 10 млн. руб., в 2013 году возросла на 29,4% и составила 13 млн. руб., а в 2014 году возросла на 6,4% и составила 14 млн. руб. Общий прирост за период суммы ЕСХН составил 43,1%.
Число индивидуальных предпринимателей, применяющих систему ЕНВД, имеет тенденцию к снижению. Темп роста налоговой базы в 2012 году составил 16,5%, в 2014 году - 6,8%. В 2013 году наблюдалось небольшое снижение на 0,3%. Наиболее значимым недостатком ЕНВД является то, что установленная по видам деятельности базовая доходность часто не имеет экономического обоснования и не соответствует реальным результатам предпринимательской деятельности.
Число предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, также с каждым годом сокращается. Такая динамика может свидетельствовать о том, что данная система становится менее выгодной для предпринимателя. За последние пять лет количество выданных патентов сократилось на 1240 патентов, или 53% и на конец 2015 года составило 1099 патента. Наибольшее распространение патентная система налогообложения получила по такому виду предпринимательской деятельности как обучение населения на курсах и репетиторство, а также сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности.
В настоящее время налог исчисляемой по патентной системе налогообложения значительно зависит от региона, в котором осуществляет деятельность предприниматель и численности населения муниципалитета. Половина выданных патентов по РТ приходится на город -миллионник Казань. 20% выданных патентов приходится на город Набережные Челны. По 3% приходится на Зеленодольский и Нижнекамский районы, по 2% - на Альметьевский и Тукаевский районы. Стоит отметить, что в Атнинском и Дрожжановском районах РТ совсем не было выдано патентов, во многих районах было выдано по 1 патенту в 2015 году.
На наш взгляд, причиной такого разграничения является малая численность района и высокий налог, поскольку законодательно в РТ определены два варианта исчисления потенциально возможного дохода: для муниципальных образований с численностью населения до 1 млн. человек и свыше 1 млн. человек. Градации муниципальных образований с численностью до 1 млн. чел. больше нет. Для муниципальных образований, численность населения которых составляет не более 20 000 человек, потенциально возможный доход, установленный законодательством слишком высок, в связи, с чем на плечи ИП, применяющих патентную систему налогообложения, ложится весомая налоговая нагрузка и данная система оказывается неэффективной.
Мы предлагаем разделить законодательно установленный потенциально возможный доход для РТ не на две группы, а на 7 групп. Подобное разграничение, на наш взгляд, будет способствовать снижению налоговой нагрузки ИП на небольшие муниципальные образования, а также сделает патентную систему налогообложения более востребованной.
Мы предлагаем на законодательном уровне закрепить дифференциацию дохода предпринимателя в рамках 7 групп исходя из численности населения.
Так, для первой группы мы предлагаем оставить значение потенциально возможного дохода ИП, установленное ст. 2 Закона РТ от 29.09.2012 N 65 -ЗРТ, на уровне 370 тыс. руб. на физический показатель. Для второй группы мы предлагаем сократить это значение на 20%, для 3й группы - на 30% и т.д. Для ИП, осуществляющих свою деятельность в муниципальных образованиях из 7й группы, потенциально возможный доход составит 30% от дохода ИП в муниципальных образованиях первой группы.
В ходе совершенствования налогового администрирования предлагается применение расчетного метода исчисления налоговой выгоды.
Таким образом, мы ожидаем, что наша система сделает более доступной патентную систему налогообложения в муниципальных образованиях и повысит привлекательность бизнеса для индивидуальных предпринимателей, а муниципальным налоговым органам позволит снизить количество камеральных проверок и количество нарушений со стороны субъектов малого предпринимательства.
Исследование эволюции становления налоговой системы в сфере индивидуального предпринимательства свидетельствует о многообразии форм налогообложения предпринимательской деятельности, в которой акцент делался на обложении сельхозтовароизводителей. Опыт налогообложения данного сегмента показал, что сосредоточение на фискальных целях способно нанести удар по предпринимателям. Исходя из этого, полагаем, что в сложившихся экономических условиях, а так же сокращении числа индивидуальных предпринимателей, цель налоговой системы состоит не в сдерживании процессов развития индивидуальной предпринимательской деятельности населения, а, наоборот, в ее поддержке.
Рассмотренные особенности специальных налоговых режимов предоставляют индивидуальным предпринимателям возможность выбора налогового режима, отвечающего особенностями осуществления предпринимательской деятельности и при условии внимательного анализа их возможно эффективное налоговое планирование, позволяющее оптимизировать налоговые платежи субъектов индивидуального предпринимательства, уплачиваемые в бюджетную систему страны.
Универсального способа определения самого выгодного налогового режима нет. Во-первых, несопоставимы базы расчета налогов. Во-вторых, для сопоставления необходимо знать структуру себестоимости. Выгода того или иного режима зависит от рентабельности деятельности, для чего мы отнесем условно в первую категорию производство и торговлю, отличающиеся высокой долей затрат в выручке, во вторую категорию - аренду и услуги, отличающиеся высокой долей прибыли. В-третьих, на совокупную налоговую нагрузку влияет величина социальных взносов с заработной платы. В 2013 г. ставки взносов дифференцированы в зависимости от категорий страхователей, их налоговых режимов и видов деятельности и составят от 0 до 30 %.
Отметим, индивидуальные предприниматели являются объектом воздействия мер налогового администрирования, включающих регистрацию и учет налогоплательщиков, проведение контрольных мероприятий в отношении них. Особенностей налогового администрирования индивидуальных предпринимателей в практике регулирования налоговых отношений в настоящее время так же выделено (за исключением особого порядка регистрации физических лиц в качестве ИП, отличного от регистрации юридических лиц).
По итогам изученного материала научный вклад автора состоит в следующем: уточнено понятие налогового администрирования индивидуального предпринимательства мы будем понимать совокупность организационных действий государственных органов по формированию эффективной налоговой среды, обеспечивающей удовлетворение потребностей государства по устойчивому наполнению бюджетной системы налоговыми платежами и созданию благоприятных налоговых условий для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей.
Действующие системы налогообложения приводят к сокращению числа индивидуальных предпринимателей в регионах. Так, за 2011 -2014 годы в Республике Татарстан количество индивидуальных предпринимателей сократилось на 30 024 ед., или на 25,9%. За 2011-2014 гг. доходы малых предприятий РТ увеличились на 62,5%, или на 139 352,4 млн. руб. Расходы малого бизнеса РТ растут большими темпами, чем доходы. За период расходы увеличились на 77,1%, или на 128 064,4 млн. руб. Объемы поступлений налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства за рассматриваемый период возросли на 40,4%, или 114 153,7 млн. руб. Темп роста налоговых поступлений от индивидуальных предпринимателей за 2011 -2014 гг. составил 35,5%. Наибольшая роль индивидуального предпринимателя в общем объеме налоговых поступлений в бюджет наблюдается в таких отраслях, как: розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования - 58,4%, а также сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях - 19,4% и производство пищевых продуктов, включая напитки - 12,9%.
Большинство индивидуальных предпринимателей применяют специальный налоговый режим - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, однако их количество с каждым годом снижается. На втором месте по популярности специальный режим «Упрощенная система налогообложения». Большинство индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, выбрали режим объекта налогообложения - доходы. За период наблюдается снижение количества ИП, применяющих ОСН на 1543 ед., или 10,1%. Основным недостатком общей системы налогообложения для индивидуального предпринимателя является существенная налоговая нагрузка по сравнению со специальными режимами.
Число индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, несмотря на все достоинства режима, с каждым годом снижается в 2011 -2013 гг. Сумма исчисленного налога по УСН, уплаченного индивидуальными предпринимателями РТ с каждым годом возрастает: на 21% в 2012 году, на 18,5% в 2013 году, на 10,9% в 2014 году. Основным проблемным аспектом применения режима УСН является отсутствие возможности уменьшения налоговой базы на сумму убытков, полученных в период применения УСН, наличие убытков не освобождает от уплаты минимального размера налога
Количество индивидуальных предпринимателей, применяющих систему ЕСХН за 4 последних года значительно сократилось с 13 632 ед. в 2011 году до 2 177 ед. в 2014 году, или в 6,3 раза. Сумма исчисленного единого сельскохозяйственного налога в 2011-2012 гг. составляла 10 млн. руб., в 2013 году возросла на 29,4% и составила 13 млн. руб., а в 2014 году возросла на 6,4% и составила 14 млн. руб. Общий прирост за период суммы ЕСХН составил 43,1%.
Число индивидуальных предпринимателей, применяющих систему ЕНВД, имеет тенденцию к снижению. Темп роста налоговой базы в 2012 году составил 16,5%, в 2014 году - 6,8%. В 2013 году наблюдалось небольшое снижение на 0,3%. Наиболее значимым недостатком ЕНВД является то, что установленная по видам деятельности базовая доходность часто не имеет экономического обоснования и не соответствует реальным результатам предпринимательской деятельности.
Число предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, также с каждым годом сокращается. Такая динамика может свидетельствовать о том, что данная система становится менее выгодной для предпринимателя. За последние пять лет количество выданных патентов сократилось на 1240 патентов, или 53% и на конец 2015 года составило 1099 патента. Наибольшее распространение патентная система налогообложения получила по такому виду предпринимательской деятельности как обучение населения на курсах и репетиторство, а также сдача в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, дач, земельных участков, принадлежащих ИП на праве собственности.
В настоящее время налог исчисляемой по патентной системе налогообложения значительно зависит от региона, в котором осуществляет деятельность предприниматель и численности населения муниципалитета. Половина выданных патентов по РТ приходится на город -миллионник Казань. 20% выданных патентов приходится на город Набережные Челны. По 3% приходится на Зеленодольский и Нижнекамский районы, по 2% - на Альметьевский и Тукаевский районы. Стоит отметить, что в Атнинском и Дрожжановском районах РТ совсем не было выдано патентов, во многих районах было выдано по 1 патенту в 2015 году.
На наш взгляд, причиной такого разграничения является малая численность района и высокий налог, поскольку законодательно в РТ определены два варианта исчисления потенциально возможного дохода: для муниципальных образований с численностью населения до 1 млн. человек и свыше 1 млн. человек. Градации муниципальных образований с численностью до 1 млн. чел. больше нет. Для муниципальных образований, численность населения которых составляет не более 20 000 человек, потенциально возможный доход, установленный законодательством слишком высок, в связи, с чем на плечи ИП, применяющих патентную систему налогообложения, ложится весомая налоговая нагрузка и данная система оказывается неэффективной.
Мы предлагаем разделить законодательно установленный потенциально возможный доход для РТ не на две группы, а на 7 групп. Подобное разграничение, на наш взгляд, будет способствовать снижению налоговой нагрузки ИП на небольшие муниципальные образования, а также сделает патентную систему налогообложения более востребованной.
Мы предлагаем на законодательном уровне закрепить дифференциацию дохода предпринимателя в рамках 7 групп исходя из численности населения.
Так, для первой группы мы предлагаем оставить значение потенциально возможного дохода ИП, установленное ст. 2 Закона РТ от 29.09.2012 N 65 -ЗРТ, на уровне 370 тыс. руб. на физический показатель. Для второй группы мы предлагаем сократить это значение на 20%, для 3й группы - на 30% и т.д. Для ИП, осуществляющих свою деятельность в муниципальных образованиях из 7й группы, потенциально возможный доход составит 30% от дохода ИП в муниципальных образованиях первой группы.
В ходе совершенствования налогового администрирования предлагается применение расчетного метода исчисления налоговой выгоды.
Таким образом, мы ожидаем, что наша система сделает более доступной патентную систему налогообложения в муниципальных образованиях и повысит привлекательность бизнеса для индивидуальных предпринимателей, а муниципальным налоговым органам позволит снизить количество камеральных проверок и количество нарушений со стороны субъектов малого предпринимательства.
Подобные работы
- ОЦЕНКА ОСОБЕННОСТЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Налоговая среда индивидуального предпринимательства и перспективы ее развития
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - Теоретические аспекты налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей при совмещение различных режимов налогообложения
Курсовые работы, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛБНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2016 - НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017 - Контроль налоговых органов за индивидуальными предпринимателями и его совершенствование
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ИСЧИСЛЯЕМЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Актуальные проблемы создания и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя (Чувашский государственный университет)
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2018 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016



