ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА РОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
1.1. Понятие, сущность и значение государственной финансовой
поддержки агропромышленного комплекса 7
1.2 Методы государственной финансовой поддержки и их развитие в
отечественной истории 15
1.3 Зарубежный опыт государственной финансовой поддержки отраслей
агропромышленного комплекса 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
2.1. Анализ реализации программ по государственной финансовой
поддержке агропромышленного комплекса в Российской Федерации 39
2.2. Оценка государственной финансовой поддержки в регионах
Приволжского федерального округа 57
2.3. Анализ развития агропромышленного комплекса в регионах
Приволжского федерального округа 72
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
3.1. Направления для развития агропромышленного комплекса в условиях
членства России в ВТО 89
3.2. Рекомендации для повышения эффективности государственной финансовой поддержки 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 119
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
1.1. Понятие, сущность и значение государственной финансовой
поддержки агропромышленного комплекса 7
1.2 Методы государственной финансовой поддержки и их развитие в
отечественной истории 15
1.3 Зарубежный опыт государственной финансовой поддержки отраслей
агропромышленного комплекса 28
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
2.1. Анализ реализации программ по государственной финансовой
поддержке агропромышленного комплекса в Российской Федерации 39
2.2. Оценка государственной финансовой поддержки в регионах
Приволжского федерального округа 57
2.3. Анализ развития агропромышленного комплекса в регионах
Приволжского федерального округа 72
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА
3.1. Направления для развития агропромышленного комплекса в условиях
членства России в ВТО 89
3.2. Рекомендации для повышения эффективности государственной финансовой поддержки 100
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 119
Агропромышленный комплекс является одной из важнейших отраслей экономики, необходимый для обеспечения продовольственной независимости страны от импорта, для удовлетворения потребностей населения в продовольствии в условиях реализуемой программы импортозамещения, а также повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на международной арене в условиях вхождения в ВТО.
Здесь производится жизненно важная для всего общества продукция, а также сосредоточен значительный экономический, финансовый и ресурсный потенциал, который представлен земельными, материальными и трудовыми ресурсами. В этой важнейшей народнохозяйственной отрасли занято около 30% работающих в сфере материального производства, функционирует почти пятая часть всех производственных фондов, создается около трети национального валового дохода.
После вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) изменились правила государственной финансовой поддержки, что обострило ситуацию с конкурентоспособностью отечественной сельхозпродукции. Протоколом соглашения ВТО зафиксирован максимальный уровень поддержки АПК России в размере 9 млрд долларов, с последующим сокращением ежегодно к 2018 году до 4,4 млрд долларов. При этом в 2013-2014 гг. на государственную поддержку АПК России выделено средств в 2 раза меньше, чем предусмотрено правилами ВТО. В то же время, аналогичный объём поддержки для Евросоюза составляет около 100 млрд долл. США, Японии - 39,6 млрд, США - 19 млрд, Швейцарии - 5,8 млрд.
Государственное финансовое регулирование и поддержка АПК России, осуществляемые посредством реализации государственных программ, дали положительные сдвиги в улучшении финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако многие разработанные и принятые программные документы на федеральном и региональном уровне, направленные на улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, по многим финансовым показателям полностью не выполнены, что не позволило кардинально решить существующие проблемы в отрасли.
Проблема оптимизации и нахождения приоритетных направлений действующих расходных обязательств федерального бюджета по оказанию государственной поддержки развитию сельского хозяйства, а также внедрения дополнительных мер по стимулированию экономического роста в агропромышленном комплексе выступает одним из контрапунктов официальных и программных документов, регламентирующих проведение бюджетной реформы в России: Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Необходимость оказания финансовой помощи наиболее эффективным субъектам агропромышленного комплекса определена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2015 год от 4 декабря 2014 года.
Проблемы развития АПК всегда находились в центре внимания экономистов. Еще физиократы (Ф. Кенэ и его последователи) во главу угла ставили вопросы регулирования экономических процессов с помощью механизмов и инструментов поземельного налогообложения. Различные аспекты государственного финансовой поддержки аграрного сектора нашли отражение в трудах Г.В. Беспахотного, И.Н. Буздалова, Э.Н. Крылатых, В.В. Кузнецова, В.З. Мазлоева, О.А. Родионовой, В.Я. Узуна, И.Г. Ушачёва и ряда других. Существенный вклад в разработку проблем, определяющих финансово - бюджетную политик, внесли: В.А. Алешин, М.В. Афанасьв, Р.Г. Сомоев, О.В. Врублевская, А.Г. Грязнова, Г.Б. Поляк, Е.Н. Голик,А.Г. Силуанов, А.Н. Швецов и другие. В настоящее время необходимость и целесообразность усиления роли государственного вмешательства и финансового регулирования в период непосредственного присоединения России ВТО дискутируют многие ученые-аграрники такие как А.И. Алтухов, В.Л. Милосердов, А.Ф. Серков, А.И. Костяев, В.И. Нечаев, И.Г. Ушачев, Э.Н. Крылатых, Б.И. Пошкус, И.Н. Буздалов, В.А. Кундиус, И.А. Минаков и многие другие видные ученые страны.
Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать особенности государственной финансовой поддержки АПК в России, в частности, в Приволжском федеральном округе и разработать рекомендации по увеличению эффективности финансовой поддержки аграрного сектора.
Для выполнения поставленной цели были определенны следующие задачи:
- рассмотреть и проанализировать понятие, сущность и значение государственной финансовой поддержки АПК;
- изучить методы ее осуществления в контексте основных этапов развития финансовой поддержки аграрного сектора в России ;
- изучить зарубежный опыт финансирования АПК и использовать его для разработки рекомендаций;
- рассмотреть и провести оценку реализации программ финансовой поддержки АПК;
- рассмотреть финансирование агропромышленных комплексов в изучаемых субъектах Приволжского федерального округа, выделить их основные особенности;
- провести количественную оценку уровня развития аграрно-промышленного комплекса в изучаемых регионах, провести корреляционно-регрессионный анализ;
- предложить направления и пути совершенствования финансовой поддержки агропромышленного комплекса в России.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Информационной базой для написания данной работы выступили федеральные законы, законодательные акты Министерства сельского хозяйства, монографии ведущих отечественных и зарубежных исследователей в сфере управления сельским хозяйством, официальная статистика и интернет-ресурсы
Здесь производится жизненно важная для всего общества продукция, а также сосредоточен значительный экономический, финансовый и ресурсный потенциал, который представлен земельными, материальными и трудовыми ресурсами. В этой важнейшей народнохозяйственной отрасли занято около 30% работающих в сфере материального производства, функционирует почти пятая часть всех производственных фондов, создается около трети национального валового дохода.
После вступления России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО) изменились правила государственной финансовой поддержки, что обострило ситуацию с конкурентоспособностью отечественной сельхозпродукции. Протоколом соглашения ВТО зафиксирован максимальный уровень поддержки АПК России в размере 9 млрд долларов, с последующим сокращением ежегодно к 2018 году до 4,4 млрд долларов. При этом в 2013-2014 гг. на государственную поддержку АПК России выделено средств в 2 раза меньше, чем предусмотрено правилами ВТО. В то же время, аналогичный объём поддержки для Евросоюза составляет около 100 млрд долл. США, Японии - 39,6 млрд, США - 19 млрд, Швейцарии - 5,8 млрд.
Государственное финансовое регулирование и поддержка АПК России, осуществляемые посредством реализации государственных программ, дали положительные сдвиги в улучшении финансового состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей. Однако многие разработанные и принятые программные документы на федеральном и региональном уровне, направленные на улучшение финансового состояния сельскохозяйственных предприятий, по многим финансовым показателям полностью не выполнены, что не позволило кардинально решить существующие проблемы в отрасли.
Проблема оптимизации и нахождения приоритетных направлений действующих расходных обязательств федерального бюджета по оказанию государственной поддержки развитию сельского хозяйства, а также внедрения дополнительных мер по стимулированию экономического роста в агропромышленном комплексе выступает одним из контрапунктов официальных и программных документов, регламентирующих проведение бюджетной реформы в России: Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. Необходимость оказания финансовой помощи наиболее эффективным субъектам агропромышленного комплекса определена в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию на 2015 год от 4 декабря 2014 года.
Проблемы развития АПК всегда находились в центре внимания экономистов. Еще физиократы (Ф. Кенэ и его последователи) во главу угла ставили вопросы регулирования экономических процессов с помощью механизмов и инструментов поземельного налогообложения. Различные аспекты государственного финансовой поддержки аграрного сектора нашли отражение в трудах Г.В. Беспахотного, И.Н. Буздалова, Э.Н. Крылатых, В.В. Кузнецова, В.З. Мазлоева, О.А. Родионовой, В.Я. Узуна, И.Г. Ушачёва и ряда других. Существенный вклад в разработку проблем, определяющих финансово - бюджетную политик, внесли: В.А. Алешин, М.В. Афанасьв, Р.Г. Сомоев, О.В. Врублевская, А.Г. Грязнова, Г.Б. Поляк, Е.Н. Голик,А.Г. Силуанов, А.Н. Швецов и другие. В настоящее время необходимость и целесообразность усиления роли государственного вмешательства и финансового регулирования в период непосредственного присоединения России ВТО дискутируют многие ученые-аграрники такие как А.И. Алтухов, В.Л. Милосердов, А.Ф. Серков, А.И. Костяев, В.И. Нечаев, И.Г. Ушачев, Э.Н. Крылатых, Б.И. Пошкус, И.Н. Буздалов, В.А. Кундиус, И.А. Минаков и многие другие видные ученые страны.
Цель данной работы - рассмотреть и проанализировать особенности государственной финансовой поддержки АПК в России, в частности, в Приволжском федеральном округе и разработать рекомендации по увеличению эффективности финансовой поддержки аграрного сектора.
Для выполнения поставленной цели были определенны следующие задачи:
- рассмотреть и проанализировать понятие, сущность и значение государственной финансовой поддержки АПК;
- изучить методы ее осуществления в контексте основных этапов развития финансовой поддержки аграрного сектора в России ;
- изучить зарубежный опыт финансирования АПК и использовать его для разработки рекомендаций;
- рассмотреть и провести оценку реализации программ финансовой поддержки АПК;
- рассмотреть финансирование агропромышленных комплексов в изучаемых субъектах Приволжского федерального округа, выделить их основные особенности;
- провести количественную оценку уровня развития аграрно-промышленного комплекса в изучаемых регионах, провести корреляционно-регрессионный анализ;
- предложить направления и пути совершенствования финансовой поддержки агропромышленного комплекса в России.
Выпускная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Информационной базой для написания данной работы выступили федеральные законы, законодательные акты Министерства сельского хозяйства, монографии ведущих отечественных и зарубежных исследователей в сфере управления сельским хозяйством, официальная статистика и интернет-ресурсы
Итак, мы полагаем, что государственное финансовую поддержку АПК можно определить как главную функцию государственного финансового регулирования, направленную на достижение социально-экономической стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ отечественной продукции, адаптации механизма финансовой поддержки к реально меняющимся природно-экономическим условиям хозяйствования и требованиям ВТО, экономической и продовольственной безопасности, при систематическом росте благосостояния граждан.
По нашему мнению, а также мнению ряда учёных, главная цель государства в экономическом и финансовом регулировании сельского хозяйства состоит: в обеспечении стабильного, поступательного и рационального экономического и социального развития всех отраслей агропромышленного комплекса; функционировании продовольственного рынка в интересах населения; обеспечении продовольственной безопасности страны; поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также достижению достойного уровня жизни населения и динамичного развития сельских территорий.
Специфические особенности сельского хозяйства значительно снижают привлекательность труда и вложения капитала для инвесторов. Недостаточно высокая конкурентоспособность продукции в сельском хозяйстве связана с сезонным характером и высокой материалоёмкостью производства, недостаточно высокой мобильностью материально- технических ресурсов, сильной зависимостью от природно-климатических условий, значительными и постоянными рисками при производстве и реализации продукции, связанными с получением рациональных и стабильных доходов, ценовой неэластичностью спроса и предложения на многие продукты сельского хозяйства и рядом других факторов.
В системе мер государственной финансовой поддержки АПК наряду с прямыми (бюджетными) методами особую роль играют косвенные (налоговые, ценовые, денежно-кредитные и внешнеторговые) инструменты стимулирования. Система мер государственной финансовой поддержки АПК России включает следующие стимулирующие инструменты: финансово-бюджетной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеторговой и налоговой политик. Инструменты финансово-бюджетной политики используются применительно к сельскохозяйственным организациям, в меньшей степени к переработчикам сельскохозяйственной продукции и предприятиям машиностроительной отрасли АПК. Инструменты финансово-кредитной политики используются 1 и 2 сферами АПК, а также субъектами легкой и пищевой промышленности, ценовые - сельским хозяйством. Инструменты внешнеторговой политики используются в основном применительно к сельскохозяйственным организациям и производителям продуктов питания.
Также выявлены возможности использования передовых западных практик финансовой поддержки с/х товаропроизводителей, применительно к российской действительности, посредством установления: фиксированных платежей, не связанных с уровнем производства; предоставления кредитов под залог урожая; регулирования рыночной цены, путем установления высоких фиксированных внутренних цен, без установления контроля за объемом производства, обеспечивающей определённый уровень рентабельности; выплат в зависимости от целевого использования субсидий и в зависимости от размера посевных площадей; жёсткого государственного заказа на производство необходимой сельскохозяйственной продукции. Применение перечисленных мер в практической деятельности отечественных товаропроизводителей, позволит обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и в условиях расширения международных связей.
Подводя итоги, можно сказать, что мероприятия государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса направлены, главным образом, на субъекты сельского хозяйства, составляющего основу АПК России. Финансирование осуществляется в рамках 2-х основных государственных программ поддержки сельского хозяйства (2008-12гг. и 2013-20гг.). Проведение мероприятий Государственной программы 2008-12 гг. не дало ожидаемых результатов, из 9 заданных индикаторов достигнуты только 2. На недостижение запланированной программой результатов, кроме размера субсидий, повлияли две основные причины:
- кредитная ориентация субсидирования, которая в условиях закредитованности сельскохозяйственных организаций привела к еще большему росту их кредиторской задолженности
- существующий механизм распределения субсидий, который делает их предоставление для мелких товаропроизводителей практически невозможным.
В вновь принятой Программе наблюдается увеличение финансирования и мер стимулирования по сравнению с предыдущей, также стоит отметить появление новых направлений - оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, возмещение части затрат на уплату страховой премии, техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие . Однако основной объем государственной финансовой поддержки пришелся на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам.
Таким образом, в существующей системе государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса России существует ряд недостатков, которые не позволяют достигать запланированных результатов. На наш взгляд, уход от ориентации на субсидирование кредитов и займов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также упрощение процесса сбора документации, необходимой для получения денежных средств, повышение доступности их для мелких сельхозтоваропроизводителей позволит значительно улучшить результаты от мероприятий, предусматриваемых программами по поддержке сельского хозяйства.
Государственные субсидии распределяются крайне неравномерно как по регионам, так и по отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям. При этом, существующая официальная статистическая отчетность не содержит сведений, например, о налоговых льготах, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, получающим государственные субсидии.
Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что среди четырнадцати исследованных регионов ПФО наблюдается значительная дифференциация по развитию АПК. Есть как регионы-лидеры - республика Татарстан, республика Башкортостан, Саратовская область, которые являются самыми сельскохозяйственно развитыми, так и отстающие регионы - Ульяновская и Пензенская области.
Это связано, на наш взгляд, с различными возможности бюджетов по обеспечению софинансирования, соотношением между объемом федеральной и региональной поддержки, а также низкой скоростью доведения финансовой поддержки на местах.
Главными направлениями изменения российской политики поддержки АПК в связи с вступлением в ВТО являются:
- увеличение уровня бюджетной поддержки и уменьшение зависимости сельскохозяйственной политики от поддержки рыночной цены;
сокращение прямых трансфертов потребителей производителям и в бюджет;
- совершенствование структуры поддержки: уменьшение доли расходов на непосредственную поддержку производителей и увеличение затрат на общие меры поддержки, услуги общего характера (GSSE);
- переструктуризация механизмов поддержки: сокращение искажающих рынок продуктово-специфических субсидий, выплачиваемых в зависимости от объемов производства и увеличение субсидий, относимых в рамках ВТО к «зеленой» корзине;
- достижение показателей Доктрины для роста самообеспеченности регионов и страны в целом, а также роста экспорта за счет модернизации и создания благоприятных условий для ведения производственной деятельности.
Целесообразно при распределении субсидий из регионального бюджета их размер определять исходя из объема произведенной и реализованной продукции, ставки субсидии, коэффициента уровня рентабельности и коэффициента, учитывающего природно-экономическую зону. Представление субсидий с учетом предложенных коэффициентов позволит учитывать финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей для различных природно-климатических условий хозяйствования, сгладить диспаритет цен и стимулировать хозяйства на увеличение объемов производства и повышение его эффективности.
Выполнение программы комплексного развития всех сфер деятельности в АПК позволит: преодолеть стагнацию в развитии скотоводства, что создаст условия для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов; обновить техническую базу сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и за счет развития российского сельскохозяйственного машиностроения; привлечь инвестиции в повышение плодородия почв и мелиорацию, что позволит поднять стимулы к улучшению использования земельных угодий.
Также представляется важным внедрение в масштабе региона информационно-коммуникационных технологии в государственное финансовое управление. Состав информации хозяйст в, интегрируемый по каждому району и области, должен быть достаточен для определения территориальными органами управления АПК масштабов внедрения инноваций, общих мотивов для расширения хозяйственной деятельности, направлений и объемов их поддержки, а также для формирования базы знаний товаропроизводителей региона.
Развитие финансового механизма государственной поддержки сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО позволит сформировать систему стратегических целей и задач на долгосрочную перспективу в области эффективного бюджетно-налогового, кредитного, ценового механизмов, направленных на формирование и рациональное использование финансовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей, укрепление их финансовой устойчивости.
Подводя итог, хочется привести слова В.В.Путина: «вся государственная политика по поддержке сельхозпроизводителей должна быть выверенной, нацеленной на реализацию долгосрочных структурных планов. Приоритеты такой поддержки должны соответствовать реальным потребностям отрасли. Каждый бюджетный рубль должен работать на развитие».
По нашему мнению, а также мнению ряда учёных, главная цель государства в экономическом и финансовом регулировании сельского хозяйства состоит: в обеспечении стабильного, поступательного и рационального экономического и социального развития всех отраслей агропромышленного комплекса; функционировании продовольственного рынка в интересах населения; обеспечении продовольственной безопасности страны; поддержки доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также достижению достойного уровня жизни населения и динамичного развития сельских территорий.
Специфические особенности сельского хозяйства значительно снижают привлекательность труда и вложения капитала для инвесторов. Недостаточно высокая конкурентоспособность продукции в сельском хозяйстве связана с сезонным характером и высокой материалоёмкостью производства, недостаточно высокой мобильностью материально- технических ресурсов, сильной зависимостью от природно-климатических условий, значительными и постоянными рисками при производстве и реализации продукции, связанными с получением рациональных и стабильных доходов, ценовой неэластичностью спроса и предложения на многие продукты сельского хозяйства и рядом других факторов.
В системе мер государственной финансовой поддержки АПК наряду с прямыми (бюджетными) методами особую роль играют косвенные (налоговые, ценовые, денежно-кредитные и внешнеторговые) инструменты стимулирования. Система мер государственной финансовой поддержки АПК России включает следующие стимулирующие инструменты: финансово-бюджетной, ценовой, финансово-кредитной, внешнеторговой и налоговой политик. Инструменты финансово-бюджетной политики используются применительно к сельскохозяйственным организациям, в меньшей степени к переработчикам сельскохозяйственной продукции и предприятиям машиностроительной отрасли АПК. Инструменты финансово-кредитной политики используются 1 и 2 сферами АПК, а также субъектами легкой и пищевой промышленности, ценовые - сельским хозяйством. Инструменты внешнеторговой политики используются в основном применительно к сельскохозяйственным организациям и производителям продуктов питания.
Также выявлены возможности использования передовых западных практик финансовой поддержки с/х товаропроизводителей, применительно к российской действительности, посредством установления: фиксированных платежей, не связанных с уровнем производства; предоставления кредитов под залог урожая; регулирования рыночной цены, путем установления высоких фиксированных внутренних цен, без установления контроля за объемом производства, обеспечивающей определённый уровень рентабельности; выплат в зависимости от целевого использования субсидий и в зависимости от размера посевных площадей; жёсткого государственного заказа на производство необходимой сельскохозяйственной продукции. Применение перечисленных мер в практической деятельности отечественных товаропроизводителей, позволит обеспечить устойчивое развитие сельских территорий, поступательное социально-экономическое развитие агропромышленного комплекса на основе его модернизации и в условиях расширения международных связей.
Подводя итоги, можно сказать, что мероприятия государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса направлены, главным образом, на субъекты сельского хозяйства, составляющего основу АПК России. Финансирование осуществляется в рамках 2-х основных государственных программ поддержки сельского хозяйства (2008-12гг. и 2013-20гг.). Проведение мероприятий Государственной программы 2008-12 гг. не дало ожидаемых результатов, из 9 заданных индикаторов достигнуты только 2. На недостижение запланированной программой результатов, кроме размера субсидий, повлияли две основные причины:
- кредитная ориентация субсидирования, которая в условиях закредитованности сельскохозяйственных организаций привела к еще большему росту их кредиторской задолженности
- существующий механизм распределения субсидий, который делает их предоставление для мелких товаропроизводителей практически невозможным.
В вновь принятой Программе наблюдается увеличение финансирования и мер стимулирования по сравнению с предыдущей, также стоит отметить появление новых направлений - оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, возмещение части затрат на уплату страховой премии, техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие . Однако основной объем государственной финансовой поддержки пришелся на возмещение части процентной ставки по кредитам и займам.
Таким образом, в существующей системе государственной финансовой поддержки агропромышленного комплекса России существует ряд недостатков, которые не позволяют достигать запланированных результатов. На наш взгляд, уход от ориентации на субсидирование кредитов и займов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также упрощение процесса сбора документации, необходимой для получения денежных средств, повышение доступности их для мелких сельхозтоваропроизводителей позволит значительно улучшить результаты от мероприятий, предусматриваемых программами по поддержке сельского хозяйства.
Государственные субсидии распределяются крайне неравномерно как по регионам, так и по отдельным сельскохозяйственным товаропроизводителям. При этом, существующая официальная статистическая отчетность не содержит сведений, например, о налоговых льготах, предоставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям, получающим государственные субсидии.
Резюмируя все вышесказанное, можно утверждать, что среди четырнадцати исследованных регионов ПФО наблюдается значительная дифференциация по развитию АПК. Есть как регионы-лидеры - республика Татарстан, республика Башкортостан, Саратовская область, которые являются самыми сельскохозяйственно развитыми, так и отстающие регионы - Ульяновская и Пензенская области.
Это связано, на наш взгляд, с различными возможности бюджетов по обеспечению софинансирования, соотношением между объемом федеральной и региональной поддержки, а также низкой скоростью доведения финансовой поддержки на местах.
Главными направлениями изменения российской политики поддержки АПК в связи с вступлением в ВТО являются:
- увеличение уровня бюджетной поддержки и уменьшение зависимости сельскохозяйственной политики от поддержки рыночной цены;
сокращение прямых трансфертов потребителей производителям и в бюджет;
- совершенствование структуры поддержки: уменьшение доли расходов на непосредственную поддержку производителей и увеличение затрат на общие меры поддержки, услуги общего характера (GSSE);
- переструктуризация механизмов поддержки: сокращение искажающих рынок продуктово-специфических субсидий, выплачиваемых в зависимости от объемов производства и увеличение субсидий, относимых в рамках ВТО к «зеленой» корзине;
- достижение показателей Доктрины для роста самообеспеченности регионов и страны в целом, а также роста экспорта за счет модернизации и создания благоприятных условий для ведения производственной деятельности.
Целесообразно при распределении субсидий из регионального бюджета их размер определять исходя из объема произведенной и реализованной продукции, ставки субсидии, коэффициента уровня рентабельности и коэффициента, учитывающего природно-экономическую зону. Представление субсидий с учетом предложенных коэффициентов позволит учитывать финансовое состояние сельскохозяйственных товаропроизводителей для различных природно-климатических условий хозяйствования, сгладить диспаритет цен и стимулировать хозяйства на увеличение объемов производства и повышение его эффективности.
Выполнение программы комплексного развития всех сфер деятельности в АПК позволит: преодолеть стагнацию в развитии скотоводства, что создаст условия для наращивания производства мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов; обновить техническую базу сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе и за счет развития российского сельскохозяйственного машиностроения; привлечь инвестиции в повышение плодородия почв и мелиорацию, что позволит поднять стимулы к улучшению использования земельных угодий.
Также представляется важным внедрение в масштабе региона информационно-коммуникационных технологии в государственное финансовое управление. Состав информации хозяйст в, интегрируемый по каждому району и области, должен быть достаточен для определения территориальными органами управления АПК масштабов внедрения инноваций, общих мотивов для расширения хозяйственной деятельности, направлений и объемов их поддержки, а также для формирования базы знаний товаропроизводителей региона.
Развитие финансового механизма государственной поддержки сельского хозяйства в условиях присоединения России к ВТО позволит сформировать систему стратегических целей и задач на долгосрочную перспективу в области эффективного бюджетно-налогового, кредитного, ценового механизмов, направленных на формирование и рациональное использование финансовых ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей, укрепление их финансовой устойчивости.
Подводя итог, хочется привести слова В.В.Путина: «вся государственная политика по поддержке сельхозпроизводителей должна быть выверенной, нацеленной на реализацию долгосрочных структурных планов. Приоритеты такой поддержки должны соответствовать реальным потребностям отрасли. Каждый бюджетный рубль должен работать на развитие».
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ (на материалах Ставропольского края)(08.00.05)
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004



