Исследование экспортного потенциала предприятия
|
Введение 4
1. Теоретические основы исследования и оценки экспортного 9
потенциала предприятия
1.1. Экспортный потенциал: сущность и понятие. 9
1.2. Теоретические подходы к оценке экспортного потенциала и 17
возможности их применения
1.3. Значение оценки экспортного потенциала для определения 25
вектора развития региональной экономики
2. Исследование экспортного потенциала отрасли минеральных 35
удобрений РФ
2.1. Основные тенденции развития отрасли минеральных 35
удобрений России та
2.2. Интеграция отрасли минеральных удобрений России в 43
мировой рынок удобрений
2.3. Оценка экспортного потенциала отрасли минеральных 49
удобрений в разрезе видов продукции
3. Анализ экспортного потенциала предприятия ООО 57
«Менделеевсказот»
3.1. Анализ производственной экономической деятельности 57
предприятия
3.2. Оценка экспортного потенциала на основе анализа 72
динамики рынков сбыта
3.3. Применение метода «4Р» для оценки экспортного 83
потенциала предприятия
Заключение 92
Список использованной литературы 98
Приложения
1. Теоретические основы исследования и оценки экспортного 9
потенциала предприятия
1.1. Экспортный потенциал: сущность и понятие. 9
1.2. Теоретические подходы к оценке экспортного потенциала и 17
возможности их применения
1.3. Значение оценки экспортного потенциала для определения 25
вектора развития региональной экономики
2. Исследование экспортного потенциала отрасли минеральных 35
удобрений РФ
2.1. Основные тенденции развития отрасли минеральных 35
удобрений России та
2.2. Интеграция отрасли минеральных удобрений России в 43
мировой рынок удобрений
2.3. Оценка экспортного потенциала отрасли минеральных 49
удобрений в разрезе видов продукции
3. Анализ экспортного потенциала предприятия ООО 57
«Менделеевсказот»
3.1. Анализ производственной экономической деятельности 57
предприятия
3.2. Оценка экспортного потенциала на основе анализа 72
динамики рынков сбыта
3.3. Применение метода «4Р» для оценки экспортного 83
потенциала предприятия
Заключение 92
Список использованной литературы 98
Приложения
Актуальность исследования. Усиление интеграционных процессов между странами, создание различных торговых союзов изменяют структуру товарных рынков. Усиливается конкуренция, изменяется поведение потребителей, повышаются требования не только к качеству продукции, но и к дополнительным услугам. В этих условиях, компаниям уже сложнее и сложнее конкурировать даже на российском рынке. И конкурировать не только с аналогичными российскими компаниями. В стране появляются компании стран как ближнего, так и дальнего зарубежья.
Выход компании на рынки других стран - это не только расширение производства, получение прибыли, международное признание и статус. Это еще и каждодневная работа, обеспечивающая готовность компании экспортировать нужный товар, в определенную страну, с учетом ее культурных особенностей и уровня развития.
Важно понимать, что работа на внешних рынках характеризуется большим по сравнению с внутренними рынками уровнем рисков, обусловленным различиями в социо-культурных, экономических, политических, правовых факторах зарубежных стран; более высоким уровнем конкуренции, высокими требованиями к качественным характеристикам товара, упаковке, маркировке, а также более высоким уровнем затрат, связанных с международными маркетинговыми исследованиями и реализацией продукции.
Экспортная стратегия позволяет использовать потенциал и компетенции компании, во время реагировать на происходящие изменения, использовать различные тенденции.
Степень разработанности темы. Исследованию проблем международного бизнеса ведущих мировых корпораций, оценке внутренней и внешней среды компании, осуществлению деловых операций на мировом рынке, анализу и совершенствованию этих операций посвящены работы таких известных зарубежных ученых-экономистов, как Б. Берман, А. Бэттлер, Дж. Джэннет, Дж. Дэниеле, П. Катеора, Ф. Котлер, В. Ойкен, Ж. Перар, М. Портер, Ли Радеба, С. Рохнен, Д. Уилсон, Дж. Уоррен, X. Хеннесси, Ч. Хилл, А. Чендлер, Дж. Эванс. и др.
В этих работах раскрывается понятие международного бизнеса, его основные формы и виды деловых операций на мировых рынках, структурируется внешняя среда ведения деловых операций компании на мировом рынке, обозначаются факторы, по которым может быть оценена внешняя среда компаний, указываются деловые операции компании, с помощью которых она может совершенствовать свой международный бизнес, подробно описывается механизм ведения международного бизнеса компаний на основе глобального размещения источников снабжения, организации производства и сбыта.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий, ее формы и другие проблемы мировой экономики исследуются в трудах ряда российских ученых: Е. Авдокушина, С. Афонцева, Э. Бабина, В. Буглая, И. Герчиковой, Л. Градобитовой, Ю. Григорьева, П. Завьялова, А. Киреева, В. Колесова, Э. Кочетова, Ф. Левшина, К. Ливенцева, А. Мовсесяна, Н. Моисеевой, А. Наговицина, С. Огнивцева, М. Осьмовой, В. Савина, К. Семенова, Л. Стровского, С. Пивоварова, С. Попова, Е. Пузаковой, В. Рыбалкина, Р. Хасбулатова, В. Шалашова, А. Шуркалина, Н. Цыпиной и др. В этих работах определяется понятие внешнеэкономической деятельности предприятий, ее формы и виды, обозначаются проблемы ведения данной деятельности отечественными предприятиями, вопросы мировой торговли и ее места в мировой экономике, дается обзор законодательной и нормативно-правовой базы осуществления внешнеторговых операций российскими предприятиями и т.д.
Цель исследования рассмотреть основные факторы, которые необходимо учитывать при разработке экспортной стратегии.
Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотрение теоретических аспектов разработки экспортной стратегии организации;
- систематизация методов и подходов к разработке экспортной стратегии организации;
- определение важных проблем выхода на внешний рынок организации.
В качестве объекта исследования выбрана хозяйственная деятельность предприятия химической отрасли, а в качестве предмета - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования экспортной стратегии.
Информационно-эмпирической базой этой работы послужили фактические материалы состояния предприятий химической отрасли, проведенные аналитические обзоры по проблемам повышения экспортного потенциала предприятия химической отрасли.
В теоретическую и методологическую основу магистерской диссертации вошли труды отечественных и зарубежных авторов по повышению операционной эффективности и снижению затрат компаний при реализации экспортной стратегии, а также результаты анализа и наработки, разработанные в процессе подготовки материала автором работы. В работе использовались методы системного и функционального подходов при моделировании последствий принятия управленческих решений, а также методы сравнительного, структурного анализа и контроля доходов / расходов от предлагаемых мероприятий.
Информационная база исследования включает данные Министерства экономического развития Российской Федерации, годовые отчеты крупнейших отечественных и зарубежных химических компаний, материалы исследований в области развития нефтегазовой отрасли, собственные материалы исследований полученных в период работы, а также действующие в области регулирования процессов реорганизации нормативные и законодательные акты Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является применение объективных принципов научного познания, основных положений теории международного бизнеса фирмы. В процессе исследования проблем по избранной теме изучалась фундаментальная и специальная литература, законодательные и нормативные акты, материалы научных конференций и семинаров.
Научный аппарат исследования включает формально-логические методы и методы диалектики: дедукция, индукция, движение от абстрактного к конкретному. Исследование основывается на таких методах познания, как комплексность и системность, на четком формулировании целей и задач международного бизнеса фирмы, использовании методов научной логики для доказательства решения поставленных задач.
Научная новизна. Научная ориентация данного исследования заключается в разработке и обосновании мероприятий по повышению экспортного потенциала предприятия химической отрасли в контексте эффективности использования ресурсов и достигнутых показателей. В процессе исследования были получены такие научно-практические результаты:
- уточнено понятие «экспортный потенциал предприятия» как совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для производства конкурентоспособной продукции, ее реализации и обслуживания на внешних рынках как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
- систематизированы с помощью SWOT-анализа сильные и слабые стороны, возможности и угрозы предприятий российской промышленности минеральных удобрений;
- применен подход модели «4Р» для оценки экспортного потенциала предприятия;
Обоснованность результатов исследования обеспечивается применением общенаучных теоретико-методологических принципов и методов управления бизнес-процессами, обоснованной методикой исследования, многоаспектностью исследования данной проблемы.
Авторские предложения могут быть применены руководством предприятий технологического обеспечения для обоснования управленческих решений по развитию производственных и управленческих процессов, удержанию ключевых конкурентных позиций на рынке.
Основные теоретические и методические положения магистерской диссертационной работы отражены в 3 опубликованных научных трудах автора общим объемом 2 п.л. (вклад автора 0,8 п.л.). Методологические основы экспортного потенциала в Журнале ВАК «Научное обозрение» 2017 г., г. Москва. Вопросы исследования экспортного потенциала российских предприятий обсуждены на Международном экономическом форуме «Экономика в меняющемся мире», Казань, 2017 г.
Структура и содержание работы. Цель исследования предопределила логику и структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Выход компании на рынки других стран - это не только расширение производства, получение прибыли, международное признание и статус. Это еще и каждодневная работа, обеспечивающая готовность компании экспортировать нужный товар, в определенную страну, с учетом ее культурных особенностей и уровня развития.
Важно понимать, что работа на внешних рынках характеризуется большим по сравнению с внутренними рынками уровнем рисков, обусловленным различиями в социо-культурных, экономических, политических, правовых факторах зарубежных стран; более высоким уровнем конкуренции, высокими требованиями к качественным характеристикам товара, упаковке, маркировке, а также более высоким уровнем затрат, связанных с международными маркетинговыми исследованиями и реализацией продукции.
Экспортная стратегия позволяет использовать потенциал и компетенции компании, во время реагировать на происходящие изменения, использовать различные тенденции.
Степень разработанности темы. Исследованию проблем международного бизнеса ведущих мировых корпораций, оценке внутренней и внешней среды компании, осуществлению деловых операций на мировом рынке, анализу и совершенствованию этих операций посвящены работы таких известных зарубежных ученых-экономистов, как Б. Берман, А. Бэттлер, Дж. Джэннет, Дж. Дэниеле, П. Катеора, Ф. Котлер, В. Ойкен, Ж. Перар, М. Портер, Ли Радеба, С. Рохнен, Д. Уилсон, Дж. Уоррен, X. Хеннесси, Ч. Хилл, А. Чендлер, Дж. Эванс. и др.
В этих работах раскрывается понятие международного бизнеса, его основные формы и виды деловых операций на мировых рынках, структурируется внешняя среда ведения деловых операций компании на мировом рынке, обозначаются факторы, по которым может быть оценена внешняя среда компаний, указываются деловые операции компании, с помощью которых она может совершенствовать свой международный бизнес, подробно описывается механизм ведения международного бизнеса компаний на основе глобального размещения источников снабжения, организации производства и сбыта.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий, ее формы и другие проблемы мировой экономики исследуются в трудах ряда российских ученых: Е. Авдокушина, С. Афонцева, Э. Бабина, В. Буглая, И. Герчиковой, Л. Градобитовой, Ю. Григорьева, П. Завьялова, А. Киреева, В. Колесова, Э. Кочетова, Ф. Левшина, К. Ливенцева, А. Мовсесяна, Н. Моисеевой, А. Наговицина, С. Огнивцева, М. Осьмовой, В. Савина, К. Семенова, Л. Стровского, С. Пивоварова, С. Попова, Е. Пузаковой, В. Рыбалкина, Р. Хасбулатова, В. Шалашова, А. Шуркалина, Н. Цыпиной и др. В этих работах определяется понятие внешнеэкономической деятельности предприятий, ее формы и виды, обозначаются проблемы ведения данной деятельности отечественными предприятиями, вопросы мировой торговли и ее места в мировой экономике, дается обзор законодательной и нормативно-правовой базы осуществления внешнеторговых операций российскими предприятиями и т.д.
Цель исследования рассмотреть основные факторы, которые необходимо учитывать при разработке экспортной стратегии.
Поставленная цель потребовала решения ряда взаимосвязанных задач:
- рассмотрение теоретических аспектов разработки экспортной стратегии организации;
- систематизация методов и подходов к разработке экспортной стратегии организации;
- определение важных проблем выхода на внешний рынок организации.
В качестве объекта исследования выбрана хозяйственная деятельность предприятия химической отрасли, а в качестве предмета - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования экспортной стратегии.
Информационно-эмпирической базой этой работы послужили фактические материалы состояния предприятий химической отрасли, проведенные аналитические обзоры по проблемам повышения экспортного потенциала предприятия химической отрасли.
В теоретическую и методологическую основу магистерской диссертации вошли труды отечественных и зарубежных авторов по повышению операционной эффективности и снижению затрат компаний при реализации экспортной стратегии, а также результаты анализа и наработки, разработанные в процессе подготовки материала автором работы. В работе использовались методы системного и функционального подходов при моделировании последствий принятия управленческих решений, а также методы сравнительного, структурного анализа и контроля доходов / расходов от предлагаемых мероприятий.
Информационная база исследования включает данные Министерства экономического развития Российской Федерации, годовые отчеты крупнейших отечественных и зарубежных химических компаний, материалы исследований в области развития нефтегазовой отрасли, собственные материалы исследований полученных в период работы, а также действующие в области регулирования процессов реорганизации нормативные и законодательные акты Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой исследования является применение объективных принципов научного познания, основных положений теории международного бизнеса фирмы. В процессе исследования проблем по избранной теме изучалась фундаментальная и специальная литература, законодательные и нормативные акты, материалы научных конференций и семинаров.
Научный аппарат исследования включает формально-логические методы и методы диалектики: дедукция, индукция, движение от абстрактного к конкретному. Исследование основывается на таких методах познания, как комплексность и системность, на четком формулировании целей и задач международного бизнеса фирмы, использовании методов научной логики для доказательства решения поставленных задач.
Научная новизна. Научная ориентация данного исследования заключается в разработке и обосновании мероприятий по повышению экспортного потенциала предприятия химической отрасли в контексте эффективности использования ресурсов и достигнутых показателей. В процессе исследования были получены такие научно-практические результаты:
- уточнено понятие «экспортный потенциал предприятия» как совокупность имеющихся ресурсов и возможностей для производства конкурентоспособной продукции, ее реализации и обслуживания на внешних рынках как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде;
- систематизированы с помощью SWOT-анализа сильные и слабые стороны, возможности и угрозы предприятий российской промышленности минеральных удобрений;
- применен подход модели «4Р» для оценки экспортного потенциала предприятия;
Обоснованность результатов исследования обеспечивается применением общенаучных теоретико-методологических принципов и методов управления бизнес-процессами, обоснованной методикой исследования, многоаспектностью исследования данной проблемы.
Авторские предложения могут быть применены руководством предприятий технологического обеспечения для обоснования управленческих решений по развитию производственных и управленческих процессов, удержанию ключевых конкурентных позиций на рынке.
Основные теоретические и методические положения магистерской диссертационной работы отражены в 3 опубликованных научных трудах автора общим объемом 2 п.л. (вклад автора 0,8 п.л.). Методологические основы экспортного потенциала в Журнале ВАК «Научное обозрение» 2017 г., г. Москва. Вопросы исследования экспортного потенциала российских предприятий обсуждены на Международном экономическом форуме «Экономика в меняющемся мире», Казань, 2017 г.
Структура и содержание работы. Цель исследования предопределила логику и структуру работы, состоящую из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Среди перерабатывающих отраслей промышленности России производство минеральных удобрений занимает особое место. От уровня и направлений развития этого крупного блока химической индустрии зависит решение очень многих важных проблем в экономике России.
В первую очередь это насыщение рынка продуктами питания отечественного производства, создание необходимых условий для обеспечения продовольственной независимости России и устойчивого развития смежных отраслей промышленности. На долю минеральных удобрений приходится более 20 % товарной продукции химической и нефтехимической промышленности России . Россия входит в пятерку крупнейших в мире производителей и экспортеров каждого вида минеральных удобрений. На долю минеральных удобрений приходится более 23 % товарной продукции химической и нефтехимической промышленности России и более 34 % экспорта химической продукции . Особенностью российского рынка минеральных удобрений, наряду с доминирующей долей экспортных отгрузок, является низкая доля закупок удобрений сельхозпроизводителями по сравнению с промышленным потреблением. Российские минеральные удобрения — одна из главных отраслей российской химической индустрии с годовым оборотом более 10 млрд. долларов. В 2012 году в России было произведено 19 млн. т. удобрений, что составляет 105,1 % к показателю 2011 года.
Определяющими факторами в размещении производства является либо наличие в районе газовых ресурсов (Невинномысск на Северном Кавказе), либо потребителей готовой продукции — предприятий сельского хозяйства (Новомосковск в Центральном, Новгород в Северо-Западном, Дзержинск в Волго-Вятском районах).
В отрасли можно выделить две большие группы предприятий.
Первая из них — это крупнейшие монополисты в области добычи минерального сырья, как правило, не очень склонные к серьезным инновациям и использующие основные фонды, созданные еще при социализме.
Во второй группе находятся относительно новые, но не очень крупные предприятия, производящие готовые минеральные удобрения, выживающие в конкурентной борьбе и более стремящиеся к нововведениям с целью удешевления производства и занятия новых ниш на рынках продаж минеральных удобрений. Монополисты в области добычи сырья для производства минеральных удобрений, нередко искусственно повышая цены, ухудшают финансовое положение и инновационные возможности других предприятий — производителей минеральных удобрений. Более половины объемов выпуска азотных удобрений в России приходится на тройку крупнейших производителей — «ЕвроХим», «УРАЛХИМ» и «Акрон». Проблема повышения конкурентоспособности российских минеральных удобрений на мировом рынке становится все более актуальной в свете динамичных изменений цен на сырье, поступательного движения научно-технического прогресса, все более заметного изменения уровня товарной структуры спроса.
Среди основных проблем развития отрасли следует указать: относительно низкий технический уровень производства; крайне высокая степень износа действующего оборудования; в значительной мере устаревшие технологии;
исключительно высокая капиталоемкость производства;
неоправданно высокая тепло- и энергоемкость производства;
чрезвычайно низкая производительность труда по сравнению с конкурентами из-за рубежа.
На сегодняшний день можно выявить следующие основные внешние угрозы для успешного развития российских компаний-производителей минеральных удобрений:
дальнейшая либерализация рынка энергоресурсов, предопределяющая существенный рост российских тарифов на электроэнергию и провоцируемую этим инфляционную волну;
недавнее присоединение России в ВТО, базовые условия которого снижают уровень защиты российского товаропроизводителя и значительных сегментов нашей экономики, в частности, сельского хозяйства;
неуклонный рост стоимости жизни и уровня оплаты труда в российских регионах и секторах экономики на фоне все еще относительно высокой инфляции;
крайне недостаточное развитие российской банковской системы для эффективного долгосрочного кредитования реального сектора экономики и, в частности, сельского хозяйства;
продолжение политики защитных мер в ряде стран-импортеров удобрений в отношении российской продукции;
возможные кризисы мировой и национальных экономик стран-импортеров уже в ближайшей перспективе;
неудовлетворительное состояние и доступность подвижного состава для перевозки по стране сыпучих грузов (минераловозов, полувагонов);
все более широкое распространение на рынке новых видов сельхозпродукции, не требующих традиционных методов земледелия (например, генетически измененной сельхозпродукции). Активное развитие инновационной деятельности на предприятиях отрасли производства минеральных удобрений в России в большой степени зависит от мер государственной политики в области баланса продаж минеральных удобрений на внутреннем и внешнем рынках. Хотя в настоящее время большая часть различных видов минерального сырья и готовых минеральных удобрений экспортируется, при этом, однако, не наблюдается существенного подъема капитальных вложений на предприятиях отрасли. На сегодняшний день предприятие ООО «Менделеевсказот» является единственным в Республике Татарстан заводом по производству аммиачной селитры, который располагается в промышленной зоне города Менделеевска . Месторасположение завода выбрано не случайно:
Соседство с крупнейшими в республике химическими предприятиями Менделеевска и Нижнекамска;
Наличие мощностей транспортной развязки;
Обеспеченность водными (реки Кама, Вятка) и трудовыми ресурсами должны были стать существенными факторами успешной производственной деятельности и развития предприятия.
Выручка «Менделеевсказот» за 2016 год составила 3 880 млрд, чистая прибыль за 2016 год составила 2 034 570, что в сравнении с предыдущим годом выше на 5 %. Причиной тому благоприятная рыночная конъюнктура. Мировые цены на аммиак и минеральные удобрения повышаются. Однако «сверхприбыль» достается крупнейшим предприятиям отрасли.
В отчетном году ООО «Менделеевсказот» сохранил динамику устойчивого роста и достиг существенного прогресса путем наращивания объемов производства, расширения географии бизнеса и повышения качественных характеристик продукции.
В 2016 году произведено 400 тыс. тонн аммиачной селитры. География продаж минеральных удобрений предприятия осуществляется как на территории России, так и заграницей. Продажи аммиачной селитры внутри страны в основном производятся в 22 субъекта Российской Федерации. Среди них Белгородская область, Республика Чувашия, Республика Удмуртия, Ставропольский край, Волгоградская область .
Основной проблемой предприятия ООО «Менделеевсказот» является изношенность основных фондов, большинство оборудования физически и морально устарело. Необходима их замена. Второй проблемой является нехватка квалифицированных кадров. Еще одной проблемой является закупка аммиака по высоким ценам, что повышает внутренние издержки предприятия и снижает показатель прибыли.
Перспективой предприятия ООО «Менделеевсказот» является позиционирование себя торговым агентом АО «Аммоний», специализированного на производстве аммиака, метанола и гранулированного карбамида в соответствии с мировыми нормами и стандартами. Реализация данного проекта решила для предприятия проблему сырья, позволила создать замкнутый технологический цикл и вывести ООО «Менделеевсказот» на новый производственный уровень.
В рамках проекта применены новые энерго- и ресурсоэффективные технологии, что позволило существенно снизить энергозатраты на одну тонну продукции. Строительство комплекса позволило Республике Татарстан иметь современные удобрения для дальнейшего развития сельского хозяйства. Планируется, что комплекс по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида в Менделеевске будет ежегодно выпускать 717 тысяч тонн аммиака, 230 тысяч тонн метанола, 717 тысяч тонн карбамида и 380 тысяч тонн аммиачной селитры.
Предприятие будет работать по новой для СНГ технологии компании Haldor Topsoe (Дания). Проект предусматривает продажу 100 % метанола в Республике Татарстан. Сбыт аммиачной селитры, 50 % гранулированного карбамида — на территории РФ, 50 % карбамида — в странах СНГ, Европы и Азии. К концу 2014 года в Татарстане было завершено строительство завода по производству карбамидных удобрений «Аммоний». Объем капитальных вложений в проект оценивается в сумму до $1,6 млрд. Начать основную производственную деятельность на заводе планируется в I квартале 2015 года, а выйти на проектную мощность в IV квартале 2015 года. Производство аммиака позволило сократить издержки заводу «Менделеевсказот», а также позволило производить большее количество минеральных удобрений по меньшей себестоимости, чем при закупке аммиака у контрагентов.
В первую очередь это насыщение рынка продуктами питания отечественного производства, создание необходимых условий для обеспечения продовольственной независимости России и устойчивого развития смежных отраслей промышленности. На долю минеральных удобрений приходится более 20 % товарной продукции химической и нефтехимической промышленности России . Россия входит в пятерку крупнейших в мире производителей и экспортеров каждого вида минеральных удобрений. На долю минеральных удобрений приходится более 23 % товарной продукции химической и нефтехимической промышленности России и более 34 % экспорта химической продукции . Особенностью российского рынка минеральных удобрений, наряду с доминирующей долей экспортных отгрузок, является низкая доля закупок удобрений сельхозпроизводителями по сравнению с промышленным потреблением. Российские минеральные удобрения — одна из главных отраслей российской химической индустрии с годовым оборотом более 10 млрд. долларов. В 2012 году в России было произведено 19 млн. т. удобрений, что составляет 105,1 % к показателю 2011 года.
Определяющими факторами в размещении производства является либо наличие в районе газовых ресурсов (Невинномысск на Северном Кавказе), либо потребителей готовой продукции — предприятий сельского хозяйства (Новомосковск в Центральном, Новгород в Северо-Западном, Дзержинск в Волго-Вятском районах).
В отрасли можно выделить две большие группы предприятий.
Первая из них — это крупнейшие монополисты в области добычи минерального сырья, как правило, не очень склонные к серьезным инновациям и использующие основные фонды, созданные еще при социализме.
Во второй группе находятся относительно новые, но не очень крупные предприятия, производящие готовые минеральные удобрения, выживающие в конкурентной борьбе и более стремящиеся к нововведениям с целью удешевления производства и занятия новых ниш на рынках продаж минеральных удобрений. Монополисты в области добычи сырья для производства минеральных удобрений, нередко искусственно повышая цены, ухудшают финансовое положение и инновационные возможности других предприятий — производителей минеральных удобрений. Более половины объемов выпуска азотных удобрений в России приходится на тройку крупнейших производителей — «ЕвроХим», «УРАЛХИМ» и «Акрон». Проблема повышения конкурентоспособности российских минеральных удобрений на мировом рынке становится все более актуальной в свете динамичных изменений цен на сырье, поступательного движения научно-технического прогресса, все более заметного изменения уровня товарной структуры спроса.
Среди основных проблем развития отрасли следует указать: относительно низкий технический уровень производства; крайне высокая степень износа действующего оборудования; в значительной мере устаревшие технологии;
исключительно высокая капиталоемкость производства;
неоправданно высокая тепло- и энергоемкость производства;
чрезвычайно низкая производительность труда по сравнению с конкурентами из-за рубежа.
На сегодняшний день можно выявить следующие основные внешние угрозы для успешного развития российских компаний-производителей минеральных удобрений:
дальнейшая либерализация рынка энергоресурсов, предопределяющая существенный рост российских тарифов на электроэнергию и провоцируемую этим инфляционную волну;
недавнее присоединение России в ВТО, базовые условия которого снижают уровень защиты российского товаропроизводителя и значительных сегментов нашей экономики, в частности, сельского хозяйства;
неуклонный рост стоимости жизни и уровня оплаты труда в российских регионах и секторах экономики на фоне все еще относительно высокой инфляции;
крайне недостаточное развитие российской банковской системы для эффективного долгосрочного кредитования реального сектора экономики и, в частности, сельского хозяйства;
продолжение политики защитных мер в ряде стран-импортеров удобрений в отношении российской продукции;
возможные кризисы мировой и национальных экономик стран-импортеров уже в ближайшей перспективе;
неудовлетворительное состояние и доступность подвижного состава для перевозки по стране сыпучих грузов (минераловозов, полувагонов);
все более широкое распространение на рынке новых видов сельхозпродукции, не требующих традиционных методов земледелия (например, генетически измененной сельхозпродукции). Активное развитие инновационной деятельности на предприятиях отрасли производства минеральных удобрений в России в большой степени зависит от мер государственной политики в области баланса продаж минеральных удобрений на внутреннем и внешнем рынках. Хотя в настоящее время большая часть различных видов минерального сырья и готовых минеральных удобрений экспортируется, при этом, однако, не наблюдается существенного подъема капитальных вложений на предприятиях отрасли. На сегодняшний день предприятие ООО «Менделеевсказот» является единственным в Республике Татарстан заводом по производству аммиачной селитры, который располагается в промышленной зоне города Менделеевска . Месторасположение завода выбрано не случайно:
Соседство с крупнейшими в республике химическими предприятиями Менделеевска и Нижнекамска;
Наличие мощностей транспортной развязки;
Обеспеченность водными (реки Кама, Вятка) и трудовыми ресурсами должны были стать существенными факторами успешной производственной деятельности и развития предприятия.
Выручка «Менделеевсказот» за 2016 год составила 3 880 млрд, чистая прибыль за 2016 год составила 2 034 570, что в сравнении с предыдущим годом выше на 5 %. Причиной тому благоприятная рыночная конъюнктура. Мировые цены на аммиак и минеральные удобрения повышаются. Однако «сверхприбыль» достается крупнейшим предприятиям отрасли.
В отчетном году ООО «Менделеевсказот» сохранил динамику устойчивого роста и достиг существенного прогресса путем наращивания объемов производства, расширения географии бизнеса и повышения качественных характеристик продукции.
В 2016 году произведено 400 тыс. тонн аммиачной селитры. География продаж минеральных удобрений предприятия осуществляется как на территории России, так и заграницей. Продажи аммиачной селитры внутри страны в основном производятся в 22 субъекта Российской Федерации. Среди них Белгородская область, Республика Чувашия, Республика Удмуртия, Ставропольский край, Волгоградская область .
Основной проблемой предприятия ООО «Менделеевсказот» является изношенность основных фондов, большинство оборудования физически и морально устарело. Необходима их замена. Второй проблемой является нехватка квалифицированных кадров. Еще одной проблемой является закупка аммиака по высоким ценам, что повышает внутренние издержки предприятия и снижает показатель прибыли.
Перспективой предприятия ООО «Менделеевсказот» является позиционирование себя торговым агентом АО «Аммоний», специализированного на производстве аммиака, метанола и гранулированного карбамида в соответствии с мировыми нормами и стандартами. Реализация данного проекта решила для предприятия проблему сырья, позволила создать замкнутый технологический цикл и вывести ООО «Менделеевсказот» на новый производственный уровень.
В рамках проекта применены новые энерго- и ресурсоэффективные технологии, что позволило существенно снизить энергозатраты на одну тонну продукции. Строительство комплекса позволило Республике Татарстан иметь современные удобрения для дальнейшего развития сельского хозяйства. Планируется, что комплекс по производству аммиака, метанола и гранулированного карбамида в Менделеевске будет ежегодно выпускать 717 тысяч тонн аммиака, 230 тысяч тонн метанола, 717 тысяч тонн карбамида и 380 тысяч тонн аммиачной селитры.
Предприятие будет работать по новой для СНГ технологии компании Haldor Topsoe (Дания). Проект предусматривает продажу 100 % метанола в Республике Татарстан. Сбыт аммиачной селитры, 50 % гранулированного карбамида — на территории РФ, 50 % карбамида — в странах СНГ, Европы и Азии. К концу 2014 года в Татарстане было завершено строительство завода по производству карбамидных удобрений «Аммоний». Объем капитальных вложений в проект оценивается в сумму до $1,6 млрд. Начать основную производственную деятельность на заводе планируется в I квартале 2015 года, а выйти на проектную мощность в IV квартале 2015 года. Производство аммиака позволило сократить издержки заводу «Менделеевсказот», а также позволило производить большее количество минеральных удобрений по меньшей себестоимости, чем при закупке аммиака у контрагентов.
Подобные работы
- Развитие экспортного потенциала предприятия нефтегазового машиностроения
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Исследование экспортного потенциала электроэнергетики Российской Федерации
Диссертации (РГБ), электротехника. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2002 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертация , экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - Экспортный потенциал территории и проблемы его повышения
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Стратегия выхода на международный рынок на примере предприятия ОАО «Синтез Каучук»
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - Госфранчайзинг как инструмент развития экспортного потенциала малого и среднего бизнеса
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАРАЩИВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2019 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Диссертации (РГБ), экономика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Разработка алгоритма оценки инновационного потенциала предприятий на рынке биотехнологий
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



