Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Гендерные особенности самосознания и удовлетворенности браком субъектов супружеских отношений

Работа №51809

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4285 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы исследования критериев опенки семейных отношений б
1.1. Анализ подходов к изучению удовлетворенности браком, как
психологический критерий супружеских отношений 6
1.2. Самосознание субъекта супружеских отношений в контексте его
удовлетворенности браком 11
1.3. Гендерные различия самосознания и удовлетворенности браком
субъекта супружеских отношений 19
Выводы по 1 главе 29
Глава 11. Эмпирическое изучение влияния самосознания на удовлетворенность браком 31
2.1. Организация и методы исследования 31
2.2.1 Самосознание и удовлетворенность браком в женской выборке 38
2.2.2 Самосознание и удовлетворенность браком в мужской выборке 41
2.3 Гендерные особенности самосознания и удовлетворенности браком субъекта супружеских отношений 43
Выводы по II главе 44
Выводы 46
Заключение 4g
Слисок литературы

Современная семья служит объектом для исследований в ряде наук социологии, педагогике, экономике. Вопросы о динамике эмоциональных отношений в браке, причинах одиночества н семье и ее распаде, особенностях семейного воспитания являются одними из наиболее актуальных в современной психологии.
В наше время включенность в такую социальную группу как семья перестала быть необходимым фактором духовного и физического выживания. Личность получила относительную независимость от семьи, изменилось восприятие семейных отношений. Наиболее значимыми для человека стали не родственные, объективно заданные отношения, а супружеские, основанные на свободном выборе, именно они являются центральными в семье.
При всей значимости проблемы семьи и семейных отношений, остается открытым ряд ключевых вопросов о работе их механизмов. В частности, до сих пор нет объяснения многим явлениям, приводящим к снижению у партнеров удовлетворенности браком. Одним из факторов, гипотетически оказывающих влияние на удовлетворенность браком, является недостаточная содержательная наполненность самосознания и неадекватная самооценка участников брачных отношений.
Целью данного исследования является выявление гендерных особенностей самосознания и удовлетворённости браком субъектов супружеских отношений.
Объект исследования: самосознание субъекта семейных отношений.
Предмет исследования: гендерные особенности самосознания и удовлетворённости браком субъектов супружеских отношений.
Исследования: сформированность самосознания субъекта супружеских отношений проявляется в соответствующем уровне их удовлетворенности браком, причем удовлетворенность браком у мужчин в меньшей степени, чем у женщин определяется их самосознанием в аспекте супружеских отношений.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи.
1. Провести анализ подходов к изучению удовлетворенности браком, как психологического критерия супружеских отношений
2. Провести анализ подходов к изучению самосознания субъекта супружеских отношений в контексте его удовлетворенности браком
3. Провести анализ подходов к изучению гендерных различий самосознания и удовлетворенности браком субъекта супружеских отношений
4. Организация и проведение эмпирического исследования
5. Провести анализ самосознания и удовлетворенное nt браком в женской выборке
6. Провести анализ самосознания и удовлетворенности и браком в мужской выборке
7. Выявить гендерные особенности самосознания и удовлетворенности браком субъекта супружеских отношений.
Методологическая основа исследования. При рассмотрении самосознания субъекта семейных отношений послужили основой следующие концептуальные положения зарубежных и отечественных психологов: теории семейных отношений (В. В. Бойко, Л. Я. Гозман.Ю. Е. Алешина, С. В. Ковалев, А. Г. Лидере), положения о самосознании как о центральном образовании личности (В. С. Мухина, Л. И. Божович. В. В. Столин, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский. И. С. Кон, Л. Н. Леонтьев),.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутых гипотез использовался комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих методов: теоретические и аналитические (анализ литературы), психодиагностические (Опросник «Шкала любви и симпатии» (З.Рубин, модификация Л.Я. Гозман. Ю.Е.Алешина). «Методика исследования самоотношения» С.Р. Пантилеева, Опросник «уровень удовлетворенности браком» Ю.Е.Алешиной. опросник «Измерение установок в семейной паре» Ю.Е.Алешиной) и математико-статистические (критерий оценки нормальности распределения, корреляционный анализ).
В исследовании принимали участие 33 человека в возрасте от 18 до 30 лет. Из них 28 человека составляют женщины и 5 мужчины.
Теоретическая значимость исследования. Результаты данного исследования
Практическая значимость исследования. Полученные результаты могут быть использованы при разработке методов консультативной работы с брачными партнерами.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования гендерных особенностей самосознания и удовлетворённости браком субъектов супружеских отношении нами был проведен теоретический анализ проблемы самосознания и удовлетворенности браком в психологии, из чего были сделаны выводы о том что удовлетворенность браком- сложная характеристика отношений между супругами, связанная, в первую очередь с соответствием реальных супружеских отношений с ожиданиями человека самосознание является механизмом. позволяющим интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, а так же о том что существуют гендерные различия в представлениях о благополучности супружеских отношении и, соответственно, в удовлетворенности браком.
В последующем эмпирическом исследовании было выявлено, что удовлетворенность браком у женщин связана, в первую очередь с любовью, симпатией, ориентацией женщины на романтическую любовь, представлением о том как окружающие воспринимают их и самообвинением, в то время как удовлетворенность браком у мужчин связана с ориентацией на удовольствие то есть чем больше мужчина считает себя должным своему партнер}, тем меньше его удовлетворенность браком, а также что в целом, женщины демонстрируют большую целостность структуры самосознания, взаимосвязанность се элементов, чем мужчины.
Гипотеза о том что сформированность самосознания субъекта супружеских отношений проявляется в соответствующем уровне их удовлетворенности браком, причем удовлетворенность браком у мужчин в меньшей степени, чем у женщин определяется их самосознанием в аспекте супружеских отношении, была подтверждена.
Перспективные направления исследования.
На базе полученных результатов можно говорить о необходимости расширения и углубления заявленной темы. Предлагаем рассматривать нашу модель исследования для дальнейшего изучения удовлетворенности браком. Расширив выборку супружеских пар, стой) более детально изучил» каким образом компоненты самосознания влияют на удовлетворенность браком супругами. Предлагаем продолжить изучение пар молодоженов, так как для них эта проблема наиболее актуальна. Так же в перспективе стоит помимо изучения удовлетворенности браком, стоит включить изучение удовлетворенности работой, так как результат показал, что оценка удовлетворенности браком у мужчин связана с внешней средой больше, чем с внутриличностной.
Практические рекомендации.
Использование полученных данных позволяет разработать индивидуальные психотерапевтические программы повышения удовлетворенности браком и сформированное) и самосознания, Сознание субъектов супружеских отношений должно хорошо встраиваться в систему общего самосознания. Полученные данные психологи-практики могут использовать как вектор направления работы с клиентом.



Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1987. - N2.
Алешина Ю.Е.. I озман Л.Я.. Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: М.: Изд-во МГУ, 1987.
Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни / Ю.Е. Алешина - М.. 1985 - 250 стр.
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина - М., 1994-175 стр.
5. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1987. - N2.
6. Алешина Ю.Е.. Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супру: ов Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. - 1989. - № 2. - С. 24-30.
7. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. 5-е изд., нспр. и доп. Г.М. Андреева. “ М.: Аспект Пресс. 2004.
8. Бендас Т.В. Гендерная психолог ня / Г.В. Бендас. “ СПб.: Питер, 2005.
9. Десфонтейнес Л.Г. 1 (енностные ориентации на различных этапах развития личности: Автореф. дис.... канд. психол. наук/ Л.Г. Десфонтейнес. " СГ16.: С1161 У. 1994.
10. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности / O.11.
Елисеев. " СПб.: 11итер, 2005.
Емельянова Л.К. Влияние семьи на воспитание подростка /
Л.К. Емельянова // Воспитание молодежи в развитом социалистическом обществе. “ М.. 1973. “ 4.2. •• С. 57-63.
Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей: медико-психологические аспекты/ ДН. Исаев. В.Е. Каган. “ Л.. 1988.
I-'. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные
аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет / В.Е. Каган // Вопросы психологии. - 2000. - № 2. “ С. 65-69.
! 4. Клецина И.С. Гендерные отношения / И.С. Клецина И Диес. Локт. психол. наук. СПб.: СПбГУ, 1995.
15. Клецина И.С. Гендерная социализация: Учебное пособие / И.С. Клецина. “ СПб.: РГПУ. 1998.
16. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: Теория и практика / И.С. Клецина. “ СПб.: Аяетейя, 2004.
17. Козлов В.В. Образ мужчины - социально-психологический взгляд на проблему И Гендерные ценности
и самоактуализация личности и малых групп в XXI веке: Материалы международного симпозиума, Кострома, 2004.: В 2 т. / Отв. ред. А.А. Журавлев. Н.П. Фетискин. М. - Кострома.: КГУ, 2004. - Т.2. С. 90-94.
18. Кон И.С. 11оловыс различия и дифференциация социальных ролей / И.С. Кон //Соотношение биологическою и социальною. - М.: Просвещение. 1975.
19. Кон И.С. Ребенок и общество / И.С. Кон. “ М., 1988.
Лсвкович В.П., Зуськова О.Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 1987. - N4.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат., 1975.
22. Новейший психологический словарь / В.Б. Шапарь.
В.Е. I оссоха. О.В. Шапарь; под общ. ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д.: Феникс. 2005.
-3. 1Гантелеев С.Р. Самоотнощение как эмоционально-оценочная
система - М.: Изд-во .МГУ. 1991. - 108 с.
24. Петровская Л.А. К вопросу о своеобразии социализации взрослого / Л.А. Петровская И Мир психологии. - 1999. " Х‘.'2.
25. Порядина В.А. Гендерная психология: Учебное издание В.А. Порядина. " Чебоксары.: Изд-во Чуваш, ун-та, 2006.
26. Практикум по гендерной психологии / Под ред.
И.С. Клециной. '* СПб.: Питер, 2003.
27. Сатир В. Вы и ваша семья. М.: Апрель-Пресс, 2000
28. Сорокоумова Е.А. Возрастная психология. Краткий курс !
Е.А. Сорокоумова. “ СПб.: Нигер, 2006.
29. Столик В.В. Самосознание личности / В.В. Столпи. “ М.:МГУ, 1983.
30. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия / В.А. Сысенко - М.. 1981 - 210 стр
31. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак / В.А. Сысенко - М.:1986
32. Тавит А. Ценностные ориентации лиц. вступающих н брак/ Проблемы семьи. Г. 2. - Тарту. 1975.
1 орохтий В.С. Конфликтология. М.:1996
Чекалина А.Л. I ендерная психология; Учебное пособие / А.Л. Чекалина. •* М.: «Ось-89», 2006.
Чекалина А.А. О формировании Я мальчика и Я девочки - мужчины и женщины / Л.Л. Чекалина // Мир психологии. - 2002. “ № 2.-С. 110-117.
36. Чекалина А.А. Влияние родительских позиций на формирование психологического пола у старших дошкольников / А.А.Чекалина // Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - М.: МП ТУ, 1991.
37. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер. 1999. - 656 с.
38. Bern S.L. Gender schema theory and its implications for child development: Raising gender-aschematic children in a gender-schematic society / S.L. Bern // Signs: Journal of Woman in Culture and Society. - 1983.-№ 70 (2). - P. 196-206.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ