Пенсионный фонд Российской Федерации и его роль в пенсионном обеспечении граждан
|
Введение 3
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения граждан 5
1.1. Понятие пенсионной системы и пенсионного обеспечения 5
1.2. Функции, законодательная база и структура государственного
пенсионного фонда Российской Федерации 17
2. Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе 36
2.1. Анализ и оценка основных показателей пенсионного обеспечения
граждан Республики Татарстан 36
2.2. Новый порядок расчета пенсии в системе обязательного пенсионного
страхования 56
3. Проблемы и пути совершенствования пенсионного законодательства 72
3.1. Проблемы пенсионной системы Российской Федерации на
современном этапе 72
3.2. Направления совершенствования пенсионного законодательства 89
Заключение 108
Список использованных источников 112
Приложения
1. Теоретические основы пенсионного обеспечения граждан 5
1.1. Понятие пенсионной системы и пенсионного обеспечения 5
1.2. Функции, законодательная база и структура государственного
пенсионного фонда Российской Федерации 17
2. Анализ состояния пенсионной системы на современном этапе 36
2.1. Анализ и оценка основных показателей пенсионного обеспечения
граждан Республики Татарстан 36
2.2. Новый порядок расчета пенсии в системе обязательного пенсионного
страхования 56
3. Проблемы и пути совершенствования пенсионного законодательства 72
3.1. Проблемы пенсионной системы Российской Федерации на
современном этапе 72
3.2. Направления совершенствования пенсионного законодательства 89
Заключение 108
Список использованных источников 112
Приложения
Пенсионная система является сферой жизненно важных интересов всего населения страны, одной из самых важных социальных государственных гарантий стабильного развития общества, т.к. непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособного населения и косвенно - всего трудоспособного. Устройство пенсионной системы во многом определяет уровень согласия в обществе, устойчивость и динамику экономического и социального развития.
Последние десятилетия пенсионное обеспечение в нашей стране постоянно модернизируется. Причиной этой модернизации явился перевод российской экономики на рыночные отношения и сокращение монополии государства в экономической сфере, что объективно потребовали внедрения в систему пенсионного обеспечения страховых принципов, то есть законодательного закрепления реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, гарантирующей достойный уровень жизни тем, кто выбывает из сферы общественного производства в силу причин, не зависящих от человека.
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы связана с тем, что несмотря на положительные итоги рыночных реформ и позитивные сдвиги в макроэкономической динамике, состояние пенсионного обеспечения в стране все еще не соответствует современным требованиям. Это связано с тем, что современная российская система пенсионного обеспечения является переходной, и, например, изменение формулы расчёта пенсии, которая начала действовать с 1 января 2015 года - это один из шагов на пути к окончательному её переформированию.
В данной работе были рассмотрены такие вопросы, как предпосылки реформ исходя из истории пенсионного обеспечения в России, её проблемы и способы их решения, направления совершенствования пенсионного законодательства.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является система пенсионного обеспечения, роль и функции Пенсионного фонда Российской Федерации как государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию. В этой связи была проанализирована деятельность Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан.
Предметом исследования выступает пенсионная система Российской Федерации.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и выявление направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать современное состояние пенсионной системы Российской Федерации;
- проанализировать направления совершенствования пенсионной системы Российской Федерации.
В ходе работы над темой использовался анализ нормативных актов федерального значения, регламентирующих функционирование пенсионной системы, статистических данных и научных публикаций, внутренних положений и отчётов Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, информационных ресурсов сети Интернет о пенсионной системе.
Обозначенные в исследовании задачи обусловили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.
Последние десятилетия пенсионное обеспечение в нашей стране постоянно модернизируется. Причиной этой модернизации явился перевод российской экономики на рыночные отношения и сокращение монополии государства в экономической сфере, что объективно потребовали внедрения в систему пенсионного обеспечения страховых принципов, то есть законодательного закрепления реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, гарантирующей достойный уровень жизни тем, кто выбывает из сферы общественного производства в силу причин, не зависящих от человека.
Актуальность исследования выпускной квалификационной работы связана с тем, что несмотря на положительные итоги рыночных реформ и позитивные сдвиги в макроэкономической динамике, состояние пенсионного обеспечения в стране все еще не соответствует современным требованиям. Это связано с тем, что современная российская система пенсионного обеспечения является переходной, и, например, изменение формулы расчёта пенсии, которая начала действовать с 1 января 2015 года - это один из шагов на пути к окончательному её переформированию.
В данной работе были рассмотрены такие вопросы, как предпосылки реформ исходя из истории пенсионного обеспечения в России, её проблемы и способы их решения, направления совершенствования пенсионного законодательства.
Объектом исследования в выпускной квалификационной работе является система пенсионного обеспечения, роль и функции Пенсионного фонда Российской Федерации как государственного страховщика по обязательному пенсионному страхованию. В этой связи была проанализирована деятельность Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан.
Предметом исследования выступает пенсионная система Российской Федерации.
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение пенсионной системы в Российской Федерации и выявление направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть особенности возникновения и развития пенсионного обеспечения в России;
- проанализировать современное состояние пенсионной системы Российской Федерации;
- проанализировать направления совершенствования пенсионной системы Российской Федерации.
В ходе работы над темой использовался анализ нормативных актов федерального значения, регламентирующих функционирование пенсионной системы, статистических данных и научных публикаций, внутренних положений и отчётов Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан, информационных ресурсов сети Интернет о пенсионной системе.
Обозначенные в исследовании задачи обусловили структуру выпускной квалификационной работы, которая состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников.
Современная пенсионная система в Российской Федерации представляет собой совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии и подразделяется на три самостоятельных части: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, дополнительное пенсионное страхование и обеспечение.
В основу такого построения пенсионной системы положен принцип разграничения материальной ответственности государства, граждан, работодателей, работников и других субъектов пенсионных правоотношений в зависимости от условий формирования и источников финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию пенсионных прав.
В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации - это один из наиболее значимых социальных институтов страны, благодаря которому появился новый финансовый механизм пенсионного обеспечения.
Пенсионный фонд уже более 25 лет ежедневно решает жизненно важные вопросы миллионов людей. Это назначение и выплата пенсий, пособий, материнского капитала, инвестирование средств пенсионных накоплений.
Основное назначение Пенсионного фонда РФ заключается в том, что он обеспечивает финансирование различных видов пенсий и иных социальных выплат гражданам Российской Федерации. Для этого он законодательно наделен целым комплексом различных полномочий, необходимых для пенсионного обеспечения населения. Его бюджет по размеру - второй после государственного бюджета. В 2016 году бюджет Пенсионного фонда превышает 7 трлн. руб.
Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. При этом территориальные органы Пенсионного фонда также являются юридическими лицами в форме государственных учреждений.
Отделение Пенсионного Фонда по Республике Татарстан как территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации качественно и в полном объеме выполняет все обязательства, закрепленные федеральным законодательством по пенсионному обеспечению граждан Республики Татарстан.
В 2012 году Правительство РФ утвердило план мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы. Они были закреплены в важном для истории пенсионного обеспечения документе - Стратегии долгосрочного раз-вития пенсионной системы. Этот документ существенно скорректировал все предшествующие нормативные правовые акты, касающиеся проблем обязательного пенсионного страхования (ОПС), но сохранил курс на переход пенсионной системы на страховые принципы. Отдельные элементы новой пенсионной реформы начали внедряться с 2013 г. Однако главный комплекс мероприятий намечен на 2015 г. и продолжится в течение десятилетнего переходного периода.
Ключевой частью Стратегии стали новые правила формирования и расчета пенсии, усиливающие влияние стажа на размер пенсии и дающие гражданину возможность существенно увеличить пенсию за счет более позднего обращения за ней в Пенсионный фонд России.
Право на страховую пенсию будет учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах) исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.
При расчете вновь назначаемых пенсий уже применяется так называемая новая пенсионная формула, в основу которой положен "индивидуальный пенсионный коэффициент" (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.
Формула расчета пенсионных баллов достаточно проста и понятна. Сведения, необходимые для их расчета, доступны в личном кабинете застрахованного лица.
Все сформированные на сегодня пенсионные права при конвертации в пенсионные баллы сохраняются, их размер не будет уменьшен. Все уже назначенные пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не могут быть уменьшены.
Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволит обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом будет сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.
Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий. Введение пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур наряду с жёстким контролем за всем процессом позволяет существенно изменить состояние пенсионной системы в России, дав её гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии.
Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.
На текущий период приходится активная фаза реформирования пенсионной системы в нашей стране. Цель проводимой пенсионной реформы - формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан.
Известно, что страховой взнос в пенсионную систему - это не социальный налог, а возмездный платеж, и его основная функция - формирование будущей пенсии того работника, за которого уплачиваются страховые взносы. И для того, чтобы сделать систему обязательного пенсионного страхования сбалансированной (в этом одна из главных проблем нынешней пенсионной системы), необходимо не только освободить ее от выплат по нестраховым обязательствам, но и провести актуарные расчеты продолжительности пенсионных выплат, разобраться с выплатами досрочной пенсии и источниками их финансирования, а также иными факторами, которые прямо влияют на нарушение сбалансированности этой системы. Кроме того, важно исходить при расчете пенсионных обязательств и из определенных критериев качества жизни пенсионеров, в частности из расчета их пенсии на уровне воспроизводственного бюджета.
Пенсионная система на современном этапе развития рассчитана на активное участие будущих пенсионеров в формировании собственной пенсии. В настоящее время государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений как с участием работодателей, так и самих граждан.
Определяющим направлением совершенствования пенсионной системы является оптимизация механизма формирования пенсионных прав, поскольку именно он определяет размеры пенсий, объемы и структуру расходов на их выплату, потребность в тарифе страховых взносов.
Успешность проведения пенсионной реформы для многих в России является показателем успешности всех рыночных реформ. Это обуславливает необходимость продолжения пенсионной реформы и преодоления объективных трудностей переходного периода, среди которых основными являются госбюджетное финансирование дефицита бюджета ПФР и волатильность коэффициента замещения, который по международной практике рассматривается важным критерием развитости национальной пенсионной системы. Проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильность в выплатах пенсий, повышения эффективности пенсионного обеспечения, стать мощным фактором инвестирования в отечественную экономику.
В основу такого построения пенсионной системы положен принцип разграничения материальной ответственности государства, граждан, работодателей, работников и других субъектов пенсионных правоотношений в зависимости от условий формирования и источников финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию пенсионных прав.
В настоящее время Пенсионный фонд Российской Федерации - это один из наиболее значимых социальных институтов страны, благодаря которому появился новый финансовый механизм пенсионного обеспечения.
Пенсионный фонд уже более 25 лет ежедневно решает жизненно важные вопросы миллионов людей. Это назначение и выплата пенсий, пособий, материнского капитала, инвестирование средств пенсионных накоплений.
Основное назначение Пенсионного фонда РФ заключается в том, что он обеспечивает финансирование различных видов пенсий и иных социальных выплат гражданам Российской Федерации. Для этого он законодательно наделен целым комплексом различных полномочий, необходимых для пенсионного обеспечения населения. Его бюджет по размеру - второй после государственного бюджета. В 2016 году бюджет Пенсионного фонда превышает 7 трлн. руб.
Пенсионный фонд и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим. При этом территориальные органы Пенсионного фонда также являются юридическими лицами в форме государственных учреждений.
Отделение Пенсионного Фонда по Республике Татарстан как территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации качественно и в полном объеме выполняет все обязательства, закрепленные федеральным законодательством по пенсионному обеспечению граждан Республики Татарстан.
В 2012 году Правительство РФ утвердило план мероприятий по дальнейшему совершенствованию пенсионной системы. Они были закреплены в важном для истории пенсионного обеспечения документе - Стратегии долгосрочного раз-вития пенсионной системы. Этот документ существенно скорректировал все предшествующие нормативные правовые акты, касающиеся проблем обязательного пенсионного страхования (ОПС), но сохранил курс на переход пенсионной системы на страховые принципы. Отдельные элементы новой пенсионной реформы начали внедряться с 2013 г. Однако главный комплекс мероприятий намечен на 2015 г. и продолжится в течение десятилетнего переходного периода.
Ключевой частью Стратегии стали новые правила формирования и расчета пенсии, усиливающие влияние стажа на размер пенсии и дающие гражданину возможность существенно увеличить пенсию за счет более позднего обращения за ней в Пенсионный фонд России.
Право на страховую пенсию будет учитываться в пенсионных коэффициентах (баллах) исходя из уровня заработной платы (уплаченных с нее страховых взносов), стажа и возраста выхода на пенсию.
При расчете вновь назначаемых пенсий уже применяется так называемая новая пенсионная формула, в основу которой положен "индивидуальный пенсионный коэффициент" (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.
Формула расчета пенсионных баллов достаточно проста и понятна. Сведения, необходимые для их расчета, доступны в личном кабинете застрахованного лица.
Все сформированные на сегодня пенсионные права при конвертации в пенсионные баллы сохраняются, их размер не будет уменьшен. Все уже назначенные пенсии при конвертации пенсионных прав в баллы не могут быть уменьшены.
Новый порядок формирования пенсионных прав и исчисления пенсий позволит обеспечить адекватность пенсионных прав заработной плате и повысить значение страхового стажа и «белой» заработной платы при формировании пенсионных прав и расчете размера пенсии. Важно, что при этом будет сохранен приемлемый уровень страховой нагрузки на работодателей и на федеральный бюджет, а также созданы необходимые условия для сбалансированности пенсионной системы.
Изменение механизма финансирования и исчисления пенсий должно обеспечивать повышение устойчивости пенсионной системы, справедливое определение размера пенсий. Введение пенсионных накоплений и активное привлечение негосударственных структур наряду с жёстким контролем за всем процессом позволяет существенно изменить состояние пенсионной системы в России, дав её гражданам возможность реально влиять на размер своей будущей пенсии.
Планируется, что новая пенсионная формула позволит довести средний размер страховой пенсии по старости к 2030 г. до уровня 2,5-3 прожиточных минимумов пенсионера. При условии уплаты страховых взносов не менее 35 лет и при средней зарплате пенсия составит до 40% заработка.
На текущий период приходится активная фаза реформирования пенсионной системы в нашей стране. Цель проводимой пенсионной реформы - формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан.
Известно, что страховой взнос в пенсионную систему - это не социальный налог, а возмездный платеж, и его основная функция - формирование будущей пенсии того работника, за которого уплачиваются страховые взносы. И для того, чтобы сделать систему обязательного пенсионного страхования сбалансированной (в этом одна из главных проблем нынешней пенсионной системы), необходимо не только освободить ее от выплат по нестраховым обязательствам, но и провести актуарные расчеты продолжительности пенсионных выплат, разобраться с выплатами досрочной пенсии и источниками их финансирования, а также иными факторами, которые прямо влияют на нарушение сбалансированности этой системы. Кроме того, важно исходить при расчете пенсионных обязательств и из определенных критериев качества жизни пенсионеров, в частности из расчета их пенсии на уровне воспроизводственного бюджета.
Пенсионная система на современном этапе развития рассчитана на активное участие будущих пенсионеров в формировании собственной пенсии. В настоящее время государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений как с участием работодателей, так и самих граждан.
Определяющим направлением совершенствования пенсионной системы является оптимизация механизма формирования пенсионных прав, поскольку именно он определяет размеры пенсий, объемы и структуру расходов на их выплату, потребность в тарифе страховых взносов.
Успешность проведения пенсионной реформы для многих в России является показателем успешности всех рыночных реформ. Это обуславливает необходимость продолжения пенсионной реформы и преодоления объективных трудностей переходного периода, среди которых основными являются госбюджетное финансирование дефицита бюджета ПФР и волатильность коэффициента замещения, который по международной практике рассматривается важным критерием развитости национальной пенсионной системы. Проведение пенсионной реформы в полном объеме должно обеспечить рост и стабильность в выплатах пенсий, повышения эффективности пенсионного обеспечения, стать мощным фактором инвестирования в отечественную экономику.
Подобные работы
- ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В
ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Организация пенсионного страхования на примере ПФР по РТ
Дипломные работы, ВКР, сервисная деятельность. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2019 - Анализ формирования и исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2016 -
Анализ формирования и исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 490 р. Год сдачи: 2016 - ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО РОЛЬ В СОЦИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГРАЖДАН
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Магистерская диссертация, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2018 - «Совершенствование системы управления Пенсионными фондами Российской Федерации»
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2015



