Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТРЕВОЖНОСТИ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛЫ

Работа №51771

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
398
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ исследований особенностей 7
тревожности и мотивации старшеклассников юношей и девушек
1.1. Психологические особенности старшеклассников юношей и 7
девушек
1.2. Теоретический анализ исследований тревожности 12
старшеклассников юношей и девушек
1.3. Теоретический анализ исследований мотивации старшеклассников 15 юношей и девушек
1.4. Анализ современных исследований взаимосвязи тревожности и 19 мотивации старшеклассников юношей и девушек
Выводы по 1 главе 20
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи показателей 21
реактивной и личностной тревожности с особенностями мотивации старшеклассников юношей и девушек
2.1. Организация, этапы, методы эмпирического исследования 21
2.2. Особенности реактивной и личностной тревожности 26
старшеклассников девушек и юношей
2.3. Особенности мотивации успеха и мотивации боязни неудач у 28 старшеклассников девушек и юношей
2.4. Анализ достоверности различий показателей тревожности и 29
мотивации в группах девушек и юношей
2.5. Анализ взаимосвязи показателей тревожности и мотивации в 32
группах девушек и юношей
Выводы по 2 главе 36
Заключение 38
Список литературы 44
Приложение 48

Актуальность исследования характеристик тревожности и мотивации достижения у старшеклассников юношей и девушек определяется тем, что данный возрастной период является сложным психологическим периодом перехода человека во взрослую жизнь и во многом особенности ее протекания определяют в будущем профессиональную успешность и психологическое благополучие личности. Целый ряд авторов отмечает, что для старшеклассников характерна повышенная тревожность, эмоциональное напряжение, неуверенность (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий, П.С. Самыгина, Г.Р. Шагивалеева, Г.З. Сафиуллина, К.И. Корнев, А.А. Горбунова, А.Г. Илюхин, О.Г. Милашина и др.), которая дополнительно усиливается условиями образовательной среды - необходимостью сдачи итоговых экзаменов, ЕГЭ, подготовкой к вступительным экзаменам в ВУЗы и т.д., и приводит обучающихся к большому стрессу (Г.Р. Шагивалеева, Г.З. Сафиуллина).
В то же время, активное интеллектуальное, нравственное, мировоззренческое, коммуникабельное развитие юношей и девушек приводит к отличительным мотивационным характеристикам, проявляющимся в стремлении достичь профессионального и личностного успеха (И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий). Соответственно, исследованиям мотивации также посвящено множество зарубежных и отечественных работ: мотивации достижений (Дж. Аткинсон, Дж. Мак-Клелланд, X. Хекхаузен), структуры мотивации и мотива достижения (Т.О. Гордеева, А.В. Ермолин, М.Ш. Магомед-Эминов, М.И. Мурзабеков), связи мотива с личностными характеристиками (Р.А. Пилоян, Ю.Л. Ханин), с позиции возрастных особенностей мотива достижения (Н.В. Афанасьева, Р.С. Вайсман, Г.В. Литвинова, Т.А. Саблина, X. Хекхаузен), с позиций исследования мотива
достижения в структуре учебной деятельности (Р.Р. Бибрих, И.А. Васильев, Р.С. Вайсман, И.И. Вартанова, А.К.Маркова, В.Ф.Моргун, М.В.Матюхина, Т.А. Саблина, В.И. Шкуркин) и многие другие.
Однако, учеными отмечается сложность мотивационной сферы у старшеклассников (М.Н. Гапоненко, О.В. Журавлева, Х.Н. Гаджиева и К.С. Шалагинова, О.Н. Федорова, Т.П. Елисеева, Г.Н. Жулина и др.). Авторы акцентируют внимание на том, что значительное влияние на особенности мотивации успеха у старшеклассников юношей и девушек могут оказать показатели тревожности личности. Однако, современные исследования, изучающие взаимосвязи тревожности с различными личностными показателями уделяют недостаточное внимание взаимосвязи тревожности и мотивации достижений. Так, например, в исследовании Л.Е. Дерягиной, А.К. Шерстенниковой отмечается недостаточная изученность мотивации во взаимосвязи с уровнем тревожности [12, с. 5].
Соответственно, возникает противоречие - с одной стороны существует высокая потребность в разноаспектных исследованиях показателей тревожности и мотива успеха у юношей и девушек, а с другой стороны проявляется недостаточная изученность взаимосвязи тревожности и мотивации достижений у старшеклассников.
Таким образом, цель исследования - выявить и изучить взаимосвязь уровня ситуативной личностной тревожности и показателей мотивации достижения успеха, избегания неудачи у старшеклассников юношей и девушек и провести сравнительный анализ.
Объект исследования - показатели тревожности и мотивации.
Предметом исследования являются особенности взаимосвязи показателей мотивации и тревожности старшеклассников юношей и девушек.
Для осуществления обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы и современных научных исследований по проблемам особенностей тревожности и мотивации у старшеклассников юношей и девушек. Выявить уровень научной проработанности проблемы в аспекте взаимосвязи показателей тревожности и мотивов успеха и избегания неудачи.
2. Подобрать психодиагностические методики для выявления типов мотивации и показателей ситуативной и личностной тревожности у старшеклассников юношей и девушек.
3. Изучить особенности взаимосвязи личностной и ситуативной тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудачи у старшеклассников юношей и девушек, провести сравнительный анализ и сделать заключения.
Гипотеза: уровень ситуативной и личностной тревожности, а также показатели мотивации достижения успеха и избегания неудачи у старшеклассников юношей и девушек взаимосвязаны.
В данной исследовательской работе применены методы теоретического анализа научной психологической литературы (анализ синтез, обобщение, сравнение, абстракция и др.), а также метод эмпирического исследования - тестирование, с использованием следующих методик:
1. Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (оценка реактивной и личностной тревожности);
2. Методика диагностики мотивации успеха и мотивации боязни неудачи А. Реана.
Статистическая обработка проводилась методом корреляционного анализа по Пирсону и t-критерия Стьюдента.
Выборку составила группа обучающихся 10 классов юношеского возраста 16-17 лет в количестве - 41 человек, средний возраст которых составляет 16,2 года, среди которых 21 девушек и 20 юношей.
База исследования: МБОУ средняя общеобразовательная школа № 73 г. Казани.
Область применения результатов исследования: педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология, семейная психология.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании были изучены особенности показателей тревожности и мотивации достижений у девушек и юношей выпускников школы. Актуальность этой работы обусловлена психологическими сложностями, с которыми сталкиваются люди юношеского возраста в связи с характерной для них тревожностью и повышением мотивации достижений. Для исследования данной проблемы была поставлена цель - выявить и изучить взаимосвязь уровня ситуативной личностной тревожности и показателей мотивации достижения успеха, избегания неудачи в юношеском возрасте.
Для осуществления обозначенной цели были поставлены и решены следующие задачи.
1. Проведен теоретический анализ научной литературы и современных научных исследований по проблемам особенностей тревожности и мотивации в юношеском возрасте. Выявлен уровень научной проработанности проблемы в аспекте взаимосвязи показателей тревожности и мотивов успеха и избегания неудачи.
2. Подобраны психодиагностические методики для выявления типов мотивации и показателей ситуативной и личностной тревожности в юношеском возрасте.
3. Изучены особенности взаимосвязи личностной и ситуативной тревожности и мотивации достижения успеха и избегания неудачи в юношеском возрасте, сделать заключения.
В исследовании были применены следующие методики:
1. Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина (оценка реактивной и личностной тревожности);
2. Методика диагностики мотивации успеха и мотивации боязни неудачи А. Реана.
Статистическая обработка проводилась методом корреляционного анализа по Пирсону и t-критерия Стьюдента.
Были исследованы обучающиеся 10 классов юношеского возраста 16- 17 лет в количестве - 41 человек, средний возраст которых составил 16,2 года, среди которых 21 девушек и 20 юношей.
Это позволило получить следующие результаты:
1. Значения тревожности у юношей ниже, чем у девушек. Чтобы убедиться в этом проанализируем показатели средних значений реактивной и личностной тревожности у юношей и девушек.
2. У группы девушек и у группы юношей полюсы мотивации не ярко выражены, то есть имеют значения в пределах от 8 до 13. При этом значения в обеих группах ближе к полюсу мотивации успеха, то есть побудительной силой активности у юношей является стремление к успеху. Сравнительно у группы юношей мотивация успеха несколько выше (12,45), чем у девушек (11,52). Показатель реактивной тревожности достоверно отличается между группами девушек и юношей с величиной погрешности, равной 5%. Показатель личностной тревожности также достоверно отличается между группами девушек и юношей с величиной погрешности, равной 0,1%. Различия в показатели мотивации в группах девушек и юношей носит случайный характер.
3. У старшеклассников юношей и девушек показатели тревожности взаимосвязаны с показателями мотивации, причем имеют отрицательное
39
значение или обратную связь. То есть, чем выше реактивная тревожность (г = -0,612, при р < 0,001) или, чем выше личностная тревожность (г = -0,439, при р < 0,01), тем ниже будут значения мотивации, тем скорее будет наблюдаться тенденция к мотивации боязни неудач. Соответственно, чем ниже показатели личностной и реактивной тревожности у юношей, тем выше будут значения мотивации, тем с большей вероятностью будет наблюдаться тенденция к мотивации успеха.
В группе юношей все показатели взаимосвязаны между собой, однако, сила связи несколько ниже (0,05 и 0,01), чем в группе девушек (0,01 и 0,001). Наибольшее значение имеет взаимосвязь личностной и реактивной тревожности в группе девушек (г = 0,671, при р < 0,001), в то время, как в группе парней взаимосвязь между этими величинами носит наименьшее значение (г = 0,521, при р < 0,05). В группе девушек не имеется достоверной взаимосвязи между показателями мотивации и личностной тревожности, имеется только обратная связь между мотивацией и реактивной тревожность (г = -0,661, при р < 0,01). В то время как у парней с мотивацией обратно связаны оба вида тревожности и реактивная (г = -0,541, при р < 0,05) и личностная (к = -0,654, при р < 0,01).
На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы:
1. Старшеклассники характеризуются рядом психологических особенностей. У юношей и девушек происходит интенсивное интеллектуальное становление, активное нравственное развитие, обусловленное повышенным вниманием к морально-этическим вопросам, формируется мировоззрение как система представлений и убеждений, происходит интенсивное коммуникабельное развитие, обеспечиваемое снижением конфликтности, стремлением к обмену информации, пониманию, добрым отношениям.
2. Большинством ученых тревожность определяется как свойственная для страшеклассников характеристика личности. Современные исследования тревожности в юношеском возрасте в основном проводятся в аспекте взаимосвязи тревожности с различными личностными показателями.
3. Исследования показателей мотивации у старшеклассников юношей и девушек представляется очень актуальными, о чем свидетельствует множество современных научных исследований, посвященных данной проблематике, а также высокая практическая значимость, поскольку особенности мотивации напрямую сказываются на одной из главных сфер деятельности юношей и девушек - учебном процессе и, в то же время, выявляется малая исследованность аспектов взаимосвязи тревожности с характеристиками мотивации.
4. Юноши менее подвержены личностной и реактивной тревожности, чем девушки, девушки более склонны, чем юноши оценивать большое количество ситуаций как угрожающих, и соответственно реагировать на них состоянием тревоги, соответственно, девушки с большей вероятностью, чем юноши подвержены невротическим и эмоциональным срывам, а также психосоматическим заболеваниям. Также девушки чаще испытывают беспокойство и нервозность в сложных ситуациях.
5. И юноши, и девушки имеют положительную характеристику мотивации, то есть они стремятся получать положительные, конструктивные результаты, отличаются активностью и инициативностью, настойчиво идут к своей цели. Они стремятся преодолевать препятствия, если таковые возникают перед ними. Юноши и девушки стремятся планировать собственное будущее на большие интервалы времени вперед, стараются брать на себя выполнимые задачи, относящиеся к средним по трудности и даже слегка завышенным по трудностям, то есть они ставят перед собой достижимые цели и воспринимают время скорее как быстротекущее и целенаправленное, чем бесцельно текущее. Для них привлекательность какой-либо цели возрастает с пропорционально сложности, что особенно касается добровольных, а не навязанных извне обязательств. Даже при условии невыполнения задания его привлекательность может остаться прежней. Все это в сумме обеспечивают довольно часто успешность выполнения задач, как юношами, так и девушками.
6. У девушек наблюдается более крепкая связь реактивной и личностной тревожности, то есть если девушки испытывают сильное беспокойство и напряжение в сложных ситуациях, то и в целом они будут чаще, чем юноши оценивать большое количество ситуаций как угрожающих. Также у девушек возрастание беспокойства и нервозности в сложных обстоятельствах снижает уровень мотивации и приближает ее к мотивации боязни неудач, в то время, как спокойная оценка сложной ситуации включает тенденцию к мотивации успеха. У юношей тенденция к мотивации боязни неудач включается и при нервозной, беспокойной оценке сложных ситуаций, и при угрожающей оценке большинства ситуаций, то есть уровень мотивации юношей теснее связан с показателями тревожности, чем у девушек.
Таким образом, гипотеза о том, что уровень ситуативной и личностной тревожности, а также показатели мотивации достижения успеха и избегания неудачи у старшеклассников юношей и девушек взаимосвязаны подтвердилась.
Данное исследование позволит заполнить пробелы в научных работах, посвященных анализу показателей тревожности и мотивации достижений старшеклассников юношей и девушек. Это позволит обогатить теоретические и эмпирические исследования в данной области.
Область применения результатов исследования: педагогическая психология, социальная психология, возрастная психология, семейная психология.



1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста. / Б.Г. Ананьев. Современные психологические проблемы высшей школы. - Москва, 1974. - 287с.
2. Астапов В. М. Хрестоматия. Тревога и тревожность / В. М. Астапов 2001 СПб, изд-во «Питер» 247 с.
3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2004. 280 с.
4. Балин В.Д. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Ба-лин В.Д., Гайда В.К., Гербачевский В.К. и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маниче-ва. - 2-е изд., доп. и перераб. - СПб.: Питер, 2005. 560 с.
5. Богатырева Л. В., Никулина Д. С. Особенности познавательной активности младших школьников с разным уровнем тревожности // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2008. №1 С.339-344.
6. Василюк, Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Ф.Е. Василюк. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. - 192 с.
7. Величко В.Н. Психологические закономерности личности в юношеском возрасте//ППМБПФВС. 2007. №11 С.107-111.
8. Гаджиева Х.Н., Шалагинова К.С. Формирование профессиальной мотивации у студентов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2014. №3 (11) С.92-98.
9. Гапоненко М.Н. Особенности формирования самооценки, мотивации успеха и самоконтроля в юношеском возрасте // Теория и практика общественного развития. 2012. №7 С.76-79.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? [Текст] Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: Че Ро, 2002. - 240 с.
11. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения/ Т.О. Гордеева. - Москва: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. - 336с.
12. Дерягина Л.Е., Шерстенникова А.К. Роль доминирующей мотивации в успешности (неуспешности) учебной деятельности и ее взаимосвязь с личностной и ситуативной тревожностью // СИСП. 2015. №12 (56) С.3- 14.
13. Жулина Г.Н. Особенности мотива достижения учащихся средних и старших классов в зависимости от их гендерного типа // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. №24 С.639-643.
14. Журавлева О.В. Особенности мотивации профессионального выбора старшеклассников // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. №1 (33) С.159-168.
15. Иванова Т.Г. Межполушарное взаимодействие и тревожность в подростковом и юношеском возрасте // Вестник Брянского государственного университета. 2010. №4 С. 147-152.
16. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.
17. Илюхин А.Г. Развитие совладающего поведения в юношеском возрасте: копинг-стратегии и оценочная тревожность // Социально- экономические явления и процессы. 2011. №3-4 С.476-482.
18. Калмурзаева К.Б. Взаимосвязь между мотивации достижения успеха, избегания неудачи и уровнем личностной тревожности студентов на этапе профессионализации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2015. № 1 С.152-156.
19. Корнев К.И., Горбунова А.А. Гендерные особенности эмоционального интеллекта, эмпатии, личностной тревожности и саморегуляции как детерминант копинг-поведения в юношеском возрасте // ОмГУ. 2010. №2 С.32-38.
20. Котов С.В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии // Молодой ученый. 2012. №4. С. 360-362.
21. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Уч.пос. - М.: ТЦ Сфера, 2006. - 464 с.
22. Макклелланд Д.. Мотивация человека /Д. Макклелланд. - СПб., 2007. - 248с.
23. Маклаков А.Г. Общая педагогика. СПб.: Питер, 2001. 592 с.
24. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: книга для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. - Москва: Просвещение, 1990. 192 с.
25. Маркова А.К., Орлов А.Б. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - Л. 3-е изд. -М.: ИНФРА-М., 2001.
26. Милашина О. Г. Психологический портрет тревожной личности юношеского возраста в условиях обучения в высшей школе // Вестник ТГПУ. 2009. №5 С. 109-111.
27. Федорова О.Н., Елисеева Т.П. Исследование мотивации к занятиям физической культурой у студентов вуза // Царскосельские чтения. 2014. №XVIII С.215-218.
28. Фельдштейн, Д И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные тр. /Д.И. Фельдштейн. - М.: Московский психолого-соц. ин- т: Флинта, 1999. - 672 с.
29. Хохлова Л.А., Дерягина Л.Е. Особенности мотивационного поведения студентов лево- и правополушарного типа в процессе изучения иностранных языков // Экология человека. 2009. № 5. С. 25-29.
30. Церковский А.Л. Стрессоустойчивость студентов и мотивация достижения//Вестник ВГМУ. 2012. №4 С. 107-111.
31. Шагивалеева Г.Р. Психология переживаний в юношеском возрасте // Вестник ЧГПУ. 2016. №2 С.145-150.
32. Шагивалеева Г.Р., Сафиуллина Г.З. Изучение уровня тревожности в юношеском возрасте // Международный журнал экспериментального образования. 2014. №6-1 С.101-106.
33. Шафикова Г. Р. Становление нравственной мотивационно-смысловой сферы личности школьников // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №62 С.317-325.
34. Шкуратова А.П. Исследование мотивации достижения в учебном процессе // Вестник ЗабГУ. 2014. №2 С.47-52.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ