Введение 3
Глава I. Теоретико-методические основы изучения коммуникативных
способностей у дошкольников со стертой дизартрией 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми
нарушениями 6
1.2. Особенности коммуникативных способностей у дошкольников со
стертой дизартрией 13
Выводы по главе 1 20
Глава II. Исследование коммуникативных способностей у дошкольников со
стертой дизартрией 23
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ коммуникативной компетентности у детей со стертой
дизартрией 26
Выводы по главе II 37
Глава III. Формирование коммуникативной компетентности у детей со стертой дизартрией 39
3.1. Формирующий этап эксперимента 39
3.2. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию
коммуникативной компетентности у детей со стертой дизартрией 46
Выводы по главе III 59
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложения
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии состоит в том, что своеобразие речевого развития, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. В случае, если эти нарушения не исправить в дошкольном возрасте, они вызовут трудности общения с окружающими и в дальнейшем повлекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть приведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная Е.Ф. Архиповой [4], В.А. Киселевой [9], Л.В. Лопатиной и Л.А. Поздняковой [14], Г.А. Османовой [20], О.Г. Приходько [23], Е.Е. Шевцовой и Л.В. Забродиной [28] и другими. При этом данные исследователи обращают внимание, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника, влияют на общий уровень его деятельности. В то же время в исследованиях, посвященных практическим вопросам обучения и воспитания дошкольников со стертой формой дизартрии, недостаточно разработана технология формирования коммуникативных умений у данной категории детей.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - дети дошкольного возраста со стертой формой дизартрией.
формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Цель исследования - формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией будет эффективно, если коррекционную деятельность проводить комплексно и в благоприятных организационно-педагогических условиях.
Исходя из поставленной цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей с речевыми нарушениями;
2) изучить особенности коммуникативных способностей дошкольников со стертой дизартрией;
4) провести анализ коммуникативной компетентности детей со стертой дизартрией;
5) разработать и провести формирующий эксперимент по развитию коммуникативной компетентности у детей со стертой дизартрией;
6) провести оценку эффективности коррекционной работы по формированию коммуникативной компетентности детей со стертой дизартрией.
Методы. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе были использованы следующие методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические методы, а именно диагностика обследования коммуникативных универсальных учебных действий Е.Л. Черкасовой и Е.Н. Моргачевой, которая была адаптирована для детей дошкольного возраста (применялась на констатирующем и контрольном этапах эксперимента); методы обработки данных (количественный анализ с использованием методов математической статистики, качественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость заключается в разработке методической системы мероприятий формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, списка использованной литературы (30 источников) и приложений.
В результате проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы.
Особенности когнитивной (познавательной) сферы детей с общим недоразвитии речи связаны с недостаточным речевым развитием. В меньшей степени эти нарушения отмечаются у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В целом можно отметить, что при различных видах речевых нарушений у детей не формируется артикуляторный опыт, четкий кинестетический образа звука; отмечается снижение слуховой функции (биологического слуха); могут наблюдаться нарушения зрительного восприятия; внимание менее устойчиво, чем у детей с нормой; отмечается недоразвитие слуховой памяти; характерны стереотипность воображения, его недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость.
Ведущими механизмами расстройств произношения при стертой форме дизартрии являются: нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата и связанные с ними ограничения подвижности речевого аппарата, дискоординационные расстройства, синкинезии и насильственные движения, а также недостаточность артикуляционного праксиса. Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют и на формирование фонематической стороны речи. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы. Дети со стертой дизартрией в межличностных отношениях чаще меняют партнеров, в их речи преобладают невербальные формы общения. В группах со стертой дизартрией отсутствует зависимость объема взаимодействий между детьми от степени речевого дефекта. В конфликтных ситуациях детям со стертой дизартрией свойственны две контрастные формы поведения: перекладывание ответственности за случившееся на других, а также принятие чрезмерной ответственности на себя. Также у детей со стертой дизартрией могут отмечаться сужение социальных и речевых контактов, что приводит к нарушению общения с окружающими, а также в целом препятствует осуществлению полноценного общения.
В рамках выпускной квалификационной работы проводилось экспериментальное исследование по формированию коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях на базе частного детского сада «Бала-сити». Эксперимент проводился в старшей группе, выборку составили 20 детей с диагнозом стертая дизартрия в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В процессе эксперимента были использованы психодиагностические методы (наблюдение), а также проведена диагностика обследования коммуникативных универсальных учебных действий Е.Л. Черкасовой и Е.Н. Моргачевой, которая была адаптирована для детей дошкольного возраста.
Полученные результаты на констатирующем этапе показали низкий уровень сформированности коммуникативных способностей как у конкретных детей, так и в целом по группе, а также выявлены задания, с которыми наибольшая часть детей не могла справиться. Это позволило подтвердить необходимость проведения коррекционных занятий с логопедом, а также сформировать коррекционную программу таким образом, чтобы повысить наиболее проблемное направление - состояние речевой коммуникации детей.
На формирующем этапе все дети были разделены контрольную и экспериментальную группы. В рамках эксперимента была предложена программа комплексного коррекционного воздействия на детей экспериментальной группы, специфика которой заключалась в комплексном подходе, включающей три направления:
1) медицинское воздействие;
2) психологическое воздействие;
3) логопедическое воздействие.
В рамках медицинского воздействия дети экспериментальной группы прошли консультацию у невролога. В качестве медицинского лечения индивидуально назначались соответствующие препараты. В рамках психологического воздействия осуществлялось развитие психических функций: формирование работоспособности (частая смена видов
деятельности, гимнастика для шеи, физминутки); развитие мышления, памяти, внимания, воображения. Также особое внимание было уделено логопедическому воздействию, которое включало в себя программу коррекционно-дидактических игр, так как они позволяют работать с детьми в игровой форме.
Полученные данные говорят о том, что по результатам проведенной диагностики на контрольном этапе у детей экспериментальной группы, которые прошли разработанную коррекционную программу, заметно улучшились результаты сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий, что характеризует успешность проведенной работы, а также подтверждает поставленную гипотезу о возможности повышения сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией путем проведения комплексной коррекционной работы.
1. Анисина А.А. К проблеме формирования просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих стертую дизартрию / А.А. Анисина // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XI студенческой международной заочной научно-практической конференции. - 2014 - № 4.
2. Артищева Л.В. Логопсихология: учебно-методическое пособие / Л.В. Артищева. - Казань: Изд-во Казанского университета, 2016. - 60 с.
3. Архипова Е.Ф.Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
4. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. — М.: АСТ: Астрель, 2010. - 254 с.
5. Булыкина Е.А. Развитие звукопроизношения у детей дошкольного возраста с дизартрией при помощи дидактических игр / Е.А. Булыкина // Молодой ученый. - 2016. - № 9. - С. 1076-1078.
6. Ванчинова Л.Н. Логопедическая работа по развитию произносительной стороны речи у обучающихся дошкольников со стертой дизартрией / Л.Н. Ванчинова // Инновационные условия развития науки и образования в межкультурном взаимодействии: комплексный подход: материалы II международной научно-практической конференции. -
2015. - С. 60-62.
7. Евдокимова В.А. Формирование интонационной стороны речи у
дошкольников с минимальными проявлениями дизартрии / В.А. Евдокимова, Ю.А. Майорова // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: сборник статей по материалам IX студенческой международной заочной научно-практической конференции. - М.:
«МЦНО». - 2014 - № 2.
8. Ермилова Е.Я. Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии у дошкольников / Е.Я. Ермилова // Теория и практика образования в современном мире: материалы V Международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). - СПб.: СатисЪ, 2014. - С. 193-195.
9. Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии /
B. А. Киселева. - М., 2007.
10. Коробицына Е.В. Особенности механизмов нарушения речи у дошкольников с дизартрией / Е.В. Коробицына // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2014. - № 6. - С. 140¬143.
11. Краснокутская О.А. Нарушение речи у детей дошкольного возраста / О.А. Краснокутская, Д.М. Лиджиева // Молодежь в науке: новые аргументы: сборник научных работ IV-го Международного конкурса. -
2016. - С. 50-53.
12. Левина Н.М. Коррекционная работа по формированию интонационной стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией / Н.М. Левина // Модернизация образования: проблемы и перспективы: материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени
C. А. Есенина. - 2015. - С. 414-418.
13. Лиджиева Д.М. Нарушение речи у детей дошкольного возраста / Д.М. Лиджиева // Молодежь в науке: новые аргументы: сборник научных работ IV-го Международного молодежного конкурса. - 2016. - С. 50¬53.
14. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. - СПб.: НОУ «Союз», 2006. - 151 с.
15. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по коррекции фонетико-фонематических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией / Л.В. Лопатина // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-3. - С. 178-186.
16. Лукьянова Е.П. Формирование коммуникативных умений у
дошкольников со стертой формой дизартрии / Е.П. Лукьянова // Евсевьевские чтения. Серия: актуальные проблемы специального и инклюзивного образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции с элементами научной школы для молодых ученых «51-е Евсевьевские чтения». -
2015. - С. 57-62.
17. Медведева Е.Ю. Исследование мелкой и артикуляционной моторики у детей со стертой формой дизартрии / Е.Ю. Медведева, А.Н. Образумова // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 1-7. - С. 87-89.
18. Морова Т.Л. Состояние фонематического восприятия у дошкольников со стертой дизартрией / Т.Л. Морова // Концепт. - 2016. - № 13. - С. 31¬35.
19. Нажмитдинова Б.С. Особенности речевого развития детей с
нарушением интеллекта / Б.С. Нажмитдинова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. - № 2. - С. 46-49.
20.Османова Г.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков (6-7 лет) / Г.А. Османова, Л.А. Позднякова. - СПб.: КАРО, 2008. - 144 с.
21. Польшина М.А. Актуальные проблемы современной логопедии / М.А. Польшина, Н.М. Суслова // Концепт. - 2015. - № 8.
22. Польшина М.А. Коррекция стертой дизартрии у старших
дошкольников средствами логопедического массажа / М.А. Польшина // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: материалы Международной научно-практической
конференции. - 2017. - С. 119-122.
23. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции
дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста / О.Г. Приходько. - М.: Каро, 2008. - 138 с.
24. Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста
с нарушениями речи в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования: методические рекомендации / Сост. С.Г. Щербак. - Челябинск: Изд-во Южно-Уральского
государственного гуманитарно-педагогического университета, 2016. - 43 с.
25. Райхерт Е.Н. Особенности фонетических нарушений у дошкольников со стертой дизартрией / Е.Н. Райхерт // Концепт. - 2016. - № 13. - С. 56-60.
26. Талавера Ю.А. В помощь логопедам: коррекция нарушения
звукопроизношения у детей / Ю.А. Талавера, Е.И. Матюхина, А.В. Вольтов // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: сборник статей по материалам XIX студенческой международной заочной научно-практической конференции. - 2014. - № 12.
27. ФГОС: Выявление особых образовательных потребностей у
школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне основного общего образования / Под ред. Е.Л. Черкасовой, Е.Н. Моргачевой. - М.: Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
28.Чукаева М.Н. Исследования фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников со стертой дизартрией / М.Н. Чукаева // Концепт. -
2016. - № 13. - С. 61-64.
29. Шевцова Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.В. Забродина. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 222 с.
30. Ермилова Е.Я. Логопедический массаж при коррекции стертой дизартрии у дошкольников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5855.
31. Комарова А.А. Стертая форма дизартрии у детей дошкольного возраста
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://festival.1september.ru/articles/610150.