ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ СО СТЁРТОЙ ДИЗАРТРИЕЙ
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методические основы изучения коммуникативных
способностей у дошкольников со стертой дизартрией 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми
нарушениями 6
1.2. Особенности коммуникативных способностей у дошкольников со
стертой дизартрией 13
Выводы по главе 1 20
Глава II. Исследование коммуникативных способностей у дошкольников со
стертой дизартрией 23
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ коммуникативной компетентности у детей со стертой
дизартрией 26
Выводы по главе II 37
Глава III. Формирование коммуникативной компетентности у детей со стертой дизартрией 39
3.1. Формирующий этап эксперимента 39
3.2. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию
коммуникативной компетентности у детей со стертой дизартрией 46
Выводы по главе III 59
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложения
Глава I. Теоретико-методические основы изучения коммуникативных
способностей у дошкольников со стертой дизартрией 6
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми
нарушениями 6
1.2. Особенности коммуникативных способностей у дошкольников со
стертой дизартрией 13
Выводы по главе 1 20
Глава II. Исследование коммуникативных способностей у дошкольников со
стертой дизартрией 23
2.1. Организация и содержание констатирующего эксперимента 23
2.2. Анализ коммуникативной компетентности у детей со стертой
дизартрией 26
Выводы по главе II 37
Глава III. Формирование коммуникативной компетентности у детей со стертой дизартрией 39
3.1. Формирующий этап эксперимента 39
3.2. Оценка эффективности коррекционной работы по формированию
коммуникативной компетентности у детей со стертой дизартрией 46
Выводы по главе III 59
Заключение 61
Библиографический список 64
Приложения
Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии состоит в том, что своеобразие речевого развития, характерное для детей с речевой патологией, лишает их полноценного общения со взрослыми и сверстниками. В случае, если эти нарушения не исправить в дошкольном возрасте, они вызовут трудности общения с окружающими и в дальнейшем повлекут за собой определенные изменения личности в цепи развития «ребенок - подросток - взрослый», то есть приведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности и интеллектуальные возможности.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная Е.Ф. Архиповой [4], В.А. Киселевой [9], Л.В. Лопатиной и Л.А. Поздняковой [14], Г.А. Османовой [20], О.Г. Приходько [23], Е.Е. Шевцовой и Л.В. Забродиной [28] и другими. При этом данные исследователи обращают внимание, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника, влияют на общий уровень его деятельности. В то же время в исследованиях, посвященных практическим вопросам обучения и воспитания дошкольников со стертой формой дизартрии, недостаточно разработана технология формирования коммуникативных умений у данной категории детей.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - дети дошкольного возраста со стертой формой дизартрией.
формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Цель исследования - формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией будет эффективно, если коррекционную деятельность проводить комплексно и в благоприятных организационно-педагогических условиях.
Исходя из поставленной цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей с речевыми нарушениями;
2) изучить особенности коммуникативных способностей дошкольников со стертой дизартрией;
4) провести анализ коммуникативной компетентности детей со стертой дизартрией;
5) разработать и провести формирующий эксперимент по развитию коммуникативной компетентности у детей со стертой дизартрией;
6) провести оценку эффективности коррекционной работы по формированию коммуникативной компетентности детей со стертой дизартрией.
Методы. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе были использованы следующие методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические методы, а именно диагностика обследования коммуникативных универсальных учебных действий Е.Л. Черкасовой и Е.Н. Моргачевой, которая была адаптирована для детей дошкольного возраста (применялась на констатирующем и контрольном этапах эксперимента); методы обработки данных (количественный анализ с использованием методов математической статистики, качественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость заключается в разработке методической системы мероприятий формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, списка использованной литературы (30 источников) и приложений.
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная Е.Ф. Архиповой [4], В.А. Киселевой [9], Л.В. Лопатиной и Л.А. Поздняковой [14], Г.А. Османовой [20], О.Г. Приходько [23], Е.Е. Шевцовой и Л.В. Забродиной [28] и другими. При этом данные исследователи обращают внимание, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника, влияют на общий уровень его деятельности. В то же время в исследованиях, посвященных практическим вопросам обучения и воспитания дошкольников со стертой формой дизартрии, недостаточно разработана технология формирования коммуникативных умений у данной категории детей.
Актуальность и практическая значимость обусловила выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - дети дошкольного возраста со стертой формой дизартрией.
формирование коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Цель исследования - формирование коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: развитие коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией будет эффективно, если коррекционную деятельность проводить комплексно и в благоприятных организационно-педагогических условиях.
Исходя из поставленной цели исследования, были сформулированы следующие задачи:
1) дать психолого-педагогическую характеристику детей с речевыми нарушениями;
2) изучить особенности коммуникативных способностей дошкольников со стертой дизартрией;
4) провести анализ коммуникативной компетентности детей со стертой дизартрией;
5) разработать и провести формирующий эксперимент по развитию коммуникативной компетентности у детей со стертой дизартрией;
6) провести оценку эффективности коррекционной работы по формированию коммуникативной компетентности детей со стертой дизартрией.
Методы. Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы в работе были использованы следующие методы исследования: теоретические методы (анализ психолого-педагогической литературы); эмпирические методы, а именно диагностика обследования коммуникативных универсальных учебных действий Е.Л. Черкасовой и Е.Н. Моргачевой, которая была адаптирована для детей дошкольного возраста (применялась на констатирующем и контрольном этапах эксперимента); методы обработки данных (количественный анализ с использованием методов математической статистики, качественный анализ результатов исследования).
Практическая значимость заключается в разработке методической системы мероприятий формирования коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав (шести параграфов), заключения, списка использованной литературы (30 источников) и приложений.
В результате проведенного исследования были сделаны соответствующие выводы.
Особенности когнитивной (познавательной) сферы детей с общим недоразвитии речи связаны с недостаточным речевым развитием. В меньшей степени эти нарушения отмечаются у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В целом можно отметить, что при различных видах речевых нарушений у детей не формируется артикуляторный опыт, четкий кинестетический образа звука; отмечается снижение слуховой функции (биологического слуха); могут наблюдаться нарушения зрительного восприятия; внимание менее устойчиво, чем у детей с нормой; отмечается недоразвитие слуховой памяти; характерны стереотипность воображения, его недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость.
Ведущими механизмами расстройств произношения при стертой форме дизартрии являются: нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата и связанные с ними ограничения подвижности речевого аппарата, дискоординационные расстройства, синкинезии и насильственные движения, а также недостаточность артикуляционного праксиса. Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют и на формирование фонематической стороны речи. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы. Дети со стертой дизартрией в межличностных отношениях чаще меняют партнеров, в их речи преобладают невербальные формы общения. В группах со стертой дизартрией отсутствует зависимость объема взаимодействий между детьми от степени речевого дефекта. В конфликтных ситуациях детям со стертой дизартрией свойственны две контрастные формы поведения: перекладывание ответственности за случившееся на других, а также принятие чрезмерной ответственности на себя. Также у детей со стертой дизартрией могут отмечаться сужение социальных и речевых контактов, что приводит к нарушению общения с окружающими, а также в целом препятствует осуществлению полноценного общения.
В рамках выпускной квалификационной работы проводилось экспериментальное исследование по формированию коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях на базе частного детского сада «Бала-сити». Эксперимент проводился в старшей группе, выборку составили 20 детей с диагнозом стертая дизартрия в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В процессе эксперимента были использованы психодиагностические методы (наблюдение), а также проведена диагностика обследования коммуникативных универсальных учебных действий Е.Л. Черкасовой и Е.Н. Моргачевой, которая была адаптирована для детей дошкольного возраста.
Полученные результаты на констатирующем этапе показали низкий уровень сформированности коммуникативных способностей как у конкретных детей, так и в целом по группе, а также выявлены задания, с которыми наибольшая часть детей не могла справиться. Это позволило подтвердить необходимость проведения коррекционных занятий с логопедом, а также сформировать коррекционную программу таким образом, чтобы повысить наиболее проблемное направление - состояние речевой коммуникации детей.
На формирующем этапе все дети были разделены контрольную и экспериментальную группы. В рамках эксперимента была предложена программа комплексного коррекционного воздействия на детей экспериментальной группы, специфика которой заключалась в комплексном подходе, включающей три направления:
1) медицинское воздействие;
2) психологическое воздействие;
3) логопедическое воздействие.
В рамках медицинского воздействия дети экспериментальной группы прошли консультацию у невролога. В качестве медицинского лечения индивидуально назначались соответствующие препараты. В рамках психологического воздействия осуществлялось развитие психических функций: формирование работоспособности (частая смена видов
деятельности, гимнастика для шеи, физминутки); развитие мышления, памяти, внимания, воображения. Также особое внимание было уделено логопедическому воздействию, которое включало в себя программу коррекционно-дидактических игр, так как они позволяют работать с детьми в игровой форме.
Полученные данные говорят о том, что по результатам проведенной диагностики на контрольном этапе у детей экспериментальной группы, которые прошли разработанную коррекционную программу, заметно улучшились результаты сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий, что характеризует успешность проведенной работы, а также подтверждает поставленную гипотезу о возможности повышения сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией путем проведения комплексной коррекционной работы.
Особенности когнитивной (познавательной) сферы детей с общим недоразвитии речи связаны с недостаточным речевым развитием. В меньшей степени эти нарушения отмечаются у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. В целом можно отметить, что при различных видах речевых нарушений у детей не формируется артикуляторный опыт, четкий кинестетический образа звука; отмечается снижение слуховой функции (биологического слуха); могут наблюдаться нарушения зрительного восприятия; внимание менее устойчиво, чем у детей с нормой; отмечается недоразвитие слуховой памяти; характерны стереотипность воображения, его недостаточная подвижность, инертность, быстрая истощаемость.
Ведущими механизмами расстройств произношения при стертой форме дизартрии являются: нарушения тонуса мышц артикуляционного аппарата и связанные с ними ограничения подвижности речевого аппарата, дискоординационные расстройства, синкинезии и насильственные движения, а также недостаточность артикуляционного праксиса. Нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи, обусловленные органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата, отрицательно влияют и на формирование фонематической стороны речи. Чтобы овладеть правильным произношением, ребенок должен, прежде всего, четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, иметь достаточно подготовленный для их произнесения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы. Дети со стертой дизартрией в межличностных отношениях чаще меняют партнеров, в их речи преобладают невербальные формы общения. В группах со стертой дизартрией отсутствует зависимость объема взаимодействий между детьми от степени речевого дефекта. В конфликтных ситуациях детям со стертой дизартрией свойственны две контрастные формы поведения: перекладывание ответственности за случившееся на других, а также принятие чрезмерной ответственности на себя. Также у детей со стертой дизартрией могут отмечаться сужение социальных и речевых контактов, что приводит к нарушению общения с окружающими, а также в целом препятствует осуществлению полноценного общения.
В рамках выпускной квалификационной работы проводилось экспериментальное исследование по формированию коммуникативных компетенций у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии в условиях на базе частного детского сада «Бала-сити». Эксперимент проводился в старшей группе, выборку составили 20 детей с диагнозом стертая дизартрия в возрасте 5-6 лет. Исследование проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В процессе эксперимента были использованы психодиагностические методы (наблюдение), а также проведена диагностика обследования коммуникативных универсальных учебных действий Е.Л. Черкасовой и Е.Н. Моргачевой, которая была адаптирована для детей дошкольного возраста.
Полученные результаты на констатирующем этапе показали низкий уровень сформированности коммуникативных способностей как у конкретных детей, так и в целом по группе, а также выявлены задания, с которыми наибольшая часть детей не могла справиться. Это позволило подтвердить необходимость проведения коррекционных занятий с логопедом, а также сформировать коррекционную программу таким образом, чтобы повысить наиболее проблемное направление - состояние речевой коммуникации детей.
На формирующем этапе все дети были разделены контрольную и экспериментальную группы. В рамках эксперимента была предложена программа комплексного коррекционного воздействия на детей экспериментальной группы, специфика которой заключалась в комплексном подходе, включающей три направления:
1) медицинское воздействие;
2) психологическое воздействие;
3) логопедическое воздействие.
В рамках медицинского воздействия дети экспериментальной группы прошли консультацию у невролога. В качестве медицинского лечения индивидуально назначались соответствующие препараты. В рамках психологического воздействия осуществлялось развитие психических функций: формирование работоспособности (частая смена видов
деятельности, гимнастика для шеи, физминутки); развитие мышления, памяти, внимания, воображения. Также особое внимание было уделено логопедическому воздействию, которое включало в себя программу коррекционно-дидактических игр, так как они позволяют работать с детьми в игровой форме.
Полученные данные говорят о том, что по результатам проведенной диагностики на контрольном этапе у детей экспериментальной группы, которые прошли разработанную коррекционную программу, заметно улучшились результаты сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий, что характеризует успешность проведенной работы, а также подтверждает поставленную гипотезу о возможности повышения сформированности коммуникативных
универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией путем проведения комплексной коррекционной работы.



