Введение 3
Глава I. Теоретические основы изучения возрастных особенностей социализации с контексте включенности в субкультуру 7
§1.1. Социально-психологическая адаптация личности. Соотношение понятий «социализации» и «адаптации» 7
§1.2. Понятие «молодежная субкультура». Влияния субкультуры на процесс социализации 14
§1.3. Аниме-субкультура в России
Глава 2. Эмпирическое исследование возрастных особенностей социально-психологической адаптации лиц включенных в аниме-субкультуру 19
§2.1. Организация и проведение исследования 19
§2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 22
§2.2.1. Анализ особенностей социально-психологической адаптации в группе подростков 23
§2.2.1.1. Корреляционный анализ межтестовых связей 25
§2.2.1.2. Корреляционный анализ внутритестовых связей 26
§2.2.2. Анализ особенностей социально-психологической адаптации у молодых 35
§2.2.2.1. Корреляционный анализ межтестовых связей 36
§2.2.2.2. Корреляционный анализ внутритестовых связей 37
§2.2.3. Сравнительный анализ выборок. Статистическое сравнение показателей
Выводы ..
Заключение
Список использованной литературы 5 ]
Приложения
В современном мире феномены молодежной субкультуры привлекают внимание все большего количества исследователей разных направлений, социологов, культурологов, педагогов и, конечно же, психологов. Причины, стоящие за данным интересом могут быть совершенно различными.
Долгое время в научной среде явление молодежных субкультур было связано с понятием «девиации» и считалось, что включенность в ту или иную субкультуру негативно сказывается на социализации молодежи. Приблизительно с середины I960 - 1970-х годов в педагогике и психологии молодежная субкультура признана как один из важнейших институтов социализации молодежи. В настоящее же время большинство исследователей акцентируют внимание на адаптивной и социализирующей функции молодежной субкультуры. Субкультура определяется как пространство для подготовки молодежи к взрослой жизни, место для ее экспериментирования и развития. Роль этого фактора социализации проявляется в чувстве защищенности, в свободе выбора группы и ощущении принадлежности к ней, то есть групповой идентификации.
Молодежная аниме-субкультура в России является одним из крупнейших подобных «пространств», которое до сих пор является не изученным. Экономическая и политическая ситуация в стране заставила сменить курс «с запада на восток». Взаимопроникновение японской и российской культур, следствием чего является активное распространение японской популярной культуры в нашей стране, не должно остаться без должного внимания отечественных исследователей.
Актуальность данной темы, таким образом, состоит в том, что пока в нашей стране кардинально изменяются все общественные отношения и социальные институты, изучение особенностей социализации молодежи через преобразующиеся субкультурные объединения становится особенно востребованной и актуальной исследовательской проблемой, привлекающей внимание не только ученых, но и практических работников в сфере педагогики, психологии И СОЦИОЛОГИИ. Кроме ТОП), I» научной литературе существует значительный пробел в эмпирических данных, который необходимо восполнить.
.питой работы, нами была сформулирована следующая гипотеза: существуют особенное ш социализации лиц, включенных в причем с возрастом при снижении включенности в субкультуру попытается социально-психологическая адаптация.
Цель данного исследовании - изучить возрастные особенности социализации лиц. включенных в аниме-субкультуру.
Объект исследования процесс и состояние социализации подростков и молодежи.
Предмет исследования - социализация подростков и молодежи, включенных в аниме-субкультуру.
Произвести анализ полученных эмпирическим путем данных и на их основании подтвердить или опровергнуть гипотезу данного исследования.
Теоретической базой исследования явились основные работы социологов, психологов и культурологов, занимающихся проблематикой молодежных субкультур. а так же труды, посвященные социологическим, психологическим и педагогическим последованиям молодежного движения, объединений и наложения молодежи, и особенностям социализации
молодого поколения. Особого внимания в контексте изучения методики «СПА» заслуживают работы К. Роджерса и Р. Даймонд [I]. Адаптация которой, впервые на русский язык был произведен к.п.н. I В. Снегиревой [31]. Последняя модификация методики под современные условия была выполнена к.п.н. АК. Осницким [23]. Обобщенными комплексными работами по выдвинутой тематике можно считать труды И.С. Кона [11; 12]. Значительное внимание было уделено исследованиям ряда авторов посвященных разработке вопросам социализации, адаптации и психологии личности, включающих: БД. Парыгина [24]. С.А. Кузьмина [15], I .М. Андреевой [3], В.А. Сухомлннского [32], М.М. Безруких, С.П. Ефимовой [4], В.Г. Бочаровой [19], В.Н. Гурова [7], Н.М. Иовчука, А.А. Северного [9], В.П. Кащенко [10], Ю.В. Сычева [33], Я.И. Гнлинского [5], А.В. Мудрика [20], З.В. Сикевича [28], В.К. Сергеева [27]. Для набора справочно-энциклопедического материала служили следующие издания: Словарь иностранных слов [29]. Педагогическая энциклопедия [25], Словарь социально-психологических понятий [30], Российская энциклопедия социальной работы [26]. Основным и единственным объемным трудом посвященным вопросам изучения аниме-субкультуры является исследование Уильяма Стила Япония и Россия: Три столетия взаимных образов, под редакцией Михайловой ЮД.
Для проверки выдвинутых гипотез и решения поставленных задач в данной работе нами использовались следующие методы:
1. Методы анализа и обобщения научной литературы. Разложение на составные части и изучение отдельных частей проблематики выдвинутой в научной литературе с последующим обобщением.
2. Методы анкетирования и опроса. Получение, в заранее заданных границах обусловленных рамками исследования, информации от непосредственных представителей исследуемой субкультуры.
Методы статистической обработки данных, корреляционный анализ данных. Выявление скрытых закономерностей, обобщение и
В ходе исследования анализ литературы позволил определит!, требуемое содержание понятия социализации и социальной адаптации подходящее под объект и предмет исследования. Процесс социализации представителей аниме-субкультуры должен проходить через активное взаимодействие личности с социальной средой, в ходе которого будут с одной стороны реализованы интересы и стремления личности, а с другой осуществлено принятие полноправного члена общества с обязательным усвоением личностью ролевого поведения, а также социальных, личностных и профессиональных норм, ценностей и традиций коллектива.
Изучение представителей анимс-субкультуры привело к неоднозначным выводам, требующим дополнительного отдельного исследования. Четкие возрастные ограничения у данной категории субкультур отсутствуют, но наиболее подвержены активной увлечённости лица от 15 до 23 лет. К сфере интересов «анимешников» относят не только просмотр анимационных фильмов и сериалов в стиле «аниме», но и принятие атрибутов субкультуры. Также характерна и вовлеченность в стремлении перенять элементы японской культуры, в том числе субкультуры «отаку», включающей в себя особый стиль поведения.
Для максимального облегчения процесса исследования для испытуемых (ввиду большого разброса возраста, даже внутри выделенных групп), нами была проведена работа по оптимизации стимульного материала, проделана работа над оформлением и разработан свой уникальный вид для применяемых в исследовании методик. Полученный опыт может быть применен в дальнейшем изучении представителей аниме-субкультуры.
Эмпирическое исследование состояния социализации на примере представителей аниме-субкультуры, и произведенный анализ полученных данных двух групп, подростковой и молодежной, позволило прийти к ряду выводов.
Во-первых, подростковая часть исследованных, показала излишнюю оппозиционность по отношению к обществу, что сказывается на социальной адаптации подростков, ее неустойчивость и ситуативный характер. Для данной группы опрашиваемых наибольшее влияние на процесс социализации оказывают самопринятие и социальный комфорт. Во-вторых, молодая часть опрошенных в ходе прохождения анкетирования, в отличие от достаточно высокого показателя лживости у подростков, связанного с незавершенным процессом формирования рефлексивности, в ответах стремилась использовать «идеальный образ» осознанно используя социально одобряемые ответы. В-третьих, ответы обеих выборок соответствуют теоретическим представлениям о возрастных особенностях групп и имеют положительную тенденцию для социально-психологической адаптации представителей аниме-субкультуры. В-четвертых, значимость принадлежности к данной субкультуре постепенно снижается с возрастом, личностные качества, способствующие социализации, приходят к более гармоничному состоянию.
В итоге изучив возрастные особенности социализации подростков и молодежи, включенных в аниме-субкультуру, можно заключить, что сформулированная нами гипотеза была частично подтверждена. Действительно, что у подростков влияние степени включенности в субкультуру в большей степени сказывается на состоянии социально- психологической адаптации, чем в группе молодых. Гак как статистически значимых взаимосвязей между методиками, тем не менее, обнаружено не было, мы можем сделать вывод о том, что необходимо задействовать дополнительные методы исследования данных взаимосвязей и увеличить количество испытуемых, для получения более достоверных данных.
Kogers, Carl R., and Rosalind F. Dymond, eds. Psychotherapy and Personality Change: Coordinated Research Studies in the Client-Centered Approach. Chicago: University of Chicago Press, 1954;
W'illlamЛ/. Steele Japan and Russia. Three Centuries of Mutual Images. / cds. Yulia Mikhailov. — Folkestone: Global Oriental. 2008 (Стил У.М. Япония и Россия: Три столетия взаимных образов. / под ред. Михайловой Ю.Д. — Фолькстон: Глобал Ориентал, 2008);
Андреева Г.М. Социальная психология. М.: МГУ, 1998.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М.: Просвещение, 1991.
Гилинский Я.И. Девнантология, социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. М., 2004.
Грошева Р.Н. Девиантные подростки-мальчики и уличная подростковая субкультура: Материалы V городской научно- практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. М., 2006.
Гуров В.Н. Теория и методика социальной работы шкалы с семьей. М.- Ставрополь, 1998.
Дарвин Ч. Происхождение видов путем естественного отбора. Т. 3. М.- Л. 1939.
Иовчук Н.М., Северный А.А. Проблемы детской н подростковой наркологии: Мат-лы Российской научн.-практ. конф. / Под ред. Н.В. Вострокнутовой, А.А. Северного. М., 1999.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1994.
Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.
Кон ПС. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.
13- Косарева» С. В.. С ин яги на И./О Неформальные объединения молодежи. М., 2006.
14. Кряжева ПК. Социально-психологические факторы адаптированности личности: Дис. канд. психол. наук. М.,1980.
15. Кузьмин С.А. Социальные системы: Опыт, структура анализа. М.: Наука, 1996.
16. Луков В. А Молодежные субкультуры в современной России // www.psyfactor.org/lib/subcuitur.htp.
17. Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса И Соч. В 8 т. Т. 1.М., 1984.
18. Маркс К, Энгельс Ф. Избранные сочинения И Соч. В 9 т. Т. 6. М.: Политиздат, 1987.
19. Материалы Российской научно-практической конференции «Социальная дезадаптация: нарушения у детей и подростков» / Под. ред. Н.В. Вострокнутовой. А.А. Северного. М., 1996.
20. Мудрик А.В. Социализация человека. М., 2004.
21. Общие основы методики социальной работы / Под ред. Г.Н. Филонова. М.: ЦСП РАО, 1996.
22. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
23. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации / А. К. Осиицкий //11сихология и школа. - 2004. - N 1. - С. 43-56;
24. Парыгин В.Д. Основные социально-психологические теории. М., 1971.
25. Педагогическая энциклопедия. М/.1996.
26. Российская энциклопедия социальной работы. Т. 1. - М.: Институт социальной работы, 1997.
27. Сергеев В.К. Молодежная субкультура в условиях мегаполиса. М., 2001.
28. Сикевич ЗВ. Молодежная культура: за и против. Л., 1990.
29. Словарь иностранных слов / Под ред. И.В. Лехина и Ф.Н. Петрова. М.. 1954.
30- Словарь социально-психологических понятий / Сост. Е.С. Кузьмин. В.Е. Семенова. JL, 1987.
31- Снегирёва ТВ Методика изучения особенностей личностной саморегуляции // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. — М., сборник трудов АПН СССР, 1987 —с. 92-96;
32. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение, 1981.
33. Сычев Ю.В. Микросреда и личность. М.: Мысль, 1974.
34. Теория и методика социальной работы. В 2 т. М., 1994.
35. Тихомирова НК., Селевко ГК. Закатова И.Н. Работа школы с трудными детьми. М.: Инет. пов. квалиф. раб.обр., 1996.
36. Толстых В.А. Взрослые и дети: парадоксы общения. М., 2004.
37. Философские проблемы теории адаптации. М., 1975.
38. Чупров В.И, Зубок Ю.А., Уильямс К Молодежь в обществе риска. М., 2003.