Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №51756

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

налогообложение

Объем работы81
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
529
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Теоретические аспекты налогообложения доходов физических лиц 5
1.1. Сущность налогообложения доходов физических лиц 5
1.2. Эволюция развития налогообложения доходов граждан в России 12
1.3. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц в
Российской Федерации 20
2. Практика налогообложения доходов физических лиц в Российской
Федерации 27
2.1. Налог на доходы физических лиц в системе доходов бюджетов 27
2.2. Применение налоговых вычетов и освобождений при исчислении налога
на доходы физических лиц 36
3. Тенденции развития налогообложения доходов физических лиц в
Российской Федерации 43
3.1. Мировой опыт налогообложения доходов физических лиц и возможности
его применения в России 43
3.2. Перспективы развития налога на доходы физических лиц в
Российской Федерации 56
Заключение 68
Список использованных источников


Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Это единственный налог, который существовал в нашей стране в годы советской власти, когда практически отсутствовала налоговая система. Этот налог не оказывал серьёзного влияния на материальное положение населения страны, что объяснялось отсутствием существенной дифференциации в целом достаточно низких доходов населения. В настоящее время тема налога на доходы физических лиц - как наиболее непо-средственно затрагивающего материальное благосостояние граждан и ка-сающегося всех нас - является очень актуальной.
Налог на доходы физических лиц затрагивает интересы всех без ис-ключения слоев экономически активного населения страны. Данный налог носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни, позволяет с помощью системы льгот, ставок налогообложения регулировать личные доходы населения. Также налог на доходы физических лиц может регулировать существующий уровень дифференциации доходов населения, уровень налоговой нагрузки на малоимущее население. Изучение данной темы представляет особый интерес, так как за последние годы роль налога на доходы физических лиц и его влияние на уровень жизни населения в России изменилась, острее встал вопрос о реформировании данного налога в целях соблюдения справедливости и равенства в налогообложении населения.
Остаются не решенными проблемы усиления фискальной роли налога на доходы физических лиц в России, рационального распределения налоговых обязательств между различными категориями налогоплательщиков, повышения социальной направленности подоходного налогообложения. Все это требует проведения дополнительных исследований, направленных на совершенствование налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических и практических основ налогообложения доходов физических лиц в Российской Федерации, выявление проблем и путей их решения. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
- раскрыть экономическую сущность налога на доходы физических лиц и его назначение;
- изучить историческое развитие налога на доходы граждан в России;
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
- проанализировать поступление налога на доходы физических лиц в доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- рассмотреть применение налоговых вычетов и освобождений при исчислении налога на доходы физических лиц;
- изучить мировой опыт налогообложения доходов физических лиц и определить возможности применения зарубежного опыта;
- оценить перспективы развития налога на доходы физических лиц в Российской Федерации.
При написании выпускной квалификационной работы использовались законодательные акты Российской, труды отечественных и зарубежных ученых- экономистов, учебная литература, а также материалы, опубликованные в периодической печати. Информационной базой исследования послужили данные с официальных сайтов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы государственной статистики, Министерства финансов Российской Федерации, материалы, размещенные в сети Интернет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Система налогообложения должна выполнять многообразные функции, с одной стороны, стимулировать экономическую деятельность, а, с другой стороны, обеспечивать необходимый объем средств, для покрытия государственных нужд. Особое положение в ряду налогов, уплачиваемых физическими лицами, занимает налог на доходы физических лиц. Данный налог носит ярко выраженный социальный характер и обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, и тем самым на уровень их жизни, позволя¬ет с помощью системы льгот, ставок налогообложения регулировать личные доходы населения. Также налог на доходы физических лиц может регулировать существующий уровень дифференциации доходов населения, уровень налоговой нагрузки на малоимущее население. Экономическая сущность налога на доходы физических лиц характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с гражданами, связанными с взиманием государственными органами платежей с доходов граждан в бюджет, целью которых является мобилизация средств в распоряжение государства.
В России налог на доходы физических лиц был создан на основе опыта его взимания в разных странах мира. В настоящее время основными чертами действующей системы налогообложения доходов граждан в России являются пропорциональная ставка налога на доходы физических лиц, применение налоговых вычетов, введение института «резидентства». Сейчас ставки налога на доходы физических лиц варьируются в зависимости от статуса резидента и источников получения доходов.
Существующая в настоящее время система налогообложения доходов физических лиц не является совершенной. Во многом это обусловлено тем, что в ходе реформ изменения, вносимые в механизм налогообложения доходов, не носили системного характера и были обусловлены популизмом и необходимостью решения текущих задач. В условиях рыночной экономики налог на доходы физических лиц является механизмом регулирования доходов 68 физических лиц, позволяющим снизить налоговое бремя малоимущих, повысить социальную ответственность высокообеспеченных граждан и обеспечить стимулирование инвестиционной активности населения.
Особенностью налога на доходы физических лиц в России является плоская шкала в 13%. С момента введения действующей налоговой ставки в размере 13%, среди экономистов, законодателей и аналитиков не утихают споры о том, какая шкала подоходного налога оптимальна для России - плоская или прогрессивная. Сторонники плоской шкалы говорят о том, что введение прогрессивной шкалы приведет к сокрытию истинных размеров и источников дохода, поскольку величина налога зависит от суммарного дохода, а различные источники дохода облагаются по-разному. Сторонники прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц говорят о том, что реализация распределительной функции налога на доходы физических лиц невозможна на основе плоской шкалы налогообложения доходов физических лиц, при которой соответствующая универсальная ставка игнорирует наличие у определенной группы граждан крупных доходов и исключает их повышенное налоговое изъятие. По мнению сторонников прогрессивной шкалы необходимо восстановить прогрессивную шкалу налога на доходы физических, благодаря которой увеличатся доходы мало и среднеобеспеченных слоев населения, устранится огромное имущественное неравенство населения, увеличатся доходные части бюджетов.
Налоговым кодексом Российской Федерации установлены налоговые вычеты (стандартные, социальные, имущественные, профессиональные), которые уменьшают налогооблагаемую базу. Однако данные вычеты не в полной мере отвечают мировой практике, где основным вычетом из совокупного дохода является необлагаемый налогом минимум, равный прожиточному минимуму.
Налог на доходы физических лиц являясь федеральным налогом, поступает в региональные и местные бюджеты. С 2014 года в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации налог на доходы физических лиц подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 85%, в местные бюджеты - по нормативу 15%. Также, в Законе о бюджете 69 субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц, подлежащего зачислению в региональный бюджет. Таким образом, на федеральном уровне законодательно установлены минимальные значения поступлений налога на доходы физических лиц в местные бюджеты.
Налог на доходы физических лиц начиная с 1991 года по настоящее время претерпел множество изменений, связанных со сменой налоговой ставки, проведением налоговой реформой 2001 года, ростом налогооблагаемой базы. Период с 2000 года характеризуются ростом поступлений налогов с доходов граждан, увеличением удельного веса в консолидированном бюджете страны и относительно положительной динамикой. Однако любые реформы, направленные на изменение налога на доходы физических лиц должны иметь не только экономическую составляющую, которая проявляется в возможности властных структур собрать дополнительные денежные средства в бюджеты страны, но и оставаться способом исполнения социальных обязательств государства перед населением страны.
Налог на доходы физических лиц как подоходный налог нашел свое отражение в законодательстве России в 1916 году в Положении о
государственном подоходном налоге. В годы советской власти подоходный налог не имел сколько-нибудь значительного фискального значения. С переходом России на рыночные экономические отношения в 1992 году была создана новая налоговая система, однако отсутствие комплексного подхода при формировании налоговой системы Российской Федерации привело к обострению экономических и социальных противоречий, развитию теневой экономики. В 2001 году в Российской Федерации концептуально изменилась система налогообложения доходов физических лиц, была введена плоская шкала налога. Введение единой ставки налогообложения в 2001 году сопровождалось ростом собираемости подоходного налога до 56% и приростом его доли в общих поступлениях (9,5 %). По итогам 2001 года поступления налога на доходы физических лиц выросли на 81,3 миллиард рублей (прогнозировалось увеличение на 16,0 млрд. руб.), или на 70
23,7% в реальном выражении (прогнозировалось снижение в реальном выражении на 2,5% по сравнению с уровнем 2000 года). В дальнейшем поступления налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет Российской Федерации имели положительный прирост на протяжении двенадцати лет. На поступление налога на доходы физических лиц оказывают воздействие различные факторы: уровень и динамика заработной платы; размер доходов населения, подлежащих налогообложению; численность занятых; уровень безработицы в стране; задолженность по заработной плате; изменения в законодательстве.
О стабильной и значимой роли налога на доходы физических лиц во всех бюджетах свидетельствует и динамика его показателей в составе доходов консолидированного бюджета России. По объему поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации налог на доходы физических лиц занимает третье место. Доходы консолидированного бюджета Российской Федерации от данного налог растут ежегодно.
Изучив зарубежный опыт формирования доходов бюджетной системы за счет налога на доходы физических лиц, было выявлено, что в подавляющем большинстве зарубежных государств применяется прогрессивная шкала налоговых ставок, налоговая база определяется путем вычета из полученного дохода расходов, направленных на его получение. При этом значительная часть доходов бюджетов в рассмотренных странах формируется за счет данного налога. В некоторых зарубежных государств (Франция, США) налоговая база определяется как совокупный доход семьи, что позволяет при расчете налога учесть в числе прочих и личные потребности налогоплательщика (например, наличие иждивенцев). Стоит отметить высокий уровень налогового администрирования в зарубежных странах. Сумма налога, как правило, рассчитывается самими налоговыми органами, которые имеют доступ ко всем данным, необходимым для осуществления расчета (Швеция, Дания). Много внимания со стороны налоговых властей в зарубежных странах уделяется уровню собираемости налога, для повышения которого устанавливаются высокие штрафы за неполную или несвоевременную уплату, а также применяется поощрение в виде выплаты процентов на переплаченную в течение года сумму налога (Дания).
Учитывая зарубежный опыт формирования доходов бюджетной системы за счет налога на доходы физических лиц и рассмотрев проблемы, существующие в нашей стране, для совершенствования системы налога на доходы физических лиц предлагаем следующее:
а) необходимо организовать постепенный переход к прогрессивной шкале налоговых ставок налога на доходы физических лиц. Следует использовать опыт таких стран, которые близки по социально-экономическому уровню России, и установить такие ставки подоходного налога с физических лиц, которые справедливо повысят налоговую нагрузку на крупные доходы.
б) также, следует установить необлагаемый минимум, который применяется в зарубежных странах при использовании прогрессивной ставки подоходного налога с физических лиц. В некоторых странах действует система семейного налогообложения, при которой доход супружеских пар суммируется и облагается на выгодных условиях, чем снижается налоговая нагрузка на доходы семьи. Адаптация такого опыта к современным российским условиям позволит снизить налоговое бремя налогоплательщиков - семейных пар и, возможно, снизить масштабы теневых (необлагаемых) доходов.
в) в дальнейшей перспективе целесообразен переход на семейное налогообложение, при котором доход супружеских пар суммируется и облагается на выгодных условиях. Семейное налогообложение способствует повышению уровня экономического и социального благосостояния общества. Оно позволяет в максимальной степени реализовать принцип справедливости, учитывая все особенности каждой конкретной семьи, как отдельного единого налогоплательщика



1. Конституция Российской Федерации: офиц.текст.- М.: Юрайт-Издат, 2013.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Экзамен, 2013.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Омега-Л, 2013.
4. О подоходном налоге с физических лиц [Электронный ресурс]: Закона
РСФСР от 7.12.1991 № 1998-I // Справочно-правовая система «Гарант». -
Последнее обновление. - 31.04.2016.
5. Анисимова Л. А. Реформы налогообложения доходов населения России / Анисимова Л. А. - М.: ИЭПН, 2008.
6. Буинцева О. О. Особенности налогового декларирования по налогу на доходы физических лиц / Буинцева О. О. // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2013. - №1.
7. Бушуева О. А. Семья - «консолидированная группа» в целях налогообложения доходов / Бушуева О. А. - 2013. - №6.
8. Вылкова Е. С. Реформирование налогообложения труда / Вылкова Е.С. // Вестник УрФУ. Серия: экономики и управление. - 2011. - №5.
9. Гурова И. Н. О некоторых проблемах налогового администрирования / Гурова И. Н // Финансы. - 2010. -№2.
10. Дегтярева Н.С. Реформирование подоходного налогообложения / Дегтярева Н.С. // Вестник Академии. - 2012. - №4.
11. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение / Дуканич Л.В. - Ростов на Дону: Феникс, 2014.
12. Жидкова Е. Ю. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Е. Ю. Жидкова - М.: Эксмо, 2009.
13. Изотова О.И. Налогообложение физических лиц в зарубежных странах: перспективы применения в России / Изотова О.И. // Бухгалтерский учет, на-логообложение, статистика. Налоговое право. - 2011. - №5.
14. Князев Ю. Справедливость и экономика / Князев Ю. // Общество и экономика. - 2012. - №1.
15. Козарезенко Л. В. Зарубежный опыт применения налоговых инструментов в целях развития человеческого потенциала / Казарезенко Л. В. // Шумпетеровские чтения. - 2013. - №1.
16. Костылева Л.В. Налогообложение как механизм регулирования неравенства населения / Костылева Л.В. // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - №3.
17. Кулешова Л.В. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Кулешова Л.В., Лапина Е.Н. - Ставрополь: Издательство «Седьмое небо», 2011.
18. Лавник Р.В. Налог на доходы физических лиц: его значение для бюджетов регионов Российской Федерации /Лавник Р.В. // Аудит и финансовый анализ. - 2009. - №4.
19. Лакунина М.А. История развития подоходного налогообложения в России. /Сб. научных трудов ВГНА Минфина России// - М.: ВГНА.- 2011. - №1.
20. Литвинцева Г. П. Результативность социальных институтов в сфере государственной политики доходов населения России с учетом регионального фактора / Г. П. Литвинцева, Е. А. Стукаленко // Journal of institutional studies (Журнал институциональных исследований). - 2010. - Т. 2. - № 2.
21. Майбуров И. А. Теория и история налогообложения: учебник / Майбуров И. А. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
22. Мамрукова О. И. Налоги и налогообложение / Мамрукова О. И.- М.: Омега- Л, 2010.
23. Молчанова М.Ю. Роль налога на доходы физических лиц в снижении дотационности бюджетов муниципальных образований / Молчанова М.Ю.// Экономика региона.- 2009. -№ 4.
24. Налетов А.Ю. О справедливости налогов на доходы в Российской Федерации / Налетов А.Ю. // Финансы и кредит. - 2013. - №21.
25. Налоги и налогообложение: Учебник / Д.Г. Черник и др. // 2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2014.
26. Перекальский С.В. Основные направления реформирования
налогообложения физических лиц / Перекальский С.В. // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2010. - №3.
27. Петрухина Е.Н. Практическое решение проблем учета налога на доходы физических лиц /Петрухина Е.Н.// Вестник НГИЭИ.- 2010.- № 1.
28. Петухова Н.Е. История налогообложения в России IX—XX вв.: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник, 2008.
29. Рамазанова Б. К. Реформирование подоходного налогообложения в России / Рамазанова Б. К. // Наука и бизнес: пути развития. - 2013. - №2.
30. Сенина О. В. Налогообложение доходов физических лиц и система общественного блага / Сенина О. В. // Российское предпринимательство. - 2013. - №17.
31. Тропская С.С. Правовой статус налогоплательщика - физического лица по российскому Закону о государственном подоходном налоге от 6 апреля 1916 года/ Тропская С.С. // Государство и право. - 2007. - № 5.
32. Тюрина Ю. Г. Влияние налога на доходы физических лиц на уровень жизни населения / Тюрина Ю. Г. // Экономика: вчера, сегодня завтра. - 2012. - №7.
33. Улезько О. В. Совершенствование взимания налога на доходы физических лиц на современном этапе / Улезько О. В. // Финансы и кредит. - 2011. - №31.
34. Улыбина Л.В., Романова А.Ю. Актуальные проблемы налогообложения доходов физических лиц / Улыбина Л.В., Романова А.Ю. // Вестник Российского университета кооперации. - 2013. - №3 (9).
35. Хантаева Н.Л. Теоретические основы налогообложения: учебное пособие / Хантаева Н.Л.- Улан-удэ, 2007.
36. Шлянкевич С.В. Усиление социальной функции налогов в механизме налогообложения физических лиц: Автореф. дисс. ...канд. эк. наук / Шлянкевич С.В. - Москва, 2012.
37. Шлыгина Е. В. Факторы, влияющие на поступление налога на доходы физических лиц в муниципальный бюджет / Шлыгина Е. В. // Вестник Брянского государственного университета. - 2011. - №3.
38. Юрьев В. М. Налог на доходы физических лиц как инструмент реализации принципа справедливости в гражданском обществе / Юрьев В.М., Филатова И.И. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - Т. 107. - № 3.
39. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Юткина Т. Ф. - М.: ИНФРА-М, 2014.
40. Ягудина Э. В. Эволюция взглядов на роль налога как инструмента государственного регулирования / Ягудина Э. В. // Альманах современной науки и образования. - 2012. - №10.
41. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]: Статистика и аналитика. - Официальный сайт Федеральной налоговой службы России, 2016. - Режим доступа: http: //www. nalog.ru
42. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: Статистика. - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики, 2016. - Режим доступа: http://www. gks.ru
43. Статистическая служба Европейского союза [Электронный ресурс]: Ставки подоходного налога. - Официальный сайт Статистической службы Европейского союза, 2016. - Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu
44. lopment Report 2011. Sustainability and Equity: A Better Future for All [Электронный ресурс]: Доклад о человеческом развитии 2011, подго¬товленном Программой развития Организации Объединенных Наций - Официальный сайт The Human Development Report, 2016. - Режим доступа: http: //hdr. undp. org
45. Налоговый аналитик [Электронный ресурс]: Система налогообложения в зарубежных странах. - Официальный сайт налогового аналитика, 2016. - Режим доступа: http:// www.tax.org
46. Made in Europe [Электронный ресурс]: Налоговая политика Дании. -
Официальный сайт Made in Europe, 2016. - Режим доступа:
http: //madeineurope.ru
47. Made in Europe [Электронный ресурс]: Налоговая политика Швеции. -
Официальный сайт Made in Europe, 2016. - Режим доступа:
http: //madeineurope.ru
48. Ministre de 1'Economie et des Finances France [Электронный ресурс]: Отчет «Budget et finances publiques» за 2013 год. - Официальный сайт Ministre de 1'Economie et des Finances France, 2016. - Режим доступа: http://www.econo- mie.gouv.fr
49. Ministry of Finance Denmark [Электронный ресурс]: Отчет «Budget-outlook- 3-dec-13». - Официальный сайт Ministry of Finance Denmark, 2016. - Режим доступа: http://uk.fm.dk
50. U.S. Department of the Treasury [Электронный ресурс]: Отчет «United States federal budget, 2013». - Официальный сайт U.S. Department of the Treasury, 2016. - Режим доступа: http://www.treasury.gov

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ