Объектом исследования является ООО «Карс-М» (г. Барнаул). Её специализация - разработка, производство и реализация мебели .
Есть приложения.
Текст работы имеет одинарный интервал (требование заказчика)
Введение 5
1 Теоретические основы разработки стратегий сокращения на современном предприятии 7
1.1 Сущность стратегического управления 7
1.2 Содержание и типология стратегий сокращения в деятельности предприятия 12
2 Стратегический анализ деятельности ООО «Карс-М» 16
2.1 Краткая характеристика организации 16
2.2 Характеристика организационной структуры и управления 17
2.3 Характеристика продукции 20
2.4 Экономика организации 21
2.5 Анализ сильных и слабых сторон на основе SNW-анализа 25
2.6 PEST-анализ внешней среды предприятия 27
2.7 Описание конкурентной среды 30
2.8 Разработка элементов стратегии развития предприятия 34
Заключение 39
Список использованных источников 41
Приложение А 43
Приложение Б 44
Вопросы принятия решений, связанных с определением общего направления развития организации, продвижения ее продукции или услуг на рынок сбыта и ее жизнеспособности перед лицом событий, которые происходят или могут произойти во внешнем окружении, волновали руководителей предприятий уже давно. При этом возрастание конкуренции за экономические ресурсы, глобализация бизнеса, стремительное развитие компьютерных технологий, дающее возможность мгновенно передавать и получать информацию, а также изменение роли трудовых ресурсов привели к росту значения стратегического управления в нашей стране и в мире.
Изменения, обусловленные российскими экономическими реформами, также побуждают руководителей разрабатывать рыночную стратегию в условиях развития и осуществлять проработку вопросов, связанных с внесением стратегических изменений.
Стратегии организации формируются исходя из ее миссии и целей на основе анализа окружения, потенциала фирмы, динамики жизни продукта и ряда других факторов. Системно решая стратегические задачи, можно своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, смягчить ее негативные последствия, с максимальной выгодой использовать открывающиеся возможности. Это обеспечивает стратегическую выживаемость, повышает гибкость и неуязвимость организации, которая характеризуется способностью предприятия успешно противостоять натиску конкурентов. Она достигается за счет внедрения последних достижений научно-технического прогресса, диверсификации производства и технологий, комбинирования прибыльных и рисковых операций с безрисковыми, но малоприбыльными, сбалансированностью производства товаров и услуг с разным жизненным циклом.
При этом стратегические процессы в социально-хозяйственных системах являются сложным сочетанием обеспечения готовности к масштабным переменам и факторов стабильности. В самом деле, в стратегически ориентиро¬ванной системе высшему руководству надо уметь поддерживать равновесие и порядок, обеспечивать общую эффективность структуры и при этом одновременно необходимо быть новаторами, реформировать организационную структуру, адаптироваться, реагировать, обучаться.
Таким образом, одним из важнейших условий достижения экономической стабильности любого современного предприятия можно назвать формирование, реализацию и оценку стратегий как целого комплекса мер, обеспечивающих достижение конкретных намеченных компанией результатов.
Поддержанию оптимального соотношения динамики и стабильности способствует своевременное получение информации о сильных и слабых сторонах компании, о возможностях и угрозах ее развития в условиях постоянно меняющейся окружающей среды.
Решая стратегические задачи, можно своевременно предотвратить возникновение неблагоприятной ситуации, смягчить ее негативные последствия, с максимальной выгодой использовать открывающиеся возможности. Это обеспечивает стратегическую выживаемость, повышает гибкость и неуязвимость организации.
Все сказанное выше объясняет актуальность выбранной темы исследования.
Цель работы заключается в формировании эффективной стратегии организации на примере ООО «Карс-М».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть теоретические основы стратегического управления предприятием и разработки стратегии сокращения;
проанализировать результаты деятельности ООО «Карс-М»;
осуществить выбор стратегии развития предприятия и представить его обоснование;
дать экономическую оценку эффективности проектных мероприятий.
Объектом исследования является стратегия сокращения в развитии современного предприятия.
Предмет исследования – деятельность ООО «Карс-М».
Теоретическую базу исследования составляют труды О.С. Виханского, В.Д. Дорофеева, Л.А. Киржнера, В.Д. Грибова, А.К. Семенова, З.П. Румянцевой и других авторов, занимающихся общими проблемами управления компанией на современном этапе развития экономики. Кроме того, в работе использовались положения, разработанные такими специалистами в области стратегического управления, как И. Ансофф, Д. Аакер, Ю.Г. Учитель, Ю.Н. Лапыгин, Б.Н. Кузык и пр.
В качестве методов исследования применялись изучение специальной литературы, системный и логический походы, SWOT-анализ, графические методы оформления аналитической информации.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанной стратегии для выбора и определения перспектив развития каждого конкретного предприятия.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе работы устанавливается специфика стратегического управления предприятием, раскрывается последовательность и описываются методы его осуществления, дается анализ основных стратегий сокращения.
Во второй главе проводится анализ текущего состояния ООО «Карс-М» и внешней среды, в которой функционирует предприятие.
В третьей главе осуществляется разработка программы стратегического развития для ООО «Карс-М», одним из элементов которой является стратегия сокращения издержек.
В заключении представлены выводы по результатам проведенного исследования.
Сохраняющиеся кризисные явления в мировой и отечественной экономике, сложность и высокая динамика бизнес-процессов, возрастающее конкурентное давление на традиционных рынках требуют от предприятий непрерывного системного развития, эффективной реализации существующего потенциала, формирования адекватных методов оценки и выбора стратегических альтернатив, отвечающих сложившимся экономическим реалиям.
Особенно важна приведенная информация для малых форм бизнеса, которые наряду с серьезными упущениями в системе стратегического управления и планирования, а во многом и вследствие подобных упущений сталкиваются, на наш взгляд, с высоким уровнем риска и высокой степенью неустойчивости положения на рынке.
К сожалению, далеко не все представители российского бизнеса осознают, что сегодня одним из ключевых и в то же время наиболее сложных инструментов планирования, способных обеспечить устойчивый рост предприятия, является соответствующая стратегия развития.
В самом общем смысле стратегию предприятия можно определить как вид генеральной стратегии организации, представляющий собой ориентированный на форми¬рование баланса между сложившимися рыночными условиями и внутренним потенциалом организации долгосрочный план или программу действий, а так¬же систему уникальных правил ведения бизнеса, в соответствии с которыми обеспечивается достижение поставленных целей и переход предпри-ятия на более перспективную рыночную позицию.
Сущность выра¬ботки и реализации стратегии состоит в том, чтобы выбрать нужный вектор развития из многочисленных альтернатив и направить производственно-хозяйственную деятельность по избранному пути.
Одна из базовых стратегий бизнеса является стратегия сокращения, которая включает в себя четыре типа целенаправленных стратегий:
1) стратегия ликвидации предприятия или его неликвидной части;
2) стратегия отсечения лишнего, иначе именуемая как стратегия сокращения присутствия;
3) стратегия сбора урожая;
4) стратегия сокращения расходов, сущность которой заключается в строжайшей экономии на отдельных или всех участках хозяйственной деятельности.
Практическая реализация представленных в теоретической части работы элементов осуществлялась на базе ООО «Карс-М», специализирующегося на разработке, производстве и реализации мебели в г. Барнауле.
Несмотря на активную производственную и торговую деятельность ООО «Карс-М» не является лидером рынка.
Среди основных причин относительно слабых конкурентных позиций компании необходимо, прежде всего, назвать:
присутствие на рынке большого количества конкурентов;
отсутствие системы стратегического планирования;
неэффективную маркетинговую и рекламную деятельность;
отсутствие действенной системы менеджмента качества.
В результате анализа деятельности ООО «Карс-М» руководству предприятия была предложена стратегия развития конкурентных преимуществ, основанная на матрицах И. Ансоффа и М. Портера, которые показывают следующие широкие альтернативы развития:
1. Матрица И. Ансоффа:
проникновение на рынок с увеличением доли старых рынков за счет более активного продвижения существующей продукции и услуг;
освоение рынка с развитием новых рынков и новых рыночных сегментов с использованием суще¬ствующей продукции;
разработка новой продукции для обслуживания старых рын¬ков;
диверсификация, или создание и продвижение новой продукции на новых рынках.
3. Матрица конкурентоспособных стратегий М. Портера:
1) стратегия низких издержек;
2) стратегия дифференциации;
3) стратегия узкой специализации.
ООО «Карс-М» рекомендуется использовать комплексную стратегию, подразумевающую последовательную реализацию трех направлений – проникновения на рынок и стратегии низких издержек с последующей диверсификацией деятельности.
В самом общем смысле первоочередная цель стратегии проникновения на рынок заключается в увеличении доли старых рынков при помощи существующих услуг. Под этим подразумевается разработка мер, призванных улучшить качество обслуживания, что позволяет повысить репутацию компании, выделяя ее среди конкурентов. При формировании системы сопутствующих мероприятий ООО «Карс-М» нужно сделать акцент на сокращении издержек и увеличении производительности труда персонала (для того, чтобы сократить затраты по сравнению с затратами конкурентов), а также на совершенствовании отношений с поставщиками.
Разработанная в рамках стратегии система мероприятий предполагает развитие таких конкурентных преимуществ, как расширяющийся в соответствии с потребностями рынка ассортимент услуг, высокое качество обслуживания, более низкие, чем у конкурентов цены за счет реализации стратегии низких издержек, эффективное продвижение услуг на рынок по результатам системно организованных маркетинговых исследований.
Уже в первый год реализации конкурентной стратегии развития ООО «Карс-М» за вычетом запланированных на проект затрат предполагается получение прибыли от продаж и чистой прибыли в размере 179,5% от суммы 2016 г., что полностью подтверждает экономическую эффективность подготовленных нами рекомендаций.