Введение 3
Глава 1. О. Нимейер: специфика архитектурного стиля 12
1.1 Творческая биография О. Нимейера 12
1.2 Европейские и латиноамериканские культурные основания в творчестве
О. Нимейера 19
1.3. Идея «свободы творчества» О. Нимейера как неотъемлемое свойство
культуры второй половины XX в 26
Глава 2. Новая модель мировоззрения в культуре второй половины XX в. в интерпретации О. Нимейера 33
2.1 Город-самолет: архитектурное и культурно-философское осмысление
городского пространства 33
2.2 Формирование культурной инфраструктуры О. Нимейера
в 60-80-х гг. XX в 42
2.3. Архитектурно-культурные проекты О. Нимейера конца XX - начала XXI вв 50
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 61
ПРИЛОЖЕНИЕ
Постановка проблемы. Актуальность темы. Мировая архитектура прошла в XX в. огромный и сложный путь. Современная архитектура выдвинула целую плеяду выдающихся мастеров-художников и мыслителей, создавших произведения, которые вошли в золотой фонд истории мирового зодчества. Почетное место в этом ряду занимает бразильский архитектор Оскар Нимейер (1907-2012). Его оригинальные проекты опровергли представление о том, что архитектура - это прежде всего функциональность. Архитектуру О. Нимейера отличает пластичность и выразительность, а также исключительное своеобразие.
Современные культурные и искусствоведческие исследования нередко добавляют имя Оскара Нимейера четвертым к «триаде» гениев архитектуры XX в.: Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ и Алвара Аалто. В литературе посвященной изучению творческого наследия О. Нимейера его называют последним модернистом, поскольку все его проекты сохраняли черты уникального стиля, основанного на модернизме, даже спустя много лет после возникновения в архитектуре новых тенденций.
Проекты О. Нимейера послужили главным источником вдохновения для многих архитекторов, художников, дизайнеров. Так, известный французский художник Жака Бенуа в 2006 г. представил в Париже серию картин под названием «Три черты Оскара» (прил. 3, рис. 1-3), созданную на основе архитектурного наследия О. Нимейера во Франции. Также Ж. Бенуа написал 27 картин, вдохновленных архитектурным ландшафтом Бразилиа и историей его строительства. Гильерми ди Алмейда, автор герба Федерального округа Бразилии (прил. 3, рис. 4), одновременно являющегося и гербом столицы, использовал при его создании особенности архитектуры Оскара Нимейера. За основу формы герба были взяты колонны дворца Алворада - официальной резиденции президента Бразилии. В центре находится зеленое поле, символизирующее стол переговоров, увенчанное золотой геральдической короной символически изображающей здание Национального Конгресса.
Оскар Нимейер по праву считается одним из основателей современной школы бразильской архитектуры. Более того, за долгие годы насыщенной творческой жизни мастер создал множество величественных сооружений, сформировавших современный облик Бразилии, Латинской Америки и многих стран западноевропейского мира и Северной Африки. В работах О. Нимейера причудливо переплетаются новаторство и традиция, национальные, региональные и интернациональные особенности. Они могут нравиться или не нравиться, но никого не оставляют равнодушным. Поэтому представляется актуальным всестороннее изучение творческой концепции Оскара Нимейера, чтобы понять причины ее формирования, характерные особенности и влияние, оказанное на мировую архитектуру и культуру Латинской Америки второй половины XX в.
Предмет и объект. Объектом исследования являются тенденции развития латиноамериканской культуры второй половины XX в. Предметом исследования выступает роль архитектурного и публицистического наследия Оскара Нимейера в латиноамериканской культуре второй половины XX в.
Цель и задачи. Цель данной работы состоит в исследовании феномена творчества бразильского архитектора О. Нимейера в контексте латиноамериканской культуры второй половины XX в. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) проследить творческую биографию архитектора, его становление, подверженность тем или иным влияниям, включая особенности культурной обстановки в Бразилии в первой половине XX в.
2) проанализировать наиболее яркие и значимые архитектурные проекты О. Нимейера, а также его литературные произведения, выделить основные этапы творческой эволюции мастера.
3) рассмотреть особый культурфилософский подход О. Нимейера к проблемам творчества в современной культуре.
4) представить влияние архитектуры О. Нимейера на формирование культурного пространства современного города.
Обоснование хронологических рамок. Поставленная в работе проблема предполагает поиск своего решения в исторический период второй половины XX в., так как именно на этот отрезок времени приходится расцвет творческой деятельности архитектора. Однако Оскар Нимейер (1907-2012) непрестанно творил практически до последних дней своей жизни. Таким образом, хронологические рамки исследования располагаются приблизительно с 1937 по 2012 гг.
Степень изученности темы. Творчество О. Нимейера давно изучается в мире. Первые упоминания о его работах появились в США в годы Второй мировой войны, а в Европе сразу после её окончания. С 1951 по 1960 г. вышли в свет три книги американского исследователя Стамо Пападаки , посвященные архитектуре О. Нимейера. Исследования его творчества широко проводились в 1970-1990-е гг. в СССР, странах Европы и Латинской Америки . Ряд монографий и специальных номеров журналов был издан в разных странах с описанием и анализом новой столицы Бразилии . И до недавнего времени в профессиональных журналах и в широкой печати многих стран постоянно печатались работы Нимейера, интервью с ним, его высказывания по различным проблемам зодчества и общественной жизни . Множество статей было опубликовано в честь 100-летнего юбилея мастера , по всему миру проходили его выставки.
Характеристика источников и литературы. Наиболее полное представление о феномене О. Нимейера среди русскоязычных исследований можно получить в работе В. Л. Хайта «Оскар Нимейер» , где подробно рассматриваются творчество, архитектурно-теоретические взгляды, литературная и общественная деятельность мастера. Издание содержит множество чертежей, рисунков и фотографий, которые помогают составить ясное представление об архитектурном творчестве О. Нимейера. Однако так как книга вышла в свет в 1986 г., в ней не нашли отражения более поздние, но тем не менее выдающиеся постройки архитектора. К их числу можно отнести музей современного искусства в Нитерое, международный культурный центр Оскара Нимейера в Авилесе (Испания), музей Оскара Нимейера в Куритибе и др. Кроме того, произведение В. Хайта было написано в годы советской власти, поэтому в нем ярко выражена идеологическая составляющая - резкое осуждение капитализма и восхваление социализма. Более современных изданий на русском языке, содержащих полный анализ творчества О. Нимейера, не было обнаружено. Тем не менее, эта книга является важнейшим источником информации о жизни бразильского архитектора Оскара Нимейера, помогает понять и оценить значение его творчества.
Остальные издания, использованные при написании данной работы можно условно разделить на две группы:
1) работы, посвященные исследованию современной архитектуры. Значительную роль здесь играет труд А. В. Иконникова , в котором анализируются творческие концепции и направления, сменявшие друг друга, сопоставляются их идеальные цели, связанные с утопической целью, и реально достигнутые ими результаты. Архитектура рассмотрена во взаимодействии с культурой времени, в ее зависимости от социальных процессов и исторических катаклизмов. Труд разделен на два тома. Первый
посвящен развитию архитектуры до 1960 г., второй - последним
десятилетиям века. Информацию о творчестве бразильского архитектора Оскара Нимейера можно найти в обоих томах. Книга помогает разобраться в сложных механизмах развития мировой архитектуры в XX веке и позволяет определить роль Оскара Нимейера в этом процессе.
Также для лучшего понимания современной архитектуры были использованы труды И. Добрицыной, О. Орельской , К. Фремптона, Н. Прака. Важным информационным ресурсом стали статьи М. Журавлева, Н. Козодаевой, И. Толстиковой, И. Лежавы, А. Мартыненко и Н. Муриной, а также труд М. Вильковского, посвященные различным проблемам современного зодчества.
2) работы, посвященные культуре Латинской Америки. В издании «Культура Бразилии» В. А. Кузьмищев исследует национальные особенности идейного содержания и формы различных областей культуры и искусства. Особый интерес представляет рассмотрение архитектуры Бразилии от колониального этапа до 1960-1970-х гг. Также автор анализирует причины возникновения тех или иных особенностей в культурном развитии страны. Книга достаточно интересна и полезна для получения представления о культуре Бразилии в целом и её архитектуры в частности.
Работа А. Ф. Кофмана «Латиноамериканский художественный образ мира» помогает лучше представить образ мыслей, особенности мироощущения Оскара Нимейера как представителя латиноамериканской культуры. На основе сопоставительно-текстологического анализа автор выявляет постоянные образы, мифомотивы, темы и сюжетные элементы латиноамериканских произведений. Их культурологическая интерпретация позволяет определить некоторые существенные особенности латиноамериканского художественного мышления, важные для понимания типологии латиноамериканской культуры.
Исторический очерк Н. А. Шелешневой-Солодовниковой «Латиноамериканское искусство XVI-XX вв.» посвящен процессу становления и эволюции латиноамериканского изобразительного искусства и архитектуры с момента завоевания и колонизации Латинской Америки в начале XVI в. испанскими и португальскими конкистадорами до наших дней. Тому же автору принадлежит работа «Латиноамериканское искусство сквозь призму постмодернизма» , в которой рассматривается суть постмодернизма в его культурологическом аспекте, а также проявление постмодернистской эстетики в архитектуре и изобразительном искусстве. В исследовании также проанализированы проблемы модернизма, что играет важную роль для изучения творчества Оскара Нимейера, которого называли последним модернистом современной архитектуры.
Кроме того, для рассмотрения искусства Бразилии были использованы работы Б. Фаусту , М. Колесова и В. Полевого . Неоценимую помощь для понимания исторического значения и современного состояния Бразилиа оказали статьи Л. и О. Окуневых и Дж. Скотта.
Следующую группу использованной литературы представляют издания справочного и энциклопедического характера. В работе были использованы материалы, которые содержатся в энциклопедии «Культура Латинской Америки» , составленной сотрудниками Института Латинской Америки РАН (2000 г.). К ним относятся статьи посвященные Оскару Нимейеру, культуре Бразилии и терминологии, существующей только в культурном пространстве Латинской Америки.
Наконец, нельзя не сказать и об Интернет-ресурсах. Для анализа творений О. Нимейера последних лет использовались сайт-галерея архитектора на русском языкеhttp://www.niemeyer.ru и сайт фонда О. Нимейера http://www.niemeyer.org.br.
Комплекс использованных в данной работе источников можно разделить на несколько групп по видовому признаку:
1) письменные источники, представленные книгами и статьями О. Нимейера. Основу исследования представляет работа Оскара Нимейера «Архитектура и общество» , опубликованная на русском языке в 1975 г., переведенная с португальского, английского, французского языков Н. С. Константиновой. Это произведение О. Нимейера являет собой сборник его статей, аналитических заметок, интервью, опубликованных на страницах бразильских, французских и немецких профильных периодических изданий. Важную роль при изучении творчества архитектора середины XX в. сыграла его книга «Мой опыт строительства Бразилиа» . Также к числу письменных
источников относится известное интервью А. Тарханова с О. Нимейером . Кроме того, при работе была использована книга Оскара Нимейера на португальском языке «Minha arquitetura: 1937-2005» , предоставленная в электронном формате сотрудниками фонда О. Нимейера. Они помогают понять образ мыслей и характера архитектора, дают представление об особенностях его творчества, о его отношении к современной и классической архитектуре, а также к собственным проектам.
2) визуальные источники, к числу которых принадлежат фотографии осуществленных проектов О. Нимейера. Кроме того, издание «Архитектура и общество» содержит множество иллюстраций, среди которых фотографии работ О. Нимейера и его собственные чертежи, которые представляют собой прекрасный материал для анализа архитектурного творчества мастера. Особый интерес представляет документальный фильм «Зашифрованная мудрость» из серии «Тайны мировой архитектуры», вышедший в 2007 г. Ведущая и автор проекта Нана Геташвили побывала в Бразилии, где побеседовала с Оскаром Нимейером, а также посетила самые знаменитые его постройки. По сравнению с фотографиями, видеоматериалы имеют ряд преимуществ. Можно оказаться внутри необыкновенного города Бразилиа и побродить по его улочкам, заглянуть в удивительный католический храм в Рио-де-Жанейро, где нет ни одной опоры, и любой верующий может найти образы своей религии. Также особый ракурс съемки позволяет увидеть, что изгиб музея современного искусства в Нитерое в точности повторяет изгиб скалы напротив - эта деталь не отражена на доступных фотографиях.
Методология. В работе были использованы как общенаучные методы, в частности анализ и синтез историко-культурных феноменов, так и методология культурологического исследования, включающая дескриптивный, компаративный, биографический методы. Дескриптивный метод был использован для описания архитектурных проектов О. Нимейера, компаративный метод исследования применялся в процессе анализа эволюции архитектурного наследия О. Нимейера, также данный метод помог определить специфику архитектурного стиля О. Нимейера по сравнению в другими представителями архитектуры второй половины XX в., выявить воплощенные в архитектуре О. Нимейера черты латиноамериканской культурной самобытности ; биографический метод исследования позволил реконструировать творческую биографию бразильского архитектора, проследить становление его общественной позиции и понимания им культурной специфики как Латинской Америки в целом, так и Бразилии в частности.
Обоснование структуры работы. Структура данной работы представляет собой планомерное раскрытие темы с соблюдением поставленной цели и обозначенных задач. Работа состоит из введения, двух глав, разделенных параграфами, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В первой главе «О. Нимейер: специфика архитектурного стиля» рассмотрен творческий путь мастера в контексте развития мировой архитектуры XX в., тесно переплетенные между собой влияния представителя функционализма Ле Корбюзье и национальной латиноамериканской культуры. Особое внимание уделено идее «свободы творчества» О. Нимейера как неотъемлемой части культуры второй половины XX в. Вторая глава «Новая модель мировоззрения в культуре второй половины XX в. в интерпретации О. Нимейера» посвящена анализу наиболее значимых произведений архитектора. Важное место занимает исследование опыта создания новой столицы - Бразилиа. Также рассмотрены зарубежные работы О. Нимейера и характерные особенности его построек последних лет.
Приложение к данной работе представляет собой своеобразный сводный каталог зданий, спроектированных и построенных О. Нимейером.
В ходе исследования были проанализированы творческий путь О. Нимейера, его становление, принципы функционализма и латиноамериканские культурные основания в его произведениях, а также рассмотрены важнейшие работы архитектора.
Можно сделать вывод, что основой личного вклада Оскара Нимейера в современную архитектуру явилось использование различных вариантов криволинейных форм, в то время еще практически неизвестных в Европе и США. Необыкновенная пластичность его построек сближает их с произведениями скульптуры. Ему также принадлежат крупные новаторские достижения в синтезе искусств с органичным включением в архитектурные композиции скульптур и живописи. Целью своего творчества О. Нимейер объявил красоту, причислив ее к важнейшим функциям архитектуры. Он считал, что архитектура должна быть функциональной, но прежде всего прекрасной и гармоничной, призывал к отходу от формальных стереотипов и использованию новых композиционных решений.
Еще одна важная заслуга Оскара Нимейера - поиски национального своеобразия современной архитектуры Бразилии. В стремлении к свободе он создавал динамичную и живописную архитектуру, близкую
темпераментному характеру бразильцев. Криволинейность форм была свойственна ему как представителю латиноамериканской культуры, обладавшему своеобразным художественным мышлением. В значительной мере благодаря усилиям Оскара Нимейера сформировались наиболее важные черты современной архитектуры Бразилии, она стала неотъемлемой частью мирового зодчества и оказала заметное влияние на его развитие. Кроме того, во время работы в странах Европы, Азии и Африки Оскар Нимейер выступил в роли посланника бразильской культуры, представив всему миру особенности национальной архитектуры своей страны.
Определяющее значение в творчестве О. Нимейера играет идея свободы. Его понимание свободы многогранно: это и личная свобода человека с коммунистическим оттенком, раскрывающая его идеологические предпочтения, и свобода художника-творца от произвола заказчика, и свобода от существующих форм и стилей, творчество как постоянная игра с криволинейными формами, и, наконец, свобода, как непрерывный творческий поиск чего-то нового, способного удивить.
Помимо архитектурного творчества Оскар Нимейер уделял большое внимание борьбе за мир и за свободу своего народа. Он признавался, что никогда не придавал первостепенного значения самой архитектуре. Его интересы обращены непосредственно к жизни, к социальным проблемам, к политическому и экономическому освобождению его страны, к борьбе против империализма, нищеты и невежества. О. Нимейер активно отстаивал свои убеждения в многочисленных статьях, интервью и выступлениях перед аудиторией. Строительство Бразилиа было попыткой создать новый мир, где люди станут ближе друг к другу, более дружественны и, что самое главное, равны между собой. В проекте сборных жилых домов заводского изготовления для новой столицы отразилось стремление О. Нимейера придать архитектуре дух гуманизма.
Архитектура О. Нимейера оказала серьезное влияние на формирование культурного пространства современного города. Можно выделить три этапа в прочтении им сути современного городского пространства: 1950-60-е гг. - связанные, прежде всего, со строительством новой столицы Бразилиа, как создания новой культурной модели мироздания Латинской Америки ; 1960¬80-е гг. - время творения О. Нимейера за пределами Бразилии, когда архитектор сосредоточился в основном на создании научно-образовательных центров (университет, библиотеки, издательства, культурный центр, научно-исследовательский институт) ; конец 1980-х гг. - первое десятилетие XXI в., когда О. Нимейер видит в творчестве возможность спасения человека через приобщение к прекрасному, к красоте архитектуры, к архитектуре культуры, что выражалось в создании концертных и выставочных залов, музейных пространств, библиотечных и культурных центров.
Стоит отметить, что данное исследование нельзя считать исчерпывающим, так как значительное количество письменных источников осталось не рассмотренным по причине своей недоступности для автора. Это позволяет предположить, что тема имеет определенный потенциал для дальнейшего изучения.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что Оскар Нимейер необычайно талантливый мастер, стоявший у истоков современной архитектуры, создатель нового архитектурного облика Бразилии, Латинской Америки и всей нашей планеты.
1. Нимейер О. Архитектура и общество. - М.: Прогресс, 1975. - 192 с.
2. Нимейер О. Мой опыт строительства Бразилиа. - М.: Изд-во иностранной литературы, 1963. - 64 с.
3. Тарханов А. Интервью с Оскаром Нимейером // Archite ctural di g e st. Самые красивые дома мира. № 2, февраль 2005.
4. Bailby E. Interview with Oscar Niemeyer // The UNESCO courier: a windo w op en on the wo rl d. № 6, 1992. С. 4-7.
5. Niemeyer O. A city for the year 2000 // The UNESCO courier: a windo w op en on the wo rl d. № 3, 1985. С. 18-19.
6. Niemeyer O. Minha arquitetura: 1937-2005. - Rio de J.: Revan, 2005. - 112 с.
1.2. Визуальные источники
7. Нимейер О. Детские ясли. Рио-де-Жанейро. Бразилия. 1937.
8. Нимейер О., Коста Л. Павильон Бразилии на Всемирной выставке. Нью-Йорк. США. 1939.
9. Нимейер О., Коста Л., Рейди А. и др. Министерство образования и здравоохранения. Рио-де-Жанейро. Бразилия. 1937-1943.
10. Нимейер О. Спортивно-развлекательный комплекс. Пампулья.
Бразилия. 1942-1943.
11. Нимейер О. Дом в Каноа. Бразилия. 1953.
12. Коста Л. Генеральный план Бразилиа. 1957.
13. Нимейер О. Дворец Рассвета. Бразилиа. Бразилия. 1958.
14. Нимейер О. Дворец Национального конгресса. Бразилиа. Бразилия. 1960.
15. Нимейер О. Дворец Плоскогорья. Бразилиа. Бразилия. 1960.
16. Нимейер О. Дворец Верховного суда. Бразилиа. Бразилия. 1960.
17. Нимейер О. Министерство иностранных дел. Бразилиа. Бразилия. 1966.
18. Нимейер О. Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии Апаресидской. Бразилиа. Бразилия. 1960-1970.
19. Нимейер О. Здание ЦК Французской коммунистической партии. Париж. Франция. 1965.
20. Нимейер О. Издательство «Мондадори». Милан. Италия. 1975.
21. Нимейер О. Казино. Мадейра. Португалия. 1976.
22. Нимейер О. Университетский комплекс. Константина. Алжир. 1978.
23. Нимейер О. Мемориал Ж. Кубичека. Бразилиа. Бразилия. 19 81.
24. Нимейер О. Культурный центр «Вулкан». Гавр. Франция. 1982.
25. Нимейер О. Самбодром. Рио-де-Жанейро. Бразилия. 1983.
26. Нимейер О. Пантеон Родины и Свободы. Бразилиа. Бразилия. 1985.
27. Нимейер О. Мемориал Латинской Америки. Сан-Паулу. Бразилия. 1987-1989.
28. Нимейер О. Музей современного искусства. Нитерой. Бразилия.
1996.
29. Нимейер О. Музей О. Нимейера. Куритиба. Бразилия. 2001-2002.
30. Нимейер О. Концертный зал в парке «Ибирапуэра». Сан-Паулу. Бразилия. 2005.
31. Нимейер О. Культурный ансамбль республики: Национальный музей и Национальная библиотека. Бразилиа. Бразилия. 2006.
32. Нимейер О. Культурный центр О. Нимейера. Гояния. Бразилия.
2006.
33. Нимейер О. Народный театр. Нитерой. Бразилия. 2007.
34. Нимейер О. Культурный центр «Станция Белый Мыс». Жуан- Песоа. Бразилия. 200 .
35. Нимейер О. Концертный зал. Равелло. Италия. 2010.
36. Нимейер О. Культурный центр. Авилес. Испания. 2006-2011.
37. Нимейер О. Музей народного искусства Параибы. Кампина Гранде. Бразилия. 2012.
1.3. Аудиовизуальные источники
38. Тайны мировой архитектуры: Зашифрованная мудрость
[Видеозапись]/ реж. Д. Васильев. - М.: ПЦ Мастерская, 2007.
II. Литература
1. Андреев В. К., Карпова Ю.И. Градостроительные идеи XIX -
XX вв. // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика. Материалы I международной научной конференции. Санкт-Петербургский государственный университет
промышленных технологий и дизайна. 2016. - С. 470-474.
2. Баранчиков Е. В. Бразилиа // География, 2003. - № 15. С. 15-22.
3. Боде М. Сочинитель городов. В Москве отмечали 100-летие создателя столицы Бразилии Оскара Нимейера // Российская газета, 2007. - №4545. С. 8-11.
4. Вильковский М. Б. Социология архитектуры. - М.: Фонд «Русский авангард», 2010. - 592 с.
5. Геташвили Н. Нимейер. - М.: Директ-Медиа, 2015. - 70 с.
6. Глушакова Е. С. Свобода творчества в архитектуре //
Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания.
Новосибирск, 2014. - № 1. С. -12.
7. Добрицына И. А. От постмодернизма - к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 416 с., ил.
8. Ёдике Ю. История современной архитектуры. Синтез формы, функции и конструкции. - М.: Искусство, 1972. - 246 с.
9. Желонкина А.В. Бразилия Оскара Нимейера // Эволюция современной науки. Материалы международной научно¬практической конференции. Уфа, 2017. - С. 244-246.
10. Журавлев М. Ю. Категория времени в теоретических концепциях архитекторов // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. Казань, 2012. - № 3. С. 7-12.
11. Иконников А. В. Архитектура XX века. Утопии и реальность: В 2т. Т.1/А. В. Иконников. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 656 с., ил.
12. Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. - М.: КомКнига, 2006. - 352 с.
13. Иконников А. В. Художественный язык архитектуры. -
М.: Искусство, 1985. - 175 с., ил.
14. Каримов А. В. Противоречия свободы в культуре // Аналитика культурологии. Тамбов, 2010. - № 16. С. 107-112.
15. Кирсанова Л. И. Философско-антропологический подход к
архитектуре // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. Владивосток, 2012. - и № 3. С. 176-184.
16. Козодаева Н. История архитектурной формы // Аналитика культурологии. Тамбов, 2010. - № 17. С. 202-215.
17. Колесов М. С. Философия и культура Латинской Америки. - М.: Вузовский учебник, Инфра-М, 2016. - 160 с.
18. Колиниченко А. Ф. Архитектурно-строительное дело: вчера,
сегодня, завтра // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург, 1999. - № 1. С. 67-73.
19. Кох В. Энциклопедия архитектурных стилей. - М.: БММ АО, 2005. - 528 с., ил.
20. Культура Латинской Америки: проблема национального и
общерегионального: Сборник статей / АН СССР, Институт Латинской Америки ; Отв. ред. В. А. Кузьмищев. - М.: Наука, 1990. - 271 с., ил.
21. Лежава И. Г. Современная архитектура и город // Academia. Архитектура и строительство. Москва, 2014. - № 4. С. 5-14.
22. Лоос А. Мастера архитектуры об архитектуре / под общ. ред.
А. В. Иконникова - М.: Искусство, 1972. - 343 с., ил.
23. Мартыненко А. А., Мурина Н. В. Архитектурный стиль как
выражение эпохи // Инновации в социокультурном пространстве. Материалы VIII международной научно-практической
конференции. Амурский государственный университет.
Благовещенск, 2015. - С. 48-49.
24. Матюшина К. В., Слива А. Н., Будагов И. В. Творчество Оскара Нимейера как инструмент формирования городской среды // Молодая наука - 2013 Материалы IV Открытой международной молодежной научно-практической конференции, посвященной Году охраны окружающей среды в Российской Федерации. Краснодар,
2014. - С. 162-164.
25.Окунева Л. С., Окунева О. В. Три столицы в истории Бразилии. Перенос столичных функций в исторической ретроспективе (XVI¬XX в.) / Л.С. Окунева, О.В. Окунева // Перенос столицы:
исторический опыт геополитического проектирования. Материалы научной конференции ИВИ РАН 28-29 октября 2013 г. - М.: Институт всеобщей истории РАН ; Аквилон, 2013. - С. 106-113.
26.Орельская О. В. Современная зарубежная архитектура. - М.: Академия, 2006. - 272 с.
27. Полевой В. М. Искусство Латинской Америки. // Всеобщая история искусств. - М.: Искусство, 1965. - Т.6. - С. 354-403.
28. Прак Н. Л. Язык архитектуры. Очерки архитектурной теории. - М.: Дело, 2017. - 282 с., ил.
29. Прислонова Д. В. К проблеме соотношения современной архитектуры и искусства (компаративный анализ) // Избранные доклады 61-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых ученых. Томск, 2015. - С. 911-917.
30. Резвин Г. Построение мира. 100 лет Оскару Нимейеру // Коммерсантъ, 2007. - №223 (3803). С. 4-6.
31. Скотт Дж. Благими намерениями государства. Почему и как проваливались проекты улучшения условий человеческой жизни / Дж. Скотт ; пер. с англ. Э.Н. Гусинского, Ю.И. Турчаниновой. - 2-е изд. - М.: Университетская книга, 2011. - 576 с.
32. Степанов В. К., Суверина Е. А. Опыт Ле Корбюзье в существующей архитектуре и современном проектировании // Дизайн-ревю. Издательско-просветительский центр «Дизайн квартал». Казань,
2014. - № 3-4. С. 113-119.
33. Тарханов А. Сто лет без минуты одиночества. Выставка Оскара Нимейера "Поэзия формы" в Музее архитектуры // Коммерсантъ,
2007. - № 68(44). С. 3-5.
34. Толстикова И. И. Контаминация культурных смыслов в архитектуре XX века // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2012. - № 3. С. 127-136.
35. Фаусту Б. Краткая история Бразилии. - М.: Весь мир, 2013. - 448 с.
36. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / Пер. с англ. Е. А. Дубченко Под ред. В. Л. Хайта. - М.: Стройиздат, 1990. - 535 с.
37. Хайт В. Л. Оскар Нимейер. - М.: Стройиздат, 1986. - 208 с.
38.Чепурнова А. Коммунист и модернист. Оскар Нимейер в музее архитектуры им. А. В. Щусева // Вечерняя Москва. 16.01.2008. С. 5¬
6.
39. Шелешнева-Солодовникова Н.А. Латиноамериканское искусство XVI-XX вв.: Исторический очерк. - М.: ЛЕНАНД, 2008. - 392 с.
40. Шелешнева-Солодовникова Н.А. Латиноамериканское искусство сквозь призму постмодернизма. - М.: ИЛА РАН, 2008. - 132 с.
41. Ярмоленко А. Д. Бразилиа и Чандигарх: архитектурные портреты двух столиц (К 100-летию О. Нимейера и 120-летию со дня рождения Ле Корбюзье // Общество. Среда. Развитие. Санкт- Петербург, 2008. - № 3. С. 130-141.
III. Справочные издания
42. Культура Латинской Америки: энциклопедия / РАН, Ин-т Латин. Америки ; [отв. ред. П. А. Пичугин]. - М.: РОССПЭН, 2000. - 742 с., ил., нот.
IV. Интернет-ресурсы
43. Оскар Нимейер. Сайт-галерея архитектора -http://www.niemeyer.ru /
44. Сайт фонда Оскара Нимейера -http://www.niemeyer.org.br.