Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения социальной зрелости личности.
1.1 Понятие «социальная зрелость личности». Характер и факторы социальной зрелости.
1.2 Профессия как фактор социального развития личности.
1.3 Профессиональная деятельность и типы профессий
Глава 2. Эмпирическое исследование характера социальной зрелости личности у представителей различных типов профессий.
2.1 Организация исследования и методы обработки данных
2.2 Интерпретация и обсуждение результатов исследования.
2.2.1 Характер социальной зрелости представителей профессионального
типа «человек-человек» 40
2.2.2 Характер социальной зрелости представителей профессионального
типа «человек-художественный образ» 44
2.2.3 Характер социальной зрелости представителей профессионального
типа «человек-знаковая система» 47
2.2.4 Особенности социальной зрелости представителей разных типов профессий. 49
Выводы
Заключение
Библиография
Приложения
Темп современный жизни влияет на ход социальных трансформаций, как внутри общества, так н в жизни каждого человека. В подобных условиях повышается роль отношения субъекта к своему развитию, его активности и направленности. Па передний план выходи! самодостаточность личности и ее целостность, необходимые для эффективной ориентации в социальных процессах современного общества. Основный социальным фундаментом развития общества становятся личности с активной жизненной позицией, раскрывающие свой потенциал на благо общества. Актуальность темы исследования определяется изучением особенностей характера социальной зрелости на этапе включения в трудовую деятельность. Проблемой является изучения особенностей социальной зрелости представителей разных типов профессий, в том числе специфика трудовой деятельности и ее влияние на характер социальной зрелости. Актуальность исследования заключается в необходимости разработки и внедрения новых подходов в психологической практике, что поможет определить специфику психолого-педагогических условий профессиональной подготовки.
Объект: социальная зрелость личности
Предмет: особенности характера социальной зрелости личности представителей разных типов профессий
Цель исследования выявить сходства и различия в характере социальной зрелости личности представителей разных типов профессий
Для реализации цели исследования можно выделить следующие задачи:
Теоретические
]. Произвести анализ понятия социальная зрелость личности как показателя эффективности социального развития.
2. Рассмотреть профессию как фактор социального развития.
Эмпирические задачи:
1. Выявить содержательную структуру социальной зрелости личности у всех трех групп.
2. Выделить и изучить структурные особенности социальной зрелости у всех трех групп.
З. Определить характер социальной зрелости личности и выявить различия.
Гипотезой выступает предположение о том. что представители социально-ориентированный типа профессии имеют более сформированную структуру социальной зрелости личности.
Теоретическая база работы: общеметодологический подход Б. Г. Ананьева, деятельностный подход А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, работы Г. М. Андреевой по психологии социального познания, работы А. А. Реана в области социальной зрелости самоактуализации, работы А. Маслоу в сфере самоактуализации. теория самоуправления И. М. Пейсахова, работы Е. Н. Климова по психологии труда.
Методы исследования'. логико-теоретический анализ тематики, комплекс психодиагностических средств. Для обработки результатов и построения структур социальной зрелости использовались методы математической обработки: метод коротких статистик (для определения средних значении и коэффициента вариации), статистическое сравнение по критерию Стьюдента. корреляционный анализ, дивергентный анализ.
Эмпирическая базу составляют три группы по пятнадцать человек и возрасте (21-27лег). разделенные по профессиональному типу.
Теоретическая значимость исследования заключается в интегральном подходе к изучению социальной зрелости личности, а также в рассмотрении такого объективного критерия, как профессиональная деятельность
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования указывают на различия в характере социальной зрелости в зависимости от типа профессии, что позволяет скорректировать и направить процесс профессиональной подготовки на разных специальностях, ориентироваться на решение проблемы оптимизации личности для повышения ее эффективности.
Структура дипломной работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, библиографии и приложении.
В ходе работы мы рассмотрели особенности социальной зрелости представителей разных профессий, а именно, влияет ли социальная ориентация профессии на характер социальной зрелости. Было установлено, что профессия является важным фактор социального развития, так как профессиональная деятельность является одной из основных в жизни человека, причем это касается как профессионального, так и межличностного общения.
В последующем было проведено эмпирическое исследование с целью определения характера социальной зрелости представителей разных типов профессий по Е.Л. Климову (человек-человек, человек-художественный образ и человек знаковая система), в ходе которого было установлено, что в структуре и выраженности значений и связей в плеяде имеются существенные различия. Основными структурами социальной зрелости у представителей профессий являются выраженные познавательнее потребности, что определяет их когнитивную активность, но в основном направленную на изучение знаковых систем, а не на социальную действительность.
У представителей артономического типа - у художников - присутствует некоторая отстраненность, уход в собственные представления, об этом говорит выраженность показателей структур и их взаимосвязи. У представителей профессии социономического типа психологов наиболее гармоничная структура социальной зрелости» ярко выраженные показатели. Таким образом, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Для исследования особенностей социальной зрелости можно брать и другие объективные критерии: семейный статус, социальный статус, пол. Особенно интересны в плане практического применения изучения представителей пожилого возраста и студентов, подразумевающее разработку новых методов коррекции процесса их социального развития.
I Абульханова-Славская К.А Стратегия жизни Издательство «Мысль», 1991 158 с
2. Абульханова-Славская К. А.Деятельность и психология личности, М.,1989 - 287 с
3. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. - 1997, №4.-Том 14.-С.39-55.
4. Алексеева. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2003.-384 с
5. Александрова Г. Г. Психологические критерии социальной зрелости личности в условиях современного российского общества: диссер-ция Казань 2004 140 с
6. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - С! 16.: 11итер. 2001.- 288 с
7. Ананьев Б. Г. О проблемах Современного человекознания - Второе издание : Санкг-11етсрбург 2001 - 271 с
8. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учеб.пособне для высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1997. - 239 с.
9. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М.: Наука, 1994. 324 с.
10. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. - М., 1998- 168с
11. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком
- М.: Изд-во Моск, ун-та, 1982. — 200 с.
В.А. Бодрон.Психологические основы профессиональной деятельности: Хрестоматия - ПЕР СЭ, Логос. 2007г. 855 с
64
13. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. Избр. психол. гр. / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Рос. акад, образования, Моск, психол.-соц. ин-т. - 3-е изд.
- М.: МПСИ ; Воронеж : МОДЭК. 2001. - 349 с.
14. Волкова I:. 11. Субъектность педагога: теория и практика: авгореф. дис.... д-ра психол. наук. М., 1998.
15. Выготский Л. С. и Божович Л. И. Интересная психология UВопросы психологии. 1996, № 5. С. 63 - 72
16. Вьюнова Н.И.. Жесткова НА Виды субъектной позиции первоклассника // Актуальные проблемы гуманитарных наук: спец, выпуск. 2005. № 2. С. 62-70.
17. Гозман Л.Я. Измерение уровня самоактуализации личности / ЛЛ. Гозман. М.В. Кроз // Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - С.91- 114
18. Зеер Э.Ф. Психология профессий Учебное пособие для студентов вузов.— 2-е изд., перераб., доп. — М.: Академический Проект: Екатеринбург: Деловая книга, 2003.— 336 с.
19 Калашникова И. Н. Смысложизненные ориентации в возрасте ранней зрелости // Возрастая, педагогическая и коррекционная психология: Эмпирические исследования: Сб. научи. гр. - Мп.: Карандашев. 2009. - Вып. 2. - С. 75-80
20. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия. 2004 - 304 с
21. Климов Е.А. Введение в психологию труда Юнити, Культура и спорт. 1998 г. - 350 с
22. Кон П.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат. 1984. - 335 с
23. Кон П.С. Социальная психология. - M.i Воронеж. 1999 - 177 с
24. Леонтьев. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность М.: Политиздат, 1975 - 304 с
25. Мадди С. ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ
AI1АЛИЗ Перевели И.Авидон. А.Батустин и 1(.Румянцева СПб.: Издательство "Речь". 2002 - 539 с
26. Маслоу. А .Мотивация и личность. Перевод А.М.Татлыбаевон Терминологическая правка В.Данченко К.: PSYLIB, 2004 - 320 с
27. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл. 1999. — 425 с.
28. I lapcouc Т. О структуре социального действия. - М.: Академический проект, 2002. С. 442-443.
29. Пейсахов М.11. Закономерности динамики психических явлений. - Казань: Изд-во КГУ. 1984. - 235 с.
30. Пейсахов Н.М. Практическая психология (научные основы) / Н.М Пейсахов, M.II. Шевцов. — Казань: Изд-во КГУ. 1991. - 121 с.
31. Петровский А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии. Вопросы психологии.— 1984.— № 4.— С. 15- 29.
32. 11етровская Л.А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУ. 1989.-216с
33. Платонов К. К. 1(роблемы способностей. - М.: Наука. 1977. С. 302
34. Пряжннков Н.С. Методы активизации личного и профессионального самоопределения М.: Московский психолого¬социальный институт. 2002. - 400 с.
35. Психология: Словарь /11од ред. А.В. 11етровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат. 1990
36. Психологические теории и концепции личности, краткий справочник В кн.: Горностаи 11.. Титаренко Т. (ред.) Психология личности: словарь-справочник. К.: "Рута". 2001
37 Рсан А.А. Возрастая периодизация //1 кихология человека от рождения до смерти. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - С.90-92.
35 Реан А А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Р31 Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с
39. Рсан А.А. Самоактуализация и самотрансценленция личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - С.305-307.
40. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер. 2002. - 720 с.
41. Сатир В. 1кихотерапия семьи. СПб.: Речь, 2000. 281 с.
42. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологический аспект
самоопределения // Психологический журнал. 1984, №4. С. 65
43. Сорокин II. А. Структурная социология // Человек. Цивилизация. Общество. М.: Издательство политической литературы, 1992. С. 162.
44. Солдатченко А. Л. Характеристика социальной зрелости личности с позиций интерактивного подхода АЛ. Солдатченко Вестник ЮУрГУ №14,2012 с. 81-83
45. Смит Н. Современные системы психологии / Пер. с англ. / 11од общ.ред. А.А. Алексеева. СПб; праймеврознак, 2003 -384 с
46. Сухобская I С. 11онятие зрелость социально-психологического развития человека" в контексте андрагогикн. //Новые знания. 2002. № 4. - с. 17-20.
47. Э.Эриксон. Идентичность: юность и кризис. М„ 1996- 365 с
48. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе //Социологический журнал. 1994. № 1. с. 35-52.