ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ МОРФОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы
нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников 8
1.1. Современные представления о морфологическом компоненте речевой деятельности 8
1.2. Становление морфологической системы языка в ходе речевого онтогенеза 12
1.3. Особенности овладения морфологическим компонентом речевой
деятельности слабослышащими школьниками 17
Выводы по I главе 21
Глава II. Эмпирическое исследование морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников 22
2.1. Организация и методы исследования морфологического компонента у
слабослышащих школьников 22
2.2. Анализ результатов исследования морфологического компонента
речевой деятельности у слабослышащих школьников 25
2.3. Анализ результатов исследования морфологического компонента
речевой деятельности у школьников с нормативным развитием 33
2.4. Сравнительный анализ состояния морфологического компонента речевой
деятельности у школьников с нарушением слуха и нормативно развивающихся сверстников 36
Выводы по II главе 43
Глава III. Коррекционная работа по преодолению нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников 45
3.1. Содержание коррекционной программы по преодолению нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников 45
3.2. Направления коррекционной работы по преодолению нарушений морфологического компонента речевой деятельности слабослышащих школьников 51
Выводы по III главе 56
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение 68
Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы
нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников 8
1.1. Современные представления о морфологическом компоненте речевой деятельности 8
1.2. Становление морфологической системы языка в ходе речевого онтогенеза 12
1.3. Особенности овладения морфологическим компонентом речевой
деятельности слабослышащими школьниками 17
Выводы по I главе 21
Глава II. Эмпирическое исследование морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников 22
2.1. Организация и методы исследования морфологического компонента у
слабослышащих школьников 22
2.2. Анализ результатов исследования морфологического компонента
речевой деятельности у слабослышащих школьников 25
2.3. Анализ результатов исследования морфологического компонента
речевой деятельности у школьников с нормативным развитием 33
2.4. Сравнительный анализ состояния морфологического компонента речевой
деятельности у школьников с нарушением слуха и нормативно развивающихся сверстников 36
Выводы по II главе 43
Глава III. Коррекционная работа по преодолению нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников 45
3.1. Содержание коррекционной программы по преодолению нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников 45
3.2. Направления коррекционной работы по преодолению нарушений морфологического компонента речевой деятельности слабослышащих школьников 51
Выводы по III главе 56
Заключение 59
Список использованной литературы 62
Приложение 68
Актуальность. Овладение морфологическим компонентом речевой деятельности предполагает разнообразную интеллектуальную деятельность ребенка, является важным условием освоения процессов чтения, письма, орфографии, оказывает огромное влияние на когнитивное развитие и познание окружающего мира. Уровень сформированности данного компонента языковой системы - одно из необходимых условий для успешного обучения в школе. Вместе с тем, этот важный компонент речевой деятельности напрямую связан с речевой коммуникацией, поскольку морфологически правильно оформленная речь считается понятной собеседнику и выступает в качестве средства общения со взрослыми и сверстниками.
Для младших школьников с нарушением слуха освоение морфологического строя представляет большую сложность, так как грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. Нарушения данного компонента речи приводят к ограниченному пониманию устной речи и читаемого текста. При отклонениях в этой области наблюдается искажённое произношение и характерные ошибки на письме.
Проблема изучения особенностей морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих младших школьников, таким образом, становится актуальной в связи с её значимостью для дальнейшего школьного обучения. Особую важность эта научная проблема приобретает в ситуации реализации ФГОС НОО для совершенствования содержания и методов коррекционно-педагогической работы.
Речевое развитие детей с нарушениями слуха привлекало внимание как отечественных ученых (Р.М. Боскис [8], А.Г. Зикеев [24], Т.С. Зыкова [27], К.Г. Коровин [32], М.И. Никитина [38], И.Л. Шаповал [52]). Большой интерес с точки зрения развития методических подходов к обучению языку и специальному формированию грамматического строя представляют труды русского сурдопедагога-практика, доктора медицинских наук П. Д. Енько [45]. Развитие морфологической и синтаксической сторон речи исследовалось Т.В. Тумановой [47], М.С. Лаврик [34], способов словообразования - А.Г. Арушановой [4], Э.А. Федеравичене [48], Е.А. Высоцкой [13].
Несмотря на многообразие исследований в области логопедии, недостаточно изучена специфика морфологического компонента речевой деятельности слабослышащих младших школьников.
Цель исследования - выявить специфику нарушений морфологического компонентом речевой деятельности у слабослышащих младших школьников.
Объектом исследования является морфологический компонент речевой деятельности.
Предмет исследования: специфика нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специфика нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников определяется структурой дефекта и проявляется в нарушениях словоизменения и словообразования:
а) нарушения словоизменения приводят к неверному изменению слов по числам, падежам, неправильному согласованию различных частей речи;
б) нарушения словообразования выражаются в своеобразном и неправильном образовании слов с помощью глагольных приставок и суффиксов, добавляющих словам уменьшительно-ласкательный оттенок, словообразовательных суффиксов со значением места или вместилища, принадлежности, признака предмета.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и провести эмпирическое исследование морфологического компонента речевой деятельности среди слабослышащих младших школьников и нормативно развивающихся сверстников.
3. Выявить особенности морфологического компонента речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
4. Разработать программу преодоления морфологического компонента речевой деятельности у младших школьников с нарушениями слуха.
Методологическая основа исследования базируется на современных представлениях о грамматическом значении слова и о его развитии в онтогенезе (А.Н. Гвоздев [19]; А.А. Леонтьев [36]; С.Н. Цейтлин [50]; А.М. Шахнорович и Н.М. Юрьева [53]).
Выделению грамматического аспекта речи, как особой составной части специального обучения языку, посвящены работы Р.М. Боскис [9], К.В. Комарова [30], К.Г. Коровина [32], Л.Е. Фингерман [10] и других, раскрывающие методическую систему овладения грамматическими закономерностями и нормами русского языка, определяющие пути формирования грамматически правильной речи слабослышащих учащихся.
Положения об особых образовательных потребностях детей с нарушением слуха представлены в трудах Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкиной [22].
Методы, использованные нами в соответствии с целью и задачами исследования:
1. Теоретические методы: изучение лингвистической, психологической, логопедической литературы.
2. Биографические методы: изучение и анализ медицинской и психолого-педагогической документации.
3. Эмпирические методы: методика Азовой Ольги Ивановны «Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников» [1].
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть полезны при определении критериев диагностики нарушений морфологического компонента речи, выявлении специфики и механизмов нарушений, характерных для слабослышащих младших школьников. Возможно использование разработанной программы в процессе коррекционно-развивающей работы логопедами, сурдопедагогами, дефектологами, воспитателями, работающими с категорией детей, имеющих нарушения слуха.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования обсуждались и нашли отражение в следующих публикациях: «Особенности морфологической стороны речи у слабослышащих младших школьников» (Челябинск, 2017), «Логопедическая работа по преодолению нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих младших школьников» (Беларусь, 2017), «Изучение особенностей морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих младших школьников» (Казань, 2017). Результаты исследования были обсуждены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского университета (2017 года): докладу «Специфика нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих младших школьников» по итогам выступления было присвоено III место.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, 12 рисунков, 8 таблиц, заключения, списка использованной литературы из 54 источников, 4 приложений.
Для младших школьников с нарушением слуха освоение морфологического строя представляет большую сложность, так как грамматические категории характеризуются абстрактностью и отвлеченностью. Нарушения данного компонента речи приводят к ограниченному пониманию устной речи и читаемого текста. При отклонениях в этой области наблюдается искажённое произношение и характерные ошибки на письме.
Проблема изучения особенностей морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих младших школьников, таким образом, становится актуальной в связи с её значимостью для дальнейшего школьного обучения. Особую важность эта научная проблема приобретает в ситуации реализации ФГОС НОО для совершенствования содержания и методов коррекционно-педагогической работы.
Речевое развитие детей с нарушениями слуха привлекало внимание как отечественных ученых (Р.М. Боскис [8], А.Г. Зикеев [24], Т.С. Зыкова [27], К.Г. Коровин [32], М.И. Никитина [38], И.Л. Шаповал [52]). Большой интерес с точки зрения развития методических подходов к обучению языку и специальному формированию грамматического строя представляют труды русского сурдопедагога-практика, доктора медицинских наук П. Д. Енько [45]. Развитие морфологической и синтаксической сторон речи исследовалось Т.В. Тумановой [47], М.С. Лаврик [34], способов словообразования - А.Г. Арушановой [4], Э.А. Федеравичене [48], Е.А. Высоцкой [13].
Несмотря на многообразие исследований в области логопедии, недостаточно изучена специфика морфологического компонента речевой деятельности слабослышащих младших школьников.
Цель исследования - выявить специфику нарушений морфологического компонентом речевой деятельности у слабослышащих младших школьников.
Объектом исследования является морфологический компонент речевой деятельности.
Предмет исследования: специфика нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что специфика нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников определяется структурой дефекта и проявляется в нарушениях словоизменения и словообразования:
а) нарушения словоизменения приводят к неверному изменению слов по числам, падежам, неправильному согласованию различных частей речи;
б) нарушения словообразования выражаются в своеобразном и неправильном образовании слов с помощью глагольных приставок и суффиксов, добавляющих словам уменьшительно-ласкательный оттенок, словообразовательных суффиксов со значением места или вместилища, принадлежности, признака предмета.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и провести эмпирическое исследование морфологического компонента речевой деятельности среди слабослышащих младших школьников и нормативно развивающихся сверстников.
3. Выявить особенности морфологического компонента речи у слабослышащих детей младшего школьного возраста.
4. Разработать программу преодоления морфологического компонента речевой деятельности у младших школьников с нарушениями слуха.
Методологическая основа исследования базируется на современных представлениях о грамматическом значении слова и о его развитии в онтогенезе (А.Н. Гвоздев [19]; А.А. Леонтьев [36]; С.Н. Цейтлин [50]; А.М. Шахнорович и Н.М. Юрьева [53]).
Выделению грамматического аспекта речи, как особой составной части специального обучения языку, посвящены работы Р.М. Боскис [9], К.В. Комарова [30], К.Г. Коровина [32], Л.Е. Фингерман [10] и других, раскрывающие методическую систему овладения грамматическими закономерностями и нормами русского языка, определяющие пути формирования грамматически правильной речи слабослышащих учащихся.
Положения об особых образовательных потребностях детей с нарушением слуха представлены в трудах Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкиной [22].
Методы, использованные нами в соответствии с целью и задачами исследования:
1. Теоретические методы: изучение лингвистической, психологической, логопедической литературы.
2. Биографические методы: изучение и анализ медицинской и психолого-педагогической документации.
3. Эмпирические методы: методика Азовой Ольги Ивановны «Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников» [1].
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть полезны при определении критериев диагностики нарушений морфологического компонента речи, выявлении специфики и механизмов нарушений, характерных для слабослышащих младших школьников. Возможно использование разработанной программы в процессе коррекционно-развивающей работы логопедами, сурдопедагогами, дефектологами, воспитателями, работающими с категорией детей, имеющих нарушения слуха.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Результаты исследования обсуждались и нашли отражение в следующих публикациях: «Особенности морфологической стороны речи у слабослышащих младших школьников» (Челябинск, 2017), «Логопедическая работа по преодолению нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих младших школьников» (Беларусь, 2017), «Изучение особенностей морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих младших школьников» (Казань, 2017). Результаты исследования были обсуждены на итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского университета (2017 года): докладу «Специфика нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих младших школьников» по итогам выступления было присвоено III место.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, 12 рисунков, 8 таблиц, заключения, списка использованной литературы из 54 источников, 4 приложений.
Сформированность морфологического компонента речи является важным условием коммуникации, полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют основную функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, в формировании социального взаимодействия. Кроме того, освоение морфологических норм языка способствует дальнейшему успешному обучению в школе.
Под понятием морфологический компонент речевой деятельности рассматривается способность к сочетанию морфем в процессе словоизменения и словообразования. Словоизменение - видоизменения слова, различающиеся морфологическими значениями, но не затрагивающие его лексического значения и принадлежности к определенной части речи. Словообразование - это процесс образования новых слов, на базе однокоренных слов с помощью принятых в данном языке способов.
Освоение морфологических категорий происходит на третьем году жизни при использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений. В этом возрасте зарождается словоизменение. На четвёртом году жизни появляется словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря.
У слабослышащих школьников вследствие снижения слуха овладение морфологическими компонентами речи представляет большую сложность. В исследованиях ученых отмечается, что наиболее распространёнными нарушениями в области словоизменения являются неправильное употребление окончаний, своеобразные изменения конца слова, неправильное согласование слов, неправильное употребление падежных окончаний.
О нарушениях словообразования у данной категории детей свидетельствуют следующие особенности: неверное употребление приставок и усвоение их значений, выпадение глагольных приставок, добавление и замена приставок, неправильное присоединение суффиксов, изменение существительных по нормам глагола.
Эмпирическое исследование было направлено на выявление особенностей нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих младших школьников в сравнении с нормативно развивающимися школьниками. С помощью методики О.И. Азовой «Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников».
Проведенное обследование с использованием различных видов заданий выявило ряд особенностей, характеризующих состояние словоизменения у слабослышащих учащихся: трудности при употреблении падежных окончаний существительных единственного и множественного числа, преобразование существительного из единственного числа во множественное, согласование существительных с числительными, согласование прилагательных с существительным в роде и числе.
При исследовании словообразования слабослышащие школьники допускали частые ошибки при выполнении предложенных заданий по образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образованию относительных и притяжательных прилагательных, имен существительных, обозначающих вместилище чего- нибудь, умению образовывать сравнительную степень прилагательных, образованию глаголов движения.
Таким образом, данные проведённого исследования позволяют сделать вывод, что у слабослышащих младших школьников отмечается нарушение в формировании морфологического строя речи по сравнению со слышащими сверстниками. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о наличии особенностей морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих учащихся начальных классов.
На основании полученных результатов экспериментального исследования нами была разработана и предложена коррекционная программа, направленная на преодоление нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников. Она составлена с учётом требований ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
При разработке программы нами была определена цель, задачи, приёмы и методы обучения, формы коррекционно-образовательного процесса. Кроме этого, представлены предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с нарушением слуха коррекционной программы, выделены образовательные области, в рамках которых осуществляется реализация программы.
Основное содержание коррекционной программы определено двумя разделами: словоизменение и словообразование. Предлагаемые разделы содержат направления коррекционной работы, к каждому из которых подобран комплекс игр и упражнений. Первый раздел программы направлен на коррекцию навыка словоизменения существительных, согласования прилагательных и числительных с существительными. Второй раздел предусматривает устранение нарушений словообразования притяжательных и относительных прилагательных, сравнительной степени прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением и обозначением различного рода вместилищ, приставочных глаголов со значением направления движений.
В структуре программы отражены условия к организации коррекционной работы, которые включают кадровые условия (участники программы), методическое и материально-техническое оснащение, требования, которых должны придерживаться специалисты при работе со слабослышащими учащимися.
Под понятием морфологический компонент речевой деятельности рассматривается способность к сочетанию морфем в процессе словоизменения и словообразования. Словоизменение - видоизменения слова, различающиеся морфологическими значениями, но не затрагивающие его лексического значения и принадлежности к определенной части речи. Словообразование - это процесс образования новых слов, на базе однокоренных слов с помощью принятых в данном языке способов.
Освоение морфологических категорий происходит на третьем году жизни при использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух предложений. В этом возрасте зарождается словоизменение. На четвёртом году жизни появляется словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря.
У слабослышащих школьников вследствие снижения слуха овладение морфологическими компонентами речи представляет большую сложность. В исследованиях ученых отмечается, что наиболее распространёнными нарушениями в области словоизменения являются неправильное употребление окончаний, своеобразные изменения конца слова, неправильное согласование слов, неправильное употребление падежных окончаний.
О нарушениях словообразования у данной категории детей свидетельствуют следующие особенности: неверное употребление приставок и усвоение их значений, выпадение глагольных приставок, добавление и замена приставок, неправильное присоединение суффиксов, изменение существительных по нормам глагола.
Эмпирическое исследование было направлено на выявление особенностей нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих младших школьников в сравнении с нормативно развивающимися школьниками. С помощью методики О.И. Азовой «Диагностика и коррекция письменной речи у младших школьников».
Проведенное обследование с использованием различных видов заданий выявило ряд особенностей, характеризующих состояние словоизменения у слабослышащих учащихся: трудности при употреблении падежных окончаний существительных единственного и множественного числа, преобразование существительного из единственного числа во множественное, согласование существительных с числительными, согласование прилагательных с существительным в роде и числе.
При исследовании словообразования слабослышащие школьники допускали частые ошибки при выполнении предложенных заданий по образованию существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образованию относительных и притяжательных прилагательных, имен существительных, обозначающих вместилище чего- нибудь, умению образовывать сравнительную степень прилагательных, образованию глаголов движения.
Таким образом, данные проведённого исследования позволяют сделать вывод, что у слабослышащих младших школьников отмечается нарушение в формировании морфологического строя речи по сравнению со слышащими сверстниками. Это подтверждает выдвинутую нами гипотезу о наличии особенностей морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих учащихся начальных классов.
На основании полученных результатов экспериментального исследования нами была разработана и предложена коррекционная программа, направленная на преодоление нарушений морфологического компонента речевой деятельности у слабослышащих школьников. Она составлена с учётом требований ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
При разработке программы нами была определена цель, задачи, приёмы и методы обучения, формы коррекционно-образовательного процесса. Кроме этого, представлены предполагаемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с нарушением слуха коррекционной программы, выделены образовательные области, в рамках которых осуществляется реализация программы.
Основное содержание коррекционной программы определено двумя разделами: словоизменение и словообразование. Предлагаемые разделы содержат направления коррекционной работы, к каждому из которых подобран комплекс игр и упражнений. Первый раздел программы направлен на коррекцию навыка словоизменения существительных, согласования прилагательных и числительных с существительными. Второй раздел предусматривает устранение нарушений словообразования притяжательных и относительных прилагательных, сравнительной степени прилагательных, существительных с уменьшительно-ласкательным значением и обозначением различного рода вместилищ, приставочных глаголов со значением направления движений.
В структуре программы отражены условия к организации коррекционной работы, которые включают кадровые условия (участники программы), методическое и материально-техническое оснащение, требования, которых должны придерживаться специалисты при работе со слабослышащими учащимися.
Подобные работы
- Содержание и направленность средств баскетбола для развития физических качеств у слабослышащих школьников 12–14 лет в условиях дополнительного образования (Адаптивное физическое воспитание, Московский педагогический государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024



