Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения понятия «безработица» и государственной политики на рынке труда 7
1.1. Понятие, сущность и виды безработицы 7
1.2. Особенности и причины безработицы в России 15
1.3. Государственное регулирование безработицы 33
Глава 2. Современное состояние проблемы безработицы в регионах
Приволжского федерального округа 39
2.1. Сравнительный анализ уровня безработицы в регионах ПФО 39
2.2. Оценка основных параметров труда и занятости в регионах ПФО 50
2.3. Социально-экономические последствия безработицы в регионах ПФО 68
Глава 3. Проблемы и направления совершенствования государственной политики в регионах ПФО по решению проблемы безработицы в РФ 70
3.1. Проблемы безработицы в регионах ПФО 70
3.2. Направления совершенствования государственного регулирования труда и занятости 82
3.3. Зарубежный опыт борьбы с безработицей и возможности его
использования в регионах ПФО 90
Заключение 97
Библиографический список
Актуальность темы исследования. В современных российских условиях проблема комплексного регулирования безработицы как одна из ключевых макроэкономических проблем стоит особенно остро. Это объясняется неразрывной связью безработицы с человеческим фактором и производственной деятельностью. Настораживающими показателями безработицы являются высокий процент и динамика роста. На основе них можно сделать выводы об уровне экономического развития страны в целом.
В период глобализации и процессов реформирования общественных и экономических явлений, появления и развития многообразных форм собственности проблема осуществления цивилизованных отношений в социально-трудовой сфере становится важнейшим направлением социально-экономического и политического развития страны. Такие отношения должны обеспечивать согласование и защиту интересов работодателей и работников, органов государственной власти и местного самоуправления путем достижения консенсуса, выработки и осуществления единой, согласованной позиции. Достижение оптимального баланса между ними, создание такого положения, при котором предприниматель может обеспечить себе стабильное получение прибыли, а наемный работник — достойные условия своего существования, соответствующие определенному уровню качества жизни, являет собой цивилизованную форму общественных отношений в социально-трудовой сфере - социальное партнерство.
Кроме того, важным принципом с позиций обеспечения занятостью населения при стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими и социальными результатами, учет особенностей комплексного регулирования безработицы в современной России. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда.
Таким образом, актуальность темы исследования определяется ростом уровня безработицы в России в современных условиях и необходимостью выработки комплексной методики стратегического регулирования безработицы и сглаживания негативных последствий этого явления.
Степень научной разработанности темы недостаточна. Основные вопросы по заявленной теме находятся в свете научных интересов таких авторов, как: Б.Д. Бреев, Н.М. Воловская, Б.М. Генкин, С.Х. Джиоев, М.Г. Завельский и других.
В работе использованы нормы Всеобщей декларации прав человека, Конвенции Международной Организации Труда № 102 о минимальных нормах социального обеспечения; основные нормативные акты, регулирующие вопросы социальных гарантий безработным, такие как Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 09.03.2016 г.) «О занятости населения в Российской Федерации», Трудовой Кодекс Российской Федерации и другие.
Объект исследования - регионы Приволжского федерального округа.
Предмет исследования - влияние безработицы на социально-экономическое развитие региона.
Цель исследования - анализ современного состояния проблемы безработицы и разработка рекомендаций по совершенствованию государственной политики в регионах Приволжского федерального округа.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Изучить понятие, сущность и виды безработицы.
2. Рассмотреть особенности и причины безработицы в России.
3. Раскрыть государственное регулирование безработицы.
4. Провести анализ уровня безработицы в регионах Приволжского федерального округа.
5. Рассмотреть методы расчета и оценки безработицы.
6. Рассмотреть социально-экономические последствия безработицы в регионах Приволжского федерального округа.
7. Выявить проблемы безработицы.
8. Предложить рекомендации по снижению уровня безработицы.
9. Изучить зарубежный опыт борьбы с безработицей.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области теории и практики управления безработицей, законодательно-правовые нормы, регулирующие сферу социально-трудовых отношений, результаты социологических исследований российских ученых.
При проведении исследования использовались методы диалектической логики, системного анализа, статистических группировок, методы сравнительного анализа.
Практическая значимость исследования заключается в том, что представленные в нем предложения и рекомендации могут быть использованы управленческими структурами всех уровней, включая органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также предприятиями и организациями всех форм собственности в процессе их деятельности при разработке комплексной методики государственного регулирования безработицы в регионах Приволжского федерального округа.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
В первой главе изучены теоретические аспекты понятия «безработица». Во второй главе проанализировано современное состояние проблемы безработицы в регионах Приволжского федерального округа. В третьей главе выявлены проблемы и направления совершенствования государственной политики в регионах Приволжского федерального округа по решению проблемы безработицы в РФ.
В заключение выпускной квалификационной работы можно сделать следующие выводы.
Безработица представляет собой определенную макроэкономическую проблему, возникающую из-за ряда разнообразных причин и оказывающую сильное воздействие на рыночную экономику. Она является объективно существующим спутником наемного труда, независимо от того, признается экономика рыночной или нет и производятся либо нет официальная оценка численности и регистрация безработных.
Одна из причин существования в экономике некоторого уровня безработицы в том, что поиск работы требует определенного времени. Люди имеют разные способности и предпочтения, рабочие места - определенные различия, а информация о вакансиях и соискателях работы распространяется не достаточно быстро. Второй причиной является законодательство о минимальной заработной плате. Поднимая заработную плату низкоквалифицированных и неопытных работников, законодатели увеличивают предложение рабочей силы, а также снижают спрос на нее. Образующийся в результате излишек рабочей силы обусловливает безработицу. Третьей причиной безработицы является рыночная власть профсоюзов. Когда профсоюзы добиваются роста заработной платы выше равновесного уровня в тех отраслях, где они сильны, они создают тем самым излишек рабочей силы. Четвертая причина безработицы описывается теорией эффективной заработной платы. Согласно этой теории, фирмам иногда выгодно платить заработную плату выше уровня равновесной платы. Высокая заработная плата может улучшить здоровье работников, снизить текучесть кадров, повысить качество персонала и обеспечить большее усердие работников.
Государственная политика в области содействия занятости населения в настоящее время направлена на:
- развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда;
- обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольных труд и свободный выбор занятости;
- поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности;
- осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; беженцы и вынужденные переселенцы; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и т.п.);
- координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения;
- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами нашей территории и иностранных граждан на территории РФ.
Из проведенного анализа безработицы в регионах ПФО были сделаны выводы, что самый высокий уровень безработицы по итогам 1 квартала 2016 сохраняется в Республике Башкортостан (119,3 тыс.чел.) и в Пермском крае (87,7 тыс.чел), однако ведется работа по содействию занятости населения, благодаря чему в 2016 году безработица начала снижаться. Такая положительная динамика наблюдается и в других регионах ПФО. Наименьший показатель среди регионов ПФО в республиках Мордовия (21,2 тыс.чел.) и Марий Эл (21,2 тыс.чел.).
Увеличение числа безработных в процентном соотношении за период 2006-2015 произошло в Республике Марий Эл, Чувашской Республике, Пермском Крае, Пензенской области и др, а уменьшение в Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Оренбургской области и др.
Проблема безработицы на сегодняшний день это социально-экономическое явление, с которым сталкивается любое государство и общество. Связано оно, прежде всего с тем, что нарушается принцип эффективного использования производственных и трудовых ресурсов. Для многих мировых держав безработица начинает приобретать угрожающий, глобальный характер, что, без сомнения, отрицательно отражается на всей социальной и экономической сферах жизни любого общества.
Серьезным социальным последствием безработицы, прежде всего, является потеря постоянного и регулярно получаемого источника средств существования. Уменьшая доходы семей, она разрушает семьи, усиливает дифференциацию населения, ухудшает социально-психологический климат в обществе и может служить источником дестабилизации и социальной напряженности, в худшем случае социального взрыва. Психологи и социологи утверждают, что у безработных наблюдается ухудшение физического и психического здоровья. Лишившись работы, многие люди начинают ощущать себя лишними и ненужными обществу, у них снижается уровень самооценки, повышается уровень жизненной неудовлетворенности.
К отрицательным последствиям безработицы социологи относят: усиление социальной напряженности, рост преступности, увеличение социальной дифференциации, снижение трудовой активности населения, рост количества физических и душевных переживаний.
Учитывая специфику региона ПФО, предотвратить безработицу невозможно, однако можно свести ее к минимуму, при этом уделяя особое внимание социальным, политическим и нравственным последствиям неполного обеспечения трудоспособного населения работой. Главное решение вопроса занятости так или иначе, заключается в его социально-экономическом развитии. Достаточно емким рынком труда в регионе может стать народное хозяйство, энергетика и туризм. Именно развитие сельских территорий как части народнохозяйственного комплекса позволит создать дополнительные рабочие места в регионе и повысит уровень и качество жизни населения ПФО в целом. Развитие топливно-энергетического комплекса, восстановление и развитие нефтеперерабатывающих мощностей, а также развитие нефтехимической отрасли тоже значительно улучшит положение на рынке труда. Туризм и сфера услуг — традиционные отрасли экономики для большинства регионов ПФО, расширение туристического потока увеличит занятость населения, главное условие здесь создание безопасного и комфортного туризма. Кроме того, в ПФО необходимо создать условия для развития малого бизнеса, что также позволит снизить безработицу, обеспечить самозанятость населения.
Высокий уровень безработицы в регионах Приволжского федерального округа сопряжен со значительным ростом социального неравенства. Причины этого следует искать в:
- широком распространении коррупции и преобладании стремления к получению незаработанных доходов, где существует стойкая взаимосвязь между увеличением масштабов коррупции и ростом неравенства (а также ростом масштабов бедности);
- разрушении в результате коррупции системы заработной платы в формальном секторе и в исчезновении возможностей для создания новых рабочих мест и получения дохода. Система заработной платы на старых местах работы разрушилась, или же зарплата не выплачивается вовсе, а новые формальные благоприятные возможности получения работы фактически не реализуются. Широкие слои населения, за исключением немногих людей, находящихся в привилегированном положении, обычно «прикованы» к тому или иному месту работы, на котором выплачивается низкая заработная плата (а иногда она вообще не выплачивается).
Нами предлагаются мероприятия по снижению уровни безработицы в регионах Приволжского федерального округа по следующим направлениям:
1. Временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу
2. Опережающее профессиональное обучение и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу
3. Стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов
Реализация предложенных мероприятий позволит в кратчайшие сроки создать условия для трудоустройства граждан, ищущих работу, смягчить последствия высвобождений, повысить качество и конкурентоспособность рабочей силы на рынке труда, сдержать рост безработицы, поддержать материальное положение граждан, выполнить необходимый объем временных работ.
Основными социально-экономическими результатами реализации планируемых мероприятий являются:
- рациональное использование трудовых ресурсов;
- повышение конкурентоспособности работников, прошедших опережающее профессиональное обучение;
- предоставление гражданам возможности получения трудового дохода;
- выполнение необходимых временных работ.
Таким образом, изучение и умелое использование зарубежного опыта борьбы с безработицей в регионах Приволжского федерального округа будет способствовать скорейшему формированию отечественного механизма государственного регулирования Федерации.
1. Конституция Российской Федерации. // Российская газета от 25 декабря 1993 г.
2. Конвенция Международной Организации Труда N 102 о минимальных нормах социального обеспечения (Женева, 28 июня 1952 г.). // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 - 1956. Т. I". Женева, Международное бюро труда, 1991.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197- ФЗ. // Российская газета от 31 декабря 2001 г.
4. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 09.03.2016 г.) «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1991. -N 18. -Ст. 56.
2) Монографии
5. Ахинов Г.А. Социальная политика: Учебное пособие // Г.А. Ахинов, С.В. Калашников. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 272 с.
6. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной
экономики: Учебное пособие // А.М. Бабашкина. - М.: Финансы и
статистика, 2007. - 480 с.
7. Бреев Б.Д. Безработица в современной России // Б.Д. Бреев. - М.: Наука, 2012. - 271 с.
8. Власов В.И. , Крапивин О.М. Трудовое корпоративное право: Учебно-практическое пособие // Власов В.И. , Крапивин О.М. - М.: КНОРУС. - 2014. - 352 с.
9. Воловская Н.М. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. -
3- е изд., доп. // Н.М. Воловская. - М.: НОРМА, Новосибирск: Сибирское соглашение. - 2012. - 256 с.
10. Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Курс лекций // Б.М. Генкин. - М.: «Палеотип», «Логос». - 2014. - 228 с
11. Государственная политика и управление. Учебник. В 2 ч. Часть I. Концепции и проблемы государственной политики и управления // Под ред. Л.В. Сморгунова. — М: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). - 2015. - 384 с.
12. Государственное регулирование экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб. // Под ред. В.И. Кушлина. - М.: Изд-во РАГС. - 2015. - 616 с.
13. Джиоев С.Х. Содействие трудовой занятости: Учебное пособие // С.Х. Джиоев. - М.: ТК Велби, Проспект. - 2014. - 144 с.
14. Завельский М.Г. Экономика и социология труда: Курс лекций // М.Г. Завельский. - М.: НОРМА, 2012. - 281 с.
15. Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие // С.Г. Капканщиков. - М.: КНОРУС. - 2014. - 352 с.
16. Курс экономической теории учеб. пособие. // Под ред. А.В.
Сидоровича - М.: Дело и Сервис. - 2015. - 832 с.
17. Курс экономической теории учеб. пособие. // Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой - Киров: Наука. - 2011. - 345 с.
18. Мониторинг реализации региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда. - М.: Федеральная служба статистики. - 2010. - 19 с.
19. Остапенко Ю.М. Экономика труда: учебное пособие // Ю.М. Остапенко. - М.: ИНФРА-М. - 2011. - 459 с.
20. Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика (социально-экономический аспект) // В.И. Плакся.. - Изд. 2-е, стереотип. - М.: Изд-во РАГС. - 2012. - 384 с.
21. Прикладная экономика Учеб. пособие. // Пер. с англ. под редакцией канд.экон. наук Д.Ю. Тушунова - М.: Просвещение. - 2011. 224с.
22. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие // Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА- М. - 2012. - 384 с.
23. Рощин С.Ю. Экономика труда: экономическая теория труда: учебное пособие // С.Ю. Рощин, Т.О. Разумова. - М.: ИНФРА-М. - 2013. - 244 с.
24. Макроэкономика. // Под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: Новое знание,2012. - 613 с.
25. Экономическая теория: Уч. Пособие // И.В. Новикова, Г.А. Примаченок, В.А. Воробьев и др.; Под ред. И.В. Новиковой. - Мн.:БГЭУ,2013. - 569 с.
26. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. -М: Изд-во МГУ им. М.В.Ломоносова, 2014. - 442 с.
27. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: метод. Пособие для
дистанционного управления // С.Н. Иваш- ковский. - СПб, Элитариум., 2011. - 239 с.
28. Мэнкью Н.Г. Принципы Экономикс. - Спб.: Питер, 1997. - 698 с.
29. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Бабынина Л.С. Экономика труда: учебник.// Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Л.С. Бабынина. - М.: Альфа-Пресс, 2007. - 348 с.
30. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. - М.: Эксмо,2007. - 512 с.
3) Статьи из периодическиз изданий
31. Гордон Л.А., Клопов Э.В. Социальные эффекты и структура безработицы в России / Л.А. Гордон, Э.В. Клопов // Российский экономический журнал.- 2004.- № 11. - С.23.
32. Лебедева Л.Ф. Социальные новации администрации Обамы // США - Канада: экономика, политика, культура. - 2011. - № 6. - С. 39.
33. Ленькина О.Б. Эволюция подходов к регулированию занятости населения в развитых странах // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012.- № 3. - C. 30.
34. Маллаева М.И. Безработица: особенности, последствия, меры по преодолению // Вопросы экономики, 2009. - № 3. С. 6.
35. Тихонова Е.А. Приоритеты и цели государственной политики в области содействия занятости населения // Кадры предприятия. - 2014. - № 7. - С. 9.
36. Тургель И.Д. Безработица в России: специфика и тенденции в условиях кризиса и посткризисного восстановления (2008-2012 гг.) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2014. - № 5. - С. 45.
4) Интернет-ресрусы
37. Электронный ресурс «Ситуация в сфере занятости: мониторинг» // Режим доступа:http://fom.ru/Rabota-i-dom/12072.
38. Электронный ресурс «Карьерная статистика» // режим доступа: http: //hh.ru/career-stats/index
39. Электронный ресурс // Режим доступа:https://wordstat.yandex.ru/.
40. Электронный ресурс «Социально-экономические показатели» // Режим доступа:http://www.pfo.ru/?id=10455
41. Электронный ресурс «Федеральная служба государственной статистики» // Режим доступа:http://www.gks.ru/
42.Электронный ресурс «Портал занятости населения минтруда РБ» // Режим доступа:http: //www.bashzan.ru/
43. Электронный ресурс «Агентство по занятости населения Пермского края» // Режим доступа:http: //www.szn.permkrai .ru/
44. Электронный ресурс «Министерство труда, занятости и миграционной политики Самарской области» // Режим доступа:http: //trud.samregion.ru/
45. Электронный ресурс «Государственная служба занятости населения Нижегородской области» // Режим доступа:http: //czn.nnov.ru/
46. Электронный ресурс «Министерство труда, занятости и социальной защиты РТ» // Режим доступа:http://mtsz.tatarstan.ru/
47. Электронный ресурс «Государственный комитет РМ по труду и занятости населения» // Режим доступа:http: //trudrm.ru/rinok truda. html/