Особенности использования методического инструментария бизнес анализа в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта
|
Введение
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта
1.1 Сущность понятия и экономическое содержание категорий финансовое планирование и прогнозирование деятельности организации
1.2 Виды и классификации финансового планирования
1.3 Использование информационных технологий в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности организации
2. Финансовое планирование доходов организаций: использование современных инструментов бизнес-анализа
2.1 Разработка стратегии развития организации и моделирование прогнозных показателей доходов организации
2.2 Совершенствование технологии бюджетирования:
использование аналитических процедур для корректировки доходных показателей бюджетов
2.3 Разработка системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование доходов организаций
3. Финансовое планирование расходов организаций и
оценка результативности системы финансового планирования деятельности организации
3.1 Моделирование прогнозных показателей расходов организации
3.2 Совершенствование системы ключевых показателей,
характеризующих финансовое планирование расходов организации
3.3 Комплексная оценка результативности и контроль системы
финансового планирования деятельности организации
Заключение
Литература
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта
1.1 Сущность понятия и экономическое содержание категорий финансовое планирование и прогнозирование деятельности организации
1.2 Виды и классификации финансового планирования
1.3 Использование информационных технологий в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности организации
2. Финансовое планирование доходов организаций: использование современных инструментов бизнес-анализа
2.1 Разработка стратегии развития организации и моделирование прогнозных показателей доходов организации
2.2 Совершенствование технологии бюджетирования:
использование аналитических процедур для корректировки доходных показателей бюджетов
2.3 Разработка системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование доходов организаций
3. Финансовое планирование расходов организаций и
оценка результативности системы финансового планирования деятельности организации
3.1 Моделирование прогнозных показателей расходов организации
3.2 Совершенствование системы ключевых показателей,
характеризующих финансовое планирование расходов организации
3.3 Комплексная оценка результативности и контроль системы
финансового планирования деятельности организации
Заключение
Литература
В условиях нестабильной экономической и геополитической среды успешное функционирование предприятий, а также укрепление рыночных позиций невозможно без эффективного построения системы планирования и прогнозирования. Одним из важных направлений в повышении эффективности внутрифирменного планирования является использование методологического инструментария бизнес анализа. Наиболее актуальным вопросом исследуемой темы является практическое применение и совершенствование современных методик бизнес анализа в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта.
Особенностям формирования системы планирования и прогнозирования экономического субъекта в теории посвящены работы российских ученых: М.М. Алексеевой, М.В. Аликаевой, П.В. Акинина, И.Т. Балабанова, И.А. Бланка, В.В. Бочарова, О.Б. Веретенниковой, В.М. Власовой, С.С. Галазовой, В.В. Ковалева, Г.Н. Куцури, О.Н. Лихачевой, Б.Т. Моргоева, Л.Н. Павловой, Г.Б. Поляка, Б.М. Сабанти, М.В. Романовского и других.
Однако изучению практических методик применения инструментария бизнес анализа в планировании и прогнозировании уделено недостаточно внимания. На данный момент имеется ограниченное число публикаций, в которых рассматриваются практические аспекты применения методологии планирования и прогнозирования. Идентификация проблем в области совершенствования системы финансового планирования и прогнозирования, а также недостаточно изученная практическая сторона использования методик бизнес анализа в планировании и прогнозировании способствовали формированию следующих целей и задач диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является изучение особенностей использования методического инструментария бизнес анализа в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность понятий и экономическое содержание категорий финансовое планирование и прогнозирование деятельности организации;
- рассмотреть классификация видов финансового планирования и прогнозирования деятельности организации в современных условиях;
- изучить особенности применения информационных технологий в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности организации;
- исследовать аспекты разработки стратегии развития организации и моделирования прогнозных показателей доходов организации;
- определить основные направления в совершенствовании технологии бюджетирования;
- рассмотреть особенности разработки системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование доходов организаций;
- провести моделирование прогнозных показателей расходов организации;
- изучить пути совершенствование системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование расходов организации;
- охарактеризовать основные аспекты комплексной оценки результативности и контроля системы финансового планирования деятельности организации.
В ходе реализации целей и задач исследования были сформированы следующие элементы новизны:
- представлена уточненная характеристика понятий планирование и прогнозирование;
- систематизированы требования к функционалу автоматизации планирования и прогнозирования промышленных организаций в секторе b2b;
- раскрыты особенности формирования финансовой стратегии, построенной на основе SWOT-анализа и модели М. Портера с использованием инструментария трендового анализа и имитационного моделирования;
- систематизирована классификация оценочных показателей конкурентной стратегии рынка косметических и парфюмерных производств на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера;
- предложена система индикативных показателей в формах управленческой отчетности с целью наиболее полного раскрытия информации об эффективности деятельности направлений компании;
- представлена модель стратегического бюджетирования, характеризующая синергетический эффект от объединения планирования текущих KPI подразделений и стратегических направлений функционирования и развития компании;
- предложена авторская модель распределения показателей KPI по центрам финансовой ответственности, результатом которой является выход на формирование бюджетов по системе стратегического управления Balanced Scorecard (BSC).
Объектом исследования послужила компания, являющаяся одним из ведущих контрактных производителей бытовой химии и косметики, территориально расположенная в Приволжском округе. В силу запрета собственниками раскрытия названия организации, в диссертационной работе использовано условное название компании «Х». На сегодняшний день компания «Х» по данным Plimsoll Group входит по объему выручки в число 20 ведущих отечественных производителей. На долю компании «Х» приходится около 30 % рынка контрактного производства парфюмерии в категории эконом и средний минус (низкий ценовой сегмент). Основным направлением деятельности компании «Х» является контрактное производство парфюмерной и косметической продукции.
Предметом исследования послужили методологические подходы бизнес анализа к планированию и прогнозированию деятельности хозяйствующего субъекта.
В методологический аппарат исследования были применены элементы системного подхода, методы научной абстракции, математической статистики, а также другие прикладные инструменты бизнес анализа, охарактеризовавшие комплексное исследование вопросов финансового планирования на предприятии. В ходе исследования использовались монографии и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблеме финансового планирования хозяйствующих субъектов.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования представленных методологических подходов на исследуемом предприятии в целях повышения эффективности финансовых ресурсов и улучшения финансового состояния предприятия путем совершенствования систем планирования и прогнозирования.
Особенностям формирования системы планирования и прогнозирования экономического субъекта в теории посвящены работы российских ученых: М.М. Алексеевой, М.В. Аликаевой, П.В. Акинина, И.Т. Балабанова, И.А. Бланка, В.В. Бочарова, О.Б. Веретенниковой, В.М. Власовой, С.С. Галазовой, В.В. Ковалева, Г.Н. Куцури, О.Н. Лихачевой, Б.Т. Моргоева, Л.Н. Павловой, Г.Б. Поляка, Б.М. Сабанти, М.В. Романовского и других.
Однако изучению практических методик применения инструментария бизнес анализа в планировании и прогнозировании уделено недостаточно внимания. На данный момент имеется ограниченное число публикаций, в которых рассматриваются практические аспекты применения методологии планирования и прогнозирования. Идентификация проблем в области совершенствования системы финансового планирования и прогнозирования, а также недостаточно изученная практическая сторона использования методик бизнес анализа в планировании и прогнозировании способствовали формированию следующих целей и задач диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является изучение особенностей использования методического инструментария бизнес анализа в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность понятий и экономическое содержание категорий финансовое планирование и прогнозирование деятельности организации;
- рассмотреть классификация видов финансового планирования и прогнозирования деятельности организации в современных условиях;
- изучить особенности применения информационных технологий в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности организации;
- исследовать аспекты разработки стратегии развития организации и моделирования прогнозных показателей доходов организации;
- определить основные направления в совершенствовании технологии бюджетирования;
- рассмотреть особенности разработки системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование доходов организаций;
- провести моделирование прогнозных показателей расходов организации;
- изучить пути совершенствование системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование расходов организации;
- охарактеризовать основные аспекты комплексной оценки результативности и контроля системы финансового планирования деятельности организации.
В ходе реализации целей и задач исследования были сформированы следующие элементы новизны:
- представлена уточненная характеристика понятий планирование и прогнозирование;
- систематизированы требования к функционалу автоматизации планирования и прогнозирования промышленных организаций в секторе b2b;
- раскрыты особенности формирования финансовой стратегии, построенной на основе SWOT-анализа и модели М. Портера с использованием инструментария трендового анализа и имитационного моделирования;
- систематизирована классификация оценочных показателей конкурентной стратегии рынка косметических и парфюмерных производств на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера;
- предложена система индикативных показателей в формах управленческой отчетности с целью наиболее полного раскрытия информации об эффективности деятельности направлений компании;
- представлена модель стратегического бюджетирования, характеризующая синергетический эффект от объединения планирования текущих KPI подразделений и стратегических направлений функционирования и развития компании;
- предложена авторская модель распределения показателей KPI по центрам финансовой ответственности, результатом которой является выход на формирование бюджетов по системе стратегического управления Balanced Scorecard (BSC).
Объектом исследования послужила компания, являющаяся одним из ведущих контрактных производителей бытовой химии и косметики, территориально расположенная в Приволжском округе. В силу запрета собственниками раскрытия названия организации, в диссертационной работе использовано условное название компании «Х». На сегодняшний день компания «Х» по данным Plimsoll Group входит по объему выручки в число 20 ведущих отечественных производителей. На долю компании «Х» приходится около 30 % рынка контрактного производства парфюмерии в категории эконом и средний минус (низкий ценовой сегмент). Основным направлением деятельности компании «Х» является контрактное производство парфюмерной и косметической продукции.
Предметом исследования послужили методологические подходы бизнес анализа к планированию и прогнозированию деятельности хозяйствующего субъекта.
В методологический аппарат исследования были применены элементы системного подхода, методы научной абстракции, математической статистики, а также другие прикладные инструменты бизнес анализа, охарактеризовавшие комплексное исследование вопросов финансового планирования на предприятии. В ходе исследования использовались монографии и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблеме финансового планирования хозяйствующих субъектов.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования представленных методологических подходов на исследуемом предприятии в целях повышения эффективности финансовых ресурсов и улучшения финансового состояния предприятия путем совершенствования систем планирования и прогнозирования.
В ходе проведенного диссертационного исследования были рассмотрены теоретические основы планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта. Приведены определения понятий планирование и прогнозирование отечественных авторов, представлена уточненная авторская характеристика понятий планирование и прогнозирование, определены основные сходства и различия данных понятий.
С целью более детального изучения были приведены классификации исследуемых понятий. Также были рассмотрены основные программные продукты для автоматизации процесса бизнес-планирования и прогнозирования на предприятиях отечественного и зарубежного производства. Особое внимание было направлено на сравнительную характеристику программ по планированию и прогнозированию деятельности предприятия «Project Expert» и «Альт-Инвест».
С целью разработки стратегии финансового развития был проведен анализ определения интенсивности и выраженности конкурентных сил в отрасли по модели М. Портера и на основе анализа угроз и возможностей, сильных и слабых сторон сформирована SWOT - матрица по каждому из направлений деятельности исследуемой организации.
На основе проведенного анализа пяти конкурентных сил М. Портера и проведенного SWOT анализа был сформирован проект развития финансовой стратегии исследуемой компании на 5 лет. Основную концепцию стратегического развития можно кратко охарактеризовать следующим образом: «Опираясь на существующий безубыточный объем заказчиков и производства контрактной продукции выйти в новые сегменты рынка STM с увеличением доли в выручки до 40% с последующим созданием собственного бренда». С целью подтверждения сформированных на основе модели М. Портера и SWOT- анализа концепций развития стратегических инициатив был проведен анализ тренда по доходам компании «Х» в направлении контрактного производства косметики и перспективного направления STM.
Исследуя результаты анализа тренда по каждому направлению деятельности компании, была подтверждена целесообразность развитии стратегии, составленная по представленной ранее методике в области увеличения доли направления STM в общей структуре продаж как на 2016 г., так и на долгосрочную перспективу.
С целью определения совершенствований технологий бюджетирования были определены основные направления, которые в случае комплексного применения будут способствовать оптимизации системы планирования. На исследуемом предприятии при использовании в текущем планировании это приведет к своевременной реализации стратегических целей компании.
Исследуя особенности разработки системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование доходов организаций, были определены цели, задачи и этапы внедрения системы ключевых показателей в планирование и прогнозирование хозяйствующего субъекта, а также идентифицированы основные элементы синергии от интеграции систем бюджетирования и KPI. Для систематизации показателей KPI по доходам объекта исследования в работе были отражены основные методики расчета ключевых показателей с учетом их распределения по центрам финансовой ответственности.
В ходе проведения анализа моделирования расходных показателей деятельности организации была представлена систематизация методологии прогнозирования и планирования затрат, а также проведен структурно динамический анализ по данным бухгалтерской отчетности за предыдущие периоды. С целью формирования прогнозных показателей расходов на 2016 г. по статьям «себестоимость» и «коммерческие расходы» был проведен анализ тренда по контрактному производству и перспективному направлению STM. Для определения влияния на прибыль возможного увеличения доли выручки по направлению STM до 40% в соответствии с предложенной стратегией был проведен имитационный эксперимент. С целью более детального представления об эффективности операционной деятельности компании был проведен анализ рентабельности по показателям валовой выручки и прибыли от продаж по направлению «контрактное производство», «STM» и в целом по предприятию. Исходя из проведенных ранее расчетов по анализу тренда и имитационному моделированию был сформирован плановый бюджет доходов и расходов с применением индикативных ключевых показателей эффективности.
На основе данных проведенного исследования можно рекомендовать применение бюджета доходов и расходов сформированного на базе магистерской диссертации в качестве альтернативного. В случае сохранения тенденции и отсутствия значительных отклонений по предложенному варианту целесообразно рассмотреть возможность применения методики рассмотренной в магистерской диссертации на 2017-2020 г.
Исследуя направления совершенствование системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование расходов организации, была предложена авторская модель распределения показателей KPI по центрам финансовой ответственности, результатом которой является выход на формирование бюджетов по системе стратегического управления Balanced Scorecard (BSC). Также, на основании ранее сформированных стратегических целях рассмотрен алгоритм определения ЦФО и определены численные значения KPI исследуемого предприятия.
В ходе определения комплексной оценки результативности и контроля системы финансового планирования деятельности организации была представлена последовательность оценки результативности внутрифирменного планирования, а также схема взаимосвязи финансового планирования и контроля.
На основании рассмотренных теоретических аспектов планирования и прогнозирования, а также проведенного исследования по планированию и прогнозированию показателей расходов и доходов можно рекомендовать использование представленных методик бизнес анализа в систему планирования и прогнозирования исследуемой компании и других организаций данной отрасли.
С целью более детального изучения были приведены классификации исследуемых понятий. Также были рассмотрены основные программные продукты для автоматизации процесса бизнес-планирования и прогнозирования на предприятиях отечественного и зарубежного производства. Особое внимание было направлено на сравнительную характеристику программ по планированию и прогнозированию деятельности предприятия «Project Expert» и «Альт-Инвест».
С целью разработки стратегии финансового развития был проведен анализ определения интенсивности и выраженности конкурентных сил в отрасли по модели М. Портера и на основе анализа угроз и возможностей, сильных и слабых сторон сформирована SWOT - матрица по каждому из направлений деятельности исследуемой организации.
На основе проведенного анализа пяти конкурентных сил М. Портера и проведенного SWOT анализа был сформирован проект развития финансовой стратегии исследуемой компании на 5 лет. Основную концепцию стратегического развития можно кратко охарактеризовать следующим образом: «Опираясь на существующий безубыточный объем заказчиков и производства контрактной продукции выйти в новые сегменты рынка STM с увеличением доли в выручки до 40% с последующим созданием собственного бренда». С целью подтверждения сформированных на основе модели М. Портера и SWOT- анализа концепций развития стратегических инициатив был проведен анализ тренда по доходам компании «Х» в направлении контрактного производства косметики и перспективного направления STM.
Исследуя результаты анализа тренда по каждому направлению деятельности компании, была подтверждена целесообразность развитии стратегии, составленная по представленной ранее методике в области увеличения доли направления STM в общей структуре продаж как на 2016 г., так и на долгосрочную перспективу.
С целью определения совершенствований технологий бюджетирования были определены основные направления, которые в случае комплексного применения будут способствовать оптимизации системы планирования. На исследуемом предприятии при использовании в текущем планировании это приведет к своевременной реализации стратегических целей компании.
Исследуя особенности разработки системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование доходов организаций, были определены цели, задачи и этапы внедрения системы ключевых показателей в планирование и прогнозирование хозяйствующего субъекта, а также идентифицированы основные элементы синергии от интеграции систем бюджетирования и KPI. Для систематизации показателей KPI по доходам объекта исследования в работе были отражены основные методики расчета ключевых показателей с учетом их распределения по центрам финансовой ответственности.
В ходе проведения анализа моделирования расходных показателей деятельности организации была представлена систематизация методологии прогнозирования и планирования затрат, а также проведен структурно динамический анализ по данным бухгалтерской отчетности за предыдущие периоды. С целью формирования прогнозных показателей расходов на 2016 г. по статьям «себестоимость» и «коммерческие расходы» был проведен анализ тренда по контрактному производству и перспективному направлению STM. Для определения влияния на прибыль возможного увеличения доли выручки по направлению STM до 40% в соответствии с предложенной стратегией был проведен имитационный эксперимент. С целью более детального представления об эффективности операционной деятельности компании был проведен анализ рентабельности по показателям валовой выручки и прибыли от продаж по направлению «контрактное производство», «STM» и в целом по предприятию. Исходя из проведенных ранее расчетов по анализу тренда и имитационному моделированию был сформирован плановый бюджет доходов и расходов с применением индикативных ключевых показателей эффективности.
На основе данных проведенного исследования можно рекомендовать применение бюджета доходов и расходов сформированного на базе магистерской диссертации в качестве альтернативного. В случае сохранения тенденции и отсутствия значительных отклонений по предложенному варианту целесообразно рассмотреть возможность применения методики рассмотренной в магистерской диссертации на 2017-2020 г.
Исследуя направления совершенствование системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование расходов организации, была предложена авторская модель распределения показателей KPI по центрам финансовой ответственности, результатом которой является выход на формирование бюджетов по системе стратегического управления Balanced Scorecard (BSC). Также, на основании ранее сформированных стратегических целях рассмотрен алгоритм определения ЦФО и определены численные значения KPI исследуемого предприятия.
В ходе определения комплексной оценки результативности и контроля системы финансового планирования деятельности организации была представлена последовательность оценки результативности внутрифирменного планирования, а также схема взаимосвязи финансового планирования и контроля.
На основании рассмотренных теоретических аспектов планирования и прогнозирования, а также проведенного исследования по планированию и прогнозированию показателей расходов и доходов можно рекомендовать использование представленных методик бизнес анализа в систему планирования и прогнозирования исследуемой компании и других организаций данной отрасли.



