Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности использования методического инструментария бизнес анализа в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта

Работа №51659

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы113
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
402
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. Теоретические основы планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта
1.1 Сущность понятия и экономическое содержание категорий финансовое планирование и прогнозирование деятельности организации
1.2 Виды и классификации финансового планирования
1.3 Использование информационных технологий в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности организации
2. Финансовое планирование доходов организаций: использование современных инструментов бизнес-анализа
2.1 Разработка стратегии развития организации и моделирование прогнозных показателей доходов организации
2.2 Совершенствование технологии бюджетирования:
использование аналитических процедур для корректировки доходных показателей бюджетов
2.3 Разработка системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование доходов организаций
3. Финансовое планирование расходов организаций и
оценка результативности системы финансового планирования деятельности организации
3.1 Моделирование прогнозных показателей расходов организации
3.2 Совершенствование системы ключевых показателей,
характеризующих финансовое планирование расходов организации
3.3 Комплексная оценка результативности и контроль системы
финансового планирования деятельности организации
Заключение
Литература

В условиях нестабильной экономической и геополитической среды успешное функционирование предприятий, а также укрепление рыночных позиций невозможно без эффективного построения системы планирования и прогнозирования. Одним из важных направлений в повышении эффективности внутрифирменного планирования является использование методологического инструментария бизнес анализа. Наиболее актуальным вопросом исследуемой темы является практическое применение и совершенствование современных методик бизнес анализа в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта.
Особенностям формирования системы планирования и прогнозирования экономического субъекта в теории посвящены работы российских ученых: М.М. Алексеевой, М.В. Аликаевой, П.В. Акинина, И.Т. Балабанова, И.А. Бланка, В.В. Бочарова, О.Б. Веретенниковой, В.М. Власовой, С.С. Галазовой, В.В. Ковалева, Г.Н. Куцури, О.Н. Лихачевой, Б.Т. Моргоева, Л.Н. Павловой, Г.Б. Поляка, Б.М. Сабанти, М.В. Романовского и других.
Однако изучению практических методик применения инструментария бизнес анализа в планировании и прогнозировании уделено недостаточно внимания. На данный момент имеется ограниченное число публикаций, в которых рассматриваются практические аспекты применения методологии планирования и прогнозирования. Идентификация проблем в области совершенствования системы финансового планирования и прогнозирования, а также недостаточно изученная практическая сторона использования методик бизнес анализа в планировании и прогнозировании способствовали формированию следующих целей и задач диссертационного исследования.
Целью диссертационного исследования является изучение особенностей использования методического инструментария бизнес анализа в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта.
Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность понятий и экономическое содержание категорий финансовое планирование и прогнозирование деятельности организации;
- рассмотреть классификация видов финансового планирования и прогнозирования деятельности организации в современных условиях;
- изучить особенности применения информационных технологий в системе финансового планирования и прогнозирования деятельности организации;
- исследовать аспекты разработки стратегии развития организации и моделирования прогнозных показателей доходов организации;
- определить основные направления в совершенствовании технологии бюджетирования;
- рассмотреть особенности разработки системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование доходов организаций;
- провести моделирование прогнозных показателей расходов организации;
- изучить пути совершенствование системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование расходов организации;
- охарактеризовать основные аспекты комплексной оценки результативности и контроля системы финансового планирования деятельности организации.
В ходе реализации целей и задач исследования были сформированы следующие элементы новизны:
- представлена уточненная характеристика понятий планирование и прогнозирование;
- систематизированы требования к функционалу автоматизации планирования и прогнозирования промышленных организаций в секторе b2b;
- раскрыты особенности формирования финансовой стратегии, построенной на основе SWOT-анализа и модели М. Портера с использованием инструментария трендового анализа и имитационного моделирования;
- систематизирована классификация оценочных показателей конкурентной стратегии рынка косметических и парфюмерных производств на основе модели пяти конкурентных сил М. Портера;
- предложена система индикативных показателей в формах управленческой отчетности с целью наиболее полного раскрытия информации об эффективности деятельности направлений компании;
- представлена модель стратегического бюджетирования, характеризующая синергетический эффект от объединения планирования текущих KPI подразделений и стратегических направлений функционирования и развития компании;
- предложена авторская модель распределения показателей KPI по центрам финансовой ответственности, результатом которой является выход на формирование бюджетов по системе стратегического управления Balanced Scorecard (BSC).
Объектом исследования послужила компания, являющаяся одним из ведущих контрактных производителей бытовой химии и косметики, территориально расположенная в Приволжском округе. В силу запрета собственниками раскрытия названия организации, в диссертационной работе использовано условное название компании «Х». На сегодняшний день компания «Х» по данным Plimsoll Group входит по объему выручки в число 20 ведущих отечественных производителей. На долю компании «Х» приходится около 30 % рынка контрактного производства парфюмерии в категории эконом и средний минус (низкий ценовой сегмент). Основным направлением деятельности компании «Х» является контрактное производство парфюмерной и косметической продукции.
Предметом исследования послужили методологические подходы бизнес анализа к планированию и прогнозированию деятельности хозяйствующего субъекта.
В методологический аппарат исследования были применены элементы системного подхода, методы научной абстракции, математической статистики, а также другие прикладные инструменты бизнес анализа, охарактеризовавшие комплексное исследование вопросов финансового планирования на предприятии. В ходе исследования использовались монографии и публикации отечественных и зарубежных авторов по проблеме финансового планирования хозяйствующих субъектов.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования представленных методологических подходов на исследуемом предприятии в целях повышения эффективности финансовых ресурсов и улучшения финансового состояния предприятия путем совершенствования систем планирования и прогнозирования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе проведенного диссертационного исследования были рассмотрены теоретические основы планирования и прогнозирования деятельности экономического субъекта. Приведены определения понятий планирование и прогнозирование отечественных авторов, представлена уточненная авторская характеристика понятий планирование и прогнозирование, определены основные сходства и различия данных понятий.
С целью более детального изучения были приведены классификации исследуемых понятий. Также были рассмотрены основные программные продукты для автоматизации процесса бизнес-планирования и прогнозирования на предприятиях отечественного и зарубежного производства. Особое внимание было направлено на сравнительную характеристику программ по планированию и прогнозированию деятельности предприятия «Project Expert» и «Альт-Инвест».
С целью разработки стратегии финансового развития был проведен анализ определения интенсивности и выраженности конкурентных сил в отрасли по модели М. Портера и на основе анализа угроз и возможностей, сильных и слабых сторон сформирована SWOT - матрица по каждому из направлений деятельности исследуемой организации.
На основе проведенного анализа пяти конкурентных сил М. Портера и проведенного SWOT анализа был сформирован проект развития финансовой стратегии исследуемой компании на 5 лет. Основную концепцию стратегического развития можно кратко охарактеризовать следующим образом: «Опираясь на существующий безубыточный объем заказчиков и производства контрактной продукции выйти в новые сегменты рынка STM с увеличением доли в выручки до 40% с последующим созданием собственного бренда». С целью подтверждения сформированных на основе модели М. Портера и SWOT- анализа концепций развития стратегических инициатив был проведен анализ тренда по доходам компании «Х» в направлении контрактного производства косметики и перспективного направления STM.
Исследуя результаты анализа тренда по каждому направлению деятельности компании, была подтверждена целесообразность развитии стратегии, составленная по представленной ранее методике в области увеличения доли направления STM в общей структуре продаж как на 2016 г., так и на долгосрочную перспективу.
С целью определения совершенствований технологий бюджетирования были определены основные направления, которые в случае комплексного применения будут способствовать оптимизации системы планирования. На исследуемом предприятии при использовании в текущем планировании это приведет к своевременной реализации стратегических целей компании.
Исследуя особенности разработки системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование доходов организаций, были определены цели, задачи и этапы внедрения системы ключевых показателей в планирование и прогнозирование хозяйствующего субъекта, а также идентифицированы основные элементы синергии от интеграции систем бюджетирования и KPI. Для систематизации показателей KPI по доходам объекта исследования в работе были отражены основные методики расчета ключевых показателей с учетом их распределения по центрам финансовой ответственности.
В ходе проведения анализа моделирования расходных показателей деятельности организации была представлена систематизация методологии прогнозирования и планирования затрат, а также проведен структурно динамический анализ по данным бухгалтерской отчетности за предыдущие периоды. С целью формирования прогнозных показателей расходов на 2016 г. по статьям «себестоимость» и «коммерческие расходы» был проведен анализ тренда по контрактному производству и перспективному направлению STM. Для определения влияния на прибыль возможного увеличения доли выручки по направлению STM до 40% в соответствии с предложенной стратегией был проведен имитационный эксперимент. С целью более детального представления об эффективности операционной деятельности компании был проведен анализ рентабельности по показателям валовой выручки и прибыли от продаж по направлению «контрактное производство», «STM» и в целом по предприятию. Исходя из проведенных ранее расчетов по анализу тренда и имитационному моделированию был сформирован плановый бюджет доходов и расходов с применением индикативных ключевых показателей эффективности.
На основе данных проведенного исследования можно рекомендовать применение бюджета доходов и расходов сформированного на базе магистерской диссертации в качестве альтернативного. В случае сохранения тенденции и отсутствия значительных отклонений по предложенному варианту целесообразно рассмотреть возможность применения методики рассмотренной в магистерской диссертации на 2017-2020 г.
Исследуя направления совершенствование системы ключевых показателей, характеризующих финансовое планирование расходов организации, была предложена авторская модель распределения показателей KPI по центрам финансовой ответственности, результатом которой является выход на формирование бюджетов по системе стратегического управления Balanced Scorecard (BSC). Также, на основании ранее сформированных стратегических целях рассмотрен алгоритм определения ЦФО и определены численные значения KPI исследуемого предприятия.
В ходе определения комплексной оценки результативности и контроля системы финансового планирования деятельности организации была представлена последовательность оценки результативности внутрифирменного планирования, а также схема взаимосвязи финансового планирования и контроля.
На основании рассмотренных теоретических аспектов планирования и прогнозирования, а также проведенного исследования по планированию и прогнозированию показателей расходов и доходов можно рекомендовать использование представленных методик бизнес анализа в систему планирования и прогнозирования исследуемой компании и других организаций данной отрасли.


1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016);
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2016, с изм. от 13.04.2016);
3. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06 декабря 2011 г. № 402- ФЗ (ред. от 23.05.2016);
4. Федеральный закон от 24.07.2007г. №209-ФЗ «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации» ред от 23.06.2016 N 222-ФЗ, от 03.07.2016 N 265-ФЗ)
5. Федеральный закон от 27.07.2010г. №208-ФЗ
«О консолидированной финансовой отчетности» (ред. от от 03.07.2016 N 262-ФЗ)
6. Алиев, В.С. Бизнес-планирование с использованием программы Project Expert (полный курс): Учебное пособие / В.С. Алиев. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 352 с.
7. Аббакумов, В. Бизнес-анализ информации. Статистические методы: учебник / В. Аббакумов, Т. Лезина. — М.: Экономика, 2009. — 374 с.
8. Баканов М.И. Теория экономического анализа/М.И. Баканов — М.:
Финансы и статистика, 2011. - 416 с.
9. Баринов, В.А. Бизнес-планирование: Учебное пособие / В.А. Баринов. - М.: Форум, 2013. - 256 с.
10. Барков, С.А. Бизнес в литературе: социологический анализ / С.А. Барков, В.И. Зубков. — М.: Академический проект, 2014. — 253 с.
11. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 260 с.
12. Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2013. - 232 с.
13. Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 411 с.
14. Виноградова, М.В. Организация и планирование деятельности предприятий сервиса: Учебное пособие для бакалавров / М.В. Виноградова, Н.В. Сорокина, Т.С. Жданова. - М.: Дашков и К, 2014. - 208 с.
15. Гермалович Н.А. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Н.А. Гермалович. — М: Финансы и статистика, 2011. - 346 с.
16. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / В.А. Горемыкин. - М.: Юрайт, 2013. - 696 с.
17. Грачев А.В. Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление [Текст] : учебно-практическое пособие / А.В. Грачев. - М. : Дело и сервис. - 2005. - 192 с.
18. Громова Н.Б. Методы исследования опера-ций в моделировании
организационно-экономических задач [Текст]: учебное пособие /
Н.Б. Громова, Э.В. Минько, В.И. Прохоров. - М.: МАИ. 2004. -240 с.
19. Донцова Л.В. Анализ финансовой отчетности: Практикум/ Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова. — M.: Издательство «Дело и Сервис», 2011. — 144 с
20. Дубровин, И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2013. - 432 с.
21. Евдовицкий Д.А., Коробейников Л.С., Сысоева Е.Ф. Практикум по инвестиционному анализу: учеб. пособие / Под ред. Д.А. Евдовицко-го. М.: Финансы и статистика, 2013. - 240 с.
22. Зеленин Д. Как внедрить систему ключевых показателей // Управляющий партнер ЗАО "ПиЭмТим" - 2012. - №2. - С. 5-6.
23. Казакова, Н.А. Экономический анализ в оценке бизнеса и управлении инвестиционной привлекательностью компании: Учеб. пособие / Н.А. Казакова. — М.: Финансы и статистика, 2014. — 240 с.
24. Камышанов П.И. Бухгалтерский финансовый анализ [Текст] / П.И. Камышанов. - М.: ОМЕГА-Л, 2005. - 288 с.
25. Карлберг, К. Бизнес-анализ с использованием Excel. 4-е изд. / К. Карлберг. — М.: Вильямс, 2016. — 576 с.
26. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев, О.Н. Волкова: Учебник. — M.: OOO «ТК Велби», 2010. - 424 с
27. Ковалевский С.С., Кульба В.В. Создание системы мониторинга реализации федеральных целевых программ. М.: СИНТЕГ, 2006, 148 с.
28. Колтынюк Б.А. Инвестиционные проекты: учебник. СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2012. - 422 с.
29. Крейнина М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле/М.Н. Крейнина. — М: Инфра-М, 2009. — 256 с
30. Либерман, И.А. Планирование на предприятии: Учебное пособие / И.А. Либерман. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2010. - 205 с
31. Линдгрен, М. Сценарное планирование. Связь между будущим и стратегией / М. Линдгрен. - М.: Олимп-Бизнес, 2009. - 256 с.
32. Лопарева, А.М. Бизнес-планирование: учебно-методический комплекс / А.М. Лопарева. - М.: Форум, 2011. - 176 с
33. Маленков Ю.А. Стратегический менеджмент: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012. - 224с
34. Марр Б. Ключевые показатели эффективности. 75 показателей, которые должен знать каждый менеджер / Марр Б. - Бином: Лаборотория знаний, 2013. - 344 с.
35. Масалова, О.Ю. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование (для бакалавров) / О.Ю. Масалова. - М.: КноРус, 2013. - 232 с.
36. Мельник М.В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие /М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. — М.: Форум: ИНФРА-М,
2008. — 192 с
37. Мельникова, Н.А. Медиапланирование: стратегическое и тактическое планирование рекламных кампаний / Н.А. Мельникова. - М.: Дашков и К, 2016. - 180 с.
38. Орлова, Е.Р. Бизнес-план: Методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. — М.: Омега-Л, 2013. — 168 с.
39. Первозванский А.А. Математические модели в управлении производством / А.А. Первозванский. - М.: Наука, 2005. - 246 с.
40. Подбельский, В.В. Индикативное планирование и проведение региональной политики / В.В. Подбельский. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 368 с.
41. Подъяблонская Л.М. Финансовая устойчивость и оценка несостоятельности предприятий /Л.М. Подъяблонская//Финансы. — 2010. — №12. — С. 18 — 20.
42. Родина Л.А Формирование модели информационного обеспечения управленческой деятельности [Текст] / Л.А. Родина. - СПб., 2007. - 224 с.
43. Сафронова В. М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе : учеб. для вузов / В. М. Сафронова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2010. - 240 с.
44. Стрелкова, Л.В. Внутрифирменное планирование: Учебное пособие / Л.В. Стрелкова, Ю.А. Макушева. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 367 с
45. Фляйшер, К. Стратегический и конкурентный анализ: Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе / К. Фляйшер, Б. Бенсуссан; Пер. с англ. Д.П. Конькова. — М.: БИНОМ. ЛЗ, 2012. — 541 с.
46. Чернов, В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / В.А. Чернов; Под ред. М.И. Баканов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 639 с.
47. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности: учебник / А.Д. Шеремет. — М.: ИНФРА-М, 2011. — 415 с.
48- Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учебник /А.Д. Шеремет. — М.: ИНФРА-М, 2011. - 456 с.
49. Ширшиков, Б.Ф. Организация, планирование и управление строительством. / Б.Ф. Ширшиков. - М.: АСВ, 2012. - 528 с.
50. Кирпиков А.Н. Лекционный материал «Анализ диагностики финансового состояния организации»
51. Электронные материалы сайта www.buh.ru
52. Электронные материалы сайта www.expert.ru
53. Электронные материалы сайта www.fd.ru
54. Электронные материалы сайта www.fmancialdirector.ru

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ