Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля
1.1 Сущностно-содержательная характеристика базовых понятий
исследования: добровольческая деятельность, организация добровольческой деятельности
1.2 Исторический анализ организации добровольческой деятельности студенческой молодежи
1.3 Воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля
Выводы по главе I 53
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля
2.1 Разработка авторского социально-творческого проекта »Я - ДоброТворец»
2.2 Организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»
2.3 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в рамках реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»
Выводы по главе II 100
Заключение 105
Список литературы 112
Приложение 127
Актуальность исследования. В век высоких, современных технологий мировые процессы глобализации и интеграции заставляют современного молодого человека уметь быстро адаптироваться к изменяющимся политическим, экономическим и социальным условиям, взаимодействуя с обществом в целом. На сегодняшний день, в максимально короткие исторические сроки, наблюдается смещение приоритетов в ценностных ориентациях у различных социальных групп общества и прежде всего у прогрессивной студенческой молодежи.
Студенчество - одно из многочисленных социальных групп, резко и остро ощущающих различные изменения, связанные с окружающей действительностью. На сегодняшний день, в рамках модернизации отечественного общего и профессионального образования происходит поиск средств и способов формирования социальной инициативности, мотивирующая молодежь на активное участие в общественно-полезной деятельности. Проблема рационального и полезного заполнения свободного времени студентов, являющихся в большей степени интеллектуальным ресурсом общества и занимающихся энергозатратным умственным трудом, культурными личностно-формирующими занятиями, приобретает особую значимость. Общество, удовлетворяя такого рода потребности молодежи, способствует реализации их собственной активности, творчества, приобретения опыта созидания, преобразования окружающей действительности, жизненно и профессионально самоопределиться. Все это возможно при включении молодого поколения в активную внеучебную деятельность, в том числе и в добровольческую.
Наличие, количество добровольческих движений - один из важных показателей духовного, нравственного уровня государства, нации, общества. Известно, что в европейских странах добровольчество на сегодняшний день - распространенное социальное явление. В России, добровольческая деятельность находится на стадии своего развития. Проблема внедрения данного явления в повседневную жизнь социума актуальна как ни когда. В связи с этим, крайне важно изучать и искать новые подходы развития отечественного добровольческого движения как части национальной идеи.
Степень изученности проблемы исследования. Анализ научных источников показал, что проблема организации добровольческой деятельности студенческой молодежи в той или иной мере рассматривалась многими учеными в различных областях наук.
В отечественной педагогике двадцатого века тщательно рассматривались вопросы формирования культуры досуга молодежи в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности (E.H. Медынский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.), проблемы формирования поведения студенческой молодежи (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Бочарова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, А.Н. Петровский, В.Я. Суртаев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Особое значение для нашего исследования имеют работы по формированию ценностных ориентиров личности таких ученых как:
A. А. Агамова, С.С.Бубновой, Ф.Е. Василюка, Ю.Р. Вишневского, М.С. Кагана, Е.Н. Кубарева, Т.В. Корниловой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.С. Яницкого и др.
Важное значение нравственных образований в процессе социализации молодежи отмечено в исследованиях российских философов Ю.А. Зубок, Ю.Е. Лясниковой и других, в том числе студенческой молодежи (П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин, М.С. Каган, В.Н. Кемеров, B. И. Толстых, В.Г. Федотова, и др.), где рассмотрены социальные аспекты культурной самоидентификации молодежи.
Вызывают интерес работы ряда ученых, посвященные развитию, воспитанию молодого поколения в рамках организации добровольческой деятельности и добровольчества (Г.П. Бодренкова, С.С.Гиль, Л.Е.Никитина, Т.Э.Петрова, О.В.Решетников и др.).
Вопросы влияния волонтерской деятельности на развитие гражданской и социальной активности молодежи рассматривались А.Б.Бархаевым, И.Н.Григорьевым, Л.Т.Коивисаровой, Т.А.Садчиковой, М.В.Шакуровой и др.
В ряде исследованиях ученых М.Г. Валитова, И.Ильинского, В.Кононова, Т.В.Таболина, Ю.А.Харина и др. прослеживается изучение проблемы социокультурной инициативы молодежи.
В свете рассматриваемой проблемы исследования интерес представляют работы, раскрывающие значительные перспективы утверждения добровольческой деятельности как действенной формы и практики социализации и воспитания студенческой молодежи (Е.С. Азарова, Л.Б. Болотова, Л.Л. Кудринская, Н.В. Маковей, О.В. Митрохина, В.В. Митрофаненко, Н.Л. Потапова, Н.В. Черепанова).
Проблемами добровольчества с позиций социальной психологии за рубежом занимаются Р.Доукифф, Д.Кенрис, Д.Майерс, С.Нейберт, М.Хьюстон, Р.Чалдини, В.Штребе и др. Ученые в своих исследованиях рассматривают данную проблему с позиций альтруистического труда. В России данной проблеме посвящены работы Р.Н.Азаровой, П.И.Бабочкина и др.
Значимость выбранного направления исследования, а также изучение опыта организации добровольческой деятельности подтверждается рядом противоречий, выявленных нами в результате теоретического анализа и изучения массовой практики добровольчества, которые фиксируются между:
- возрастающей значимостью добровольческого движения в современном обществе и недостаточной разработанностью его теоретических основ, практических разработок, научно обосновывающих пути и условия его дальнейшего развития;
- необходимостью развития добровольческого движения в современном обществе и недостаточной разработанностью научно методического обеспечения этого процесса;
- потребностью организации добровольческого недостаточном использовании потенциала творческой молодежи в социально-полезной деятельности.
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы эффективной организации добровольческой деятельности в сфере среднего профессионального художественного образования и определить тему диссертационного исследования: «Организация добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля».
Объект исследования: добровольческая деятельность студенческой молодежи.
Предмет исследования: процесс организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля.
Цель исследования: разработка, научно-теоретическое обоснование и оценка эффективности авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец».
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: организация добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля будет эффективной при реализации следующих организационно-педагогических условий:
- учет возрастных особенностей студенческой молодежи ссузов в процессе организации добровольческой деятельности;
- ориентированное вовлечение студенческой молодежи ссузов в социально-полезную деятельность;
- педагогическое сопровождение организации добровольческой деятельности студенческой молодежи ссузов.
Конструктивному достижению цели исследования способствует решение следующих задач:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику базовых
понятий исследования: добровольческая деятельность, организация добровольческой деятельности;
2. Представить исторический анализ организации добровольческой деятельности;
3. Раскрыть воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля;
4. Разработать авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец»;
5. Теоретически обосновать организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
6. Осуществить опытно-экспериментальную работу по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в рамках реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец» и обобщить ее результаты.
Методологической основой исследования явились:
- философские положения о человеке как высшей ценности общества, как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений к другим людям (Н.А.Бердяев, О.Г.Дробницкий, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов и др.);
- положения педагогики и психологии о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок, ценностных ориентаций, гуманистических ценностей (И.А.Зимняя, Е.П.Ильин, И.С.Кон, А.К.Маркова, Г.И.Щукина и др.);
- теория единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), основные положения психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и др.);
- идеи социального партнерства трех секторов гражданского общества в ходе организации добровольческой деятельности молодежи (Г.П. Бодренков, Т.П. Гаврилова, С.С. Гиль, Н.В. Дементьева, Л.У.Звонарева, Л.К.Иванов, В.А.Михеев, Л.Е.Никитина, С.В.Тетерский и др.);
- теория творческого развития и саморазвития: В.И.Андреев, К.Ю.Бабанский, В.В.Давыдов, В.С.Кузин, П.Н.Осипов, Л.М.Попов, Н.Ю.Посталюк, Д.Б.Эльконин, Б.П.Юсов и другие.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, основными из которых являются: методы теоретического анализа (сравнительно¬
сопоставительный, ретроспективный); констатирующие (изучение и обобщение материалов учебной, программной и нормативно-правовой документации, отечественного и зарубежного опыта добровольческой деятельности молодежи); прогностические (моделирование воспитательной системы); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, тестирование, диагностика, эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала).
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля проводилась на базе средних специальных учебных заведений художественного профиля г. Казани (Казанское театральное училище, Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева), в апробации проекта приняли участие 60 студентов.
Этапы исследования. Исследование проводилось последовательно в несколько этапов с октября 2014 по ноябрь 2016 гг.
Первый этап включал проведение теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, накопление эмпирического материала, анализ и обобщение опыта средних специальных учебных заведений художественного профиля; изучение отечественного и зарубежного опыта организации добровольческой деятельности, нравственного воспитания студентов ссуза.
На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец» и осуществлен анализ его эффективности; уточнялись, корректировались содержательно-методические стороны исследуемого процесса.
На третьем этапе была проведена систематизация, анализ и обобщение результатов исследования, осуществлялось оформление диссертационного исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- теоретически обоснована сущность и содержание добровольческой деятельности;
- уточнено определение ключевого понятия «организация добровольческой деятельности» в современном обществе;
- научно обоснован воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе с учащимися ссузов художественного профиля;
- определены организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
- теоретически обоснован и внедрен авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», ориентированный на включение студенческой молодежи ссузов в социально полезную деятельность.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы:
- в образовательном процессе среднего и высшего профессионального образования, в частности, ссузах художественного профиля;
- при разработке образовательных и воспитательных молодежных программ различных уровней;
- в деятельности добровольческих центров и центров социально-психологической адаптации и реабилитации молодежи;
- в деятельности образовательных организаций по подготовке, переподготовке и повышения квалификации руководителей молодежных объединений, преподавателей образовательных организаций и т.д.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
- понятийное обеспечение проблемы организации добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля;
- теоретическое обоснование воспитательного потенциала
добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля;
- организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
- авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», ориентированный на включение студенческой молодежи в социально полезную деятельность.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- обсуждения и публикации статей на конференциях различного уровня:
- Мутугуллина, Г.Р. Из опыта использования потенциала музыкального искусства в работе студенческих волонтерских центров / И.Ф.Камалова, Г.Р.Мутугуллина // искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы III Международной научно-практической конференции (Казань, 19 октября 2014 года). - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С. 238-242.
- Мутугуллина, Г.Р. Применение элементов менеджмента в работе молодежных добровольческих организаций / И.Ф.Камалова, Г.Р.Мутугуллина //Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года) / Отв. ред. З.М.Явгильдина, Н.В.Шириева. - Казань: Изд-во «Бриг», 2015. С.88-91.
- Мутугуллина, Г.Р. История развития волонтёрского движения в Европе // Музыкальное искусство и образование. Теория, методология, практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / И.Ф.Камалова, Г.Р.Мутугуллина. - Казань: Изд-во Казан.ун- та, 2016. - С. 235-239.
- Реализация социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»: сборник материалов V Межрегиональной научно-практической конференции «С чего начинается Родина?» (Киров, 26-27 марта 2016 г.) // - Киров: КОКМИ им. И.В.Казенина, 2016.
- прохождение стажировок:
- III Всероссийская научно-практическая конференция педагогов, аспирантов и студентов «Музыкальное образование в новой коммуникативной реальности: проблемы музыкального менеджмента» // Казань: КГК, 2015.
- участие в форумах, проектах:
- Всероссийский молодежный форум «Таврида - 2015», получение гранта на реализацию проекта «Я - ДоброТворец»;
- Всероссийский молодежный форум «Таврида - 2016», получение гранта на реализацию проекта «Я - ДоброТворец»;
- Петербургский международный молодежный форум - 2015, доклад в качестве эксперта на площадке «Студенчество»;
- Всероссийский форум добровольцев - 2015, г. Москва, участник делегации Республики Татарстан;
- Петербургский международный молодежный форум - 2016, г. Санкт- Петербург, доклад в качестве эксперта на площадке «Волонтерство»;
- Фестиваль возможностей «Вятка Future» - 2016, г. Киров, доклад в качестве эксперта на площадке «Добровольчество»;
- Конкурс молодых лидеров Республики Татарстан «Вверх» - 2016, г. Казань, презентация социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
- Стажировка в Министерстве труда занятости и социальной защиты
Республики Татарстан, 2016, г. Казань;
- организация добровольческих мероприятий социальной направленности:
- социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», для социально-незащищенных слоев населения.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов, заключения, списка литературы (152), приложений (9).
Представленное диссертационное исследование позволило определить актуальность проблемы организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля и подтвердить эффективность разработанного авторского социально-творческого проекта, ориентированного на включение студенческой молодежи в социально полезную деятельность, что позволило нам прийти к следующему заключению:
1. Для проведения теоретического анализа содержания базового понятия исследования «организация добровольческой деятельности», нами осмыслена сущность понятий «деятельность», «добровольческая деятельность», «волонтерство», «организация», «организация деятельности» и смысловые единицы, связанные с данными понятиями и помогающие раскрыть их сущность.
2. Дано определение ключевого понятия исследования «Организация добровольческой деятельности» - вовлечение в добровольную, социально-направленную и общественно-полезную деятельность молодых граждан, осуществляемое путем планирования, реализации, координации и контроля деятельности, с использованием определенных методов и принципов, без получения денежного или материального вознаграждения.
3. На сегодняшний день, в российском обществе добровольчество находится на стадии своего становления и развития и все больше охватывает различные слои общества. Как правило, оно носит краткосрочный и стихийный характер, перенимая опыт зарубежных проектов. Проблемы воспитания и обучения студенческой молодежи в нашей стране в значительной степени могут быть решены с помощью добровольческого движения, в котором органично соединены составляющие, необходимые для становления личности: свобода выбора, высокий нравственный порыв, погружение в культурный процесс, воспитание коммуникативности и толерантности.
4. Дана характеристика среднее специальным учебным заведениям художественного профиля, являющиеся не только важным звеном системы профессионального образования современного специалиста. Колледжи искусств готовят творческую интеллигенцию, которая призвана нести достижения народной культуры, профессионально - художественного творчества в широкие массы.
5. Был рассмотрен и изучен исторический опыт добровольчества (волонтерства) в разных странах мира. Представлено время возникновения и этапы развития добровольческого движения в России. Проведен сопоставительный анализ организации добровольческой деятельности в различных странах мира (приложение 1). Установлено, что развитие этого общественного явления в странах проходило по абсолютно разным путям своего становления. Наиболее успешный опыт организации добровольческого движения представлен в настоящее время в Германии и в США.
6. В исследовании отмечено, что в современном мире вовлечение молодежи в добровольческие организации служит показателем успешного развития государства, процессов социального и духовного воспроизводства общества, расширения воспитательных практик, направленных на формирование культуры социального участия и бескорыстной взаимопомощи, на развитие личности как полноценного субъекта социальной жизнедеятельности. Был сделан вывод, что развитие добровольческого движения в современной России находится на стадии становления и требует огромной поддержи со стороны государственных структур и общественности.
7. В исследовании выявлен воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля, который заключается в следующем:
- формирование системы жизненных ориентиров, укрепление общечеловеческих, нравственных ценностей, расширение пространства смыслового поиска личности;
- возможность самоактуализации, самореализации, личностного роста личности, раскрытия уникальных способностей, приобщение к самостоятельной трудовой деятельности;
- осознание социальной значимости своей деятельности, взаимодействие, самоопределение в коллективе, умение брать на себя ответственность;
- развитие коммуникативной компетентности (умение общаться, сотрудничать, вести диалог, убеждать, понимать других, преодолевать конфликты, умение работать в группе и с группой);
- развитие организационных способностей, лидерских качеств);
- развитие способности плодотворного воздействия на окружающих через внутреннее саморазвитие, опыт гуманного социального взаимодействия;
- возможность личности выразить свою гражданскую позицию.
8. Приобщение студенческой молодежи в активной добровольческой деятельности требует особенного методологического подхода к организации данного процесса. В рамках исследования подробно рассмотрено понятие «проект», определены виды и типы проектов, дано определение понятия «социальный проект», методы планирования и реализации социальных проектов, что позволило детально проработать авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец».
9. Представлен авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», целью которого стало создание единой платформы (электронной базы данных), содержащей информацию о социально-активной, творческой молодежи (не менее 120 человек) и учреждений социального обслуживания населения (не менее 6 детских домов, реабилитационные центры и дома-интернаты для престарелых Республики Татарстан), для
реализации творческого потенциала студенческой молодежи РТ, путем проведения социально-культурных мероприятий на безвозмездной, добровольческой основе.
10. Для успешной апробации разработанного проекта организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в исследовании были определены следующие организационно-педагогические условия:
- учет возрастных особенностей студенческой молодежи ссузов в процессе организации добровольческой деятельности;
- ориентированное вовлечение студенческой молодежи ссузов в социально-полезную деятельность;
- педагогическое сопровождение организации добровольческой деятельности студенческой молодежи ссузов.
11. Опытно-экспериментальная работа по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в рамках реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец» была реализована в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
12. В процессе экспериментальной работы были использованы диагностики в виде анкет и тестов. Для определения сформированности установок, мотивов, интереса к добровольчеству; стремления, потребности и участия в социально-полезной деятельности студентов ссузов художественного профиля была использована диагностика (тест) разработанная коллективом сотрудников Сочинского государственного университета для диагностирования мотивации добровольцев (волонтеров) на Олимпийских играх 2014 г.
13. Для определения уровня сформированности эмоциональной сферы студентов, способности к эмоциональной реакции на понимание человека; нравственного идеала, нравственных установок личности; способности осуществлять выбор соответствующего стиля поведения в жизненных ситуациях была использована методика «Незаконченные предложения» М.Рокича.
14. В качестве диагностической методики способности к сопереживанию эмпатии был взят тест-опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.
15. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что у студентов КГ (14 %) и ЭГ (23 %) уровень сформированности к добровольческой деятельности определен как не высокий.
16. Результаты констатирующего этапа послужили основанием организовать формирующий этап опытно-экспериментальной работы, основной целью которого явилось повышение уровня сформированности к добровольческой деятельности студентов ссузов по всем показателям и компонентам.
17. В процессе формирующего этапа эксперимента решались следующие задачи:
- укрепление общечеловеческих, нравственных ценностей;
- возможность самоактуализации, самореализации, личностного роста личности, раскрытия уникальных способностей, приобщение к самостоятельной трудовой деятельности;
- осознание социальной значимости своей деятельности, взаимодействие, умение брать на себя ответственность;
- развитие коммуникативной компетентности (умение общаться, сотрудничать, вести диалог, убеждать, понимать других, преодолевать конфликты, умение работать в группе и с группой);
- развитие организационных способностей, лидерских качеств;
- развитие способности плодотворного воздействия на окружающих через внутреннее саморазвитие, опыт гуманного социального взаимодействия;
- возможность выразить свою гражданскую позицию.
18. Для решения выдвинутых задач, повышения уровня сформированности студенческой молодежи к добровольческой деятельности способствовала реализация социально-творческого проекта «Я- ДоброТворец» направленный на объединение талантливой и неравнодушной молодежи Республики Татарстан. Проект, подробно рассмотренный в параграфе 2.1 исследования, является платформой для реализации социальных инициатив, творческого потенциала талантливой молодежи. Главной особенностью проекта является создание электронной базы творческой молодежи и учреждений социального обслуживания населения, с целью их взаимодействия.
19. Цель контрольного эксперимента заключалась в выявление уровня сформированности студенческой молодежи к добровольческой деятельности в КГ и ЭГ после организации формирующего эксперимента. Для реализации данной цели была использованы аналогичные констатирующему эксперименту диагностик.
20. Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что в ЭГ (70%) уровень сформированности к добровольческой деятельности значительно повысился, однако у большинства студентов КГ (60%) он остался без изменений.
21. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность положений выдвинутой гипотезы, эффективность разработанного проекта «Я - ДоброТворец», базирующейся на идее использования воспитательного потенциала добровольчества в процессе организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля, что проявилась в следующих показателях:
- сформированность системы жизненных ориентиров, укрепление общечеловеческих, нравственных ценностей, расширение пространства смыслового поиска личности;
- самоактуализация, самореализация, личностного рост личности, раскрытие уникальных способностей, приобщение к самостоятельной трудовой деятельности;
- осознание социальной значимости своей деятельности, взаимодействие, самоопределение в коллективе, умение брать на себя ответственность;
- развитие коммуникативной компетентности (умение общаться, сотрудничать, вести диалог, убеждать, понимать других, преодолевать конфликты, умение работать в группе и с группой);
- развитие организационных способностей, лидерских качеств);
- развитие способности плодотворного воздействия на окружающих через внутреннее саморазвитие, опыт гуманного социального взаимодействия;
- возможность личности выразить свою гражданскую позицию.
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни /
К.А.Абдульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.
2. Автономов, А.С. Оценка в социальном проектировании / А.С.Автономов // Методическое пособие. М.: Национальная Ассоциация благотворительных организаций, 2010. - 150 с.
3. Азарова, Е.С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности : дис. ... канд. псих.наук / Е.С.Азарова. - Кемерово, 2008. - 25 с.
4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И.Андреев. - Казань. Изд. КГУ, 1988. - 238 с.
5. Анищенко, В.А. Педагогические условия управления творческой инновационной деятельностью многопрофильного колледжа : автореф. дис. ... канд. психол. наук / В.А.Анищенко. — Оренбург, 2001. - 34 с.
6. Антонюк, Г. А. Социальное проектирование (некоторые методологические аспекты) / Г.А.Антонюк. - Минск, 1978. - 267 с.
7. Афонина, Е.А. Развитие нравственного потенциала будущего педагога средствами естественнонаучных дисциплин : дис. . канд. пед. наук / Е.А. Афонина. - Казань, 2006. - 198 с.
8. Бадя, Л.В. Благотворительность и меценатство в России / Л.В.Бадя // Краткий исторический очерк. - М.: Изд-во АСОПиР, 1993. - 67 с.
9. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе : монография / П.И.Бабочкин. - М,2000. - 175 с.
10. Баланян, М.Н. Социокультурный потенциал волонтерского движения современной студенческой молодежи : дис. . канд. соц. наук / М.Н. Баланян. - Майкоп, 2015. - 148 с.
11. Бараненко, С.П. Инновационный менеджмент / С.П.Бараненко. - М. 2010. - 288 с.
12. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность. Монография / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 310 с.
13. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М.Бим-Бад. — М.: Большая рос.энцикл., 2002. - 528 с.
14. Благотворительность в России. Социальные и исторические исследования / под ред. О. Лейкинда. - СПб.: Лики России, 2007. - 505 с.
15. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М.И.Бобнева. — М.: Наука, 1978. — 311 с.
16. Богданова, Е.В. Воспитательный потенциал волонтерской деятельности / Е.В.Богданова // Волонтёр. Всероссийский научно¬практический журнал. - 2014. - №1(9). - 103 с.
17. Богданова, Е.В. Теория и практика организации волонтерской деятельности студентов : монография / Е.В.Богданова. - Новосибирск: Изд- во ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2013. - 278 с.
18. Богданова, Е.В. Педагогические условия организации волонтерской деятельности студентов педагогического вуза / Е.В.Богданова // Сибирский педагогический журнал, ФГБОУ ВПО «НГПУ». - Новосибирск: Изд-во ФГБОУ ВПО «НГПУ», 2013. - Т. 1. - 205 с.
19. Бодренкова, Г.П. Люди помогают людям: Книга о
добровольчестве / Г.П.Бодренкова. - М.: Моск. дом милосердия, 2001. - 42 с.
20. Бодренкова, Г.П. Системное развитие молодежного
добровольчества в контексте пропаганды здорового образа жизни : методические рекомендации / Г.П.Бодренкова. - М, 2011. - 78 с.
21. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблема формирования личности / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. - М. : Международная психологическая академия, 1995. - 212 с.
22. Бунакова, Т.А. Педагогические условия формирования социально значимых качеств личности студентов в процессе межкультурной коммуникации: дис. ... канд. пед. наук / Т.А.Бунакова. - Кострома, 2006. - 173 с.
23. Вакуленко, О.В. Формирование социально значимых качеств личности студентов в процессе волонтёрской деятельности: Монография / О. В. Вакуленко. - Шадринск : ШГПИ, 2001. - 263 с.
24. Волонтерская работа: культурно-просветительские акции. — Тверь: Синодальный отдел по делам молодежи Московского Патриархата; Тверское региональное отделение общественной организации «Православная молодежь», 2014. - 94 с.
25. Гегель, Г. Лекции об эстетике. Кн. 3 / / Сочинения. В 14 т. Т.14. / Г. Гегель. - М. : Изд-во соц.-экон. лит., 1958. - 440 с.
26. Гиль, С.С. Методологические проблемы формирования новой педагогической инфраструктуры для трудового обучения и воспитания молодежи / С.С.Гиль // Вестник БФУ им. Канта, 2012. № 11. - 93 с.
27. Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю.Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 245 с.
28. Городецкая, И.Е. Добровольческое движение в США / И.Е. Городецкая // Мировая экономика и международные отношения. - 2001. - №1. - 144 с.
29. Гостева, А.Б. Стили организационного поведения среди волонтеров: кейс Самары / А.Б. Гостева, Е.В. Богомолова // Человек. Сообщество. Управление. - 2014. - № 2. - 137 с.
30. Гуревич, П. С. Проблема целостности человека / П.С. Гуревич. - М., 2004. - 178 с.
31. Гутман, Е.В. Социально-педагогическое сопровождение профессионального становления специалиста в негосударственном вузе : автореф. дис. ... канд. псих. наук / Е.В.Гутман. - М., 2013. — 36 с.
32. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4¬х тт. Т. третий / В.И.Даль. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 608 с. С. 482.
33. Даричева, Е.Н. Традиции художественного образования в подготовке специалистов в профильных ССУЗ: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Н.Даричева. - Казань, 2001. - 26 с.
34. Дубинский, В.И Теория и практика социально-педагогической работы с учащейся молодежью в условиях современной России: автореф. дис. ... д-ра. пед. наук / В.И.Дубинский.- М., 2000. - 31 с.
35. Дьячек, Т.П. Дидактическая система формирования готовности к исследовательской деятельности будущих социальных работников: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.П.Дъячек. - Тамбов, 2002. - 23 с.
36. Дьячек, Т.П. Подготовка социальных работников
к исследовательской деятельности: теория и практика / Т.П.Дъячек. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2002. - 105 с.
37. Ерасов, Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений / Б.С.Ерасов.- М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с.
38. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф.Ефремова. - М.: Русский язык, 2000. - 356 с.
39. Загвязинский, В.И., Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И.Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 182 с.
40. Загвязинский, В.И. Теория обучения: Современная
интерпретация / В.И.Загвязинский. - М.: Издательский центр «Академия»,2001. - 181 с.
41. Зубок, Ю.А. Молодые специалисты: проблема подготовки и положение на рынке труда / Ю.А.Зубок, В.И.Чупров // Социологические исследования. - 2015. № 5. - 178 с.
42. Иванова, А.С. Добровольческий труд: сущность, функции, специфика / А.С.Иванова, Л.А.Кудринская // Социологические исследования.- 2006. - 152 с.
43. Ионин, Л. Г. Социология культуры: учеб. пособие для вузов / Л. Г. Ионин // Гос. ун-т — Высшая школа экономики. —4-е изд., перераб. и доп.
— М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. — 427 с.
44. Ильичев, Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л.Ф.Ильичёв. - М.: Сов. Энциклопедия, 2010. — 840 с.
45. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб. : ТООТК Петрополис, 1997. - 205 с.
46. Камалова, И.Ф. Развитие нравственных ценностных ориентаций студентов вуза средствами музыкального искусства: дис. ... канд. пед. наук / И.Ф.Камалова. - Казань, 2009. - 249 с.
47. Кашенева, Р.А. Формирование профессионально-творческой активности будущих специалистов музыкально-эстетического профиля в ссузе: автореф. дис. ... на соис.уч.ст.канд. пед.наук / Р.А.Кашенева. - М, 2007. - 53 с.
48. Кемеров, В.Е. Социальная философия / В.Е.Кемеров.- М, 2004. - 314 с.
49. Кирш, Д.В. Организационно-педагогические условия
социализации личности в деятельности молодежных общественных организаций: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д.В.Кирш. - Тамбов, 2002. - 28 с.
50. Коджаспирова, Г.М. Словарь по педагогике /
Г.М.Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М., Ростов-на-Дону:
Издательский центр «МарТ», 2005. - 448 с.
51. Коган, Л.Н. Социальное проектирование: его специфика, функции, проблемы / Л.Н. Коган, С.Г. Панова // Проблемы социального прогнозирования. - Вып. VI. - Красноярск, 1980. - 87 с.
52. Комаров, Е.И. Менеджмент социальной работы / Е.И. Комаров, А.И.Войтенко. - М.: ВЛАДОС; Изд-во МГСУ «Союз», 2001. - 243 с.
53. Комарова, Е.К. Психологические особенности самопознания у старшеклассников : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Е.К.Комарова. — М., 1987. - 21 с.
54. Краткий словарь гражданского общества / сост. Микко Лагерспетц. - Талинн: Союз некоммерческих объединений и фондов Эстонии, 2007. - 120 с.
55. Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие / В.И. Курбатов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. - 416 с.
56. Лагутин, А. О. Волонтёрские центры день за днем / А.О.Лагутин, А.С. Печелиев // Волонтёр. Всероссийский научно-практический журнал. - 2013, №3(4) - 100 с.
57. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 483 с.
58. Линович, М. В. Внедрение образовательной практики Обучение через волонтёрство в систему академического образования в России / М.В.Линович // Волонтёр. Всероссийский научно-практический журнал. - 2012, № 1-2. - 96 с.
59. Личко, А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков и опыт его практического применения / А.Е.Личко, М.Я.Иванов. — М.: «Фолиум», 1995. - 64 с.
60. Луков, В. А. Социальное проектирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / В.А. Луков. - М.: Изд-во Флинта, 2010. - 256 с.
61. Лясников, Н.В., Социально-экономические условия
формирования духовной культуры студенческой молодежи(социологический аспект). Учебное пособие / Н.В.Лясников. - М.: Издательство ВНИИФК, 2003. - 210 с.
62. Маковей, Н.В. Педагогические условия подготовки студентов вузов к волонтерской деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Н.В.Маковей. - Благовещенск, 2006. - 171 с.
63. Мардахаев, JI.B. Социальная педагогика / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2005. - 269 с.
64. Мардахаев, Л.В. Социально-педагогическое сопровождение и поддержка человека в жизненной ситуации / Л.В.Мардахаев // Педагогическое образование и наука. - М, 2010, № 6. - 112 с.
65. Мартынова, М.Д. Развитие лидерства и социальной активности молодежи в системе высшего образования как основание для формирования управленческих качеств будущих специалистов / М.Д.Мартынова // Университетское управление практика и анализ. - М, 2003. - № 5-6. - 133 с.
66. Маслоу, А. Психология бытия / А. Маслоу. - М.; Киев : Рефл.- Бук: Ваклер, 1997. - 304 с.
67. Медведева, Е.С. Участие в волонтерском движении как фактор профессионального становления будущего специалиста / Е.С.Медведева // Вестник Восточно-Сибирской открытой академии. - М, 2013. - № 11. - 205 с.
68. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х.Мескон, М.Альберт. - М.: Дело, 1998. - 672 с.
69. Миславский, Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте / Ю.А.Миславский. - М.,1991. - 152 с.
70. Митрохина, О. В. Подготовка несовершеннолетних к
волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди сверстников: автореф. дис. ... на соис.уч.ст.канд. пед.наук / О.В.Митрохина. - М.: Изд-во Академия повышения квалификации по переподготовке работников образования, 2004. - 36 с.
71. Моисейчева, М.А. Виды волонтерства / М.А.Моисейчева // BiZ-Bote, № 4. - М.: АНО «Брайтенарбайт», 2011. - 36 с.
72. Молодежное движение в России в документах (1905-1938 гг.). - М.: ЮМП Пресс, 1999. - 124 с.
73. Морозова, И.Г. Организационно - педагогические условия реализации проектов обучения иностранных студентов с применением дистанционных образовательных технологий : автореф. дис. ... на соис.уч.ст.канд. пед.наук / И.Г.Морозова. - Казань, 2014. - 24 с.
74. Мухаметзянова, Ф.Ш. Региональная система подготовки
специалистов социальной сферы (на примере республики Татарстан): автореф. дисс. ... канд. пед.наук / Ф.Ш.Мухаметзянова. - Ижевск, 2002. - 35 с.
75. Мухаметзянова, Г.В. Подготовка специалиста социальной сферы: региональный аспект. / Г.В.Мухаметзянова, Ф.Ш.Мухаметзянова. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2004. - 254 с.
76. Никитина, Л.Е. Воспитание как технология общественного развития / Л.Е.Никитина // Воспитание школьников : теоретический и научно-методический журнал. - М, 2011. - №1. - 80 с.
77. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. - М.: Азбуковник,1997. - 944 с.
78. Педагогическая поддержка ребенка в образовании : учеб. пособие для студ. высш. уч. завед. / под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 576 с.
79. Певная, М. В. Социологический анализ нормативно-правового регулирования волонтерства в США и России / М. В. Певная, А. А. Кузьминчук // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. — 2014. — № 2 (126). — 216 с.
80. Перцовский, А. Н. Особенности подготовки волонтеров для работы в учреждениях соцзащиты. / А.Н.Перцовский // Работник социальной службы. - 2004. - №5. - 167 с.
81. Петрова, Т.Э. Социология студенчества в России. Этапы и закономерности становления / Т.Э. Петрова. - С-П., 2000, 244 с.
82. Полякова, Л.В. Социальная помощь на основе национального движения «Эйдж Консерн» /Л.В.Полякова // Социальная работа. 2002. - № 4. - 63 с.
83. Платонова, Н.М. Основы педагогического менеджмента в социальном образовании: автореф. дис. ... д-ра пед.наук / Н.М.Платонова. - С-П, 2001. - 48 с.
84. Постановление Правительства Республики Татарстан от 5 октября 2012 года N 830 «О поддержке добровольческого движения в Республике Татарстан».
85. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 №2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации до 2025 года».
86. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: пер. с англ. / К. Роджерс. - М. : Прогресс, 1994. - 480 с.
87. Решетников, О.Н. Исследование мотивационной готовности молодежи к добровольческому служению / О.Н.Решетников // Развитие добровольческого служения российской молодежи. - М.: Издательство РГСУ, 2008. - 108 с.
88. Рыжковская, Т.Л. Основы психологии и педагогики / Т.Л.Рыжковская, Н.А.Лобан. - Минск.: Изд-во МИУ, 2010. - 589 с.
89. Свинарева, О.В. Интерпретация понятия «педагогическое сопровождение» в современной науке / О.В.Свинарева // Инновации в науке : сб. ст. по матер. XL междунар. науч.-практ. конф. - 2014. - № 12(37). - 238 с.
90. Семигин, Г.Ю. Социальное партнерство в современном мире / Г.Ю.Семигин. - М.: IV Мысль, 1996. - 348 с.
91. Сикорская, Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой
деятельности в социализации студенческой молодежи : дис. ... канд.
пед.наук / Л.Е.Сикорская. - М, 2011. - 421 с.
92. Сикорская, Л.Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи / Л.Е.Сикорская // Знание. Понимание. Умение. -2011. — №2. - 154 с.
93. Словарь терминов по социальной статистике — под ред. Р.М.Уолтерс. - М. : Весь мир, 1998. - 356 с.
94. Современный психоанализ, Т. 1. Теория : пер. с англ. /общ. ред.
A. В.Казанской. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Литера»,
Издательство Агентства «Яхтсмен», 1996. — 576 с.
95. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А.Грицанов,
B. Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. - 312 с.
96. Спиркин, А.Г. Словарь иностранных слов / А.Г. Спиркин, Р.С. Карпинский. - М.: Рус. яз., 1983. - 608 с.
97. Стёпин, В.С Новая философская энциклопедия / В.С.Стёпин. - М.: Мысль, 2001. - М.: Мысль. 2001. - 438 с.
98. Тутушкина, М.К. Практическая психология для менеджеров / М.К.Тутушкиной. - М. : Филинъ, 1996. - 368 с.
99. Трегубова, Т.М. Волонтерское движение в колледжах США / Т.М.Трегубова // Сред. проф. Образование.- М, 2001. - № 10. - 98 с.
100. Управление человеческими ресурсами НКО: курс лекций.
Школы управления НКО. Кн. II / под ред. Центра поддержки НКО. - М,
2002. - 62 с.
101. Ушаков, Д.Н. Толковый словарь русского языка / Д.Н.Ушаков.- М.: Астрель, 2000. - 589 с.
102. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О
благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
103. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями от 17 мая 1997 г., 19 июля 1998 г.).
104. Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329 - ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
105. Федотова, В.Г. Хорошее общество / В.Г.Федотова. — М.: Прогресс Традиция, 2005. — 544 с.
106. Философский энциклопедический словарь / гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.
107. Фокин, В.А. Нам есть чему учиться у американских коллег / В.А.Фокин // Социальная работа. 2003. - № 1. - 63 с.
108. Холостова, Е. И. Словарь-справочник по социальной работе / Е.И.Холостова. - М.: Юристъ, 1997. - 168 с.
109. Хухлин, А.В. Добровольчество как вид благотворительности / А.В. Хухлин // Социальная работа. - 2003. - № 4. - 63 с.
110. Цыгановская, М.В. Организация наставничества и волонтерства в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Методические рекомендации / М.В. Цыгановская. - Ханты-Мансийск, 2012г.
- 43 с.
111. Широбоков, В.Н. Развитие мотивации молодежи как этап организации волонтерской деятельности / В.Н.Широбоков // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 1-2.
- 131 с.
112. Энциклопедический словарь / изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. - СПб.: Акц. общ. Брокгауз - Ефрон, 1904. - Т. 81. - 146 с.
113. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М., 1996. - 231 с.
114. Эриксон, Э. Г. Молодой Лютер. Психоаналитическое
историческое исследование : пер. с англ. / Э.Г. Эриксон. — М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. — 560 с.
115. Юдина, Т.А. Наставничество как условие подготовки волонтеров к работе в социальных учреждениях / Т.А.Юдина, В.А.Бурляев, Ж.Р.Кумратова, Т.А.Надеева, М.Н.Баланян // Известие Сочинского государственного университета. - Сочи, 2013. - №1-1(23). - 178 с.
116. Якунин, В.А. Психология учебной деятельности студентов / В.А. Якунин. - М., 1994. - 145 с.
117. Яницкий, О.Н. Современные войны: взгляд социолога / О.Н.Яницкий // Социологические исследования. - 2015. - № 5. - 177 с.
Интернет-источники
118. Александрова, Е.А. Виды педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://isiksp.ru/library/aleksandrova_ea/aleks-000001.html (Дата обращения 18.03.2016)
119. Бидерман, К. Координация работы добровольцев и менеджмент волонтерских программ в Великобритании. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.db.ngo.ru.httsearch.rambler.ru(Дата обращения 3.08.2016)
120. Виды социальных проектов. [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://sites.google.com/site/urls10950/23-osobennosti-provedenia-
ekspertnogo-oprosa (Дата обращения 24.05.2016)
121. Возрастные особенности. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://elabuga-shcool8.narod.ru/vozrast.html(Дата обращения 25.10.2016)
122. В России резко возросло число волонтеров. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dni.ru/society/2016/7/19/342738.html(Дата обращения 21.07.2016)
123. Гайдукова, И.Б. «Виды социального творчества». [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZvidy-sotsialnogo-
tvorchestva (Дата обращения 25.06.2016)
124. Детские и молодежные социальные инициативы/ ДИМСИ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://childpsy.ru(Дата обращения 16.10.2016)
125. Деятельность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org(Дата обращения 18.09.2016)
126. Добровольцы: Как их найти. Как их удержать. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://db.ngo.ru/vlib.nfs/by
AuthorlOpenView&Collapse View (Дата обращения 8.10.2016)
127. Добровольческая деятельность (волонтерство). [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru(Дата обращения
15.02.2016)
128. Жизненный цикл проектной задачи. [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://projectimo.ru/upravlenie-proektami/zhiznennyj-cikl-
proekta.html (Дата обращения 14.09.2016)
129. Жизненный цикл социального проекта. Электронный ресурс]. Режим
доступа: http: //studme.org/39668/menedzhment/zhiznennyy_tsikl_sotsialnogo_pro ekta#524 (Дата обращения 26.04.2016)
130. Исакова, Е.К. К определению понятия педагогическое
сопровождение. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.rusnauka.com/9_NND_2012/Pedagogica/2_105510.doc.htm (Дата обращения 30.10.2016)
131. История волонтёрского движения в мире // Волонтером на остров
Валаам. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://volonter.valaam.ru/ru/volunteering.htm(Дата обращения 12.06.2016)
132. Категории и виды колледжей и техникумов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://edugid.ru/poleznie-statii/225-kategorii-i-vidy- kollegej-i-tehnikumov(Дата обращения 30.06.2016)
133. Кодекс волонтёра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/5373018/(Дата обращения 10.03.2016)
134. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru(Дата обращения 11.09.2016)
135. Медведева, Е.С. Словарь терминов по теории социальной работы.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://voluntary.ru/termin/volonterstvo.html(Дата обращения 8.10.2016)
136. Международная конференция «Добровольчество: проблемы, опыт, перспективы» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://uralsocinform.ru/files/2011/11/Sbornik-konferencia(Дата обращения 16.09.2016)
137. Мозаика российского добровольчества. Факты, ресурсы и мнения сост. Н.Ю. Слабжанин [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://bb.lfond.spb.ru/j thors.php?mode=more&id=l (Дата обращения 3.05.2016)
138. Организация внеурочной деятельности в начальной школе 24 марта 2010 года Чуп Ольга Валерьевна, зав. кафедрой педагогики и дополнительного образования ККИДППО. - презентация. [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/1122142/ (Дата
обращения 26.09.2016)
139. Оценка эффективности социальных программ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diplomba.ru/work/28501(Дата обращения 13.04.2016)
140. Понятие организации деятельности. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://infomanagement.ru/lekciya/Ponyatie_organizacii_deyatelnosti (Дата обращения 20.09.2016)
141. Под парусом добровольчества. Добровольческие инициативы в НК / сост. Я. Дружинина [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.db.ngo.ru (Дата обращения 28.08.2016)
142. Понятие функций государства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/funkcii-gosudarstva.html(Дата обращения 1.11.2016)
143. Портал социально ориентированных некоммерческих организаций Москвы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://go.mos.ru/muscovite/base/1617/?tab=bases(Дата обращения 15.08.2016)
144. Право и обществознание. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.calc.ru/Obshcheniye-Kak-Vid-Deyatelnosti-Cheloveka.html (Дата
обращения 23.03.2016)
145. Психологические особенности юношеского возраста. Юность как возрастной этап психического развития. [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://www.psinside.ru/ndos-566-1.html (Дата обращения 15.09.2016)
146. Современная энциклопедия. 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.biometrica.tomsk. ru (Дата обращения 10.04.2016)
147. Социальное творчество (социально преобразующая
добровольческая деятельность). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://studopedia.org/6-102618.html(Дата обращения 18.02.2016)
148. Средние специальные учебные заведения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:ZZru.wikipedia.org/wiki(Дата обращения 23.05.2016)
149. FSJ или добровольный социальный год в Германии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://germanblog.ru/lubopitno/fsj-ili- dobrovolniy-socialniy-god-v-germanii(Дата обращения 18.03.2016)
150. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:ZZkursak.net/osnovnye-idei-i-ponyatiya-neobxodimye-dlya-organizacii- volonterskoj-dobrovolcheskoj-deyatelnosti/(Дата обращения 23.05.2016)
151. Финансовый словарь проекта «Финам», проект
www.finam.ru/dictionary [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http:ZZvocable.ru/slovari/finansovyi-slovar-proekta-finam-proekt-www-finam- ru/dictionary.html (Дата обращения 10.09.2016)
Зарубежные источники
152. Hustinx, Lammertyn, 2003; Beck, Beck-Gernsheim, 2002; Eckstein, 2001; Beck, 2001