ОРГАНИЗАЦИЯ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ССУЗОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля
1.1 Сущностно-содержательная характеристика базовых понятий
исследования: добровольческая деятельность, организация добровольческой деятельности
1.2 Исторический анализ организации добровольческой деятельности студенческой молодежи
1.3 Воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля
Выводы по главе I 53
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля
2.1 Разработка авторского социально-творческого проекта »Я - ДоброТворец»
2.2 Организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»
2.3 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в рамках реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»
Выводы по главе II 100
Заключение 105
Список литературы 112
Приложение 127
Глава I. Теоретические аспекты организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля
1.1 Сущностно-содержательная характеристика базовых понятий
исследования: добровольческая деятельность, организация добровольческой деятельности
1.2 Исторический анализ организации добровольческой деятельности студенческой молодежи
1.3 Воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля
Выводы по главе I 53
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля
2.1 Разработка авторского социально-творческого проекта »Я - ДоброТворец»
2.2 Организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»
2.3 Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в рамках реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»
Выводы по главе II 100
Заключение 105
Список литературы 112
Приложение 127
Актуальность исследования. В век высоких, современных технологий мировые процессы глобализации и интеграции заставляют современного молодого человека уметь быстро адаптироваться к изменяющимся политическим, экономическим и социальным условиям, взаимодействуя с обществом в целом. На сегодняшний день, в максимально короткие исторические сроки, наблюдается смещение приоритетов в ценностных ориентациях у различных социальных групп общества и прежде всего у прогрессивной студенческой молодежи.
Студенчество - одно из многочисленных социальных групп, резко и остро ощущающих различные изменения, связанные с окружающей действительностью. На сегодняшний день, в рамках модернизации отечественного общего и профессионального образования происходит поиск средств и способов формирования социальной инициативности, мотивирующая молодежь на активное участие в общественно-полезной деятельности. Проблема рационального и полезного заполнения свободного времени студентов, являющихся в большей степени интеллектуальным ресурсом общества и занимающихся энергозатратным умственным трудом, культурными личностно-формирующими занятиями, приобретает особую значимость. Общество, удовлетворяя такого рода потребности молодежи, способствует реализации их собственной активности, творчества, приобретения опыта созидания, преобразования окружающей действительности, жизненно и профессионально самоопределиться. Все это возможно при включении молодого поколения в активную внеучебную деятельность, в том числе и в добровольческую.
Наличие, количество добровольческих движений - один из важных показателей духовного, нравственного уровня государства, нации, общества. Известно, что в европейских странах добровольчество на сегодняшний день - распространенное социальное явление. В России, добровольческая деятельность находится на стадии своего развития. Проблема внедрения данного явления в повседневную жизнь социума актуальна как ни когда. В связи с этим, крайне важно изучать и искать новые подходы развития отечественного добровольческого движения как части национальной идеи.
Степень изученности проблемы исследования. Анализ научных источников показал, что проблема организации добровольческой деятельности студенческой молодежи в той или иной мере рассматривалась многими учеными в различных областях наук.
В отечественной педагогике двадцатого века тщательно рассматривались вопросы формирования культуры досуга молодежи в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности (E.H. Медынский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.), проблемы формирования поведения студенческой молодежи (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Бочарова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, А.Н. Петровский, В.Я. Суртаев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Особое значение для нашего исследования имеют работы по формированию ценностных ориентиров личности таких ученых как:
A. А. Агамова, С.С.Бубновой, Ф.Е. Василюка, Ю.Р. Вишневского, М.С. Кагана, Е.Н. Кубарева, Т.В. Корниловой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.С. Яницкого и др.
Важное значение нравственных образований в процессе социализации молодежи отмечено в исследованиях российских философов Ю.А. Зубок, Ю.Е. Лясниковой и других, в том числе студенческой молодежи (П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин, М.С. Каган, В.Н. Кемеров, B. И. Толстых, В.Г. Федотова, и др.), где рассмотрены социальные аспекты культурной самоидентификации молодежи.
Вызывают интерес работы ряда ученых, посвященные развитию, воспитанию молодого поколения в рамках организации добровольческой деятельности и добровольчества (Г.П. Бодренкова, С.С.Гиль, Л.Е.Никитина, Т.Э.Петрова, О.В.Решетников и др.).
Вопросы влияния волонтерской деятельности на развитие гражданской и социальной активности молодежи рассматривались А.Б.Бархаевым, И.Н.Григорьевым, Л.Т.Коивисаровой, Т.А.Садчиковой, М.В.Шакуровой и др.
В ряде исследованиях ученых М.Г. Валитова, И.Ильинского, В.Кононова, Т.В.Таболина, Ю.А.Харина и др. прослеживается изучение проблемы социокультурной инициативы молодежи.
В свете рассматриваемой проблемы исследования интерес представляют работы, раскрывающие значительные перспективы утверждения добровольческой деятельности как действенной формы и практики социализации и воспитания студенческой молодежи (Е.С. Азарова, Л.Б. Болотова, Л.Л. Кудринская, Н.В. Маковей, О.В. Митрохина, В.В. Митрофаненко, Н.Л. Потапова, Н.В. Черепанова).
Проблемами добровольчества с позиций социальной психологии за рубежом занимаются Р.Доукифф, Д.Кенрис, Д.Майерс, С.Нейберт, М.Хьюстон, Р.Чалдини, В.Штребе и др. Ученые в своих исследованиях рассматривают данную проблему с позиций альтруистического труда. В России данной проблеме посвящены работы Р.Н.Азаровой, П.И.Бабочкина и др.
Значимость выбранного направления исследования, а также изучение опыта организации добровольческой деятельности подтверждается рядом противоречий, выявленных нами в результате теоретического анализа и изучения массовой практики добровольчества, которые фиксируются между:
- возрастающей значимостью добровольческого движения в современном обществе и недостаточной разработанностью его теоретических основ, практических разработок, научно обосновывающих пути и условия его дальнейшего развития;
- необходимостью развития добровольческого движения в современном обществе и недостаточной разработанностью научно методического обеспечения этого процесса;
- потребностью организации добровольческого недостаточном использовании потенциала творческой молодежи в социально-полезной деятельности.
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы эффективной организации добровольческой деятельности в сфере среднего профессионального художественного образования и определить тему диссертационного исследования: «Организация добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля».
Объект исследования: добровольческая деятельность студенческой молодежи.
Предмет исследования: процесс организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля.
Цель исследования: разработка, научно-теоретическое обоснование и оценка эффективности авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец».
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: организация добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля будет эффективной при реализации следующих организационно-педагогических условий:
- учет возрастных особенностей студенческой молодежи ссузов в процессе организации добровольческой деятельности;
- ориентированное вовлечение студенческой молодежи ссузов в социально-полезную деятельность;
- педагогическое сопровождение организации добровольческой деятельности студенческой молодежи ссузов.
Конструктивному достижению цели исследования способствует решение следующих задач:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику базовых
понятий исследования: добровольческая деятельность, организация добровольческой деятельности;
2. Представить исторический анализ организации добровольческой деятельности;
3. Раскрыть воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля;
4. Разработать авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец»;
5. Теоретически обосновать организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
6. Осуществить опытно-экспериментальную работу по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в рамках реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец» и обобщить ее результаты.
Методологической основой исследования явились:
- философские положения о человеке как высшей ценности общества, как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений к другим людям (Н.А.Бердяев, О.Г.Дробницкий, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов и др.);
- положения педагогики и психологии о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок, ценностных ориентаций, гуманистических ценностей (И.А.Зимняя, Е.П.Ильин, И.С.Кон, А.К.Маркова, Г.И.Щукина и др.);
- теория единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), основные положения психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и др.);
- идеи социального партнерства трех секторов гражданского общества в ходе организации добровольческой деятельности молодежи (Г.П. Бодренков, Т.П. Гаврилова, С.С. Гиль, Н.В. Дементьева, Л.У.Звонарева, Л.К.Иванов, В.А.Михеев, Л.Е.Никитина, С.В.Тетерский и др.);
- теория творческого развития и саморазвития: В.И.Андреев, К.Ю.Бабанский, В.В.Давыдов, В.С.Кузин, П.Н.Осипов, Л.М.Попов, Н.Ю.Посталюк, Д.Б.Эльконин, Б.П.Юсов и другие.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, основными из которых являются: методы теоретического анализа (сравнительно¬
сопоставительный, ретроспективный); констатирующие (изучение и обобщение материалов учебной, программной и нормативно-правовой документации, отечественного и зарубежного опыта добровольческой деятельности молодежи); прогностические (моделирование воспитательной системы); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, тестирование, диагностика, эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала).
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля проводилась на базе средних специальных учебных заведений художественного профиля г. Казани (Казанское театральное училище, Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева), в апробации проекта приняли участие 60 студентов.
Этапы исследования. Исследование проводилось последовательно в несколько этапов с октября 2014 по ноябрь 2016 гг.
Первый этап включал проведение теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, накопление эмпирического материала, анализ и обобщение опыта средних специальных учебных заведений художественного профиля; изучение отечественного и зарубежного опыта организации добровольческой деятельности, нравственного воспитания студентов ссуза.
На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец» и осуществлен анализ его эффективности; уточнялись, корректировались содержательно-методические стороны исследуемого процесса.
На третьем этапе была проведена систематизация, анализ и обобщение результатов исследования, осуществлялось оформление диссертационного исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- теоретически обоснована сущность и содержание добровольческой деятельности;
- уточнено определение ключевого понятия «организация добровольческой деятельности» в современном обществе;
- научно обоснован воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе с учащимися ссузов художественного профиля;
- определены организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
- теоретически обоснован и внедрен авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», ориентированный на включение студенческой молодежи ссузов в социально полезную деятельность.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы:
- в образовательном процессе среднего и высшего профессионального образования, в частности, ссузах художественного профиля;
- при разработке образовательных и воспитательных молодежных программ различных уровней;
- в деятельности добровольческих центров и центров социально-психологической адаптации и реабилитации молодежи;
- в деятельности образовательных организаций по подготовке, переподготовке и повышения квалификации руководителей молодежных объединений, преподавателей образовательных организаций и т.д.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
- понятийное обеспечение проблемы организации добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля;
- теоретическое обоснование воспитательного потенциала
добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля;
- организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
- авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», ориентированный на включение студенческой молодежи в социально полезную деятельность.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- обсуждения и публикации статей на конференциях различного уровня:
- Мутугуллина, Г.Р. Из опыта использования потенциала музыкального искусства в работе студенческих волонтерских центров / И.Ф.Камалова, Г.Р.Мутугуллина // искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы III Международной научно-практической конференции (Казань, 19 октября 2014 года). - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С. 238-242.
- Мутугуллина, Г.Р. Применение элементов менеджмента в работе молодежных добровольческих организаций / И.Ф.Камалова, Г.Р.Мутугуллина //Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года) / Отв. ред. З.М.Явгильдина, Н.В.Шириева. - Казань: Изд-во «Бриг», 2015. С.88-91.
- Мутугуллина, Г.Р. История развития волонтёрского движения в Европе // Музыкальное искусство и образование. Теория, методология, практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / И.Ф.Камалова, Г.Р.Мутугуллина. - Казань: Изд-во Казан.ун- та, 2016. - С. 235-239.
- Реализация социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»: сборник материалов V Межрегиональной научно-практической конференции «С чего начинается Родина?» (Киров, 26-27 марта 2016 г.) // - Киров: КОКМИ им. И.В.Казенина, 2016.
- прохождение стажировок:
- III Всероссийская научно-практическая конференция педагогов, аспирантов и студентов «Музыкальное образование в новой коммуникативной реальности: проблемы музыкального менеджмента» // Казань: КГК, 2015.
- участие в форумах, проектах:
- Всероссийский молодежный форум «Таврида - 2015», получение гранта на реализацию проекта «Я - ДоброТворец»;
- Всероссийский молодежный форум «Таврида - 2016», получение гранта на реализацию проекта «Я - ДоброТворец»;
- Петербургский международный молодежный форум - 2015, доклад в качестве эксперта на площадке «Студенчество»;
- Всероссийский форум добровольцев - 2015, г. Москва, участник делегации Республики Татарстан;
- Петербургский международный молодежный форум - 2016, г. Санкт- Петербург, доклад в качестве эксперта на площадке «Волонтерство»;
- Фестиваль возможностей «Вятка Future» - 2016, г. Киров, доклад в качестве эксперта на площадке «Добровольчество»;
- Конкурс молодых лидеров Республики Татарстан «Вверх» - 2016, г. Казань, презентация социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
- Стажировка в Министерстве труда занятости и социальной защиты
Республики Татарстан, 2016, г. Казань;
- организация добровольческих мероприятий социальной направленности:
- социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», для социально-незащищенных слоев населения.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов, заключения, списка литературы (152), приложений (9).
Студенчество - одно из многочисленных социальных групп, резко и остро ощущающих различные изменения, связанные с окружающей действительностью. На сегодняшний день, в рамках модернизации отечественного общего и профессионального образования происходит поиск средств и способов формирования социальной инициативности, мотивирующая молодежь на активное участие в общественно-полезной деятельности. Проблема рационального и полезного заполнения свободного времени студентов, являющихся в большей степени интеллектуальным ресурсом общества и занимающихся энергозатратным умственным трудом, культурными личностно-формирующими занятиями, приобретает особую значимость. Общество, удовлетворяя такого рода потребности молодежи, способствует реализации их собственной активности, творчества, приобретения опыта созидания, преобразования окружающей действительности, жизненно и профессионально самоопределиться. Все это возможно при включении молодого поколения в активную внеучебную деятельность, в том числе и в добровольческую.
Наличие, количество добровольческих движений - один из важных показателей духовного, нравственного уровня государства, нации, общества. Известно, что в европейских странах добровольчество на сегодняшний день - распространенное социальное явление. В России, добровольческая деятельность находится на стадии своего развития. Проблема внедрения данного явления в повседневную жизнь социума актуальна как ни когда. В связи с этим, крайне важно изучать и искать новые подходы развития отечественного добровольческого движения как части национальной идеи.
Степень изученности проблемы исследования. Анализ научных источников показал, что проблема организации добровольческой деятельности студенческой молодежи в той или иной мере рассматривалась многими учеными в различных областях наук.
В отечественной педагогике двадцатого века тщательно рассматривались вопросы формирования культуры досуга молодежи в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности (E.H. Медынский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.), проблемы формирования поведения студенческой молодежи (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Бочарова, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, А.Н. Петровский, В.Я. Суртаев, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).
Особое значение для нашего исследования имеют работы по формированию ценностных ориентиров личности таких ученых как:
A. А. Агамова, С.С.Бубновой, Ф.Е. Василюка, Ю.Р. Вишневского, М.С. Кагана, Е.Н. Кубарева, Т.В. Корниловой, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, М.С. Яницкого и др.
Важное значение нравственных образований в процессе социализации молодежи отмечено в исследованиях российских философов Ю.А. Зубок, Ю.Е. Лясниковой и других, в том числе студенческой молодежи (П.С. Гуревич, Б.С. Ерасов, Л.Г. Ионин, М.С. Каган, В.Н. Кемеров, B. И. Толстых, В.Г. Федотова, и др.), где рассмотрены социальные аспекты культурной самоидентификации молодежи.
Вызывают интерес работы ряда ученых, посвященные развитию, воспитанию молодого поколения в рамках организации добровольческой деятельности и добровольчества (Г.П. Бодренкова, С.С.Гиль, Л.Е.Никитина, Т.Э.Петрова, О.В.Решетников и др.).
Вопросы влияния волонтерской деятельности на развитие гражданской и социальной активности молодежи рассматривались А.Б.Бархаевым, И.Н.Григорьевым, Л.Т.Коивисаровой, Т.А.Садчиковой, М.В.Шакуровой и др.
В ряде исследованиях ученых М.Г. Валитова, И.Ильинского, В.Кононова, Т.В.Таболина, Ю.А.Харина и др. прослеживается изучение проблемы социокультурной инициативы молодежи.
В свете рассматриваемой проблемы исследования интерес представляют работы, раскрывающие значительные перспективы утверждения добровольческой деятельности как действенной формы и практики социализации и воспитания студенческой молодежи (Е.С. Азарова, Л.Б. Болотова, Л.Л. Кудринская, Н.В. Маковей, О.В. Митрохина, В.В. Митрофаненко, Н.Л. Потапова, Н.В. Черепанова).
Проблемами добровольчества с позиций социальной психологии за рубежом занимаются Р.Доукифф, Д.Кенрис, Д.Майерс, С.Нейберт, М.Хьюстон, Р.Чалдини, В.Штребе и др. Ученые в своих исследованиях рассматривают данную проблему с позиций альтруистического труда. В России данной проблеме посвящены работы Р.Н.Азаровой, П.И.Бабочкина и др.
Значимость выбранного направления исследования, а также изучение опыта организации добровольческой деятельности подтверждается рядом противоречий, выявленных нами в результате теоретического анализа и изучения массовой практики добровольчества, которые фиксируются между:
- возрастающей значимостью добровольческого движения в современном обществе и недостаточной разработанностью его теоретических основ, практических разработок, научно обосновывающих пути и условия его дальнейшего развития;
- необходимостью развития добровольческого движения в современном обществе и недостаточной разработанностью научно методического обеспечения этого процесса;
- потребностью организации добровольческого недостаточном использовании потенциала творческой молодежи в социально-полезной деятельности.
Обозначенные противоречия позволили выявить необходимость исследования проблемы эффективной организации добровольческой деятельности в сфере среднего профессионального художественного образования и определить тему диссертационного исследования: «Организация добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля».
Объект исследования: добровольческая деятельность студенческой молодежи.
Предмет исследования: процесс организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля.
Цель исследования: разработка, научно-теоретическое обоснование и оценка эффективности авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец».
Исходя из объекта, предмета и цели, выдвигаем следующую гипотезу исследования: организация добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля будет эффективной при реализации следующих организационно-педагогических условий:
- учет возрастных особенностей студенческой молодежи ссузов в процессе организации добровольческой деятельности;
- ориентированное вовлечение студенческой молодежи ссузов в социально-полезную деятельность;
- педагогическое сопровождение организации добровольческой деятельности студенческой молодежи ссузов.
Конструктивному достижению цели исследования способствует решение следующих задач:
1. Дать сущностно-содержательную характеристику базовых
понятий исследования: добровольческая деятельность, организация добровольческой деятельности;
2. Представить исторический анализ организации добровольческой деятельности;
3. Раскрыть воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля;
4. Разработать авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец»;
5. Теоретически обосновать организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
6. Осуществить опытно-экспериментальную работу по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в рамках реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец» и обобщить ее результаты.
Методологической основой исследования явились:
- философские положения о человеке как высшей ценности общества, как сознательном существе, личность которого формируется в деятельности, опосредованной множеством отношений к другим людям (Н.А.Бердяев, О.Г.Дробницкий, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов и др.);
- положения педагогики и психологии о закономерностях формирования потребностей, интересов, мотивов, целей, установок, ценностных ориентаций, гуманистических ценностей (И.А.Зимняя, Е.П.Ильин, И.С.Кон, А.К.Маркова, Г.И.Щукина и др.);
- теория единства сознания и деятельности (С.Л.Рубинштейн), основные положения психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский и др.);
- идеи социального партнерства трех секторов гражданского общества в ходе организации добровольческой деятельности молодежи (Г.П. Бодренков, Т.П. Гаврилова, С.С. Гиль, Н.В. Дементьева, Л.У.Звонарева, Л.К.Иванов, В.А.Михеев, Л.Е.Никитина, С.В.Тетерский и др.);
- теория творческого развития и саморазвития: В.И.Андреев, К.Ю.Бабанский, В.В.Давыдов, В.С.Кузин, П.Н.Осипов, Л.М.Попов, Н.Ю.Посталюк, Д.Б.Эльконин, Б.П.Юсов и другие.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялся комплекс методов, основными из которых являются: методы теоретического анализа (сравнительно¬
сопоставительный, ретроспективный); констатирующие (изучение и обобщение материалов учебной, программной и нормативно-правовой документации, отечественного и зарубежного опыта добровольческой деятельности молодежи); прогностические (моделирование воспитательной системы); эмпирические (наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, интервьюирование, тестирование, диагностика, эксперимент, обобщение и систематизация эмпирического материала).
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля проводилась на базе средних специальных учебных заведений художественного профиля г. Казани (Казанское театральное училище, Казанский музыкальный колледж им. И.В.Аухадеева), в апробации проекта приняли участие 60 студентов.
Этапы исследования. Исследование проводилось последовательно в несколько этапов с октября 2014 по ноябрь 2016 гг.
Первый этап включал проведение теоретического анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы по рассматриваемой проблеме, накопление эмпирического материала, анализ и обобщение опыта средних специальных учебных заведений художественного профиля; изучение отечественного и зарубежного опыта организации добровольческой деятельности, нравственного воспитания студентов ссуза.
На втором этапе проводилась опытно-экспериментальная работа по апробации социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец» и осуществлен анализ его эффективности; уточнялись, корректировались содержательно-методические стороны исследуемого процесса.
На третьем этапе была проведена систематизация, анализ и обобщение результатов исследования, осуществлялось оформление диссертационного исследования.
Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:
- теоретически обоснована сущность и содержание добровольческой деятельности;
- уточнено определение ключевого понятия «организация добровольческой деятельности» в современном обществе;
- научно обоснован воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе с учащимися ссузов художественного профиля;
- определены организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
- теоретически обоснован и внедрен авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», ориентированный на включение студенческой молодежи ссузов в социально полезную деятельность.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы:
- в образовательном процессе среднего и высшего профессионального образования, в частности, ссузах художественного профиля;
- при разработке образовательных и воспитательных молодежных программ различных уровней;
- в деятельности добровольческих центров и центров социально-психологической адаптации и реабилитации молодежи;
- в деятельности образовательных организаций по подготовке, переподготовке и повышения квалификации руководителей молодежных объединений, преподавателей образовательных организаций и т.д.
На защиту выносятся следующие положения исследования:
- понятийное обеспечение проблемы организации добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля;
- теоретическое обоснование воспитательного потенциала
добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля;
- организационно-педагогические условия реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
- авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», ориентированный на включение студенческой молодежи в социально полезную деятельность.
Апробация результатов исследования осуществлялась посредством:
- обсуждения и публикации статей на конференциях различного уровня:
- Мутугуллина, Г.Р. Из опыта использования потенциала музыкального искусства в работе студенческих волонтерских центров / И.Ф.Камалова, Г.Р.Мутугуллина // искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы III Международной научно-практической конференции (Казань, 19 октября 2014 года). - Казань: Изд-во «Отечество», 2015. - С. 238-242.
- Мутугуллина, Г.Р. Применение элементов менеджмента в работе молодежных добровольческих организаций / И.Ф.Камалова, Г.Р.Мутугуллина //Искусство и художественное образование в контексте межкультурного взаимодействия: Материалы IV Международной научно-практической конференции (Казань, 15 октября 2015 года) / Отв. ред. З.М.Явгильдина, Н.В.Шириева. - Казань: Изд-во «Бриг», 2015. С.88-91.
- Мутугуллина, Г.Р. История развития волонтёрского движения в Европе // Музыкальное искусство и образование. Теория, методология, практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции / И.Ф.Камалова, Г.Р.Мутугуллина. - Казань: Изд-во Казан.ун- та, 2016. - С. 235-239.
- Реализация социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»: сборник материалов V Межрегиональной научно-практической конференции «С чего начинается Родина?» (Киров, 26-27 марта 2016 г.) // - Киров: КОКМИ им. И.В.Казенина, 2016.
- прохождение стажировок:
- III Всероссийская научно-практическая конференция педагогов, аспирантов и студентов «Музыкальное образование в новой коммуникативной реальности: проблемы музыкального менеджмента» // Казань: КГК, 2015.
- участие в форумах, проектах:
- Всероссийский молодежный форум «Таврида - 2015», получение гранта на реализацию проекта «Я - ДоброТворец»;
- Всероссийский молодежный форум «Таврида - 2016», получение гранта на реализацию проекта «Я - ДоброТворец»;
- Петербургский международный молодежный форум - 2015, доклад в качестве эксперта на площадке «Студенчество»;
- Всероссийский форум добровольцев - 2015, г. Москва, участник делегации Республики Татарстан;
- Петербургский международный молодежный форум - 2016, г. Санкт- Петербург, доклад в качестве эксперта на площадке «Волонтерство»;
- Фестиваль возможностей «Вятка Future» - 2016, г. Киров, доклад в качестве эксперта на площадке «Добровольчество»;
- Конкурс молодых лидеров Республики Татарстан «Вверх» - 2016, г. Казань, презентация социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец»;
- Стажировка в Министерстве труда занятости и социальной защиты
Республики Татарстан, 2016, г. Казань;
- организация добровольческих мероприятий социальной направленности:
- социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», для социально-незащищенных слоев населения.
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, выводов, заключения, списка литературы (152), приложений (9).
Представленное диссертационное исследование позволило определить актуальность проблемы организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля и подтвердить эффективность разработанного авторского социально-творческого проекта, ориентированного на включение студенческой молодежи в социально полезную деятельность, что позволило нам прийти к следующему заключению:
1. Для проведения теоретического анализа содержания базового понятия исследования «организация добровольческой деятельности», нами осмыслена сущность понятий «деятельность», «добровольческая деятельность», «волонтерство», «организация», «организация деятельности» и смысловые единицы, связанные с данными понятиями и помогающие раскрыть их сущность.
2. Дано определение ключевого понятия исследования «Организация добровольческой деятельности» - вовлечение в добровольную, социально-направленную и общественно-полезную деятельность молодых граждан, осуществляемое путем планирования, реализации, координации и контроля деятельности, с использованием определенных методов и принципов, без получения денежного или материального вознаграждения.
3. На сегодняшний день, в российском обществе добровольчество находится на стадии своего становления и развития и все больше охватывает различные слои общества. Как правило, оно носит краткосрочный и стихийный характер, перенимая опыт зарубежных проектов. Проблемы воспитания и обучения студенческой молодежи в нашей стране в значительной степени могут быть решены с помощью добровольческого движения, в котором органично соединены составляющие, необходимые для становления личности: свобода выбора, высокий нравственный порыв, погружение в культурный процесс, воспитание коммуникативности и толерантности.
4. Дана характеристика среднее специальным учебным заведениям художественного профиля, являющиеся не только важным звеном системы профессионального образования современного специалиста. Колледжи искусств готовят творческую интеллигенцию, которая призвана нести достижения народной культуры, профессионально - художественного творчества в широкие массы.
5. Был рассмотрен и изучен исторический опыт добровольчества (волонтерства) в разных странах мира. Представлено время возникновения и этапы развития добровольческого движения в России. Проведен сопоставительный анализ организации добровольческой деятельности в различных странах мира (приложение 1). Установлено, что развитие этого общественного явления в странах проходило по абсолютно разным путям своего становления. Наиболее успешный опыт организации добровольческого движения представлен в настоящее время в Германии и в США.
6. В исследовании отмечено, что в современном мире вовлечение молодежи в добровольческие организации служит показателем успешного развития государства, процессов социального и духовного воспроизводства общества, расширения воспитательных практик, направленных на формирование культуры социального участия и бескорыстной взаимопомощи, на развитие личности как полноценного субъекта социальной жизнедеятельности. Был сделан вывод, что развитие добровольческого движения в современной России находится на стадии становления и требует огромной поддержи со стороны государственных структур и общественности.
7. В исследовании выявлен воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля, который заключается в следующем:
- формирование системы жизненных ориентиров, укрепление общечеловеческих, нравственных ценностей, расширение пространства смыслового поиска личности;
- возможность самоактуализации, самореализации, личностного роста личности, раскрытия уникальных способностей, приобщение к самостоятельной трудовой деятельности;
- осознание социальной значимости своей деятельности, взаимодействие, самоопределение в коллективе, умение брать на себя ответственность;
- развитие коммуникативной компетентности (умение общаться, сотрудничать, вести диалог, убеждать, понимать других, преодолевать конфликты, умение работать в группе и с группой);
- развитие организационных способностей, лидерских качеств);
- развитие способности плодотворного воздействия на окружающих через внутреннее саморазвитие, опыт гуманного социального взаимодействия;
- возможность личности выразить свою гражданскую позицию.
8. Приобщение студенческой молодежи в активной добровольческой деятельности требует особенного методологического подхода к организации данного процесса. В рамках исследования подробно рассмотрено понятие «проект», определены виды и типы проектов, дано определение понятия «социальный проект», методы планирования и реализации социальных проектов, что позволило детально проработать авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец».
9. Представлен авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», целью которого стало создание единой платформы (электронной базы данных), содержащей информацию о социально-активной, творческой молодежи (не менее 120 человек) и учреждений социального обслуживания населения (не менее 6 детских домов, реабилитационные центры и дома-интернаты для престарелых Республики Татарстан), для
реализации творческого потенциала студенческой молодежи РТ, путем проведения социально-культурных мероприятий на безвозмездной, добровольческой основе.
10. Для успешной апробации разработанного проекта организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в исследовании были определены следующие организационно-педагогические условия:
- учет возрастных особенностей студенческой молодежи ссузов в процессе организации добровольческой деятельности;
- ориентированное вовлечение студенческой молодежи ссузов в социально-полезную деятельность;
- педагогическое сопровождение организации добровольческой деятельности студенческой молодежи ссузов.
11. Опытно-экспериментальная работа по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в рамках реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец» была реализована в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
12. В процессе экспериментальной работы были использованы диагностики в виде анкет и тестов. Для определения сформированности установок, мотивов, интереса к добровольчеству; стремления, потребности и участия в социально-полезной деятельности студентов ссузов художественного профиля была использована диагностика (тест) разработанная коллективом сотрудников Сочинского государственного университета для диагностирования мотивации добровольцев (волонтеров) на Олимпийских играх 2014 г.
13. Для определения уровня сформированности эмоциональной сферы студентов, способности к эмоциональной реакции на понимание человека; нравственного идеала, нравственных установок личности; способности осуществлять выбор соответствующего стиля поведения в жизненных ситуациях была использована методика «Незаконченные предложения» М.Рокича.
14. В качестве диагностической методики способности к сопереживанию эмпатии был взят тест-опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.
15. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что у студентов КГ (14 %) и ЭГ (23 %) уровень сформированности к добровольческой деятельности определен как не высокий.
16. Результаты констатирующего этапа послужили основанием организовать формирующий этап опытно-экспериментальной работы, основной целью которого явилось повышение уровня сформированности к добровольческой деятельности студентов ссузов по всем показателям и компонентам.
17. В процессе формирующего этапа эксперимента решались следующие задачи:
- укрепление общечеловеческих, нравственных ценностей;
- возможность самоактуализации, самореализации, личностного роста личности, раскрытия уникальных способностей, приобщение к самостоятельной трудовой деятельности;
- осознание социальной значимости своей деятельности, взаимодействие, умение брать на себя ответственность;
- развитие коммуникативной компетентности (умение общаться, сотрудничать, вести диалог, убеждать, понимать других, преодолевать конфликты, умение работать в группе и с группой);
- развитие организационных способностей, лидерских качеств;
- развитие способности плодотворного воздействия на окружающих через внутреннее саморазвитие, опыт гуманного социального взаимодействия;
- возможность выразить свою гражданскую позицию.
18. Для решения выдвинутых задач, повышения уровня сформированности студенческой молодежи к добровольческой деятельности способствовала реализация социально-творческого проекта «Я- ДоброТворец» направленный на объединение талантливой и неравнодушной молодежи Республики Татарстан. Проект, подробно рассмотренный в параграфе 2.1 исследования, является платформой для реализации социальных инициатив, творческого потенциала талантливой молодежи. Главной особенностью проекта является создание электронной базы творческой молодежи и учреждений социального обслуживания населения, с целью их взаимодействия.
19. Цель контрольного эксперимента заключалась в выявление уровня сформированности студенческой молодежи к добровольческой деятельности в КГ и ЭГ после организации формирующего эксперимента. Для реализации данной цели была использованы аналогичные констатирующему эксперименту диагностик.
20. Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что в ЭГ (70%) уровень сформированности к добровольческой деятельности значительно повысился, однако у большинства студентов КГ (60%) он остался без изменений.
21. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность положений выдвинутой гипотезы, эффективность разработанного проекта «Я - ДоброТворец», базирующейся на идее использования воспитательного потенциала добровольчества в процессе организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля, что проявилась в следующих показателях:
- сформированность системы жизненных ориентиров, укрепление общечеловеческих, нравственных ценностей, расширение пространства смыслового поиска личности;
- самоактуализация, самореализация, личностного рост личности, раскрытие уникальных способностей, приобщение к самостоятельной трудовой деятельности;
- осознание социальной значимости своей деятельности, взаимодействие, самоопределение в коллективе, умение брать на себя ответственность;
- развитие коммуникативной компетентности (умение общаться, сотрудничать, вести диалог, убеждать, понимать других, преодолевать конфликты, умение работать в группе и с группой);
- развитие организационных способностей, лидерских качеств);
- развитие способности плодотворного воздействия на окружающих через внутреннее саморазвитие, опыт гуманного социального взаимодействия;
- возможность личности выразить свою гражданскую позицию.
1. Для проведения теоретического анализа содержания базового понятия исследования «организация добровольческой деятельности», нами осмыслена сущность понятий «деятельность», «добровольческая деятельность», «волонтерство», «организация», «организация деятельности» и смысловые единицы, связанные с данными понятиями и помогающие раскрыть их сущность.
2. Дано определение ключевого понятия исследования «Организация добровольческой деятельности» - вовлечение в добровольную, социально-направленную и общественно-полезную деятельность молодых граждан, осуществляемое путем планирования, реализации, координации и контроля деятельности, с использованием определенных методов и принципов, без получения денежного или материального вознаграждения.
3. На сегодняшний день, в российском обществе добровольчество находится на стадии своего становления и развития и все больше охватывает различные слои общества. Как правило, оно носит краткосрочный и стихийный характер, перенимая опыт зарубежных проектов. Проблемы воспитания и обучения студенческой молодежи в нашей стране в значительной степени могут быть решены с помощью добровольческого движения, в котором органично соединены составляющие, необходимые для становления личности: свобода выбора, высокий нравственный порыв, погружение в культурный процесс, воспитание коммуникативности и толерантности.
4. Дана характеристика среднее специальным учебным заведениям художественного профиля, являющиеся не только важным звеном системы профессионального образования современного специалиста. Колледжи искусств готовят творческую интеллигенцию, которая призвана нести достижения народной культуры, профессионально - художественного творчества в широкие массы.
5. Был рассмотрен и изучен исторический опыт добровольчества (волонтерства) в разных странах мира. Представлено время возникновения и этапы развития добровольческого движения в России. Проведен сопоставительный анализ организации добровольческой деятельности в различных странах мира (приложение 1). Установлено, что развитие этого общественного явления в странах проходило по абсолютно разным путям своего становления. Наиболее успешный опыт организации добровольческого движения представлен в настоящее время в Германии и в США.
6. В исследовании отмечено, что в современном мире вовлечение молодежи в добровольческие организации служит показателем успешного развития государства, процессов социального и духовного воспроизводства общества, расширения воспитательных практик, направленных на формирование культуры социального участия и бескорыстной взаимопомощи, на развитие личности как полноценного субъекта социальной жизнедеятельности. Был сделан вывод, что развитие добровольческого движения в современной России находится на стадии становления и требует огромной поддержи со стороны государственных структур и общественности.
7. В исследовании выявлен воспитательный потенциал добровольческой деятельности в работе со студентами ссузов художественного профиля, который заключается в следующем:
- формирование системы жизненных ориентиров, укрепление общечеловеческих, нравственных ценностей, расширение пространства смыслового поиска личности;
- возможность самоактуализации, самореализации, личностного роста личности, раскрытия уникальных способностей, приобщение к самостоятельной трудовой деятельности;
- осознание социальной значимости своей деятельности, взаимодействие, самоопределение в коллективе, умение брать на себя ответственность;
- развитие коммуникативной компетентности (умение общаться, сотрудничать, вести диалог, убеждать, понимать других, преодолевать конфликты, умение работать в группе и с группой);
- развитие организационных способностей, лидерских качеств);
- развитие способности плодотворного воздействия на окружающих через внутреннее саморазвитие, опыт гуманного социального взаимодействия;
- возможность личности выразить свою гражданскую позицию.
8. Приобщение студенческой молодежи в активной добровольческой деятельности требует особенного методологического подхода к организации данного процесса. В рамках исследования подробно рассмотрено понятие «проект», определены виды и типы проектов, дано определение понятия «социальный проект», методы планирования и реализации социальных проектов, что позволило детально проработать авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец».
9. Представлен авторский социально-творческий проект «Я - ДоброТворец», целью которого стало создание единой платформы (электронной базы данных), содержащей информацию о социально-активной, творческой молодежи (не менее 120 человек) и учреждений социального обслуживания населения (не менее 6 детских домов, реабилитационные центры и дома-интернаты для престарелых Республики Татарстан), для
реализации творческого потенциала студенческой молодежи РТ, путем проведения социально-культурных мероприятий на безвозмездной, добровольческой основе.
10. Для успешной апробации разработанного проекта организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в исследовании были определены следующие организационно-педагогические условия:
- учет возрастных особенностей студенческой молодежи ссузов в процессе организации добровольческой деятельности;
- ориентированное вовлечение студенческой молодежи ссузов в социально-полезную деятельность;
- педагогическое сопровождение организации добровольческой деятельности студенческой молодежи ссузов.
11. Опытно-экспериментальная работа по организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля в рамках реализации авторского социально-творческого проекта «Я - ДоброТворец» была реализована в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
12. В процессе экспериментальной работы были использованы диагностики в виде анкет и тестов. Для определения сформированности установок, мотивов, интереса к добровольчеству; стремления, потребности и участия в социально-полезной деятельности студентов ссузов художественного профиля была использована диагностика (тест) разработанная коллективом сотрудников Сочинского государственного университета для диагностирования мотивации добровольцев (волонтеров) на Олимпийских играх 2014 г.
13. Для определения уровня сформированности эмоциональной сферы студентов, способности к эмоциональной реакции на понимание человека; нравственного идеала, нравственных установок личности; способности осуществлять выбор соответствующего стиля поведения в жизненных ситуациях была использована методика «Незаконченные предложения» М.Рокича.
14. В качестве диагностической методики способности к сопереживанию эмпатии был взят тест-опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиена и Н. Эпштейна.
15. Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о том, что у студентов КГ (14 %) и ЭГ (23 %) уровень сформированности к добровольческой деятельности определен как не высокий.
16. Результаты констатирующего этапа послужили основанием организовать формирующий этап опытно-экспериментальной работы, основной целью которого явилось повышение уровня сформированности к добровольческой деятельности студентов ссузов по всем показателям и компонентам.
17. В процессе формирующего этапа эксперимента решались следующие задачи:
- укрепление общечеловеческих, нравственных ценностей;
- возможность самоактуализации, самореализации, личностного роста личности, раскрытия уникальных способностей, приобщение к самостоятельной трудовой деятельности;
- осознание социальной значимости своей деятельности, взаимодействие, умение брать на себя ответственность;
- развитие коммуникативной компетентности (умение общаться, сотрудничать, вести диалог, убеждать, понимать других, преодолевать конфликты, умение работать в группе и с группой);
- развитие организационных способностей, лидерских качеств;
- развитие способности плодотворного воздействия на окружающих через внутреннее саморазвитие, опыт гуманного социального взаимодействия;
- возможность выразить свою гражданскую позицию.
18. Для решения выдвинутых задач, повышения уровня сформированности студенческой молодежи к добровольческой деятельности способствовала реализация социально-творческого проекта «Я- ДоброТворец» направленный на объединение талантливой и неравнодушной молодежи Республики Татарстан. Проект, подробно рассмотренный в параграфе 2.1 исследования, является платформой для реализации социальных инициатив, творческого потенциала талантливой молодежи. Главной особенностью проекта является создание электронной базы творческой молодежи и учреждений социального обслуживания населения, с целью их взаимодействия.
19. Цель контрольного эксперимента заключалась в выявление уровня сформированности студенческой молодежи к добровольческой деятельности в КГ и ЭГ после организации формирующего эксперимента. Для реализации данной цели была использованы аналогичные констатирующему эксперименту диагностик.
20. Результаты контрольного этапа эксперимента свидетельствуют о том, что в ЭГ (70%) уровень сформированности к добровольческой деятельности значительно повысился, однако у большинства студентов КГ (60%) он остался без изменений.
21. Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила правильность положений выдвинутой гипотезы, эффективность разработанного проекта «Я - ДоброТворец», базирующейся на идее использования воспитательного потенциала добровольчества в процессе организации добровольческой деятельности студентов ссузов художественного профиля, что проявилась в следующих показателях:
- сформированность системы жизненных ориентиров, укрепление общечеловеческих, нравственных ценностей, расширение пространства смыслового поиска личности;
- самоактуализация, самореализация, личностного рост личности, раскрытие уникальных способностей, приобщение к самостоятельной трудовой деятельности;
- осознание социальной значимости своей деятельности, взаимодействие, самоопределение в коллективе, умение брать на себя ответственность;
- развитие коммуникативной компетентности (умение общаться, сотрудничать, вести диалог, убеждать, понимать других, преодолевать конфликты, умение работать в группе и с группой);
- развитие организационных способностей, лидерских качеств);
- развитие способности плодотворного воздействия на окружающих через внутреннее саморазвитие, опыт гуманного социального взаимодействия;
- возможность личности выразить свою гражданскую позицию.



