Введение 3
Глава 1. Теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия 6
1.1. Сущность и виды конкурентоспособности предприятия 6
1.2. Методы оценки конкурентоспособности предприятия 12
1.3. Факторы, влияющие на конкурентоспособность розничных торговых сетей 20
Глава 2. Оценка конкурентоспособности ООО «Покровские пекарни» 26
2.1 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Покровские пекарни» 26
2.2 Оценка конкурентоспособности ООО «Покровские пекарни» на рынке г.
Казани 32
Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Покровские пекарни»
3.1 Рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Покровские
пекарни» на рынке г. Казани 43
3.2 Экономическое обоснование предложенных рекомендаций по повышению
конкурентоспособности ООО «Покровские пекарни» 47
Заключение 53
Список использованной литературы 57
Приложения
Актуальность темы заключается в том, что одним из важнейших факторов роста продаж продукции предприятия является повышение уровня его конкурентоспособности и роли в занимаемой им рыночной нише. Повышение уровня организации всех ключевых структур предприятия, занимающихся вопросами реализации продукции и оказанием услуг, расценивается в настоящее время как решающее условие роста его конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Конкурентоспособность - сравнительная характеристика товаров, содержащая комплексную оценку всей совокупности его качественных и экономических свойств относительно выявленных требований рынка или свойств другого товара.
Проблема повышения конкурентоспособности предприятия является актуальной для любого предприятия.
Проблемой данного исследования является разработка рекомендаций с целью повышения конкурентоспособности анализируемого предприятия.
Цель работы заключается в анализе и разработке предложений по повышению конкурентоспособности ООО «Покровские пекарни».
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- изучить сущность и виды конкурентоспособности предприятия;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- изучить факторы, влияющие на конкурентоспособность розничных торговых сетей;
- провести анализ финансово - хозяйственной деятельности ООО «Покровские пекарни»;
- дать оценку конкурентоспособности ООО «Покровские пекарни» на рынке г. Казани;
- разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Покровские пекарни» на рынке г. Казани;
- дать экономическое обоснование предложенных рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Покровские пекарни».
Базой исследования в дипломном проекте является ООО «Покровские пекарни».
Объект исследования - деятельность ООО «Покровские пекарни», г. Казань.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе повышения конкурентоспособности ООО «Покровские пекарни».
Структура дипломного проекта. Работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературных источников, приложений.
Во введении указывается: актуальность выбранной темы, цель работы, задачи, которые необходимо решить в процессе выполнения работы, объект дипломной работы, а также степень разработанности темы.
В первой части раскрываются понятия конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности товара. Изучаются подходы к оценке конкурентоспособности предприятия. Следовательно, первая глава носит теоретический характер.
Во второй части рассматривается конкретное предприятия, а именно ООО «Покровские пекарни». Проводится анализ его финансово-хозяйственной деятельности и оценка его конкурентоспособности. Следовательно, вторая глава носит аналитический характер.
В третьей части рассматриваются основные мероприятия для решения выявленных во второй главе проблем. А также проводится расчет экономической целесообразности и экономической эффективности предложенных мероприятий. Следовательно, третья глава носит проектный характер.
В заключении указываются выводы по всей работе.
Степень изученности материала. Рассмотрение вопросов конкурентоспособности предприятий и конкурентоспособности продукции опирается на исследования отечественных и зарубежных ученых в различных областях экономической науки, менеджмента и маркетинга.
Так, различные аспекты развития конкурентоспособности, ее значение и роль для каждого предприятия, условия и факторы рассматриваются такими авторами как: Веснин, В.Р., Белоусов, В.Л., Баутмартян, Л.В., Глухов, А.Л., Голубков, Е.П., Ковалев, А.И., Мартынова О.К., Сенчагов В.К., Захаров А.Н., Зокин А.А.
Методы исследования, которые были использованы при написании диплома:
- метод анализа литературы (по теме дипломной работы), нормативно-правовой документации, анализ документов;
- аналитический и сравнительный метод;
- метод финансовых коэффициентов.
В работе были использованы документы финансовой отчетности ООО «Покровские пекарни», такие как:
- бухгалтерский баланс за 2012, 2013, 2014 годы,
- отчет о финансовых результатах за 2012, 2013, 2014 годы.
Таким образом, в работе будут рассмотрены теоретические аспекты исследуемой темы, будет проведен анализ финансового состояния ООО «Покровские пекарни» и анализ его конкурентоспособности.
Проведя анализ теоретического материала можно сделать следующие выводы:
1. Под конкурентоспособностью предприятия мы будем понимать свойство, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.
2. Можно выделить следующие основные методы оценки конкурентоспособности предприятия:
- горизонтальный анализ, или анализ тенденций, при котором показатели сравниваются с такими же за другие периоды;
- вертикальный анализ, при котором исследуется структура показателей путем постепенного спуска на более низкий уровень детализации;
- факторный анализ - анализ влияния отдельных элементов конкурентоспособности предприятия на общие экономические показатели;
- сравнительный анализ - сравнение исследуемых показателей с аналогичными среднеотраслевыми или с аналогичными показателями конкурентов.
3. Среди факторов влияющих на конкурентоспособность розничных торговых сетей можно выделить:
- финансовое положение предприятия;
- состояние базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и уровень расходов на них;
- наличие передовой технологии;
- обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
- способность к продуктовому и ценовому маневрированию;
- наличие сбытовой сети;
- состояние технического обслуживания;
- возможность кредитования;
- действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;
-обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.
К методам оценки конкурентоспособности предприятия можно отнести следующие:
- дифференциальный метод, основанный на сопоставлении единичных параметров анализируемого и аналогового предприятия;
- комплексный метод, основанный на применении групповых, интегральных, смешанных показателей;
Конкурентоспособность продукта подразумевает комплексную оценку ряда параметров товара, что позволяет противостоять натиску рыночных аналогов, дать им уверенное сопротивление и отвоевать некоторую долю потребительских предпочтений.
Основные критерии оценки конкурентоспособности продукта определяются косвенно и делятся на потребительскую и экономическую группы.
SWOT - анализ помогает составить список возможных действий (план маркетинга) для нейтрализации слабых сторон компании, в том числе за счет сильных.
Любое предприятие выберет себе в партнеры именно тех поставщиков, которые среди прочих будут более финансово устойчивы и финансово стабильны, что в свою очередь и является их конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность предприятия складывается из следующих факторов:
- ресурсного фактора;
- ценового фактора;
- «фактора среды».
Вся совокупность факторов конкурентоспособности предприятия по отношению к нему подразделяется на внешние и внутренние.
К внутренним факторам относятся: финансово-экономический потенциал; кадровый потенциал; потенциал маркетинговых служб; научно-технический потенциал и т.д.
К внешним факторам относятся: меры государственного воздействия; деятельность общественных и негосударственных институтов; основные характеристики самого рынка деятельности данного предприятия.
Объектом исследования является: ООО «Покровские пекарни».
В рамках бакалаврской работы была проведена оценка конкурентоспособности объекта исследования относительно основных конкурентов, в качестве которых были выбраны пекарни:
- «Жар-Свежар»;
- «Добропек».
Анализ проводился на основе опроса потенциальных потребителей путем анкетирования. В результате нами были рассчитаны интегральные показатели конкурентоспособности для каждой пекарни. Так, интегральные показатели конкурентоспособности для ООО «Покровские пекарни» составил - 69, для пекарни «Жар-Свежар» - 80,95, для пекарни «Добропек» - 65,65. Из этого можно сделать вывод, что основным конкурентом ООО «Покровские пекарни» является пекарня «Жар-Свежар». Своему основному конкуренту ООО «Покровские пекарни» уступает:
- широта ассортимента;
- качество продукции (вкуса);
- узнаваемость бренда.
Следовательно, необходимо разработать рекомендации по повышению удовлетворенности потребителей данными характеристиками. В перечень разработанных рекомендаций вошли следующие мероприятия:
- Расширить ассортимент, ориентируясь на ассортимент основного конкурента «Жар-Свежар» и на потребительские предпочтения.
- Качество продукции (вкуса). Исследовать мнение потребителей продукции ООО «Покровские пекарни». Устроить дегустацию или опрос потребителей. Возможно, что полученные результаты несут совершенно иное представление о качестве продукции. Клиенты поделятся с вами своими впечатлениями и пожеланиями, которые можно впоследствии применить на производстве.
- Узнаваемость бренда. Для того чтобы повысить узнаваемость бренда нужно создать фирменную упаковку, улучшить уже существующий сайт, организовать реализацию в рамках массовых мероприятий городского масштаба ( день города, сабантуй ).
1. Можно сделать вывод, что расширение ассортимента ООО «Покровские пекарни» на 3 позиции приведет к увеличению ежемесячной выручки на 106 800 руб. 00 коп. А чистой прибыли на 40 568 руб. 37 коп.
2. Передвижные точки ООО «Покровские пекарни» будут приносить чистую прибыль в месяц - 24 000 руб. 00 коп. Таким образом, единовременные затраты в размере 72 400 руб. 00 коп. окупятся через 3 месяца.
3. Рекомендации по созданию фирменной упаковки и проведению конкурса в социальной сети Вконтакте рассчитаны на повышение узнаваемости бренда в будущем.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. В 4ч. Ч.1 Федер. закон от 30.11.1994 N 51 -ФЗ ред. от 07.02.2011.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ ред. от 29.12.2010.
Учебники и учебные пособия
3. Абрамов, А.Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия / А.Е. Абрамов. - М.: АКДИ "Экономика и жизнь", 2010. - с 48.
4. Азоев, Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика / Г.Л. Азоев. - М: Центр экономики и маркетинга, 2011. -256 с.
5. Артеменко, В.Г. Финансовый анализ: Учебное пособие. - 2-е издание, переработанное и дополненное / В.Г. Артеменко, М.В. Беллендир. - М.: Издательство "Дело и Сервис"; Новосибирск: Издательский дом "Сибирское соглашение", 2013. -318 с.
6. Афанасьев, М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы / М.П. Афанасьев. - М. 2010. -289 с.
7. Баутмартян, Л.В. Анализ методов определения конкурентоспособности организаций и продукций // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 4 - С.72-85.
8. Белоусов, В.Л. Методика оценки конкурентоспособности предприятия. // Маркетинг в России и за рубежом. - 2014. - № 8 - С.33-41.
9. Бланк, И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс/ И.А. Бланк. - К.: "Ника - Центр", 2013. -406 с.
10. Богатко, А.Н. Основы экономического анализа хозяйствующего субъекта / А.Н. Богатко. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 364 с.
11. Борисовский, Л.Е. - Маркетинг: курс лекций / Л.Е. Борисовский. - М.: ИФРА-М, 2011. - 303 с.
12. Борман, Д.А., Менеджмент предпринимательской деятельности в рыночной экономике / Д.А. Борман, П.С. Воротина, Р.В. Фердман. - Гамбург: S + W, 2010, - 305 с.
13. Вершигора, Е.Е. Менеджмент / Е.Е. Вергигора. - М., 2011. - 314 с.
14. Веснин, В.Р. Основы менеджмента - Курс лекции для студентов высших учебных заведений / В.Р. Веснин. - М., 2012. - 361 с.
15. Веснин, В.Р. Стратегическое управление: Учебник / В.Р. Веснин. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2013. - 299 с.
16. Винокуров, В.А. Организация стратегического управления на предприятии / В.А. Винокуров. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2011. - 332 с.
17. Виханский.О.С. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс 2-е изд.; Учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М, 2012. - 345 с.
18. Волков, О.И. Экономика предприятия / О.И. Волков. - М.: Инфра - М, 2011. - 286 с.
19. Галькович, Р.С. Основы менеджмента / Р.С. Галькович. - М., 2010. - 287 с.
20. Глухов, А.Л. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг - 2012. - №2. - С.54 - 56.
21. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика / Е.П. Голубков. - М.: Издательство "Финпресс", 2014.
22. Грузинов, В.П. и другие. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под редакцией Грузинова, В.П. - М.: Банки и Биржи, ЮИИТИ, 2011. - 402 с.
23. Денисов, А.Ю. Экономика управления предприятием и корпорацией / А.Ю. Денисов, С.А. Жданов. - М.: издательство "Дело и Сервис", 2013. - 282 с.
24. Дихтль, Е. Практический Маркетинг / Е. Дихтель, X. Хершген. - М.: издательство "Дело и Сервис", 2014. - 387 с.
25. Дойль, П. Менеджмент: Стратегия и тактика / П. Дойль. - СПб.: Изд-во "Питер", 2012. -341 с.
26. Дурович, А.П. Маркетинг в предпринимательской деятельности / А.П. Дурович. - Минск, 2010. -284 с.86
27. Забелин, П.В. Основы стратегического управления: Учеб. Пособ. / П.В. Забелин, Н.К. Моисеева. - М: Изд-во РДП, 2010. - 254 с.
28. Завьялов, П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах / П.С. Завьялов. - Москва, ИНФРА-М, 2013. - 340 с.
Статьи и печати периодической печати
29. Киселев, М.В. Антиз и прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия / М.В. Киселев. - М.: Изд-во "АиН", 2012. - 293 с.
30. Котлер, Ф.Г. Основы маркетинга, Второе европейское издание / Ф.Г. Котленр, А. Армстронг и др. - М.: Вильяме, 2013. - 303 с.
31. Ковалев, А.И. Маркетинговый анализ / А.И. Ковалев. - М, 2011. - 317 с.
32. Королев С. В. Издержки производства в системе конкурентоспособности компании: зарубежный опыт и российская практика // Внешнеэкономический бюллетень.-2011.- N 6.- 55с.
33. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: "ДеКа", 1997. - 188 с.
34. Курс экономической теории. Учебное пособие / Под ред. проф. Сидоровича. Изд-во МГУ, 2014, - 356 с.
35. Любушин Н.П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.-448с.
36. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Васильева, Г.А. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2012. - 329 с.
37. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриаишили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриаишили. - 2-е изд. перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2013. -350 с.
38. Маркова, В.Д. Стратегический менеджмент: Курс лекций / В.Д. Макарова, С.А. Кузнецова. - М.: ИНФРА - М: Новосибирск: Сибирское соглашение, 2010. - 371 с.
39. Мартынова О.К. Контроль качества на предприятии // Приложение к журналу “Стандарты и качество”. - 2010. - № 5. - С. 35 - 43.
40. Матанцев, А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга / А.Н. Матанцев. - М.: Юрист, 2011. -329 с.
41. Мескон, М. X. Основы менеджмента: Пер. с англ. / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури - М.: Дело, 2013. - 704 с.
42. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И., Гренков В.Ю. Маркетинг. -М.: Юристъ, 2013.- 109с
43. Отварухина, Н.С. Стратегическое планирование, методы и модели /Н.С. Отварухина, Т.В. Чернова. - ХГАЭиП, 2014. - 348 с.
44. Панов, А.В. Разработка управленческих решений: информационные технологии, учеб. пособие для вузов / Под ред. д. с. н. профессора Т.Н. Афанасьевой. - М.: ИНФРА, 2011. - 420 с.
45. Поляк, Г.Б. Финансы, денежное обращение, кредит / Г.Б. Поляк. - М.: ЮНИТИ, 2-ое изд, 2010. -372 с.
46. Сенчагов В.К., Захаров А.Н., Зокин А.А. Конкурентоспособность и инвестиционный потенциал экономики России. // "Бизнес и банки ". -2014.- N 43. - С.5-10.
47. Томпсон А.А., Стрикленд АДж. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 2014.-С. 43.
48. Уолш К. Ключевые показатели менеджмента. Как анализировать, сравнивать и контролировать данные, определяющие стоимость компании / Пер. с англ. — М.: Дело, 2012. — 360 с.
49. Фасхиев Х.А., Попова Е.В. Как измерить конкурентоспособность предприятия?// Маркетинг в России и зарубежом.-2014.-№4.- С.7-12.
50. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. — М.: ИНФРА-М, 2013. — 312 с.
51. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 285 с.
Электронные ресурсы
52. Материалы Всероссийсуих конференций представителей малых предприятий. [электронный ресурс] www.old.nisste.ru