Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Педагогический мониторинг сформированности умений рисовать предметы у детей 4-5 лет (Педагогика, психология, Нижневартовский Государственный Университет)

Работа №51652

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы37
Год сдачи2018
Стоимость400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
318
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


База исследования: МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (20 дошкольников).
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы педагогического мониторинга развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет 6
1.1. Педагогический мониторинг в дошкольном образовании 6
1.2. Изобразительные умения детей дошкольного возраста 10
1.3. Предметное рисование как средство обучения изобразительной грамоте дошкольников 4-5 лет 13
Выводы по первой главе 18
Глава 2. Опытно-поисковая работа по организации педагогического мониторинга развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет 19
2.1. Модель педагогического мониторинга по развитию умения рисования предметов у детей 4-5 лет 19
2.2. Исходно-диагностический этап модели педагогического мониторинга развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет 22
2.3. Содержательно-технологический этап модели педагогического мониторинга развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет 25
Выводы по второй главе 30
Заключение 31
Список литературы 33

Актуальность исследования. Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика образовательного учреждения как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС ДОО – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности дошкольника. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности [29]. ФГОС ДОО направлен на овладение дошкольниками элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности. ФГОС ДОО направлен на развитие изобразительных умений: передавать точность изображаемого предмета, умение видеть перспективу, передавать объем в рисунке и т.д. [29].
Исходя из анализа психолого-педагогической, методической литературы и современной образовательной практики можно сформулировать противоречие между широкими возможностями развития у детей 4-5 лет умения рисовать предметы и недостаточной разработанностью методики обучения детей 4-5 лет рисованию предметов. Необходимость разрешения данного противоречия определяет актуальность исследования и его проблему: какова технология развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет.
Цель исследования: на основе теоретико-экспериментального исследования разработать модель педагогического мониторинга развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет.
Объектом исследования является процесс изобразительной деятельности у детей 4-5 лет.
Предметом исследования является разработка и апробация педагогического мониторинга развития умения рисования предметов у детей 4-5 лет.
Гипотеза исследования: предполагаем, что модель педагогического мониторинга, реализуемая в дошкольном образовании, может сделать процесс развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет более эффективным если:
- будет разработана модель педагогического мониторинга, который включает адаптационно-установочный, исходно-диагностический, содержательно-технологический и результативный этапы;
- будет определена критериально-уровневая характеристика развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет;
- будет разработана программа развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы сформулированы следующие задачи:
1. Изучить проблему педагогического мониторинга развития представлений умения рисовать предметы у детей 4-5 лет.
2. Определить критериально-уровневую характеристику и выявить исходный уровень развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет.
3. Разработать и апробировать модель педагогического мониторинга развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет.
4. Разработать программу развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, синтез и обобщение, констатирующий этап опытно-поисковой работы – тестирование, количественный и качественный анализ результатов диагностики.
Этапы исследования:
На первом этапе – поисково-теоретическом (сентябрь – октябрь 2017 г.), на котором изучались и анализировались психолого-педагогические исследования. Были определены методология и методика исследования, проблема, предмет, задачи, методы и гипотеза исследования.
На втором этапе – опытно-экспериментальном (ноябрь 2017 г. – апрель 2018 г.) осуществлялся констатирующий эксперимент, систематизировался полученный материал, осуществлялся анализ результатов исследования, качественная и количественная обработка полученных результатов.
На третьем этапе – итогово-аналитическом (май – июнь 2018 г.). Данный этап был посвящен систематизации и обобщению результатов экспериментальной работы, уточнению выводов, формированию результатов исследования, оформлялись результаты исследования.
Теоретическая основа исследования:
- подходы к организации и проведения педагогического мониторинга в дошкольной образовательной организации – А.В. Хуторского, Н.Е. Щурковой и др.;
- подходы к развитию умения рисовать предметы у детей 4-5 лет – Е.В. Пчелинцевой, Г.С. Швайко и др.
Практическая значимость состояла в том, что были на основе анализа результатов педагогического мониторинга определены методы для развития умения рисовать предметы у детей 4-5 лет, которые могут быть использованы воспитателями в ДОУ, а также педагогами дополнительного образвоания.
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ № 31 «Медвежонок» (г. Нижневартовск). В эксперименте участвовали дети средней возрастной группы (20 дошкольников).
Апробация результатов исследования основные положения и результаты исследования планируется представить перед сокурсниками в процессе защиты курсовой работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как основная цель обучения изобразительной деятельности детей 4-5 лет – научить изображению предметов и явлений как средству образного отражения своих жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные отчетливые представления, знание основных законов изобразительной грамоты, а также практическое умение выразить их в изобразительной форме.
В настоящее время педагогический мониторинг в системе образования приобретает все большее значение, поскольку, как показал анализ психолого-педагогической литературы, педагогический мониторинг связан с постановкой цели, анализом, коррекцией, диагностикой, оценкой и контролем учебно-воспитательного процесса на всех его этапах. Данные столь разноплановые понятия, выступая структурными компонентами педагогического мониторинга, свидетельствуют о том, что данное понятие не имеет точного, однозначного толкования. В связи с чем, педагогический мониторинг является сложным педагогическим явлением.
Основная цель обучения изобразительной деятельности детей среднего школьного возраста – научить изображению предметов и явлений как средству образного отражения своих жизненных впечатлений. Для изображения нужны ясные отчетливые представления, знание основных законов изобразительной грамоты, а также практическое умение выразить их в изобразительной форме. Недостатки предметного восприятия у детей 4-5 лет приводят к некоторым особенностям в изобразительной деятельности. Например, в детских рисунках все предметы находятся, как правило, в одной плоскости. В данном случае при организации учебного процесса важно с помощью некоторых заданий и упражнений развивать у детей 4-5 лет объемно-пространственное видение окружающего мира.
В ходе исследования была разработана модель педагогического мониторинга, состоящая из диагностического, аналитического и проектировочного этапа. На диагностическом этапе согласно данным, полученным по методике «Рисование предметов» Н.А. Ветлугиной, было установлено, что у детей 4-5 лет уровень умения рисовать предметы в основном средний – 9 (45%) дошкольников и низкий – 5 (25%) дошкольников.
Для решения задач, поставленных в педагогическом мониторинге для детей 4-5 лет была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Путешествие с палитрой». Новизна программы заключается в использовании традиционных и нетрадиционных методов и способов развития детского творчества, направленных не только на формирование нравственно-эстетических потребностей и развития художественной культуры, но и на интеллектуальное развитие, а также коммуникативные навыки обучающихся в процессе рисования. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка, развитие у детей 4-5 лет рисовать предметы. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции. В программе особое внимание уделено развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно для предметного рисования.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены. гипотеза подтвердилась.



1. Алексеева, Г.А. Особенности изобразительной деятельности дошольников / Г.А. Алексеева // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 52-56.
2. Бутенко, А.Г. Особенности уроков изобразительного искусства в детском саду / А.Г. Бутенко // Детский сад от А до Я. – 2015. – №3. – С. 61-65.
3. Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – СПб.: Питер, 2015. – 356 с.
4. Давыдова, С.Д. Художественно-эстетическое образование дошкольников: вопросы теории и практики / С.Д. Давыдова – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. – 200 с.
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина [и др.]; под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство‐Пресс, 2013. – 321 с.
6. Доронова, Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольника / Т.Н. Доронова. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.
7. Дьячкова, М.А. О роли изобразительного искусства в духовно-нравственном воспитании дошкольников / М.А. Дьячкова // Вестник развития науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 101-105.
8. Игнатьев, С.Е. Закономерности изобразительной деятельности детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / С.Е. Игнатьев. – М.: Мир: Академический Проект, 2012. – 191 с.
9. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 434 с.
10. Казакова, Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества / Т.Г. Казакова. – М.: Владос, 2015. – 255 с.
11. Кибрик, Е.В. Искусство и дети / Е.В. Кибрик. // Юный художник. – 2012. – №2. – С. 35-38.
12. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов для работы с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 119 с.
13. Комарова, Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 225 с.
14. Косминская, В.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: лабораторный практикум: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова. – М.: Академия, 2013. – 128 с.
15. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа / И.А. Лыкова. – М.: Карапуз, 2009. – 144 с.
16. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного воспитания / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 241 с.
17. Панксенов, Г.И. Рисунок. Форма, объем, цвет, изображение: учеб. пособие для студ. высш. худ. учебных заведений / Г.И. Панксенов. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 369 с.
18. Петровская, Е.Е. Приемы обучения изобразительной деятельности в детском саду / Е.Е. Петровская // Педагогика. – 2016. – №1. – С. 69-74.
19. Пчелинцева, Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие / Е.В. Пчелинцева – Нижний Новгород: Бумеранг, 2012. – 312 с.
20. Рапацевич, Е.С. Педагогика. Большая современная энциклопедия / Е.С. Рапацевич. – М.: Современное слово, 2016. – 720 с.
21. Руковицын, М.М. Эстетическое воспитание детей / М.М. Руковицын. – М.: Знание, 2012. – 432 с.
22. Рыленко, Ю.А. Мониторинг образовательного процесса в ДОУ / Ю.А. Рыленко // Молодой ученый. – 2015. – №17. – С. 565-568.
23. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: АСТ, 2015. – 255 с.
24. Терентьева, Ю.В. Организация изобразительной деятельности дошкольников в условиях детского сада / Ю.В. Терентьева // Детский сад от А до Я. – 2015. – №11. – С. 52-55.
25. Угарова, В.С. Школа изобразительного искусства / В.С. Угарова. – М.: Изобразительное искусство, 2011. – 195 с.
26. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2013. – № 5. – С. 55 – 61.
27. Швайко, Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа / Г.С. Швайко. – М.: Владос, 2011. – 75 с.
28. Щуркова, Н.Е. Педагогика / Н.Е. Щуркова. – М.: Академия, 2015. – 623 с.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 36 с.
30. Яковлева, Е.Л. Психологические условия развития изобразительных умений у детей дошкольного возраста / Е.Л. Яковлева // Вопросы психологии. – 2010. – № 5. – С. 35-39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ