Налоговое регулирование депозитных и кредитных операций банка
|
Введение 5
1 Теоретические основы налогового регулирования депозитных и кредитных операций банка 10
1.1 Банковские операции и их характеристика 10
1.2 Инструменты налогового регулирования деятельности коммерческих банков 22
1.3 Понятие и необходимость налогового регулирования депозитных и
кредитных операций банка 34
2. Анализ налогообложения кредитных и депозитных операций банка 49
2.1 Анализ, состав и структура налоговой нагрузки банка 49
2.2 Анализ депозитных операций и их влияние на формирование налоговых
обязательств 57
2.3 Анализ кредитных операций и их влияние на формирование налоговых
обязательств 64
3. Совершенствование налогового регулирования депозитной и кредитной
политики банка 74
3.1 Совершенствование налогового регулирования депозитных операций банка 74
3.2 Совершенствование налогового регулирования кредитных операций банка 80
Заключение 88
Список использованной литературы 93
Приложение
1 Теоретические основы налогового регулирования депозитных и кредитных операций банка 10
1.1 Банковские операции и их характеристика 10
1.2 Инструменты налогового регулирования деятельности коммерческих банков 22
1.3 Понятие и необходимость налогового регулирования депозитных и
кредитных операций банка 34
2. Анализ налогообложения кредитных и депозитных операций банка 49
2.1 Анализ, состав и структура налоговой нагрузки банка 49
2.2 Анализ депозитных операций и их влияние на формирование налоговых
обязательств 57
2.3 Анализ кредитных операций и их влияние на формирование налоговых
обязательств 64
3. Совершенствование налогового регулирования депозитной и кредитной
политики банка 74
3.1 Совершенствование налогового регулирования депозитных операций банка 74
3.2 Совершенствование налогового регулирования кредитных операций банка 80
Заключение 88
Список использованной литературы 93
Приложение
Вопросы развития и совершенствования налогового регулирования становления рыночных структур признаются одними из наиболее актуальных в российской экономической науке и практике.
Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на банках и без которого рыночная экономика вообще не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач. Банки являются центральным звеном рыночного хозяйства. Развитие их деятельности - это необходимое условие создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.
Немаловажно регулирование, в том числе и налоговое, банковского рынка с точки зрения безопасности и сбалансированности экономики. Взаимосвязь, существующая между функциональной способностью и стабильностью банковской системы, и стабильностью общественной и политической систем, исторически многократно подтверждена. Более того, эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от ее кредитной системы, а значит, от банков. Особое место, которое отводится банковской системе как связующему звену экономики при проведении экономической политики государства, делает актуальным исследование вопросов налогообложения банков, регулирования формирования налоговых обязательств при осуществлении депозитных и кредитных операций, налогового механизма регулирования операций коммерческих банков.
Для банков и других кредитных учреждений Российской Федерации взаимоотношения с налоговыми органами России являются одним из наиболее проблемных вопросов, требующих принятия оптимальных решений, причем как для налоговых органов, так и для учреждений кредитной системы РФ. При этом банки испытывают на себе все трудности неразрешенности и противоречивости многих положений налогового законодательства, влияющих на все субъекты хозяйствования и на многие аспекты функционирования хозяйственного механизма.
Анализ монографической и периодической литературы позволяет сделать вывод о том, что и в настоящее время налоговому регулированию кредитных и депозитных операций кредитных организаций уделяется довольно незначительное внимание, которое, главным образом, направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем и нахождение путей выхода из них, что актуализирует проблему, рассматриваемую в данном диссертационном исследовании.
Практически полностью отсутствует информация о доли налоговых платежей, собранных с коммерческих банков, в общей сумме доходов государственного бюджета, что сильно затрудняет анализ состояния банковского сектора, а он в настоящее время не находится на стадии подъема, хотя и занимает существенную область в экономике нашей страны.
Степень разработанности темы. Теоретические проблемы сущности налогового регулирования операций в банковском секторе рассматривались в работах таких российских ученых, как Астрелина В. В., Белотелова, Н. П., Букирь, М. Я., Полежарова Л. В., Попов Е. М., Рудько-Селиванов В. В. и др. Понятие и сущность экономического потенциала налогового регулирования отдельных операций банков исследовались рядом российских авторов:
Борисов О.И., Гончаренко Л.И., Гусев А.В., Евстигнеев Е.Н., Игнатьев С.В., Лукаш, Ю. А., Майбуров И.А. и др.
Анализ отдельных правовых аспектов налогового регулирования проводился в российской правовой науке. Особого внимания заслуживают работы Магомедова В.Н. и Бутыльков М.Л., однако в связи с последними изменениями в законодательстве, проводимым реформированием банковской сферы в целом и расширением налогового законодательства в современных реалиях является актуальной и требует всестороннего изучения.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором проанализированы и систематизированы принципы налогового регулирования кредитных и депозитных операций коммерческих банков в Российской Федерации в условиях рынка, в результате чего получены следующие научные результаты:
- Уточнено определение налогового регулирования банковского сектора, как инструмента воздействия государства на экономику, а также разграничены понятия и дана характеристика налоговой политики и налогового регулирования.
- Предложены и обоснованы меры по совершенствованию состава доходов и расходов банков при определении налоговой базы по налогу на прибыль, что обусловлено особенностями кредитных и депозитных операций банка.
- Предложена методика формирования налоговой нагрузки коммерческого банка, основанная на выделении абсолютного и относительного показателей.
- Обосновано предложение о включении всех резервов на возможные потери по ссудам независимо от обеспечения ссуды и группы риска в состав расходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Цель исследования заключается в исследовании теоретических основ налогового регулирования депозитных и кредитных операций банков и разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогового регулирования депозитных и кредитных операций коммерческих банков в Российской Федерации.
В более конкретном плане в диссертации поставлены следующие исследовательские задачи:
- Рассмотреть банковские операции как предмет налоговых отношений;
- Определить понятие и необходимость налогового регулирования депозитных и кредитных операций банка;
- Провести анализ, состав и структура налоговой нагрузки банка;
- Проанализировать депозитные операции и их влияние на
формирование налоговых обязательств;
- Проанализировать кредитные операции и их влияние на
формирование налоговых обязательств;
- Установить возможные пути развития налогового регулирования депозитных операций банка;
- Выявить пути совершенствования налогового регулирования кредитных операций банка.
Объектом исследования являются сфера налогообложения, развивающаяся в процессе формирования банковского сектора.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения в системе налогообложения, возникающие между государством и кредитными организациями в процессе осуществления кредитных и депозитных операций.
Методологию исследования составляет диалектический подход, методы индукции и дедукции, обобщений, логического моделирования, текущего и перспективного анализа, а также фундаментальные положения о развитии рыночной экономики, общей теории налогов, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов В ходе исследования использованы также законодательные акты, инструкции и другие нормативные документы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства по налоговому законодательству, материалы международных и региональных семинаров, посвященных проблемам формирования эффективного налогового механизма.
Практическая значимость состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в качестве основы при формировании системы налогового регулирования депозитных и кредитных операций в целях достижения устойчивого и качественного роста банковского сектора, разработке стратегии налоговой реформы для получения синергетического эффекта воздействия на налоговую нагрузку банков, прогнозировании изменений экономической активности банков, адаптированных к новым аспектам в системе налогообложения, разработке предложений по активизации налогового регулирования депозитных и кредитных операций банка.
Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на банках и без которого рыночная экономика вообще не может функционировать. Банковская система выступает в качестве важной рыночной составляющей и гибким инструментом для реализации макроэкономических задач. Банки являются центральным звеном рыночного хозяйства. Развитие их деятельности - это необходимое условие создания рыночного хозяйства. Банки играют роль действенного орудия государства в реализации стратегических и тактических целей инвестиционной, инновационной, структурной политики, политики доходов населения и внешнеэкономической деятельности. В то же время банковская система является одной из основных частей рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективную динамику микропроцессов.
Немаловажно регулирование, в том числе и налоговое, банковского рынка с точки зрения безопасности и сбалансированности экономики. Взаимосвязь, существующая между функциональной способностью и стабильностью банковской системы, и стабильностью общественной и политической систем, исторически многократно подтверждена. Более того, эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от ее кредитной системы, а значит, от банков. Особое место, которое отводится банковской системе как связующему звену экономики при проведении экономической политики государства, делает актуальным исследование вопросов налогообложения банков, регулирования формирования налоговых обязательств при осуществлении депозитных и кредитных операций, налогового механизма регулирования операций коммерческих банков.
Для банков и других кредитных учреждений Российской Федерации взаимоотношения с налоговыми органами России являются одним из наиболее проблемных вопросов, требующих принятия оптимальных решений, причем как для налоговых органов, так и для учреждений кредитной системы РФ. При этом банки испытывают на себе все трудности неразрешенности и противоречивости многих положений налогового законодательства, влияющих на все субъекты хозяйствования и на многие аспекты функционирования хозяйственного механизма.
Анализ монографической и периодической литературы позволяет сделать вывод о том, что и в настоящее время налоговому регулированию кредитных и депозитных операций кредитных организаций уделяется довольно незначительное внимание, которое, главным образом, направлено на освещение существующего законодательства, нежели на анализ проблем и нахождение путей выхода из них, что актуализирует проблему, рассматриваемую в данном диссертационном исследовании.
Практически полностью отсутствует информация о доли налоговых платежей, собранных с коммерческих банков, в общей сумме доходов государственного бюджета, что сильно затрудняет анализ состояния банковского сектора, а он в настоящее время не находится на стадии подъема, хотя и занимает существенную область в экономике нашей страны.
Степень разработанности темы. Теоретические проблемы сущности налогового регулирования операций в банковском секторе рассматривались в работах таких российских ученых, как Астрелина В. В., Белотелова, Н. П., Букирь, М. Я., Полежарова Л. В., Попов Е. М., Рудько-Селиванов В. В. и др. Понятие и сущность экономического потенциала налогового регулирования отдельных операций банков исследовались рядом российских авторов:
Борисов О.И., Гончаренко Л.И., Гусев А.В., Евстигнеев Е.Н., Игнатьев С.В., Лукаш, Ю. А., Майбуров И.А. и др.
Анализ отдельных правовых аспектов налогового регулирования проводился в российской правовой науке. Особого внимания заслуживают работы Магомедова В.Н. и Бутыльков М.Л., однако в связи с последними изменениями в законодательстве, проводимым реформированием банковской сферы в целом и расширением налогового законодательства в современных реалиях является актуальной и требует всестороннего изучения.
Научная новизна исследования состоит в том, что автором проанализированы и систематизированы принципы налогового регулирования кредитных и депозитных операций коммерческих банков в Российской Федерации в условиях рынка, в результате чего получены следующие научные результаты:
- Уточнено определение налогового регулирования банковского сектора, как инструмента воздействия государства на экономику, а также разграничены понятия и дана характеристика налоговой политики и налогового регулирования.
- Предложены и обоснованы меры по совершенствованию состава доходов и расходов банков при определении налоговой базы по налогу на прибыль, что обусловлено особенностями кредитных и депозитных операций банка.
- Предложена методика формирования налоговой нагрузки коммерческого банка, основанная на выделении абсолютного и относительного показателей.
- Обосновано предложение о включении всех резервов на возможные потери по ссудам независимо от обеспечения ссуды и группы риска в состав расходов, учитываемых при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.
Цель исследования заключается в исследовании теоретических основ налогового регулирования депозитных и кредитных операций банков и разработке теоретических и практических рекомендаций и предложений по проблемам совершенствования налогового регулирования депозитных и кредитных операций коммерческих банков в Российской Федерации.
В более конкретном плане в диссертации поставлены следующие исследовательские задачи:
- Рассмотреть банковские операции как предмет налоговых отношений;
- Определить понятие и необходимость налогового регулирования депозитных и кредитных операций банка;
- Провести анализ, состав и структура налоговой нагрузки банка;
- Проанализировать депозитные операции и их влияние на
формирование налоговых обязательств;
- Проанализировать кредитные операции и их влияние на
формирование налоговых обязательств;
- Установить возможные пути развития налогового регулирования депозитных операций банка;
- Выявить пути совершенствования налогового регулирования кредитных операций банка.
Объектом исследования являются сфера налогообложения, развивающаяся в процессе формирования банковского сектора.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения в системе налогообложения, возникающие между государством и кредитными организациями в процессе осуществления кредитных и депозитных операций.
Методологию исследования составляет диалектический подход, методы индукции и дедукции, обобщений, логического моделирования, текущего и перспективного анализа, а также фундаментальные положения о развитии рыночной экономики, общей теории налогов, разработанные в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов В ходе исследования использованы также законодательные акты, инструкции и другие нормативные документы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства по налоговому законодательству, материалы международных и региональных семинаров, посвященных проблемам формирования эффективного налогового механизма.
Практическая значимость состоит в том, что выводы и рекомендации могут быть использованы в качестве основы при формировании системы налогового регулирования депозитных и кредитных операций в целях достижения устойчивого и качественного роста банковского сектора, разработке стратегии налоговой реформы для получения синергетического эффекта воздействия на налоговую нагрузку банков, прогнозировании изменений экономической активности банков, адаптированных к новым аспектам в системе налогообложения, разработке предложений по активизации налогового регулирования депозитных и кредитных операций банка.
Налоговая система и налоговая политика государства затрагивают экономические интересы всех без исключения субъектов рынка. Одним из центральных сегментов рынка является банковский рынок, который базируется в основном на кредитных организациях и без которого рыночная экономика не может функционировать.
В соответствии с российским законодательством кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Автором проанализирована динамика количества кредитных организация и сделан вывод, что цепная реакция последствий от отзыва лицензий у банков с широкой сетью отделений, филиалов, контрагентов и партнеров в виде кроссирующегося ущерба от невыполненных взаимных обязательств, а главное, ввиду утраты доверия со стороны населения и субъектов экономической деятельности к коммерческим банкам в целом, приведет к проблемам фатального характера.
В свою очередь следует отметить, что развитие банковского бизнеса сдерживается рядом обстоятельств. С учетом складывавшейся в последние годы внешнеэкономической конъюнктуры и внутреннего потенциала российской экономики, существуют институциональные и ресурсные ограничения, которые создают препятствия для формирования устойчивой и конкурентоспособной банковской системы.
Особое положение банков в налоговой системе обусловлено тем, что во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех действующих лицах.
Анализ структуры и содержания НК РФ позволил выявить, что в нем в качестве субъектов налоговых отношений названы лишь шесть: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (Федеральная налоговая служба (ФНС России)), сборщики налогов, Государственный таможенный комитет и Министерство финансов РФ (Минфин России). Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в специфические самостоятельные участники налоговых отношений банки и кредитные учреждения прямо не выделены. В то же время отдельные статьи НК РФ устанавливают статус, права и обязанности банков, что фактически определяет их особую и важнейшую роль в отечественной налоговой системе. Взимание налогов с кредитных организаций банковского типа, как и с других налогоплательщиков, регулируется нормами налогового права. Современное налоговое право, история которого начинается с конца 1991 года, находится в стадии становления.
Государственное налоговое регулирование направлено на создание дополнительных налоговых стимулов для экономического роста и повышение справедливости налоговой системы РФ. Недопущение роста налоговой нагрузки является основным приоритетом налоговой политики в рассматриваемом периоде. Поскольку государство в данный момент времени борется с негативными внешнеэкономическими явлениями (санкции со стороны западных стран и достаточно низкий уровень цен на нефть), особенно важно обеспечить оптимальный уровень налоговой нагрузки, дабы пресечь возможное снижение налоговых поступлений вследствие чрезмерного налогового бремени налогоплательщиков.
На сегодняшний день банковский вклад является наиболее востребованным инвестиционным инструментов для российских граждан ввиду легкости его использования. Важно отметить тот факт, что депозитные операции согласно российскому законодательству не подлежат налогообложению. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует некоторые процессы при осуществлении депозитных операций. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию.
Далее автором были проанализированы состав и структура налоговой нагрузки ОАО «Россельхозбанк». В 2014 году АО «Россельхозбанк» испытывал кризис, так как по итогам года ушел в убыток, что связано с резким увеличением операционных расходов. Основным фактором увеличения операционных расходов явилась активная работа по урегулированию накопленной проблемной задолженности, сформировавшейся преимущественно в результате выдач 2006-2009 годов, которая сопровождалась выбытием проблемных активов. В связи с убытком в 2014 и 2015 годах налог на прибыль не начислялся.
Анализ депозитных операций показал, что осуществление депозитных операций влияют на формирование налоговых обязательств, несмотря на то, что законодательством не установлено налогообложение депозитных операций, а также анализ зависимых переменных дал понять, что существует зависимость между осуществлением депозитных операций и формированием налогооблагаемой базы. Таким образом, далее целесообразно изучить влияние кредитных операций на формирование налоговых обязательств.
В рамках исследования автор провел анализ формирования налогооблагаемой базы для определения влияния кредитных операций на формирование налоговых обязательств. Налоговая нагрузка по кредитным операциям находится на низком уровне.
Влияние фактора налогообложения на показатели эффективности функционирования банков обусловлено непосредственным воздействием налогообложения прибыли на показатели доходности и прибыльности от краткосрочных и долгосрочных кредитных операций. Установлено, что при расчете данных показателей следует учитывать налоговую нагрузку по налогу на прибыль посредством применения налогового корректора.
В случае долгосрочного кредитования, в том числе субъектов реального сектора экономики, целесообразно получаемые процентные доходы и прибыль банка по кредитным операциям продисконтировать по средневзвешенной стоимости ресурсов, рассчитанной с учетом налогового корректора.
Предлагаемая методика дисконтирования доходов и прибыли банка по скорректированной средневзвешенной стоимости ресурсов, используемых для кредитования, позволит не только отразить влияние налогового фактора, но и привести все будущие процентные доходы и прибыль банка по долгосрочным кредитам к текущему моменту, что обеспечивает более точный прогноз показателей деятельности банка. Расчет доходности и прибыльности для краткосрочных кредитных операций автор предлагает осуществлять путем прямого учета фактора налогообложения.
Также следует отметить, что в банковском секторе наблюдается постоянно высокая конкуренция, которая требует больших затрат на маркетинговые исследования рынка. Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) включает в состав прочих расходов расходы на научные исследования. Однако при рассмотрении таких расходов НК РФ относит к ним только расходы, связанные с изобретательством и созданием новой или усовершенствованием выпускаемой продукции. Об этом говорится в ст. 262 НК РФ. Исходя из этого, если маркетинговое исследование ставит своей целью именно создание или усовершенствование банковских, или финансовых продуктов, то эти расходы будут признаваться в налоговом учете в соответствии со ст. 262 НК РФ.
Кредитование относится к «классическим» банковским операциям, которые по определению не облагаются НДС. Однако на практике бывают ситуации, когда финансовому институту приходится уплачивать «добавленный» налог и при передаче денег в долг, оказываемые финансовым институтом услуги по сопровождению кредита являются банковскими, а перечень банковских операций, освобождаемых от обложения НДС, не является исчерпывающим.
Основными направлениями снижения расходной части коммерческих банков является минимизация налогообложения.
Первой проблемой, возникшей перед кредитными организациями, является введение налогового учета. Но так как бухгалтерский учет в этих организациях не был изменен, следовательно, налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского почти по всем видам доходов и большинству видов расходов.
Автор предлагает следующие пути совершенствования процессов в налоговых отношениях.
Во-первых, целесообразно учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль создаваемый резерв по не оплаченным в срок долгам должен, соответственно, уменьшить налогооблагаемую базу и, таким образом, должна достигаться выше поставленная цель. А для банков, направляющих свои ресурсы в долгосрочное инвестиционное кредитование, целесообразно увеличить нормативы формирования резервов под активные операции.
Во-вторых, разработать перечень составных процедур, осуществляемых банком при депозитных операциях, которые не будут облагаться налогом, так как арбитражная практика показывает, что налоговые органы часто предъявляют требования по отнесению доходов по сопроводительным депозитным операциям к налогооблагаемой базе.
В-третьих, учитывать маркетинговые расходы при определении налогооблагаемой базы, что является способом стимулирования банковского сектора в направлении совершенствования банковских услуг, в частности таких операций как депозитные и кредитные.
В соответствии с российским законодательством кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные федеральным законом «О банках и банковской деятельности».
Автором проанализирована динамика количества кредитных организация и сделан вывод, что цепная реакция последствий от отзыва лицензий у банков с широкой сетью отделений, филиалов, контрагентов и партнеров в виде кроссирующегося ущерба от невыполненных взаимных обязательств, а главное, ввиду утраты доверия со стороны населения и субъектов экономической деятельности к коммерческим банкам в целом, приведет к проблемам фатального характера.
В свою очередь следует отметить, что развитие банковского бизнеса сдерживается рядом обстоятельств. С учетом складывавшейся в последние годы внешнеэкономической конъюнктуры и внутреннего потенциала российской экономики, существуют институциональные и ресурсные ограничения, которые создают препятствия для формирования устойчивой и конкурентоспособной банковской системы.
Особое положение банков в налоговой системе обусловлено тем, что во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают в трех действующих лицах.
Анализ структуры и содержания НК РФ позволил выявить, что в нем в качестве субъектов налоговых отношений названы лишь шесть: налогоплательщики (плательщики сборов), налоговые агенты, налоговые органы (Федеральная налоговая служба (ФНС России)), сборщики налогов, Государственный таможенный комитет и Министерство финансов РФ (Минфин России). Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в специфические самостоятельные участники налоговых отношений банки и кредитные учреждения прямо не выделены. В то же время отдельные статьи НК РФ устанавливают статус, права и обязанности банков, что фактически определяет их особую и важнейшую роль в отечественной налоговой системе. Взимание налогов с кредитных организаций банковского типа, как и с других налогоплательщиков, регулируется нормами налогового права. Современное налоговое право, история которого начинается с конца 1991 года, находится в стадии становления.
Государственное налоговое регулирование направлено на создание дополнительных налоговых стимулов для экономического роста и повышение справедливости налоговой системы РФ. Недопущение роста налоговой нагрузки является основным приоритетом налоговой политики в рассматриваемом периоде. Поскольку государство в данный момент времени борется с негативными внешнеэкономическими явлениями (санкции со стороны западных стран и достаточно низкий уровень цен на нефть), особенно важно обеспечить оптимальный уровень налоговой нагрузки, дабы пресечь возможное снижение налоговых поступлений вследствие чрезмерного налогового бремени налогоплательщиков.
На сегодняшний день банковский вклад является наиболее востребованным инвестиционным инструментов для российских граждан ввиду легкости его использования. Важно отметить тот факт, что депозитные операции согласно российскому законодательству не подлежат налогообложению. Однако Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует некоторые процессы при осуществлении депозитных операций. Банк обязан сообщить в налоговый орган по месту своего нахождения информацию.
Далее автором были проанализированы состав и структура налоговой нагрузки ОАО «Россельхозбанк». В 2014 году АО «Россельхозбанк» испытывал кризис, так как по итогам года ушел в убыток, что связано с резким увеличением операционных расходов. Основным фактором увеличения операционных расходов явилась активная работа по урегулированию накопленной проблемной задолженности, сформировавшейся преимущественно в результате выдач 2006-2009 годов, которая сопровождалась выбытием проблемных активов. В связи с убытком в 2014 и 2015 годах налог на прибыль не начислялся.
Анализ депозитных операций показал, что осуществление депозитных операций влияют на формирование налоговых обязательств, несмотря на то, что законодательством не установлено налогообложение депозитных операций, а также анализ зависимых переменных дал понять, что существует зависимость между осуществлением депозитных операций и формированием налогооблагаемой базы. Таким образом, далее целесообразно изучить влияние кредитных операций на формирование налоговых обязательств.
В рамках исследования автор провел анализ формирования налогооблагаемой базы для определения влияния кредитных операций на формирование налоговых обязательств. Налоговая нагрузка по кредитным операциям находится на низком уровне.
Влияние фактора налогообложения на показатели эффективности функционирования банков обусловлено непосредственным воздействием налогообложения прибыли на показатели доходности и прибыльности от краткосрочных и долгосрочных кредитных операций. Установлено, что при расчете данных показателей следует учитывать налоговую нагрузку по налогу на прибыль посредством применения налогового корректора.
В случае долгосрочного кредитования, в том числе субъектов реального сектора экономики, целесообразно получаемые процентные доходы и прибыль банка по кредитным операциям продисконтировать по средневзвешенной стоимости ресурсов, рассчитанной с учетом налогового корректора.
Предлагаемая методика дисконтирования доходов и прибыли банка по скорректированной средневзвешенной стоимости ресурсов, используемых для кредитования, позволит не только отразить влияние налогового фактора, но и привести все будущие процентные доходы и прибыль банка по долгосрочным кредитам к текущему моменту, что обеспечивает более точный прогноз показателей деятельности банка. Расчет доходности и прибыльности для краткосрочных кредитных операций автор предлагает осуществлять путем прямого учета фактора налогообложения.
Также следует отметить, что в банковском секторе наблюдается постоянно высокая конкуренция, которая требует больших затрат на маркетинговые исследования рынка. Налоговый кодекс РФ (далее - НК РФ) включает в состав прочих расходов расходы на научные исследования. Однако при рассмотрении таких расходов НК РФ относит к ним только расходы, связанные с изобретательством и созданием новой или усовершенствованием выпускаемой продукции. Об этом говорится в ст. 262 НК РФ. Исходя из этого, если маркетинговое исследование ставит своей целью именно создание или усовершенствование банковских, или финансовых продуктов, то эти расходы будут признаваться в налоговом учете в соответствии со ст. 262 НК РФ.
Кредитование относится к «классическим» банковским операциям, которые по определению не облагаются НДС. Однако на практике бывают ситуации, когда финансовому институту приходится уплачивать «добавленный» налог и при передаче денег в долг, оказываемые финансовым институтом услуги по сопровождению кредита являются банковскими, а перечень банковских операций, освобождаемых от обложения НДС, не является исчерпывающим.
Основными направлениями снижения расходной части коммерческих банков является минимизация налогообложения.
Первой проблемой, возникшей перед кредитными организациями, является введение налогового учета. Но так как бухгалтерский учет в этих организациях не был изменен, следовательно, налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского почти по всем видам доходов и большинству видов расходов.
Автор предлагает следующие пути совершенствования процессов в налоговых отношениях.
Во-первых, целесообразно учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль создаваемый резерв по не оплаченным в срок долгам должен, соответственно, уменьшить налогооблагаемую базу и, таким образом, должна достигаться выше поставленная цель. А для банков, направляющих свои ресурсы в долгосрочное инвестиционное кредитование, целесообразно увеличить нормативы формирования резервов под активные операции.
Во-вторых, разработать перечень составных процедур, осуществляемых банком при депозитных операциях, которые не будут облагаться налогом, так как арбитражная практика показывает, что налоговые органы часто предъявляют требования по отнесению доходов по сопроводительным депозитным операциям к налогооблагаемой базе.
В-третьих, учитывать маркетинговые расходы при определении налогооблагаемой базы, что является способом стимулирования банковского сектора в направлении совершенствования банковских услуг, в частности таких операций как депозитные и кредитные.
Подобные работы
- ВЕКСЕЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ (08.00.10)
Диссертации (РГБ), финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Управление рисками кредитования субъектов малого бизнеса (на примере Красноярского отделения ПАО «Сбербанк»)
Бакалаврская работа, финансовый менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка проекта по совершенствованию методов оценки кредитоспособности заемщиков в коммерческом банке (на примере Красноярского отделения Сибирского банка ПАО «Сбербанк России»)
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Банки как финансовый инструмент для развития малого бизнеса
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - БАНКИ КАК ФИНАНСОВЫЙ ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА
Дипломные работы, ВКР, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Налогообложение прибыли коммерческих банков
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5740 р. Год сдачи: 2016 - Анализ пассивных операций коммерческого банка (на примере ООО «Хоум Кредит энд Финанс банк»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4245 р. Год сдачи: 2016 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКИХ ОПЕРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2016 - ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО
БАНКА НА ПРИМЕРЕ ОАО «БЕЛИНВЕСТБАНК»
Бакалаврская работа, банковское дело и кредитование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



