Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА ГОРОДА КАЗАНИ И ГОРОДА ИЖЕВСКА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ЭРГОНИМОВ)

Работа №51621

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы70
Год сдачи2016
Стоимость4235 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические вопросы функционирования языка 6
1.1. Языковая ситуация в современной России 6
1.2. Языковая ситуация в Республике Татарстан 9
1.3. Языковая ситуация в Удмуртской Республике 13
1.4. Понятие лингвистического ландшафта и его сущность 16
1.5. Эргоним как составляющая лингвистического ландшафта... 19
Глава 2. Лексико-семантическая и структурно-грамматическая характеристика эргонимов 24
2.1. Анализ эргонимов центральных улиц Казани 24
2.2. Анализ эргонимов центральных улиц Ижевска 29
2.3. Анализ эргонимов периферийных улиц Казани 34
2.4 Анализ эргонимов периферийных улиц Ижевска 42
Заключение 52
Список использованной литературы 55
Приложение 1 59
Приложение 2 63
Приложение 3 65
Приложение 4 67
Приложение 5

Представленная работа посвящена изучению одного из активно увеличивающихся в последние десятилетия пластов лексики русского, а также и многих иностранных языков - собственных наименований предприятий различного функционального профиля: торговых центров, ресторанов, салонов красоты, магазинов, аптек и т.п., именуемых эргонимами.
В последнее время процесс образования эргонимов заметно активизировался. Это связано с переменами, происходящими в российском обществе, а именно, социально-экономическими, вызванными постепенным объединением с западной экономикой, активной интеграцией с западной культурой, её воздействием на нашу культуру, ростом её популярности среди российского населения, всё более частым сопоставлением культур, а также влиянием других экстралингвистических факторов.
Проблемы эргонимии и эргонимов всё чаще вызывают интерес у учёных-лингвистов. Изучению вопроса посвятили свои работы и научные исследования такие языковеды, как Г.А. Донская, А.В. Кирилина, H.H. Лесовец, А.В.Суперанская, A.B. Беспалова, Н.В. Носенко и другие. Однако данная область по-прежнему не слишком глубоко изучена, теоретическая база не до конца сформирована. Кроме того, в нашем случае, нам интересно выяснить, как отличаются эргонимы в городах, различных по размерам, количеству населения, степени открытости и взаимодействия с западной культурой, что и определяет актуальность исследования.
Объектом исследования являются лингвистические ландшафты Казани и Ижевска.
Предметом исследования послужили названия деловых, коммерческих, культурных, спортивных объектов на центральных и периферийных улицах вышеупомянутых городов.
Данное исследование предпринято с целью осуществления сравнительно-сопоставительного анализа лингвистического ландшафта 3
1) изучить языковую ситуацию в современной России, в общем, и в Республиках Татарстан и Удмуртия, в частности;
2) раскрыть сущность понятия «лингвистический ландшафт» и «эргоним», а также определить роль последнего в облике современного города;
3) осуществить сравнительно-сопоставительный анализ эргонимов центральных улиц в Казани и в Ижевске;
4) осуществить сравнительно-сопоставительный анализ эргонимов периферийных улиц в Казани и в Ижевске;
5) выявить языки-доминанты лингвистического ландшафта в Казани и в Ижевске;
6) по результатам анализа эргонимов сравнить языковые картины двух городов.
Поставленные задачи определили набор следующих методов исследования, используемых в данной работе: метод анализа и
интерпретации научной литературы, метод сплошной выборки, описательный метод, сравнительно-сопоставительный метод, приемы обобщения, сопоставления и классификации.
Материалом исследования послужили 1000 эргонимов, из которых 400 были зафиксированы в названиях организаций на центральных улицах Казани и Ижевска, 600 - на периферийных улицах двух городов.
Теоретической базой данной работы послужили работы А.В. Кирилиной, А.М. Емельяновой, А.Д. Швейцера, Б. Рафаэля, Д. Сеноса и Д.Гортера, Б. Спольски, П. Бакхауса, Е.С. Гриценко, Е.А. Хелимского.
Практическая значимость данного исследования состоит в возможности дальнейшего использования полученных результатов при составлении словарей и справочников эргонимов, в написании других
научных работ, при преподавании некоторых лингвистических дисциплин, таких как межкультурная коммуникация, лексикология, социолингвистика. На основе проведенного исследования могут быть разработаны практические рекомендации для владельцев предприятий и учреждений по вопросам именования, а также проблемам совершенствования рекламной номинации.
Статья по данной работе прошла апробацию на Международной заочной научно-практической конференции «Перспективы развития науки и образования» (30 апреля 2016 года) и была опубликована в сборнике трудов по результатам данной конференции, в журнале «Научный альманах». Кроме того, некоторые проблемы, поднимаемые в данной ВКР, также были представлены в статье в Ежегодном сборнике научных трудов ОПиВКН К(П)ФУ TERRA LINGUIAE ET RELIQUAIAE.
В соответствии с задачами работы, данное исследование имеет следующую структуру - работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и пяти приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При написании данной работы мы ставили перед собой задачи теоретического и практического характера. К первым относилось ознакомление с языковой ситуацией в Республике Удмуртия и в Республике Татарстан, а также рассмотрение основных понятий и терминов, необходимых нам для выполнения практической части работы, таких как «лингвистический ландшафт» и «эргоним». Непосредственно к практическим задачам относилось осуществление сравнительно-сопоставительного анализа эргонимов в Казани и в Ижевске, а также выявление языков-доминант лингвистического ландшафта этих городов.
В первой части нашей работы мы определили, что главной характеристикой языковой ситуации в регионах России является билингвизм, основанный на сосуществования русского и национального языков. И то, насколько востребован будет язык региональный, зависит от языковой политики, проводимой правительством субъекта.
Кроме того, мы рассмотрели точки зрения некоторых учёных- языковедов на вопрос о том, что же такое лингвистический ландшафт и установили, что в общем и целом все они сходятся на определении лингвистического ландшафта, как на существовании языка в публичном пространстве. Также мы определили, что одной из составляющих лингвистического ландшафта являются эргонимы - названия предприятий, организаций и учреждений - термин, введённый Н.В. Подольской.
Во второй части нашей работы мы осуществили лексико-семантический и словообразовательный анализ эргонимов, зафиксированных на центральных и периферийных улицах Ижевска и Казани.
Нами было проанализировано по 200 эргонимов, зафиксированных на центральных улицах каждого из городов, а также по 300 эргонимов, выявленных на периферии Ижевска и Казани. Мы установили, что большинство эргонимов, как на центральных улицах, так и в более отдалённых районах городов, происходит от именований неодушевлённых предметов. Данный способ образования можно считать абсолютным лидером, и объясняется его распространённость тем, что подобные слова, как правило, лучше отражают сферу деятельности предприятия. Со словообразовательной точки зрения мы отметили, что подавляющее большинство эргонимов являются однословными единицами, преимуществами которых является компактность и запоминаемость.
Оценив соотношение языков, присутствующих в эргонимах Казани и Ижевска, мы установили, что и в том, и в другом городе, вне зависимости от того, рассматриваем ли мы центр города, или периферийные улицы, языком- доминантой всегда будет оставаться русский язык, что легко объяснимо статусом русского языка как государственного. Обращаясь к языкам национальным, мы выяснили, что, будучи непопулярным и малораспространённым в своём регионе, удмуртский язык не встречается в наименованиях предприятий Ижевска, расположенных на центральных улицах, в то время как татарский был представлен на 5% вывесок Казани. Если обращаться к периферии, здесь можно отметить появление в Ижевске вывесок на удмуртском языке, однако их количество всё же незначительно (0,6%). Подобный результат опять же отражает разницу в языковой ситуации, а, соответственно, и в языковой политике двух регионов. Кроме того, значительно влияние иностранных языков. Во-первых, следует отметить, что стремление показать взаимосвязь культур и поднять свои престиж за счёт отсылок к западной культуре в центре проявляется гораздо ярче, чем на периферии обоих городов. Но при этом даже на периферии Казань обходит Ижевск по данному показателю почти на 5%. Ну и во- вторых, в Казани, в общей сложности, эргонимы на иностранных языках составляют ровно четверть лингвистического ландшафта, в то время как в Ижевске данный показатель равен 18%. Последние из описанных выше наблюдений говорят о том, что даже на периферии, не говоря уже о центре, где разница между городами составляет 13,5%, можно выявить признаки- маркеры того, что Казань - это более крупный город, город с более высоким статусом. Это город, который имеет гораздо большее количество контактов с другими культурами и, соответственно, языками. Это город, являющийся популярным культурным центром, привлекающим туристов. А следовательно, это город, которому пришлось подготавливать свою среду для пребывания в ней иноязычных гостей, что, конечно же, повлияло и на процесс нейминга, в котором также нашли отражение вышеупомянутые факторы, сделав языковую картину города, даже на периферийных улицах, более разнообразной.
Таким образом, поставленная нами цель, заключавшаяся в осуществлении сравнительно-сопоставительного анализа лингвистического ландшафта Казани и Ижевска на примере эргонимов, зафиксированных на центральных и периферийных улицах городов, была достигнута.



1) Аврорин В.А. Проблемы изучения функциональной стороны языка: к вопросу о предмете социолингвистики / В.А.Аврорин. - Л.: Наука, 1975. - С. 2-12.
2) Алос и Фонт Э. Нисходящий лингвистический ландшафт г.
Чебоксары. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
hn|y/Ayww.acaclemia.eclu/9936196/l Исходящий лингвистический ландшафт г.-Чебоксары,дата обращения 17.04.2015.
3) Антитезис. Лингвистический ландшафт и язык в действии на
канале TG4. [Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.antithesis.ru/gaelige 2,дата обращения 1.05.2015.
4) Баранов, А. Н. Введение в прикладную лингвистику. / А. Н. Баранов. - М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 360 с.
5) Беспалова А.В. Структурно-семантические модели эргонимов и их употребление в современном английском языке / А.В.Беспалова. - Одесса, 1989. - 16 с.
6) Голуб И.Б. Стилистика современного русского языка / И.Б.Голуб. - Москва, 2008. - 114 с.
7) Горбаневский M.B. Лексико-семантический и
словообразовательный анализ русской ойконимии (междуречья Оки, Москвы и Нары) / М.В. Горбаневский. - Москва, 1980. - С. 32-34.
8) Емельянова А.М. Эргонимы в лингвистическом ландшафте полиэтнического города: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19 / А.М. Емельянова. - Уфа, 2007. - С. 87-117.
9) Ерощенкова Н.Е. Наружная реклама как элемент
коммуникативной среды мегаполиса: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / Н.Е.Ерощенкова. - Москва, 2005. - С. 115-118.
10) Казань - спортивная столица России. [Электронный ресурс] // Режим доступа:http://www.advertology.ru/article103835.htm,дата обращения 17.04.2015.
11) Караулов Ю.Н. Этнокультурная и языковая ситуация в
современной России: лингвистический и культурный плюрализм.
[Электронный ресурс] // Режим доступа:
http://www.gramota.ru/biblio/magazines/gramota/28 106, дата обращения 13.04.2015.
12) Квят А. Г. Позиционирование товаров и услуг в рекламном тексте: лингвокогнитивный подход / А. Г. Квят // Вестник Томского государственного университета. - 2009. - № 319. - С. 21-23.
13) Кирилина А.В. Описание лингвистического ландшафта как новый метод исследования языка в эпоху глобализации / А.В.Кирилина // Вестник ТвГУ. Серия «Филология». №24. - Тверь, 2013. - С. 159-161.
14) Кирилина А.В. Русский язык в мегаполисе как индикатор изменения языковой ситуации // Русский язык в условиях культурной и языковой полифонии. 2009. С. 75-87.
15) Крюкова И.В. Рекламное имя: от изобретения до прецедентности: Монография / И.В. Крюкова. - Волгоград, 2004. - 288 с.
16) Медведева, Е. В. Рекламная коммуникация. / Е. В. Медведева. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 280 с.
17) Морозова, И. Рекламный сталкер. Теория и практика структурного анализа рекламного пространства. / И. Морозова. - М.: Г елла- принт, 2002. - 272 с.
18) Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская. - 2-е изд. - Москва : Наука, 1988. - 170 с.
19) Попов, С.А. Ойконимия Воронежской области (Семантика и словообразование) / С.А. Попов. - Воронеж, 1998. - 180 с.
20) Сиротинина О.Б. Речь современного города / О.Б.Сиротинина. - Омск, 1995. - 244 с.
21) Сулейманова Д. Языковая ситуация в Республике Татарстан.
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.info-islam.ru/publ/statji/jazykovaja situacija v respublike tatarstan/5-1-0-11281,дата обращения 24.04.2015.
22) Суперанская A.B. Общая теория имени собственного / A.B. Суперанская. - Москва, 1973. - 366 с.
23) Суперанская A.B. Ономастические универсалии / A.B. Суперанская // Восточнославянская ономастика: материалы и исследования. - Москва, 1979. - С. 333-345.
24) Татарстан. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный
ресурс] // Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%F2%E0%F0%F1%F2%E0%ED, дата обращения 23.04.2015.
25) Терпугова, Е.А. Рекламный текст как особый тип императивного дискурса / Е.А. Терпугова. - Иркутск, 2000. - 189 с.
26) Торохова Е. А. Региональный вариант русского литературного языка, функционирующий на территории Удмуртии : Социолингвистический аспект // автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01 / Е.А. Торохова. - Ижевск, 2005. - С. 10-17.
27) Торохова Е.А. О языковой политике в Удмуртской Республике /
Е.А.Торохова // Вестник Удмуртского университета. - Ижевск, 2012. -С. 152-157.
28) Тортунова И.А. Эргоним как результат речетворчества / И.А.Тортунова // Научный диалог, выпуск №3. - Москва, 2012. - С. 124-133.
29) Тухватуллина Д.Н. Языковая ситуация в республике Татарстан в контексте европейской языковой политики // автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.02 / Д.Н.Тухватуллина. - Казань, 2007. - С. 68-75.
30) Удмуртия. Википедия - свободная энциклопедия. [Электронный
ресурс] // Режим доступа:
https: //ru.wikipedia. org/wiki/%D3 %E4%EC%F3 %F0%F2%E8%FF, дата
обращения 23.04.2015.
31) Фрэнкель А. Нейминг: Как игра в слова становится бизнесом: пер. с англ. / А. Фрэнкель. - М. : Добрая книга, 2005. - 317 с.
32) Швейцер А.Д. Социолингвистика (Лингвистический
энциклопедический словарь) / А.Д. Швейцер. - М., 1990. - С. 481-482
33) Яковлева, Е.А. Вывеска как предмет лингвокультурологического исследования / Е.А. Яковлева // Семантика языковых единиц. - М., 1999. - С. 80-83.
34) Backhaus, P. Linguistic Landscape. A comparative Study of Urban Multilingualism in Tokyo / P. Backhaus // Multilingual Matters - New York; Ontario; Clevalon, 2007. - P.153-157.
35) Cenoz J., Gorter D. Linguistic Landscape and Minority Languages // International Journal of Multilingualism. 2006. - P. 67-79.
36) Laundry, R. & Bourhis, R.Y. Linguistic Landscape. And ethnolinguistic vitality: An empirical study / R. Laundry, R.Y. Bourhis // Journal of Language and Social Psychology. - 1997. - Vol.16 (1). - P. 24-37
37) Scollon, R. Intercultural communication : A discourse approach Text. / R. Scollon, S. W. Scollon. // 2nd ed. - Oxford ; Cambridge : Blackwell Publishers, 2001. - P. 141-183..


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ