Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Маркетинговые аспекты осуществления государственных закупок бюджетным учреждением

Работа №51616

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

маркетинг

Объем работы120
Год сдачи2016
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
421
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы осуществления государственных закупок: маркетинговый подход 8
1.1 Роль и значение бюджетного учреждения в развитии общества с позиции социально-этического маркетинга 8
1.2 Принципы и особенности организации системы государственных
закупок: маркетинговый аспект 12
1.3 Осуществление государственных закупок на основе использования
теории маркетинга и маркетинга отношений 20
ГЛАВА 2. Государственные закупки как тактика выполнения стратегии
импортозамещения 27
2.1 Анализ технологии осуществления государственных закупок 27
2.2 Методика оценки эффективности государственных закупок 38
2.3 Модель осуществления закупок бюджетным учреждением 49
ГЛАВА 3. Совершенствование направлений осуществления государственных закупок ГБУ «РЦМИПП» 58
3.1 Оценка эффективности осуществления государственных закупок для
учреждений (ГБУ «РЦМИПП») 58
3.2 Оценка эффективности осуществления государственных закупок для
населения (потребителей услуг) 67
3.3 Основные направления совершенствования процесса управления
государственными закупками в ГБУ «РЦМИПП»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность темы диссертационного исследования обусловлена необходимостью устойчивого развития современной системы государственных закупок как фактора влияния на различные экономические процессы на национальном, региональном и местном уровнях. Управление процессами осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях Российской Федерации с целью их совершенствования в условиях динамичной, нестабильной внешней среды является актуальной и практически значимой задачей для современной экономической науки.
Применение маркетинговой теории в практике осуществления государственных закупок является действенным инструментом воздействия на эффективность функционирования контрактной системы, что обеспечивает своевременное и надлежащее реагирование на вызовы современного рынка.
Системное исследование маркетинговых аспектов осуществления государственных закупок позволит обозначить направления для совершенствования закупочной системы учреждений, а также оптимизировать деятельность всех участников контрактной системы в целях обеспечения взаимовыгодных контрактных отношений, что способствует повышению эффективности использования бюджетных средств, расширению возможностей для участников государственных закупок, послужит толчком для развития производств, добросовестной конкуренции и предотвращения коррупции в сфере размещения заказов.
Необходимость дополнения теоретических построений при изучении маркетинговых аспектов осуществления государственных закупок, при выявлении потенциальных эффектов и выработке практических рекомендаций предопределила выбор темы диссертационного исследования.
Степень научной разработанности проблемы определения маркетинговых составляющих в процессе осуществления государственных
-вопросы, посвященные применению принципов социально-этического маркетинга, рассматриваются в трудах Ф. Котлера, М. Бруна, Дж. Тилмеса, С. Эбеля, М. Ауэра, М. Герца, Д. Берре, А. Тета, М. Симановской, В. Мартынова, С. Захаровой, Л. Полищук, С. Беловой, С. Туркина, В. Гордина, Е. Голубкова;
-подходы к определению понятий «государственный заказ» и «государственные закупки» обозначены в работах таких отечественных авторов как: Л. Карнатова, И. Смотрицкая, А. Ноздрачев, Л. Давлетшина, Р. Арыкбаев;
-общие вопросы применения маркетинга в государственном секторе сосредоточены в работах А. Панкрухина, В. Кныш, Ю. Васильева, А. Цветковой;
-методика оценки эффективности осуществления государственных закупок описывается такими исследователями, как А. Гущин, В. Кухарев, О. Иванова, Н. Борисова.
Недостаточная степень разработки теоретических и методологических основ по теме исследования обусловила выбор темы, цели и задач магистерской диссертации.
Цель диссертационного исследования состоит в научном обосновании теоретико-методологического подхода к исследованию маркетинговых аспектов осуществления государственных закупок бюджетным учреждением, а также в разработке на основе полученных выводов практических рекомендаций по совершенствованию управления государственными закупками в учреждении.
Реализация цели исследования предопределила постановку и решение следующих основных задач:
1) определить роль и значение бюджетного учреждения в развитии общества с позиции социально-этического маркетинга;
2) проанализировать принципы и особенности организации системы государственных закупок с позиции маркетинга;
3) раскрыть процесс осуществления государственных закупок на основе использования теории маркетинга и маркетинга отношений;
4) проанализировать технологию осуществления государственных закупок;
5) определить методику оценки эффективности государственных закупок;
6) предложить модель осуществления закупок бюджетным учреждением;
7) оценить эффективность осуществления государственных закупок для бюджетных учреждений на примере ГБУ «РЦМИПП»;
8) оценить эффективность осуществления государственных закупок для населения на примере ГБУ «РЦМИПП»;
9) выявить основные направления совершенствования процесса управления государственными закупками в ГБУ «РЦМИПП»
Объектом исследования выступает процесс осуществления государственных закупок бюджетным учреждением в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предметом исследования являются маркетинговые аспекты осуществления государственных закупок в ГБУ «РЦМИПП» в рамках контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Научно-экономическая гипотеза предполагает повышение эффективности осуществления государственных закупок бюджетным учреждением и достижение взаимовыгодных контрактных отношений с контрагентами на основе использования маркетинговых теорий, подходов и механизмов применительно к процессу осуществления государственных закупок.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:
1) разработан методический подход к анализу эффективности осуществления государственных закупок бюджетным учреждением, ориентированным на оказание социальных услуг;
2) предложена модель осуществления государственных закупок бюджетным учреждением;
3) предложен механизм управления системой государственных закупок в бюджетном учреждении;
4) разработаны рекомендации по совершенствованию процесса управления государственными закупками в бюджетном учреждении на основе проведенной оценки эффективности закупочной деятельности.
Методологическую базу исследования при решении исследовательских задач составили следующие общенаучные методы познания: методы эмпирического исследования (сравнение, измерение), методы теоретического познания (анализ, синтез, моделирование, аналогия, обобщение, дедукция и индукция и др.). Среди специальных методов познания можно выделить метод экономико-математического моделирования.
Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что предложенный порядок расчета коэффициентов значимости каждого из критериев конкурентоспособности поставщиков при определении победителей конкурсных процедур закупок может быть использован при принятии решений о создании новых конкурентоспособных производств, а также поставщиками с целью успешного развития на рынке государственных заказов. Кроме того, данный порядок может быть полезен конкретным государственным заказчикам для установления типовых значений коэффициентов для каждого из критериев в рамках одной номенклатурной группы при составлении документации о закупке посредством проведения конкурентных процедур.
Предложенный методический подход к анализу эффективности осуществления государственных закупок бюджетным учреждением может использоваться бюджетными учреждениями и контрольными органами с целью оценки закупочной деятельности учреждений и надлежащего выполнения ими уставной деятельности.
Рекомендации в области управления государственными закупками, разработанные в ходе проведенной оценки эффективности закупочной деятельности, носят прикладной характер и могут быть использованы как учреждением, на базе которого проводилась оценка, так и другими учреждениями бюджетной сферы.
Основные положения и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе в высших учебных заведениях, в открытых обсуждениях, в исследовательских работах, в лекционных курсах и семинарских занятиях, посвященным вопросам управления государственными закупками и маркетинговой теории в государственном управлении.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Осуществление государственных закупок представляет собой сложную систему взаимосвязей государства, бизнеса и общества, которая способна оказывать значительное влияние на развитие национального хозяйства. Выявление и изучение в ходе диссертационного исследования маркетинговых аспектов осуществления государственных закупок бюджетным учреждением позволило сделать следующие выводы:
1) цель создания бюджетных учреждений заключается в выполнении ими возложенных государством функций для удовлетворения потребностей населения. Определение деятельности учреждения в соответствии с реализацией концепции социально-этического маркетинга позволяет оптимизировать исполнение государственного задания не только в интересах конечных потребителей, но и всего общества в целом. В результате, форма оказания услуг населению сменяется обеспечением условий для повышения уровня и качества жизни населения на принципах эффективности;
2) при рассмотрении принципов и особенностей организации системы государственных закупок выделяется рыночный подход к обоснованию принимаемых решений в процессе осуществления закупочной деятельности, при этом цена и качество объектов закупки принимаются в качестве маркетинговых переменных. Определение и обоснование предъявляемых требований к качеству, цене и условиям заключения и исполнения контрактов призваны повысить целевую эффективность функционирования контрактной системы;
3) в ходе анализа процесс осуществления государственных закупок на основе использования теории маркетинга и маркетинга отношений было выяснено, что установление взаимовыгодных партнерских отношений между заказчиком и поставщиком возможно при двустороннем применении маркетинга отношений. Осуществляемые посредством рыночных обменов государственные закупки не могут противоречить законам рынка и требуют внедрения маркетинговой теории и практики в процесс закупки;
4) в ходе анализа отрасли государственного заказа за период 20132015 гг. определены основные характеристики осуществляемых закупок. Среди прочего было выявлено, что наиболее распространенным способом определения поставщиков является электронный аукцион, что объясняется удобством проведения закупок в электронной форме. Анализ номенклатурных групп позволил обозначить, что закупки в сфере строительства имеют наибольшую долю во всей совокупности цен заключенных контрактов. Обзор мер по реализации стратегии импортозамещения в сфере закупок показал всю неоднозначность этого процесса: с одной стороны, речь идет о поддержке отечественного производства и о снижении зависимости экономического и политического характера, а с другой стороны, отмечается закономерное снижение конкуренции на рынке, и, как следствие, рост цен при падении уровня качества. Таким образом, необходимо просчитывать целесообразность введения импортозамещающих мер, а также усиливать конкурентоспособность национальных производителей посредством детального изучения потребительских рынков;
5) справедливый подбор методики оценки эффективности способствует развитию системы государственных закупок, что обуславливает необходимость применения показателей, всестороннее характеризующих протекающие процессы. В результате, описана комплексная методика оценки эффективности, которая разделена на два блока: оперативный и аналитический. В ходе оперативной оценки определяется эффективность расходования бюджетных средств, а при проведении аналитической оценки анализу на предмет эффективности подвергаются все стадии осуществления государственных закупок: планирование, выбор способов определения поставщиков, непосредственное определение поставщиков и исполнение контрактов;
6) представленная авторская модель осуществления государственных закупок определяет архитектуру системы государственных закупок посредством установления прямых и обратных связей во внутренней и внешней среде. Описанные инструменты управления раскрывают теоретический блок исследовательской работы. Отражение в модели стратегии импортозамещения, реализованной в государственных закупках, раскрывает потенциал всей контрактной системы как инструмента ограничения импорта и как основы для развития конкурентоспособности национальных производств. На основании предложенной модели порядок расчета коэффициентов значимости критериев конкурентоспособности поставщиков при осуществлении конкурентных закупок. Данный порядок расчета базируется на экспертных оценках уже состоявшихся торгов по выбранной номенклатурной группе. При этом в расчете делается поправка на компетентность каждого из экспертов, в роли которых выступают действующие государственные заказчики Российской Федерации;
7) проведенная комплексная оценка эффективности осуществления государственных закупок на базе учреждения сферы государственной молодежной политики Республики Татарстан ГБУ «РЦМИПП» показала, что закупочная деятельность ГБУ «РЦМИПП» является неэффективной. Среди проблем можно выделить высокую долю проведения неконкурентных закупок и низкий уровень конкуренции на торгах, что выявляет недостаточную экономию бюджетных средств и снижение выгоды заказчика при соотношении «цена-качество» закупаемых товаров, работ и услуг;
8) оценка эффективности осуществления государственных закупок ГБУ «РЦМИПП» для потребителей услуг на примере проекта «Шаг навстречу» по работе с воспитанниками Казанской воспитательной колонии обозначила, что закупки осуществляются в соответствии с утвержденными календарными планами и удовлетворяют ожиданиям потребителей, что объясняется проведением неконкурентных закупок в малом объеме у единственного поставщика. Тем не менее, отсутствие экономии денежных средств свидетельствует о возможности повышения эффективности оказания данных услуг и, как следствие, о допустимом расширении программных мероприятий за счет образовавшейся экономии;
9) в результате проведенной оценки эффективности ГБУ «РЦМИПП» разработаны практические рекомендации для совершенствования управления системой осуществления государственных закупок в учреждении. Среди прочих можно выделить необходимость введения Положения о закупках, в котором должны быть отражены меры по повышению доли конкурентных способов определения поставщиков, а также с целью минимизации возможных рисков возникновения нарушений должны найти отражение такие меры, как зональное распределение ответственности в учреждении при проведении закупок, обязанность ответственного специалиста анализировать рынок поставщиков и их коммерческие предложения, а также ведение реестра государственных нужд с целью своевременного размещения заказов и другие. Достигнутая экономия при этом может быть направлена на улучшение условий оказания услуг населению, расширение комплекса программных мероприятий социальной направленности, а также на обеспечение бесперебойной деятельности учреждения.
Таким образом, проведенное диссертационное исследование может дополнить теоретические построения по вопросам осуществления государственных закупок, опираясь на подходы теории маркетинга, и обеспечить реализацию на практике выработанных в ходе исследования методик и рекомендаций по совершенствованию управления процессом осуществления государственных закупок в бюджетном учреждении.



1. О публичных закупках: Типовой закон ЮНСИТРАЛ от 1 июля 2011 г.
2. ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Система менеджмента качества. Требования». -М.: Стандартинформ, 2008. - 65 с.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г., № 145-ФЗ.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 г., № 197-ФЗ.
5. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013г., № 44-ФЗ.
6. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 г., № 7-ФЗ.
7. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21 июля 2005 г., № 94-ФЗ.
8. Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2015 г., № 1289.
9. Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г., № 1224.
10. Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г., № 656.
11. Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г., № 1236.
12. Об установлении запрета на допуск товаров легкой
промышленности, происходящих из иностранных государств, в целях осуществления закупок для федеральных нужд: Постановление
Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 г., № 791.
13. Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 г., № 102.
14. Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2013 г., № 1085.
15. Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г., № 155.
16. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в
сфере закупок»: Приказ Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 10 сентября 2015 г., № 625н.
Монографии, диссертации
17. Ауэр М. Концепция социально-ориентированного маркетинга. М.: 2002.
18. Березин И.С. Маркетинг и исследования рынков. — М.: Русская деловая литература, 1999.
19. Бэре Д. Принципы социального маркетинга. СПб: 2004.
20. Герц М. Социальный маркетинг М.: 2003.
21. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник. М.: Издательство «Финпресс», 1999. - 656 с.
22. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. — СПб., 1993.
23. Гудков П.А. Методы сравнительного анализа: Учебное пособие. - Пенза: Издательство Пензенского государственного университета, 2008. - 81с.
24. Давлетшина Л.М. Государственный заказ как инструмент проведения промышленной политики (на примере Республики Татарстан): Дисс. канд. экон. наук. Казань, 2007.
25. Иванов В.В. Специфика маркетинговых исследований в условиях переходного периода современной России: Автореф. дис. ... канд. соц. наук. — М., 2001.
26. Каранатова Л.Г. Формирование эффективного механизма управления государственными заказами: вопросы теории и практики: монография. СПб.: Издательство СЗАГС, 2010.
27. Кныш В.А. Маркетинговая концепция управления государственными заказами. - СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 271 с.
28. Маркетинг: большой толковый словарь / А.П. Панкрухин и др.; под ред. А.П.Панкрухина. - 2-е изд., стер. - М.: Издательство «Омега-Л», 2010. 264 с.
29. Маркетинг: Учебное пособие / В. И. Мартынов ; СПбГТИ(ТУ). Фак. экономики и менеджмента. - СПб. : Синтез, 2001. - 101 с.
30. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
31. Федорович В., Патрон А., Заварухин В. США: Федеральная контрактная система и экономика: механизм регулирования . М.: Наука, 2002.
32. Brnhn M., Tilmes J. Social Marketing. — Stuttgart, 1989.
33. Kotler P. Marketing-Management: Analyse, Plannung und Kontrolle. — Stuttgart, 1982 .
34. Kotler P. Marketing management: analysis, planning, and control. — London, 1980.
35. Teta A. Gesellschaftsorientiertes Sozialmarketing: ein Loesungkonzept fuer das Drogenproblem. — Bern, Stuttgart, Wien, 1994.
Статьи и материалы периодической печати
36. Арыкбаев Р.К. Виды рисков и способы управления ими в рамках государственных (муниципальных) закупок // Финансы и кредит. - М., 2009. - № 34 (370). - С. 23-28.
37. Борисова, Н. М. Комплексная оценка эффективности системы государственных и муниципальных заказов/Н. М. Борисова.//Власть и управление на востоке России. -2010 - № 2.- С. 43 - 49.
38. Васильев Ю.Н., Цветкова А.Ю. Проблемы осуществления маркетинга государственным заказчиком.// Проблемы взаимодействия хозяйствующих субъектов реального сектора экономики России: финансовоэкономический, социально -политический, правовой и гуманитарный аспекты , № 11, СПб.: Институт бизнеса и права, 2011.- с. 228-232.
39. Гаджиалиев К. М. Сущность и содержание социального маркетинга в структуре услуг // Проблемы современной экономики. 2010. №3 С.277-279.
40. Гущин А.Ю. Определение эффективности и способы ее оценки в системе государственного заказа// Фундаментальные исследования. - 2012. - № 9-1. - С. 204-208.
41. Дубровский В.Ж., Иванова В. О. Формирование модели государственных закупок как инструмента устойчивого развития экономики промышленных отраслей // Известия УрГЭУ. 2013. №6 (50) С.24-30.
42. Захарова С. Кризис индустриализма и концепция социального маркетинга // Социологические исследования. — 1995. — № 5 — С. 34—38., с. 37.
43. Иванова O. B. Методика комплексной оценки эффективности государственных закупок Орловской области // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки . 2010. №2-2 С.183-192.
44. Кухарев В. В. Размещение государственного заказа и оценка его эффективности // Социально-экономические явления и процессы . 2013. №5 (051) С.121-128.
45. Ноздрачев А.Ф. Государство как заказчик продукции // Государство и право. 1994. № 5, С. 38.
46. Панкрухин А.П. Эволюция маркетинга в мире и в России // Маркетинг в России и за рубежом. — 1998. — № 4. — С. 82—97.
Электронные ресурсы
47. ГБУ «Республиканский центр молодежных, инновационных и
профилактических программ». Официальный сайт , 2016. URL:
http://infotekart.ru/o_nas/ (дата обращения: 17.04.2016).
48. Имортозамещение в системе государственных закупок Российской Федерации. Бизнес-конспект, 2014. URL: http://www.konspekt.biz/index.php? text=53182 (дата обращения:25.03.2016).
49. Министерство экономического развития РФ: Доклад о результатах
мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в 2015 году, 2016. URL: http://economy.gov.ru/minec/about/ structure/depfks/44/20160217 (дата
обращения: 22.03.2016).
50. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок, 2016. URL: http://www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 02.02.2016).
51. Цены госзакупок выросли на 40 % из-за импортозамещения. Газета «Ведомости», 2016. URL:http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2016/02/0 2/626487-goszakupok-virosli (дата обращения: 20.03.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ