Введение 3
Глава I. Межпредметные связи как методическая категория 8
1.1. Определение понятия «межпредметные связи». Их функции и роль в
процессе обучения 8
1.2. Классификация межпредметных связей 11
1.3. Планирование и пути реализации межпредметных связей в обучении
английскому языку в среднем звене 16
Выводы по главе 1 25
Глава II. Использование межпредметных связей в обучении английскому
языку в среднем звене 26
2.1. Интегрированный урок английского языка и литературы как средство
осуществления межпредметных связей 26
2.2. Тексты-блоки и тексты-спутники как средства реализации
межпредметных связей 31
2.3. Формы организации образовательного процесса на основе интеграции
содержания 39
Выводы по главе II 43
Заключение 45
Библиография 48
Приложение
Современное общество предъявляет ряд требований к человеку. Для того, чтобы индивид мог чувствовать себя комфортно в обществе, ему необходимо обладать определенными знаниями в области общеобразовательных предметов, знать общепринятые правила поведения и корректировать его в соответствии с этими правилами и ситуацией, уметь использовать информационную среду для решения задач, обладать умением переноса навыков и умений, полученных в одной сфере и использование их в другой. Необходимость решения нестандартных научных и технологических задач делает особенно актуальными такие качества человека, как оперативность и эвристичность мышления, воля и воображение, самостоятельность и смелость решений, целеустремленность, инициативность и так далее. Эти качества не появляются в структуре личности сами по себе, их необходимо целенаправленно формировать. Решению этих проблем может в полной мере помочь изучение иностранного языка. Изучая этот предмет в школе, мы не ставим целью получение обучающимися только лингвистических умений и навыков. Тем более что большинству учащихся младшего и среднего школьного возраста иностранный язык сам по себе не настолько интересен. С другой стороны, в школьном возрасте стремление узнать, как можно больше об окружающем мире, как правило, ярко выражено.
Иностранный язык обладает уникальной возможностью не оставлять равнодушным к себе ни одного учащегося, так как учебники нового поколения предлагают большое разнообразие тем. Это позволяет достичь высоких показателей общеобразовательного развития обучающихся, углубить и закрепить уже имеющиеся знания и получить дополнительные. Иностранный язык использует содержание различных областей знаний. Использование межпредметных связей способствует повышению мотивации у учеников. В этом состоит актуальность данной работы. Обучение иностранному языку в средней школе происходит в неразрывной связи с другими предметами.
Проблема исследования: каковы возможности межпредметных связей для формирования коммуникативной компетенции.
Необходимо разрешить противоречия между потенциальными
возможностями межпредметных связей и эпизодическим характером их использования, что и побуждает исследователей к поиску новых путей реализации межпредметных связей.
Актуальность данной темы обусловлена необходимостью повышения мотивации при изучении иностранного языка, используя при этом межпредметные связи. Мотивация очень субъективна, поэтому учитель должен стараться заинтересовать всех своих учеников и для этого знать различные технологии обучения, чтобы изучение языка было максимально интересно и продуктивно для каждого ученика. Чем выше мотивация учеников, тем более эффективным будет обучение.
Объект исследования: межпредметные связи, которые могут быть использованы в учебном процессе.
Предмет исследования: способы и пути реализации межпредметных связей.
Цель исследования: анализ способов использования межпредметных связей на уроках английского языка.
В рамках данной темы необходимо познакомится с сутью межпредметных связей, их функциями, выяснить, как они влияют на повышение мотивации.
Цель исследования обусловила необходимость решения следующих задач исследования:
1. Выявить сущность межпредметных связей и их роль в процессе обучения;
2. Рассмотреть разновидности межпредметных связей английского языка с другими дисциплинами;
3. Проанализировать влияние межпредметных связей на формирование языковой компетенции;
4. Рассмотреть реализацию межпредметных связей английского языка с гуманитарными и естественными науками;
5. Проанализировать возможности интегрированного урока как дополнительного способа осуществления межпредметных связей;
6. Рассмотреть разновидности форм организации образовательного процесса на основе интеграции содержания.
Данная дипломная работа посвящена рассмотрению явления интеграции в учебном процессе. Фактической базой исследования послужили работы Воробьева Г.В., Ильина В.С. об интегративных основах формирования всесторонне развитой личности школьников; многочисленные работы Максимовой В.Н., Федорец Г.Ф., посвященные межпредметным связям в школьном обучении и др.
Методологической и теоретической основой исследования являются труды ученых-лингвистов (Э.Н. Шепель, И.Л. Бим, М.З. Биболетова, Н.Н. Трубаневаи др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы научно-педагогического исследования:
- методы теоретического исследования: анализ литературных источников: книг, текстовых материалов, газет и документов по проблеме исследования;
- методы практического исследования: анализ, синтез и обобщение данных.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №16» г. Альметьевск, Елабужский Институт Казанского Федерального Университета.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- разработана методика реализации межпредметных связей при обучении иностранному языку обучающихся среднего звена на основе интегрированного урока английского языка и литературы;
- выявлены потенциальные возможности использования текстов-блоков и текстов-спутников для реализации межпредметых связей;
- внедрены в учебный процесс формы реализации межпредметных связей на основе интеграции содержания английского языка и музыки.
Теоретическая значимость исследования:
- выявлены педагогические предпосылки эффективного развития интеллектуального компонента творческой способности учащихся на основе применения межпредметных связей на уроках английского языка.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания английского языка; для разработки проектов и программ, направленных на развитие творческих способностей школьников на основе применения межпредметных связей на уроках английского языка.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа.
I этап - поисковый. Он был связан с анализом литературных источников: книг, текстовых материалов, документов в аспекте исследуемой проблемы с целью определения теоретико-методологической базы исследования, формулировки рабочей гипотезы, целей и задач.
II этап - экспериментально-констатирующий. На данном этапе определялась база исследования и была поведена работа по систематизации и классификации теоретических материалов, был подготовлен план-конспект интегрированного урока с целью повышения эффективности обучения английского языка, проведение интегрированного урока английского языка и литературы, была осуществлена работа по интеграции содержания английского языка и музыка с целью выявления необходимых форм реализации межпредметных связей.
III этап - обобщающий. На основе систематизации и интерпретации теоретических и практических результатов делались выводы, оформлялась дипломная работа.
Апробация основных результатов исследования осуществлялась путем участия его автора в работе итоговой научно-образовательной конференции студентов ЕИ КФУ (17 апреля 2018 г.). По результатам исследования
подготовлена и отправлена в печать статья «Использование межпредметных связей на уроках английского языка в среднем звене» в сборник (ЭБС БашГУ) «Актуальные проблемы современной филологии и журналистики».
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографии, приложения.
В первой главе данной дипломной работы раскрывается понятие «межпредметные связи» и определяются их функции и роль в процессе обучения иностранному языку обучающихся среднего звена.
Во второй главе описываются результаты экспериментально- констатирующего эксперимента, центральным вопросом которого была организация и проведение интегрированного урока английского языка и литературы. Выявлены формы организации межпредметых связей на основе интеграции содержания английского языка и музыки.
Список библиографии отражает основные работы, посвященные общим и специальным вопросам выбранной темы. В работе раскрываются такие понятия как «содержательно-информационные межпредметные связи», «интеграция», «интегрированный урок», «текст-блок», «текст-спутник», «пластообразная форма организации образовательного процесса» и другие.
Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, включая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяютютобратьилавные элементы содержаниярбразования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приемовф/чебной деятельности, возможности комплексного применения знаний 1из различных предметов в образовательной деятельностирбучающихся.
Для достижениязцели нашей исследовательской работы, мы:
- выявили сущность межпредметных связей и их роль в процессе обучения;
- рассмотрели[эазновидностиьмежпредметных|рвязей|1нглийского|азыка с другими дисциплинами;
- проанализировали влияние межпредметных связей на формирование языковойромпетенции;
- рассмотреть реализацию [межпредметных связей английского языка с литературойра основе интегрированногоррока;
- рассмотрели разновидности форм организации образовательного процессара основернтеграциизсодержания.
Таким образом, пришли к выводам, что реализация межпредметных связей повышает эффективность обучения английскому языку, позволяет обучающимся:
- осознавать сущность межпредметной задачи, понимать необходимость применения знаний из других предметов;
- отбиратьр актуализироватьреобходимые знаний из других предметов;
- переноситьpолученные|шанияез новуюритуацию;
- синтезировать знания, устанавливать совместимость тех или иных понятий;
- обобщать полученныерезультатыр выводы.
Каждый|учебныйTlпредметеЯвляетсяHисточникомlMежпредметных связей. Поэтому систематическое использование межпредметных связей в учебном процессе [обеспечивает формирование умений обучающихся среднего [звена устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов. В этом заключенаЗ важнейшая развивающая функция обучения английскому языку.
Для преподавателя важно выделить те связи, которые учитываются в содержании английского языка, и, наоборот, идущие из английского языкадв другие учебные предметы. Выполняя образовательную функцию межпредметных|связей, у обучающихся|формируется|Ьбщаятзистемавзнаний|рб окружающем их мире, то есть формируется Цельное научное мировоззрение школьников.
Комплексный подходив воспитаниитусиливает!восиитательные функции межпредметныхквязей курсаднглийскоголззыка. В этих условиях укрепляются его связи как с предметами естественнонаучного, так и гуманитарного цикла, улучшаются навыки переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.
ТакимЮбразом, межпредметность!- это современный принципарбучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов.
Разработанная нами методикаереализации межпредметных связей при обучении иностранному языку обучающихся среднего звена на основе интегрированного урокаЭ английского языкаЭ и литературы позволила! нам доказать, что интегрированные уроки повышают эффективность обучения иностранному [языку, мотивацию обучающихся, помогают в формировании познавательногоЦнтереса1|^чеников. Интегрированныйэурок английского!1зыка и литературыаэбеспечилЧюзможность|pбучающимсяfcреднего звенади толькок формировании, расширении и систематизации знаний, умений, навыков, полученные на урокахрнглийского1языка, но и обогатилуих знанияЦв области литературы.
Выявляярвозможные|пути реализации межпредметных связей!на уроках английского языказ|в среднем звене, а именно: использование иноязычных текстов (текстов-блоков и текстов-спутников) мы подтвердили актуальность социокультурного компонентаэ содержания обучения и то, насколько продуктивна|т1ередача1|обучающимся1внанийКэ истории, культуре, географии» искусстве. При этом, работая с такими видами иноязычных текстов, необходимоЩрименять|МежпредметныеЬумения: мысленноетЧленение|текста»1а отдельныеЛотрывки, извлечениеХнеобходимой, главнойиинформации из текста, использование приемов актуализации, сравнения»! систематизации.
Немалое внимание было уделено мотивационному аспекту обучения. В связи с этим было предложено использовать одну из форм реализации межпредметныхЬpвязей|на основе»нтеграцииT|одержания|английскогоlязыка» музыки. Применяя на данном уроке английского языкас познавательные, коммуникативные и интерактивные виды деятельности, содержание которых пронизано|pдним|)бъектом|IOзнания, нам удалосьроказать, что пластообразная форма организации образовательного 1процесса|с использованием песенного материала, способствует повышению мотивации обучающихся в полном объеме, а значитианный материалоявляется одним из наиболее Эффективных средств обучения|lнглийскомуЬ^зыку|з среднем звене.
В соответствии с поставленными задачами мы показалиднеобходимость использованияумежпредметных связей»а урокахланглийскогоЭязыкахне только для развития коммуникативной способности обучающихся, но и для формирования общего представления о мире. Обучающиеся должны уметь выражать себя посредством английского языка, уметь оценивать свои результаты, результаты другихсзленов общества.
Реализация межпредметных связей на уроках английского языка повышает эффективность обучения, уровень коммуникативной и и социокультурной компетенции обучающихся, а также повышает общеобразовательный и общекультурныйьютенциал школы.
Результаты нашей исследовательской работы, сформулированные предложенияЫи выводытмогут»омочь педагогам||бразовательных|yчреждений повысить Эффективность|практическойPреализации|Mежпредметных связейрна урокахЭанглийскогомзыка в среднемввене.
Дальнейшими направлениями научной работы, связанными с темой нашего исследования, могут быть: разработкао интегрированных уроков и учебно-воспитательных мероприятий; совершенствование образовательной
программы, ее дополнение или создание специальной программы для
внеучебной работы на базе общеобразовательной школы.
1. Бим И.Л. Об одном из возможных подходов к составлению программою иностранныммзыкам // Иностранныемзыки в школе. - 2014. - №1. - С. 12-18.
2. ВаулинаЛЮ.Е. «Английский в фокусе» (Spotlight) / Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс. - М.: Просвещение, 2012. - 137 с.
3. Головачева! Т.С. Программно-методические материалы.
Иностранные|языки[-1ачалБная школа. - М.: Дрофа, 1998. - 128 с.
4. Долговат Л.А. Межпредметные связи как средство мотивации учебно-воспитательного Процесса По иностранному языку // Ин. яз. в шк. - 1998. - №6. - C. 7.
5. Ерыкина] М.А. Песни в обучении иностранному языку:
современные возможности. - М.: Просвещение, 2014. - N14. - С. 7.
6. Зеленцов Б.П. Математика как средство овладения иностранным языком // Математикам школе. - 2001. - № 5 - С. 38-45.
7. Зимняя И.А., Сахарова! Т.Е. Проектная методика! обучения английскому языку // Иностранныемзыки в школе. - 2015. - №3. - C. 15.
8. ИвановаеМ.А. Межпредметные гзвязи на уроках информатики // Информатикам образование. - 2005. - №5. - С. 17-20.
9. КарпиченковааЕ.П. Роль музыки»! песни в изучении английского языка // Иностранный язык в школе. - 1990. - №5. - С. 45-48.
10. Квасных Г.С. Межпредметные связи как принцип интеграции
процесса обучения. - 2012 [Электронный ресурс] - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/mezhpredmetnye-svyazi-kak-printsip-integratsii- protsessa-obucheniya (дата обращения: 14.11.2017).
11. Колягин Ю.М. Интеграция школьного обучения // Начальная школа. - 2015. - № 9. - С. 28-32.
12. Костарев И.С. Концепция интегрированного обучения. - 1994 [Электронный ресурс] - URL: http://school4-perm.narod.ru/kis.htm (дата обращения: 29.11.2017).
13. Лошкарева! Н.А. Межпредметные связи как средство совершенствования|гчебно-воспитательного1г1роцесса. - М., 1981. - 102 с.
14. Максимова В.Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы. - М.: Просвещение, 2016. - С. 28.
15. Максимова! В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процессаЦзбучения: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 143 с.
16. Максимова|В.Н. Сущность и функции межпредметных связей в целостномипроцессе обучения. - Л., 1981. - 95 с.
17. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. - М.: Педагогика, 1989. - 224 с.
18. Моносзон|Э.И. Основы педагогических!знаний. - М.: Педагогика, 1986. - С. 128-130.
19. ПодласыйГТ.П. Педагогикаи1ачальнойллколы. - М.: Владос, 2000. - 400 с.
20. Словарьрностранных слов. - М.: Русскийизык., 1987. - С. 196.
21. Сорокин А.Н. Межпредметные связи в учебно-познавательной деятельности учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - 274 с.
22. Усова. А.В. Формирование |у школьников обобщенных умений и навыков!три осуществлении|межпредметных!рвязей. - М.: Просвещение, 1980.
- 208 с.
23. Ушинский^.Д. Избранные педагогические произведения. В 2-х т. Т.1. - М: Педагогика, 1974. - 584 с.
24. ФедорецвГ. Ф. Межпредметныеорвязи|в процессеврбучения. - СПб., 1994. - 250 с.
25. Фролов И.Т. Философский словарь. - 4-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - С. 152.
26. Чумичеват Р.М. Теоретические подходы к проектированию образованиям Россиим современных|гсловиях / Р. М. Чумичева, JI. JI. Редько. - Ставрополь: ИРО, 1996. - 23 с.
27. Шарипов В.А. Проблемав межпредметных связей в истории дидактиким педагогической|1сихологии|КХ века. - 1973 [Электронный1ресурс]
- URL: https: //cyberleninka.ru/article/v/problema-mezhpredmetnyh- svyazey-v-
istorii-didaktiki-i-pedagogicheskoy-psihologii-xx-veka (дата обращения:
19.11.2017).
28. ШкарлупинаЦТ.Д. Шаги в мир культуры: пособиеОро методикеОДля студентовр учителей. - М.: Директ-Медиа, 2014. - С. 102.
29. Mount Rushmore National Memorial [Электронный ресурс] - URL: https: //www. stateparks. com/mount_rushmore_national_memorial_in_south_dakota. h tml (дата обращения: 03.04.2018).
30. Prodromou L. The Role of the Mother Tongue in the Classroom // IATEFL Issues, 2002. - С. 166.
31. Tourism in South Dakota [Электронный ресурс] - URL: http://iml.jou.ufl.edu/projects/students/Ahmann/rushmore.html (дата обращения: 03.04.2018).
32. Tours to visit Mt Rushmore [Электронный ресурс] - URL: https://www.gotobus.com/attractions/mtrushmore/ (дата обращения: 03.04.2018).