Актуальность выбранной темы состоит в необходимости обращения к истории развития риторики и изучении опыта прошлого.
Родиной риторики считается Древняя Греция. Ораторское искусство возникло на базе судебных выступлений и политических дискуссий. Основателем античной риторики считают софиста Горгия. Он первым стал употреблять в своих речах тропы, метафоры, алегории, т.е. слова в переносном смысле. До этого момента они использовались только в литературе. Ораторское искусство, по сути, было обязательным для каждого гражданина. Первыми учителями красноречия были софисты (софисты - мудрецы). Софистами называли людей, способных за словами скрыть суть проблемы, доказать нужное и необязательно истинное. Под софизмом понимают логически или в деталях верное, но по сути не истиное суждение. Основополагающим моментом была субъективность. Риторический идеал софистов обладал следующими особенностями:
1)Риторика манипулирующая и, как правило, монологическая; адресат для говорящего был пассивным субъектом, единственной задачей было принять точку зрения оратора;
2) Риторика софистов была агональной («агон» - борьба,состязание), т.е. это была риторика совместного спора, цель которого состояла в победе первого и поражение другого;
3)Риторика софистов была относительной, у них не было цели доказать истину. По их мнению истины не существовало вовсе, а было лишь то, что удалось доказать.
Цель настоящей работы – изучение вклада Сократа и Платона в развитие риторики Древней Греции.
Задачи работы:
- изучить искусство риторики Сократа;
- дать характеристику риторике Платона.
Объект исследования: история риторики.
Предмет исследования - изучить вклад Сократа и Платона в развитие риторики Древней Греции.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнительном обращении к истории развития риторики.
Практическая значимость состоит в применении риторических приемов Сократа и Платона, в том, что проводится комплексное исследование отдельных элементов риторики.
Опыт риторического искусства в древней Греции изучался многими историками, философами и другими исследователями. При написании работы были привлечены работы Т.В. Васильевой, Ф.Х. Кессиди, А.Ф.Лосева и других авторов.
В процессе исследования были использованы такие общенаучные методы, как анализ, синтез, системный подход.
Сократ в течение жизни довольствовался малым, самым необходимым: жил в простых, аскетических условиях, ходил босой, не стремился к богатству, считая, что чем меньше человеку надо, тем ближе он к богам. Сократ никогда не брал денег с учеников за обучение (это не понимала его жена Ксантиппа), а свою семью содержал благодаря небольшому наследству. Сократ никогда не поддавался соблазну путешествовать, как поступали другие философы, и всю свою жизнь провёл в Афинах. И только во времена Пелопоннесской войны он отправился в поход, чтобы защитить свой город. В битве при Делии философ даже спас жизнь своему будущему ученику Ксенофонту, а после битвы при Потидее был отмечен за храбрость.
Сократ любит поиск истины, и ему нужны собеседники для совместного поиска, а не ради альтруистической помощи другим. был одним из родоначальников диалектики как метода установления истины путем постановки наводящих вопросов - т. н. сократического метода. Главную задачу наставника Сократ видел в том, чтобы пробудить мощные душевные силы ученика. В таком «повивальном искусстве» он видел основное предназначение учителя. Беседы Сократа были направлены на то, чтобы помочь «самозарождению» истины в сознании ученика. В поисках истины ученик и наставник должны были находиться в равном положении.
Платоном риторика оценивается скорее отрицательно, как в лучшем случае незначительная и лишняя, а в худшем случае вредная сноровка.
Для Платона первичным, основным в риторике выступает некая объективная истина, Логос, точнее, только такая речь, где Логос первичен, оправданна и носит гордое имя диалектики.
1. Бельская, Е.Ю. История и философия науки: учебное пособие / Е.Ю. Бельская, Н.П. Волкова, М.А. Иванов. – М.: Альфа-М, 2014. – 416 с.
2. Бучило, Н.Ф. Философия: учебное пособие / Н.Ф. Бучило. – М.: Проспект, 2013. – 325 с.
3. Вечканов, В.Э. История и философия науки / В.Э. Вечканов. –М.: Риор, 2013 – 256 с.
4. Грядовой, Д.И. Философия. Структурный курс основ философии: Учебное пособие / Д.И. Грядовой – М.: Щит-М, 2014. – 356 с.
5. Спиркин, А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – М.: Юрайт, 2014.- 830 с.