Введение 3
Глава 1. Мессенджеры в системе современных медиа 9
1.1. Средства массовой информации в контексте исторического
развития 9
1.2. Современные медиа: разновидности, тренды и векторы развития.14
1.3. Кроссплатформенность как объективная особенность развития
современных технологий 18
1.4. Роль мессенджеров в формировании информационной повестки
дня и создании общественного настроения 21
Глава 2. Специфика мессенджера Telegram как особого вида масс-медиа .. 26
2.1. Telegram как совершенно новая модель медиа: от создания до
блокировки 26
2.2. Пользователи Telegram как целевая аудитория СМИ 29
2.3. Особенности распространения новостей СМИ в мессенджере
Telegram 34
2.4. Мессенджер в условиях коммуникативно-технологической
блокировки 47
Заключение 55
Список использованной литературы и источников 60
Приложения
Актуальность темы исследования. На сегодня медиа является одной из динамично развивающихся сфер. Появляются новые каналы коммуникаций, трансформируется сама структура медиарынка.
С распространением всевозможных гаджетов и активным развитием новых медиа средствам массовой информации становится все сложнее привлечь внимание аудитории, а главное - удержать ее. Сегодня традиционные медиа вступают в конкуренцию не только с друг другом, но и с социальными сетями, пользовательским контентом. Как ни странно, но любая информация, распространяющаяся через Интернет, стала соперником СМИ. Просматривая ленту новостей, пользователь в любой момент может переключиться на личную переписку, на забавное видео, покупку билета на самолет и др.
В таких условиях мессенджеры становятся привлекательной площадкой для доступа и захвата новой аудитории.
Российская интернет-аудитория медленно, но верно растет. Происходит трансформация медиапотребления - более половины пользователей сети выходят в интернет с мобильных устройств. Во многом это связано с приходом поколения digital natives, которое не привыкло подключаться к Сети с помощью настольного компьютера. Не только поколение Z, но и поколение Y активно использует возможности Интернета не только для рабочей или личной коммуникации, рекреации, самообразования, но и для решения повседневных задач.
В 2015-2017 гг. активно развивается прямая коммуникация СМИ с аудиторией посредством мессенджеров и уведомительных механизмов (push- сообщений). Как отмечает медиаэксперт А.А. Амзин, это позволяет медиа завоевать с помощью «журналистики взгляда» новые слоты времени - совещания, нахождение за рулем, микромоменты (ситуации, связанные с
неожиданно возникшими запросами «Я хочу знать», «Я хочу пойти», «Я хочу купить», «Я хочу сделать»).
Мессенджеры уже сегодня составляют внушительный процент переходов к публикациям в источнике. Сервисы мгновенного обмена сообщениями интересны масс-медиа в качестве быстрой и прямой коммуникационной платформы с потенциальным потребителем информации, и возможности привлечь аудиторию мессенджеров к своей платформе.
Медиа активно внедряются в мессенджеры. Наибольший толчок в развитии представительства СМИ в сервисах обмена мгновенными сообщениями дало появление Telegram. Кроссплатформенный мессенджер предоставил много преимуществ для успешной деятельности медиа в нём. Отечественные масс-медиа путем проб и ошибок расширяют свое присутствие в данном мессенджере.
На данный момент крайне важно изучить и выявить наиболее эффективные модели работы СМИ в Telegram. Это даст мощный импульс для динамичного развития многих прогрессивных медиа страны. Специфика распространения новостей СМИ в Telegram представляет из себя сложный синтез разных составляющих, только правильное сочетание которых позволяет повысить рейтинги как представительства СМИ в мессенджере, так и самого медиа.
Степень изученности темы. Вопросы, связанные со спецификой распространения новостей СМИ в кроссплатформенном мессенджере Telegram крайне редко и поверхностно рассматриваются в трудах российских теоретиков журналистики. Мессенджер начал свою работу недавно, лишь в 2013 году. Специализированные Telegram-каналы, связанные с медиа, появились еще позже. Данная отрасль нова, поэтому по данной теме мало каких-либо научных изысканий. В силу того, что мессенджер является динамично развивающейся структурой, трудно провести какое-либо глобальное, фундаментальное исследование - данные полугодовой давности уже считаются устаревшими. Новые, усовершенствованные версии приложения выходят каждый месяц. Несмотря не определенные сложности, российские ученые-журналисты с 2017 года вели различные исследования по распространению новостей в мессенджере Telegram.
Так, Иванов А.Д. в своей статье «Чат-бот в Telegram и «ВКонтакте» как новый канал распространения новостей» рассматривает процессы трансформации каналов распространения информации от СМИ к пользователю. Автор анализирует влияние новых тенденций, связанных с развитием технологической составляющей журналистики, на формат медиапотребления аудитории. Историю создания и особенности российского сегмента мессенджера Telegram исследует группа ученых Иванько А.Ф., Иванько М.А., Баранова А.Е. в статье «Кибер-коммуникации: особенности мессенджера Telegram». Авторы поднимают вопросы новых тенденций в развитии мировых коммуникационных приложений. Актуальность темы обусловлена возрастанием интереса современных пользователей приложений-мессенджеров к рынку данной сферы коммуникаций. Линд А.В. и Махов А.А. в статье «Мессенджер Telegram как эффективный инструмент в работе с целевыми аудиториями» акцентируют свое внимание на дистрибуции аудитории при работе в мессенджере Telegram.
Особенности новостного контента в данном мессенджере в своей работе «Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram» рассматривает Соколова Д.В. Ученый выделяет крайне важные черты новостных сообщений, которые размещают российские масс-медиа в данном мессенджере. Стоит отметить, что данная тематика крайне популярна на журналистских конференциях и семинарах. Чаще всего докладчики рассматривают региональные политические каналы и их влияние на новостную региональную повестку. Оживленные дискуссии ведутся о роли и месте Telegram в контексте медиа и медиапотребления в России. Очевидно, что над выявлением специфики распространения новостей СМИ в кроссплатформенном мессенджере Telegram никто из рассмотренных ученых не работал.
Объект исследования - современное интернет-медиа пространство.
Предметом исследования является особенность распространения новостных сообщений масс-медиа в кроссплатформенных мессенджерах.
Цель - выявить специфику распространения новостей средств- массовой информации в кроссплатформенном мессенджере Telegram.
Исходя из цели выпускной квалификационной работы, поставили следующие задачи:
- выявить роль мессенджеров в системе современных медиа;
- обозначить основные составляющие мессенджера Telegram в качестве канала медиа;
- проанализировать публикационную активность выбранных для исследования Telegram-каналов СМИ;
- выделить тематическое разнообразие публикаций в мессенджере;
- пронаблюдать динамику изменений в работе Telegram-каналов в период начала блокировки мессенджера на территории Российской Федерации;
- разграничить основные особенности распространения новостей масс- медиа в Telegram.
Эмпирической базой настоящей выпускной квалификационной работы является архив публикаций, новостные сообщения и посты в исследуемых 9 Telegram-каналах: «Ведомости» (@vedomosti), «Коммерсантъ» (@kommersant), «Эхо Москвы» (@echomckru), «Mash» (@breakingmash), «BBC News-Русская служба» (@bbcrussian), «Россия 24» (@rossiya24), «Дождь» (@tvrain), «Медуза» (@meduzalive) и «Сноб» (@snobru). Хронологические рамки исследования составили 6 месяцев: с 14 января по 14 июня 2018 года. В рамках исследуемого периода в изучаемых каналах еженедельно производилась выборка публикаций. Временные рамки исследования составили 24 недели. Учитывая, что в среднем в каждом из 9 Telegram-каналов ежедневно публикуется 7 постов, общее количество исследуемых единиц составило 1 512. Большое количество исследуемых постов объясняется их небольшим размером. Так, средний объем новостных сообщений в исследуемых каналах составил 220-250 символов.
Новизна исследования. Несмотря на сложное правовое положение мессенджера Telegram в России, он сохраняет за собой лидирующие позиции по тиражированию новостей СМИ. В настоящей выпускной квалификационной работе в авторской интерпретации рассмотрена особенность распространения данных новостных сообщений в популярных Telegram-каналах ведущих отечественных масс-медиа. Работа и функционирование каналов представлены в разрезе общественных и политических явлений, происходивших в стране. Вышесказанное имеет большое значения для научного медиасообщества и практикующих журналистов, что придает практическую значимость и новизну данной исследовательской работе.
Методы исследования: конкретизация, метод включенного наблюдения, измерение, анализ и систематизация полученных результатов. Метод конкретизации и обобщения использовался при выделении основных характерных черт мессенджера Telegram как канала современных медиа. Включенное наблюдение, измерение ключевых показателей использовались для достижения целей при анализе публикационной активности выбранных для исследования каналов и выделения тематического разнообразия публикаций. Полученные результаты исследования были сведены воедино при использовании метода «систематизации».
Практическая значимость. Результаты исследования, полученные в рамках выполнения выпускной квалификационной работы, могут быть использованы при составлении учебного пособия как по Telegram в целом, так и по специфике распространения новостей в кроссплатформенных мессенджерах, в частности. Также использование материалов исследования возможно при проведении профильных форумов, конференций и других научных мероприятий по тематике новых медиа и развития средств массовой информации. Работа будет полезная для подготовки выступлений и докладов. Полученные результаты исследования будут интересны широкому кругу людей. Работа представляет определенную ценность не только в научном кругу, но также будет интересная для медиа-менеджеров, практикующих журналистов, рядовых пользователей мессенджера Telegram и людей, интересующихся данной сферой.
Структура выпускной квалификационной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений. В главе первой «Мессенджеры в системе современных медиа» поднимается теоретическая проблема роли мессенджеров в функционирование современных масс-медиа. В главе второй «Специфика мессенджера Telegram как особого вида масс-медиа» проведен системный анализ мессенджера Telegram В исследовании проанализирован путь мессенджера от создания до блокировки, его специфические особенности распространения новостей СМИ и функционировании приложения в рамках блокировки на территории России. В заключении приводится основные выводы, в приложении демонстрируются интерфейсы исследуемых каналов и их статистические показатели.
Мессенджер Telegram является российской разработкой. Несмотря на это, более 82% его пользователей зарегистрированы за пределами Российской Федерации. Сервис Павла Дурова пользуется популярностью в Иране, Бразилии, Испании и Италии. Мессенджер активно пользуют не только для личного общения, введения каналов и налаживания коммуникаций. Масс-медиа давно включили Telegram в цепочку распространения своих новостей, крупные издания используют его для внутриредакционной коммуникации.
Основываясь на результатах проведенного исследования, удалось выяснить, что на сегодня российские СМИ не выработали какой-либо четкой стратегии по работе в Telegram, действуя методом проб и ошибок, что подтверждают данные эмпирических исследований и публикация издания «Медузы» об освоении мессенджера.
Для выявления специфики распространения новостей СМИ в кроссплатформенном мессенджере Telegram были проанализированы 9 каналов масс-медиа: публикационная активность, тематическое разнообразие публикаций, средства и способы передачи, визуализации информации, а также динамика изменения основных статистических данных каналов в период начала блокировки мессенджера на территории России.
За исследуемый период времени: с 14 января по 14 июня 2018 года - каналы имели разную публикационную активность. Так, канал «Mash» в сутки в среднем публиковал 15 сообщений, а «Сноб» - 5. Значительная разница в публикационной активности каналов, прежде всего, связана с невыработанной стратегией работы российских СМИ в данном медиа¬ресурсе. Притом, активность размещения новостей у одного канала может различаться в разные дни. Наибольший подъём наблюдается в дни катастроф и различных событий («Медуза», «Дождь», «Эхо Москвы»). Средняя публикационная активность по всем каналам составила 9 новостных сообщений в сутки.
В своем исследовании компания «Бренд Аналитикс» (Brand Analytics) отмечает, что у тех каналов, которые публикуют контент 1-2 раза в сутки, аудитория значительно шире, чем, например, у СМИ, бомбардирующих подписчиков новостями в течение всего дня. Данный тезис подтверждается и данными нашего исследования. Проанализировав ключевые показатели по публикационной активности и посещаемости выбранных Telegram-каналов, выяснилась определённая закономерность: каналы, имеющие низкий показатель публикационной активности и меньшее количество подписчиков, имеют высокий показатель индекса ERR Наглядный тому пример - канал «Россия 24» одноименного государственного телеканала, который имеет 3 421 подписчиков и публикует 1 пост в сутки. 87 процентов аудитории каждый день читает сообщения канала. Самый плохой показатель у «Дождя» - 13 сообщений в сутки и только 25 процентов вовлеченной, активной аудитории.
Поддержание стратегии «меньше да лучше» дает хорошие показатели, что подтверждается данными нашего исследования.
Площадка мессенджера уникальна тем, что в отличие от стандартных соц.сетей, в которых лента новостей расположена отдельными блоками или в отдельной вкладке, новости в Telegram располагаются по-иному. Пользователь, подписанный на определенный канал, может узнать новость, только открыв данный канал. Следовательно, человек не будет подписываться, а, тем более, и читать неинтересные ему ресурсы.
Все исследуемые Telegram-каналы публикуют сообщения ежедневно. Примечательно, что время публикаций совпадает с рабочим днем: с 9 до 23 часов. Как правило, каналы не беспокоят своих подписчиков в ночное время. Сообщения ночью приходят только в исключительных случаях. У некоторых изданий («Дождь», «Коммерсантъ») существует утренняя подборка новостей, в которых собраны все события прошедшей ночи. Так, «Дождь» ежедневно в 7 утра публикует дайджест под рубрикой «Пока вы спали».
В ходе исследования выяснилось, что тематическое разнообразие публикаций выбранных Telegram-каналов в больше части связаны с политикой, обществом и происшествиями. «Коммерсантъ», «Ведомости», «Эхо Москвы», «BBC News-Русская служба», «Россия 24» и «Дождь» в своей деятельности больший упор делают на освещение политической тематики. Тут же половина публикаций (49 процентов) на «Mash» составляют новостные сообщения о происшествиях.
Особый интерес для исследования представлял новостной контент и средства его передачи. Тип передачи и компоновки информации в мессенджере отличается от типа передачи в социальных сетях В последних для повышения уровня вовлеченности и кликабельности активно используется мультимедийная составляющая: фото, видео, иллюстрации, мемы, карты и аудиоэлементы. В Telegram на первый план выходят текст и гиперссылки - для масс-медиа мессенджер является лишь еще одной площадкой для дистрибуции контента - с помощью которого СМИ стараются увеличить число просмотров на традиционной площадке, котору проще продать рекламодателям. Такой тип передачи превалирует в 5 из 9 исследуемых каналах. На втором месте по популярности - текст, фото и ссылка. Он используется третья изданиями: «Ведомости» (65%), «Эхо Москвы» (58,6%), «Медуза» (72,1%).
Наиболее редко используется тип передачи материала, который сочетает в себе использование текста, эмодзи, фото и ссылки. Несмотря на то, что данный вид представляет собой максимально возможную мультимедизацию контента, каналы не стремятся выстраивать свою работу в этом русле. Возможно, это связано с желанием не перезагружать информационные сообщения лишними элементами.
Неожиданным открытием стало то, что телеканалы «Россия 24» и «Дождь» в минимальном количестве используют производимый ими видеопродукт в Telegram-каналах: 0 и 2% процента соответственно. Главный информационный канал страны в своей деятельности больший упор делает на оформление информации в виде «текст и фото», несмотря на то, что мог в большом количестве использовать свой уникальный ТВ-продукт. «Дождь» иногда выкладывает тизеры передач или выпуски новостей, видеоряд с интересных и резонансных событий страны.
Таким образом, мы видим, что Telegram-каналы средств массовой информации активно пробуют различные способы передачи информации. Многие из рассмотренных СМИ используют различные способы передачи информации. Явно, что smm-специалисты и руководство традиционных СМИ находятся в поисках самого эффективного способа передачи информации в Telegram. В целом, стоит отметить, что контент не адаптируется под платформу Telegram, поэтому превалируют данные типы передачи информации.
Опытным путем удалось выяснить, что раз в месяц в каждом канале происходит большой приток пользователей, увеличивается просматриваемость постов. Связано это с отработкой каналами крупных инфоповодов, представляющих интерес большей части русскоязычного сегмента мессенджера. Так, за исследуемый период наибольшая активность пользователей наблюдалась в период пожара в ТЦ «Зимняя вишня» и начала блокировки Telegram на территории России.
Начавшаяся 16 апреля блокировка мессенджера стала непростой для многих каналов. Несмотря на то, что «Роскомнадзор» каждый раз отчитывается об оттоке крупного сегмента пользователей, исследуемые канала показали положительные результаты. Они довольно успешно пережили начало блокировки мессенджера на территории России. Им всем удалось повысить число подписчиков, несмотря на сложные времена. Публикационная активность каналов выросла, в след за чем поползла вверх и просматриваемость новостных сообщений. Охват аудитории у 8 из 9 исследуемых каналов также показал положительные майские значения по отношению к данным, зарегистрированным в марте.
Таким образом, на сегодняшний день специфика распространения новостей СМИ в кроссплатформенном мессенджере Telegram представляет из себя поиск отечественными изданиями способов и методов передачи новостных сообщений. Многие исследуемые ресурсы, как и все остальные, находятся в непрекращающемся поиске. Очевидно одно - Telegram стал хорошей площадкой для увеличения охвата аудитории так называемых традиционных СМИ, что подтверждается статистическими данными.
Безусловно, данный мессенджер пока трудно назвать полноценным канал медиапотребления, однако со временем ситуация может измениться, поскольку сервисы мгновенного обмена сообщениями показывают уверенный рост числа пользователей, а в Telegram все новые СМИ заводят каналы и боты. Можно также предположить, что и разработчики предложат медиа новые инструменты, например, пропишут алгоритмы организации информации, поступающей из разных каналов, поскольку в Telegram на сегодняшний день невозможно сгруппировать каналы и личные переписки, таким образом, «смешиваются» с ботами СМИ.
Отметим также, что Telegram вряд ли останется единственной площадкой для дистрибуции новостного контента: другие мессенджеры, в частности Viber, уже заявили о возможности создания каналов для СМИ. Очевидно, что мессенджеры как еще одна возможность получить доступ к аудитории сейчас находится на начальной стадии развития, но уже представляет собой потенциально выгодную для СМИ возможность.
На сегодняшний день не ясна окончательная судьба Telegram на территории России. Остается надеяться, что российские власти и разработчики мессенджера найдут компромисс в данном вопросе, который, очевидно, нужен всем сторонам: разработчикам, властям и, конечно, пользователем мессенджера.
1. «Ведомости» (@vedomosti)
2. «Коммерсантъ» (@kommersant)
3. «Эхо Москвы» (@echomckru)
4. «Mash» (@breakingmash)
5. «BBC News-Русская служба» (@bbcrussian)
6. «Россия 24» (@rossiya24)
7. «Дождь» (@tvrain)
8. «Медуза» (@meduzalive)
9. «Сноб» (@snobru)
II. Литература
1. Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник Ростовского государственного университета. - 1998. - №3. С. 34-37.
2. Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика / А.А. Амзин - М.: Аспект Пресс, 2011. - 136 с.
3. Амзин А.А. Особенности медиапотребления // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016, - 304 с.
4. Андрашитов Д.С., Иосебашвили Л.З., Цедилкин И.Д. Информационная безопасность мобильных приложений. Наука и общество в эпоху технологий и коммуникаций / Д.С. Андрашитов, Л.З. Иосебашвили, И.Д. Цедилкин // Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 3 декабря 2015 г., Москва. М.: 2016. С. 840-845.
5. Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции / Г.П. Бакулев - М: Аспект пресс, 2005. - 176 с.
6. Голошубина О.К. Модель речевого жанра «разговор в мессенджере» // Омский научный вестник 2014. № 5(132). С. 101-103.
7. Голошубина О.К. Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации // Вестн. Омск. ун-та. 2015. № 1(75). С. 208¬212.
8. Градюшко А. А. Основы интернет-журналистики: учебное пособие / А.
А. Градюшко. - Минск : БГУ, 2012. - 152 с.
9. Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра: учебное пособие для вузов // Гуревич С.М., М.: Аспект Пресс, 2004, с.54-55.
10. Дзялошинский И.М. Медиапространство России: коммуникационные стратегии социальных институтов. - М.: Издательство АПК и ППРО,
2013. - 479 с.
11. Иванов А.Д. Роботизированная журналистика и первые алгоритмы на службе редакций международных СМИ // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2015. №. 2(16). С. 32-40.
12. Иванов А.Д. Чат-бот в Telegram и «ВКонтакте» как новый канал распространения новостей // Вестн. Волжск. ун-та имени В.Н. Татищева. Т. 1. Филологические науки. 2016. № 3. С. 126-132.
13. Иванько А.Ф., Иванько М.А., Баранова А.Е. Кибер-коммуникации. Особенности мессенджера Telegram // Молодой ученый. 2017. № 12. С. 16-20.
14. Калмыков А.А., Коханова Л.А. Интернет-журналистика. - М.: Юнити- Дана, 2005. - 384 с.
15. Кац Д.Э. Перспективы коммуникации в социальных сетях и вызов гражданской журналистики традиционной прессе // Информационное общество. - 2012. - № 1. - 80 с.
16. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике / В.В. Кихтан - Ростов н/Д: Феникс, 2004. (Серия «Высшее образование») - 160 с.
17. Линд А.В., Махов А.А. Мессенджер Telegram как эффективный инструмент в работе с целевыми аудиториями // Актуальные проблемы коммуникации: теория и практика. Мат-лы VIII Всерос. науч.-практ. конф. Уфа, 2016. С.119-126.
18. Лосева Н.Г. Аудитория новых медиа // Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / под ред. С. Балмаевой, М. Лукиной. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2016, - 342 с.
19. Манукова Е.Ю., Захарова М.В. использование сервисов мгновенного обмена сообщениями в современной массовой коммуникации // Современная филология. Мат-лы V Междунар. науч. конф. Самара, 2017.С. 85-87.
20. Машкова С.Г. Интернет-журналистика. - Учебное пособие. - Тамбов: Издательство Тамбовского государственного технического университета, 2006. - 80 с.
21. Мельник Г. С. Перспективы медиа в пространстве интернета. // "Журналистский ежегодник", 2013. Санкт-Петербургский государственный университет. Р. 1. С. 10-12.
22. Минюшева И.Ф. Основные тренды развития новых медиа в 2016 году // Российская наука и образование сегодня: проблемы и перспективы. 2016. № 3. С. 33-35.
23. Подурец К.М. Журналист в Интернете: учебное пособие. / К.М. Подурец. - М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. — 23 с.
24. Раскладкина М.К., кафедра истории и теории журналистики. "Ставропольская правда", Educational Technology & Society 7(2), 2004. С. 247-256.