Введение 3
Глава 1. Музейные уроки и их потенциал в обучении иностранному языку 6
1.1. Преподавание иностранных языков в современной школе 6
1.2. Музейные уроки как внеклассная работа по иностранному языку 12
1.3. Особенности разработки музейных уроков по немецкому языку ... 14
Выводы по I Главе 17
Глава 2. Лексические навыки обучающихся и их формирование на музейных уроках по иностранному языку 18
2.1. Лексические речевые навыки в обучении немецкому языку 18
2.2. Устаревшая лексика как материал для формирования лексических
речевых навыков на музейных уроках немецкого языка 27
2.3. Специфика музейных уроков в рамках обучения устаревшей лексике
33
Выводы по II Главе 38
Заключение 40
Список литературы 42
Приложения 45
Вопрос изучения иностранного языка беспокоит педагогов и методистов в течение долгого времени, ведь именно иностранный язык дает нам возможность общаться с представителями других стран и национальностей, налаживать экономические и культурные связи. Ученые- методисты постоянно совершенствуют методы и средства эффективного преподавания иностранного языка. Многочисленные методики, внедрение новых технологий, научные исследования в данной области - все это влияет на скорость, доступность и, главное, качество изучения иностранного языка.
Обучение иностранному языку - одна из главных задач образования, которая направлена на интеграцию учащихся и выпускников общеобразовательных заведений в европейское пространство с целью получения образования в иноязычных странах и доскональное изучение самого языка. Тем не менее многим учащимся тяжело даются языки, у них пропадает интерес и мотивация к их изучению, уроки становятся не чем-то увлекательным, а скорее формальностью.
Проблема преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе далеко не нова. Существенный вклад в теоретико-методологическое и педагогическое обеспечение учебного процесса внесли: И. Л. Бим,
И. Пассова, А. М. Леонтьева, А. А. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн,
Г. П. Мильруд, И. А. Зимняя, Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез, А. А. Смирнова и др.
На современном этапе в нашей стране проблемой анализа уроков занимаются: Л. Джумская, В. Мельник, Н. Мурашко, Л. Скрипченко и др. Анализу уроков английского языка уделяют внимание Н. Войткевич, Л. Данилова, К. Заболотный, Г. Лапа, Л. Починок и др.
Актуальность данной темы обусловлена снижением у современных учащихся мотивации к изучению иностранного, в особенности немецкого языка, необходимостью повышения у обучающихся мотивации к изучению немецкого языка посредством музейных уроков, а также развития их лексических речевых навыков и углублением языковых знаний.
Объект исследования данной работы - музейные уроки в обучении немецкому языку.
Предметом исследования является процесс формирования
лексических речевых навыков обучающихся в рамках музейных уроков немецкого языка на примере устаревшей лексики.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в определении особенностей формирования лексических речевых навыков обучающихся в рамках музейных уроков немецкого языка с использованием устаревшей лексики.
Исходя из цели, перед нами стоят следующие задачи:
1. изучить имеющуюся научную методическую литературу, связанную с формированием лексических речевых навыков;
2. раскрыть понятие «музейная педагогика» и ее потенциал в обучении иностранному языку;
3. обосновать особенности разработки и реализации музейных уроков, как формы внеклассной работы по немецкому языку;
4. раскрыть понятие «устаревшая лексика» и рассмотреть существующие классификации устаревшей лексики;
5. сформулировать особенности процесса формирования лексических речевых навыков обучающихся с использованием устаревшей лексики в рамках музейных уроков немецкого языка.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения полученных результатов в практике работы школьных учителей немецкого языка, а также в курсе методики обучения иностранным языкам в вузе и на курсах повышения квалификации учителей иностранного языка.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение и классификация, тестирование и включенное наблюдение.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
В данной работе нами была рассмотрена проблема формирования лексических речевых навыков на примере устаревшей лексики в рамках проведения музейных уроков. В первой главе мы рассмотрели преподавание языков в современной школе, принципы и требования, которые предъявляются учителю при организации учебного процесса. Были упомянуты такие методы обучения, как учебная игра и проектный метод как методы, которые современные учителя уже используют в своей деятельности, постепенно вытесняя устаревшие методы обучения. Это обусловлено тем, что данные методы соответствуют актуальным требованиям и принципам обучения, так как они направлены на развитие познавательной активности детей, расширение кругозора, формирование самостоятельности, критического мышления.
Поскольку современный урок предполагает субъектно-субъектное взаимодействие учителя и обучающегося, то он должен обладать прагматическим, когнитивным и педагогическим аспектами. Именно эти аспекты в совокупности обеспечивают формирование иноязычной коммуникативной компетенции, получение знаний, развитие мышления и процессов понимания.
Было уделено внимание формам внеурочной работы, среди которых мы выделили музейный урок, его особенности и структуру, так как это относительно новая форма внеклассной деятельности, которая не используется повсеместно.
Во второй главе мы уделили внимание лексическим навыкам и их формированию у школьников; были разобраны трудности усвоения слов, а также приведены принципы обучения иноязычной лексике. Далее было рассмотрено такое языковое явление как устаревшая лексика, были приведены определения терминов «архаизмы» и «историзмы» и их классификации.
На основании данной работы, в третьем параграфе второй главы, мы определили специфику работы учителя при обучении устаревшей лексике в рамках музейного урока. Нами были выделены упражнения, которые могли бы дать наилучший результат при формировании лексических речевых навыков с использованием устаревшей лексики, а также был разработан план музейного урока и тестовая работа, которые были апробированы с учащимися старших классов.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, все поставленные задачи решены.
1. Алексеев Д.И. О функционировании и судьбе аббревиатурной лексики послеоктябрьской эпохи // Язык и общество: межвуз. науч. сб. Вып. 3.
- Саратов: Саратовский гос. ун-т, 1974. - С. 95-114.
2. Вендина Т.И. Введение в языкознание: Учеб. пособие для
педагогических вузов. - М., Высш. шк., 2001. - 288 с.
3. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя/ Н.Д. Гальскова. - 3 изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 192 с.
4. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. учеб. пособие для студ. лингв. унтов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений/ Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 2 изд. испр. - М.: Издат. Центр «Академия», 2005. - 336 с.
5. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам.
Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез - М.:
Издательский центр “Академия”, 2005. - 290 с.
6. Гальскова Н.Д., Васильевич А.П. и Акимова Н.В. Методика обучения иностранным языкам. - Ростов н/Д: Феникс, 2017. - 350 с.
7. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А., Фоломкина С. К., Шатилов С. Ф. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник. —М.: Высш. школа, 1982. — 373 с.
8. Демьяненко М. Я., Лазаренков К. А., Кислая С. В. Основы общей методики обучения иностранным языкам. - К., 1976. - 282с.
9. Евенко А. В. Изучение немецкого языка как второго после английского [Электронный ресурс] / В. Евенко. - Режим доступа: english.ucoz.com/documents/Algoritm.doc. (Дата обращения: 23.03.18)
10. Еднералова Н.Г. Устаревшая лексика русского языка новейшего периода. - Воронеж, 2003. - 326 с.
11.Загрекова Л. В. Теория и технология обучения / Л. В. Загрекова. - М.: Высшая школа, 2014. - 157 с.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2012. - 480 с.
13. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 2009. - 222 с.
14. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. - М.: ИКЦ “МарТ”; Ростов н/Д: Издательский центр “МарТ”, 2012. - 448 с.
15. Кодухов В.И. Введение в языкознание: Учеб. для студентов пед. ин-тов
по спец. № 2101 “Рус. яз. и лит.” — 2-е изд., перераб. и доп.— М:
Просвещение, 1987.— 288 с.
16. Котелова Н.З. Первый опыт описания русских неологизмов // Новые слова и словари новых слов. - М., 1982. - 456 с.
17. Кушнерук Р. Основные аспекты преподавания немецкого языка как второго иностранного: Молодой ученый. - 2014. - №18. - С. 815-817
18. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2014. - №5. - С.3-12.
19. Лесных Е.В. К проблеме классификации устаревшей лексики русского языка // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2014. №2 С. 174-177.
20. Медведева Е.В. Лексикология немецкого языка: Лекции, семинары, практические занятия: Учебное пособие. Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2013. - 448 с.
21. Методика обучения иностранным языкам в средних учебных
заведениях: Учебник. / Кол. авторов под рук. С. Ю. Николаевой. - К., 1999. -320 с.
22. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. Учеб. пособие для студ. пед ин-тов. по спец. «Иностр. яз.».-М.: Высшая школа, 1990.-124 с.
23. Михайлова Е.Г. Архаизация элементов языка в процессе его развития (на материале русского литературного языка XVIII в.): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - Киев, 1987. - 22 с.
24. Мукатаева Н. М. Организация учебно-воспитательного процесса по иностранным языкам / Н. М. Мукатаева, Е. А. Осипенко. - М., 2013. - 45 с.
25. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности. - Уч. изд., М.: Изд-во “Мастерство”, 2012. - 307 с.
26. Панова Л., Тезикова С.В., Потапенко С.И., Чекаль С. и др. Методика обучения иностранным языкам в общеобразовательных учебных заведениях. Учебник. - М.: Академия, 2010. - 328 с.
27. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Ю. Урок иностранного языка. - М., 2010.
28. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 2009. - 219 с.
29. Пидкасистый И.П. Педагогика. / И.П. Пидкасистый. - М.:
Педагогическое общество России, 2013. - 640 с.
30. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка /Е.С.Полат //Иностранные языки в школе. 2000. - № 2. - С. 3-10.
31. Профессиональный стандарт педагога (Концепция и содержание) - Вестник образования России, 2013. - с. 34.
32. Розенталь Д.Э. Словарь лингвистических терминов. Пособие для учителя. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 399 с.
33. Солиева К.А. Эволюция архаичных элементов в газетной лексике советской эпохи: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1985. - 24 с.
34. Степанова М.Д., Чернышева И.И. Лексикология современного немецкого языка): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256 с.
35. Уэст М. Обучение английскому языку в трудных условиях. - М., 1966. - С. 26.
36. Шамов А.Н. Методика преподавания иностранных языков: общий курс: [учеб. пособие] / отв. ред. А, Н. Шамов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА: Восток - Запад, 2008. — 253 с.
37. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. - М.: Либроком, 2013. - 312 с.
38. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика / А.Н. Щукин. - М.: Фломатис, 2006. - 480с.
39. Ялышев А.Б. Историзмы в современном немецком языке: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04. - Саранск, 1998. - 225 с.
40. Ялышева А.П. Функционирование устаревших слов в современном немецком языке (К вопросу о языковой статике и динамике): автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 1971. - 22 с.