Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка

Работа №51554

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2016
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
559
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение... 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НА ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 6
1.1. Сущность н особенности воспитания ребенка в семье 6
1.2. Особенности взаимоотношений детей и родителей II
1.3. Научно-практические подходы к исследованию проблемы влияния
супружеских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье 22
Глава 2. УСЛОВИЯ И ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ 36
2.1. Диагностика супружеских взаимоотношений и их влияния на
семейное воспитание 36
2.2. Программа социально-педагогической помощи в формировании и
коррекции супружеских взаимоотношений в семье 53
Заключение 63
Список литературы 67
Приложения 


Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей житии. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и но длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, н к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность
Отношения между супругами в семье являются одним из ключевых факторов, влияющих на семейный психологический климат. Как следствие именно они определяют стили воспитания и взаимодействия в системе отношений между родителями и ребенком.
В наше время изучение взаимоотношений играет важную роль не только для практического применения, но и в научных исследованиях по различным направлениям, таким как психологического, педагогического и медицинскою. В связи с тем, что воспитание ребенка в семье обладает особой ролью в жизни человека, возникает проблема, которую можно сформулировать следующим образом. Как сделать так. чтобы оптимизировать процесс воспитания, увеличивая положительное и минимизируя отрицательное влияние на детей.
Положительное воздействие семьи на воспитание ребенка заключается в том. что никто, не относится к ребенку лучше, не любит его так сильно и не заботится о нем столько, сколько это делают родители и близкие родственники. Отрицательное влияние выражается в том. что при воспитании, семья потенциально может нанести максимальный вред своему ребенку. 
Значимость теоретической части исследования заключается в анализе взаимоотношений между родителями и их детьми и социально- психологическом аспекте их взаимодействия; н установлении детерминанты негативных отношений в семье.
Объектом данного исследования является семейное воспитание ребенка.
Предметам данного исследования является взаимоотношения между родителями и их влияние в семье на воспитание детей.
Цель работы — определить теоретические основы влияния родительских взаимоотношений на воспитание ребенка в семье и разработать формы и методы социально-педагогической помощи в их формировании н коррекции.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) Определить роль супружеских взаимоотношений в семейном воспитании;
2) Исследовать научные и практические подходы к изучению проблемы влияния супружеских взаимоотношений на семейное воспитание;
3) Эмпирическим путем выявить влияние супружеских взаимоотношений на семейное воспитание.
4) Разработать и реализовать программу социально-педагогической помощи в формировании и коррекции супружеских взаимоотношений в семье.
Теоретической основой исследования являются следующие положения: психология семейных отношений С. В. Ковалева, супружеские роли Т.С. Яценко и К. Киркпатрика, теоретические основы семьи н брака СИ. Голода, теории воспитания детей Й. Лангмссзсра и 3. Мачейчика, влитию семенною воспитания на возникновение детских неврозов А.И. Захарова, анализ семейных отношений ЭХ. Эйдемнллера. особенности семейного воспитания Г.Т. Хоментаускауса. Методы и методики исследования:
• Анализ теоретических подходов к проблеме супружеских взаимоотношений:
• Диагностические методы: (Тест-опросник удовлетворенности браком (В.В. Столиц, Т.Л. Романова. Г.П. Бутенко) /69, с.843/; Диалогический опросник межличностных отношений супругов (ДОМОС) /69, с.852/; Опросник АСВ Э. Г. Эйдемнллера; Тест "Кинетический рисунок семьи" (КРС), который предоставляет информацию о субъективно воспринимаемой ситуации исследуемого ребенка /38,0,333/; наблюдение, анкетирование);
- Обобщение социально-педагогического опыта;
- Методы обработки данных и графическое представление результатов;
- Эксперимент.
Экспериментальная база исследования - МОУ "СОШ №49" Ново Савиновского района г Казани. Выборку составило 15 семей учащихся 7-го и 8-го классов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Семья - это сложная система взаимосвязанных процессов. Супружеские взаимоотношения - один из важных компонентов этой системы, которые, в свою очередь, имеют тоже сложную структуру.
Супружеские взаимоотношения складываются под влиянием ряда факторов: психологический микроклимат в семье, личностные свойства и качества самих супругов. По важное и взаимоотношения супругов перевешивают все другие отношения, в том числе, и отношения между родственниками. В семьях, где отношения между супругами натянутые, "переменчивые" или "не прояснены", дети вырастают тревожными, легко ранимыми, мнительными. Часто ссоры между родителями дети относят на свой счет, то есть считают себя виноватым в ссоре. Из-за этого они страдают не только эмоционально, ко н физически. Дети из таких семей чаще болеют простудами, отитами, ангинами н прочее. Нередко такие дети •эмоционально холодные и не умеют проявлять и выражать ласку.
Рассматривая проблему взаимоотношения супругов и их влияния на семейное воспитание, мы опирались на научные труды В. Зацепина, В. Сысенко, Т.С. Яценко. К. Киркпатрика, СИ. Голода, С. В. Ковалева, 3. Матейчика, Й. Лангмсстсра. О. Жаемиллера, Г. Хомеитаускауса.
Для достижения целен и задач нашей работы мы исследовали супружеские взаимоотношения и их влияние на семейное воспитание с помощью следующих методов исследования: анализ теоретических подходов проблемы супружеских взаимоотношений, тестирование, наблюдение, беседа, методы количественной и качественной обработки интерпретации полученных данных. 
Определили семьи с неблагоприятными семейными взаимоотношениями и для них социально-педагогическую помощь формирования и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание. Социально-педагогическая помощь состоит из специальных проблемных заданий, тренингов, упражнений, бесед.
Реализовали эту социально-педагогическую помощь в условиях общеобразовательной школы. Социально-педагогическая помощь проводилась 2 раза в неделю с семьями.
Провели оценку эффективности социально-педагогической помощи с позиции реализации целей и задач коррекционной программы; изменений полученных результатов диагностических методик до проведения и после проведения коррекционной программы.
Таким образом, мы определили роль супружеских взаимоотношений в семейном воспитании; исследовали научные и практические подходы к изучению проблемы влияния супружеских взаимоотношений на семейное воспитание; эмпирическим путем выявили влияние супружеских взаимоотношений на семейное воспитание, разработали и реализовали программу социально-педагогической помощи по формированию и коррекции супружеских взаимоотношений в семье.
В настоящее время необходимо уделять особое внимание супружеским взаимоотношениям Родители в мерную очередь должны внимательно относиться к подростку, проявлять интерес к внутреннему миру ребёнка, помнить о том, что супружеские взаимоотношения оказывают влияние на семейное воспитание.
В результате исследования были сделаны следующие выводы:
I. Супружеские взаимоотношения оказывают непосредственное влияние на семенное воспитание. 
— Неадекватные взаимоотношения супругов обуславливают у ребенка тревожное состояние. эмоциональный психологический дискомфорт.
3- Позитивные взаимоотношения между взрослыми формируются при благоприятном климате в семье и воздействуют на ребенка положительно.
4. Социально-педагогическая помощь в формировании н коррекции супружеских взаимоотношений оказывает благоприятное воздействие на супружеские взаимоотношения и на семейное воспитание.
На основе этих выводов можно сделать заключение о том. что наша гипотеза подтвердилась. Следовательно, если оказывать социально- педагогическую помощь в формировании и коррекции неблагополучных супружеских взаимоотношений, то это окажет положительное влияние на семейное воспитание, а именно изменится отношение к воспитанию ребенка в семье, улучшиться семейная атмосфера, снизится уровень тревожности, ребенок будет чувствовать себя комфортно.
В процессе проведения социально-педагогической помощи формирования и коррекции супружеских взаимоотношений и их влияния на семейное воспитание основное внимание уделяется взаимоотношениям супругов через проявление их активности в обучении, обобщении, усвоении полученного материала, привело к благоприятным изменениям супружеских взаимоотношении, а также к более глубокому осмыслению того, что ребенок учится уже с первых диен жизни быть нежным, ласковым, участливым и заботливым. Именно в семье дети приобретают опыт, на основании которого будут затем строить свои семейные взаимоотношения. Чем искреннее и доверительнее отношения в семье, тем полнее и глубже ребенок постигнет науку общения, тем легче ему будет ладить со сверстниками и взрослыми людьми. Именно в семье создается самоуважение и формируется самооценка ребенка как личности.



Архиреева ТВ. Влияние родительского поспитания на самоотношение младшего школьника// Вопросы психологии, научный журнал.- 2006.- Ns 3.- С.65-69.
2. Наглор Татьяна. В интересах ребёнка. // Школьный психолог 2003.- .Чс40,- С. 18-20.
3. Василькова Ю.В. Социальная педагогика./ Ю.В. Василькова Ю.В.» TJ. Василькова. - M.-I999. - 246 с.
4. ВиншхкоттД.В. Разговоры с родителями.' Д.В. Внинескотт - М., 1995.- 186 с.
5. Возрастная и педагогическая психология: Уч. пособие для студ. высш. уч. тавед / поя ред. Дубровиной. И. В.. Прихожан Л. М.: Итд-во Академия. 2001.- 365 с.
6. Волков Б.С. Психология подростка.- 3-е над., исправл. и доп.- Б.С. Волков - М.: Педагогическое общество России. 2002.- 160 с.
7. Головей Л.А. Практикум по возрастной психологии. / Л.А. Головой, Е.Ф. Рыбалко - СПб.: Речь. 2001
8. Голод СМ. "Семья и брак"/ С.И. Голод.- С. Петербург, ТОО ТК "Петрополис", 1998.-272с.
9. Дружинин В П. "Психология семьи"/ В.Н. Дружинин: 3-е изд. - СПб.: Питер. 2006.- 176 с.: нл.
10. Захаров AM. "Детские неврозы" (психологическая помощь родителей детям)УА.И. Захаров - "Рсспскс". СПб: 1995. - 192с.
11 Игровая семейная психотерапия.. Пол рсд. Шеффера Ч.-СПб.,2001.- 106 с.
12. Испцктюва ОМ. Справочник психолога средней школы /Серия
"Справочники"./ О.Н. Истратова. Т.В. Оксакусто - Ростов н/Д: "Феникс",2003.-512с. 
13. Капрони В. Сам себе взрослый, ребенок и родитель В. Каиронн, Т. Навше - СПб. 2000г.- 95с.
14. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. Пособие для студ. сред. спец. учеб, заведений. - М.: Гумаиит. Изд.- 2003.-352с.
15. Лотшш Ш. Психологический тренинг умений школы Вирджинии Сатир./ III. Лойшен - СПб., 2001310с.
16. Лидере А.Г. Тренинг личностного роста с подростками // Журнал практического психолога. 1998.- №1 - с. 49 - 52.
17. Максимов В. Г. "Педагогическая диапюстнка в школе": Учеб, пособие для студ. пыеш. псд. учеб. заведений/ В.Г. Максимов - М.: Издательский центр "Академия". 2002.- 272 с.
18. Матейчек 3. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чешского./ 3.' Матсйчик - М.: Просвещение. 1992. - 320 с.
19. Мухина В.С Возрастная психология/B.C. Мухина- М.. 1997. - 246с.
20. Навайтис Г Семья в психологическом консультировании.' Г. Навайтис. - Калининград, 1999.- 136 с.
21. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- Р.В. Овчарова.- М.: ТЦ "Сфера". 1999. - 240 с.
22. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: учебное пособие для студентов вузов и практических работников./ Р.В. Ончарова - М.: ТЦ "Сфера", 2000 448с.
23. Осипова А.А. "Общая психокоррекция": Учебное пособие для студентов вузов/ А.А. Осипова. М.: ТЦ Сфера, 2002. -512 с.
24. Основы психологии семьи и семейного консультирования / под. Общ. Ред. Н.Н. Посысоева - М.. 2004. - 1%с.
25. Педагогика под ред. Пидкасмстого П.И.- М. Педагогическое общество России. 2000.- 640с.
26. ПмЪасыи ИЛ Подросток. Проблемы воспитания детей в семьей И.П. Подласый М. 1997 Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб. 
пособие для стул. сред. спей. учеб. заведений. - М.: Гуманнт. над. центр ВЛАДОС. 2003.- 352с.
27. ПоОласый И П. Курс лекций по коррекционной педагогике: Учеб, пособие для студ, сред. спец. учеб, заведений./ И.П. Подласый. • М.: Гуманнт. над. центр ВЛАДОС, 2003.- 352с.
28. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками под ред. М.Р. БитяновоП - Питер. 2002.- 404с.
29. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.
М: ТЦ "Сфера", 2000. - 528с.
30. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / под. Ред.
Е.Г. Снляевой - М.. 2002. - 192с.
31. Pawmpexm X. Воспитание без ограничений. X. Райнпрсхт- М. 2000.-159с.
32. Рогов Е.И. Настольная книга Практического психолога: учеб. Пособис./Е.И. Рогов • М. 2003. - кн.1
33. Саймон Р. Олин к одному: Беседы с создателями семейной герагшн /Пер. С анг. I I.M. Падалко./ Р. Саймон- М.: Независимая фирма "Класс", 1996.-165с.
34. Семейная психотерапия сост. Э.Г. г)йдемнллер под ред, Усманов В.-М. 2000.- 352 с.
35. Станов А И. "Психологические игры: какие мы на работе и дома"./ А.Н. Сизвнов Мн.: Выш.шк.1995.- 301с.: ил.
36. Синн^ина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско- родительских отношений. Н.Ю. Синягшш - М.: Гуманит. нэд. цсчгтр ВЛАДОС. 2003г.-96 с.
37. Суб&тский Е В. Ребенок открывает мир: Кн. для воспитателя afcJ L-.B. Субботский - М.: Просвещение, 1991. -207 с.
38. Справочннк социального педагога: 5-11 классы /Двт.-сост. Т. А. Шишковсц. - М.; ВЛКО. /Педагогика. Психология. Управление.- 2007- 336 с.
39. Стачяренко Л.Д. Основы психологии./ Л Л. Столяренко- Ростов Н/Д: Феникс. 2002.- 495с.
40 Фроюн В. Г ПСИХОЛОГИЯ подростка./ В.Г. Фролов. - М., 1997.- 275с.-412с.
41 Шевандрин ИМ "Психодиагностика, коррекция и развитие личности"./ Н.И. Шеваидрнн.- М.- 2000.- 273 с.
42. Шеяандрин Н.И Социальная психология в образовании: учебное пособие чЛ. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии./ Н.И. Шсванлрин - М.: Владос. 1995 - 424 с.
43. Шнейдер Л.В. "Основы семейной психологии": учеб. Пособие - 2-е изд., стер./ Л.Б. Шнейдер. - М.:Итдательство Московского психолого- социального института; Воронеж: Издательство НПО "МОД1£К”; 2005.- 928с.
44. Эйдеииядер Э.Г. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина.' Э.Г. ЭЙдемкллср, В.В. Юстнцкнй. - М.-1990.- 256с.
45. Эйд&иилчер Э.Г Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие Серия " Психодиагностика: педагогу, врачу, психологу. ВыпЛПод общей редакцией д.м.н.. Л.И. Вассермана М.: "Фолиум", 1996.-215с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ