Введение . 3
Глава I. Теории смеха в трудах западных и отечественных исследователей
1.1. Эволюция взглядов на природу смеха. Смех как область
естественнонаучного и гуманитарного знания
1.2. Категории «смешного» и «комического». Виды и функции смеха
Глава II. Смеховая культура казанских татар. Отличительные особенности
2.1. «Смеховые жанры» в культуре казанских татар (фольклор, литература, обрядность)
2.2 Феномен смеха в периодической печати (карикатуры, шаржи, плакат).
Заключение 82
Список использованных источников и литературы 87
Приложение 1 Приложение 2
Проблема происхождения смеха одна из малоизученных в современном научном знании, еще больший интерес представляет его пограничное нахождение между культурой и биологией.
Национальные истоки смеховой культуры отражены в фольклоре, литературе, искусстве карикатуры, обычаях, пословицах, В данном исследовании осуществлена попытка систематизации и комплексного исследования смеховых форм в культуре казанских татар в выше обозначенных видах искусства.
Актуальность темы. Смех - явление присуще человеку, он является непременным элементом социальной жизни. Через сатирическое мышление выражается самобытность народа, уникальность его культуры, особенность уклада жизни. М.М. Бахтин и В .Я. Пропп писали о художественной и моральной ценности форм комизма, аккумулирующих в себе национальные традиции развития культуры, особенности художественного видения мира. В духовном наследии татарского народа смеховая культура имеет глубокие корни. Общая направленность смеха становится связующим звеном между богатыми традициями сатиры народной, классической литературы и социально-политическими событиями каждой эпохи. Проследить развитие данного феномена в его историческом контексте является важным условием не только сохранением культуры, но выявления возможностей его дальнейшего развития в современных условиях. Проблема смехового осмысления является мало разработанной в науке Татарстана, поэтому требует более комплексного подхода и тщательного исследования.
Степень научной разработанности темы смеховой культуры обладает обширным материалом. Нами был исследован пласт западных и отечественных теорий, занимающихся изучением природы смеха. К категории «смешного» обращались еще с античных времен, с середины XIX столетия появляются наиболее тщательные исследования данного феномена. А. Шопенгауэр определяет область «смешного» и характеризует его основные понятия. В XX веке появляется ряд оригинальных исследований, новую концепцию предлагает А. Бергсон. Философ акцентирует внимание на социальной составляющей смеха, его функция - объединять группы людей и он неразрывно связан культурой и нормами того или иного общества.
В отечественной науке эпохальным событием стали работы М.М. Бахтина. Он подробно исследовал формы народно-смеховой культуры. Определил основные элементы, составляющие суть карнавала. В последующем это дало импульс для появления целого ряда отечественных исследований, среди которых следует выделить В.Я, Проппа , ученый дал подробный анализ видам смеха и описал, что лежит в основе его возникновения. Среди современных исследователей данной проблемой занимается антрополог А.Г. Козинцев , в своих книгах и статьях рассматривает природу смеха на стыке культуры и биологии.
В Татарстане аспекты смеховой культуры отражены в трудах ряда исследователей, которые рассматривают данную тему в различных аспектах культуры татар. В.Ф. Макарова выявляет основные литературные жанры, где присутствует сатира. Анализирует истоки смеховой традиции в культуре татар. М.Х. Бакиров подробно исследует национальные сатирические жанры: хикэят, мэсел, анекдоты, байты и др. О театральных традициях татарской комедии пишет Н.Г. Ханзафаров . Особенностями сатирической графики начала XX века в татарских журналах занимается Ф.Г. Вагапова. Ей также принадлежит ряд трудов, в которых описываются художественные особенности первых художников-сатириков Татарстана. Следует выделить искусствоведов Л.Я. Ельковича и С.М. Червонную , они обращались к искусству карикатуры, анализировали творчество и стилистическое разнообразие сатириков Татарстана, но их исследования ограничиваются 1970-ми годами.
Источниковой базой исследования послужили сатирические журналы: «Яшен» («Молния»), «Ялт-Йолт» («Сверкание»), «Чаян» («Скорпион»), архив журнала «Чаян». Помимо этого были проанализированы номера газет «Вечерняя Казань», «Республика Татарстан» и «Алтын Урда».
Материалом исследования также явились: обычаи, игровые формы, фольклор казанских татар, а также сатирические литературные жанры: хикэят (притчи), мэсэл (басни), анекдоты (мэзэк), сатирические сказки (экият).
Объект исследования - сатира, юмор, формы комического в культуре казанских татар.
Предметом исследования является изучение сатиры, юмора, форм комического в культуре казанских татар, которые отражены: в периодических сатирических изданиях, обычаях, игровых формах, фольклоре казанских татар, а также сатирических литературных жанрах.
Цель работы - рассмотреть феномен «смеховой культуры» казанских татар, в различных областях культуры.
Задачи, которые поставлены для написания работы:
1. Проанализировать теоретические исследования смеховой культуры, в западном и отечественном социогуманитарном знании.
2. Определить категории понятия - «комического» в науке
3. Рассмотреть виды смеха как социального явления
4. Описать виды и жанры, в которых наиболее ярко представлена смеховая культура татар (сатирические журналы, фольклор, литература)
5. Выявить своеобразие (отличительные особенности) смеховой культуры казанских татар
Методология и методика исследования. Работа написана на пересечении разных областей гуманитарного знания - этнологии, культурологи, искусствоведения. Методологической основой исследования послужили общенаучные и частно-научные методы: сравнительно-исторический метод, включающий синхронный и диахронный анализ и системный подход в описании изменений в смеховой культуре казанских «Известия ТатЦИКа». В 1951 - «Советская Татария», с начала 1990-х носит современное название.
19 «Алтын Урда» - официальное издание ТОЦ, газета издавалась с 1990 по 1996 года.
татар в разные временные периоды; метод искусствоведческого анализа и интерпретативный метод при исследовании карикатур.
Кроме этого был применен метод контент-анализа при интерпретации сатиры и ее проявлении в народной культуре и искусстве казанских татар. Культурно-исторический метод при анализе специфики смеховой культуры, сравнительно-описательный метод в определении направленности и основных тем смеховой культуры.
На основе поставленных задач, была выстроена следующая структура работы. Исследование состоит из: введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Смеховая традиция казанских татар представляет собой синтез тюркских фольклорных жанров, из которых вышли зрелищно-народные формы смеха, изначально они имели культовое и ритуальное значение, затем проявилось в игровых формах, в забавах и развлечениях. Ярким тому примером служат театрализованные юмористические элементы в свадебных обрядах: диалоги-песни, споры-прения, споры-состязания. Смех присутствует в многообразии жанровых форм культуры казанских татар. Таких, как: сатирические басни (мэсел)анекдоты - мэзэк, сатирические сказки - экият, юмористические средневековые рассказы - хикэят. В них отражается менталитет народа, система его мировоззрения, социальные отношения в обществе и семейный уклад татар. С помощью сатиры разоблачаются пороки и недостатки характерные в целом для человека: жадность, лень, измена, нечистоплотные муллы, алчные баи. Утверждаются определенные семейные ценности: отношения между мужем и женой, почитание родителей («Закир и Шакир, «Три девушки»). Осмеянию также подвергаются не соответствие между человеческими нормами или идеалами и реальной ситуацией, когда она выходит из общепринятых законов («Бай- хвастун», «Шомбай»).
Исследователи отмечают, что смех в татарской литературе соединяет в себе элементы комического и трагического. В. Ф. Макарова выделяет такой вид смеха в особую форму и называет его «экзистенциальный смех», по мнению исследователя, он проявляется в жанре «нэсере», это малый по объему лирический рассказ с восточными литературными корнями. «Субъект изображения в нэсере, как правило, - носитель гротескного сознания и экзистенциального смеха... Природа этого смеха амбивалентна и предполагает единство двух начал - комического и трагического»
В байтах особо ярко проявились исламские традиции. В них запечатлены все стороны жизни народа, социальные, бытовые, религиозные проблемы. В этом жанре присутствует фатализм, неотвратимость происходящего в жизни человека. В конфликт вступают разносоциальные слои общества, восхваляется в них честность и труд, так сказать утверждается положительное начало «человека - труда». Сатирической критике подвергались развратники, тунеядцы, безнравственные религиозные деятели. Анекдоты (мэзэк), такмаки (частушки) имеют шутливо- дразнительный оттенок, тоже высмеивают отрицательные стороны человека.
В отличие от фольклора и литературных сатирических жанров, где категории комического были устойчивые, больше диктовались некими социальными семейно-нравственными явлениями. В карикатуре образ человека менялся в зависимости от политических перемен и одобрялся официальной цензурой, поэтому можно говорить об общей унификации канонов, по которым художникам предписывалось изображать нового героя. Ориентиром служили столичные издания, нередко образцами для подражания становилась французская революционная печать (1920-1930-х г.г.). Следует отметить, что исследуемые татарские периодические издания, ограничиваются только XX веком, т.к. это время связано с появлением национальных изданий.
В первые годы становления советской власти карикатура стала одной из составных частей агитационно-массового искусства, как важный инструмент идеологического воздействия. Национальные издания, такие например, как «Чаян» (выходит с 1923 года) были последователями традиций сатирической журналистики, которые начинали складываться ещё в дореволюционной России. Основы сатирической печатной графики в Татарстане, заложили еще Г. Камал и Г. Тукай, выпускавшие в начале XX века журналы «Яшен»!56 (1908-1909) и «Ялт-Йолт» (1910-1918). «Появление печатных периодических изданий сатирического направления на татарском языке было не случайным, так как в самой культуре народа, его фольклорных произведениях средствами юмора и сатиры бичевались негативные явления, проявлявшиеся в обществе» Ь8. В 1920-е годы происходит подъем национального самосознания, на страницах журнала печатались карикатуры, как раз связанные с национальной тематикой. Преобладающее большинство тем карикатур связано с бытовой и социальной сатирой. Художники обыгрывают татарские праздники, насыщают рисунки фольклором, элементами татарской одежды. Чрезвычайно важное место отводится и политической карикатуре, которая приобретает весомое значение в общественной жизни, особенно в переломные моменты в истории нашей страны.
Если говорить об основных темах, которые высмеивали татарские сатирики, то можно выделить несколько периодов. Это 1920-1930-е годы; годы Отечественной войны 1941 - 1945; 1950-1980-е годы и середина 1980-х - 1990-е.
В 1920-30-е годы в Татарстане только зарождается профессиональная сатирическая графика. Поскольку печать служила средством агитации и пропаганды советского строя, то много было сатиры политической, бытовая и социальная присутствовала меньше. Осмеянию подлежал образ жизни Западных стран, особенно, их колониальная политика, в частности высмеивался образ Европы, которую карикатуристы представляли в виде старухи в лохмотьях. Предметом насмешек была личность Николая II, в частности его внешняя политика. Во внутренней жизни республики темами для карикатур становились: религиозные деятели, жадность богачей, бездельники. На страницах газет и журналов пропагандировался новый герой - это образ рабочего, его фигура изображалась намеренно огромных масштабов, с большими руками, это был идеальный образ советского человека, который сражался с пережитками старого.
Период ВОВ, стоит выделить отдельно, поскольку сатира в это время была, можно сказать, серьезной. Многие печатные издания временно перестали издаваться, но активно выходили агитационные плакаты «Окна сатиры» . Они выпускались художниками вручную, развешивались на улицах городов. Поэтому сохранившиеся экземпляры - настоящая редкость. Сатира в этих рисунках язвительная, колкая, нельзя сказать, что над этими рисунками хочется смеяться, они скорее служат средством обличения фашизма и показываются ужасы войны. Большое количество карикатурных портретов сделано в этот период на Гитлера, его приближенных и на лидеров стран, разделяющих профашистский режим.
В 1950-1960-е годы, идет разгар «Холодной войны», поэтому большое место в политической карикатуре отводилось международной тематике. Сатира этих лет была язвительной, гневной художники нередко использовали острый гротеск, чтобы изобразить жизнь и политику западных стран. Естественно, что сатирики решали поставленные задачи, исходя из официальной цензуры, но привлекает в первую очередь, в их рисунках находчивость, остроумные и метафорические способы раскрытия темы, неожиданные пути толкования скрытого смысла того или иного политического явления. Была тесная взаимосвязь слова и изображения, часто такие рисунки сопровождались краткими и ироническими подписями. Осмеянию также подвергался бюрократизм чиновников, тема алкоголизма, подхалимство партийных рабочих.
В 1970-е и в первой половине 1980-х годы сатирики в основном работают в жанре социальной и бытовой сатиры, их интересует, в первую очередь, внутренняя жизнь страны. Со сменой политического курса и идеологии в 1985 году, появляются новые темы для рисунков, они тесно связаны с меняющейся политикой и экономикой страны.
Новый всплеск карикатуры приходится на 1990-е годы, особо пристально внимание уделено внутренним проблемам страны. Условно все темы этого периода можно разделить на 2 группы: смена и борьба за власть политических лидеров и партий страны, с их предвыборными обещаниями; экономическая ситуация в стране, в частности обесценивание рубля. В газетах появляется множество шаржей на первого президента Российской Федерации - Б.Н. Ельцина и государственных деятелей, которые продвигали реформы. Смех на страницах периодических изданий больше не сковывается цензурой, разрешается смеяться над всем. В новой ситуации сложилась следующая ситуация: утратился прежний образ «советского человека» - рабочего, борца за свободу и равноправие, который столько времени утверждался на страницах периодики, его актуальность исчезла, а новый герой не пришел на смену. В настоящее время заметно возрождение фольклорных традиций, обращение к своим национальным истокам, в частности к сатирическим произведениям классиков татарской литературы, которые активно используют художники-карикатуристы для создания своих рисунков.
1. Национальный Архив РТ. Ф.1. Оп.4. Д.3757.Л.1-1 об. Арсланов Г.В. Без слов // Чаян. - 1974. - № 12. - С.4
2. Арсланов Г. В. Живые манекены // Чаян. - 1935. № 7-8. - С. 6
3. Арсланов Г. В. Памятник империализму // Чаян. - 1924. № 13. - С. обложка
4. Арсланов Г. В. На международном Сенном рынке // Чаян. - 1933. - №11-12. -С. 7
5. Бибишев В.Л. Без слов // Чаян. - 1990. - №11. - С.5
6. Бобровицкий И. Е. Время очередной кормежки хищников // Чаян. - 1939.-№ 7.-С. 10
7. Бобровицкий И.Е. Труднопроходимые пласты // Чаян. - 1955. - №5. -С.6
8. Борисов Н. Без слов // Чаян. - 1932. - № 10-11. - С.6
9. Вахитов Ф.А. Без слов // Чаян. - 1990. - №10. - С.5
10. Глазами Файнэншл Таймс // Вечерняя Казань. - 1990. - №137-138. -С.З
11. Камал Г. Депутат Байбулым видит во сне, что произносит речь // Яшен.- 1908. - №2.-С.4
12. Камал Г. Депутат Шер-Махмутов перед выступлением // Ялт-Йолт . - 1910. - №4.-С. 2
13. Камал Г. Знаменитый оратор Байбулым // Ялт-Йолт. - 1910. - №3. -С.2
14. Меринов Ю. Шаржи // Республика Татарстан. - 1993. - №15. - С.12
15. Новичков П. Т. Люди, которые продали Родину II Чаян. - 1937. - № 2, - С. 9
16. Осипов Е. Гласность // Чаян. - 1990. - №3. - С.2
17. О чем пишет зарубежная пресса // Вечерняя Казань. - 1990. - №269. - С. 2
18. Поляков Г .Я. Без слов // Чаян. - 1933. - № 1. - С. 4
19. Поляков Г. Я. Во фруктовой стране // Чаян. - 1933. - № 1. - С. 4
20. Фаизов Т.Т. Без слов // Чаян. - 1991. - №13. - обложка
21. Файл Ислам Без слов // Алтын Урда. - 1996. - №16. — С.8
Литература:
1. Абрамян Л.Я. Первобытный праздник и мифология.- Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1983.-275 с.
2. Бакиров М.Х. Татарский фольклор. -Казань: Ихлас, 2010. - 399 с.
3. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. - М.: Художественная литература, 1990. - 543с.
4. Бергсон А. Смех. - М.: Искусство, 1992. - 127 с.
5. Борев Ю.Б. Категории эстетики.- М.: Изд-во МГУ им. М.В. Ломоносова, 1959.- 17 с.
6. Борев Ю.Б. Комическое.- М.: Искусство, 1970. -246 с.
7. Борев Ю.Б. Эстетика. - М.: Политиздат, 1975. - 399 с.
8. Вагапова Ф. Г, Галиаскар Камал - художник // Галиаскар Камал: 125 лет со дня рождения и 125 лет в новейшей истории культуры и искусства тюркско-мусульманских народов России: материала междунар. науч.- практ. конф. (Москва, 2005). - М.: Наука, 2005. - С.62 - 70
9. Вагапова Ф. Г. Карикатуры татарских сатирических дореволюционных журналов, издаваемых в Казани // Вторые Казанские искусствоведческие чтения: метериалы междунар. науч.-практ. конф. К 130-летию со дня рождения Н.И. Фешина (Казань, 2-3 ноября 2011 г.). - Казань: Центр инновац. технологий, 2014. - С.75-79
10. Вагапова Ф. Г. Синтез традиций в оформлении дореволюционных татарских сатирических журналов // Филология и культура. - 2011. - №26.- С. 277-280.
11. Веселая россыпь (татарский народный юмор). -М.: Наука, 1974. - 120 с.
12. Газизова М.Р. Политическая сатира на страницах журнала «Чаян» 1990-е годы // Вопросы искусствоведения XX - начала XXI века. Материалы международной научно-практической конференции (Алматы, 5-6 апреля). -2016. - С.133-135
13. Газизова М.Р. Международная политическая сатира на страницах журнала “Чаян” 1920-1930-е года // Исторические, философские, политические и юридические науки. Культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 1. - С. 126-129
14. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т.1 - М.: Мысль, 1976. - 452 с.
15. Гоббс Т. Сочинения. Т.1 -М.: 1965. - 583 с.
16. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. - М.: Рольф, 2001. - 416с.
17. Дземидок Б. О комическом. - М.: Прогресс, 1974. - 224 с.
18. Дмитриев А.В. Социология юмора. - М.: Изд-во РАН, 1996. - 214 с.
19. Дмитриев А.В., Сычев А.А. Смех - социофилософский анализ. - М.:
Альфа-М, 2005.-577 с.
20. Дульский П. М.Оформление татарской книги за революционный период. - Казань: Татполиграф, 1930. - 24 с.
21. Елькович Л. Я. На линии огня. - Казань: Таткнигоиздат, 1977. - 126 с.
22. Жан-Поль Приготовительная школа эстетики. - М.: Искусство, 1981. - 448 с.
23. Кант И. Критика способности суждения. - М.: Искусство, 1994. - 367 с.
24. Карасев Л.В. Философия смеха. - М.: РГГУ, 1996. - 224 с.
25. Козинцев А.Г. Человек и смех. - СПб.: Алетейя, 2007. - 229 с.
26. Лосев А.Ф. История эстетических категорий. - М.: Искусство, 1965. - 374с.
27. Макарова В.Ф. Комическое в татарской прозе XX века: дис. на
соискание доктора филологических наук. - Казань: Казанский
федеральный университет, 2014. - 256 с.
28. Пропп В.Я. Проблемы комизма и смеха. - М.: Искусство, 1976. - 182 с.
29. Рюмина М.Л. Тайна смеха или эстетика комического. - М.: Знак, 1998. - 25 с.
30. Смех: истоки и функции. СПб.: Наука. 2002. - 223 с.
31. Сычев А.А. Природа смеха или философия комического. - Саранск: Изд- во Мордовского университета, 2003. - 170 с.
32. Фрейд 3. Остроумие и его отношение к бессознательному. - СПб.: Алетейя, 2000. - 309с.
33. Фридерих М. Габдулла Тукай как объект идеологической борьбы. - Казань: Татар.кн.изд-во, 2011. - 343 с.
34. Ханзафаров Н.Г. Татарская комедия (истоки и развитие). - Казань: ФЭН,1996. -267 с.
35. Хейзинга И. Человек играющий. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 486 с.
Зб.Червонная С. М. Искусство Татарии. - М.: Искусство, 1987. - 352 с.
37. Червонная С. М. Художники Советской Татарии. - Казань: Таткнигоиздат, 1975.-212с.
38. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. - Мн.: Современное искусство, 1999. - 1408
39. Яхин А. Система татарского фольклора. - Наб. Челны; НИСППТР, 2012.