ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 Теоретические основы развития управленческих компетенций на интерактивных занятиях по военной подготовке студентов - инженеров
1.1 Целевые, содержательные и функциональные характеристики
военной подготовки студентов-инженеров 16
1.2 Сущность и структурные компоненты управленческих компетенций в контексте компетентностного подхода 27
1.3 Эффективность обучения при реализации интерактивных технологий на занятиях в профессиональных высших учебных заведениях 42
Выводы по первой главе 56
Глава 2 Экспериментальная проверка эффективности развития
управленческих компетенции на занятиях по военной
подготовке студентов-инженеров с использованием интерактивных технологий
2.1 Использованные методы и методика опытно -экспериментального исследования 61
2.2 Реализация педагогических условий развития управленческих компетенций студентов-инженеров при военной подготовке 70
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования и
практические рекомендации по развитию управленческих компетенций 84
Выводы по второй главе 99
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 119
Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране продолжается плановое реформирование Вооруженных Сил, связанное с сокращением структуры военного управления, воинских формирований и организаций, с целью оптимизации их организационно-штатной структуры, уменьшением численности личного состава в них и заменой устаревшего вооружения и военной техники, приведением их в достаточный обороноспособный уровень.
Для сохранения обороноспособности страны и противодействию имеющему место международному терроризму в современных условиях реалии современного мира, предъявляются все более высокие требования к качественной подготовке офицеров, солдат и сержантов запаса в системе военно-профессиональной подготовки на военных кафедрах при гражданских вузах.
В связи с проведёнными сокращениями высших военных училищ (в настоящее время их насчитывается 36, до сокращения было 80) в Вооруженных Силах на сегодняшний день сложилась сложная ситуация по нехватке офицерских кадров первичного звена, которая заключается низкой укомплектованностью воинских частей и подразделений командирами взводов (укомплектованность составляет 53-69%) и недостаточным уровнем военно-профессиональной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при гражданских вузах, которые взяли на себя ответственность по их подготовке.
Рост требований к профессиональному мастерству личного состава офицеров, солдат и сержантов обусловлен повышением требований к качеству подготовки военных специалистов, что является одним из основных показателей боевой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации.
В условиях, когда идет перестройка всей системы образования, в том числе и военного образования в стране, когда уже прошли глобальные преобразования в Вооруженных Силах, сокращения военно-учебных заведений и организована целенаправленная подготовка кадровых офицеров из числа студентов на 33 военных кафедрах при гражданских вузах, особую значимость приобретает необходимость повышения качества военно - профессиональной подготовки солдат, сержантов и офицеров запаса, разработки инновационных технологий в системе военного обучения в целом, что в свою очередь является одним из основных показателей боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил и национальной безопасности страны.
Требования к повышению качества военно-профессиональной подготовки на военных кафедрах и центрах военной подготовки является государственной политикой страны в области военного образования, национальной безопасности страны в вопросах обороноспособности и развития военной науки на современном этапе глобальной перестройки всей системы военного образования.
По этой причине особую актуальность приобретает проблема совершенствования процесса военного обучения на военных кафедрах при гражданских вузах, повышения эффективности военно-профессиональной подготовки, приведения её содержания, форм и методов в соответствие с новыми требованиями по военно-профессиональной подготовке. При этом на военных кафедрах проходят подготовку студенты, обучающиеся в технических университетах и осваивающие инженерные специальности.
Повышение эффективности военно-профессиональной подготовки у студентов нами рассматривается в трёх аспектах:
Первое - они мотивированы на освоение первой специальности по направлению подготовки в вузе, в нашем случае на получение специализаций инженерных кадров.
Второе - если мы будем мотивировать их на получение второй специальности военного специалиста, обучаясь параллельно на военной кафедре, то улучшим эффективность военной подготовки.
Третье - если мы будем мотивировать их за счёт совершенствования военной подготовки, внедрением в процесс обучения инновационных технологий, которые будут активизировать студентов, помогут развить у студентов управленческие компетенции, коммуникативные компетенции, творческое мышление, креативность, умение находить выход в сложных условиях, которые неизбежны будут возникать в условиях современного боя.
Анализ существующих требований к результатам освоения образовательных программ по подготовке студентов-инженеров показал, что в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения произошло существенное расширение сферы профессиональной деятельности инженеров. Увеличилось так же количество объектов их профессиональной деятельности, что, в свою очередь, явилось причиной выдвижения новых требований к видам профессиональных задач и обусловило появление новых компетенций.
Также в новых сложившихся условиях обучение невозможно без широкого использования инновационных технологий, одним из которых являются интерактивное обучение, получившие достаточно широкое распространение, в том числе, и в области военного обучения. Игровые методы, кейс-методы применяемые в процессе обучения при военной подготовке, также являются разновидностью интерактивных технологий, способствующие развитию логического мышления обучающихся и вовлекающих их в процесс активной коммуникации.
Современному обществу нужны образованные, энергичные, талантливые как военные, так и инженерные кадры, готовые принимать ответственные решения и умеющие предвидеть их последствия, а также способные к плодотворному сотрудничеству, эффективному управлению воинскими коллективами, обладающие мобильностью, динамизмом, конструктивностью. Перечисленные требования выдвигают в центр внимания проблему обновления содержания и повышения качества формирования и развития профессиональной компетентности (ПК) и составляющих ее компетенций, одной из которых является управленческие компетенции (УК).
Этим и обусловлена актуальность исследования.
Степень научной разработанности проблемы.
Психолого-педагогические аспекты компетентностного подхода, понятий «компетентность» и «компетенция» разрабатывались как отечественными (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.В. Хуторской и др.) [2, 13, 14, 15, 18, 33], так и зарубежными (Дж. Равен и др.) [7] учеными.
Отдельные аспекты профессиональной подготовки будущих офицеров рассматривались в трудах О.Е. Смирнова, А.В. Пакатова, С.А. Сизова, С.Н. Михно, И.С. Науменко и др. [30].
В последние годы в диссертационных исследованиях В.И. Аллилуева, Н.А. Банько, О.Ф. Брыксиной, В.П. Гаврищука, Л.Ф. Железняка, В.В. Неижмака, М.А. Худяковой и др. рассмотрены вопросы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов как гражданского, так и военного профиля.
Анализ рассмотренных научных исследований показывает, что конкретно ни одно исследование не рассматривает вопрос формирования и развития управленческих компетенции в ходе учебного процесса.
В то же время работа, связанная с формированием и развитием у студентов управленческих компетенций на военных кафедрах существенно осложняется явной недостаточностью соответствующих теоретических разработок и методических рекомендаций, а также отсутствием научно обоснованной системы подготовки студентов по формированию данных компетенций [19].
Анализ научных исследований и поиск подходов к педагогическому осмыслению вопросов формирования и развития управленческих компетенций (УК) у студентов позволяет выделить ряд противоречий между:
1) подготовкой студентов-инженеров в вузе по требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, основанные на компетентностном подходе, а военная подготовка пока ориентируется на государственные образовательные стандарты, в основе которых лежит знаниевый подход, ориентированный на приобретение в ходе обучения на военной кафедре знаний, умений и навыков.
2) стремлением преподавателей военной кафедры к повышению эффективности руководства учебной деятельностью по подготовке офицеров, солдат и сержантов запаса и недостаточным созданием условий осуществления данного процесса, в сложившейся практике профессиональной подготовки будущих инженеров.
Вместе с тем анализ литературных источников показал несоответствие традиционной системы параллельной военной подготовки на военных кафедрах возросшим требованиям к военным специалистам, выражающееся в противоречии между современной потребностью в улучшении и повышении эффективности военной подготовки в условиях перестройки всей системы военного образования и отсутствием механизма его улучшения.
Выделенные противоречия, с одной стороны, отражают общие проблемы профессиональной подготовки военных специалистов. А с другой стороны указывают на необходимость целенаправленного развития управленческих компетенций у студентов на занятиях по военной подготовке и развития управленческих компетенций для эффективного осуществления управленческой деятельности, будущего инженера с одной стороны и будущего военного специалиста с другой стороны.
Выше названные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, каковы педагогические условия, способствующие повышению эффективности военной подготовки с ориентацией на развитие управленческих компетенций студентов-инженеров на занятиях по военной подготовке в вузе.
Необходимость ее решения обусловили выбор темы квалификационной работы/магистерского диссертационного исследования на, «Развитие управленческих компетенций на интерактивных занятиях по военной подготовке студентов-инженеров в вузе».
Объект исследования - процесс развития управленческих компетенций на интерактивных занятиях по военной подготовке студентов - инженеров в вузе.
Предмет исследования - содержание и педагогические условия развития управленческих компетенций на интерактивных занятиях по военной подготовке студентов-инженеров в вузе.
Цель исследования - осуществить теоретический анализ и определить педагогические условия развития управленческих компетенций на интерактивных занятиях по военной подготовке студентов-инженеров в вузе.
С учетом цели и проблемы исследования была выдвинута следующая гипотеза исследования: процесс развития управленческих компетенций на интерактивных занятиях по военной подготовке студентов-инженеров в вузе будет эффективным, если будут определены и реализованы следующие педагогические условия:
• активизация мотивационного компонента к развитию управленческих компетенций студентов -инженеров при прохождении военной подготовки и получении второго военного образования, базирующаяся на самоактуализации и самоакцентуации на развитие компетенций, связывающих оба направления подготовки;
• диагностика начального уровня форсированности управленческих компетенций;
• создание преподавателем интерактивной образовательной среды, включающий использование интерактивных методов обучения, обеспечение обратной связи, мониторинг образовательных результатов;
• организация контроля, основанного на диагностической самооценке уровня сформированности управленческих компетенций и рефлексии.
В процессе исследования выше сформулированной проблемы с опорой на выдвинутую гипотезу необходимо было решить следующие задачи исследования:
1. Определить сущность базовых понятий исследования «Управленческие компетенции», «Компетентностный подход», «Интерактивное обучение».
2. Теоретически обосновать педагогические условия, способствующие успешному развитию управленческих компетенций на военной подготовке студентов-инженеров в вузе.
3. Экспериментально проверить эффективность развития управленческих компетенций на интерактивных занятиях по военной подготовке студентов-инженеров в вузе.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования составляют:
- идеи компетентностного (В.И. Байденко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.В. Хуторской, Дж. Равен и др.) подхода и отдельные аспекты профессиональной подготовки будущих офицеров которые рассматривались в трудах (О.Е. Смирнова, А.В. Пакатова, С.А. Сизова, С.Н. Михно, И.С. Науменко и др.);
- труды отечественных ученых, посвященные проблемам профессиональной подготовки специалистов в высшей школе (С.И. Архангельский, Б.С. Гершунский, В.В. Давыдов, М.И. Дьяченко, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, П.Н. Осипов, В.А. Сластенин и др.);
- в диссертационных исследованиях, посвященные вопросам формирования профессиональной компетентности будущих специалистов как гражданского, так и военного профиля (В.И. Аллилуева, Н.А. Банько,
О.Ф. Брыксиной, В.П. Гаврищука, Л.Ф. Железняка, В.В. Неижмака, М.А. Худяковой и др.).
В качестве главного положения данного магистерского диссертационного исследования/выпускной квалификационной работы выступает ведущая идея о необходимости развития управленческих компетенций на интерактивных занятиях по военной подготовке студентов на военной кафедре.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений были использованы следующие методы исследования: 1) теоретические (анализ и синтез при изучении научной литературы по педагогике, психологии, методике преподавания военной подготовки; анализ диссертационных работ по проблеме исследования, анализ интерактивных методов обучения и определение приоритетных технологий решающих задачи по развитию управленческих компетенций); 2) эмпирические (тестирование, научно-педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов исследования, диагностика управленческих компетенций (Тест-опросник Кларка Вилсона «Цикл управленческих умений», адаптированный нами для решения задач исследования) для определения основных зон развития по показателям управленческих компетенций; написание студентами эссе на тему: «Как я вижу применение навыков, которые я приобрету на военной кафедре в своей профессиональной деятельности» и проведение контент-анализа эссе).
Опытно - экспериментальная база исследования.
Исследованием было охвачено контингент учащихся: студенты университета (курсанты военной кафедры) 2-го и 3-го года обучения, в исследование участвуют 230 человек, исследуются 10-командиров взводов (групп), 30-командиров отделений в 10-ти учебных взводах (по 22-26 человек в группе).
База для проведения исследования - военная кафедра № 2 «Применение соединений, частей и подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты» факультета военного обучения ФГБОУ ВО «Казанский национальный исследовательский технологический университет».
Научно-педагогическое исследование проводилось с 2016 г. по 2017 г. и прошло три основных взаимосвязанных этапа:
На первом этапе (информационно-поисковом) (2016 г.) анализировался и обобщался отечественный опыт по проблеме исследования в философской, психологической, педагогической и научно-методической литературе. Также формировалась теоретическая концепция исследования: определялись цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы исследования. Разрабатывалась педагогические условия развития управленческих компетенций на интерактивных занятиях по военной подготовке студентов в вузе. На производственной (научно-исследовательской) практике объемом 216 часов, в период 06.10.2016 - 02.11.2016г. проводился анализ теоретических и эмпирических методов научного исследования. Осуществлялся подбор необходимых материалов для выполнения выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации), подбор конкретных исследовательских методик, соответствующих целям и задачам научной работы, планирование и осуществление диагностического обследования. Проведено индивидуальное (групповое) диагностическое обследование, организация и проведение констатирующего эксперимента, обработка и анализ полученных эмпирических данных, планирование формирующего эксперимента, сбор фактического материала по теме исследования и последующий его анализ.
На втором этапе (экспериментальном) (2016 - 2017гг.) выполнялась экспериментальная часть научного исследования, включающая проведение формирующего этапа научно-педагогического эксперимента. Знакомство с существующим опытом в русле исследуемого феномена осуществлялось во время производственной (научно-исследовательской) практики объемом 216 часов, в период с 19.12.2016г. по 11.01.2016г. осуществлялся: подбор научной литературы, соответствующей целям и задачам научной работы, планирование формирующего эксперимента, сбор фактического материала по теме исследования, обработка и анализ полученных эмпирических данных, проведение повторного индивидуального (группового) диагностического обследования.
На третьем этапе (заключительном) (с 11.05 по 07.06.2017г.) осуществлялись анализ, обработка, систематизация и обобщение результатов экспериментального исследования, соотнесение их с целью, задачами и гипотезой исследования, а также оформление материалов магистерского диссертационного исследования/выпускной квалификационной работы.
Научная новизна исследования.
- теоретически обоснована необходимость развития управленческих компетенций на интерактивных занятиях по военной подготовке студентов- инженеров в вузе;
- раскрыто содержание управленческих компетенций, выявлено ее структура и обоснована содержание компонентов, блоков (фаз) управленческих компетенций, которая в русле данного исследования трактуется как операциональная часть профессиональной компетентности, характеризующаяся сформированностью комплекса знаний, умений и навыков по организации и управлению производственным процессом;
- выявлены и определены педагогические условия, способствующие успешному развитию управленческих компетенций студентов, будущих инженеров, на военной подготовке в ВУЗе при введении в учебный процесс интерактивных методов и технологий, которые сводятся к следующим:
• активизация мотивационного компонента к развитию управленческих компетенций студентов-инженеров при прохождении военной подготовки и получении второго военного образования, базирующаяся на самоактуализации и самоакцентуации на развитие компетенций, связывающих оба направления подготовки;
• диагностика начального уровня форсированности управленческих компетенций;
• создание преподавателем интерактивной образовательной среды, включающий использование интерактивных методов обучения, обеспечение обратной связи, мониторинг образовательных результатов;
• организация контроля, основанного на диагностической самооценке уровня сформированности управленческих компетенций и рефлексии.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что раскрытие содержания понятия управленческие компетенции студентов - инженеров в вузе, выявление структурных компонентов в контексте компетентностного подхода. Предлагаемая в исследовании педагогические условия успешности развития управленческих компетенций на интерактивных занятиях по военной подготовке студентов -инженеров в вузе, опирающаяся на полученные при диагностике результаты, мы выделили, что при проектировании интерактивных занятий, направленных на развитие управленческих компетенций, необходимо сконцентрироваться на таких показателях как, способность планировать и решать технические и организационные проблемы, способность обеспечивать обратную связь, способность оказывать коллективу поддержку.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и научно обоснованные педагогические условия успешности развития управленческих компетенций позволяют повысить эффективность подготовки студентов, будущих инженеров, на военной подготовке в ВУЗе при введении в учебный процесс интерактивных методов и технологий, это:
• активизация мотивационного компонента к развитию управленческих компетенций студентов -инженеров при прохождении военной подготовки и получении второго военного образования, базирующаяся на самоактуализации и самоакцентуации на развитие компетенций, связывающих оба направления подготовки;
• диагностика начального уровня форсированности управленческих компетенций;
• создание преподавателем интерактивной образовательной среды, включающий использование интерактивных методов обучения, обеспечение обратной связи, мониторинг образовательных результатов;
• организация контроля, основанного на диагностической самооценке уровня сформированности управленческих компетенций и рефлексии.
Диссертация соответствует паспорту специальности 14.04.01 - педагогическое образование, поскольку область исследования включает подготовку специалистов в высших учебных заведениях.
Апробация результатов исследования и их внедрение в практику. Теоретические положения, выводы, рекомендации изложены, ход исследования, основные положения и результаты апробированы путем публикаций, обсуждений на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием АНДРЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: Современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности (Казань, 2016 г.), на научно-практической конференции студентов ИПО КФУ (Казань, 2016 г.), на командирской подготовке профессорско-преподавательского состава факультета военного обучения КНИТУ (Казань, 2016 г.), на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием АНДРЕЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ: Современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности (Казань, 2017 г.), на научно-практической конференции студентов ИПО КФУ (Казань, 2017 г.), на заседании кафедры применение соединений, частей и подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты (Казань, 2017 г.), на командирской подготовке профессорско-преподавательского состава факультета военного обучения КНИТУ (Казань, 2017 г.).
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, содержащих по 3 параграфа, выводов по главам, заключения, списка литературы общим количеством 37 источников. В тексте содержится
5 таблиц, 1 рисунок (диаграмма). Объем научной работы составляет 122 страницы.
Подготовка офицеров в гражданских вузах сегодня стала чрезвычайно актуальной. Это связано как с новой военной доктриной, которая предполагает содержание в Вооруженных Силах небольшого, но достаточно опытного, подготовленного кадрового контингента и резерва офицеров запаса, так и с вопросами экономического состояния нашего государства. Одним из продуктивных путей совершенствования системы военной подготовки солдат запаса в гражданском ВУЗе сегодня становится параллельное обучение по основной (гражданской) и дополнительной (военно-учетной) специальностям. Практическая реализация такого способа подготовки военных специалистов открывает естественный путь для более тесной интеграции гражданской и военной школ. Программы обучения разрабатываются Минобороны России совместно с Минобрнауки России. Новые формы военной подготовки студентов осуществляются по военноучетным специальностям, родственным гражданским специальностям, по которым студенты проходят обучение.
Проведенный в рамках исследования анализ компетенций, определенных в Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) по различным направлениям подготовки инженерных кадров и анализ компетенций по программам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при образовательных учреждениях высшего профессионального образования позволил определить
пересекающиеся компетенции и выделить управленческие компетенции в качестве взаимосвязывающих подготовку как инженерного, так и военного состава. В качестве базовых для нашего исследования из ФГОС ВО по инженерным направлениям были выделены такие компетенции, как «способность на практике использовать умения и навыки в организации исследовательских и проектных работ, в управлении коллективом (ОК-7)» и «готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОПК-2)». А в качестве основной компетенции в подготовке офицеров запаса: «способность уверенно управлять подразделениями при выполнении специальных (боевых) задач».
Определение фокуса на пресекающихся компетенциях позволит повысить мотивацию к освоению военных специальностей студентами, будущими инженерами при обучении на военной кафедре и для получения ими второй профессии военного специалиста.
Управление - это процесс достижения поставленной цели руководителя усилиями персонала организации или исполнителей. В процессе управления, составляющие в деятельности по достижению целей, разделяются между ее участниками: цели ставит один человек - руководитель, а операции и действия по производству, направленные на достижение цели, выполняются другими людьми. Процесс развития управленческих компетенций обусловлен взаимосвязью, целостностью и взаимовлиянием следующих компонентов: 1) содержанием управленческих компетенций; 2) педагогическими условиями развития управленческих компетенций студентов; 3) результатами развития.
Анализ подходов к пониманию управленческих компетенций дает нам основание придерживаться следующего их содержания:
- целевые управленческие компетенции: любые действия становятся деятельностью, когда есть цель; умение ставить цель перед собой и коллективом ведет к результату; планирование;
- организационные управленческие компетенции: использование оптимальных способов организации дела, объединения членов коллектива; делегирование полномочий;
- мотивационные управленческие компетенции: действенные приемы самомотивации и мотивации сотрудников, направленные на повышение инициативного поведения, в противовес исполнительского;
- коммуникативные управленческие компетенции, связанные с умениями влиять и воздействовать на людей, решать конфликтные ситуации;
- бизнес /менеджерские управленческие компетенции: основы маркетинга, понимание законов рыночных отношений и т.п.
При проведении исследования в основу были положены следующие структурные компоненты управленческих компетенций: Блок I. Разъяснение целей и задач подчиненным и объяснение их значимости; Блок II. Планирование и решение технических и организационных проблем; Блок III. Обеспечение необходимыми условиями работы; Блок IV. Обратная связь; Блок V. Контроль; Блок VI. Поощрение.
При определении педагогических условий развития управленческих компетенций на военных кафедрах студентов инженерных специальностей мы опирались на то, что при реализации в высшем образовании Федеральных государственных образовательных стандартов ведущим выступает компетентностный подход.
Компетентностый подход - это методологический фундамент новой, формирующейся парадигмы высшего профессионального образования в России. Компетентность - это субъектная характеристика специалиста, отражающая качество его профессиональной деятельности. При этом в процессе осуществления деятельности происходит реализация компетенций. Соответственно, уровень компетентности специалиста напрямую зависит от степени сформированности у него определенных компетенций. С психолого - педагогической точки зрения, компетентность - это уровень образованности специалиста, предполагающий определенную степень его способности и готовности эффективно и мобильно решать проблемы в любых условиях профессиональной событийности.
Компетенции предполагают контекстную целесообразность деятельности, контекстное творчество, контекстно-ролевую самоорганизацию, самоуправление, самооценивание, саморегулирование, самокоррекцию, самопозиционирование.
Требования компетентностного подхода к содержанию, педагогическим технологиям, средствам контроля и оценки - это проектирование и реализация таких технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения обучающихся в разные виды деятельности (дискуссии, диспуты, решение проблем, выполнение проектов, др.).
Философия компетентностного подхода определяет специфику его реализации. Осуществление компетентностного подхода в практике высшей школы предполагает особую культуру образовательного взаимодействия преподавателя и студента. Такой вид взаимодействия, направленный на достижение образовательных целей осуществляется при применении на занятиях в высшей школе технологий интерактивного обучения. Интерактивное обучение - это приоритетная стратегия вузовского образования, ориентированная на всестороннее взаимодействие участников образовательной среды при координационной поддержке преподавателя и направленная на развитие у студентов активного творческого мышления в решении практических задач. При развитии управленческих компетенций на занятиях по военной подготовке в подборе интерактивных методов обучения мы фокусировались на отдельных составляющих управленческих компетенций, таких как: научиться определять цели, учиться постановке задач для успешной реализации целей подразделения, организации, трудового коллектива, учиться определять задачи подчиненным, делегировать полномочия, оказывать помощь, проведении контроля, подведении итога, поощрении исполнителей.
Проведение занятий по военно-профессиональной подготовке с использованием интерактивных методов обучения в рамках нашего исследования концентрируется на применении игровых технологий и кейс - методе (метод ситуационного обучения), которые на наш взгляд наиболее эффективно решают задачи развития у студентов управленческих компетенций. Использование деловых игр позволяет активизировать личность обучающегося (прежде всего его внутреннюю, интеллектуально-эмоциональную сферу). Деловая игра несет в себе черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. А решение кейсов, как метода активного обучения на основе реальных ситуаций с использованием фактических организационных управленческих проблем дает нам возможность привлечь к активному участию максимальное количество студентов в их изучении, выяснении иных точек зрения, сравнении различных взглядов и принятии решений при минимальной степени зависимости обучаемых друг от друга. Кейс-метод направлен на анализ ситуаций, поиск оптимальных решений, основанных на минимум рисков от возможных последствий, например, последствий воздействия поражающих факторов ядерного, химического и биологического оружия противника при изучении предметов военного обучения на военных кафедрах при гражданских вузах. Интерактивные технологии на занятиях по военной подготовке при вузе применяются в ходе практических занятий по тактико - специальной подготовке, по общевоинским дисциплинам студентов будущих инженеров. В современных условиях повышения качества образования, акцент ставится на проектирование интерактивных занятий по военным предметам обучения и применение новых технологий на занятиях по военной подготовке при обучении студентов - инженеров и использовать эти технологии для развития у них управленческих компетенций. Проектирование интерактивных занятий по военной подготовке позволило:
• четко определять образовательный результат каждого занятия,
• актуализировать развиваемые компетенции, ориентируя на их применение, как в военной, так и в инженерной профессии,
• повысить мотивацию студентов к освоению военной специальности за счет межпредметных связей,
• организовать эффективную обратную связь на каждом занятии за счет применения интерактивных методов и разработанного оценочного фонда.
Экспериментальная проверка эффективности развития управленческих компетенций на занятиях по военной подготовке студентов -инженеров с использованием интерактивных технологий осуществлялась в рамках поставленных задач педагогического исследования.
Проведенное на базе военной кафедры факультета военного обучения Федерального государственного автономного общеобразовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет» исследование, в котором приняли участие 230 студентов-инженеров КНИТУ (КХТИ), они же курсанты факультета военного обучения 2-го и 3-года обучения по военной подготовке в вузе позволило выделить педагогические условия, способствующие повышению эффективности военной подготовки с ориентацией на развитие управленческих компетенций студентов -инженеров на занятиях по военной подготовке в вузе.
На первом этапе исследования диагностика на основе тестирования (Тест-опросник Кларка Вилсона «Цикл управленческих умений») позволила определить количественную оценку параметров личности, отражающую выраженность у исследуемых управленческих умений. В результате проведенной диагностики было проанализировано 11 шкал теста-опросника, в совокупности характеризующих 6 фаз управленческого цикла: разъяснение, планирование, создание условий, обеспечение обратной связи, контроль и поощрение. В результате проведенной диагностики по циклу управленческих компетенций мы определили начальный уровень зон развития управленческих компетенций у студентов-инженеров, обучающихся на военной кафедре факультета военного обучения КНИТУ (КХТИ).
В Блоке I, определяющим способности респондента к разъяснению целей и их значимости 76 % опрошенных показали результат ниже среднего, соответствующий уровню 29%.
В блоке II, была проведена оценка способностей к планированию и решению технических и организационных проблем - 92% опрошенных показали оценку ниже среднего, соответствующий уровню 25%, а по умению выстраивать взаимоотношения с подчиненными, 62% опрошенных показывают низкие результаты по навыкам организованности руководителя, его умения продумывать вперед группы, предвидеть неблагоприятные обстоятельства, соответствующий уровню 28%. А компетенции командира, включающие знание студентом организации, в которой он учится, ее политики, системы поощрения и санкционирования, области своей деятельности и готовности делиться своими знаниями с подчиненными - 71% опрошенных оценивают, как средние, соответствующий уровню 60%.
В блоке III, проводилась оценка способности созданию необходимых условий для выполнения задач по обучению подчиненных - только 50% опрошенных оценивают свои умения как руководителя определять и планировать задачи обучения персонала и оказывать коллективу поддержку для того, чтобы подчиненные могли выполнить свою задачу и достичь поставленных целей выше среднего, соответствующий уровню 50%. Под поддержкой понимаются: необходимые инструкции, указания, советы, обучение, нужное оборудование и т.д.
В блоке IV, оценивались способности к обеспечению обратной связи, включающей умения руководителя доносить до сведения работников, насколько успешно они продвигаются к поставленной цели по поводу выполнения задач учебы - 48% опрошенных оценивают, как средние, соответствующий уровню 11%.
В блоке V, оценивающим способности руководителя контролировать время, т.е. так руководить рабочим процессом, чтобы задача была выполнена в намеченные сроки - 90% опрошенных оценили, как средний показатель, соответствующий уровню 55%, а склонности руководителя отслеживать детали задачи, его стремления к детальному выполнению задания - 86% опрошенных оценили, как средние, что соответствует уровню 59%.
При обеспечении необходимого обучения и инструкций и постоянной обратной связью руководителю необходимо уметь подталкивать подчиненных к быстрому и успешному выполнению задания, что связано с мотивацией цели. Это умение - 90% опрошенных оценивают, как среднее, что соответствует уровню 49%.
Проведенная диагностика выраженности управленческих умений позволила определить основные зоны развития по показателям управленческих компетенций для разработки интерактивных занятий при военно-профессиональной подготовке на военной кафедре. При проектировании интерактивных занятий, направленных на развитие управленческих компетенций, необходимо сконцентрироваться на таких показателях как:
• Способность планировать и решать технические и организационные проблемы;
• Способность обеспечивать обратную связь;
• Способность оказывать коллективу поддержку для того, чтобы подчиненные могли выполнить свою задачу и достичь поставленных целей.
Написание небольшого эссе также явилось методом диагностики, позволяющим выявить мотивацию студентов к изучению предмета и помочь преподавателю эффективно построить дальнейшие занятия. Контент-анализ эссе студентов-инженеров на тему «Как я вижу применение навыков, которые я приобрету на военной кафедре в своей профессиональной деятельности» показал, что студенты надеются узнать подробнее о механизмах, путях воздействия и регуляции на самоуправление, самодисциплину (98% - студентов); познакомится теоретически и практически с вопросами радиационной, химической и биологической защиты и действий по оказанию первой помощи пораженным в очагах заражения (79,3% - студентов).
Заинтересованность предметом «Тактико-специальная подготовка» связывается у студентов: с развитием личностных качеств и самомотивацией в выполнении поставленных задач (98% - студентов); с самовоспитанием патриотизма (96% - студентов); с развитием командных и лидерских качеств (92,6% - студентов).
Итак, при освоении военной профессии и дальнейшем использовании в инженерной профессиональной деятельности студенты акцентируют внимание на: развитии личностных качеств, развитии способности к самоуправлению и самодисциплине, самовоспитании патриотизма, развитии командных и лидерских качеств, что подтверждает необходимость создания высшей военной школой условий для формирования и развития личностных способностей, практически проявить свои командирские навыки в гражданской профессиональной деятельности. А так как студенты связывают рассмотрение этих вопросов с выполнением военных задач во время прохождения параллельной военной подготовки, мы можем говорить о потребности в развитии управленческих компетенций на военной подготовке.
Результатом первого этапа проведенного анализа диагностик стала разработка интерактивных занятий по темам учебного предмета «Тактико - специальная подготовка», рассматривающего приёмы и способы действий частей и подразделений войск радиационной, химической и биологической защиты. Основное внимание при проектировании интерактивных занятий мы направили на получение образовательного результата по выделенным нами зонам развития управленческих компетенций, а в качестве приоритетных методов создания среды взаимодействия и получения обратной связи мы сконцентрировались на кейс-методе и игровых методах обучения.
Определённые нами приоритетные технологии, направленные на решение задач по развитию управленческих компетенций, дали основания для разработки кейсов, основанных на реальных жизненных ситуациях, возникших при военно-профессиональной деятельности военнослужащих, которые мы использовали при организации интерактивных занятий. Сочетание групповой, парной и индивидуальной работы по поиску решения ситуаций, возникающих в ходе боевой деятельности и учебно-боевой подготовки в войсках, обсуждение при использовании различных дискуссионных приемов позволили повысить мотивацию, а как следствие и результативность не только освоения военной дисциплины, но и развития управленческих навыков студентов-инженеров. Использование игровых технологий на занятиях по военной подготовке, когда студенты, назначенные в роли командиров взводов, отделений, расчетов, членов экипажей решали учебно-боевые задачи, искали решения в созданных проблемных ситуациях. Это повысило активность студентов, совершенствовало их мышление, развивало их познавательные способности, активизировало само процессы, студенты совместно решали задачи, развивали навыки сотрудничества, коммуникативные способности, управленческие и организационные качества.
Разработка интерактивных занятий базировалась на основных характеристиках, позволяющих проводить мониторинг эффективности этих занятий. Определенная структура, основанная на последовательности этапов занятия (мотивация, взаимодействие, рефлексия) позволяла динамично реагировать на коррекцию получаемых результатов. Актуализация материала и направленность на самостоятельное получение знаний реализовывались через дидактическое обеспечение используемых методов обучения. После каждого проведенного интерактивного занятия подводились итоги занятия, проводилась самооценка студентами и рефлексия, направленная на осознание и осмысление собственных действий, приемов и способов деятельности.
Работа преподавателя по развитию управленческих компетенций при военной подготовке обеспечивается психолого-педагогическим сопровождением по следующим направлениям:
• углубление представлений студентов об особенностях развития, потребностях, мотивах и способностях в управлении собой и другими людьми;
• помощь студентам в осознании их профессиональных склонностей, интересов, способностей по управлению;
• расширение сферы мыследеятельности студентов в направлении их профессионального самосовершенствования в области менеджмента и самоменеждмента;
• побуждение студентов заняться самовоспитанием, саморазвитием, самосовершенствованием в области управления;
• оказание помощи конкретному студенту в поисках резервных возможностей по определению работы над развитием управленческих компетенций.
Все это позволяет выделить наиболее соответствующие их практической реализации педагогические условия. Педагогические условия, представляющие для данного исследования первостепенное значение, являются средством развития личности и рассматриваются в работе как основа развития управленческих компетенций, направленных на профессиональную самореализацию и эффективность освоения военной профессии. Для развития управленческих компетенций при освоении второй военной специальности студентов-инженеров при изучении курса «Тактикоспециальная подготовка» через учебный процесс необходима интеграция следующих дидактических условий:
• активизация мотивационного компонента к развитию управленческих компетенций студентов-инженеров при прохождении военной подготовки и получении второго военного образования, базирующаяся на самоактуализации и самоакцентуации на развитие компетенций, связывающих оба направления подготовки;
• диагностика начального уровня форсированности управленческих компетенций, позволяющая определить проблемные зоны необходимые для развития в ходе реализации педагогических условий;
• создание преподавателем интерактивной образовательной среды, включающий использование интерактивных методов обучения, обеспечение обратной связи и мониторинг образовательных результатов, способствующей развитию управленческих компетенций у студентов;
• организация контроля, основанного на диагностической самооценке уровня сформированности управленческих компетенций и рефлексия.
Второй этап (констатирующий) эксперимента показал значительный рост всех показателей системообразующих элементов управленческих компетенций.
Существенное отличие в приросте показателя наблюдается в элементе шкалы «А» - Разъяснение целей, задач и их значимости-19% (Рис. 1 стр. 89).
Аналогичная тенденция наблюдается и в остальных показателях по элементам шкал: «В» - Взаимоотношения с подчиненными - 10%; «С» - Тщательное планирование рабочего времени - 10%; «F» - Обратная связь - 26%; «J» - Делегирование полномочий - 10% (Рис. 1 стр. 89).
Проведенный анализ показывает существенный рост уровня сформированности элементов управленческих компетенций, особенно выделенных нами в качестве основополагающих зон развития в шкалах «А», «В» и «С» (в среднем на 13% от начального уровня).
Реализация выявленных педагогических условий успешного развития управленческих компетенций позволила достичь цели и решить задачи научного исследования, подтвердить его гипотезу.
Осуществленная в рамках исследования теоретическая и экспериментальная работа не освещает весь круг проблем, связанных с развитием управленческих компетенций будущих солдат, сержантов и офицеров запаса, она скорее обозначает вопросы, требующие дальнейшего теоретического анализа и научно-методического обеспечения.
Перспективы исследования заключаются в возможности использования его результатов для дальнейшего развития управленческих компетенций на военной подготовке при гражданских вузах по подготовке солдат, сержантов и офицеров запаса, а также в процессе обучения студентов по военноучётным специальностям в центрах подготовки военных специалистов и на военных кафедрах в вузе, что предполагает рассмотрение и научное обоснование содержания и структуры управленческих компетенций на более поздних этапах обучения; разработку подходов, принципов, форм и методов, инновационных технологий и уровней формирования управленческих компетенций и дальнейшего её развития, а также создание учебных пособий для специального пользования на основе материалов по управленческой проблематике.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2000.
2. Байденко В.И. Компетенции в Профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [Текст] / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11 - С. 3-13.
3. Бандурка A.M., Бочарова С.П., Землянская Е.В. Психология управления. Харьков: ООО «Фортуна-пресс», 1998.
4. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2009.
5. Вачугов Д.Д., Веснин В.Р., Кислякова И.А. Практикум по менеджменту. Деловые игры / под ред. Д.Д. Вачугова. М.: Высшая школа, 2001.
6. Голованова И.И. Практики интерактивного обучения: метод. Пособие / И.И. Голованова, Е.В. Асафова, Н.В. Телегина. - Казань: Казан. Ун-т, 2014. - 288 с.
7. Громыко Н.В. Обучение схематизации. М.: Пушкинский
институт, 2005. - 475 с.
8. Ганиев Р.Р., Формирование командно-методических навыков в процессе изучения студентами военных кафедр дисциплины "тактико - специальной подготовки" / Вестник Казанского технологического университета. 2011, в.13, с.227-232.
9. Ганиев Р.Р., Методика подготовки и проведения тактикоспециальных занятий со взводом" / Вестник Казанского технологического университета. 2014, т.17, в.12, с.340-345.
10. Ганиев Р. Р. Использование активных методов обучения студентов на военных кафедрах при гражданских вузах по военнопрофессиональным дисциплинам и по тактико-специальной подготовке / Р.Р. Ганиев // Андреевские чтения: Современные концепции и технологии творческого саморазвития личности. Сборник статей участников
Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Казань: Центр инновационных технологий-2016.С.68-74.
11. Долгоруков А.М. Сase-study как способ понимания // Практическое руководство для тьютора системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. - 128 с.
12. Ефимов П. П., Ефимова И. О. Интерактивные методы обучения -
основа инновационных педагогических технологий [Текст] //
Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 286-290.
13. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход [Текст]: Учеб. пособие/Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова,
Э.Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005. - 216 с.
14. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: Учебн. пособие. 2-е изд., перераб. / Э.Ф. Зеер - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 480 с.
15. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования [Электронный ресурс] / И.А. Зимняя // Интернет-журнал «Эйдос» / И.А. Зимняя. - 2006. 5 мая. URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm.
16. Зелеева В.П. Преподаватель высшей школы как творческая личность в представлениях аспирантов КФУ / Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: сб статей участников Всерос.научно-практ. конф. с межд. участием, 25 марта 2016 г. - Казань: Центр инновационных технологий, 2016.- С.120-124.
17. Иванов В. Г. Компетентностная модель формирования готовности будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности в системе «вуз-войска» / В.Г Иванов., Р.А. Ахметгареев, В.Е. Вараксин // Вестник КГТУ - 2011. - № 4. - С. 242-245.
18. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя [Текст]. Психологическая структура деятельности учителя и формирование его личности / Н.В. Кузьмина. - Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. - 183 с.
19. Краковская О.С. Формирование организационно -управленческой компетенции бакалавров лингвистики [Текст]: Автореф. дис. канд. пед. наук /
О.С. Краковская. - Калининград, 2015. - 202 с.
20. Кобзарь-Фролова М.Н. О применении интерактивных технологий при преподавании юридических дисциплин магистрам [Текст] / М.Н. Кобзарь-Фролова // Финансовое право. -2013. - № 7. - С. 21-23.
21. Кравченко С.А. Социологический постмодернизм: теоретические источники, концепции. Словарь терминов. М.: МГИМО-Университет, 2010. 397 с.
22. Концепция развития системы военного образования Сухопутных войск на период до 2010 года. М.: ГК СВ, 2006. - 21 с.
23. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами. Преобразующее лидерство. М.: Перспектива, 1997.
24. Маклаков А.Г. Психология и педагогика. Военная психология /
А.Г. Маклаков - СПб.: Питер, 2004.-464 с: ил.- (Серия «Учебник для вузов»).
25. Мид Дж. Г. Избранное: Сб. переводов/РАН. ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д.В. Ефременко. - М., 2009.- 290 с.
26. Нарутто С.В. Образовательные технологии в юридической клинике // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 7. С. 907-916.
27. Пьявка Н. В. Пособие по методике тактико-специальной подготовки подразделений химических войск часть вторая (подготовка взвода, роты) / Н.В. Пьявка., П.С. Киселев, Е.Б. Собельман, В.В. Белокуров, Н.В. Плишин, В.П. Сомиков, С.А. Павлов // Методика тактико-специальной подготовки подразделений химических войск часть вторая (подготовка взвода, роты). ВИ МО СССР. Москва - 1981. - С. 99-118.
28. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация [Текст]/Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. - 396 с.
29. Репьев Ю.Г. Интерактивное самообучение: Монография. - М.: «Логос», 2004. - 248 с.
30. Смирнов О.Е. Организация и содержание общевойсковой подготовки курсантов первых курсов в вузах МО РФ//О.Е. Смирнов, А.В. Пакатов, С.А. Сизов, С.Н. Михно, И.С. Науменко. М.: МВИ, 2003. — 124.с.
31. Тонких Ф.П. Как вы управляете? Психологические аспекты повседневной управленческой деятельности офицера / Ф.П. Тонких, Ю. Г. Фокин - М.: Воениздат, 1984. - 190 с.
32. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка/ под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Государственный институт «Советская энциклопедия» (т. 1).
33. Фельдштейн Д.И. Доклад в РАО на тему «Функциональная нагрузка Академии образования в определении принципов и условий развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества». 29 октября 2013 года.
34. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования [Текст] / А.В. Хуторской // Ученик в обновленной школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 135-157.
35. Чикер В.А. Психологическая диагностика организации и персонала: практикум по психодиагностике/В.А. Чикер - СПб.: Речь, 2004. - 176с.
36. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.
37. Щедровицкий Г.П. Методология и философия организационно - управленческой деятельности: основные понятия и принципы: Лекции во Всесоюзном институте повышения квалификации руководящих работников рыбной промышленности. Калининград, 21-29 апреля 1988 г. Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 5. ОРУ(2). М., 2003.