Введение 3
Глава 1. Общая характеристика конституционной обязанности по уплате налогов и сборов 7
1.1. Понятие и содержание конституционной обязанности по уплате налогов и
сборов в Российской Федерации 7
1.2. Конституционные принципы обязанности уплачивать налоги и сборы в
конституциях зарубежных стран 14
Глава 2. Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора 25
2.1. Возникновение, изменение и прекращение обязанности по уплате налога
или сбора 25
2.2. Законодательное регулирование обязанности по уплате налогов и сборов 36
Глава 3. Порядок исполнения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов и правовые последствия неисполнения налогового обязательства 45
3.1. Порядок и условия применения способов исполнения обязанности по
уплате налогов и сборов в Российской Федерации 45
3.2. Формы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и
их правовые последствия 51
Заключение 75
Список использованной литературы 79
Актуальность исследования. Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, признак государственности, юридический фундамент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне регулирует общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами, обязанностями человека и гражданина, формами правления и государственного устройства.
Конституция устанавливает наиболее важные нормы и принципы, на основании которых создается правовое регулирование. Нормы конституции имеют прямое действие, то есть для их применения не требуется какое- либо дополнительное регулирование.
Конституционные нормы закрепляют различные принципы, в том числе и те, на которых основывается обязанность граждан и юридических лиц уплачивать налоги и сборы. Принимая во внимание определяющее значение соответствующих конституционных норм для регулирования данной обязанности, интересным представляется изучение текстов основных законов ряда иностранных государств.
Сегодня общепризнанно, что права человека играют важнейшую роль во взаимоотношениях личности и государства. Они устанавливают сферу свободы и самоопределения личности, ее автономию; стабилизируют общественные отношения на основе общепризнанных международных стандартов в области прав и свобод человека; определяют пределы деятельности государства по вмешательству в сферу свободы человека; определяют ответственность государства перед личностью и обществом.
В ст. 2 Конституции Российской Федерации говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» .
В то же время, правовой статус человека и гражданина - это совокупность его прав и обязанностей. В этой структуре права играют доминирующую роль, но, в то же время, и обязанности имеют большое значение, устанавливая взаимную ответственность личности и общества, личности и государства.
Закрепление в Основном законе страны не только прав, но и обязанностей представляется вполне логичным и естественным. Это не является новеллой современной Конституции, более того, обязанности присутствовали как в зарубежном, так и в отечественной конституционном законодательстве достаточно давно. Так, конституции ряда зарубежных стран устанавливают обязанность граждан трудиться. В частности, это относится к конституциям Японии, Китая, Франции и некоторых других государств.
Действующая в настоящее время Конституция РФ, принятая в 1993 году в числе значительного количества прав граждан России в тоже время предусматривает и ряд определенных обязанностей, в числе которых можно назвать: воинскую обязанность, обязанность беречь памятники истории и культуры, взаимные обязанности родителей и детей и т.д. Однако в контексте настоящего исследования мы обратим свое внимание на финансовое обязательство перед государством, а именно обязанность платить законно установление налоги и сборы, которая зафиксирована в ст. 57 Конституции РФ.
В связи с изложенным выше, исследование теоретических и практических процессуальных проблем, связанных с конституционной обязанностью по уплате налогов и сборов, представляется достаточно актуальным, что и предопределило выбор темы исследования.
Объект исследования - общественные отношения, которые затрагивают проблемные вопросы конституционной обязанности по уплате налогов и сборов.
Предмет исследования включает в себя:
- нормы зарубежного и российского законодательства;
- обзоры, судебную практику, которые затрагивают проблемные вопросы конституционной обязанности по уплате налогов и сборов;
- научные публикации по исследуемым вопросам.
Целью работы является формирование научно обоснованных знаний, касающихся наиболее важных, дискуссионных проблем, возникающих при исследовании вопросов конституционной обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии с указанной целью автор ставил перед собой следующие задачи:
- дать общую характеристику конституционной обязанности по уплате налогов и сборов;
- раскрыть основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налога или сбора;
- рассмотреть порядок исполнения конституционной обязанности по уплате налогов и сборов и правовые последствия неисполнения налогового обязательства;
- в заключении сделать вывод по проведенному исследованию.
При написании настоящей работы в качестве базового использован традиционный для всех юридических наук диалектический метод. В качестве общенаучных методов автор оперировал общелогическими методами, методом функционального анализа, историческим, системно-структурным методом. В качестве частно-научных методов на первый план выходит использование формально-юридического метода исследования. Кроме того, были задействованы сравнительно-правовой, а также метод конкретно-социологических исследований.
Степень разработанности проблемы. Проблемным вопросам конституционной обязанности по уплате налогов и сборов в правовой науке уделялось достаточно внимания. Некоторые аспекты рассматриваемой тематики в той или иной мере рассматривались в исследованиях таких авторов, как М.В. Баглай, А.В. Бекин, Д.В. Винницкий, П.А. Гольбах, Л.Г. Григорьева, Е.М. Заболотских, С.П. Попова, Е.А. Имыкшенова, М.А. Исаев, Р.В. Климовский, Ю.А. Крохина, В.И. Крусс, И.И. Кучеров, Ю.М. Лермонтов, Е.В. Логинова, Т.В. Толбузина, М.Н. Широченкова, А.С. Нажесткин, Р.В. Назаров, И.С. Полищук, Д.В. Тютин, А.И. Худяков, Е.Е. Якушина и др.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Обязанность по уплате налога закреплена в Конституции Российской Федерации как одна из основных обязанностей личности (ст. 57 Конституции РФ). Сущность этой обязанности раскрывается в ее содержании, в особенностях налога как публичного платежа.
Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых (налоговому органу, действующему от имени государства) принадлежит властное полномочие, а другой (налогоплательщику) - обязанность повиновения. Требование налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств.
Закрепленная в Конституции РФ обязанность каждого платить налоги и сборы касается только тех налогов и сборов, которые являются законно установленными. Если будет определено, что налог (сбор) не был установлен законно, то не может возникнуть и обязанность уплачивать такой платеж.
В конституциях многих стран содержатся положения, в которых налоги и сборы определяются в качестве основных источников доходов бюджета. Тем самым обозначается основная функция налогов - фискальная.
Правовой анализ конституций зарубежных стран позволяет судить о конституционном закреплении схожих норм, регулирующих налогообложение. Различными представляются лишь формы закрепления.
Конституции практически всех стран закрепляют нормы, регулирующие обязанность уплачивать налоги и сборы, однако конституции разняться по объему данных норм: в конституциях одних государств прописаны лишь положения самого общего характера, имеющие отношение к налоговой обязанности, в конституциях других - преимущественно федеративных государств - наряду с этим закреплено разграничение полномочий центральных властей и администраций территориальных образований в части установления и взимания налогов и сборов, в третьих - налоговых норм достаточно много, в частности, в некоторых из основных законов определяются составы налогов и сборов и даже прописываются отдельные элементы их юридических конструкций.
Для современных конституций также характерно требование установления налогов именно законами на основании принципов единства, справедливости и защиты прав налогоплательщика.
Существуют следующие основания возникновения налоговой обязанности: объект налогообложения; истечение налогового периода, по окончании которого налог должен быть исчислен и уплачен.
Налоговая обязанность начинает существовать с момента возникновения обстоятельств, предусматривающих уплату конкретного налога или сбора. Фактически налоговая обязанность устанавливается по каждому виду налога, поскольку для каждого налога или сбора момент возникновения обязанности по уплате налога и сроки ее реализации определяются по-разному.
Анализ налогового законодательства с учетом судебной практики и практики выработанной Конституционным Судом РФ позволяет выделить такие обстоятельства, являющиеся основанием для изменения налоговой обязанности:
- принятие нормативного правового акта, который изменяет закон, определявший содержание налоговой обязанности и имеющий при этом обратную силу;
- изменение срока уплаты налога (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит);
- принятие решения о реструктуризации налоговых обязательств;
- зачет налоговым органом излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней, штрафов после направления налогоплательщику первоначального требования.
Что касается оснований прекращения налоговых обязательства, то здесь больше ясности, поскольку согласно пункта 3 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1) с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации;
4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Исполнение налоговой обязанности не является односложным действием и включает определенную их последовательность, которая, например, в случае уплаты налога с расчетного счета организации включает следующие шаги:
1) исчисление налога;
2) определение точных реквизитов, куда должен быть направлен платеж;
3) проверка наличия достаточного остатка денежных средств на счете, с которого налогоплательщик предполагает произвести уплату налога;
4) подготовка и направление платежного поручения в банк.
Конституционный Суд РФ определяет исполнение обязанности по уплате налога как сложный, многостадийный и комплексный процесс, в котором участвуют не только сами налогоплательщики, но и налоговые агенты, кредитные учреждения, уполномоченные государственные органы.
Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Исходя из данного положения, можно сделать вывод, что третьи лица, по общему правилу, не могут уплачивать налоги за налогоплательщика. Исключения из данного правила предусмотрены налоговым законодательством, к ним можно отнести уплату налога через налогового агента, уплату налога поручителем (ст. 74 НК РФ) и др.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога.
Исходя из определения исполнения обязанности по уплате налога и сбора и из п. 2 ст. 45 НК РФ неисполнение обязанности по уплате налога можно определить как неуплату или неполную уплату налога в установленный срок. При этом в случае неисполнения данной обязанности законом предусмотрено принудительное исполнение путем взыскания.
Мерами принудительного исполнения налоговой обязанности являются:
1) направление требования об уплате налога и пени;
2) взыскание налога и пени за счет денежных средств, находящихся на счетах в банке;
3) взыскание налога и пени за счет иного имущества налогоплательщика.
Принудительное исполнение налоговой обязанности и взыскание недоимки и пени несовпадающие по объему явления: принудительное исполнение шире по объему, чем взыскание. Они соотносятся как целое и часть.
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 21 июля 2014 года №11-ФКЗ) // Российская газета. - №237. - 1993; Российская газета. - №163. - 2014.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Бюллетень международных договоров. - 2001. - №3.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (части третьей) от 26 ноября 2001 года №146-ФЗ (ред. от 28 марта 2017 года №39-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - №49. - Ст. 4552; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - №14. - Ст. 1998.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года №146-ФЗ (ред. от 19 февраля 2018 года №34-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3824; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №9. - Ст. 1291.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ (ред. от 28 декабря 2017 года №434-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - №31. - Ст. 3823; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №1 (Часть I). - Ст. 18.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 года №63-ФЗ (ред. от 23 апреля 2018 года №111-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - №25. - Ст. 2954; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №18. - Ст. 2581.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (ред. от 29 декабря 2017 года №459-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - №32. - Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №1 (Часть I). - Ст. 43.
8. Федеральный закон от 30 ноября 2016 года №401-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №49. - Ст. 6844.
9. Федеральный закон от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 23 апреля 2018 года №102-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №41. - Ст. 4849; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №18. - Ст. 2572.
10. Федеральный закон от 4 ноября 2005 года №137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2005. - №45. - Ст. 4585.
11. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 3 апреля 2018 года №64-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - №50. - Ст. 4859; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №15 (Часть I). - Ст. 2035.
12. Федеральный закон от 10 июля 2002 года №86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (ред. от 7 марта 2018 года №53- ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №28. - Ст. 2790; Собрание законодательства Российской Федерации. - 2018. - №11. - Ст. 1588.
13. Приказ Федеральной налоговой службы от 3 октября 2012 года №ММВ-7-8/662@ «Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации» // Российская газета. - 2012. - №296.
Специальная литература
14. Агешкина Н.А., Баринов Н.А., Бевзюк Е.А. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года №51-ФЗ (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
15. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. - М.: Норма, 2013. - 784 с.
16. Бекин А.В. Приостановления как средства правового регулирования: теоретический аспект // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - №9. - С. 25-28.
17. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. - СПб.: Юрид. центр «Пресс», 2003. - 397 с.
18. Гольбах П.А. Избранные произведения: в 2 т. Том 2. - М.: Мысль, 1963. - 715 с.
19. Григорьева Л.Г. Ответственность за нарушение налогового законодательства: виды, основания и условия применения. - М.: Редакция «Российской газеты», 2017. - 144 с.
20. Заболотских Е.М., Попова С.П. О некоторых вопросах правового регулирования механизма исполнения публичных обязанностей // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - №6. - С. 89-94.
21. Имыкшенова Е.А. Обеспечение исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов по налоговому законодательству Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2003. - 25 с.
22. Исаев М.А. Основы конституционного строя Швеции. - М.: Изд-во МГИМО, 2008. - 192 с.
23. Исаева А.А. Очерк теории и политики налогов. - Ярославль: Типолитография Г. Фальк, 1887. - 87 с.
24. Климовский Р.В. Усложнение системы налогового права России // Налоги. - 2015. - №1. - С. 15-18.
25. Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 2 / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. - М.: Норма, 2001. - 840 с.
26. Конституции зарубежных стран: сборник / Сост. В.Н. Дубровин. - М.: Юрлитинформ, 2000. - 336 с.
27. Конституции стран СНГ и Балтии / Сост. Г.Н. Андреева. - М.: Юристъ, 1999. - 640 с.
28. Крохина Ю.А. Налоговое право. Учебник для вузов. - М.: Юрайт,
2016. - 430 с.
29. Крусс В.И. Конституционализация фискально-экономических обязанностей в Российской Федерации: монография. - М.: НОРМА, ИНФРА-М,
2017. - 304 с.
30. Кучеров И.И. Налоговое право зарубежных стран: курс лекций. - М.: Центр ЮрИнфоР, 2003. - 374 с.
31. Кучеров И.И. Объект налога как правовое основание налогообложения // Финансовое право. - 2009. - №1. - С. 6-11.
32. Кучеров И.И. Справедливость налогообложения и ее составляющие (правовой аспект) // Финансовое право. - 2009. - №4. - С. 24-29.
33. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
34. Логинова Е.В., Толбузина Т.В., Широченкова М.Н. Гражданское общество: проблемы и противоречия его формирования // Актуальные проблемы современного российского общества: труды международной научно¬практической конференции. - М., 2014. - С. 151-158.
35. Маклаков В.В. Конституции зарубежных государств. - М.: Волтерс Клувер, 2003. - 584 с.
36. Механизм обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов: проблемы теории и практики / Отв. ред. Е.Ю.Грачева. - М.: Норма, 2015. - 144 с.
37. Нажесткин А.С. Правовое регулирование способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2011. - 26 с.