ВВЕДЕНИЕ ' 3
2
ГЛАВА I. СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ - НАТУРОФАКТЫ КАК ОБЪЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ СЕМАНТИКИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ 7
1.1. Лексико - семантическая группа существительных - наименований
натурофактов 7
1.2. Словообразование в английском и русском
языках 11
1.3. Отсубстантивное словообразование в английском и русском
языках 17
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА II. СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
ОТСУБСТАНТИВНЫХ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ГНЕЗД С ИСХОДНЫМИ СЛОВАМИ - НАТУРОФАКТАМИ 25
2.1. Словообразовательные гнезда с исходными словами sea/море и
fair/огонь в английском и русском языках 25
2.2. Словообразовательные гнезда с исходными словами land/земля и
sky/небо в английском и русском языках 33
2.3. Изучение словообразовательных гнезд имен существительных -
натурофактов в процессе обучения лексики 39
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
СПИСОК ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ 54
Сопоставительное изучение словообразования английского и русского языков вызывает интерес лингвистов, так как оно помогает глубже охарактеризовать формальное и семантическое устройство производного слова и комплексных единиц словообразования, а также их роль в процессе языковой номинации. По словам И. Бодуэна де Куртенэ: «Мы можем сравнивать языки совершенно независимо от их родства, от всяких исторических связей между ними. Мы постоянно находим одинаковые свойства, одинаковые изменения, одинаковые исторические процессы и перерождения в языках, чуждых друг другу исторически и графически. <...> Подобного рода сравнение языков служит основанием для самых обширных лингвистических обобщений» [Бодуэн де Куртенэ 1963: 371].
В именах натурофактов находит отражение наивное сознание человека, познающего его действительность и в первую очередь, это - природные объекты и явления, животный и растительный мир. Сфера денотативной соотнесенности имен этого класса лексики - класса дискретных предметов природного мира, существующих в относительной обособленности, обладает практически неисчисляемым количеством признаков и находящихся в многообразнейших отношениях с другими предметами. В связи с этим изучение структурно-семантического устройства отсубстнтивных
словообразовательных гнезд с вершинами существительными-натурофактами в английском и русском языках в сопоставительном аспекте представляется весьма актуальным.
В средних общеобразовательных школах не уделяется должного внимания изучению такого раздела лингвистики как словообразование. Вследствие чего у обучающихся возникает множество трудностей в понимании, переводе и написании тех или иных слов, в определении того, к какой части речи они относятся.
Актуальность данного исследования определяется необходимостью
изучения процессов английского и русского словообразования. В работе предпринимается попытка решить некоторые проблемы сопоставительной дериватологии такие как: установление структурно-семантического тождества словообразовательных единиц на материале словообразовательных гнезд, вершинами которых являются существительные - натурофакты английского и русского языков, а также выявление специфики деривационного потенциала и номинативной функции производных слов.
Объектом данного исследования являются существительные лексико - семантической группы слов-натурофактов sea/море, fair/огонь, land/земля, sky/небо.
Предметом исследования выступают отсубстантивные
словообразовательные гнезда существительных - натурофактов английского и русского языков с исходными существительными sea/море, fair/огонь, land/земля, sky/небо, специфика их структурно-семантической организации.
Научная новизна работы определяется тем, что в ней выявляются некоторые универсальные и специфичные черты английского и русского словообразования на основании сопоставления словообразовательных гнезд одной лексико-семантической группы. Изучение слов, называющих природные явления и их производных, позволит выявить национально-культурную специфику языка, а также его связь с материальной жизнью.
Круг поставленных в работе проблем и полученные результаты определяют ее теоретическую и практическую значимость.
Теоретическая значимость работы определяется ее вкладом в решение некоторых проблем, связанных с изучением словообразовательного и лексико¬семантического уровня разносистемных языков. Изучение
словообразовательных гнезд, выявление их структуры будет способствовать созданию теоретической базы для исследования их в сопоставительном плане. В ходе работы выявлены общие и специфические черты для словообразовательных систем сопоставляемых языков.
Практическая значимость раб оты заключается в том, что материалы и выводы выпускной квалификационной работы могут использоваться для составления фрагмента словообразовательного словаря гнездового типа современного английского языка, отсутствующего в настоящее время. Результаты описания словообразовательных гнезд рассмотренной лексико-семантической группы, а также разработанные в ходе исследования упражнения найдут применение в практике преподавания английского языка, при проведении уроков английского языка в средней общеобразовательной школе.
Теоретико - методологическая база исследования включает в себя труды следующих авторов: Р.В. Алимпиевой, В.Д. Аракина, И. Бодуэн де Куртенэ, В.В. Виноградова, З.М. Волоцкой, С.Г. Воркачева, И.Р.Гальперина, Е.Л. Гинзбурга, Т.Ф. Ефремовой, Л.В. Рацибургской, И.П. Слесаревой, А.Н. Тихонова, Е.Н. Тихоновой, А.А. Уфимцевой, В.Г. Фатхутдиновой, Е.В. Широковой, А.А. Ширшова, L. Bauer.
Источниками исследования послужили данные двуязычных (русско- английских и англо-русских) словообразовательных, толковых, фразеологических и лингвострановедческих словарей. Всего было проанализировано 800 лексических единиц в русском языке и 650 лексических единиц в английском.
Цель выпускной квалификационной работы - провести сравнительный структурно-семантический анализ словообразовательных гнезд, вершинами которых являются существительные лексико-семантической группы наименований - натурофактов, с целью разработки комплекса упражнений по обучению школьников словообразованию английского языка . Данная цель предполагает постановку и реализацию следующих задач:
- дать характеристику основным направлениям изучения словообразовательных гнезд в современной дериватологии;
- сопоставить способы словообразования в рассматриваемых языках;
- исследовать на материале {английского и русского языков структурную организацию гнезд и выявить основные тенденции отсубстантивного словообразования на материале словообразовательных гнезд с вершинами существительными-натурофактами;
- выявить типологические черты словообразовательных гнезд существительных - натурофактов и различия между ними;
- разработать комплекс упражнений по словообразованию для школьников средней общеобразовательной школы с учетом гнездового подхода.
При решении поставленных в исследовании задач были использованы описательно-аналитический и сопоставительно-типологический методы анализа языковых фактов, позволяющие комплексно, разнонаправленно и глубоко исследовать эмпирический материал.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены на итоговой научно-образовательной конференции студентов КФУ, а также использовались при проведении уроков английского языка во время практики в общеобразовательной школе.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и списка лексикографических источников.
В ходе исследования, посвященного изучению гнездового пути овладения лексикой неродного языка на материале словообразовательных гнезд имен существительных - натурофактов, была обоснована актуальность, направленная на изучение такого раздела лингвистики, как словообразование в средних общеобразовательных школах.
Нами был проведен сопоставительный анализ словообразовательных гнезд, вершинами которых являются существительные лексико-семантической группы наименований - натурофактов, а также создан комплекс упражнений по обучению школьников словообразованию английского языка. В ходе данного исследования была дана характеристика понятию лексико - семантическая группа существительных - наименований натурофактов. Было выявлено, что ЛСГ группы существительных - наименований натурофактов - это тесно связанные между собой по смыслу наименования естественных живых и неживых природных предметов, таких как географические объекты, наименования животных, растений, природных явлений и т.д.
Термин «словообразование» можно понимать двояко: с одной стороны, словообразование - это система способов и средств образования новых слов по определенным моделям, а с другой - это учение о способах и средствах образования новых лексических единиц, а также о словообразовательной структуре уже созданных слов. Словообразование имеет двойную связь: с лексикологией и грамматикой. Способы словообразования английского и русского языка различаются. Так, в английском языке выделяют следующие способы: аффиксальный способ словообразования, словосложение, реверсия, конверсия, сокращение и словослияние, тогда как в русском языке к ним относятся бессуфиксальный, суффиксальный, префиксальный и смешанный или суффиксально-префиксальный способы словообразования.
Также в ходе исследование было дано определение понятию «словообразовательное гнездо». Итак, словообразовательное гнездо - это совокупность слов с тождественным корнем, упорядоченная в соответствии с отношениями словообразовательной мотивации, которая имеет одно и тоже исходное слово. Существительные - натурофакты являются базой для образования большого количества производных слов, идиоматических, фразеологических выражений, пословиц и поговорок, слов, обладающих специфической внутренней семантикой. В СГ с вершинами существительными - натурофактами в большей степени входят группы слов различных смысловых подгнезд, среди которых преимущественно выделяются производные существительные и производные прилагательные, практически не образуются производные наречия и производные глаголы. В словообразовательных гнезда существительных - натурофактов русского языка преобладают производные сложные существительные, существительные, прилагательные и наречия, образованные аффиксальным способом.
Результатом проведенного сопоставительного анализа является разработанный комплекс упражнений, направленный на формирование грамматических навыков по теме «Словообразование английского языка», а также направленный на пополнение лексического запаса по темам «Окружающая среда», «Природа» для учащихся среднего звена.
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что цель и задачи, поставленные в введении данной выпускной квалификационной работы, были достигнуты.
1. Алимпиева Р. В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы / Р.В. ^Алимпиева. - Л.: ЛГУ, 1986. - 177 с.
2. Аракин В.Д. Сравнительная типология английского и русского языков / В.Д. Аракин. - М.: ФИЗМАТЛИТ, 2005. — 232 с.
3. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка / И.В. Арнольд. - М.: Наука, 2012. - 375 с.
4. Бабич С.Г. Семантико-деривационнные отношения в
словообразовательных гнездах имен существительных (лексико-семантическое поле «погода»): автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.Г. Бабич. - Киев, 1988. - 18 с.
5. Байдак А.В. Анализ словообразовательных гнезд со значением «Жизнь» в селькупском языке / А.В. Байдак // Филология: научные исследования. - Москва, 2009. - С. 12 - 15.
6. Бегаева Е.В. Современный русский язык: практическое пособие / Е.В.Бегаева , Л.Я. Лачимова, А.А. Янсюкевич, Т.И. Гусева. - М.: Экзамен, 2005. - 228 с.
7. Бодоньи М.А. Английский язык. Подготовка к ЕГЭ: учебно-методическое пособие / М.А. Бодоньи. - Ростов н/Д: Легион, 2013. - 185 с.
8. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. / И.А. Бодуэн де Куртенэ. - М.: Изд-во АН СССР, 1963.
9. Борисенкова Л.М. Словообразование немецкого языка в когнитивном рассмотрении / Л.М. Борисенкова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета.- Киров: ВятГУ, 2008. - №4 (2). - С. 64 - 66.
10. Боровкова А.В. Миромоделирующий потенциал пищевой метафоры (на материале образной характеристики концептуальных сфер «Натурофакты» и «Артефакты») / А.В. Боровкова // Экология языка и коммуникативная практика. - Красноярск: СФУ, 2016. - №2 - С. 1 - 7.
11. Васильев Л. М. Современная лингвистическая семантика / Л.М. Васильев. - М.: Либроком, 2009; - 192 с.
12. Вендина Т.И. Этнолингвистика, аксиология и словообразование / Т.И. Вендина // Слово и культура. Памяти Н.И. Толстого. Т1. - М.: Индрик, 1998. - C. 39-48.
13. Виноградов В.В. Избранные труды по русской грамматике / В.В. Виноградов. - М.: Наука, 1975. - 560 с.
14. Волоцкая З. М. О разных аспектах изучения словообразовательного
гнезда / З. М. Волоцкая // Актуальные проблемы русского
словообразования. - Ташкент, 1982. - С. 96 - 98.
15. Воркачев С.Г. Лингвокультурный концепт: типология и области
бытования / С.Г. Воркачев. - Волгоград: ВолГУ, 2007. - 400 с.
16. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт. Становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г. Воркачев // Филологические науки. — М.: Грамота, 2001. - №1 - С. 64— 72.
17. Галиева А.М. Особенности семантики парных слов, образованных на базе имен натурофактов / А.М. Галиева // Филология и культура. Philology and culture. - Казань: КФУ, 2014. - №4(38). - С. 45 - 50.
18. Гинзбург Е.Л. Исследование структуры словообразовательных гнезд / Е. Л. Гинзбург // Проблемы структурной лингвистики. - М.: Наука, 1972. - С. 146 - 225.
19. Гревцева Т.А. Структурно-семантическая организация
словообразовательных гнезд с исходным морфологически несклоняемыми существительным в современном русском языке: на материале иноязычной лексики: дис. ... канд. филол. наук / Т.А. Гревцева. - Липецк, 2004. - 270 с.
20. Доброва С.И. Вопросы лингвофольклористики / С.И. Доброва. - Воронеж: ВГПУ, 2011. - 57 с.
21. Евсеева И.В. Лексико - словообразовательное гнездо с вершиной - именем соматического объекта; фреймовое устройство / И. В. Евсеева // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - Иркутск: ИГЛУ, 2013. - № 1 (22). - С. 33 - 41.
22. Елисеева В.В. Лексикология английского языка / В.В. Елисеева. - СПБ: СПБГУ, 2003. - 44с.
23. Ильина А.Н. Словообразование в современном английском языке: учебное пособие для студентов экономических специальностей / А.Н. Ильина, С.Г. Кибасова. - СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2012. - 90 с.
24. Кабанова И.Н. Основы лексикологии английского языка / И.Н. Кабанова. - Н. Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013 - 168 с.
25. Кольцова О.В. Лексико-семантическая группа как единица описания языковой картины мира / О.В. Кольцова //Известия Саратовского университета. - Саратов: СГУ, 2010. - №10(1). - С.67 - 71.
26. Красильникова Е.В. О регулярности словообразовательных моделей в русской разговорной речи / Е.В. Красильникова // Проблемы дериватологии. - Пермь, 1981. - №1. - С. 149 - 162.
27. Крючкова Н.В. Роль референции и коммуникации в концептообразовании и исследовании концептов (на материале русского, английского, французского языков): автореф. дис. ... канд. фил. наук / Н.В. Крючкова. - Саратов, 2009. - С. 1 - 4.
28. Кубрякова Е.С. Язык и знание: на пути получения знаний о языке: части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / Е.С. Кубрякова. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 555 с.
29. Лукашанец А. А. Структурно-семантическая характеристика глагольных словообразовательных гнезд в белорусском языке / А.А. Лукашанец // Деривационные типы и гнезда в синхронии и диахронии. - Владивосток, 1989. - С. 175-183.
30. Михайлова И.Д. Словообразовательное гнездо с вершиной круг: становление и современное состояние: дис. ... канд. филол. наук / И.Д. Михайлова. - Москва, 2001. -2401 с.
31. Немченко В.Н. Введение в языкознание / В.Н. Немченко. - М.: Дрофа, 2008. - 703 с.
32. Новичкова С.А. Семантическое пространство словообразовательного гнезда: автореф. дис. ... канд. филол. наук / С.А. Новичкова. - СПб, 2005.
- 19 с.
33. Плужникова Т.И. Типология гнезд и семантическая структура производных от названий времен года в современном русском языке: автореф. дис.. канд. филол. наук / Т. И. Плужникова. - Киев, 1989. - 23 с.
34. Пономарева Е.А. Фреймовый анализ лексико - словообразовательного гнезда с вершиной “foot” (на материале английского языка) / Е.А. Пономарева // Вестник Кемеровского государственного университета. - Кемерово: КГУ, 2015. - № 4 (64). - С. 189 - 193.
35. Рацибургская Л.В. Словообразовательное гнездо и принципы его описания: учебно-методическое пособие / Л.В. Рацибургская. - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2002. - 50 с.
36. Слесарева И. П. Проблемы описания и преподавания русской лексики / И. П. Слеварева. - М.: Либроком, 2010. - 176 с.
37. Смирницкий А.И. Лексикология английского языка / А.И. Смирницкий.
- Тула: Омен, 1998. - 260 с.
38. Тихонова Е.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование: курс лекций / Е.Н. Тихонова. - М.: МГУП им. Ивана Федорова, 2014. - 94 с.
39. Толстой А.Н. «Стыд хуже смерти («Русские воины 3 августа 1941 г.) / А.Н. Толстой // Красная звезда. - Москва, 1941.
40. Уфимцева А.А. Опыт изучения лексики как системы / А.А. Уфимцева. - М.: Академия наук СССР, 1962. - 288 с.
41. Фатхутдинова В.Г. Лексико - словообразовательные гнезда
параметрических прилагательных в межъязыковом сравнении / Г.В. Фатхутдинова, М.С. Ачаева. - Казань: Казанский университет, 2014. - 195 с.
42. Фатхутдинова В.Г. Комплексные единицы словообразования в русском и татарском языках: автореф. дис. ... канд. филол. наук. / В.Г. Фатхутдинова. - Казань, 2006. - 50 с.
43. Фатхутдинова В.Г. Словообразовательное гнездо в ментально-культурном языковом контексте / В.Г.Фархутдинова // Русская словесность. - Москва, 2006. - №3 - С. 32 - 41.