Рассмотрены особенности мониторинга окружающей среды на примере Камчатского края.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы мониторинга окружающей среды 5
1.1 Общие понятия мониторинга в региональном управлении 5
1.2 Понятие мониторинга окружающей среды 7
1.3 Правовое регулирование мониторинга окружающей среды 12
Глава 2. Особенности мониторинга окружающей среды на примере Камчатского края 16
2.1 Общая характеристика Камчатского края 16
2.2 Мониторинг окружающей среды Камчатского края 18
2.3 Проблемы, выявлены в рамках мониторинга окружающей среды Камчатского края и пути их решения 21
Заключение 25
Список использованных источников 27
Проблема повышения качества регионального управления сегодня приобретает особую актуальность, так как с его помощью возможно определить параметры социально-экономического развития территорий, а также разработать эффективный механизм по достижению целей. Одной из наиболее действенных подсистем регионального управления является мониторинг.
Мониторинг окружающей среды сегодня один из наиболее актуальнейших по причине существующих экологических проблем. При этом он значим, как для всей России, так и для ее отдельных субъектов. Ранее данный вид механизма управления применялся только в сфере охраны окружающей среды и представлял собою систему мер наблюдения, оценки и систематизации данных, которые получались в ходе мониторинга.
Для сегодняшнего дня характерен рост значимости такого механизма управления, так как он является основой охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, а также нормирования качества окружающей среды и выявление факторов, которые на нее воздействуют.
Все вышесказанное обеспечивает актуальность выбранной темы исследования.
Цель данной работы – исследование мониторинга окружающей среды как механизма управления на примере Камчатского края.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
проанализировать теоретические основы мониторинга окружающей среды;
исследовать особенности мониторинга окружающей среды Камчатского края;
выявить основные проблемы и пути совершенствования мониторинга окружающей среды.
Объектом работы является мониторинг окружающей среды.
Предмет – особенности мониторинга окружающей среды Камчатского края.
Теоретически-методологической базой при написании работы выступили Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды», Закон Камчатского края «Об охране окружающей среды», Постановления Правительства Камчатского края, а также учебные пособия и периодические материалы по заданной тематике.
Теоретическая значимость работы состоит в возможности применения полученного исследования в смежных тематиках.
Практическая значимость работы выражается в возможности использования данных исследования в рамках регионального управления Камчатского края.
Методы, использованные при написании: анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и обобщение.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Таким образом, в рамках регионального управления особое значение сегодня приобретает мониторинг. Одним из наиболее значимых сегодня является мониторинг окружающей среды.
Выявлено, что комплексная система наблюдения, оценка и прогноз изменений, которые произошли в окружающей среде – это мониторинг окружающей среды. Обращено внимание на то, что мониторинг окружающей среды проводиться согласно определенных этапов.
Управление качеством окружающей среды не входит в задачи мониторинга, однако именно без эффективной организации мониторинга невозможно эффективное управление качеством.
Кроме этого различают различные виды мониторинга окружающей среды, в зависимости от широты наблюдения, вида и объекта наблюдения.
Основным документов, регламентирующим государственный мониторинг окружающей среды выступает Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей среды».
В работе проводилось исследование окружающей среды Камчатского края, который входит в состав Дальневосточного федерального округа. Данный край расположился на полуострове Камчатка, прилегающей к нему материковой части, а также на Командорских и Карагинском островах.
Органы исполнительной власти Камчатского края ответственны за осуществление деятельности по охране окружающей среды в Камчатском крае.
Порядок проведения экологического мониторинга в крае устанавливается нормативно-правовыми актами РФ, а также Законом Камчатского края «Об охране окружающей среды».
Было отмечено, что мониторинг окружающей среды в Камчатском крае проводиться каждый год. Отметим, что полученные данные используются, как для принятия решений непосредственно в сфере охраны окружающей среды, но и при разработке стратегии социально-экономического развития.
экология Камчатки не относится к благополучным, но пока еще не находится на краю катастрофы. Для улучшения ситуации необходимо научиться преодолевать последствия воздействия природных факторов на экосистему.
Для решения выявленных проблем необходимо также, чтобы все мероприятия органов исполнительной власти относительно защиты окружающей среды были направлены на стабилизацию экологической ситуации в крае и оптимальное использование природных ресурсов.
Экологические проблемы Камчатки при умелом и умном подходе могут и должны быть решены.
Для этого в Камчатском крае была принята Программа Камчатского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Камчатском крае».
1. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 17.10.2018).
2. Закон «Об охране окружающей среды в Камчатском крае» от 19 июня 2008 года № 208 (ред. 08.06.2015) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 17.10.2018).
3. Постановление от 3 ноября 2017 года № 460-П О государственной Программе Камчатского края «Охрана окружающей среды, воспроизводство и использование природных ресурсов в Камчатском крае» (с изменениями на 16 июля 2018 года) //Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 17.10.2018).
4. Бакаева, С.Р. Природные ресурсы Камчатского края и их роль в развитии экономики / С.Р. Бакаева // В сборнике: Статистические методы исследования социально-экономических и экологических систем региона материалы I Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 350-356.
5. Бетина, С.А. Применение разных видов мониторинга в управлении региональным развитием / С.А. Бетина // Актуальные вопросы экономических наук. – 2013. - № 4-1. – С. 184-188.
6. Босиков, И.И. Общественный экологический мониторинг: цели, задачи и объекты наблюдений / И.И. Босиков, Т.Ф. Цгоев // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. - № 10-5. – С. 140-144.
7. Водопьянова, Т.П. Мониторинг окружающей среды в системе экологического менеджмента / Т.П. Водопьянова // Труды БГТУ. №7. Экономика и управление. – 2013. - № 7. – С. 89-92.
8. Горбачев, А.Н. Правовые основы экологического мониторинга в РФ / А.Н. Горбачев // Экономика. Социология. Право. – 2017. - № 1 (5). – С. 78-86.
9. Емельянов, А.Г. Приоритетные понятия и показатели регионального экологического мониторинга / А.Г. Емельянов //
Проблемы региональной экологии. – 2014. - № 2. – С. 95-98.
10. Журавлева, Н.Н. Мониторинг в управлении: дефиниции понятия / Н.Н. Журавлева // В сборнике: Педагогический профессионализм в современном образовании материалы VII Международной научно-практической конференции. – 2011. – С. 247-252.
11. Захаров, В.М. Концепция здоровья среды: теория и практика / В.М. Захаров // Жизнь Земли. – 2018. - № 3 (40). – С. 293-300.
12. Кобцева, О.Н. Мониторинг как информационный механизм системы регионального и муниципального управления / О.Н. Кобцева //
Общество: политика, экономика, право. – 2016. - № 3. – С. 83-86.
13. Кучеров, О.В. Мониторинг, как система наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды / О.В. Кучеров // Наука и технологии трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов. – 2015. - № 2 (18). – С. 76-79.
14. Лобков, Е.Г. Концепция развития региональной системы особо охраняемых природных территорий Камчатского края / Е.Г. Лобков, О.А. Чернягина // В сборнике: Сохранение биоразнообразия Камчатки и прилегающих морей доклады ХII-XIII международных научных конференций. – 2013. – С. 6-21.
15. Мамчуева, Л.Н. Правовое регулирование экологического мониторинга / Л.Н. Мамчуева // В сборнике: Научное сообщество студентов Сборник материалов VI Международной студенческой научно-практической конференции: в 2 томах. – 2015. – С. 342-346.
16. Масленникова, Н.Ю. Понятие и сущность мониторинга / Н.Ю. Масленникова, О.К. Слинкова // Science Time. – 2014. - № 6. – С. 110-121.
17. Масленникова, Н.Ю. Мониторинг: понятие и сущность / Н.Ю. Масленникова, О.К. Слинкова // В сборнике: Современные технологии управления - 2014 Сборник материалов международной научной конференции. – 2014. – С. 671-683.
18. Мухидинов, М.Г. Мониторинг: содержание, функции и принципы / М.Г. Мухидинов // сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 101-104.
19. Муштенко, В.С. Экологический мониторинг, как важная составляющая региона / В.С. Муштенко // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Физико-химические проблемы и высокие технологии строительного материаловедения. – 2017. - № 1 (14). – С. 96-100.
20. Хорошман, Л.М. Камчатский край, как природно-уникальный регион России / Л.М. Хорошман // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию рыбохозяйственного образования на Камчатке. В 2-х частях. Ответственный за выпуск Н.Г. Клочкова. – 2017. – С. 129-133.
21. Экология Камчатки и ее проблемы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kamchatkaland.ru/note/ekologicheskie-problemyi-kamchatki свободный. - Загл. с экрана. – (Дата обращения 17.10.2018).