Введение 3
I. Теоретический анализ проблемы взаимосвязи учебной мотивации и самостоятельности в младшем школьном возрасте 8
1.1 Анализ подходов к изучению эффективности обучения младших
школьников 8
1.2 Учебная мотивация как психологический показатель эффективности
обучения младшего школьника 20
1.3 Взаимосвязь учебной мотивации н самостоятельности младшего
школьника 29
2. Эмпирический анализ проблемы взаимосвязи учебной мотивации и самостоятельности в младшем школьном возрасте 38
2.1 Организация н методы исследования 38
2.2 Сравнительный анализ уровня учебной мотивации н самостоятельности у младших школьников 41
Заключение 71
Список литературы 73
Приложение А 78
Данное исследование посвящено проблеме изучения взаимосвязи учебной мотивации и самостоятельности в младшем школьном возрасте. На сегодняшний день проблема влияния самостоятельности на учебную мотивацию остро встала перед психологами и педагогами современности. Интерес к рассматриваемой теме поддерживается тем, что данные факторы имеют прямое влияние на эффективность обучения младших школьников.
Актуальность настоящего исследования обусловлена невысокой степенью разработанности (гроблемы самостоятельности и ее влияния на учебную мотивацию как в отечественной психологии, так н за рубежом. Нет четкого определения для понятия самостоятельности, потому как каждый автор пытается вложить в него свой смысл. Теоретический н практический анализ взаимосвязи самостоятельности и учебной мотивации был построен на основе рассмотрения их роли в эффективности обучения младших школьников. Были осуществлены соответствующие попытки по обобщению представлений.
Первым ученым, который предпринял попытку психологизировать педагогику оказался И.Г. Песталошш. Такие психологи как П.П. Блонский, С Л. Рубинштейн , К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, поддерживая позицию И.Г. Песта- лоции, рассматривали обучение неразрывно от воспитания. Они сходились во мнении о том, что школа помимо интеллектуального развития есть место для развития морально-ценностных качеств, личностного развития н воспитания. На выходе из школы должна была выпускания зрелая личность. П.П. Блонский рассматривал зрелую личность как личность, имеющую критическое мышление. П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, К.Д. Ушинский подчеркивали важность своевременного обучения. Л.С. Выготский говорит об оптимальных сроках в обучении. Ж. Пиаэе пишет, что в младшем школьном возрасте формируется лигико-арифметическое мышление. С.Л. Рубинштейн подчеркивает важность соответствия уровня созревания и обучения. КД Ушннскнн говорит, что раннее обучении может спровоцировать дальнейшее неверно в себя н неуверенность в своих силах. П.П. Блонский говорит, что к школьному возрасту у детей начинают формироваться центры и лобные участки мозга.
А.Н. Леонтьев и CJ1. Рубинштейн рассматривают роль кризисов в обучении. Они говорят о том. что при правильном построении обучения, кризисы можно опередить.
Н.Ф. Талызина, 11.11. Блонский, Б.М. Тепло» в своих работах говорят о важности обучения детей учению. Они акцентируют на том. что в эффективности обучения немаленькую роль играет наличие у ребенка тех или иных качеств, которые будут ему способствовать в этой деятельности.
С.Л. Рубинштейн, К.Н. Вентцель. М. Момтеесори. К.Д. Ушинский. П.Я. Гальперин. Л.В. Зайко», Д.Б. 'Эльконин пишут о том. что в школьной успешности детей большую роль играет структура обучения, построение урока. С.Л. Рубинштейн и К.Н. Вентцель говорят о субъектности ученика. М. Монтессори выдвигает новый взгляд на обучение, главный принцип которого дисциплина в свободе. П.Я Гальперин разработал метод, который назвал «планомерно- поэтапное формирование умственных действий и понятий».
11.П. Блонский, Л.С. Выготский. Ж. Пиаже в процессе обучения выделяют немаленькое место личности учителя. Они говорят о важности подходов и принципов учителя по отношению к процессу учения и к детям.
АЛГ Леонтьев, Б.М. Тегшон. В.Г. Асеева, А.Р. Лурия, Л.И. Божович рассматривают мотивацию как очень важную структуру в личности человека. А.Н. Леонтьев, А.Х. Маслоу в своих работах рассматривают мотив через потребности. Л.И. Божович. А.Н. Леонтьев, Б.М. Тепло» рассматриваю! мотивацию как некую структуру в личности человека. Л.И. Божович. АЛ I. Леонтьев, А.Адлер в своих работах пишут о формировании мотивации в детском возрасте. Ж.Ж. Руссо, АЛ1. Леонтьев рассматривают развитие мотивации в младшем школьном возрасте. Л.И. Божович. М.Ф. Морозов в своем исследовании выявили зависимость мотивации и школьной успешности. Н.Ф. Талызина, А.Х. Маслоу, Г И Щукина, л.К. Маркова указывают на то, что формирование учебной мотивации в школьном возрасте - одна из центральных проблем современной школы.
А.К. Осннцкий. И.С. Кон. И.Я. Лернер в своих работах дают определение понятию самостоятельность. Д.Б. Эльконнн сделал анализ подходов к понятию самостоятельность и сделал вывод, что в основании лежит одна психологическая сущность. Л.В. Занков. К.Д. Ушинский. П.П. Блонский. М.МОнтсесори. Д.Б. Эльконнн. А.Адлер указывали на важность формирования самостоятельности в процессе обучения, ни роль учителя и педагогики. Г.А. Цуксрман о составляюших самостоятельности и выделяет способность к рефлексии и субъективность. Э.Эриксон, В.В. Давыдов. А.Р. Лурия. Ж. Пиаже. Л.И. Божович писали о том. что у развития ребенка есть свои сроки н взрослым и педагогам необходимо знать о них и соблюдать их. Б.М. Теплое, ДБ. Эльконнн, А.К. Осннцкий. Н.Ф. Талызина рассматривали в своих работах «попутные» качества самостоятельности, такие как. воля, контроль, саморегуляция, ответственность. Д.Б. Эльконнн. Л.И. Божович. И.А. Зимняя. А.Х. Маслоу пиасли об условиях, в которых формируется самостоятельность. 1 Штейнер говорил о важности «принципа неопережения». Г.С. Прыгин связывал самостоятельность со школьной успешностью. Н. Юнг н С. Штенддер провели исследования, в котором выявили зависимость самостоятельности от школьной успешности. ГЛ Щукина утверждает, что не может быть самостоятельности в ребенке без соответствующей мотивации.
Практическая актуальность задается тем. Это исследование проблемы взаимосвязи учебной мотивации и самостоятельности может внести вклад в образовательную систему. Педагоги и родители, которые озабочены эффективностью обучения своих детей, могут понять, как можно повысить школьную успешность детей через формирование учебной мотивации и самостоятельности. Все это задает проблему взаимосвязи учебной мотивации н самостоятельности младших школьников.
Объектом изучения являлись мотивационная сфера и сфера саморегуляции детского возраста. предметом изучения - взаимосвязь учебной мотивации и самостоятельности у детей младшего школьного возраста.
Целью работы было эмпирическое исследование мотивационной сферы и сферы саморегуляции детей младшего школьною возраста.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
1. На основе теоретического анализа обосновать гипотезу о наличии взаимосвязи учебной мотивации о самостоятельности детей младшею школьного возраста.
2. Провести исследование для выявления уровня самостоятельности у детей младшею школьного возраста.
3. Провести исследование для выявления уровня учебной мотивации у детей младшего школьного возраста.
4. Выявить наличие связей между мотивационной сферой и сферой саморегуляции у младших школьников.
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь учебной мотивации и самостоятельности младшего школьника.
Теоретик0-методологическую основ) исследования составляет работы А.К. Осниикого . Существенную роль в исследовании сыграли теоретические положения по проблеме изучения учебной мотивации (А.И. Леонтьев. Б.М. Теплое, ВТ. Асеева. А.Р. Лурия, Л.И. Божович. А.Х. Маслоу). самостоятельности (А.К. Осннцкий. И.С. Кон. И.Я. Лернер. ДБ- 'Зльконин. И.А. Зимняя. Г.С. Прыгни. Н. Юнг, С. Штсндлср).
Методики исследовании:
1. Опросник «Саморегуляция» А.К. Осниикого.
2. Методика исследования мотивационной готовности М.Р. Гинзбург
3. Методика «Составление расписания» С.Я. Рубинштейна в модификации В.Ф. Моргуна.
Теоретическим актуальность работы заключается в формировании представлений о мотивационной сфере и сфере саморегуляции н их роли в зффективнсти обучения в младшем школьном возрасте: рассмотрены понятия мотивация, самостоятельность, выявлены особенности формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте, выявлена связь учебной мотивации и эффективности обучения.
'Эмпирическая баш исследования. В качестве испытуемых выступили 25 младших школьников.
Исходя и* теоретического анализа, мы можем сделать вывод о том. что самостоятельность чаще всего авторами рассматривается через понятия саморегуляция, самосознание, ответственность. Некоторые авторы попытались дать этому понятию определение: самостоятельность - независимость, способность самому, без подсказок извне принимать и приводить в жизнь важные решения.
Недостаточность сформированное™ умений саморегуляции является одной из основных причин, которые являются основанием для трудностей в учебной деятельности школьника. Рассматривая разные позиции психологов и педагогов касаемо успешности в школьном обучении, мы пришли к выводу, что очень много факторов влияют на эффективность обучения младших школьников. Одним из этих факторов является наличие учебной мотивации.
Обобщая подходы к понятию мотивация разных авторов, можно определить мотивацию как состояние личности: которое определяет степень активности и направленности действий человека в конкретной ситуации. Ребенок, попадая в школу сталкивается с новой мотивацией - учебной. Исследования зарубежных психологов-педагогов дают нам основания утверждать, что большинство детей при поступлении в школу имеют высокую учебную мотивацию. Однако. со временем мотивация уменьшается в связи с тем, что дети сталкиваются в обучении с трудностями, с которыми нс могут справиться.
на основании теоретическою анализа мы сделали вывод, что на эффективность обучения имеют сильное влияние два фактора: наличие самостоятельности и высокого уровня учебной мотивации. Поэтому мы рассмотрели эти два фактора во взаимосвязи друг с другом. В исследовании пришли к следующим результатам:
* обнаружены связи между самостоятельностью и учебной мотивацией в составляющих саморегуляции;
* выявлены следующие особенности; у детей с высокой саморегуляцией игровая мотивация связана с неуспехами в учебе, а у детей с низкой саморегуляцией игровая мотивация является своеобразным “пусковым механизмом’’ к деятельности, то есть к безотлагательному удовлетворению игровой потребности. Учебная мотивация связана с направленностью на изменение внешних условия у детей с низкой саморегуляцией, а у детей с высокой саморегуляцией учебная мотивация направлена на изменение собственного поведения.
Выявлены общие признаки у детей с высокой н низкой саморегуляцией. Отсутствует вовлечение полезных привычек в деятельность, что дает основание предположить, что этот фактор в наименьшей степени влияег на саморегуляцию. Присутствует осознанность, благодаря наличию этого показателя данные испытуемые нс вошли в выборку “ошибка рефлексии".
^ у детей с высокой саморегуляцией наиболее выражены осознанность, отсутствие склонности к коррекции результатов, критичность в делах и поступках. Преобладают социальная мотивация, игровая мотивация и учебная мотивация. Можно предположить, что у детей сформирована высокая саморегуляция, продиктованная извне. То есть, испытуемые стремятся регулировать свои действия на основании социально одобряемых образцов поведения. *>то и является основанием для отсутствия склонности к коррекции результатов, так как стремление регулировать свою деятельность не является внутренней структурой ребенка, а являемся навязанной социумом.
V у детей с низкой саморегуляцией наиболее выражены показатели отсутствие гибкости и пластичности в действиях, безынициативность в действиях. Преобладают игровая мотивация, социальная мотивация, внешняя мотивация.
Поставленную гипотезу также подтверждает методика "расписание уроков", результаты которой говорят о наличии у детей с высокой саморегуляцией высокий уровень учебной мотивации, у детей с низкой саморегуляцией
Таким образом, поставленная гипотеза подтверждена.
1 • Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов /А. Адлер - Ростов- на -Дону:Феникс.1998. -256с.
2. Акопов Г. В. Проблема сознания в психологии. Отечественная платформа / Г.В. Акопов. - Самара: Изл-во СПЦ РАН -СамИКП. 2002.- С. 25- 34.
3. Асеев В.Г. Мотивация повеления к формирования личности /
В.Г.Асеев.- Москва: Мысль, 1976 — 158 с.
4. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2 ч. Ч I. Под ред. А.В. Петровского. Составители М.Г. Даннльченко. А.А. Никольская. - Москва: Педагогика, 1979
5. Блонский П. П. Педология : учеб, для высш. псд. учеб, заведений.
— Изд. 2-е. / П.П. Болонский. — Москва: Гос. учеб-нея. изл-во. 1936. — 336 с.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович.- Москва, 1995
7. Божович Л. И. Личность и се формирование в детском возраст? / Л.II.Божович.- Санкт-Петербург: Питер.2008.-400 с.
8. Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе / Л.И.Божович // Вопросы психологии.-1976.- № 6.- с.45- 53
9. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский.
— Москва: Эксмо,2005 — 1136 с.
10. Выготский Л.С. Педология школьного возраста / Л.С. Выготекии.- Москва: издат. дом Шалвы Амонашвилн. 1996.- с. 19-107
11. Выготский Л.С. 11едагогнческая психология / Л.С. Выготский - Москва: Педагогика, 1091
12. I альпсрнн П.Я. Методы обучения и уметенное разит нс ребенка /
Москва: iru-во MI'y, 1985
13. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения ' В.В. Давыдоп.- Москва: И! ПОР. 1996
14. Замков Л. В. О начальном обучении / Л.В.Занков. — Москва: Изд* во АПН РСФСР. 1963
15. Занков Л. В. Наглядное! ь и активизация учащихся в обучении / Л.В. Занков— Москва: Учпедгиз, I960.
16. Зимняя. И.А. Педагогическая психология /И. А.Зимняя.- Москва:Логос, 2000.- 384 с.
17. Кон И. С. Психология самостоятельности / И.С. Кон.- Педагогика здоровья. 1992.- С. 268-274.
18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев.- Москва. 1972
19. Лернер И.Я. Проблемное обучение / И.Я.Лернер.- Москва: Знание, 1974.-64 с.
20. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии . А.Р. Лурия. - Санкт-
Петербург: Питер, 2004. - 320с.
21. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека / А.Р. Лурия.— Москва: изд-во МГ У 1962.- 431 с.
22. Маркова А.К.. Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис. А.Ь. Орлов. - Москва: Просвещение. 1990. - 192с.
23. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте/ А.К. Маркова. - Москва: Просвещение. 1983. -96с.
24. Маслоу А. Мотивация и Личность / А. Маслоу,- Санкт-Петербург: Питер. 2006.- 352 с.
25. Менделевии В.Д. Клиническая и медицинская психология /В.Д. Менделевич.Москва.:МЕДпрессннформ. 2008
26. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / М.Монтесорн; иод ред. С.В. Лыкова -Москва: Карапуз. 2000. * 272 с.
27. Монтессори М. Разум ребенка / М.Монтесори.- Москва, 1997.-176с.
28. Монтессори М. О принципах моей школы / М.Монтесори; пер. с англ. В.Златопольского// Учительская газета. -1992. - 4 августа. - С.4.
29. Монтсссорн М. Метол научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в Домах ребенка /М. Монтесори. - Москва: Тип. Госснаба. 1993.-168с.
30. Осницкнй А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики./ А.К. Осницкнй. - Москва-Нальчик: Эль-фа, 1996. - 124 с.
31. Пестолоцци И. Г. Избранные педагогические произведения, в 3 ч.
Ч.З. /И.Г. Песталоцци.-Москва:изд-во АПК РСФСР, 1965.-С.339-366.
32. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Избранные психологические труды / Ж. Пнаже. -Москва. 1969
33. Пиаже Ж. Избранные психологические труды/ Ж. 11наже. - Санкт-
Петербург: Питер. 1999.
34. Пиаже Ж. Структуры математики и операторные структуры мышления/ Ж. Пиаже.- Москва,2000
35. Прыгин Г.С. Индивидуально-личностные особенности саморегуляции учебкой деятельности.Обшие закономерности и типологические особенности регуляции деятельности / Г.С. Прыти; иод ред. О.А. Конопкима. - Москва, 1985.-С. 261-280.
36. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание / СЛ. Рубинштейн.- Санкт- Петербург: Питер. 2003. - 512 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы обшей психологии /СЛ. Рубинштейн - Санкт-Петербург. 2002 - 720 с.
38. Талызина Н. Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие гля студентов средних педагогических учеб, заведений / Н.Ф. Талызина.- Москва- Академия. 1998. - 288 с.
7б
39. Тстов Б М. Психология: Учебник для средней школы./ Б,М, Теплой. — Москва. 1946.— 223 с.
40. Ушинский К.Д. Русская школа / К.Д. Ушинский. - Москва: институт русской цивилизации. 2015.- 688 с.
41. Цукерман Г.А. Ра шит не учебной самостоятельности / Г.Л. Цукерман- - Москва: ОИРО. 2010.- 432 с.
42. Цукерман Г.Л. Зачем детям учиться вместе / Г.А. Цукерман.- Москва. 1985.
43. Шгсйнср Формирование учебной самостоятельности школьников
44. Щукина I. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся /Г.И. Щукина.- Москва: Педагогика, 1988. -243 с.
45. Элькошм Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконии,- Москва: Педагогика. 1989. — 560 с.
46. Эльконин Психическое развитие в детских возрастах / Д.Б. Элько- нин. - Воронеж: НПО МОДЭК, 2001. -417с.
47. Эриксон Э.Г. Детство и общество / Э.Г.Эриксон. -.Санкт-Петербург: Ленато, 1996.— 592 с.