Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ»

Работа №51464

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы80
Год сдачи2016
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты изучения содержания метода биологической обратной связи (БОС) с целью профилактики нарушений голоса у студентов 8
1.1 Современное состояние изученности проблемы голосовых нарушений у
лиц голосоречевых профессий 8
1.2 Сущность и содержание метода биологической обратной связи (БОС) ... 16
Выводы по I главе 23
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности диафрагмального дыхания студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 24
2.1 Организация исследовательской работы по изучению уровня
сформированности диафрагмального дыхания студентов 24
2.2 Экспериментальное изучение уровня сформированности диафрагмального дыхания студентов, обучающихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» 27
Выводы по II главе 32
Г лава III. Система коррекционной работы со студентами, обучающимися по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по предупреждению возникновения нарушений голоса с применением технологии БОС 33
3.1 Основные этапы и содержание коррекционной работы по предупреждению нарушений голоса с использованием технологии БОС 33
3.2 Анализ результатов коррекционной работы 44
Выводы по III главе 51
Заключение 52
Список литературы 55
Приложения 59


Актуальность. На современном этапе преобразования системы коррекционной помощи взрослым актуальной является проблема разработки и использования инновационных форм и методов оказания своевременной помощи.
Актуальность исследования определяет недостаточная разработанность эффективных моделей и конкретных профилактических приемов по предупреждению нарушений голоса с применением компьютерных технологий. В связи с этим, появляется необходимость использования метода БОС с целью внедрения в коррекционный процесс для работы со студентами по профилактике нарушений голоса. Поиск новых эффективных методов коррекции, использующих резервные возможности и формирующих новое здоровое состояние организма остается важным и на сегодняшний день. Один из таких методов - метод биологической обратной связи
A. А.Сметанкина, который позволяет использовать эти возможности и решить ряд коррекционных задач. Данная технология сочетает в себе как лечебно-оздоровительное, так и коррекционное воздействие на пациента.
Кроме того, если раньше интерес к технологии БОС был наиболее широк за рубежом, то в настоящее время сфера применения данного метода расширяется и в России. Метод внедрен во многие клиники, и используется в рамках реабилитационного комплекса, успешно применяется для коррекции и профилактики речевых недостатков, а также для развития произвольности высших психических функций.
Применению метода БОС в клинической практике посвящены многочисленные работы школы Н. Н. Василевского - Н. В. Черниговской, О.B. Богданова, Н. М. Яковлева, Д. Ю. Пинчука и др. Эти исследования продолжаются и в настоящее время: в рамках Санкт-Петербургской физиологической школы, в Москве под руководством члена-корреспондента РАМН А. М. Вейна, в МГУ им. Ломоносова под руководством С. А. Исайчева, в Научном Центре Психического Здоровья РАМН, в Научно-исследовательском институте молекулярной биологии и биофизики СО РАМН (Новосибирск) под руководством академика РАМН М. Б. Штарка и ряде других научных центров.
Сведения о распространенности голосовых нарушений весьма разноречивы. По данным Ю.С. Василенко (1974), заболеваемость голосового аппарата составляет для переводчиков - 31%, воспитателей детских садов и яслей - 36%, педагогов - 40%, экскурсоводов - 77%. Отечественные и зарубежные авторы отмечают увеличение заболеваемости голосового аппарата у педагогов с 30-40% в 30-60-е годы XX века до 55-60% случаев в последнее десятилетие (Н. Gundermann, 1970; G. Bohme, 1983; И.А. Лебедев, 1993; В.Б. Панкова, 1997; R.T. Satalloff, 1997; О.С. Орлова, 2000, и др.). Е.В. Лаврова и соавт. (1984) указывают, что среди всех обследованных больных с голосовыми нарушениями 80% являются профессионалами голоса в возрасте от 25 до 55 лет.
Наиболее подвержены расстройствам голоса лица голосоречевых профессий, которые не владеют навыками правильной голосоподачи. Неправильная техника голосоведения и, как следствие этого, перенапряжение голосового аппарата являются распространенными причинами возникновения нарушений, которые могут повлечь за собой профессиональную нетрудоспособность (Г.Т. Бекбулатов, 1969; Е.В. Лаврова, 1987; Л.Б. Дмитриев, 1990; З.И. Аникеева, 1995; Н.В. Оленчик, 1998, и др.). Помимо этого, незначительные дефекты голоса для этой категории лиц могут быть психотравмирующими и приводят к возникновению невротических реакций.
С каждым годом увеличивается число профессий, которые требуют повышенной нагрузки голосового аппарата. В связи с этим возрастает потребность в организации профилактической помощи лицам голосоречевых профессий. Голосовой аппарат становится для них одним из главных инструментов трудовой деятельности. Постоянные голосовые нагрузки вызывают избыточное напряжение всей голосообразующей системы и вследствие этого влияют на состояние эмоционально-волевой сферы человека. В связи, с чем возникает необходимость в разработке профилактических мер для сохранения здорового голоса и поиске наиболее рациональных путей его восстановления в случаях нарушений.
Все изложенное определило актуальность данного исследования.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность метода БОС в системе коррекционной работы со студентами по предупреждению возникновения нарушений голоса и сделать соответствующие выводы.
Объект исследования: профилактика голосовых нарушений у студентов, обучающихся по направлению «специальное (дефектологическое) образование», с использованием технологии БОС.
Предмет исследования: процесс профилактики голосовых нарушений у студентов, обучающихся по направлению «специальное (дефектологическое) образование», с использованием технологии БОС.
Цель достигалась путем решения следующих задач:
1. Теоретически изучить специальную логопедическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить особенности диафрагмального типа дыхания студентов средствами БОС.
3. Разработать комплекс занятий с использованием технологии БОС со студентами по развитию способов голосоведения.
4. Проанализировать данные результаты.
Гипотеза: если при профилактики нарушений голоса использовать метод биологической обратной связи (БОС), то повысится эффективность коррекционных мероприятий по предупреждению возникновения голосовых нарушений у взрослых.
Методы: теоретический анализ специальной литературы, наблюдение, эксперимент, математическая обработка результатов, анамнестический метод, моделирование и проектирование коррекционного процесса.
Методологическую основу работы составляют: теоретический анализ педагогической, логопедической и медицинской литературы по теме исследования; теория речевой деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, И.А. Зимней, позволяющая проанализировать речеязыковые процессы, определить формы когнитивного поведения человека, способствующие эффективному управлению голосоречевыми действиями.
Практическая значимость: Результаты данного исследования позволили расширить теоретические представления об особенностях применения технологии БОС в коррекционной работе учителя-логопеда по профилактике нарушений голоса у взрослых, подобранные и систематизированные основные приемы по предупреждению расстройств голоса могут быть использованы в практической деятельности логопедов при использовании технологии БОС.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования отражены в сборнике Третьей Международной научно-практической конференции «Инновационные формы и технологии с комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии», 25 мая 2016г., Казань.
Материалы исследования и его результаты отражены в сборнике тезисов Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского университета, 4-6 апреля 2016 г., Казань.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Технология БОС сочетает в себе лечебно-оздоровительное и коррекционное воздействие на обучающегося, является универсальной технологией, которая используется во многих областях медицины, позволяющая регистрировать физиологические параметры организма - ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции. Уникальность метода состоит в том, что пациенты, активно включаясь в процесс лечения и реабилитации, по сути, оздоравливают себя сами. Накопленный специалистами в этой области практический опыт вывели технологию БОС на уровень национальной идеи сохранения и укрепления здоровья. БОС применяется при различных типах нарушения голоса, но наиболее эффективно данный метод применяется при лечении гиперфункциональных расстройств голоса.
Статистические данные последнего десятилетия свидетельствуют о росте различных нарушениях голоса у детей и подростков, которые, в свою очередь, влияют на психосоматическое здоровье, социальную адаптацию и реализацию человека в жизни и обществе.
Среди многочисленных факторов, отрицательно влияющих на качество речи и голоса выделяются два, которые встречаются практически во всех случаях: различные нарушения речевого дыхания и высокие психофизиологические затраты организма при речевой деятельности. Как правило, эти два фактора сопровождаются вегетативными дисфункциями и различными невротическими наслоениями (тревога, страх, речевая неуверенность, неадекватная самооценка и др.), которые значительно осложняют процесс профилактики голосовых нарушений.
Следует также отметить, что в современном обществе постоянно увеличивается число лиц голосоречевых профессий. Голосовой аппарат становится для них одним из главных инструментов трудовой деятельности.
Постоянные голосовые нагрузки вызывают избыточное напряжение всей голосообразующей системы и вследствие этого влияют на состояние эмоционально-волевой сферы человека. Именно технология БОС позволит работать над коррекцией и профилактикой ряда заболеваний, и сформировывать новый стереотип дыхания, улучшая физиологические показатели пациента.
Исходя, из проведенного нами конструктивно - сопоставительного анализа наиболее распространенных голосовых расстройств у взрослых и задач, реализуемых с помощью технологии БОС, мы предполагаем, что использование данной технологии в системе коррекционной работы повысит ее эффективность.
Задачей экспериментального изучения было проведение коррекционных занятий и выявление уровня диафрагмального дыхания у студентов.
Для этого для констатирующего эксперимента были отобраны студенты очного и заочного отделений, обучающиеся по направлению «специальное (дефектологическое) образование», проведена диагностика диафрагмального дыхания, проведены коррекционные занятия над формированием диафрагмального дыхания, развитием основных способов голосоведения и компонентов голоса, сформулированы выводы о полученных результатах.
С использованием технологии БОС, нами были разработаны конспекты занятий по развитию голоса и формированию правильного дыхания, которые построены в соответствии с этапами работы по методу БОС.
При проведении контрольного эксперимента мы выявили, что большое количество студентов из экспериментальной группы, после прохождения коррекционной работы имеют более высокий уровень сформированности диафрагмального дыхания, чем студенты из контрольной группы, которые не занимались над развитием диафрагмального дыхания и основных компонентов голоса с использованием технологии БОС.
Таким образом, использование технологии БОС, со студентами по предупреждению возникновения нарушений голоса, повышает качество коррекционной работы учителя-логопеда и способствует предупреждению возникновения голосовых нарушений.



1. Базанова О. М., Афтанас Л. И. Использование индивидуальных характеристик ЭЭГ для повышения эффективности биоуправления // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2006. т. 106. № 2. с. 31-36.
2. Вовк О. Н. Актуальность проблемы речи в современном обществе // Новое поколение: Сб. научн. тр. № 4/ Под ред. Б. Ф. Кваши. - СПб.: МАНЭБ, МИНПИ, 2003.- с. 483-499.
3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. / А. Н. Гвоздев. - М., Изд- во АПН РСФСР, 1961. - 470 с.
4. Даниленко Е.Н., Джафарова О.А., Гребнева О.Л. Игровое биоуправление в адаптации младших школьников // Бюллетень сибирской медицины, 2010, т. 9, №2, с. 108-112.
5. Джафарова О. А., Гребнева О. Л., Лазарева О. Ю. О возможностях использования технологии биоуправления в образовании // Школьные технологии - 2010, № 6, с. 69-73.
6. Ермакова И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков: Кн. для логопеда — 2-е изд., перераб.— М.: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996.—143 с.
7. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб. -метод. пособие. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 174 с.
8. Заюнчковский О. С. Развивающие возможности биологической обратной связи в различной образовательной среде. // Вестник университета (Государственный университет управления). М.: ГУУ, № 30, 2010.
9. Лаврова, Е. В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В.Лаврова. - М. : Издательский центр «Академия», 2007 г. - 144 с.
10. Ламкина Л. В. Метод биологической обратной связи в логопедии // Тез. докл. XIV Общероссийского форума «Здоровье России и биологическая обратная связь» (7-14апреля 2002г.). - СПб, 2002.- с. 72-73.
11. Львов М. Р. Основы теории речи: уч. пос. для студ. пед. вузов. - М.; Академия, 2000 г. - 247с.
12. Нигматуллина И.А. Валитова И.З. Коррекция речи и функционального состояния человека с применением метода биологической обратной связи по максимальной дыхательной аритмии сердца. Материалы Второй международной научно-практической конференции. - Казань. - 2014. с. 225-227.
13. Нигматуллина И.А. Валитова И.З. Особенности использования метода БОС в структуре вариативных форм инклюзивного образования. Материалы Международной научно-практической конференции. - Украина. - 2015 г.
14. Орлова О.С. Коррекционно-педагогическое воздействие при функциональных нарушениях голоса. М., 2009 г. - 125 с.
15. Орлова О.С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса. М., 1998 г. - 250 с.
16. Панкова В.Б. Профессиональные заболевания голосового аппарата. М.: Медицина, 2007 г. - 288 с.
17. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех. М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, 2009 г. - 464 с.
18. Полякова М. А. Самоучитель по логопедии: универсальное руководство. М.: Айрис-Пресс, 2011 г. - 182 с.
19. Правдина, О. В. Голос и его нарушения. // Очерки по патологии речи и голоса. Вып. 2./ Под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: Учпедгиз, 2003 г. - 152 с.
20. Руденко В. И. Логопедия. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 г. - 287 с.
21. Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя Текст. / А.И. Савостьянов. М.: Владос, 2009 г. - 144 с.
22. Селиверстов В.И. История логопедии. Медико-педагогические основы. М.: Проект, 2009 г. - 384 с.
23. Сметанкин А.А. Конспекты теоретических уроков биологической обратной связи «Здоровье». СПб., 2002. - 82 с.
24. Сметанкин А.А. Метод биологической обратной связи по дыхательной аритмии сердца - путь к нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечно - сосудистой систем. - СПб., 1999. - 157 с.
25. Сметанкин А.А. Оздоровительная дыхательная гимнастика с использованием метода биологической обратной связи в школьно - дошкольных учреждениях. - Методические рекомендации для медицинских и педагогических работников школьно- дошкольных учреждений.- СПб., 2003. - 188 с.
26. Сметанкин А.А. Открытый урок здоровья. - СПб., 2005.
27. Степанец Л. Е. Использование метода биологической обратной связи в логопедической коррекции //Тез. докл. Х1УОбщероссийского форума «Здоровье России и биологическая обратная связь» (7-14 апреля 2002 г.). - СПб, 2002. - С. 145-147.
28. Таптапова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. М., 1999 г. - 143 с.
29. Телеляева Л.М. Профессиональные дисфонии. М.: ЦОЛИУВ, 2007г. - 139 с.
30. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Педагогика и ... М.: Просвещение, 1989 г. - 223 с.
31. Фомичёв М. И. Основы фониатрии. Л.: Медгиз, 1991 г. - 185 с.
32. Шаховская С.Н. Логопедия. Методическое наследие. СПб.: Владос,
2007 г. - 312 с.
33. Биосвязь: http://www.biosvyaz.com.
34. Голубев М.В. http://therapeutic.ru/relaxation/pages/id 116


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ