Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИЯ СОСТОЯНИЯ ФРУСТРАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Работа №51449

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы112
Год сдачи2016
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
499
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты изучения состояния фрустрации в психолого - педагогической литературе 10
1.1. Сущностная характеристика понятия «состояние фрустрации» 10
1.2. Особенности проявления состояния фрустрации в старшем подростковом возрасте 19
1.3. Возможности арт - терапии как средства коррекции состояния
фрустрации старших подростков 27
Выводы по 1 главе 36
Глава 2. Педагогическое обеспечение коррекции состояния фрустрации старших подростков средствами арт - терапии 38
2.1. Организация и методы исследования уровня состояния фрустрации
старших подростков 38
2.2. Результаты констатирующего этапа опытно - экспериментальной
работы 43
2.3. Разработка и реализация программы «Индивидуальный арт»
коррекции состояния фрустрации на формирующем этапе эксперимента 48
2.4. Результаты контрольного этапа эксперимента 52
Выводы по 2 главе 61
Заключение 63
Список литературы 65
Приложения


Актуальность исследования связана с повышением негативных социальных проявлений в современном обществе (финансовое непостоянство, кризис семьи), которые становятся источниками глобальной фрустрации, способствуют увеличению эмоциональных расстройств, увеличению агрессивности и враждебности, провоцируют рост преступности среди старших подростков.
Данная тема являлась предметом изучения многих авторов, тем не менее, для педагогической психологии исследования в этой области остаются актуальными. В системе психолого-педагогического сопровождения в рамках образовательного процесса необходима разработка методов и способов, нацеленных на улучшение выносливости и силы воли обучающихся, и как следствие, повышение социальной адаптации школьника к условиям современной реальности. Определенную трудность предполагает поиск методов и способов работы с разными категориями учащихся.
Определяя фрустрационную реакцию и силу ее проявления, как особый стандарт реагирования, мы исходим из того, что в норме ее выражение характерно абсолютно всем людям, и оно оказывает положительное воздействие на социальную адаптацию. М. В. Оршанская считает, что высокий уровень фрустрированности содействует развитию отрицательных качеств личности старшеклассника, так же, как и низкий уровень ее проявления [20]. В связи с этим в старшем подростковом возрасте необходимо формирование конструктивных способов преодоления фрустрации.
При этом арт-терапевтические методы успешно используются в работе со школьниками такими учеными, как J. Bush [42], D. Moriya [48], S.Riley [52], Е.В. Алексеева [1], Л.Д. Лебедева [15]. Современные зарубежные исследователи M. Essex, K. Frostig, J. Hertz [46] полагают, что наиболее эффективным средством для работы с несовершеннолетними может выступать именно арт-терапия, при этом долгосрочная психокоррекция успешнее всего может быть реализована именно на базе школ. В качестве основной цели внедрения арт-терапии в школы, авторы рассматривают адаптацию старших подростков к условиям образовательного учреждения и повышение успеваемости. Долговременными задачами здесь будут выступать: развитие навыков самостоятельности, умение справляться со стрессом, совершенствование коммуникативных приемов, а также раскрытие творческих способностей и формирование здоровых потребностей. Исследователи связывают внедрение арт-терапии в школы с задачей формирования гармоничной, здоровой, социально адаптированной личности.
Эффективным элементом арт-терапевтического процесса становится работа с создаваемым художественным образом, с помощью этого отношение человека к значимому событию и собственному опыту может меняться, что определяет развитие нового типа эмоционального реагирования и поведения, по мнению зарубежных ученых Е. Kramer [46], M. Naumburg [50]. С. Malchiodi [49], T. Dalley [43], по отношение к ментальным образам, изобразительные имеют преимущество, так как они могут быть изменены на физическом уровне. Визуальные образы направлены на разработку нужных проекций и изменений, путем создания рисунков, коллажей. Арт-терапевтический процесс обеспечивает самореализацию и самовыражение в творчестве, этого придерживаются К. Роджерс [30] и А. Маслоу [16], и именно это способствует предупреждению повышенной фрустрированности старшеклассников.
Для старшего подросткового возраста характерно активное социальное, эмоциональное и интеллектуальное взросление, а вдобавок они ощущают определенное влияние со стороны родителей и школы, которые стремятся, чтобы старшеклассники соответствовали их ожиданиям. Некоторые старшие подростки свободно приспосабливаются к подобным непростым задачам, у других же время от времени появляются эмоциональные и поведенческие проблемы.
Сегодня непрерывные стрессовые состояния оказывают отрицательное влияние на организм старшеклассников. Они сталкиваются с большим количеством проблем в семье, школе и с ровесниками. Некоторые проявления перенесенного стресса в старшем подростковом возрасте похожи на взрослые. Одно из отличий состоит в том, что они чаще, чем дети или взрослые, показывают импульсивное и агрессивное поведение.
У некоторых старшеклассников последствия перенесенного стресса могут сохраняться в течение нескольких лет, но если он получает нужное внимание родителей, близких людей или взрослых, то последствия могут пройти через несколько месяцев. В ряде тяжёлых случаев может потребоваться специализированное лечение, в том числе и назначение лекарственных средств.
К возможным источникам состояния фрустрации у старшеклассников относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:
- расставание с близкими друзьями;
- переезд семьи;
- давление со стороны сверстников;
- резкие перемены в распорядке дня;
- начало и конец учебного года;
- подготовка и сдача экзаменов, собеседования;
- чрезмерное увлечение компьютерными играми, особенно агрессивными.
Данная работа по коррекции состояния фрустрации является актуальной для современной психолого-педагогической науки, так как с помощью ее материалов можно многое узнать о возникновении состояния фрустрации, его протекании с точки зрения физиологии и его влияние на организм старшеклассников. Так же в работе представлены возможные методы и способы избегания возникновения ситуаций, в которых может появиться состояние фрустрации и корректирование их средствами арт- терапии.
Анализ состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе и практике позволил выявить наличие противоречия между социальным заказом общества на выпускника школы с сформированным навыком стрессоустойчивости, умением находить верное решение проблемной ситуации, адекватной самооценкой, с одной стороны и недостаточной разработанностью форм и методов, корректирующих состояние фрустрации старшеклассников, с другой.
Выявленное противоречие обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы коррекции состояния фрустрации старшеклассников средствами арт - терапии.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, комплекса форм и методов, обеспечивающих эффективную коррекцию состояния фрустрации старшеклассников средствами арт - терапии.
Объект: процесс коррекции состояния фрустрации старшеклассников
Предмет: содержание, формы и методы коррекции состояния фрустрации старшеклассников средствами арт - терапии.
Гипотеза исследования основывается на том, что эффективность коррекции состояния фрустрации старшеклассников средствами арт - терапии может повыситься если:
- опираться на сущностные характеристики «состояние фрустрации»;
- учитывать особенности проявления состояния фрустрации в старшем подростковом возрасте;
- учитывать возможности арт - терапии в коррекции состояния фрустрации старших подростков;
- разработать и внедрить коррекционную программу «Индивидуальный арт» для снижения уровня состояния фрустрации старших подростков средствами арт - терапии.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1) на основе анализа психологической и педагогической литературы раскрыть сущность и содержание понятий: «состояние фрустрации»;
2) определить особенности проявлений состояния фрустрации в старшем подростковом возрасте;
3) разработать содержание программы коррекции состояния фрустрации старших подростков средствами арт - терапии;
4) в опытно-экспериментальной работе проверить эффективность форм и методов коррекции состояния фрустрации средствами арт - терапии.
Методологическую основу исследования составили идеи, раскрывающие особенности фрустрации (Ф.Е. Василюк [5], J. Dollard [44], Е.П. Ильин [8], Н.Д. Левитов [13], Ф. Перлз [20], А.И. Плотичер [21], S. Rosenzweig [52], Н.В. Тарабрина [31], 3. Фрейд [38], В. Франкл [36], К. Хорни [39] и др.); концепции особенностей психического развития детей подросткового возраста и роли данного периода в становлении личности человека (Л.С. Выготский [6], И.С. Кон [10], А.Е. Личко [15], А.А. Реан [28], Д.И. Фельдштейн [35], и др.); аспекты развития аффективно-потребностной сферы личности в детском возрасте, рассматривала Л.И. Божович [3]; положение о фрустрации как одном из видов психических состояний человека изучал Н.Д. Левитов [13]; положение о психических состояниях как особой психологической категории и их (состояний) интегрирующей функции; концепция регуляции психических состояний (Н.Д. Левитов [13], А.О. Прохоров [25] и др.); теоретические и экспериментальные разработки по диагностике, управлению и направленному формированию психических состояний изучала Ю.Б. Некрасова [18]; классификации реакций на фрустрацию, разработанные S. Rosenzweig [53], Н. Д. Левитов [13]; теоретические положения, разработанные М. Naumburg [49], Е. Kramer [46], С. Malchiodi [48] об использовании арт-терапии в развитии конструктивного эмоционального реагирования личности; положения гуманистически- ориентированной арт-терапии о самовыражении и самореализации в продуктах творчества изученных К. Роджерсом [30], А. Маслоу [16].
В соответствии с целями и задачами исследования нами были использованы следующие методы:
1. Теоретические - изучение и анализ педагогической, психологической литературы.
2. Эмпирические - тест Розенцвейга «Методика рисуночной фрустрации» взрослый вариант (модификация Н.В. Тарабриной) и Методика «Определение состояния фрустрации» В.В. Бойко.
3. Методы обработки данных (количественный и качественный анализ): t-критерий Стьюдента для зависимых выборок.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали ученики 11А класса МБОУ «СОШ № 72», г. Казани, в эксперименте приняли участие 26 старшеклассников, 15-17 лет.
Этапы исследования. Исследование проводилось в естественных условиях, в три этапа:
На первом (поисково - теоретическом) этапе осуществлялся анализ проблемы в педагогической, психологической литературе по теме исследования; определялся научный аппарат и база исследования; определялся научный аппарат и база исследования; подбирались методики опытно - экспериментального исследования.
На втором (опытно - экспериментальном) этапе проводилась проверка гипотезы исследования, апробировались формы и методы коррекции состояния фрустрации старших подростков средствами арт - терапии.
На третьем (обобщающем) этапе проводилась систематизация и обработка результатов исследования, формировались теоретические и экспериментальные выводы.
Научная новизна исследования состоит в следующем: выявлены, обоснованы и апробированы на практике содержание, формы и методы коррекции состояния фрустрации старшеклассников средствами арт - терапии, которые в совокупности нашли свое отражение в разработанной программе «Индивидуальный арт».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная развивающая программа, включающая эффективные формы и методы может использоваться в практике образовательных учреждений, педагогами-психологами, учителями и классными руководителями, достигнута положительная динамика в коррекции состояния фрустрации старшеклассников средствами арт - терапии.
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, включающая семь параграфов, заключения, библиографии и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Решая первую задачу, мы на основе анализа психологической и педагогической литературы изучив концепции различных авторов, таких как S. Rosenzweig [52], Ф.Е. Василюк [5], Н.Д. Левитов [13], З. Фрейд [37], нами была раскрыта сущность и содержание понятий: «состояние фрустрация».
Мы под фрустрационным состоянием понимаем состояние напряжения, расстройсва, беспокойства, вызываемое
неудовлетворенностью потребностей, непреодолимыми трудностями и препятствиями на пути важной цели. Мы рассматриваем фрустрационное состояние как личностное образование или как свойство темперамента, обусловленное слабостью преодоления стрессовых ситуаций.
Решая вторую задачу, мы определили особенности проявлений фрустрации в старшем подростковом возрасте. К ним относятся:
5) двигательное возбуждение - у старшеклассника, находящегося в данном состоянии преобладают бесцельные и неупорядоченные реакции;
6) апатия - возможно, такое поведение, как отрешенность, старшеклассник может находиться в одном положении долгое время в отрешенном отношении к происходящему вокруг;
7) агрессия и деструкция;
8) стереотипия - в данном состоянии старшеклассник может «бездумно» продолжать повторять фиксированные действия из раза в раз.
Решая третью задачу, мы разработали содержание программы коррекция состояния фрустрации старшеклассников средствами арт-терапии. В нее вошли такие техники арт-терапии как изотерапия, музыкотерапия и также нами были использованы «Антистресс раскраски», основанные на мандалотерапии.
Решая четвертую задачу, мы в опытно-экспериментальной работе проверили эффективность коррекции состояния фрустрации средствами арт-терапии.
В ходе формирующего эксперимента нами были использованы такие методы как мандалотерапия, музыкотерапия, изотерапия и тренинговые упражнения.
Нами была подтверждена гипотеза. Она была основана на предположении о том, что эффективность коррекции состояния фрустрации старшеклассников может повыситься, если учитывать такие основные аспекты как, необходимо опираться на сущностные характеристики определения состояния фрустрации; учитывать особенности старшего подросткового возраста; учитывать возможности арт-терапии при коррекции состояния фрустрации, а также разработать и внедрить программу коррекции. Эти данные подтверждены методами математической обработки данных, в частности, t-критерием Стьюдента для связанных выборок.
Исходя их всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что в ходе формирующего эксперимента произошли существенные изменения, позволяющие признать проведение опытно - экспериментальной работы достаточно успешной и положения выдвинутой гипотезы подтвержденной.



1. Алексеева Е.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненными проблемами: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Алексеева Елена Вячеславовна. СПб., - 2002. - С. 187.
2. Алексеева Е.М. Влияние личностных смыслов и смысловых установок на психические состояния: дис. канд. психол. наук: 19.00.13 / Алексеева Екатерина Михайловна Казань, - 2007. - С. 202.
3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Л.И. Божович 2-е изд. - Воронеж: МОДЭК, - 2010. - С. 352.
4. Василюк Ф.Е. Типология переживания различных критических ситуаций. / Ф.Е. Василюк // Психологический журнал. - 2005. - Т.16, № 5. - С. 104-114.
5. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. / Ф.Е. Василюк. - М.: Моск. унта, - 2012. - С. 200.
6. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: Собр. соч. / сост. Л.С. Выготский - М., - 2010. - Т.3. - С. 301.
7. Ильин Е.П. Психология воли. / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, - 2000. - С. 280.
8. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. / Е.П. Ильин. СПб.: Питер, - 2002. - С. 783.
9. Киршбаум Э. И., Еремеева А. Н. Психические состояния. / Владивосток: Дальневост. Ун-та, - 2011. - С. 141.
10. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. / М.: Политиздат, - 2011. - С. 335.
11. Коростелева И.С. Поисковая активность: проблема обучения и воспитания. / И. С. Коростелева // Вопросы психологии. - 2009. - № 6. - С. 61-70.
12. Левитов Н.Д. От фрустрации к агрессии / Н.Д. Левитов // Психическая напряженность. Фрустрация. Хрестоматия / сост. И.В. Герасимова. - Владивосток: Морского гос. ун-та, - 2001. - С. 86-92.
13. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека / М.:
Просвещение, - 2011. - 126 с.
14. Лебедева Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании учителя: дис. докт. педагогических наук: Ульяновск, -2001.
15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / Л.: Медицина, -1983.
16. Маслоу А. Мотивация и личность: пер. с англ. / СПб.: Евразия, - 2010. - 478 с.
17. Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков / М.С. Неймарк // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под. ред. Л.И. Божович и Л.В. Благонадежиной. -М.: Педагогика, - 2008.
18. Некрасова Ю.Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании / Ю.Б. Некрасова // Вопросы психологии. - 2006. - №6. - С. 37-41.
19. Оршанская М.В. Влияние фрустраций на социализацию подростков: автореферат дис. канд. психол. наук / СПб., - 2004.
20. Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра / М.: центр «Академия», - 2009. - 448 с.
21. Плотичер А.И. Некоторые соображения по вопросу о фрустрации / А.И. Плотичер // Вопросы психологии. - 2008. - №2. - С.137-141.
22. Прихожан A.M. Психокоррекционная работа с тревожными детьми // Активные методы в работе школьного психолога / Сб. науч. трудов / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: АПП СССР, - 2007. 
преодоление тревожности / A.M. Прихожан // Психологическая наука и образование. / М.: ГБОУ ВПО МГППУ, - 2007. - № 2. - С. 11.
24. Прохоров А.О. Функциональные структуры и
средства саморегуляции психических состояний / А.О. Прохоров // Казань: КГУ, - 2005. - Т.26, № 2. - С. 68-80.
25. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности / А.О. Прохоров // Вопросы психологии. - 2009. - № 4. - С. 32-43.
26. Прохоров А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе / А.О. Прохоров // Казань: Казанского ун-та, - 2009. - С. 168.
27. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности / А.О. Прохоров //Вопросы психологии. - 2008. - № 5. - С. 156-160.
28. Реан А.А. Психология подростка / Под ред. А.А. Реана. / СПб.: Прайм-Еврознак, - 2003.
29. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций: Пер. с польск. / М,: Прогресс, - 2010. - С. 329.
30. Роджерс К. Творчество как усиление себя / К. Роджерс // Вопросы психологии. - 2010. - № 1. - С. 164-168.
31. Тарабрина Н.В. Анализ когнитивных эталонов личностного реагирования во фрустрирующих ситуациях / Н.В. Тарабрина // Психологические исследования познавательных процессов и личности / отв. ред. Д. Ковач и др. / М.: Наука, - 2011. - С.121-126.
32. Тарабрина Н. В., Щеряков Г. В., Широков В. Д. Экспериментальные исследования фрустрации при истерии // Клинико-психологическое исследования личности / Л.: ЛНИИ психоневрологии, -
2006. - С. 205-209.
33. Тарабрина Н.В. Экспериментально-психологическое биохимическое исследование состояний фрустрации и эмоционального стресса при неврозах: дис. канд. психол. наук: / Л.: ЛНИИ, - 2009. - С.18.
34. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе /М.: Педагогика, - 2008. - С. 208.
35. Фельдштейн Д.И. Психология современного подростка / М.: Педагогика, - 2007. - С. 180.
36. Франкл В. Человек в поисках смысла / М.: Смысл, - 2011. - С. 450.
37. Фрейд 3. О психоанализе Текст. / 3. Фрейд // О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. /М.: Медицина, - 2010. - С. 227-273.
38. Фрейд 3. Психология бессознательного /М.: Просвещение, - 2010. - С. 447.
39. Хорни К. Наши внутренние конфликты: Конструктивная теория невроза / СПб: Лань, - 2009. - С. 237.
40. Berlcowitz L. Aggression: a social psychological analysis. /N.Y., -
2012.
41. Bush J. The handbook of school art therapy: introduction art therapy into a school system. / Springfield., - 2011.
42. Frostig K., Essex M., Hertz J. In the service of children: art and expressive therapies in public schools // Art Therapy: Journal of the American Art Therapy Association, - 2012. - V.13 (3), - p. 21-32.
43. Dalley Т. Art as therapy: an introduction to the use of art as a therapeutic technique. / N.Y., - 2010.
44. Dollard J., Doob L., Miller N., Mower O., Sears B. Frustration and Aggression. / New-Haven, Yale Univ. Press, - 2013.
45. Kramer E. Art as therapy with children. / N.Y., - 2009.
46. Kramer E. Art Therapy in a Children Community. / Springfield, N.Y., - 2010.
47. Moriya D. Art therapy in schools Effective integration of art therapists in schools. / Ramat HaSharon., - 2009.
48. Malchiodi C. Handbook of art therapy. / N.Y., - 2009.
49. Naumburg M. An introduction to art therapy studies of the «Free» Art Expression of Behavior Problem Children and Adolescents as a Means of Diagnostic and Therapy. / Reprint ed. 1947. N.Y. London., - 2008.
50. Naumburg M. Dinamically oriented Art-therapy. / N.Y. London. -2007.
51. Riley S. Contemporary art therapy with adolescents. / London. -2007.
52. Rosenzweig S. An Outline of Frustration Theory // Personality and behavior disorders. / Hunt V.N.Y., - 2008.
53. Rosenzweig S. General Outline of Frustration //Character, and person. . - 2009. - №2. - v. 15.
Интернет источники:
54. Психологический словарь - Режим доступа:
http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=1075
55. Психологический словарь - Режим доступа:
http://psi.webzone.ru/st/119500.htm
56. Психологический словарь - Режим доступа:
http://vslovare.ru/slovo/psihologicheskiij-slovar/frustratzija
57. Режим доступа: -http://www.psychologies.ru/psychotherapy/self-development/mandala-puteshestvie-vglub-sebya/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ